Научная статья на тему 'Мотив в лирическом цикле: принципы исследования'

Мотив в лирическом цикле: принципы исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
981
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ТЕКСТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЖАНР / СТРУКТУРА ТЕКСТА / MOTIF / LYRICAL CYCLE / TEXT / INTERPRETATION / LITERARY GENRE / STRUCTURE OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киселева Виктория Александровна

Мотив - важнейшее средство формирования целостности лирического цикла. В статье рассматриваются принципы анализа мотива с точки зрения его связи с разными уровнями организации произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Motif in a Lyrical Cycle: Principles of Research

The motif is a major means of forming the integrity of a lyrical cycle. The author considers the principles of analysing the motif from the point of view of its connection with different levels of lyrical text arrangement.

Текст научной работы на тему «Мотив в лирическом цикле: принципы исследования»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Литература России.

V V

Современный литературный процесс

Структура текста. Мотивационный и концептуальный анализ.

Анализ фольклорных жанров

УДК 82-14

В. А. Киселева

МОТИВ В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ: ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мотив - важнейшее средство формирования целостности лирического цикла. В статье рассматриваются принципы анализа мотива с точки зрения его связи с разными уровнями организации произведения.

The motif is a major means of forming the integrity of a lyrical cycle. The author considers the principles of analysing the motif from the point of view of its connection with different levels of lyrical text arrangement.

Ключевые слова: мотив, лирический цикл, текст, интерпретация, жанр, структура текста.

Keywords: motif, lyrical cycle, text, interpretation, literary genre, structure of the text.

Проблеме циклизации, вопросам лирического цикла как целостного единства посвящены работы многих исследователей. Среди них можно назвать Л. К. Долгополова, В. А. Сапогова, И. В. Фоменко, М. Н. Дарвина, Л. Е. Ляпину, Е. А. Семенову и др. Предметом анализа в их работах становятся особенности циклизации в истории литературы XIX и XX вв., история бытования цикла в творчестве того или иного автора, поэтика лирического цикла, его композиция. Однако, несмотря на значительное количество уже накопленного практического материала, проблема цикла как жанрового образования все еще требует своего теоретического решения. Одной из важных сторон решения этого теоретико-литературного вопроса становится рассмотрение принципов исследования мотива в лирическом цикле, так как именно мотивы являются одним из наиболее

© Киселева В. А., 2010

значительных смысловых средств формирования его целостности.

В терминологическом значении словами «лирический цикл» обозначается «жанровое образование, главный структурный признак которого - особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе сознательно организованных стихотворений сложную систему взглядов, целостность личности и/или мира» [1]. Отличительной чертой авторского лирического цикла (вне зависимости от истории его создания), кроме необходимо существующей общности его замысла, является система обязательных признаков, названная И. В. Фоменко циклообразующими связями, наиболее актуальными среди которых являются «заглавие, предисловие, "ключевые слова" (лейтобразы) и -как их вариант - лексические скрепы между отдельными стихотворениями, тема, система опорных стихотворений, лирический сюжет, форма лирического дневника, музыкальная форма» [2]. Исследователь отмечает вероятность возникновения циклообразующих связей «на любом уровне структуры, от фоники до проблематики» [3], особо выделяя среди множества потенциально возможных циклообразующих связей несколько универсальных, без которых не может осуществиться ни один цикл: «заглавие, композиционное строение, лексика, метрика и пространственно-временные отношения» [4]. Для выявления принципов анализа мотива в лирическом цикле попытаемся выявить характер соотнесенности мотива как структурной единицы произведения с этими циклообразующими элементами.

Существующий сегодня в литературоведении разнобой в определениях мотива, по мнению известного исследователя проблем мотивики И. В. Силантьева, вызван рассмотрением мотива с разных точек зрения - с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета и др., что приводит к различному его пониманию. По замечанию Ю. Н. Чумакова, «затруднения с теоретическим

В. А. Киселева. Мотив 6 лирическом цикле: принципы исследования

определением и классификацией мотивов в рамках устойчивой и приемлемой парадигмы зависят <...> от неуловимости самого предмета... При всем том терминологическая расплывчатость не так уж и мешает аналитическим операциям с художественным текстом» [5]. Так как, продолжает И. В. Силантьев, «каждая трактовка оказывается по-своему верной, потому что мотив действительно связан со многими аспектами литературного повествования и онтологически, и функционально» [6]. Это высказывание исследователя подтверждает допустимость вынесения мотива на уровень циклообразующих связей и анализа мотива как смысловой единицы лирического цикла в соотнесенности его с уровнем заглавий стихотворений цикла, композиции цикла, его лексики и т. д.

При анализе мотивики лирического цикла необходимо учитывать, что мотив как смысловая единица может не совпадать со словом, предложением: может быть «больше» или «меньше» слова, выражая либо более сложный смысл, соотносимый с общим смыслом сочетания нескольких слов, со смыслом целого предложения или группы предложений, либо актуализировать лишь часть значения слова, находиться в подтексте. Эта особенность анализа мотива ярко отражена в определении Б. М. Гаспарова: «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое "пятно" - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами ("персонажами" или "событиями"), здесь не существует заданного "алфавита" - он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру» [7]. На эту же особенность мотива обращает внимание и ученик Б. М. Гаспарова В. П. Руднев, по утверждению которого своеобразие поэтики художественного текста создается за счет того, что повторения, варьирование и переплетение мотивов происходит на различных уровнях произведения; мотивы отличаются от традиционных единиц анализа текста (слов и предложений) тем, что представляют собой единицы «кросс-уров-невые» [8].

Такому пониманию мотива («смысловое пятно», повторяющееся в тексте) близко определение понятия мотива в «Лермонтовской энциклопедии»: мотив - это «устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда <. > литературно-художественных произведений» [9]. Здесь же говорится о допустимости рассматривать мотив «в контексте

творчества одного или нескольких писателей, какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения» [10]. Далее отмечается возможность рассматривать мотив как вне привязки его к ключевому слову (мотивы - «характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний, а также константные свойства его (поэта) лирического образа, независимо от того, находили ли они соответствующее выражение в какой-либо словесной формуле»), так и с обязательным наличием в мотиве ключевого слова (мотив - «устойчивый словообраз, закрепленный самим поэтом как <...> ключевое слово»); именно с опорой на второе значение и проводится анализ мотивов в энциклопедии. Исследователи подчеркивают целесообразность самостоятельного изучения отдельных мотивов: так, совокупность микроанализов, по их мнению, раскрывает «объемность и целостность миросозерцания поэта» [11].

Принципами анализа мотива в лирическом цикле могут быть названы следующие положения.

1. Сопоставление смыслового содержания мотива со смыслом заглавия как отдельных стихотворений, так и цикла в целом.

Заглавие - один из важнейших элементов смысловой и эстетической организации художественного текста. Заглавия, по наблюдению И. В. Фоменко, ориентируют читателя на общие для всего ансамбля пафос, тему и/или проблематику, выступают в роли скрепы, объединяя цикл в единое целое. Если понимать заглавие как «соединительное звено между внетекстовыми рядами и текстом» [12] (в качестве составляющих внетекстовых рядов при этом подразумевая факты биографии автора, бытовые реалии; в качестве текста - письменные источники, цитаты, представляющие определенный культурно-исторический пласт), то сопоставление с ним эксплицитно или имплицитно выраженного мотива как раз и будет организовывать читательскую ориентацию в «лабиринте сцеплений» (Л. Толстой), составляющих сущность художественного произведения, поможет увидеть «основания этих сцеплений».

Заглавие, кроме того что «придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее единство» [13], может выполнять еще одну функцию - быть «свернутым текстом». С этой точки зрения исследователя может заинтересовать характер проявления или непроявленности того или иного мотива в заглавии стихотворений цикла. Группировка заглавий, порядок их следования (формальный показатель) могут быть рассмотрены как отражение мотивной структуры произведения (как показатель содер-

жательный, смысловой). Исследователю при этом необходимо выявить характер выраженности того или иного мотива в системе заглавий: определить особенности его проявления или, напротив, маскировки, вынесения в подтекст.

Сказанное в полной мере может быть отнесено и к стихотворениям цикла, не имеющим авторских заглавий и озаглавленным по первой строке. Первая строка, дающая название стихотворению, так же, как и формально выраженное заглавие, занимает семантически сильную позицию текста [14]. Это подтверждает допустимость привлекать такие стихотворения в качестве материала для анализа мотивной структуры цикла.

2. Соотнесение мотива с общими принципами композиции цикла: выявление места, значения и функций отдельного мотива в композиции цикла.

Исследователи стихотворной композиции отмечают связь основной проблемы анализа лирического произведения с теми трудностями, которыми обусловлена формализация семантики произведения. При этом в поиске смысловых элементов текста допускается возможность выбора разных критериев, которые выделяются в зависимости от степени детализации анализа [15]. Если в качестве элемента анализа лирического цикла взять мотивы, то характеристика их расположения и трансформации позволит вплотную приблизиться к выявлению общей специфики семантической организации лирического цикла.

Понимая под композицией «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого» [16], исследователь в качестве этих единиц может рассматривать мотивы (с художественно-речевыми средствами их выражения). В этом случае выявление смысла произведения будет основано на выявлении, обнаружении характера расположения, чередования, варьирования, скрепления мотивов как элементов художественной формы.

Являясь одновременно и средством, и способом выражения смысла произведения, композиция представляет собой то, каким образом и с помощью чего художественное сознание отражает глубинные связи явлений реальности. Содержательная значимость композиции как последовательности мотивов (приращение и изменение смысла сказанного, написанного, изображенного автором) может быть обнаружена в следующих словах И. А. Бродского: «Самое главное в стихах - это композиция. Жизнь отвечает не на вопрос: что? а: что после чего? и перед чем? Это главный принцип. Тогда и становится понятным "что"» [17]. При анализе мотивной структуры цикла необходимо рассматривать как порядок введения мотивов, так и систему их сопоставлений по сходству или контрасту. Это по-

зволяет обнаружить логику их соединения, выявить смысл их повторов и вариаций.

Исследуя лирический цикл как жанровое образование, И. В. Фоменко отмечает существование «логики внешнего (тема) и внутреннего (проблема) развития циклов» [18]. Выбор окончательного варианта композиционного строения цикла определяется либо логикой развития объективной действительности, которая воплощается в «сюжете», либо закономерностями субъективно-авторского сознания, которые, выражаясь в системе ассоциативных сцеплений, получают свое крайнее выражение в использовании музыкальной формы. Исследование с этой точки зрения характера проявления того или иного мотива в лирическом цикле позволяет не только увидеть, какова его роль в организации ряда стихотворений в единое целое, но и выявить тот «доминирующий философский аспект, который никак непосредственно не воплощен ни в одной из частей, но рождается в их взаимодействии» [19].

3. Анализ выражения мотивной структуры в лексике лирического цикла.

Анализируя лексику как средство выражения мотивов лирического цикла, исследователи отмечают параллельный характер развития мотива и слова: «любимые слова поэта порождают излюбленные мотивы и обратно» [20]. Это позволяет определить те лексические элементы, которые играют роль носителей наиболее важных мотивов: такими элементами являются «повторяющиеся в цикле слова или группы слов, объединенные общим для них значением (тематические и лексико-семантические группы)» [21]. Исследователи подчеркивают полифункциональность такого повтора: повторяемость слова или группы слов рассматривается, с одной стороны, как скрепа и, с другой стороны, как средство выявления дополнительных оттенков значения, порождающее смысловую вариативность и привносящее дополнительную экспрессию.

Исследователей мотивной структуры лирического цикла интересует место возникновения лексического повтора (возникающий в начале цикла повтор может играть объединяющую роль для всех или для многих стихотворений цикла), употребление повтора в роли сигнала об изменении темы (смена друг другом отдельных групп слов), особенности реализации лексического повтора в тексте (текстовый смысл параллельного развития нескольких групп слов).

Средством сохранения целостности лирического цикла является именно упорядоченность лексических повторов, которая не позволяет поэтическому повествованию распасться на составные части, не дает ему превратиться в элементарный монтаж художественных образов. Вслед за Б. М. Гаспаровым В. П. Полухина отмечает,

В. А. Киселева. Мотив в лирическом цикле: принципы исследования

что слово, наряду с образом и деталью, однажды появившись, не исчезает бесследно, а продолжает «свое пребывание в тексте отражением в других смыслах» [22]. Поэтический текст, в котором причинно-следственные отношения не проявляются так ярко, как в нарративе, «скреплен ассоциативно связанными лексемами, буквальное и метафорическое значение которых наслаивается друг на друга» [23].

4. Еще одно направление исследования функционирования мотива в лирическом цикле -выявление роли мотива в организации пространственно-временного континуума - в воплощении хронотопа.

«Время и пространство художественного текста уникальны, ибо имеют не объективную основу своего существования, а субъективную: в художественном тексте автор создает условное пространство и время» [24], именно автор определяет местоположение лирического героя, персонажей стихотворений цикла, устанавливает временные характеристики развития лирического сюжета. Характер выраженности пространственно-временных отношений на протяжении цикла может стать одним из направлений анализа как лирического сюжета цикла, так и его архитектоники в целом [25]. В практическом выполнении такого исследования продуктивной единицей анализа может стать именно мотив как лексический и психологический способ репрезентации пространственных и временных отношений в художественном тексте.

В этом направлении предполагается анализ участия мотива в воссоздании разных типов пространства лирического цикла: пространства физического и пространства ментального. Рассматривая мотив как выражение позиции мыслящего субъекта, воспринимающего окружающую среду и осознающего пространство, возможно выявить последовательность мотивов, обнаруживающих осмысление пространства как вместилища, внутри или вне которого находится лирический герой. Это подразумевает анализ мотивов, выражающих предметность (заполненность пространства вещами, предметами), анализ мотивов, маркирующих непрерывность и протяженность пространства (наличие пространства близкого и далекого), ограниченности пространства (пространства закрытого и открытого), направленности пространства (горизонтальной и вертикальной его организации), его трехмерности (верх - низ, спереди - сзади, слева - справа), включенности пространства во временное движение.

Анализируя роль мотива в воссоздании художественного времени стихотворений лирического цикла, необходимо обратить внимание на его функции в развитии лирической ситуации и да-

лее - в развитии лирического сюжета. Внимание исследователя может быть сосредоточено на выявлении мотивов, выражающих «семантику ограниченной длительности <...>, семантику неограниченной длительности, семантику текущего времени, временных изменений от прошлого к настоящему и будущему» [26], причем последовательность расположения этих традиционных временных компонентов в лирическом стихотворении и лирическом цикле нередко оказывается измененной. Характеризуя воплощение художественного времени лирического цикла, следует учитывать наличие или отсутствие мотивов, выражающих одномерность, необратимость, однонаправленность (от прошлого к настоящему и будущему) / разнонаправленность, кратность (повторяемость) / однократность; учитывать стремление автора передать последовательность психологических состояний подобно реальному времени либо стремление в этой передаче изменить его ход, размыть, разомкнуть временные границы, прервать однонаправленность времени.

С этой точки зрения важно выявить зависимость психологического состояния лирического героя от пространства и времени, в котором он находится и которое он изображает. Именно это состояние, состояние «лирической концентрации», сосредоточенность в некоей «фиксированной пространственно-временной точке» (Т. И. Сильман) образует систему «точек-стихотворений», которая, по мнению И. В. Фоменко, «воссоздает пространственно-временные представления автора, т. е. его представления о мире и человеке как целостности» [27].

5. Выявление связи мотива с принципами метрической организации лирических циклов.

При анализе полиметрической структуры цикла следует обратить внимание на то, что изменение метра может сопровождать тот или иной мотив, маркировать переходы от одного мотива к другому, выявлять проблематику произведения. Зависимость «метр - смысл», выраженная в том числе и на уровне мотивной структуры произведения, помогает выявить те особенности авторского мировосприятия, которые могут быть не выявлены при анализе прочих уровней произведения. «Анализ цикла как полиметрической композиции уточняет представления о концептуаль-ности текста» [28].

Исследуя принципы анализа мотива в лирическом цикле, мы рассматривали мотив как основной элемент, как важнейшую составляющую каждой из циклообразующих связей произведения. В заключение можно отметить, что обозначенные в данной статье принципы мотивного анализа в лирическом цикле позволят более внимательно подойти к практическому анализу лирического цикла в целом, а также уточнить и углу-

бить представление о циклизации как явлении литературной теории.

Примечания

1. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. С. 3.

2. Там же. С. 7.

3. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984. С. 24.

4. Фоменко И. В. Лирический цикл... С. 90.

5. Чумаков Ю. Н. Фуражка Сильвио // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 2: Сюжет и мотив в контексте традиции / отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 1998. С. 141.

6. Силантьев И. В. Поэтика мотива / отв. ред. Е. К. Ромодановская. М., 2004. С. 94.

7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М., 1994. С. 30-31.

8. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999. С. 180.

9. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. М., 1999. С. 290.

10. Там же.

11. Там же. С. 291.

12. Фоменко И. В. Лирический цикл. С. 90.

13. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М., 2000. С. 95.

14. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М., 2004. С. 327.

15. Панарина М. А. Принципы образно-тематической и стиховой композиции в лирике Бродского // Поэтика Иосифа Бродского: сб. науч. тр. Тверь, 2003. С. 215.

16. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2003. Стлб. 387.

17. Иосиф Бродский: стратегии чтения: материалы междунар. науч. конф. 2-4 сентября 2004 г. в Москве. М., 2005. С. 224.

18. Фоменко И. В. Лирический цикл. С. 93.

19. Там же. С. 95.

20. Там же. С. 96.

21. Там же.

22. Полухина В. П. Проза Иосифа Бродского: Продолжение поэзии другими средствами // Поэтика Иосифа Бродского: сб. науч. тр. Тверь, 2003. С. 18.

23. Там же.

24. Бабенко Л. Г. Указ. соч. С. 166.

25. Козлов В. И. Архитектоника художественного мира лирического произведения: на материале цикла И. Бродского «Часть речи»: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 214.

26. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста: практикум / под ред. Л. Г. Бабен-ко. М., 2004. С. 162.

27. Фоменко И. В. Лирический цикл. С. 97.

28. Там же.

УДК 808.1:82.08

А. В. Попова

ЯБЛОЧНАЯ ОБРАЗНОСТЬ ВО ФЛОРИСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОЗЫ Е. И. ЗАМЯТИНА

В данной статье рассматривается функционирование яблочной образности во флористическом пространстве художественного творчества Е. Замятина на материале рассказов «Русь», «Чрево», «Ловец человеков». Исследуется роль яблочных мотивов в раскрытии авторского понимания предназначения женщины, их место в художественно-философской картине мира писателя.

In this article the functions of apple imagery in floristic space of E. Zamyatin's works are considered. Based on the short stories "Russia", "The Womb", "Catcher of Men", the research is aimed at studying the significance of apple motives in the writer's artistic and philosophical picture of the world, and their role in revealing the author's understanding of woman's predestination.

Ключевые слова: Евгений Замятин, мотив яблока, женский образ, растительная метафора.

Keywords: Evgeny Zamyatin, woman's image, apple's motive, vegetation metaphor.

Природный мир в творчестве Евгения Замятина является авторским отражением национальной картины мира, которая сложилась в сознании писателя, родившегося и выросшего в самом «чреве» срединной России. Эти места во все времена славились своим плодородием: богатыми благоухающими садами, хлеборобными полями, мелкопоместными усадьбами, в которых выращивались подчас экзотические фрукты и овощи. Уникальная духовная и историко-культурная атмосфера Черноземья, «самой настоящей» России, как писал о своей «малой родине» Евгений Замятин, подарила миру непревзойденных мастеров слова, произведения которых запечатлели особенности быта и бытия своих земляков. Пейзажи родного Подстепья, «где поля волнисты, где все буераки да косогоры» [1] являются одним из важнейших, если не основным элементом, определяющим художественное своеобразие творчества таких писателей, как М. Пришвин, И. Бунин, Е. Замятин и др.

Современная территория Липецкой области, являющаяся некогда частью Орловской и Тамбовской губерний, вошла в произведения вышеперечисленных писателей как край яблоневых садов. Тонкий нежно-сладкий аромат антоновских яблок, ваза с которыми является неизменным «экспонатом» в доме-музее И. А. Бунина в Ельце, пронизывает многие произведения писа-

© Попова А. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.