Научная статья на тему 'Принципы социальной коммуникации в системе муниципального управления'

Принципы социальной коммуникации в системе муниципального управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
832
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯСЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL COMMUNICATION / MUNICIPAL ADMINISTRATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EVOLVING COMMUNICATION / SOCIAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косова Нина Михайловна

Статья рассматривает муниципальное управление в контексте развития социальной коммуникации. В центре теоретическое описание модели развивающейся коммуникации и анализ её практического применения в управлении социальным развитием территории на примере реализации социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is examining municipal management in the context of social communication on the base of theoretical description of the model of evolving communication and analysis of its practical implementation in social projects.

Текст научной работы на тему «Принципы социальной коммуникации в системе муниципального управления»

Нина КОСОВА

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Статья рассматривает муниципальное управление в контексте развития социальной коммуникации. В центре - теоретическое описание модели развивающейся коммуникации и анализ её практического применения в управлении социальным развитием территории на примере реализации социальных проектов.

This article is examining municipal management in the context of social communication on the base of theoretical description of the model of evolving communication and analysis of its practical implementation in social projects.

Ключевые слова:

социальная коммуникация, муниципальное управление, устойчивое развитие, развивающаяся коммуникация, социальный проект; social communication, municipal administration, sustainable development, evolving communication, social projects.

Следствием современных тенденций установления полномочий и ответственности различных структур (хозяйственных организаций, органов власти) является их специализация и деление жизненного пространства территории на части, сегменты или сектора с чётко определёнными границами. И с какой очевидностью приходит осознание реальности данных границ, с такой же очевидностью возрастает значимость создания каналов взаимодействия, организации социальных связей между отдельно функционирующими частями, т.е. необходимость социальной коммуникации и управления коммуникационными процессами.

Но решение практической задачи — введение эффективной коммуникации в нормы профессиональной деятельности сопряжено с немалыми трудностями и проблемами. Социологические наблюдения и опросы, проведённые среди профессиональных служб Нижегородской обл., показывают, что профессиональная деятельность не так часто становится предметом общения (13%). Как правило, общение внутри организации сводится к межличностным контактам, а профессиональные темы возникают только в рамках специальных семинаров. Современные условия деятельности организаций имеют ограниченное число стимулов, которые побуждают работников к взаимодействию и общению на профессиональные темы. Среди них остаётся низкой востребованность таких приёмов, как совместный анализ проблем профессиональной деятельности, постановка общих целей и задач (15%). В то же время влияние коммуникации на результативность деятельности признаёт большинство: работоспособные и успешные коллективы — это те, где люди умеют договариваться между собой, открыты для контактов с коллегами и воспринимают конкурентов как потенциальных партнёров. Таким образом, коммуникация нужного качества и знака, несмотря на её значимость в жизни индивида, на профессиональном уровне не возникает самопроизвольно. Она результат волевого воздействия и специальных организационных условий, т.е. результат управления.

Система таких условий складывается ещё в системе муниципального управления, и интерес представляет практика, которая даёт целостные модели. Например, опытным способом по итогам внедрения социальных проектов на территории г. Арзамаса Нижегородской обл. (более 50 малых и больших проектов)1 была разрабо-

1 Косова Н.М., Мумладзе Н.В. Проектирование в социальной защите: опыт социологического обобщения. — Н. Новгород : Изд. ВВАГС, 2006, стр. 38—79.

КОСОВА

Нина

Михайловна — к.полит.н, доцент кафедры управления, экономики и финансов Арзамасского филиала ВВАГС

nkossova@list.ru

тана и апробирована модель развивающейся коммуникации, обеспечивающая гибкость в управлении. Идеи, заключённые в данной модели, — это попытка отойти от формализованных схем интерпретации управления и приблизить его к той социальной реальности, на которую с его помощью транслируются стимулы к изменению.

Используемый термин «развивающаяся коммуникация» представляет собой альтернативу мимолётности, крайней неустойчивости коммуникативного мира. Одно из смысловых значений термина относится к типизации отдельных проявлений коммуникации, как, например, её свойств надситуативности или способности преодолевать ограничения в своём существовании, которые вызываются конфликтами и приводят к разрыву коммуникативных отношений. В этом контексте на первый план выходит длительность сохранения контакта между субъектами действия, непрерывность и воспроизводство коммуникативных связей, позитивная коммуникативная динамика, которая приближена по своему значению к условиям обеспечения социальных контактов и целостности социальной реальности. И наконец, следующее значение термина связано с прагматическим смыслом и предназначением управления — коммуникация, обладающая способностью к развитию, т.е. продуцированию нового, становится универсальным средством управления социальными изменениями, средством проектирования социального развития любой территории.

В основе данной модели рефлексивный анализ противоречий, возникающих в процессе реализации различных социальных проектов, и последовательное выстраивание социальной коммуникации различного масштаба: макроуровня — на территории города, мезоуровня — между отдельными организациями, микроуровня — отдельные эпизоды взаимодействия индивидов.

Сегодня, обращаясь к данному опыту, можно утверждать, что стартом для иного прочтения всего происходящего становятся проектные структуры. В какой бы области и в какое бы время ни складывались условия для новой проектной идеи (это первый проект или очередной среди текущих), она закономерно заостряет противоречия между старым (что-то сложив-

шееся, привычное и подтвердившее свою полезность для людей) и новым, таящим в себе множество ожиданий, но пугающим всегда необычностью и непредсказуемостью. Возможно, в этом причины медленного продвижения проектов в систему власти, где действуют законы нормирования и программирования. Но, чтобы преодолеть этот страх перед неизведанностью, люди должны включить в деятельность новую идею и адаптировать её к своим жизненным потребностям и условиям.

Примерно так выглядела стартовая ситуация и для проектов Арзамаса. Первый проект на территории города был посвящён преодолению насилия в семье, проводился администрацией города при поддержке правительства Нижегородской обл. и американского партнёра ОО «Коннект США — Россия». Возглавила проектную работу профессиональная инициативная группа специалистов социальной защиты. Новизна и необычность проектной идеи вызвала одновременно интерес (все службы признавали социальную значимость, масштаб и глубину проблемы) и отторжение (а что дальше: «кто виноват?» или «что делать?»).

Сегодня много говорят об эффективности проектов, рассматривая их как варианты мягких реформ1, однако наш опыт вскрывает и типичные проблемы, требующие определённой осторожности и взвешенности, дозирования в их применении. Как отдельный элемент управления проект может остаться непонятым и непризнанными эпизодом, чрезмерное же увлечение проектными методами несёт реальную угрозу стихийности в системе управления. Факторами, порождающими стихийность, становятся как сопровождающие проекты скрытые или открытые социальные конфликты, так и разрозненные, имеющие непонятную природу результаты. Они создают неопределённость для населения, а в связи с этим — и нежелательные настроения, которые начинают раскачивать местное сообщество, как маятник, готовя почву для роста недовольства и усиления конфликта. Выход из этого тупика очевиден — интеграция проектных технологий в сложившуюся структуру управления территорией и восстановление

1 Родни Тернер Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению / Пер. с англ. под общ. ред. Воропаева В.И. — М. : Издательский дом Гребенникова, 2007, стр. 27-32.

утраченного баланса, т.е. перевод проектных задач в официально действующие службы и структуры местного сообщества.

Целесообразно начать этот процесс с устранения противостояния, но эта задача не решается в приказном порядке. Формальные процедуры - разрешение вышестоящих уровней власти, распоряжение местной власти о создании рабочих проектных групп, инструкции участникам по организации действия и т.д., безусловно, важны, но они только рамочно оформляют проектное пространство, слегка ретушируя остроту возникшей напряжённости.

Что же в действительности является определяющим успех? Как показывает наш опыт, на первый план выходит смена восприятия проекта и процессов, текущих в рамках проектной деятельности. Проект становится эффективным управленческим средством в том случае, если все текущие процессы воспринимаются в призме управляемой социальной коммуникации. А это означает, что в течении проектной деятельности и сопутствующих ей коммуникативных процессов есть закономерности, которые необходимо учитывать. Они и определяют успешность или неуспешность проектного замысла.

В первую очередь необходимо сформировать единую плоскость понимания, без чего невозможно представить процесс социальной коммуникации: без общего предмета коммуникация вырождается в обычный информационный обмен (обмен монологами), и не порождаются коммуникативные связи между участниками. Общий предмет даёт каждому участнику возможность логического сравнения и осмысления событий как с собственной профессиональной позиции, так и с позиции другого участника, что формирует полноту понимания происходящего. Отсюда возникает необходимость и обязательность этапа проектной диагностики.

Программа диагностики сводилась к изучению основной документальной базы социальных служб (устава, положений и основных программ), беседе с руководящим составом службы. Основные вопросы для обсуждения: текущая деятельность на данный момент времени; направления взаимодействия с другими службами; возможные пересечения с проектной проблемой; в чём проявляется готовность и неготовность службы к решению пробле-

мы. В результате обработки собранной информации определился общий для всех служб объект управленческого воздействия - различные категории семей города, переживающие трудную жизненную ситуацию. Выводы проектной диагностики представили общую концепцию деятельности социальных служб города и философию работы с семьёй, что позволило перейти к следующему этапу организации социальной коммуникации - непосредственному социальному контакту и возможности договориться о едином понимании совместной деятельности. Такие условия предоставили проектные семинары, в нашем случае — собиравшие как малые аудитории от пяти человек, так и аудитории до 100 приглашённых.

Проведение проектного семинара с учётом данных правил развёртывается по следующей схеме: вводное общее собрание, работа в малых группах, заключительное общее собрание, повторяя в короткое время установленный алгоритм развития социальной коммуникации.

Частные проекты стали пусковым механизмом для профессиональной коммуникации внутри служб. Но для управления важно не только то, как они текут внутри организации, — главным является необходимость согласования смысла действий, предпринимаемых в различных ситуациях службами независимо друг от друга. Соответственно, управляемая социальная коммуникация предполагает как закономерность возникновение различных совещательных форм, основанных на принципах диалога. В нашем случае таковыми стали советы по работе с семьёй в микрорайонах, осуществляющие контроль за реабилитационными программами кризисных семей и объединяющие специалистов различных служб, курирующих кризисные семьи микрорайона; консилиумы при социальном приюте по организации работы с семьёй, где родители лишены родительских прав, и т.д.

Модель развивающейся коммуникации даёт возможность всем участникам ощутить сопричастность к общей проблеме, а также построить друг с другом устойчивые профессиональные контакты и управлять ими, обеспечивая позитивный настрой и результативность совместной работы, а тем самым — устойчивое социальное развитие территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.