Научная статья на тему 'Региональное солидарное общество утопия или проект?'

Региональное солидарное общество утопия или проект? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
379
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА / REGION / REGIONAL SOLIDARITY SOCIETY / SOCIAL INFRASTRUCTURE OF REGIONAL SOLIDARITY SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабинцев Валентин Павлович, Реутов Евгений Викторович

В статье анализируется возможность реализации проекта по формированию регионального солидарного общества. Данному процессу предшествует создание социальной инфраструктуры регионального солидарного общества, которая представляет собой институциональную, организационно-коммуникационную, социокультурную и научно-исследовательскую основы обеспечения социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the possibility of realization of forming of regional solidarity society project. The creation of social infrastructure for regional solidarity of society, which represents the institutional, organizational, communication, social, cultural and research foundations for social interaction, precedes the given process.

Текст научной работы на тему «Региональное солидарное общество утопия или проект?»

Политические процессы и практики

Валентин БАБИНЦЕВ, Евгений РЕУТОВ

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО -УТОПИЯ ИЛИ ПРОЕКТ?

В статье анализируется возможность реализации проекта по формированию регионального солидарного общества. Данному процессу предшествует создание социальной инфраструктуры регионального солидарного общества, которая представляет собой институциональную, организационно-коммуникационную, социокультурную и научно-исспедоватепь-скую основы обеспечения социального взаимодействия.

The article examines the possibility of realization of the project of forming the regional solidary society. The creation of social infrastructure for regional solidarity of society, which represents the institutional, organizational, communication, social, cultural and research foundations for social interaction, precedes the given process.

Ключевые слова:

регион, региональное солидарное общество, социальная инфраструктура регионального солидарного общества; region, regional solidary society, social infrastructure of regional solidary society.

Качество социальной среды, социальных отношений представляет собой в настоящее время не только фундаментальную социологическую, но и вполне актуальную практическую проблему, от решения которой во многом будет зависеть, сможет ли российское общество занять достойное место в мировой системе либо в нем продолжатся (и, вероятно, усилятся) процессы социальной деградации и энтропии. Существенным барьером на пути ее решения является неоднородность социального пространства в горизонтальном и вертикальном измерениях. Горизонтальное измерение его социальной, а в последнее время — и все более социокультурной дифференциации связано с региональным многообразием, сформировавшимся как результат сложного цивилизационного развития России и легитимизированным в 90-е гг. прошлого века административно-территориальным делением. В качестве базовых единиц социального пространства российского общества фигурируют регионы, границы которых, как правило, определяются границами субъектов федерации.

Неоднородность по вертикали связана с наличием множества перегородок и границ, прежде всего, экономического, политического, но также этнического и социокультурного характера, препятствующих социальной коммуникации как в пределах общества в целом, так и на мезосоциальном уровне, который представляют собой российские регионы. Так, на совмещение регионом характеристик макроячейки горизонтальной структуры общества и сложной внутренней дифференциации обращает внимание Н.И. Лапин1. Регион предстает, таким образом, в качестве территориально организованного сообщества, обладающего относительным социокультурным и административно-политическим своеобразием и отражающего ключевые характеристики социального пространства общества в целом. Естественно, это своеобразие варьирует в довольно широких пределах, но опять-таки поддается типизации: например, «русские» и «этнические», «доноры» и «реципиенты» и др.

Таким образом, внутрирегиональные проблемы и отношения могут как отражать общую логику развития российского общества (социальная поляризация, клановость и т.п.), так и порождаться и усугубляться специфическими внутренними факторами (пригра-

1 См.: Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социологические исследования, 2006, № 8, с. 25-34.

БАБИНЦЕВ Валентин Павлович — д.филос.н., профессор; заведующий кафедрой социальных технологий БелГУ [email protected]

РЕУТОВ

Евгений Викторович — к.соц.н., доцент; доцент кафедры социальных технологий БелГУ [email protected]

Таблица 1

Оценка жителями Белгородской обл. духовно-нравственного состояния общества, %

Как часто Вам приходится сталкиваться с проявлениями... Постоянно Редко Никогда Затрудняюсь ответить Не ответили

враждебности 16,80 44,45 18,15 20,35 0,25

насилия 7,13 28,70 37,80 25,95 0,42

лжи 31,92 40,30 9,65 17,73 0,40

безразличия к людям 37,53 38,85 8,33 14,72 0,57

несправедливости 40,63 37,05 6,97 14,82 0,53

ничное положение региона, его этнокон-фессиональная структура и многое другое).

Соответственно, мезоуровневую форму организации общества — регион — следует рассматривать как систему, развитие которой определяется в значительной мере ее внутренними факторами и тенденциями, в т.ч. лежащими в плоскости управленческого воздействия.

Вызовы управлению региональными сообществами в современной России характеризуются крайним многообразием. Это, например, новые экономические условия, характеризующиеся глобальным экономическим кризисом, выход из которого требует инновационных решений и эффективного использования ресурсов, обеспечивающих развитие региона, несмотря на многочисленные угрозы и риски, обусловленные глобальными процессами.

Но едва ли не самым серьезным вызовом в настоящее время становится фрагментация социокультурного пространства регионального сообщества, утрата им нормативно-ценностного и духовного единства, минимальная степень которого необходима для мобилизации его потенциала в целях как простого воспроизводства, так и, главным образом, инновационного развития.

Время и ресурсы, которые акторы различного уровня затрачивают на преодоление барьеров социальной коммуникации (при организации собственного дела, налаживании межведомственных контактов, получении положенных льгот и услуг, защите своих прав), могли бы быть использованы более продуктивно.

Однако происходит, как правило, обратное. Вместо консолидации, являющейся необходимым условием обеспечения стабильности и повышения конкурентоспособности в обществе повышенного риска, мы фиксируем распад межличностных связей, нарастание взаимного недоверия и (в последнее время все чаще) агрессии.

В ходе мониторинга оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской обл. по методике «роза качества» в 2009 г. (мониторинг проводится в регионе регулярно с 2006 г.) выяснилось, что 22% опрошенных убеждены, что в обществе стало меньше доверия; 33% — меньше справедливости; 31% — больше жестокости; 45% — больше безразличия. При этом 39% заявляли, что они постоянно сталкиваются с безразличием по отношению к себе, 33% — с проявлениями лжи.

Мониторинг, проведенный в 2010 г., показал, что данная ситуация приобрела характер устойчивой тенденции и находится на грани социальной дезорганизации. В ходе его 37% белгородцев заявили, что постоянно сталкиваются с проявлениями безразличия по отношению к себе. Результаты мониторинга дают основание утверждать: в последние годы в обществе резко обострилась проблема социальной справедливости. С проявлениями несправедливости в настоящее время постоянно сталкиваются 40,63% жителей региона (см. табл. 1).

Существенно дискредитированными оказались в настоящее время коллективистские ценности (дружба, солидарность, взаимная поддержка), они все чаще рассматриваются как устаревшие понятия.

Таблица 2

Удовлетворенность населения Белгородской обл. решением конкретных жизненных проблем,%

Проблемы Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить Не ответили

Предоставление медицинской помощи 41,62 40,17 18,22 -

Реализация условий для занятий физической культурой и спортом 48,32 22,68 28,90 0,10

Организация получения общего образования 59,97 17,70 22,22 0,12

Предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства 36,18 41,12 22,65 0,05

Организация борьбы с преступностью 30,30 35,97 33,58 0,15

Обеспечение безопасности граждан 31,28 37,00 31,60 0,12

В течение последних десятилетий ослабла консолидирующая роль семьи, и снизилось значение семейных ценностей.

Низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе, на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации социально-экономических проектов и программ, которые не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами.

Это порождает ощущение неуверенности, небезопасности существования, которое все более усиливается у населения. В данной связи, очевидно, следует говорить о заметных изменениях общественных настроений, выражающихся, в частности, в переоценке наиболее значимых жизненных проблем. Если в конце 1990-х — начале 2000-х гг. самыми острыми проблемами граждане считали проблемы материального характера, то в последние годы, наряду с сохранением их актуальности, на первый план выдвигаются именно проблемы безопасности. Мониторинг по методике «роза качества»

в 2010 г., в частности, выявил наиболее высокий уровень неудовлетворенности тем, как обеспечивается безопасность граждан (см. табл. 2).

В ситуации социальной неопределенности и неуверенности в защищенности себя, своих близких и личного имущества развиваются крайне негативные явления социальной аномии и социального дезертирства. При этом социальная аномия выражается в нежелании людей соблюдать установленные нормы, а социальное дезертирство — в отказе от выполнения социальных ролей. Вследствие этих изменений разрушаются общественные связи, принадлежность людей к социальным институтам становится чисто формальной, а граждане отказываются отвечать на вызовы, которые адресуются им от имени государства и общества.

В этих условиях представляется необходимым изменение акцента в политике региональных властей, в смещении его на изменение межличностных отношений. Фактически в настоящее время можно утверждать, что успех реализации стратегии улучшения качества жизни населения, о следовании которой обычно заявляют власти субъектов РФ, зависит от улучшения качества человеческих отношений.

В данном контексте становится все более востребованной идея социальной

солидарности, несмотря на то что она довольно неоднозначно воспринимается элитарным и массовым сознанием. Концепт «социальной солидарности», «солидаризма» в середине - второй половине XX в. в определенной мере оказался скомпрометированным тем, что являлся основой программы Народно-трудового союза (НТС), близкой по идеологии к «корпоративному государству» Б. Муссолини, а в странах Латинской Америки длительное время использовался как инструмент противодействия самоорганизации рабочего класса, в т.ч. в рамках профсоюзного движения1.

Тем не менее в последнее время идеи солидарности все чаще актуализируются представителями самых различных общественных сил. И это вполне логично, поскольку солидарность - не что иное, как необходимый уровень согласия, без которого в пределах сообщества невозможны эффективные межличностные и институциональные коммуникации.

Мы полагаем, что в качестве одной из стратегических задач регионального развития вполне допустимо формулировать задачу формирования солидарного общества. Оно может рассматриваться как система межличностных и межгруп-повых отношений субъекта Российской Федерации, основанная на осознании их участниками общности интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей. Это не тотальная социальная солидарность, предполагающая декларирование единства работодателя и наемного рабочего, олигарха и безработного, отмену социальных противоречий и конфликтов. Речь, прежде всего, идет о гражданской и национальной солидарности, в соответствии с которыми каждый человек должен обладать способностью и готовностью откликнуться на вызовы, сформулированные от имени общества, нации и государства. И эти способность и готовность должны и могут быть целенаправленно сформированы.

В сложившейся ситуации движение к региональному солидарному обществу означает утверждение в отношениях между людьми трех важных принципов -

лояльности, социальной интеграции и взаимной ответственности.

1. Лояльность. В самом широком значении лояльность означает взаимное уважение и доверие людей друг к другу, стремление решать спорные вопросы и конфликты на основе согласования интересов. Но в концепции солидарного общества принцип лояльности приобретает более конкретное значение. Лояльность, согласно Т. Парсонсу, представляет собой «готовность откликнуться на должным образом “обоснованный” призыв, сделанный от лица коллектива или во имя общественного интереса или потреб-ности»2. Таким образом, идея лояльности становится мобилизующей идеей, ориентирующей граждан на социальное служение в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности и развития общества.

2. Социальная интеграция. Реальностью настоящего является то, что включенность человека в те или иные социальные группы приобретает преимущественно формальный характер. Граждане крайне редко испытывают потребность содействовать социальному успеху своей общности, ее статусному продвижению. Одновременно социальная группа и общество в целом мало заботятся об отдельных гражданах, а в сложных ситуациях последние обычно остаются без корпоративной поддержки и защиты. Однако реальная социальная интеграция означает формирование прочных межличностных и групповых связей. Наиболее перспективной в данном отношении выглядит технология формирования сетевых (горизонтальных) структур, которые все чаще доказывают свое преимущество перед иерархическими в отношении обеспечения доверия и конструктивного взаимодействия.

3. Взаимная ответственность. Формирование солидарного общества предполагает установление социально справедливого распределения ответственности за судьбы России и региона между различными в статусном отношении группами и индивидами. Это значит, что ответственность не должна быть одинаковой для всех, но распределяться адекватно ресурсам, контролируемым человеком или группой. Более высокий статус должен означать

1 См.: Артавиа В. Что такое «солидаризм» и чьи ------------------

интересы он защищает // http://www.socialistmfo. 2 Парсонс Т. Система современных обществ. —

ги/арпоп/405.Мт1 (дата обращения 10.11.2010 г.). М., 1997, с. 26.

не установление льгот или привилегий, освобождающих от обязанностей, но, напротив, необходимость нести дополнительные нагрузки в отношении социума. Данное требование актуализирует проблему социальной справедливости, рассматриваемой как мера, устанавливаемая для определения соответствия между деянием и воздаянием, между возможностями и результатами. Утверждение солидарного общества означает реализацию постулата, в соответствии с которым тот, кому больше дается, с того больше и спрашивается.

Мы полагаем, что необходимыми характеристиками регионального солидарного сообщества в современных условиях являются:

— формулировка ценностей и смыслов, безусловных для абсолютного большинства населения области и основанных на культурно-исторических традициях;

— обеспечение открытого, честного диалога между органами власти и населением;

— развитие нравственности, оптимизма, патриотизма, позитивно ориентированного мышления;

— формирование ответственности власти за эффективность и безопасность своей деятельности;

— утверждение идеи социальной справедливости как ведущего принципа взаимоотношений между людьми;

— наличие четких норм во взаимоотношениях между людьми и социальными институтами, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях;

— социальная активность, готовность и способность граждан участвовать в решении государственных и общественных проблем, вопросов местного значения;

— акцент на взаимную ответственность (власти и граждан, граждан по отношению друг к другу);

— постоянный и конструктивный диалог государственной власти и гражданского общества;

— консенсусный язык общения, т.е. язык, использующий одинаково воспринимаемые участниками диалога понятия, ориентированный на поиск общих смыслов, понимание друг друга.

Рассматривая солидарное общество как систему межличностных и межгруп-повых отношений, базирующихся на принципах лояльности, интеграции и

ответственности, следует иметь в виду, что как его формирование, так и развитие невозможно без создания адекватной этим принципам социальной инфраструктуры. Именно наличие инфраструктуры является критериальным отличием проекта, вписывающегося в актуальную социальную среду, от утопического конструкта, направленного на ее «улучшение» и исходящего из некритически воспринятых социальных концепций. Отметим в данной связи, что одной из причин краха многих прекрасных по своему замыслу федеральных и региональных проектов является именно отсутствие инфраструктуры, которая обеспечивала бы их саморазвитие в долгосрочной перспективе и позволяла концентрировать социальные ресурсы.

Формирование социальной инфраструктуры солидарного общества, понимаемой в предельно широком плане как система предметно-практических и духовных предпосылок, определяющих постоянное улучшение межличностных отношений, обусловлено необходимостью создания комплекса условий, во-первых, для обеспечения согласования актуальных интересов социальных субъектов региона, приведения их в соответствие с интересами регионального развития. Во-вторых, ее задачей является генерирование новых интересов, целей и задач развития региона, поиск неординарных направлений и технологий данного развития.

Социальная инфраструктура регионального солидарного общества представляет собой, таким образом, институциональную, организационно-коммуникационную, социокультурную и научно-исследовательскую основы обеспечения взаимодействия социальных групп, индивидов, организаций, органов государственного и муниципального управления, частные и групповые интересы которых могут быть реализованы в пределах целей регионального развития. Эти элементы инфраструктуры в сущности определяют направления инвестиций в проект солидарного общества, без которых он останется очередным социальным мифом.

Практика разработки и реализации социальных проектов в настоящих условиях имеет ярко выраженные риски бюрократизации и имитации управленческого процесса. Поэтому проектное управление, во-первых, должно осуществляться

с обязательным участием представителей общественных структур. Возможна даже такая мера, как определение квоты на обязательную долю социальных проектов, исходящих от общественных активистов, гражданских ассоциаций, территориальных сообществ и т.п. Во-вторых, необходима высокая степень «внешнего», общественного контроля за реализацией управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления.

Существенным риском является также опасность подавления конфликта, декорирования реальных противоречий социальными мифами и идеологическими конструкциями.

В процессе формирования регионального солидарного общества следует учитывать неодинаковую активность его членов. В институциональном взаимодействии приоритет будет у наиболее активных и «статусных» групп — представителей региональной и муниципальной

власти, бизнес-сообществ, общественных активистов. В связи с этим необходимо предусмотреть систему мер и механизмов, обеспечивающих обратную связь и учет общественного мнения.

Анализ рисков и проблем, возникающих в связи с осуществлением проекта формирования регионального солидарного общества, демонстрирует всю сложность данной задачи. Однако очевидно, что в настоящее время не существует достойной альтернативы предлагаемому вектору развития. Сохранение сложившейся в социуме ситуации приведет лишь к нарастанию общественных конфликтов, дальнейшему взаимному отчуждению власти и населения, росту коррупции и преступности.

Статья подготовлена в процессе разработки региональной программы «Формирование социальной инфраструктуры регионального солидарного общества».

По не зависящим от редакции причинам в № 1 журнала «Власть» за 2011 г. допущены неточности в именах и должностях авторов статьи «Синергетическая основа когнитивной модели региональной динамики изменения состояния малого и среднего бизнеса».

Следует читать:

ДЕНИСОВ Владимир Николаевич — старший преподаватель, заместитель декана ВВАГС, г. Нижний Новгород

ГУСЕВА Вероника Александровна — студентка ВВАГС, г. Нижний Новгород.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.