Научная статья на тему 'Социальные характеристики управления агентами коммуникации в организациях закрытого типа'

Социальные характеристики управления агентами коммуникации в организациях закрытого типа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ / COMMUNICATION / ORGANIZATIONAL COMMUNICATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL REGULATORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прачик Кирилл Андреевич

В статье обосновано естественнонаучное происхождение феномена коммуникации, ее связь с материей, информацией, процессами отражения и социального подражания. Автор исследует возможности приложения социально-психологической науки к практике современного управления организациями закрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The natural-science origin of the communication phenomenon is substantiated as well as its connection with substance, information and processes of reflection and social imitation. The author investigates the possibilities of applying social-psychological methods to the practice of modern management.

Текст научной работы на тему «Социальные характеристики управления агентами коммуникации в организациях закрытого типа»

Кирилл ПРАЧИК

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНИЯ АГЕНТАМИ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА

В статье обосновано естественнонаучное происхождение феномена коммуникации, ее связь с материей, информацией, процессами отражения и социального подражания. Автор исследует возможности приложения социально-психологической науки к практике современного управления организациями закрытого типа.

The natural-science origin of the communication phenomenon is substantiated as well as its connection with substance, information and processes of reflection and social imitation. The author investigates the possibilities of applying social-psychological methods to the practice of modern management of closed type organizations/

Ключевые слова:

коммуникация, организационная коммуникация, социально-психологические регуляторы; communication, organizational communication, social-psychological regulators.

ПРАЧИК

Кирилл

Андреевич —

соискатель

кафедры социологии

управления

Государственного

университета

управления

KirillPrаchik@

rambler.ru

Йля современного общества характерна взаимная обусловлен -ность функционирования его институтов как автономных и как взаимосвязанных объектов. Социальное управление и иным институтом является необходимым инструментом, в определенной степени гарантирующим продуктивное, полезное взаимодействие разных институтов общества между собой. Такие гарантии реализуются в коммуникативных практиках как внутри института, так и во внешней по отношению к институту среде.

Изучение процессов управления агентами социальной коммуни -кации раскрывает актуальность данной работы, поскольку:

• это определяет базовые первичные условия продуктивного, комфортного, безопасного существования общества;

• знание процессов управления агентами социальной коммуникации позволяет видеть эффективность или неэффективность системы социального управления и, соответственно, распознавать риски эффективности, образовавшиеся как продукт такого управ ления;

• результаты социологических исследований социальной комму никации в закрытых организациях могут служить предметом даль нейших исследований специфики межинституционального взаи модействия общества.

Процесс организационной коммуникации рассматривается с позиций структурно функционального подхода, где коммуникация представляется как совокупность взаимосвязанных элементов, уча ствующих в процессе движения информации, которые составляют понятие моделей (социальных образцов) управленческой деятель -ности. Они проявляются в социально - коммуникативных практи -ках субъектов и объектов управленческой системы организации закрытого типа1.

Коммуникация определяет не только развитие организаций, но и характер их функционирования. При этом предполагаются целе -направленные изменения, соответствующие замыслу и задачам влияния. В социально - психологическом значении это предпола -

1 Бондаренко В.Ф. Теория и социология организации : рабочий учебник. — М. : РосНОУ, 2007, с. 17.

гает взаимную зависимость воздействую щего и воздействуемого, которая порож дает социальные связи, проявляющиеся в форме различного рода социальных отно шений. Социальные связи и отношения образуют социальную реальность.

Коммуникация связана с информацией, поскольку проявляется как отражение, разнообразие, мера сложности, снятие неопределенности, сообщение, содержа ние, новизна взаимодействующих сторон.

Организационная коммуникация принципиально социальна, поскольку способность выбора и применения уме ний, способов, навыков и приемов связи и взаимодействия является признаком, объединяющим людей. Появляющийся таким образом феномен социальной ком муникации понимается как совокупность социальных отношений, поддерживае мых выбором и применением информа ционных способов, средств, навыков и приемов взаимодействия, определяемых потребностными, ролевыми и статусными различиями.

Коммуникация принципиально инсти туциональна, поскольку человек отходит от животного, создавая взаимодействую щими средствами социальную систему, образующую социальную организацию, социум, общество. Особенности социаль ной коммуникации в управлении орга низациями закрытого типа в известной мере определенно раскрывают ее сущ ность, которая заключается в том, что это информационно институциональные способы взаимодействия субъекта и объ -екта управления, определяемые законо мерностями функционирования органи заций закрытого типа с целью выполне ния задач предназначения.

Немаловажное значение имеет среда организации. Среда организации рассма тривается как единство внешнего, социе тального и управленческого пространства. Внешняя среда — это наиболее общие, тотально объединяющие людей признаки, в известном смысле подчиняющие менее обширные среды. Она оперирует образ цами социального действия, которые выступают в качестве неизменных фак торов коммуникации. Среди таких фак торов выделяют информацию, скорость, время, виртуальность, пространство. Социетальная среда является источни ком институционализации, определяю щим ключевые семиотические поня

тия. Управленческая среда организации включает целевые, регламентационные, координационные, субординационные, функциональные, деятельностные ком поненты, которые характеризуются непо средственностью и конкретностью.

Можно выделить, как минимум, три основные социально психологические характеристики организационной среды, в которой осуществляется коммуникация. Они позволяют дать наиболее полную оценку ее состояния и являются важными показателями функционирования управ ления организацией. Это стиль управ-ления, правила общения, управленческие знания1.

Служебное и функциональное общение определяет формы, способы, средства и условия передачи знаний от тех, кто ими владеет, тем, кто в них нуждается. При этом в организации действуют управляе мые ограничения движения знаний между носителями коммуникативных средств. В свою очередь, знания определяют формы, способы и средства профессионального общения. Располагаемые знания понимаются как набор потенциальных, готовых к применению средств коммуникации, а используемые знания — это определяемые статусным, ролевым и потребностным положением возможности применения коммуникативных средств.

Выделяют два типа социально психологических регуляторов организа ционной коммуникации, используемых в управлении. Это применение инфор мационных регуляторов и регуляторов коммуникации на основе экспертных систем. Информационные регуляторы социальной коммуникации, используе мые в управлении организацией, понима ются как средства, обеспечивающие под держание такой циркуляции социальной информации между элементами органи зации, которая для них определяется как значимая. При этом социально значимой является информация, которая оказывает результирующее влияние на ролевое, ста тусное и стратификационное положение элементов организации и их функцио -нальное назначение: выбор и использова ние коммуникативных средств.

К основным информационным регуля -торам можно отнести расширение глас

1 Жучков В.В. Социальная коммуникация обра -зовательной среды // Социология образования, 2007, № 5, с. 37.

ности, изучение общественного мнения, устранение закрытых для получения информации социальных пространств, введение ограничений, использование иллюстраций и публичности.

Расширение гласности предполагает такое информационное обеспечение принятия управленческих решений, при использовании которого взаимодейству ющие элементы организации оказыва ются информированными о процедурах выработки и принятия управленческого решения. При этом информированность должна пронизывать всю глубину субъ екта управления.

Изучение общественного мнения пред полагает поиск каналов организационной коммуникации, которые соответствуют целям и задачам необходимой информи рованности взаимодействующих элемен тов организации о процедурах выработки и принятия управленческого решения.

Устранение закрытых для получения информации социальных пространств предполагает отключение защитных меха низмов (информационных барьеров) раз ных сегментов социальных групп органи зации, что создает благоприятные условия для необходимой информированности элементов управленческой системы орга низации о выработке и принятии управ ленческого решения.

Введение ограничений предполагает такую организацию информационных потоков, при которой вводятся правила, контролируется выполнение, пресекаются возможные нарушения получения и рас пространения информации о процедурах выработки и принятия управленческих решений.

Использование иллюстраций, публич -ности как социально психологических регуляторов предполагает такую органи зацию информационных потоков о выра ботке и принятии управленческого реше ния, при которых общественно значимые смыслы переходят в плоскость индивиду ально разделяемых интересов.

Нельзя не отметить сущностные сто роны применения экспертных систем при решении задач регулирования ком муникации в управлении организацией. Реализованные в экспертных системах процедуры регулирования социальной коммуникации позволяют значительно повысить результативность всего соци ального управления. Примером этого слу -

жат лингвистические или семиотические экспертные системы. Они осуществляют регулирование социальной коммуника ции через тексты, которые формируются с учетом коммуникативных интересов субъ ектов и объектов управленческой системы организации. Одна из них — это русско -язычная психолингвистическая эксперт ная система ВААЛ.

Фоносемантические регуляторы орга -низационной коммуникации позволяют выявить несоответствие между значением слова и его звуковой формой, вызывающей в сознании незвуковые представления.

Жанровые регуляторы организацион -ной коммуникации позволяют выделить или самостоятельно сформировать опре деленные профессиональные лексические группы управленческого языка, использу ющиеся элементами органов управления, выбор которых определяется должност ными, профессиональными и другими полномочиями.

Контент анализ как регулятор органи зационной коммуникации осуществля ется с помощью отдельных модулей, кото рые сконструированы для решения задач выявления количественных и качествен ных свойств текстов и коммуникативных единиц1.

Таким образом, социально психо логическое регулирование организацион ной коммуникации с использованием линг -вистических и семиотических экспертных систем должно рассматриваться как допол нение к уже существующим методам, мето -дикам и технологиям организационного управления. Без использования подобных систем знания органы управления нео -правданно рискуют, безвозвратно истощая имеющийся управленческий ресурс. Риски оказывают прямое влияние на результаты исполнения управленческого решения. Управленческой системе организации необходимы средства, включающие все предметное знание об управленческом языке — лингвистические и семиотические экспертные системы.

1 Жучков В.В. Социальная коммуникация и технические системы: проблема соотноше -

ния в процессе социального взаимодействия. Материалы II Всероссийской научной конфе -ренции «Сорокинские чтения — 2005. Будущее России: стратегии развития». — М. : МГУ, социо -логический факультет, 2005. Электронное издание ISDN 5-902955 -02-5, с. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.