УДК: 711.61:712.253 DOI: 10.37279/2413-1873-2021-22-29-42
ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГРАНИЦАХ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, НА ПРИМЕРЕ ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Сидорова В.В., Живица В.В., Суворов А.И., Эрайзер А. А.
Академия строительства и архитектуры, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» 295493, Республика Крым, г. Симферополь, улица Киевская,181, [email protected]
Аннотация. В статье подобраны и проанализированы научные литературные источники и нормативно-правовые документы по реконструкции общественных пространств в границах прибрежных территорий. Проведён анализ мирового опыта реконструкции набережных и современной специфики градостроительного развития прибрежных территорий с точки зрения взаимосвязи прибрежных территорий с городской застройкой. Исследованы архитектурно-планировочные проблемы набережных пространств и проблемы их реконструкции. Сформулированы принципы реконструкции общественных пространств приморских территорий населенного пункта. Даны практические рекомендации по их применению. Осуществлён анализ истории развития и современного состояния набережной пгт. Черноморское в Республике Крым. Разработаны предложения и рекомендации по реконструкции указанной набережной в пгт. Черноморское. На базе проведённого исследования предложена экспериментальная проектная модель реконструкции набережной пгт. Черноморского.
Предмет исследования: Реконструкция общественных пространств в границах прибрежных территорий Материалы и методы: В ходе исследования применялся анализ мировых аналогов, проводились натурные обследования территории. Для выявления исторической закономерности развития территории применяется сравнительный анализ прибрежных территорий советского периода и настоящее время. Для апробации теоретических выводов, принципов и рекомендаций по реконструкции применено экспериментальное проектирование территорий. В работе проанализированы теоретические и практические материалы, касающиеся объекта исследования, сделаны выводы. В процессе подбора материалов по теме публикации и анализа полученных результатов применены методы: дедукции, теоретического анализа и синтеза, метод аналогии. Результаты:
Изучена научная литература и нормативно-правовые документы. Анализ данных свидетельствует о том, что вопрос реконструкции общественных пространств в границах прибрежной полосы, в том числе городских набережных, чрезвычайно актуален и должен быть изучен специалистами разных сфер деятельности (градостроителями, архитекторами, социологами, экономистами, инженерами, технологами и т.д.).
Проанализирован мировой опыт реконструкции набережных. Выявлено, что преобразование прибрежной зоны в мировой практике может осуществляться по двум схемам:
- фокусировка на повышении рекреационного потенциала набережных в историческом центре за счет установки малых архитектурных форм;
-создание непрерывных транспортных коридоров для пешеходов и велосипедистов, формирования динамичных общественных пространств с разными активностями.
Изучена история формирования и развития населённого пункта в границах современного пгт. Черноморское, начиная с периода античности до современного периода существования. Определено, что основное направление развития пгт. Черноморское заключается в предоставлении туристических услуг отдыхающим. Для увеличения длительности курортного сезона в поселке и повышения привлекательности места определены основные показатели: формирование идентификационного архитектурного образа прибрежной полосы пгт. Черноморское, привлечение инвесторов для реализации проектов, расширение сферы предоставляемых услуг туристам.
Выявлены принципы реконструкции общественных пространств в границах прибрежных территорий: принцип комфорта и безопасности, принцип внедрения современных технологий и материалов; принцип рационального функционального зонирования; принцип комплексного развития территории; принцип привязки к истории и объектам культурного наследия; принцип формирования водного фасада города; принцип безопасности и берегозащиты.
Формирование и преобразование городских общественных рекреационных зон прибрежных территорий должно иметь продуманную стратегию планомерного, поэтапного проведения работ по строительству и благоустройству прибрежных территорий. Для этого необходимо разработать стратегию или концепцию развития территории и придерживаться ей. Вывод: Сформулированные в статье принципы и рекомендации по реконструкции набережных решают сложившиеся проблемы прибрежных территорий населенных пунктов и могут применяться в проектировании. Практические рекомендации и экспериментальная проектная модель могут быть интересны администрации Черноморского района Республики Крым, обучающимся вузов архитектурных и градостроительных специальностей, профессорско-преподавательскому составу, ученым и всем, кто интересуется вопросами благоустройства приморских территорий. Ключевые слова: реконструкция, набережная, прибрежные территории, фронт застройки, ансамбль, благоустройство, историческая значимость, городские общественные пространства.
ВВЕДЕНИЕ
Приморские города Крыма обладают особо ценным рекреационным ресурсом - прибрежными территориями. В настоящее время исключительно редко этот ресурс используется рационально. Причиной данного положения является низкий уровень качества благоустройства общественных пространств, отсутствие функционального разнообразия, общего архитектурно-эстетического стиля для населенного пункта. Городские общественные пространства, расположенные в прибрежной полосе приморского населенного пункта служат постоянному и временному населению местами отдыха, оздоровления и развлечений.
Набережные - это центр жизни любого приморского города. Для создания комфортных, красивых, функциональных, биопозитивных набережных, требуется проведение комплексных исследований и совместная работа многих специалистов: градостроителей, архитекторов, ландшафтных дизайнеров, социологов,
экономистов. Также важную роль играет активное участие местного населения и администрации города. Следует учитывать потенциальные возможности привлечения туристов и инвесторов для обеспечения дальнейшего устойчивого развития прибрежных территорий [1].
Набережные служат связующим звеном между городской застройкой и акваторией. Как правило, в сферу визуального влияния набережных пространств попадают общественные сооружения, жилые здания, естественный или искусственно -создаваемый прибрежный ландшафт, пляжи, зелёные насаждения, а также различное оборудование и коммуникации. Роль каждого элемента в формировании ансамбля набережной различна, и в этой связи возможно бесконечное разнообразие объемно-планировочных решений. В связи с социальными, природными, антропогенными и техногенными факторами, набережные, как и любые другие искусственные образования недолговечны, поэтому проблема реконструкции набережных является чрезвычайно актуальной [2].
Цель исследования - разработать принципы и рекомендации по реконструкции общественных пространств прибрежных территорий приморских населенных пунктов, предложить
экспериментальную проектную модель апробации исследований.
Задачи:
- изучить научную литературу, нормативно -правовые документы, касающиеся темы исследования;
- провести анализ мирового опыта по реконструкции набережных и современную специфику градостроительного развития прибрежных территорий;
- проанализировать принципы реконструкции набережных, применяющихся в мире;
- проанализировать историю развития и современное состояние набережной пгт. Черноморское в Республике Крым;
- разработать предложения и рекомендации по реконструкции набережной пгт. Черноморское в Республике Крым;
- предложить экспериментальную модель реконструкции набережной пгт. Черноморское.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ
Развитием, реконструкцией, благоустройством набережных в своих трудах занимались: Цитман Т. Алимова Ю.Р. [3]; Калмыкова К.А. и Шкотова О.В. [4]; Скобелева А.Ю. [6]; Клинова А.В. и Шкотова О.В [8]; Сокол О.В. и Сидорова В.В. [19].
В научной статье Сидоровой В.В. и Маслий В.В. «Мировой опыт по градостроительному развитию приморских курортов» [5] проанализирован отечественный и зарубежный опыт возникновения приморских курортов, а также архитектурно-планировочные принципы градостроительного зонирования, принципы градостроительного развития.
В статье Савельева М.В., Киселева Д.А., Бондарь Н.В. и Пигина Ю.А. «Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий» [7] рассмотрены общественные городские рекреационные пространства и выделены основные принципы их формирования. Определено, что городские набережные пространства включают в себя как эстетический аспект формирования архитектурной среды, так и принципы организации общественной рекреации в зонах с особыми условиями использования территории водоохранной зоны.
В статьях [15-18] Сидорова В.В. рассмотрела: проблемы планировочной организации прибрежных территорий в условиях реконструкции курортов, градостроительную типологию и терминологию приморских территорий.
Анализ публикаций свидетельствует о том, что вопрос реконструкции общественных пространств в границах прибрежной полосы, в том числе городских набережных, чрезвычайно актуален и должен быть изучаем и обсуждаем специалистами в разных сферах деятельности (градостроителями, архитекторами, социологами, экономистами, инженерами, технологами и т.д.)
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ходе исследования применялся анализ мировых аналогов, проводились натурные обследования территории. Для выявления исторической закономерности развития территории применяется сравнительный анализ прибрежных территорий советского периода и настоящее время. Для апробации теоретических выводов, принципов и рекомендаций по реконструкции применено экспериментальное проектирование территорий. В
работе проанализированы теоретические и практические материалы, касающиеся объекта исследования, сделаны выводы. В процессе подбора материалов по теме публикации и анализа полученных результатов применены методы: дедукции, теоретического анализа и синтеза, метод аналогии.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
Вопрос благоустройства общественных пространств прибрежных территорий в настоящее время чрезвычайно актуален.
Проведено исследование наиболее успешных зарубежных проектных работ по реконструкции
прибрежных территорий. Ниже приведены некоторые примеры объектов.
Яркий пример реконструкции в г. Барселона. La Rambla - знаменитая центральная пешеходная улица, ведущая к городской набережной. Она протянулась почти на 5 км вдоль всего побережья Средиземного моря. До Олимпиады 1992 года набережные и пляжи в Барселоне отсутствовали. На их месте был гигантский порт со множеством складских помещений, подъездных
железнодорожных путей, обслуживающей техники. Но к олимпиаде порт перенесли, а прибрежную полосу расчистили (рис. 1) [9].
Рис. 1. Барселона. La Rambla - пешеходная улица Fig. 1. Barcelona. La Rambla- pedestrianstreet
Первой частью городской гавани, которая подверглась реконструкции, стала набережная Фуста (рис. 2), от ул. Рамблы до ул. Виа-Лайетана. Вдоль берега возвели современные отели, деловые центры, рестораны, посадили деревья и цветущие кустарники, организовали городские пляжи. Вдоль всей набережной проходит многоуровневая магистраль, которая отделена от широкой береговой полосы пальмовой аллей. Над одной из полос автодороги проходит пешеходно-велосипедная зона.
Комплексному и планомерному развитию прибрежных кварталов Барселоны способствовала политика городских властей, положенная в основу тщательно продуманной и цельной концепции архитектурно-планировочного преобразования огромного района, граничащего с морем и рекой. Таким образом, Барселона отказалась от точечного освоения набережных в пользу цельной концепции
[9].
Рис. 2. Набережная Фуста, Барселона Fig. 2. Fusta Embankment, Barcelona
Опыт преобразования приморских территорий в г. Нью Йорк. В процессе развития индустриализации Нью Йорка большинство городских районов оказались отрезанными от воды промзонами, портовыми сооружениями, дорожной инфраструктурой. Береговая линия начинала
развиваться со стороны Манхэттена, но единого плана не было. В 2011 году был представлен долгосрочный комплексный план развития всего 520-мильного «водного фасада» Нью-Йорка -Vision 2020: New York City Comprehensive Waterfront Plan (рис. 3) [1].
Рис. 3. NewYorkCityComprehensiveWaterfrontPlan Fig. 3. Комплексный план набережной Нью-Йорка
производств. реконструкции общественного восстановление
Проект состоит из отдельных программ и проектов самой разной направленности - от расширения набережных и пляжей до модернизации ливневой канализации. Конечная цель -превращение всего берега в общедоступную благоустроенную территорию. В прибрежной зоне предусмотрено строительство жилья, коммерческой застройки и даже размещение безвредных Главным принципом проекта является обеспечение
доступа к воде, очистка реки и биоразнообразия, сохранение визуальных связей с водными пейзажами. Проект также предусматривает модернизацию
значительной части береговой линии в открытые пространства с различными рекреационными функциями [9], привлекательными для различных категорий населения.
Значимой составляющей зарубежных стандартов является грамотное определение пространственных границ набережной, которая включает прилегающие улицы, связанные с ней визуально. В стандартах благоустройства различных стран существуют конкретные отличия в создании профиля набережных, но связывает их общие принципы формирования общественных пространств, обеспечивающих комфортные условия для отдыха, развлечения и оздоровления людей [8, 10].
В результате проведённого анализа сформулированы следующие принципы и рекомендации по реконструкции общественных пространств:
1. Принцип комфорта и безопасности. Рекомендации: при реконструкции и
проектировании набережных необходимо решать задачипо созданию комплекса работ, направленных на обеспечение комфорта и безопасности жителей.
2. Принцип внедрения современных технологий и материалов. Рекомендации: использовать передовые экологические и инновационные технологии для обеспечения устойчивого развития среды и создания единой образной структуры застройки набережных.
3. Принцип рационального функционального зонирования. Рекомендации: формирование функциональных зон должно быть с учетом пешеходно-транспортных связей. Необходимо учитывать качество насыщения набережныхэлементами благоустройства, обеспечивающих функциональное разнообразие. Также при благоустройстве набережных необходимо учитывать потребности маломобильных групп населения и обеспечивать организацию безбарьерной среды.
4. Принцип комплексного развития территории. Рекомендации: любое формирование и преобразование городских общественных набережных должно иметь продуманную стратегию планомерного, поэтапного проведения работ по строительству, реконструкции и благоустройству.
5. Принцип привязки к истории и объектам культурного наследия. Рекомендации: одним из ключевых условий проектирования и реконструкции набережных является соблюдение исторически сложившихся принципов архитектурно-планировочной среды. Композиционные решения могут отвечать современным тенденциям, но при этом
подчеркивать принадлежность к определенному историческому контексту городской территории [7].
6. Принцип формирования водного фасада города. Рекомендация: эстетичная застройка и формирование водного фасада населенного пункта с фарватера моря с учетом градостроительных доминант и архитектурных акцентов; узнаваемость застройки с моря.
7. Принцип безопасности и берегозащиты. Рекомендация: реконструкция должна осуществляться при условии устройства берегозащиты, применения биопозитивных технологий и материалов.
Рассмотрим курортный поселок городского типа Черноморское, расположенный на западном побережье Крыма, в районе Тарханкутского полуострова в Узкой бухте. Территория Черноморского относится к равнинно-степной зоне западного Крыма. Вдоль всего побережья Тарханкутского полуострова идеальные мелководные пляжи с белым песком чередуются с известняковыми скалами [11].
Расстояние от пгт. Черноморское до столицы Крыма г. Симферополь - 145 км, до ближайшей железнодорожной станции в г. Евпатория - 75 км. На рис. 4 изображена ситуационная схема.
Рис. 4. Ситуационная схема Fig. 4. Situation diagram
В населённом пункте отсутствуют какие-либо виды промышленных предприятий, загрязняющих окружающую природную среду. Экологические экспертизы показывают высокую степень природной чистоты курорта. Питьевая вода подается из подземных артезианских скважин, расположенных в нескольких километрах от посёлка и очищается с помощью ультрафиолета -эта технология позволяет сохранять полезные свойства воды и избавляться от болезнетворных бактерий.
История развития пгт. Черноморское начинается еще с древнего античного периода. Первое поселение Калос Лимен возвели древние греки. Позже оно было завоёвано скифскими племенами. В период Средневековья территория населённого пункта была во владениях Крымского ханства. Далее последовали периоды: российской власти, революционный период, влияние советской власти (рис. 5), украинский период и окончательное возвращение в Россию. Каждый из перечисленных этапов по-своему повлиял на развитие посёлка.
Рис. 5.1. Благоустройство общественных пространств периода советской власти Fig. 5.1. Improvement of public spaces during the Soviet period
Рис. 5.2. Благоустройство общественных пространств периода советской власти Fig. 5.2. Improvement of public spaces during the Soviet period
Основной целью реконструкции прибрежной зоны пгт. Черноморское с созданием фронта застройки центральной набережной является привлечение потока туристов в поселок (рис. 5).
Идея проекта заключается в формировании ансамбля гостиницы и застройки набережной с учетом исторического наследия, что является актуальной не только для архитектуры данного населённого пункта, но и для экономики крымского региона, так как такие зоны рекреации как приморские набережные улицы служат местом интенсивного привлечения больших масс отдыхающих и туристов.
Большое значение для города имеют набережные, так как являются местом массового отдыха. Функциональная организация данных общественных пространств может включать в себя такие функции как: порт, пляж, место парковок, транзитная зона, рекреация, зону общественного питания, аттракционов и прочее [9].
В результате натурного обследования, были выделены основные архитектурно-планировочные проблемы набережной пгт. Черноморское, а также предложены экспериментальные проектные варианты их решения:
1 проблема: Застройка вдоль набережной хаотична или вовсе отсутствует. Нет единого выраженного образа и стиля. Отсутствуют доминанты и композиция в целом. В настоящее время на территории городской набережной находятся торговые сувенирные ряды, заведения общественного питания, аттракционы. Все эти заведения работают лишь в курортный период, все остальное время года они представляют собой разобранные каркасы (рис. 6).
2 проблема: Ширина набережной составляет около 4-5 в различных ее частях, что не соответствует нормам.
3 проблема: На территории Суворовского редута установили памятник в виде двух наклонных якорей, но в целом, благоустройство данной территории отсутствует. Возле берега находятся
остатки старого причала в виде переплетенных между собой ржавых труб.
4 проблема: Спуск к морю со стороны здания гостиницы находится в разрушенном состоянии, присутствуют деформированные трубы.
5 проблема: Отсутствует единая пешеходная зона от Суворовского редута вдоль территории гостиницы и до северной оконечности городской набережной.
7 проблема: В городском парке (Комсомольский парк) благоустроена главная аллея и территория, прилегающая к ней. Остальной парк находится в запустении. Требуется реконструкция зелёных насаждений, дорожно-тропиночной сети, малых архитектурных форм и пр. Отсутствует четкое разграничение парковых зон (рис. 8).
8 проблема: В центре композиции набережной возвышается ротонда из греческих ордеров, а на спуске к песчаному пляжу находится скульптура "Ихтиандр". Указанные сооружения были возведены в советский период. Ограждение вдоль набережной состоит из двух стилей, со стороны главного входа - это бетонный парапет, а от ротонды к северной оконечности набережной построено ограждение с балюстрадами. Мощение плитки аналогичным образом поделено на три стиля.
6 проблема: На территории гостиничного комплекса «Динамикс» располагается корпуса в настоящее время не действующего пансионата. Непригодные для эксплуатации территории, здания и сооружения занимают половину гостиничного комплекса. Корпус четырёхэтажного здания гостиницы состоит из двух частей: половина здания обновлена в стилистике советского периода, а половина - находится в заброшенном состоянии. Со стороны набережной, территория гостиничного комплекса выглядит непрезентабельно. Однако, исходя из своего, видимого со всех точек городской набережной, расположения, должно быть архитектурной доминантой (рис. 7).
Рис. 6. Фотофиксация набережной пгт. Черноморское Fig. 6. Photo fixation of the embankment of Chernomorskoye
Рис. 7. Фотофиксация гостиничного комплекса Динамике Fig. 7. Photofixation of the Dynamixhotel complex
Рис. 8. Фотофиксация Комсомольский парк Fig. 8. Photofixation Komsomolsky Park
Учитывая мировой опыт реконструкции и благоустройства прибрежных территорий, а также проведённый анализ архитектурно-планировочных проблем, авторами разработаны и предложены для внедрения экспериментальные проектные модели реконструкции общественных пространств в границах прибрежной территории
пгт. Черноморское в Республике Крым.
Проектное решение является одним из вариантов проектно-творческой экспериментальной модели реконструкции общественных пространств
предполагает организацию единой пешеходной связи от Суворовского редута вдоль всего городского пляжа. Представленная ниже модель решает ряд выявленных проблем.
Генеральный план на рис. 9 выполнен в соответствии с основными требованиями, норм и правил проектирования и привязан к местным геологическим и топологическим условиям района застройки. Место под строительство располагается в прибрежной части пгт. Черноморское вдоль центрального пляжа.
Рис. 9. Генеральный план территории Fig. 9. General plan of the territory
В первой линии застройки набережной запроектированы секционные здания низкой этажности (3-5 этажей) с внутренними дворами. Общественная функция этих зданий предусматривает магазинов и предприятий общественного питания размещение в уровне первого этажа. Сплошное остекление нижних этажей позволит создать привлекательный образ первого этажа масштабного идущему по набережному человеку. Стилистический образ фасадов выполнен с акцентом на историю поселка (греческую античность) для создания единого стиля застройки.
К зданиям предусмотрены проезды по однополосному проезду, завершающемуся
парковкой для автомобилей. Для подхода к зданиям со стороны набережной и со стороны внутренних дворов предусмотрены пешеходные дорожки в виде тротуаров шириной 3 м. Основные зоны участка соединяют пешеходные связи шириной 2 м.
Протяженность набережной составляет 650 м, а ширина профиля - 15 м. В экспериментальной модели запроектированы связующие аллеи, ведущие к набережной из поселка и Комсомольского парка.
Также предложен вариант реконструкции Суворовского редута, организация смотровой площадки и причала для малых мореходных судов (рис. 10).
ВИДОВАЯ ТОЧКА 1
Рис. 10. Визуализация реконструкции набережной пгт. Черноморское (расположение видовых точек смотри на
генплане)
Fig. 10. Visualization of the reconstruction of the village embankment. Chernomorskoye (for the location of the viewpoints, see
the master plan)
Центром композиции ансамбля набережной комплексы на прибрежных территориях являются является гостиница, которая служит завершающей одними из самых сложных объектов доминантой в застройке. Гостиницы и гостиничные проектирования. Выполнение правильного
функционального зонирования и расположения номеров недостаточно. С первого этапа проект должен включать в себя много деталей и элементов, которые будут влиять на функционирование гостиницы в будущем, а также на комфорт проживающих [12].
Один из важных факторов полноценного комфортного отдыха в курортной гостинице является наличие благоустроенной и оборудованной открытой территории, так как постояльцы предпочитают проводить время отдыха вне номера, на свежем воздухе. Таким образом, курортным гостиницам для осуществления своих прямых функций необходимо обустройство рекреационной, спортивно-оздоровительной и развлекательно-досуговой зон с устройством спортивных площадок, детских площадок, площадок для тихого отдыха, климатолечения, чтения и т.д. [13].
Проектом предусмотрено строительство пятиэтажной гостиницы на заброшенной
территории комплекса «Динамикс». Дугообразные пристройки со стороны моря своей плавной кривизной, как бы повторяют изогнутую линию берега.
Переход из одного геометричного объема в другой создаёт четкие контуры, а использование панорамного остекления отсылает зрителя к образам современности и стилю «хай-тек». Благодаря этому фасады здания обладают такими качествами как динамика и ритмичность. Завершают силуэт здания надстройки, выполняющие функцию смотровых площадок. Навесы и открытые галереи придают зданию южную пространственность - неотъемлемую черту архитектуры Крыма. Линейно-ячеистые фасады отражают внутреннюю конструктивную структуру, характерную для современной гостиницы.
Главный вход на рисунке 11 (видовая точка 5) представляет собой портал в стиле постмодерна, который создает архитектурную преемственность с остальной застройкой набережной.
Рис. 11. Визуализация реконструкции гостиничного комплекса Динамикс (расположение видовых точек см. на генплане) Fig. 11. Visualization of the reconstruction of the hotel complex Dynamics (for the location of the viewpoints, see the master plan)
Создание эстетически-выразительного ансамбля парка всегда было и остается одной из самых сложных проблем ландшафтной архитектуры. С ее решением сопряжен целый ряд функциональных и градостроительных задач. Ими обуславливается необходимость определения принципа
формирования садово-паркового ландшафта и приемов композиции, чутко отвечающих природно-климатическим условиям, функциональным и эстетическим требованиям организации отдыха
[14].
Проектом реконструкции парка предусмотрена: высадка зелёных насаждений; очистка территории от старых деревьев и зарослей; лечение больных
ценных деревьев и кустарников; реконструкция аллей и мест отдыха с лавочками; размещение малых архитектурных форм; организация ночного и декоративного освещения и пр.
Экспериментальная модель реконструкции предусматривает также расширение
функционального наполнения Комсомольского парка. Организованы следующие зоны: зона тихого отдыха, детская зона, зона аттракционов, арт пространство, кинотеатр под открытым небом, зона общественного питания. Все малые архитектурные формы будут выполнены в едином современном стиле с использованием дерева и камня (рис. 12).
Рис. 12. Визуализация реконструкции Комсомольского парка (расположение видовых точек см. на генплане) Fig. 12. Visualization of the reconstruction of Komsomolsky Park (for the location of the viewpoints, see the master plan)
Основная цель проекта - создание современной общественно-культурной среды на основе исторического ансамбля и преодоление пространственной изоляции территории. Функциональное наполнение участка
осуществляется с помощью нового строительства и перепрофилирования морально устаревших объектов и зон. Для достижения цели в проекте решались следующие задачи:
- пешеходная и транспортная организация участка проектирования;
- функциональное наполнение участка проектирования;
- архитектурно-пространственная организация участка проектирования [15].
ВЫВОДЫ
1. Изучена научная литература и нормативно-правовые документы, касающихся темы исследования. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос реконструкции общественных пространствв границах прибрежной полосы, в том числе городских набережных, чрезвычайно актуален и должен быть изучаем и обсуждаем специалистами в разных сферах деятельности (градостроителями, архитекторами, социологами, экономистами, инженерами, технологами и т.д.)
2. Проанализирован мировой опыт реконструкции набережных. Отмечено, что водные объекты и доступ к нимв современном мире считаются особо ценным рекреационным ресурсом, повышающим качество жизни в городе, помогающим сформировать функциональную,
интересную, гармоничную, биопозитивную, комфортную среду для жизни, отдыха и оздоровления гостей и жителей города.
3. Преобразование прибрежной зоны в мировой практике может осуществляться по двум схемам:
- фокусировка на повышении рекреационного потенциала набережных в историческом центре за счет установки малых архитектурных форм;
- создание непрерывных транспортных коридоров для пешеходов и велосипедистов, динамичных общественных пространств с разными активностями.
4. Изучена история формирования и развития населённого пункта в границах современного пгт. Черноморское начиная с периода античности (греческое поселение существовало в период с IV в. до н. э. по I в. н. э.) до современного периода существования. Каждый из периодов по-своему повлиял на архитекурно-планировочный образ и внес значимый вклад в развитие поселка.
5. Основное направление развития пгт. Черноморского заключается в предоставлении туристическихуслуг отдыхающим. Гостинично-развлекательный комплекс функционирует в летне-осенний период. Зимой и весной жизнь в посёлке замирает. Реконструкция общественных пространств посёлка с параллельным строительством гостиничных зданий на набережной в первой линии застройки, является актуальным и востребованным проектом. Создание привлекательного образа пгт. Черноморское, привлечение инвесторов, расширение сферы предоставляемых туристам услуг может существенно увеличить длительность периода отдыха в посёлке, что в свою очередь будет
способствовать развитию населённого пункта.
6. Одним из ключевых условий проектирования набережной должно являться соблюдение исторически сложившихся принципов создания гармоничной архитектурно-дизайнерской среды. Композиционные решениядолжны отвечать современным тенденциям и подчеркивать принадлежность городской территориик определенному историческому контексту.
7. Формирование и преобразование городских общественных рекреационных зон прибрежных территорий должно иметь продуманную стратегию планомерного, поэтапного проведения работ по строительству и благоустройству прибрежных территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Скверы, бульвары, пешеходные набережные. Категория: Ландшафтное проектирование [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http ://gardenweb. ru/ckvery-bulvary-peshekhodnye -zony-naberezhnye (дата обращения 20.05.21)
2. Цитман Т.О. и Алимова Ю.Р. Современные решения набережных // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2016. С. 9-14
3. Калмыкова К.А. и Шкотова О.В. «Благоустройство городских набережных» // Академическая публицистика. 2019. С. 297-303
4. Сидорова В.В. Мировой опыт по градостроительному развитию приморских курортов / В.В Сидорова, В.В. Маслий // Строительство и техногенная безопасность №6 (58) 2017. - С.26-29
5. Скобелева А.Ю. Принципы архитектурно -планировочной реконструкции городских набережных // Стратегия развития современной науки. 2017. С. 75-77
6. М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2019. - № 33. - С.173-188
7. Клинова А.В. Реконструкция набережной / А.В. Клинова, О.В. Шкотова // Академическая публицистика №12, 2019. - С. 314-316
8. 5 городов мира с лучшими современными набережными. Статья [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://archsovet.msk.ru/article/ gorod/5-gorodov-mira-s-luchshimi-sovremennymi-naberezhnymi (дата обращения 24.05.21)
9. Mcdonald E. Городские набережные. L.: Routledge. 2017. - 230 с.
10. Поселок Черноморское в Крыму. Весь Крым на одном сайте. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://krym-portal.ru/zapadnoe-poberejie-krima/poselok-chernomorskoe-v-krimu/ (дата обращения 26.05.21).
11. Тахирай Г.Объемно-планировочные и архитектурные особенности проектирования гостиниц и гостиничных комплексов на
прибрежных территориях // Международный академический вестник.2018. 10 (30). - С.2-4
12. Крамаренко М.А. Принципы архитектурно-планировочной организации курортных гостиниц // Architecture and Modern Information Technologies. -2017 - №3(40). - С. 104-1 ЩЭлектронный ресурс]. -Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2017/ 3kvart17/08_kramarenko/index.php
13. Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. - М.: Стройиздат, 1989. - 344 с.: ил. ISBN 5-274-00591-8
14. Шетько М.С., Фукс Л.П. Перспективы реконструкции исторической среды улицы Инской и превращения ее в общественное значимое пространство города // Региональные архитектурно-художественные школы. 2016. № 1. - С. 73-80.
15. Сидорова В.В. Проблемы планировочной организации прибрежных территорий в условиях реконструкции курортов южного берега Крыма / Сидорова В.В. // Строительство и техногенная безопасность: Сборник научных трудов. -Симферополь.: НАПКС. - 2010. - №31 - С. 22-30.
16. Сидорова В.В. К вопросу о градостроительной типологии приморских территорий на примере Большой Алушты / Сидорова В.В. // Современные проблемы архитектуры и градостроительство: Науч. -техн. сборник. - К.: КНУБА. - 2011. - Вып. 26 - С. 169175.
17. Сидорова В.В. Градостроительная терминология применительно к приморским территориям, на примере Большой Алушты / Сидорова В.В. // Мютобудування та терш^альне планування: Науч.-техн. сборник. - К.: КНУБА. -2011. - Вып. 39. - С. 348-352.
18. Сидорова В.В. Социологические исследования по прибрежным территориям / В.В. Сидорова // Современные проблемы архитектуры и градостроительство: Науч.-техн. сборник. - К.: КНУБА. - 2011. - Вып.28. - С.267-275
19. Сидорова В.В. Развитие современных приморских набережных / В.В.Сидорова, О.В.Сокол // Строительство и техногенная безопасность: Науч.-техн. сборник. - Симферополь: НАПКС. -2011. - Вып. 38 - С.13-21
20. Города для людей / Ян Гейл; Изд. На русском языке - Концерн "КРОСТ" пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.
REFERENCES
1. Squares, boulevards, pedestrian embankments. Category: Landscape design [Electronic resource]: -Access mode: http://gardenweb.ru/ckvery-bulvary-peshekhodnye-zony-naberezhnye (accessed 20.05.21).
2. Tsitman T.O. and Alimova Yu.R. Sovremennye resheniya naberezhnye chelny [Modern solutions of embankments]. 2016. pp. 9-14.
3. Kalmykova K.A. and Shkotova O.V. "Improvement of city embankments". 2019. pp. 297303.
4. Sidorova V.V. World experience in urban development of seaside resorts / V.V. Sidorova, V.V. Masliy // Construction and technogenic safety No. 6 (58) 2017. - Pp. 26-29.
5. Skobeleva A. Yu. Principles of architectural and planning reconstruction of urban embankments // Strategy of development of modern science. 2017. Pp. 75-77.
6. M.V. Savelyev, D.A. Kiseleva, N.V. Bondar, Yu. A. Pigin Principles of formation of urban public recreational zones of embankment territories // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Cultural studies and art history. No. 33, 2019. - Pp. 173-188.
7. Klinova A.V. Reconstruction of the embankment / A.V. Klinova, O. V. Shkotova // Academic Journalism No. 12, 2019. - Pp. 314-316.
8. 5 cities in the world with the best modern embankments. Article [Electronic resource]: - Access mode: https ://archsovet. msk.ru/article/gorod/5 -gorodov-mira-s-luchshimi-sovremennymi-naberezhnymi (accessed 24.055.21).
9. McDonald E. City embankments. L.: Routledge.
2017. - 230 p.
10. The village of Chernomorskoye in the Crimea. All of Crimea on one site. [Electronic resource]: -Access mode: https://krym-portal.ru/zapadnoe-poberejie-krima/poselok-chernomorskoe-v-krimu/ (accessed 26.05.21).
11. Tahirai G. Space-planning and architectural features of the design of hotels and hotel complexes in the coastal territories // International Academic Bulletin.
2018. 10 (30). - Pp. 2-4
12. Kramarenko M.A. Principles of architectural and planning organization of resort hotels // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017 - №3 (40). - Pp. 104-112[Electronic resource]. - Access mode:
http ://marhi.ru/ AMIT/2017/3kvart17/0 8_kramarenko/i ndex.php
13. Nikolaevskaya Z.A. Sadovo-park landscape. -M.: Stroyizdat, 1989. - 3 44 p.: ill. ISBN 5-274-005918.
14. Shetko M.S., Fuks L.P. Prospects for reconstruction of the historical environment of Inskaya Street and its transformation into a socially significant space of the city // Regional architecture and art schools. 2016. No. 1. - Pp. 73-80.
15. Sidorova V.V. Problems of planning organization of coastal territories in the conditions of reconstruction of resorts of the southern coast of Crimea / Sidorova V.V. // Construction and technogenic safety: Collection of scientific works. - Simferopol: NAPKS. -
2010. - No. 31. - Pp. 22-30.
16. Sidorova V.V. On the issue of urban typology of coastal territories on the example of Bolshaya Alushta / Sidorova V.V. // Modern problems of architecture and urban planning: Nauch.-tehn. collection. - K.: KNUBA. - 2011. - Issue 26. - Pp. 169-175.
17. Sidorova V.V. Urban planning terminology in relation to the coastal territories, on the example of Bolshaya Alushta / Sidorova V.V. // Mistobuduvannya ta teritorialne planuvannya: Nauch.-tehn. collection. -K.: KNUBA. - 2011. - Issue 39. - Pp. 348-352.
18. Sidorova V.V. Sotsiologicheskie issledovaniya po littoral'nymi territoriyam / V.V. Sidorova // Modern problems of architecture and urban planning: Sci.-tech. collection. - K.: KNUBA. - 2011. - Issue 28. - Pp. 267275.
19. Sidorova V.V. Razvitie sovremennykh primorskikh naberezhnye chelny / V.V. Sidorova, O.V. Sokol // Stroitelstvo i tekhnogennaya bezopasnosti: Nauch.-tehn. collection. - Simferopol: NAPKS. -
2011. - Issue 38. - Pp. 13-21.
20. Cities for people / Ian Gale; Ed. In Russian-Concern "KROST" per. s engl. - M.: Alpina Publisher,
2012. - 276 p.
PRINCIPLES OF RECONSTRUCTION OF PUBLIC SPACES WITHIN THE BORDERS OF COASTAL TERRITORIES ON THE EXAMPLE OF THE CHERNOMORSKOYE SETTLEMENT IN
THE REPUBLIC OF CRIMEA
Sidorova V.V., Zhivisa V.V., Suvorov A.I., Arizer A.A.
Academy of Construction and Architecture of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University 295493, Republic of Crimea, Simferopol, Kievskaya Street, 181, [email protected]
Abstract. The article selects and analyzes scientific literature sources and regulatory documents on the reconstruction of public spaces within the boundaries of coastal territories. It analyzes global experience in the reconstruction of embankments and the modern specifics of urban development of coastal areas in terms of the relationship of coastal areas with urban development. It investigates the architectural and planning problems of embankment spaces and the problems of their reconstruction. It formulates the principles of reconstruction of public spaces of the coastal territories of the locality. It provides practical recommendations for their use. It analyzes the history of the development and current state of the embankment of the urban-type settlement of Chernomorskoye in the Republic of Crimea. It provides proposals and recommendations for the reconstruction of the specified embankment urban-type settlement of Chernomorskoye. On the basis of the conducted research, an experimental design model for the reconstruction of the embankment of urban-type settlement of Chernomorskoye is proposed. Subject: Reconstruction of public spaces within the boundaries of coastal territories
Materials and methods: In the course of the study, world analogues were analyzed and full-scale surveys of the territory were conducted. To identify the historical pattern of the territory's development, a comparative analysis of the coastal territories of the Soviet period and the present was used. To test the theoretical conclusions, principles and recommendations for reconstruction, an experimental design of territories was applied. The paper analyzes the theoretical and practical materials related to the object of research, and draws conclusions. In the process of selecting materials on the topic of publication and analyzing the results obtained, the following methods were used: deduction, theoretical analysis and synthesis, and the method of analogy. Results: The scientific literature and regulatory documents were studied. The analysis of the data shows that the issue of reconstruction of public spaces within the boundaries of the coastal strip, including city embankments, is extremely relevant and should be studied by specialists in various fields of activity (urban planners, architects, sociologists, economists, engineers, technologists, etc.).
The world experience of embankment reconstruction is analyzed. It is revealed that world practice is to carry out the transformation of coastal zones through two methods:
- focusing on increasing the recreational potential of embankments in historical centers by installing small architectural forms, and
- the creation of continuous transport corridors for pedestrians and cyclists and the formation of dynamic public spaces with different activities.
The history of the formation and development of the settlement within the boundaries of the modern village of Chernomorskoye is studied from antiquity to modern times. It is determined that the main direction of the development of Chernomorskoye is toward the provision of tourist services to vacationers. To increase the duration of the holiday season in the village and increase the attractiveness of the place, the main indicators were determined as: the formation of an architectural identity for the coastal strip of Chernomorskoye, attraction of investors for the implementation of projects, and an expansion of the scope of services provided to tourists.
The principles of reconstruction of public spaces within the borders of coastal territories are revealed as: the principle of comfort and safety, the principle of introduction of modern technologies and materials; the principle of rational functional zoning; the principle of integrated development of the territory; the principle of linking to history and cultural heritage objects; the principle of forming the water facade of the city; the principle of safety and coastal protection.
The formation and transformation of urban public recreational zones of coastal territories should have a well-reasoned strategy for the systematic, step-by-step implementation of works on the construction and improvement of coastal territories. To achieve this, it is necessary to develop a strategy or concept for the development of the territory and to adhere to it.
Conclusion: The principles and recommendations for the reconstruction of embankments formulated in the article solve the existing problems of coastal territories of settlements and can be applied in the design. Practical recommendations and an experimental design model may be of interest to: the administration of the Black Sea Region of the Republic of Crimea, students of universities of architectural and urban planning specialties, faculty, scientists and anyone interested in the improvement of coastal areas.
Key words: reconstruction, embankment, coastal territories, front of development, ensemble, landscaping, historical significance, urban public spaces.