ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 3. С. 40-48. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018
Исследование исторических объектов ландшафтной архитектуры История формирования общественных...
УДК 712-1 DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-40-48
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ И ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ЯЛТЫ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
В.А. Фролова
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 frolova@mgul.ac.ru
Формирование городского ландшафта тесно связано с историческим контекстом развития общества. Ставшие модными в XIX в. морские курорты оставили в истории ландшафтной архитектуры особый вид прибрежного ландшафта - курортную набережную. На примере г. Ялты прослежено развитие во времени и пространстве набережной, которая была и остается главным центром активности как местных жителей, так и приезжих. Рассмотрены фотографии, описания современников, исторические планы и другие источники репрезентации набережной Ялты за 180-летнюю историю города. Анализ позволил выделить три этапа культурного моделирования прибрежного ландшафта: 1) 1837-1886 гг., 2) 1887-1916 гг., 3) 1917-2017 гг. Для каждого исторического этапа составлены схемы расположения и назначения зданий и озелененных территорий с подробной экспликацией, по которым прослежен баланс застройки и зеленых насаждений на фронтальной линии набережной. Приведены свидетельства влияния заинтересованных лиц на формирование облика курорта, в результате чего одна концепция сменялась другой, возникали и исчезали функции пространства между морем и городом. Особое внимание уделено зеленым насаждениям, которые играют важную роль в объемно-пространственной структуре набережной Ялты. Выросшие на набережной растения, завезенные из других стран — кедры, платаны, сосны — являются сегодня доминантами при взгляде на город со стороны моря. Ключевые слова: Ялта, озеленение, набережная, ландшафт, курорт, общественные пространства
Ссылка для цитирования: Фролова В.А. История формирования общественных пространств и городской системы озеленения Ялты в конце XIX — начале XXI века // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 3. С. 40-48. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-40-48
Посвящается 180-летию со дня основания Ялты
В работе ландшафтного архитектора крайне важным этапом является начало проектирования, когда происходит знакомство с объектом, изучение контекста и поиск путей решения поставленных задач. Для понимания динамической, многослойной структуры городского ландшафта, где элементы находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, исследователю и проектировщику приходится искать оригинальные методы получения и анализа информации. В предпроектный комплексный анализ территории необходимо включать исследования, развития города, пространства которого должны быть красивы и эффективно использоваться в условиях современной экономики.
Моделирование осмысленного городского пространства с учетом культурных и исторических традиций позволяет прийти к сочетанию функциональности территорий и духа местности. Такой подход поможет впоследствии сформировать устойчивое сообщество, объединенное территориальной идентичностью, и избежать пустынного проектирования, нерационального
расходования средств и нелюбви жителей к своему городу.
Цель работы
Цель работы — исследовать развитие во времени и пространстве набережной г. Ялты (Республика Крым); дать оценку пространственных изменений размещения застройки и озелененных территорий, а также функций набережной за период с 1837 по 2017 г. Динамика изменения пространства набережной может служить примером осмысленного построения моделей культурного ландшафта, соответствующего различным историческим этапам развития общества.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись изучение планов г. Ялты разных лет, обзор литературных источников с описанием зеленых насаждений современниками в 1837-2017 гг., а также натурное обследование территории весной 2017 г.
Исторический период начинается с момента получения Ялтой статуса города 17 сентября 1837 г. по указу императора Николая I, прибывше-
го в данную местность на военном корабле. В то время это была пристань с несколькими жилыми домами, двумя трактирами и таможенным домом, с населением около 130 человек [1].
Это решение нельзя назвать случайным. К моменту основания города Южный берег Крыма активно осваивался: кроме императорского имения «Ореанда», владений графа М.С. Воронцова в Алупке и Массандре и императорского Никитского сада, «было уже более двадцати значительных поместий, отчасти пожалованных, отчасти приобретенных, принадлежавших лицам, более или менее известным» [1]. Губернатору Новороссийского края и Бессарабии графу Воронцову нужен был административно-торговый центр на Южном берегу Крыма — город, который станет русской Ниццей, желанным курортом для многих поколений.
В рассматриваемом периоде выделены три временных этапа, которые оставили заметные изменения в планировочной структуре набережной Ялты. Результаты исследования представлены в хронологическом порядке в виде схем набережной, восстановленных по историческим планам и космическим снимкам с описанием предпринятых действий по благоустройству и озеленению, их предпосылок и последствий. Источниками информации служили обозначения, взятые с исторических планов и дополненные описаниями из путеводителей, а также архивы Историко-литературного музея г. Ялты, сотрудники которого любезно согласились помочь автору.
Результаты и обсуждение
Первый этап формирования набережной Ялты: 1837-1887 гг.
В 1843 г. был утвержден первый план города, но застройка Ялты продвигалась медленно, было спланировано всего «несколько небольших улиц, которые обстраивались без соблюдения архитектурных и других условий» [1]. Это были улицы Старого города, где появились первые гостиницы и зеленые насаждения: внутренние дворики с тощими деревьями и бульвар вдоль берега моря с одной каштановой прогулочной аллей [2]. Развитие города осложнялось тем, что почти вся территория находилась в частном владении. В очерке В. Пассека «Отрывки из путешествия по Крыму. 1840 г.» говорится, что «под городское поселение Ялты, остается свободною только узкая полоса земли между морем и Мордвиновским садом, сажень в 50 шириною» [14]. Город не имел места для размещения общественных зданий, базара, бойни, городской свалки. Даже покойников негде было хоронить. С большим трудом удалось приобрести в 1879 г. у князя Воронцова участок под кладбище на вершине холма Поликур [3].
Работы пошли активнее после приобретения Ливадии императорской фамилией в 1861 г. и образования в 1871 г. городского самоуправления, стараниями которого Ялта преобразилась [1]. В 1873 г. было организовано «Товарищество для содействия к распространению удобств жизни в Ялте», учредителями которого стали ключевые фигуры, повлиявшие на направление развития города: князь С.М. Воронцов, купец первой гильдии П.И. Губонин, контр-адмирал Н.М. Чихачев, барон А.Л. Врангель, лейб-медики Ф.Я. Карель и С.П. Боткин. Вдохновительницей и основной вкладчицей была императрица Мария Александровна [4]. В 1874 г. император Александр II утвердил новый план Ялты. Городскому управлению удалось расширить границы города и приступить к более масштабному строительству с «заботой о красоте фасадов, вмененной городу в обязанность особым Высочайшим повелением» [1]. Сооружают новые улицы с фонарями и тротуарами, прокладывают городской водопровод. На «пыльной почтовой дороге» вдоль берега моря между р. Учан-Су и р. Дерекойка в 1870-1980 гг. появляются первые дома, и эта часть города уже называется Новым городом, а Ялтинское городское управление считает крайне важным привести набережную в порядок, так как она является «неисчерпаемым запасом чистого живительного воздуха и составляет главный сборный пункт приезжих» [4].
В 1875 г. на набережной возвели первое значительное сооружение — гостиницу «Россия» с большим садом, спускающимся к морю. Первая линия застройки вдоль набережной, которая была недостаточно хорошо укреплена, располагалась на значительном удалении от моря (расстояние до фасада гостиницы «Россия» составляло около 70 м).
После русско-турецкой войны в 1879 г. строительство возобновляется, пустыри в черте города начинают активно раскупать маленькими участками под строительство дач: «... теперь эти буераки обратились в цветущие садики, в смеющиеся виллы» [5]; «Эти многочисленные дачи тонут в зелени, посреди кипарисных и лавровых рощей и аллей, перемешанных с множеством других вечнозеленых растений, с группами гигантских орехов и группами лесных деревьев из превосходных буков и дубов» [2].
Концепция застройки города с 1875 по 1887 г. заключалась в свободном относительно друг друга размещении прелестных дач и особняков, утопающих в зелени. Вниз по рельефу спускались сады и парки перед зданиями, создавая перетекающие зеленые пространства вдоль берега моря. Это хорошо видно на схеме (рис. 1), восстановленной по плану Ялты 1886 г., который был составлен землемером Иванисовым [6].
ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ
СТАРЫЙ ГОРОД
1. ТАМОЖЕННЫЙ ДОМ
В 1837 Г. 17 СЕНТЯБРЯ ИМЕРАТОР НИКОЛАЙ I "ПОВЕЛЕЛ ВОЗВЕСТИ ЯЛТУ В ДОСТОИНСТВО ГОРОДА"
2. ДОМ ГРАФИНИ Е.К ВОРОНЦОВОЙ С САДОМ МУЖСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ ("БОЛЬШОЙ ЯЛТИНСКИЙ ДОМ" ПЕРВАЯ ГОСТИНИЦА) ГОСТИНИЦА "ЯЛТИНСКАЯ" ВНУТРЕННИЙ ДВОРИК ГОСТИНИЦЫ "ЯЛТИНСКАЯ" С ЦВЕТНИКОМ И ДЕКОРАТИВНЫМ БАССЕЙНОМ ЖИЛОЙ ДОМ
ДОМ УДЕЛЬНОГО ВЕДОМСТВА "ЛИВАДИЙСКИЙ ДОМ" ГОСТИНИЦА "ВЕРСАЛЬ" Е.К. ВОРОНЦОВОЙ АГЕНСТВО РУССКОГО ПАРОХОДСТВА И ТОРГОВЛИ
ПОЛИЦЕЙСКИЙ МОСТ БУЛЬВАР: ПОГУЛОЧНАЯ ДОРОЖКА С ДЕРЕВЬЯМИ, ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА ГИМНАЗИИ
12. ГОСТИНИЦА "КРЫМ"
13. МЕБЕЛИРОВАННЫЕ КОМНАТЫ "ЕВРОПЕЙСКИЕ"
14. ГОСТИНИЦА "ЭДИНБУРГ1
15. ПОЧТОВАЯ СТАНЦИЯ ПЕРВАЯ В ЯЛТЕ
16. СТАРЫЙ БАЗАР
17. ПРИСТАНЬ
СОБОР СВЯТОГО ИОАННА ДОХОДНЫЕ ДОМА
НОВЫЙ ГОРОД
21. ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КАЗНАЧЕЙСТВО
22. СТАНЦИЯ ОБЩЕСТВА СПАСЕНИЯ НА ВСЩАХ
23. КУПАЛЬНИ
24. ЧАСОВНЯ
25. ГОСТИНИЦА "РОССИЯ"
26. САД ГОСТИНИЦЫ "РОССИЯ" УСАДЬБА БАРОНА А.Л. ВРАНГЕЛЯ:
27. ДАЧА
26. ДОМ С БАШНЕЙ И ЧАСАМИ 29. БЕСЕДКА ДЛЯ "НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НЕСПЕШНОЙ ЖИЗНЬЮ ГОРОДА" САД С ДОРОЖКАМИ И БАССЕЙНАМИ
31. МОРДВИНОВСКИЙ ПАРК
32. ИМЕНИЕ "ДАРСАН" Е.М. МЯСОЕДОВОЙ
33. ДОХОДНЫЙ ДОМ С ПАРКОМ
34. ДОМ В.И. АГАДЫШЕВА
35. ДОМ К.В. БЕНТКОВСКОГО
36. ПАРИЖСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ
37. ДОХОДНЫЕ ДОМА ПОРУТЧИКА К.В. БЕНТКОВСКОГО "МАРИИНО"
38. ДОМ Е.О. МАЙТОПА
39. ДОМ М.П. РЕШЕТКИНА
40. ДОМА АНТБКАРЯ Я.А ЛЕВЕНТОНА С ПАЛИСАДНИКОМ
41. ГОСТИНИЦА "ФРАНЦИЯ" П. РОБИНО
42. ДОМ Е.И. РЫБИЦКОЙ
43. ГОРОДСКОЙ САД И САД ФОН ЛАДЕ
44. СЦЕНА ТЕАТРА
45. ПАРК И ЦВЕТНИКИ Г.Г. ФАРБШТЕЙНА
46. ДОМ В.П. ПУКАЛОВА
47. ДОМ Е.Ф. ЛИЩИНСКОЙ
48. ДОМ БАРОНА А.Г.ЖОМИНИ
49. ДАЧИ В ШВЕЙЦАРСКОМ СТИЛЕ "ДЖАЛИТА"
50. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СКВЕР (СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА)
51. ЛИВАДИЙСКИЙ МОСТ
Рис. 1. Схема расположения и назначения зданий и озелененных территорий на набережной г. Ялты 1886 г. Fig. 1. Location and designation of buildings and green areas on the embankment of the city of Yalta in 1886
о n ь
ID la О Л Ш
z
fl 4
о
"О s £
ID
X О o\ tf
ID *
Ш
ь ш z ь E ш
■e
ч z о s< ш "О X s
3
ж
n
4 о тз
5
я -&
о тз
тз о
го
ш
Z
я
о
О!
Е
ф
п ч
го
ф
Z Z
Чтобы сделать Ялту курортом, городская администрация вкладывает средства в развитие общественных пространств. В 1880 г. в конце набережной у Ливадийского моста устроили Александровский сквер, однако деревья в нем быстро погибли от морозов и штормового ветра [7, 8] (по этой причине на рис. 1 он не отмечен зеленым).
Для удобства многочисленных приезжих был необходим городской сад. Поэтому в 1882 г. Ялтинская городская дума решила купить сад у графини Е.Н. Адлерберг. Городской сад, выходящий на набережную, с дорожками, беседкой в восточном стиле, садовой мебелью, вазами и фонтаном уже через месяц был готов к приему публики [9]. В дальнейшем территория его увеличивалась за счет покупки городом соседних участков.
Несмотря на значительные объемы строительства, набережная между р. Дерекойка и р. Учан-Су была застроена всего на одну треть своей протяженности, остальное занимали озелененные участки, из них были открыты для посещения только Городской сад и сад гостиницы «Россия» (они составляли 25 % открытых для публики озелененных территорий). В частном парке Мордвинова время от времени также устраивались массовые гуляния.
Таким образом, уже на начальном этапе формирования города архитектурно-ландшафтная планировочная организация Ялты включала озелененные территории общего пользования с общественными пространствами, доступными для различных видов приятного времяпрепровождения: «в Городском саду для обедающих вечером играл оркестр, по набережной беспрерывно двигалась толпа разряженного народа» [10]. Александровский сквер служил смотровой площадкой. «Сквер невелик, но представляет приятное место для прогулки или вернее для сидения в теплые летние вечера. На сквере есть кафе и устроена площадка для лаун-тенниса. Тут же пристань для лодочников» [3].
Как писали в путеводителях начала ХХ в., коренной ялтинец живет приезжим и все промыслы и занятия ялтинцев приноровлены и приурочены к нуждам и запросам того же приезжего [11]. Это говорит о том, что отдых в Ялте, морском курорте на Южном берегу Крыма, стал популярным. Ялта превратилась из жалкой деревушки в город с роскошными виллами и садами, мостовыми, газовым освещением и т. д. В городе было примерно 300 домов и около 5000 жителей, а также до 10 000 приезжих в год [1]. К концу XIX в. набережная становится главной улицей города, вдоль берега появляются общественные купальни на сваях, скамьи с видом на море и французская кондитерская (рис. 2). Это позволяет Е.Л. Маркову в 1882 г. писать, что Ялта «напоминает модные центры европейских туристов...» [5].
Рис. 2. Вид набережной Ялты в 1886 г. [7] Fig. 2. View of the Yalta embankment in 1886 [7]
Второй этап формирования набережной Ялты: 1887-1916 гг.
В 1887 г. главным архитектором Ялты становится Николай Петрович Краснов, который создает облик города — курортной столицы России [12].
Вклад Н.П. Краснова в дело преображения Ялты до сих пор до конца не оценен, а масштабы его деятельности по благоустройству города поражают воображение. Хотя нам так и не удалось найти полный перечень объектов, созданных им в Ялте, их количество, по данным разных источников, приближается к восьмидесяти. В период работы Краснова главным архитектором Ялты были выработаны важные градостроительные решения, которые привели к успешному развитию в городе туристической сферы.
В начале 1890-х гг. Краснов совместно с врачами В.Н. Дмитриевым, К.Р. Овсяным, В.Н. Вей-мером и архитектором Г.Ф. Шрейбером разработал перспективный план Ялты на ближайшие 20 лет, который предусматривал прокладку новых улиц и переименование старых. Краснов предложил упорядочить застройку, намечая ширину улиц не менее четырех саженей, а высоту новых строений — не больше ширины улиц. Это решение позволило устранить хаотичность частных построек и обеспечило хорошую инсоляцию любых помещений. План был утвержден в 1894 г. [12].
В Европе вошел в моду отдых на берегу моря, причем главным занятием были совсем не купания. На рубеже XIX и ХХ вв. отдыхающие предпочитали дышать морским воздухом во время ежедневных прогулок по набережной, защищаясь от солнца зонтиками. Уже принимали отдыхающих Лидо в Венеции, курортные набережные гг. Трувиля, Довиля и Ниццы во Франции. Поэтому Ялте, претендующей на роль курортной столицы, просто необходима была роскошная набережная.
Рис. 3. Схема расположения и назначения зданий и озелененных территорий на набережной г. Ялты (восстановлен по плану 1908 г. [13]) Fig. 3. Layout of location and designation of buildings and green areas on the Yalta embankment (restored according to the plan of 1908 [13])
h 1> Ь о n
Ш X
3
I-о
X
о f
ID *
3
n ь
Ш X
la E
x о s<
I и
■О
X s
з *
n 4
о I -О s :n
If
'1 s
'Б
ro SB X
s
:n о o\
E
(D n 4 ro (D X X
Реконструкция набережной (ее расширение и благоустройство), а также строительство мола под руководством военного инженера А.Л. Бертье-Де-лагарда в 1890-1895 гг. позволили приблизить застройку к морю. К началу XX в. набережная полностью преобразилась, сады уступили место великолепному ансамблю двух и трехэтажных зданий гостиниц, в основном в стиле итальянского Ренессанса и стиле модерн, построенных и реконструированных лучшими архитекторами.
Кварталы между выходящими на набережную улицами сомкнулись, и это неизбежно повлекло за собой значительную вырубку зеленых насаждений: в 1899 г. был реконструирован сад гостиницы «Россия», вдоль набережной построены магазины, поверх которых была расположена терраса с цветниками и кустарниками, в 1901 г. вырублены сад Стахеева и сад на месте аптеки Гофштейнера, а в 1905 г. — сад в районе новой гостиницы «Джалита» [10]. Здания более ранней постройки оказались на второй линии от моря, а архитектурно-пространственная организация набережной изменилась (рис. 3).
Свободной от застройки осталась только южная граница Городского сада (80 м), где гуляющие могли по-прежнему пройтись по прохладным тенистым аллеям.
Однако набережная не осталась без зеленых насаждений. В широкой части набережной от Ялтинской городской думы и управы до улицы Аут-ской вдоль берега между парапетом и проезжей частью был сформирован бульвар. Он представлял собой две рядовые посадки деревьев, между которыми располагалась зеленая полоса газона с цветниками, юкками и пальмами. Бульвар состоял из двух фрагментов длиной 250 и 140 м, шириной около 10.. .12 м. Ближняя к морю граница газона по форме напоминала след от волны, в изгибах которого установили скамьи, обращенные к воде. Между проезжей частью и фасадами зданий также была рядовая посадка шелковицы (рис. 4).
В 1891 г. под руководством Краснова проведены работы по благоустройству Пушкинского бульвара, включая строительство железобетонного Ливадийского моста, подпорной стены и каменного парапета вдоль русла р. Учан-Су до улицы Приютинской (ныне Боткинская). К концу 1890-х гг. стены вдоль реки были доведены до Пушкинской площади [12]. Вдоль всей набережной и вдоль реки были устроены бульвары, которые соединились у Ливадийского моста, город получил новые озелененные территории общего пользования: «.чрезвычайно удобное для прогулок пространство, в две с лишком версты» [1].
В то же время в Старом городе с устройством порта, а главное, с перенесением сюда городского базара довольно густо заросший бульвар, люби-
Рис. 4. Цветник на набережной Ялты напротив гостиницы
«Россия» (открытка начала XX в.) [8] Fig. 4. Flower garden on the Yalta embankment opposite the hotel «Russia» (postcard the beginning of the XX century) [8]
мейшее место гулянии «старой» Ялты, потерял всю свою прелесть, служа лишь печальным воспоминанием о некогда прекрасном уголке [11].
Ялта начала XX в., которую мы видим на фотографиях и открытках того времени, поражает воображение эстетикой архитектурных сооружений, логикой пространства и чистотой береговой линии, свободной от случайной застройки и насаждений. Группа чиновников, архитекторов, инженеров и предпринимателей смогла реализовать замысел графа М.С. Воронцова, который в далеком 1837 г. увидел в диком береге огромный потенциал территории.
Третий этап формирования набережной Ялты: 1917-2017 гг.
К сожалению, история расцвета модного морского курорта оказалась короткой. Во время Гражданской войны Ялта становится последним убежищем русской аристократии, местом, откуда английские военные корабли увезут в далекую эмиграцию элиту города, среди которых будет и Краснов.
В истории города начался новый этап, когда виллы, доходные дома и гостиницы были национализированы и стали использоваться под коммунальное жилье и санатории для народа. В 1921 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». В течение следующих двадцати лет значительных изменений в планировке набережной не происходило. Однако прекрасный архитектурный ансамбль набережной разрушался. Причин было много: плохое содержание домов, обстрелы во время Гражданской войны, сильнейшее землетрясение 1927 г., в результате которого пострадали 70 % построек в районе Ялты, и, конечно, оккупация города в 1941-1944 гг. во время Великой Отечественной войны.
Сразу после окончания войны осенью 1945 г. в город прибыла бригада Академии архитектуры СССР во главе с архитектором А.С. Смолицким [8]. Разрушенные здания решено было снести, а набережную расширить и превратить в единую парковую зону, к которой с севера будут примыкать Городской сад, Пушкинский бульвар и новые скверы — Калинина, Ленина и Некрасова, а за р. Учан-Су ее продолжит Приморский парк. Предложенная концепция была успешно реализована, эта планировка сохранилась и в 2017 г. (рис. 5). Изменилось название набережной — она получила имя В.И. Ленина, которое носит и поныне.
Увлеченность П.А Старикова, главного архитектора города в 1949-1961 гг., зеленой архитектурой превратило Ялту в советский город-курорт, окруженный ожерельем садов и парков. Стремление к созданию крупных зеленых территорий достаточно типично для советской школы озеленения населенных мест, когда под влиянием модернистов 1960-х гг. приоритет отдавался открытым пространствам. В 1961 г. у набережной появился нижний ярус, что позволило защитить ее основание от штормов.
На месте снесенных гостиниц «Франция», «Джалита» и других зданий в 1950-е гг. были разбиты цветники, а затем в 1970-х гг. посажены крупные деревья (итальянские сосны). Бульвар вдоль набережной был разделен на прямоугольные фрагменты (так называемые куртины шириной 7.15 м и длиной по 30.60 м [8]), где были посажены растения. В отличие от посадок первой половины XX в., когда использовались в основном низкие растения, после 1960 г. в куртины высаживали крупные деревья (платаны, каштаны, кедры ливанские).
Выводы
В наши дни Ялта остается привлекательным курортом Черноморского побережья. Современное население города составляет около 80 тыс. человек. Стройная линия исторической застройки сохранилась на участке набережной от Черноморского переулка до торговых рядов бывшей гостиницы «Россия», далее ее прерывает сквер на месте Мордвиновского сада и продолжают здания Главпочтамта Ялты, построенные в 1960 г.
Однако линия застройки набережной со стороны моря просматривается лишь фрагментарно из-за разросшихся зеленых насаждений. Деревья, благодаря благоприятному климату, достигли своих максимальных размеров и оказались выше разрушенных зданий. Сегодня (на 2017 г.) они благополучно скрывают от нас архитектурные красоты сохранившихся построек начала XX в., которыми так восхищались путешественники прошлого.
Список литературы
[1] Рыбицкий В.А. Пятидесятилетие Ялты 1837-1887 г. Ялта: Типография Н.Р. Петрова, 1887. 75 с.
[2] Караулов Г., Сосногорова М. Путеводитель по Крыму. Одесса: Изд-во книготорговца Е.П. Распопова, 1883. 457 с.
[3] Старая Ялта. URL: http://oldyalta.ru (дата обращения 8.10.2017).
[4] Иванова Л.М., Ливицкая З.Г., Мельник Ю.З., Наумен-ко И.В. Тайны старой Ялты. Улицы, дома, люди. Симферополь: Н. Ореанда, 2016. 416 с.
[5] Марков Е.Л. Очерки Крыма: картины крымской жизни, природы и истории. СПб.: Типография К.Н. Плотникова, 1884. 596 с.
[6] Карта Иванисова. Фонды «Таврики». Каталожный номер всего документа 91(С) П 379. Содержит план г. Ялты 1886 г. URL: http://oldyalta.ru/171-karty-yalty-1886-g.html (дата обращения 8.10.2017).
[7] Ностиц И.Г. Фотография конца 1880-х гг. для альбома «Их Императорским Величествам» (ноябрь 1886 г.). Архив ЦГАКФФД Санкт-Петербурга, шифр П 642.
[8] Арбатская Ю.Я., Вихляев К.А. Прогулки по Набережной Ялты. Скверы и парки. Симферополь: Бизнес-Ин-форм, 2016. 224 с.
[9] Иванова Л.М. Хроника создания городского сада в Ялте (1882-1902) // История Южного берега Крыма: Сб. науч. тр. IX Дмитриевских чтений / под ред. Л.М. Ивановой. Ялта, 25-26 марта 2004 г. Ялта: Ялтинский историко-литературный музей, 2004. С. 28-37.
[10] Боборыкин М.М. Воспоминания о Крыме. 1897-1920 / сост. Г.Г. Филатова. Симферополь: Н. Ореанда, 2015. 144 с.
[11] Москвич Г.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. Одесса: Техник, 1906. 436 с.
[12] Калинин Н., Кадиевич А., Земляниченко М. Архитектор Высочайшего Двора. Симферополь: Бизнес-Ин-форм, 2003. 200 с.
[13] Безчинский А. Путеводитель по Крыму. План города Ялты 1908 г. М.: Типо-литография Т-ва «И.Н. Кушне-рев и Ко», 1908. 416 с.
[14] Пассек В.В. Отрывки из путешествия по Крыму. Очерки России (книга 2). Санкт-Петербург: типография Н. Греча, 1840. 216 с.
Сведения об авторе
Фролова Вера Алексеевна — канд. с.-х. наук, заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), frolova@mgul.ac.ru
Поступила в редакцию 08.01.2018. Принята к публикации 12.04.2018.
PUBLIC SPACES AND URBAN SYSTEM OF GREENING YALTA HISTORY FORMATION IN LATE XIX — BEGINNING OF XXI CENTURY
V.A. Frolova
BMSTU (Mytishchi branch), 1st Institutskaya st., 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia frolova@mgul.ac.ru
The formation of the urban landscape is closely connected with the historical context of the society development. Fashionable sea resorts in the XIX century made up a special kind of coastal landscape, namely the resort embankment, in the history of landscape architecture. The development of the Yalta embankment in time and space was traced, which was and remains the main center of activity for both local residents and visitors. The photographs, descriptions by contemporaries, historical plans and other sources of representation of the Yalta embankment within the 180-year history of the city are considered. The analysis made it possible to distinguish three stages of cultural modeling of the coastal landscape, i.e. 1) 1837-1886, 2) 1887-1916, 3) 1917-2017. For each historical stage schemes for the location and designation of buildings and green areas with detailed explication are drawn up, along which the balance of development and greenery on the front line of the embankment is traced. Evidence of the related people's influence on shaping the resort is given, as a result of which one concept was replaced by another, the functions of the space between the sea and the city appeared and disappeared. Particular attention is paid to the green plantations which play an important role in the volumetric-spatial structure of the Yalta embankment. Growing plants such as cedars, plane trees, pines on the embankment, imported from other countries are now dominant when looking at the city from the sea. Keywords: Yalta, landscaping, embankment, landscape, resort, public spaces
Suggested citation: Frolova V.A. Istoriya formirovaniya obshchestvennykh prostranstv i gorodskoy sistemy ozeleneniya Yalty v kontse XIX — nachale XXI veka. [Public spaces and urban system of greening Yalta history formation in late XIX — beginning of XXI century]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2018, vol. 22, no. 3, pp.40-48. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-40-48
References
[1] Rybitskiy V.A. Pyatidesyatiletie Yalty 1837-1887g. [The Fiftieth Anniversary of Yalta 1837-1887]. Yalta: Tipografiya N.R. Petrova, 1887, 75 p.
[2] Karaulov G., Sosnogorova M. Putevoditel' poKrymu [Guide to the Crimea]. Odessa: Izd-vo knigotorgovtsa E.P. Raspopova, 1883, 457 p.
[3] Staraya Yalta [The Old Yalta]. Available at: http://oldyalta.ru
[4] Ivanova L.M., Livitskaya Z.G., Mel'nik Yu.Z., Naumenko I.V. Tayny staroy Yalty. Ulitsy, doma, lyudi [Secrets of the Old Yalta. Streets, houses, people]. Simferopol: N. Oreanda, 2016, 416 p.
[5] Markov E.L. Ocherki Kryma: Kartiny krymskoy zhizni, prirody i istorii [Essays of the Crimea: Pictures of Crimean life, nature and history]. Saint Petersburg: Tipografiya K.N. Plotnikova, 1884, 596 p.
[6] Karta Ivanisova. Fondy «Tavriki». Katalozhnyy nomer vsego dokumenta 91(S) P 379. Soderzhit plan g. Yalty 1886 g. [The map of Ivanisov. Funds of Tavrica. Catalog number of the whole document 91(C) n 379. Contains the plan of Yalta in 1886]. Available at: http://oldyalta.ru/171-karty-yalty-1886-g.html
[7] Nostits I.G. Fotografiya kontsa 1880-kh gg. dlya al'boma «Ikh Imperatorskim Velichestvam» (noyabr' 1886 g.) [Photo of the late 1880's. For the album «To Their Imperial Majesties» (November 1886)]. Archive of the Central Committee of the St. Petersburg Central Executive Committee, code number n 642.
[8] Arbatskaya Yu.Ya., Vikhlyaev K.A. Progulki po Naberezhnoy Yalty. Skvery i parki. [Walking along the Yalta Embankment. Squares and parks]. Simferopol': Business-Inform, 2016, 224 p.
[9] Ivanova L.M. Khronika sozdaniya gorodskogo sada v Yalte (1882-1902) [Chronicle of the creation of a city garden in Yalta (1882-1902)]. Istoriya Yuzhnogo berega Kryma: Sb. nauch. tr. IX Dmitrievskikh chteniy, pod red. L.M. Ivanovoy. Yalta, 25-26 marta 2004 g. [History of the Southern coast of Crimea. Proc. IX Dmitriev readings, ed. L.M. Ivanova. Yalta, March 25-26, 2004] Yalta: Yalta Historical and Literary Museum, 2004, pp. 28-37.
[10] Boborykin M.M. Vospominaniya oKryme. 1897-1920 [Memories ofthe Crimea. 1897-1920]. Simferopol': N. Orianda, 2015. 144 p.
[11] Moskvich G.G. Illyustrirovannyy prakticheskiy putevoditel'po Krymu [Illustrated practical guide to the Crimea]. Odessa: Tekhnik, 1906, 436 p.
[12] Kalinin N., Kadievich A., Zemlyanichenko M. Arkhitektor VysochayshegoDvora [The Architect of the Highest Court]. Simferopol': Business-Inform, 2003, 200 p.
[13] Bezchinskiy A. Putevoditel' po Krymu. Plan goroda Yalty 1908 g. [Guide to the Crimea. Plan of the city of Yalta 1908] Moscow: Tipo-litografiya T-va «I.N. Kushnerev i Ko», 1908, 416 p.
[14] Passek V. V. Otryvki izputeshestviyapo Krymu. Ocherki Rossii (kniga 2) [Excerpts from a trip to the Crimea. Essays of Russia (book 2)]. St. Petersburg: printing House N. Grecha, 1840. 216 p.
Author's information
Frolova Vera Alekseevna — Cand. Sci. (Agriculture), Head of Landscape architecture depertment of BMSTU (Mytishchi branch), frolova@mgul.ac.ru
Received 08.01.2018.
Accepted for publication 12.04.2018.