Научная статья на тему 'Принципы развития транспортно-пересадочных узлов'

Принципы развития транспортно-пересадочных узлов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ / СИСТЕМА УЗЛОВ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ / TRANSPORT AND PUBLIC CENTER / TRANSPORT AND TRANSFER HUB / SYSTEM OF NODES / URBAN PLANNING JUSTIFICATION / URBAN CENTER / PRINCIPLES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Берендяев Никита Владимирович

Цели исследования: провести анализ проблемы развития транспортно-пересадочных узлов по вопросу децентрализации города транспортной проблеме. Методы исследования: пространственного анализа на градостроительном уровне и на уровне объемно-планировочного решения с использованием метода компьютерного моделирования. Результаты исследования: По результатам работы подготовлена для опубликования научная статья, в которой содержится описание принципов развития ТПУ и их применение на практике, а именно на примере железнодорожной станции Киров-Сортировочный. Главные выводы: Модернизация ТПУ даст возможность создать комфортной среды для осуществления пересадки между различными видами транспорта и разного рода деятельности внутри городского образования. Проведенное исследование дало возможность сделать вывод, что городские образования имеют перспективы стать фокусами городской активности и способствуют развитию полицентрической модели города, что актуально для городов с расчлененной структурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT HUBS

The purpose of the study: to analyze the problem of development of transport hubs on the issue of decentralization of the city transport problem. Research methods: spatial analysis at the urban planning level and at the level of spatial planning solutions using the method of computer modeling. Research results: Based on the results of the work, a scientific article has been prepared for publication, which contains a description of the principles of TPU development and their application in practice, namely, on the example of the Kirov-Sortirovochny railway station. Main conclusion: The modernization of the TPU will make it possible to create a comfortable environment for transferring between different types of transport and various types of activities within the city formation. The study made it possible to conclude that urban formations have the potential to become foci of urban activity and contribute to the development of a polycentric model of the city, which is relevant for cities with a divided structure.

Текст научной работы на тему «Принципы развития транспортно-пересадочных узлов»

Принципы развития транспортно-пересадочных узлов Principles of development of transport hubs

Берендяев Никита Владимирович,

АО «Мосинжпроект»

Berendiaev Nikita Vladimirovich Аннотация. Цели исследования: провести анализ проблемы развития транспортно-пересадочных узлов по вопросу децентрализации города транспортной проблеме.

Методы исследования: пространственного анализа на градостроительном уровне и на уровне объемно-планировочного решения с использованием метода компьютерного моделирования.

Результаты исследования: По результатам работы подготовлена для опубликования научная статья, в которой содержится описание принципов развития ТПУ и их применение на практике, а именно на примере железнодорожной станции Киров-Сортировочный.

Главные выводы: Модернизация ТПУ даст возможность создать комфортной среды для осуществления пересадки между различными видами транспорта и разного рода деятельности внутри городского образования. Проведенное исследование дало возможность сделать вывод, что городские образования имеют перспективы стать фокусами городской активности и способствуют развитию полицентрической модели города, что актуально для городов с расчлененной структурой.

Summary. The purpose of the study: to analyze the problem of development of transport hubs on the issue of decentralization of the city transport problem.

Research methods: spatial analysis at the urban planning level and at the level of spatial planning solutions using the method of computer modeling.

Research results: Based on the results of the work, a scientific article has been prepared for publication, which contains a description of the principles of TPU development and their application in practice, namely, on the example of the Kirov-Sortirovochny railway station.

Main conclusion: The modernization of the TPU will make it possible to create a comfortable environment for transferring between different types of transport and various types of activities within the city formation. The study made it possible to conclude that urban

formations have the potential to become foci of urban activity and contribute to the development of a polycentric model of the city, which is relevant for cities with a divided structure. Ключевые слова: транспортно-общественный центр, транспортно-пересадочный узел, система узлов, градостроительное обоснование, городской центр, принципы развития. Keywords: transport and public center, transport and transfer hub, system of nodes, urban planning justification, urban center, principles of development.

Введение. В настоящий период времени качество обслуживания населения и инфраструктура городов развиваются стремительно, особенно это заметно на территориях окраин городов, но при этом уровень сервиса в центре города намного выше, чем в пригороде. Поэтому ежедневно население мигрирует из пригородной зоны в центр и обратно, что оказывает влияние на загруженность улично-дорожной сети (УДС) и на качество жизни населения. Одним из путей решения существующей проблемы является строительство общественных периферийных центров на базе имеющихся транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Внедрение общественных и транспортных функций в состав ТПУ дает возможность образованию городских полифункциональных образований, который выполняют общественную и транспортную функции. Таким объекты создаются с применением принципов организации объемно-планировочных решений [1].

К числу наиболее важных научных трудов можно отнести результаты Цзэн Бовэнь, Чупарин Е.Н.

В статье будет рассмотрены принципы развития транспортно-пересадочных узлов.

Результаты. В связи с постоянно растущим уровнем автомобилизации нагрузка на подъездные пути к ТПУ постоянно растет. На фоне уже имеющихся проблем ТПУ с парковочными местами, ограниченным городским пространством и неудобными подъездами встал вопрос о реконструкции и создании новых ТПУ [3]. Основной целью оптимизации транспортной системы считается популяризация городского транспорта и создание условий для отказа от личного автомобиля. Для привлечения пассажиров необходимо создать такие условия, чтобы переход с одного вида транспорта на другой затруднений не вызывал, а затраты времени на поездку были минимальны [1].

В таких проектах необходимо учитывать объемно-планировочные и транспортно-пешеходные принципы, которые рассмотрим далее.

1. Принцип раздельных пешеходных и транспортных потоков считается одним из значимых при проектировании таких объектов. Стремление к минимизации пересечений различных видов транспорта и пешеходов пересадку делает более комфортной, безопасной и быстрой. Главным центром градостроительного каркаса территории

является транспортно-пересадочный узел с интегрированными в него общественными функциями. [2]. Структура ТПУ должны быть двусторонней (ориентирована от железнодорожного полотна в обе стороны). Комплекс образует важный транспортный узел в системе города (муниципального образования), концентрирует потоки, как транспортные, так и пешеходные.

2. Принцип раздельных функций общественной и транспортной. Для обеспечения комфортной и быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой необходимо друг с другом рядом компоновать блоки с транспортной функцией.

3. Принцип - минимизации времени на пересадку. Чем меньше уровней по вертикали имеет пересадочный узел и чем он компактнее в плане, тем пересадка происходит быстрее. Как сопутствующая общественная функция примыкает к транспортной в составе единого комплекса, или посредством связей (открытые и крытые пешеходные атриумы, пассажи, галереи). Деление на общественную и транспортную функции происходит в вертикальном или горизонтальном направлении [3].

4. Принцип концентрации считается фундаментальным для используемых в экстремальных условиях объектов, он считается основополагающим критерием при выборе функциональной структуры интегрированного комплекса. Принцип концентрации определяется как взаимосвязь большого количества объектов в замкнутом небольшом пространстве. В качестве экстремальных условий для возможного развития выступает недостаток городской территории.

Принцип многофункциональности, который является фундаментальным и обеспечивает требованием образования транспортно-общественного комплекса. Принцип многофункциональности основан на создании архитектурно пространственной универсальной формы, которая способствует организации большого количества жизненных процессов. Примерную схему функционального зонирования представим на рисунке 1.

Рисунок 1 - Примерная схема функционального зонирования [4]

Недостатком схемы функционального зонирования, которая представлена на рисунке 1 является то, что комплекс противоречит принципу компактности, под которым понимается равно размерность параметров интегрированных комплексов. Здания, которые имеют форму вытянутого параллелепипеда это объекты неэффективного использования городской территории, так как эта форма сооружений обусловлена устройством естественного освещения во всех зонах здания.

1. Принцип учета климатического фактора. Транспортно общественные центры, которые располагаются, например, в суровых климатических условиях, которые свойственны для нашей страны, нуждаются в том, чтобы весь процесс пересадки осуществляется под крышей. Потому что во многих муниципальных образованиях Российской Федерации 9 месяцев в году приходится на холодные погодные условия, которые сопровождаются сильными снегопадами и дождями.

2. Принцип конструктивной целесообразности. Суть принципа конструктивной целесообразности заключается в использовании разных видов конструкции, если это необходимо, целесообразно и функционально.

Примером использования рассмотренных принципов выберем станцию Киров-Сортировочный. Рассмотрим принципиальные схемы организации транспортно-пересадочного узла и приведем схемы объемно-планировочных решений. Представим градостроительное обоснование создания на базе данной станции транспортно-общественного центра. В настоящий период времени станция Киров-Сортировочный представлена одиночным зданием с привокзальной площадью, остановкой общественного транспорта и парковкой для личного транспорта. Выход на перроны происходит через пешеходный открытый мост. Станция имеет одностороннюю ориентацию. Цель проекта -создать на базе имеющейся станции современный вокзальный комплекс в комплексе с общественным центром, который будет обслуживать все районы г. Киров и ближайших к нему районов. В проекте по реконструкции транспортно-пересадочного узла Киров-Сортировочный предлагается включить в состав железнодорожного вокзала автовокзал областного значения. По проекту транспортно-общественный узел будет двусторонним и будет состоять из нескольких частей: здания автовокзала и железнодорожного вокзала, которые будут между собой соединены платформой над железнодорожными путями, которые являются главной осью ТПУ, со всех сторон от которой будут расположены второстепенные функции. Проект реконструкции станции Киров-Сортировочный представим на рисунке 2.

Рисунок 2 - Проект реконструкции станции Киров-Сортировочный [4].

Представленные в статье принципы проектирования транспортно общественных комплексов дают возможность создать комфортную среду для осуществления пересадки между различными видами транспорта и разного рода деятельности внутри таких городских образований, так как в данных проектах будут предусмотрены гостиничные комплексы, рестораны, развлекательные центры, кинотеатры, торговые центры и т.д.

Заключение. Развитие транспортно пересадочного узла до транспортно общественного центра даст возможность улучшить условия для пересадки пассажиров, и создать новую точку притяжения для жителей и горожан агломерации. Для этого необходимо оптимизировать систему общественного транспорта, предусмотреть удобные подъезды к ТПУ, создать на базе транспортно-пересадочного узла общественный центр районного или агломерационного значения, который будет включать все объекты городской инфраструктуры бизнес центр, автовокзал, железнодорожный вокзал, перехватывающая парковка, выставочный центр, торгово-развлекательный центр и т.д. Организации такой инфраструктуры будет очень удобно для проведения бизнес встреч не выезжая в центр города. Внедрение дополнительных видов транспорта, например, скоростной трамвай, даст возможность сделать для передвижения общественный транспорт более привлекательным. Создание при ТПУ автовокзала, который работать будет во всех направлениях муниципального образования, а нашем случае по г. Кирову и ближайших районных центров Кировской области, избавит жителей от необходимости добираться до центра до существующего автовокзала.

Список использованной литературы 1. Власов Д.Н. Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение // Вестник Московского государственного строительного университета. 2013. № 6. С. 21-28.

2. Хайруллина Ю.С. Общие положения функционально-пространственной организации современного коммуникационного транспортно узла // Известия Казанского государственного архитектурно строительного университета. 2018. № 4. С. 155-159

3. Чупарин Е.Н. История возникновения и современные тенденции развития транспортно-общественных центров // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 3 С. 180-193.

4. Чупарин Е.Н., Цзэн Бовэнь Восемь принципов развития транспортно-пересадочных узлов (на примере станции Киров-Сортировочный) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 4. С. 225-234.

5. Бегишев И. Р., Бикеев И.И. Преступления в сфере обращения цифровой информации. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020 - 300 с.

6. Verbaler chauvinismus in deutschsprachigen frauenwitzen im internet Erofeev Yu.V. В сборнике: Humor im Fremdsprachenunterricht Сер. «DaZ und DaF in der Diskussion» Edited By Martin Löschmann. Frankfurt am Main, 2015. С. 113-145.

References

1. Vlasov D. N. Regional transport hubs and their planning solution // Bulletin of the Moscow state University of civil engineering. 2013. no. 6. Pp. 21-28.

2. Khairullina Yu. S. General provisions of the functional and spatial organization of a modern communication transport hub // Izvestiya Kazan state University of architecture and construction. 2018. no. 4. Pp. 155-159

3. Chuparin E. N. History of origin and modern trends in the development of transport and public centers // University news. Investment. Construction. Realty. 2016. no. 3 P. 180-193.

4. Chuparin E. N., Zeng Boven Eight principles of development of transport and transfer hubs (on the example of Kirov-Sortirovochny station) / / Izvestiya vuzov. Investment. Construction. Realty. 2017. Vol. 7, No. 4. Pp. 225-234.

5. Begishev I. R., Bikeev I. I. Crimes in the sphere of digital information circulation. — Kazan: publishing house «Cognition» of Kazan innovation University, 2020 — 300 p.

6. Verbaler chauvinismus in deutschsprachigen frauenwitzen im internet Erofeev Yu.V. В сборнике: Humor im Fremdsprachenunterricht Сер. «DaZ und DaF in der Diskussion» Edited By Martin Löschmann. Frankfurt am Main, 2015. С. 113-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.