круг управленческих, информационных и производственных задач.
Внедрение автоматизированной системы управления предприятием способствует получению информации о добавленной стоимости с любой степенью детализации на любом участке цепи поставок, при этом сокращаются сроки предъявления затрат в различных разрезах. Это очень важно, так как только оперативная и достоверная информация обо всех производственно-хозяйственных процессах по-
зволяет определить степень риска, связанную с резким изменением спроса на выпускаемую продукцию и цены, которую готов заплатить потребитель, а также провести оперативный анализ безубыточности предприятия, обосновать альтернативные решения для достижения максимальной эффективности работы предприятия, гарантирующей стабильное финансово-экономическое положение, перспективы развития и извлечение выгоды для общества, персонала и акционеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глухов, В.В. Производственный менеджмент. Анатомия резервов. Lean production [Текст] : учеб. пособие / В.В. Глухов, Е.С. Балашова. - СПб.: Лань, 2008. - 352 с.
2. Градов, А.П. Стратегия промышленного предприятия: структура, функции, процессы, внешняя среда [Текст] / А.П. Градов, И.В. Ильин, С.Б. Сулоева. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 551 с.
3. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. -660 с.
4. Кобзев, В.В. Методы и модели управления сетью поставок промышленных предприятий [Текст] / В.В. Кобзев, А.С. Кривченко. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 205 с.
УДК 658
Г.Ф. Савосин, Э.М. Косматов
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Одно из важнейших условий обеспечения конкурентоспособности производственного предприятия - использование стратегии инновационно-инвестиционного развития. Данная стратегия может быть успешно реализована лишь при наличии соответствующей системы мотивации. Теоретическим и практическим вопросам мотивации трудовой деятельности посвящено большое количество работ. Их подробный анализ представлен в монографии Е.А. Токаревой «Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка» [1]. Существуют различные формулировки понятия «мотивация»,
но в основном их содержание сводится к тому, что мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности для достижения определенных целей. Однако эффективность мотивации трудовой деятельности может быть обеспечена лишь в том случае, если подходить к формированию мотивации с позиций системного анализа. В данном случае речь идет об использовании понятия «система мотивации». В настоящее время общепринятое определение понятия «система мотивации» отсутствует. В частности, в [2] система мотивации трактуется как «осознанное применение мотивирующих факторов, направленное на удовлетворение потребностей работ-
ников, формализованное должным образом и служащее достижению целей организации». Недостаток данного определения в том, что оно не соответствует понятию «система».
Существует большое количество определений понятия «система», но в общем случае под системой понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающих определенной целостностью [3-5].
При разработке системы мотивации для реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия необходимо руководствоваться следующими основными принципами: конечной цели, измерения, единства, связности, модульного построения, иерархии, функциональности, развития, децентрализации, неопределенности. Ниже приведены определения принципов [3].
Принцип конечной цели. Это абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели. Например, глобальной целью многопрофильной компании является обеспечение ее конкурентоспособности на основе использования стратегии инновационно-инвестиционного развития. Принцип имеет несколько правил:
- для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать цель исследования. Расплывчатые, не полностью определенные цели влекут за собой неверные выводы;
- анализ следует вести на базе первоочередного уяснения основной цели (функции, основного назначения) исследуемой системы, что позволит определить ее основные, существенные свойства, показатели качества и критерии оценки;
- при синтезе систем любая попытка изменения или совершенствования должна оцениваться относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
- цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.
Принцип измерения. О качестве функционирования какой-либо системы можно судить только применительно к системе более высокого порядка. Другими словами, для определения эффективности функционирования системы надо представить ее как часть более общей и про-
водить оценку внешних свойств исследуемой системы относительно целей и задач суперсистемы.
Принцип единства. Это совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей (элементов). Принцип ориентирован на «взгляд внутрь» системы, на расчленение ее с сохранением целостных представлений о системе.
Принцип связности. Рассмотрение любой части совместно с ее окружением подразумевает проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявление связей с внешней средой (учет внешней среды). В соответствии с этим принципом систему в первую очередь следует рассматривать как часть (элемент, подсистему) другой системы, называемой суперсистемой или старшей системой.
Принцип модульного построения. Принцип указывает на возможность вместо части системы исследовать совокупность ее входных и выходных воздействий (абстрагирование от излишней детализации).
Принцип иерархии. Полезно введение иерархии частей и их ранжирование, что упрощает разработку системы и устанавливает порядок рассмотрения частей.
Принцип функциональности. Это совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой.
Принцип развития. Это учет изменяемости системы, ее способности к развитию, адаптации, расширению, замене частей, накапливанию информации.
Принцип децентрализации. Это сочетание в сложных системах централизованного и децентрализованного управления, которое, как правило, заключается в том, что степень централизации должна быть минимальной, обеспечивающей выполнение поставленной цели.
Принцип неопределенности. Это учет неопределенностей и случайностей в системе. Принцип утверждает, что можно иметь дело с системой, в которой структура, функционирование или внешние воздействия не полностью определены.
Система мотивации характеризуется определенной структурой, т. е. совокупностью образующих систему элементов и связей между ними.
Основными элементами системы мотивации применительно к реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия являются:
1) Система показателей оценки конечных результатов деятельности компании в целом, а также отдельных подразделений предприятия;
2) Методы экономического и морально-психологического стимулирования;
3) Мониторинг показателей оценки конечных результатов деятельности компании в целом, а также отдельных подразделений предприятия.
В качестве основного показателя оценки эффективности деятельности предприятия рекомендуется использовать показатель стоимости компании [6]. Использование данного показателя в качестве критерия принятия решения позволяет сформировать систему методов воздействия на внутренние и внешние факторы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Однако для оперативного управления стоимостью предприятия необходимо иметь систему показателей оценки конечных результатов деятельности не только предприятия в целом, но и его отдельных подразделений.
При разработке такой системы рекомендуется руководствоваться следующими принципами [6]:
- система целевых показателей оценки конечных результатов должна наиболее полно учитывать специфику деятельности каждого отдельного подразделения предприятия;
- целевые показатели оценки конечных результатов должны быть рассчитаны как на краткосрочный, так и долгосрочный периоды;
- целевые показатели конечных результатов должны полностью соответствовать выполняемым функциям каждого отдельного руководителя и любого работника предприятия.
Система целевых показателей позволяет создать систему мотивации, направленную на повышение стоимости предприятия на основе инновационно-инвестиционной деятельности.
Система показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия может содержать количественные и качественные показатели. Например, в качестве количественных
показателей могут использоваться темпы роста выручки и прибыли по видам деятельности, рентабельность, инвестиции и др. К качественным показателям относятся внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий, повышение квалификации работников и т. п.
Экономическое и морально-психологическое стимулирование осуществляется в зависимости от выполнения показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия и его подразделений. При разработке системы стимулирования необходимо учитывать опыт работы, образование, возраст, квалификацию.
Социальная составляющая стимулирования персонала предполагает реальную заботу и защиту работника, а также удовлетворение потребностей более высокого порядка, чем материальные, например: предоставление работникам ссуды на приобретение дорогостоящих товаров, строительство жилья, выплаты вознаграждений к отпуску, профессиональному празднику, ветеранам труда (в том числе неработающим), награждение денежными премиями и ценными подарками сотрудников, уходящих на пенсию, а для управленческого персонала высшего и среднего звена - заключение трудовых договоров, условия которых выходят за рамки КЗОТ и обеспечивают работникам более высокие защищенность и привилегии, чем предусмотрено Законом о труде.
Система мониторинга позволяет обеспечить постоянное наблюдение за контролируемыми показателями оценки конечных результатов деятельности предприятия и его подразделений, а при отклонении фактических показателей от запланированных - выявить причины недоработок и принять соответствующие решения для их устранения.
Внедрение разработанной системы мотивации в многопрофильной компании ОАО «Каз-ТИСИ» позволило повысить ее конкурентоспособность [7], о чем свидетельствует признание деятельности предприятия и награждение его дипломами и грамотами за успехи в области качества, включение в реестр Российской академии архитектуры строительных наук «Лучшая организация в области фундаменто-строения».
Таким образом, использование принципов системного анализа при разработке системы мотивации позволяет обеспечить эффективную
реализацию стратегии инновационно-инвестиционного развития промышленного предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Токарева, Е.А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка [Текст] / Е.А.Токарева. - СПб.: Наука, 2008. - 541 с.
2. Стрельникова, Л.А. Управление персоналом организации: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Стрельникова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 128 с.
3. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении [Текст] / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2002. -325 с.
4. Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте [Текст] / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко. -М.: Изд-во НОРУС, 2010. - 298 с.
5. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2004.
6. Царев, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.В. Царев, А.А. Кантарович. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 575 с.
7. Савосин, Г.Ф. Механизм формирования стратегии инновационно-инвестиционного развития многопрофильной компании [Текст] / Г.Ф. Савосин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 4 (102). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, С. 106-108.
УДК 339.35
А.А. Ефремов
К ВОПРОСУ О КООРДИНАЦИИ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Абсолютное большинство экономических процессов имеет сложную пространственно-временную структуру, им присущи вовлеченность значительного числа хозяйствующих субъектов, временная продолжительность, разделение на этапы (подпроцессы). Расчленение целостного процесса на отдельные подпроцессы и, как следствие, декомпозиция задачи управления обусловливают постановку задачи координации. Эта задача заключается в создании механизма, обеспечивающего согласованность работы автономно функционирующих подсистем, и разработке процедур принятия управленческих решений на отдельных этапах, обеспечивающих оптимальное развитие процесса в целом. Если все осуществляемые действия рассматривать как звенья единого процесса и управлять ими с этих позиций, то можно достичь существенного сни-
жения издержек и повышения результативности. Для решения задачи управления целостным процессом применяется логистический инструментарий: именно логистика дает основные направления планирования и влияет на формирование схем, создавая единый план движения товаров, информации, денежных средств.
Эволюция и современное толкование понятия цепи поставок. Ключевой идеей современного этапа развития логистики становится стратегия формирования цепей поставок ресурсов и оптимальное управление такими цепями, которые интегрируют взаимодействующие субъекты хозяйствования. Эта стратегия получила название «управление цепями поставок» (Supply Chain Management - SCM). Понятие цепи поставок традиционно связывают с именем Дж. Форрестера [7]. Также принято