Научная статья на тему 'Механизм формирования и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия'

Механизм формирования и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савосин Геннадий Федорович, Косматов Эдуард Михайлович

Обоснованы методические положения по формированию и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There were proved methodical positions about forming and realizing the strategy of innovation-investment development of the industrial company.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия»

УДК 658.5.054.011.56

Г.Ф. Савосин, Э.М. Косматов

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В условиях рыночной экономики производственные предприятия постоянно сталкиваются с проблемой обеспечения их конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью производственного предприятия понимается способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне.

Конкурентоспособность производственного предприятия возможно обеспечить только на основе стратегии долгосрочного развития, ориентированной на широкое использование передовых технологий, современного оборудования и квалифицированных кадров, т. е. стратегии инновационно-инвестиционного развития.

Важнейший этап разработки стратегии инновационно-инвестиционного развития компании - формирование концепции ее инновационно-инвестиционного развития.

Концепция устанавливает цели и задачи стратегического развития компании, определяет механизм формирования и реализации инновационно-инвестиционной деятельности. Главная цель концепции - обеспечение конкурентоспособности производственного предприятия на основе использования стратегии инновационно-инвестиционного развития. Разработка концепции должна базироваться на определенных принципах, в их числе основные:

- повышение эффективности работы и обеспечение финансовой устойчивости производственного предприятия;

- обеспечение и рост конкурентных преимуществ производственного предприятия;

- внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий;

- применение энергосберегающих технологий;

- проведение активной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды;

- создание высокой мотивации персонала к инновационной деятельности и его постоянное обучение.

Обеспечение и рост конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочном периоде достигается при использовании корпоративной стратегии роста. Под корпоративной стратегией понимается стратегия, направленная на создание конкурентного преимущества предприятия посредством управления набором видов деятельности и активов организации [1].

К стратегиям роста относят следующие группы стратегий: стратегии вертикальной интеграции; горизонтальной интеграции; диверсификации; стратегии вертикальной интеграции с элементами диверсификации (рис. 1).

Корпоративная стратегия роста может направляться на поддержание традиционного конкурентного преимущества и на создание инновационного конкурентного преимущества. В обоих случаях требуются инвестиции для обеспечения конкурентных преимуществ.

На промышленном предприятии могут использоваться оба вида стратегий. Однако конкурентоспособность предприятия в долгосрочном периоде достигается при реализации инновационно-инвестиционной стратегии.

Корпоративная стратегия роста реализуется посредством стратегий по функциональным видам деятельности, в их числе основные: продуктовая, выбора и развития технологий, ресурсная, инновационная, логистическая, маркетинговая, исследований и разработок, инвестиционная, финансовая, социальной ответственности и др. [2].

Стратегия вертикальной интеграции с элементами диверсификации

Рис. 1. Виды корпоративной стратегии роста

Назначение функциональных стратегий -обеспечение выполнения основной корпоративной стратегии. При разработке функциональных стратегий учитываются, прежде всего, общекорпоративные задачи, но одновременно решаются задачи развития структурных подразделений. Функциональные стратегии далее преобразуются в стратегические цели работников нижних уровней, непосредственно занятых внедрением стратегий.

На рис. 2 показана взаимосвязь уровней стратегий производственного предприятия.

Рис. 2. Взаимосвязь уровней стратегий производственного предприятия

Эффективность разработанной стратегии развития предприятия зависит от исходной методической базы, т. е. от механизма формирования и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития предприятия.

Под механизмом формирования и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия по-

нимается совокупность экономических инструментов и организационных мер, определяющих порядок ее разработки.

В состав механизма формирования и реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития входят:

- определение приоритетных направлений инновационного развития производственного предприятия;

- обоснование системы показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия как в целом, так и отдельных подразделений;

- разработка системы мотивации, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия;

- совершенствование организационной структуры предприятия для обеспечения стратегии инновационно-инвестиционного развития;

- создание корпоративной культуры, обеспечивающей повышение конкурентоспособности компании.

Ниже приводится описание предлагаемой совокупности экономических инструментов и организационных мер.

Обоснование приоритетных направлений

инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия

Комплекс стратегических направлений инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия, обеспечивающий его конкурентоспособность, включает в себя:

- разработку и использование инноваций в производственных процессах и управлении;

- внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий;

- применение энергосберегающих технологий;

- увеличение доли нематериальных активов;

- внедрение современных информационных технологий;

- повышение квалификации работников и переподготовку кадров;

- развитие маркетинговых исследований.

Реализация указанных выше направлений

развития производственного предприятия осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов. В этой связи возникает проблема распределения ограниченных инвестиционных ресурсов между ними. Решение данной задачи усложняется необходимостью учета влияния внешней среды. Для решения таких задач разработан ряд методов. В их числе SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые стороны предприятия, возможности и опасности. «Силы» и «слабости» появляются внутри компании, их следует выявить и использовать. «Возможности» и «опасности» исходят извне, к ним необходимо приспособиться и использовать в свою пользу [2].

Использование SWOT-анализа позволяет обобщить результаты анализа внешней и внутренней среды, выявить сильные и слабые стороны предприятия, определить совокупность необходимых стратегических действий, дать основу для разработки стратегии развития фирмы.

На выбор стратегии значительно влияет оценка ее экономических результатов. В соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для инвестирования, основными показателями оценки эффективности являются следующие [3]:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД);

- индекс доходности (ИД);

- внутренняя норма доходности (ВНД);

- срок окупаемости (Ток).

Среди этих показателей основным является показатель чистого дисконтированного дохода. В этой связи критерием выбора стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия может быть условие

максимума чистого дисконтированного дохода за планируемый период времени, т. е.

ЧДДГ = Е Е (ДП - 4 ))1 + г) = тах; (1)

1 = 1 к = 1

Е 1к * I; (2)

к = 1

ДП = Вк - и-Щк) - Нупл, - п, , (3)

где ДП к - доход в -м году от к-го вида деятельности; В к - выручка от реализации в -м году от к-го вида деятельности; и - текущие затраты в , -м году от к-го вида деятельности; иА± -амортизационные отчисления в -м году; Нупл -уплаченные налоги в , -м году; П, - выплата процентов в , -м году; I - инвестиции в ,-м году в к-й вид деятельности; I - располагаемые инвестиции в год , ; г - ставка процента.

Однако для оценки эффективности инвестиций перечисленных выше показателей недостаточно. Это связано с тем, что данные показатели эффективности отражают лишь некоторые экономические и финансовые результаты и не учитывают технологические, экологические и социальные аспекты. Кроме того, внедрение инноваций, как правило, связано с необходимостью учета риска.

В этой связи возникает необходимость использования методики комплексной оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов.

Комплексная оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов может быть осуществлена с применением методов многокритериальной оптимизации. Среди методов многокритериальной оптимизации широкое применение нашли методы выделения главного критерия, анализа иерархий, анализа полезности и др. Эти методы позволяют учесть технологические, экологические, социальные факторы и фактор риска [4].

В ряде случаев при реализации инновационно-инвестиционных проектов возникает необходимость в проведении дополнительных работ, направленных на обеспечение безопасности

объектов (зданий, сооружений, оборудования), что приводит к росту затрат. В то же время снижение безопасности приводит к убыткам, обусловленным устранением последствий от снижения безопасности, а также к потере имиджа предприятия и, как следствие, к потере клиентуры, а следовательно, к сокращению производственной программы. В свою очередь сокращение производственной программы вызывает негативные экономические, финансовые и социальные последствия, отрицательно влияющие на конкурентоспособность предприятия. Убытки при снижении уровня безопасности обусловлены дополнительными затратами материальных, энергетических и трудовых ресурсов.

С учетом сказанного эффективность мероприятия по повышению безопасности определяется с помощью следующего выражения:

З < У + П ф + П + П

м экф с э]

(4)

где Зм - затраты на реализацию мероприятия по повышению уровня безопасности; У - убытки, обусловленные устранением последствий от снижения уровня безопасности; Пэкф - экономические и финансовые потери от снижения имиджа предприятия; Пс - социальные последствия от снижения имиджа предприятия; Пэкл - экологические последствия от снижения уровня безопасности.

Инструменты реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития промышленного предприятия

Успешная реализация стратегии инновационно-инвестиционной стратегии производственного предприятия может быть достигнута лишь при наличии соответствующей системы мотивации. Теоретическим и практическим вопросам мотивации трудовой деятельности посвящено большое количество работ. Достаточно подробный анализ основных работ по вопросам мотивации трудовой деятельности представлен в монографиях и научных трудах отечественных и зарубежных ученых [5]. Используются различные формулировки понятия «мотивация», но

в основном они сводятся к тому, что мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности для достижения определенных целей. Однако эффективность мотивации трудовой деятельности может быть обеспечена в том случае, если подходить к формированию мотивации с позиций системного анализа. В данном случае речь идет об использовании понятия «система мотивации». Недостатком используемых определений понятия «система мотивации» является то, что они не соответствуют понятию «система».

Существует большое количество определений понятия «система», но общим для них является то, что под системой в общем случае понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающих определенной целостностью [6].

При разработке системы мотивации реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия необходимо руководствоваться следующими основными принципами: конечной цели, измерения, единства, связности, модульного построения, иерархии, функциональности, развития, децентрализации, неопределенности.

Важнейшим из перечисленных принципов является принцип конечной цели, согласно которому абсолютный приоритет принадлежит конечной (стратегической) цели. Стратегическая цель производственного предприятия - обеспечение конкурентоспособности на основе использования стратегии инновационно-инвестиционного развития.

Система мотивации характеризуется определенной структурой, т. е. совокупностью образующих систему элементов и связей между ними.

Основными элементами системы мотивации применительно к реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия являются:

1) система показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия как в целом, так и отдельных подразделений предприятия;

2) методы экономического и морально-психологического стимулирования;

3) мониторинг показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия как в целом, так и отдельных его подразделений.

В качестве основного показателя оценки эффективности деятельности предприятия рекомендуется использовать показатель стоимости компании [7]. Использование данного показателя в качестве критерия принятия решения позволяет сформировать систему методов воздействия на внутренние и внешние факторы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Однако для оперативного управления стоимостью предприятия необходимо иметь систему показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия как в целом, так и отдельных подразделений. Такой системой является система сбалансированных показателей [8, 9].

При разработке системы рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

- система целевых показателей оценки конечных результатов должна наиболее полно учитывать специфику деятельности каждого отдельного подразделения предприятия;

- целевые показатели оценки конечных результатов должны быть рассчитаны как на краткосрочный, так и на долгосрочный периоды;

- целевые показатели конечных результатов должны полностью соответствовать выполняемым функциям каждого отдельного руководителя и любого работника предприятия.

Система целевых показателей позволяет создать систему мотивации, направленную на повышение стоимости предприятия на основе инновационно-инвестиционной деятельности.

Система показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия может содержать количественные и качественные показатели. Например, в качестве количественных показателей могут использоваться темпы роста выручки и прибыли по видам деятельности, рентабельность, инвестиции и др., а в качестве качественных показателей - внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий, повышение квалификации работников и т. п.

Теоретической основой системы показателей, позволяющей управлять процессом реализации, является концепция сбалансированной системы показателей, помогающая учесть влияние стратегии предприятия на оперативные

бизнес-процессы и операции. Система сбалансированных показателей содержит финансовые и нефинансовые показатели, которые сгруппированы по четырем направлениям: экономика, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации персонала. В таблице в качестве примера приведена система показателей верхнего уровня, позволяющая управлять процессом реализации стратегии системы инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия.

Система сбалансированных показателей верхнего уровня производственного предприятия

Группа Показатели верхнего уровня

Клиенты Темпы роста продаж

Количество клиентов

Бизнес-процессы Обновление основных фондов

Сроки выполнения заказов

Качество работ

Повышение квалификации и переподготовка кадров Привлечение высококвалифицированных работников

Повышение квалификации работников и переподготовка кадров

Текучесть кадров

Экономика Экономическая добавленная стоимость

Рентабельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая устойчивость предприятия

Показатели верхнего уровня далее трансформируются в показатели второго уровня и т. д. Таким образом формируется конкретная программа действий, направленная на достижение поставленных целей.

Система стимулирования должна быть направлена на обеспечение выполнения задач, поставленных в системе сбалансированных показателей.

Экономическое и морально-психологическое стимулирование осуществляется в зависимости от выполнения показателей оценки конечных результатов деятельности предприятия и его

подразделений. При разработке системы стимулирования необходимо учитывать опыт работы, образование, возраст, квалификацию.

Социальная «составляющая» стимулирования персонала предполагает реальную заботу и защищенность работника и удовлетворение потребностей более высокого порядка, чем материальные потребности, например, предоставление работникам ссуды на приобретение дорогостоящих товаров, строительство жилья, выплаты вознаграждений к отпуску, профессиональному празднику, ветеранам труда (в том числе неработающим), награждение денежными премиями и ценными подарками сотрудников, уходящих на пенсию, заключение с управленцами высшего и среднего звена трудовых договоров, условия которых выходят за рамки КЗОТ и обеспечивают работникам более высокую защищенность и привилегии, чем того требует закон о труде.

Система мониторинга позволяет обеспечить постоянное наблюдение за контролируемыми показателями оценки конечных результатов деятельности предприятия и его подразделений. При отклонении фактических показателей от запланированных, выявить причины отклонений и принять соответствующие решения по устранению отклонений.

Таким образом, использование принципов системного анализа при разработке системы мотивации помогает обеспечить эффективную реализацию стратегии инновационно-инвестиционного развития промышленного предприятия.

Совершенствование организационной структуры промышленного предприятия при реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития

Реализация инновационно-инвестиционной стратегии обусловливает необходимость совершенствования организационной структуры промышленного предприятия.

Возможны разные организационные формы реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития промышленного предприятия, в их числе:

1) приобретение существующих инновационных технологий;

2) создание и освоение новых технологий на основе реализуемых предприятием НИОКР;

3) совместное использование указанных выше организационных форм инновационно-инвестиционных стратегий.

При реализации стратегии приобретения существующих инновационных технологий обеспечивается ускоренная модернизация и преодоление технологического разрыва с уровнем, достигнутым передовыми предприятиями. В то же время приобретение инновационных технологий требует значительных финансовых вложений за короткий срок [13].

Во втором случае инвестиции растянуты во времени, а главное, предприятие-разработчик обеспечивает собственные конкурентные преимущества.

В отдельных случаях, в зависимости от масштабов деятельности предприятия, от его отраслевой принадлежности, возможно совместное использование первой и второй стратегий, указанных выше.

Выбор организационной формы инновационно-инвестиционной деятельности осуществляется на основе определения ключевых компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность промышленного предприятия. Ключевые компетенции формируются в процессе длительной и эффективной работы и связаны в основном с наличием высококвалифицированного персонала и интеллектуального потенциала промышленного предприятия.

Выбор организационной формы реализации инновационно-инвестиционной стратегии промышленного предприятия относится к стратегическим решениям и осуществляется Советом директоров предприятия на основе анализа факторов внешней среды, конкурентных преимуществ, потенциальных возможностей предприятия и т. п. (факторов внутренней среды) (рис. 3).

Анализ экономической эффективности организационных форм реализации инновационно-инвестиционной стратегии промышленного предприятия может быть выполнен путем сопоставления показателей эффективности инвестиций за период реализации проекта.

Рис. 3. Схема управления организационным развитием промышленного предприятия

Одним из таких показателей является показатель, определяемый как отношение дополнительной выручки от реализации инвестиционного проекта к инвестиционным вложениям [10], т. е.

Т АБ,

Эв = .100%,

£—'—

' = 1 (1 + г)'

(5)

где Эв - показатель эффективности инвестиций по величине дополнительной выручки предприятия на вложенный капитал; АВ, - прирост выручки предприятия от реализации инвестиционного проекта; - инвестиционные вложения в течение года1; г - ставка процента; Т - период реализации проекта.

При оценке эффективности организационных форм реализации инновационной стратегии промышленного предприятия в общем случае необходимо учитывать не только экономическую эффективность, но и техническую, социальную и экономическую эффективности. Кроме того, необходимо учитывать фактор неопределенности, присущий рыночной экономике. В настоящее время разработаны достаточно эффективные методики, позволяющие учитывать многокритериальность и неопределенность вариантов инновационных решений, в их числе: метод анализа иерархий, метод анализа полез-

1 Под инвестиционными вложениями понимаются все расходы, связанные с реализацией выбранной формы инновационной стратегии развития промышленного предприятия.

ной стоимости, методы, основанные на теории нечетких множеств. Применение указанных выше методик позволяет повысить обоснованность выбора организационной формы реализации инновационно-инвестиционной стратегии промышленного предприятия.

В условиях рыночной экономики ситуация на рынке постоянно изменяется. В этой связи необходимо постоянно корректировать организационную структуру предприятия для обеспечения ее соответствия рыночным условиям.

Реализация принципов корпоративной культуры, определяющих эффективную деятельность производственного предприятия

Корпоративная культура предприятия представляет собой систему общих и укоренившихся в нем принципов, норм и ценностей [11].

К числу основных факторов, формирующих корпоративную культуру, направленную на эффективную работу производственного предприятия, следует отнести:

- удовлетворенность у всего персонала предприятия;

- верность предприятию;

- партнерские отношения, положительные эмоции от взаимодействия с коллегами;

- достоверность информации;

- продвижение по результатам труда;

- возможность профессионального роста и обучения;

- высокая ориентация на достижение цели.

Разработка соответствующей корпоративной культуры в форме внутреннего корпора-

тивного кодекса - одна из важнейших задач Совета директоров предприятия.

При разработке внутреннего корпоративного кодекса следует опираться на принципы корпоративной культуры, сформулированные в рекомендациях Кодекса корпоративного поведения [12]. К числу важнейших принципов относятся:

- осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективного контроля с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов Совета директоров его акционерам;

- обеспечение исполнительным органом общества возможности разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов Совету директоров общества и его акционерам;

- обеспечение своевременного раскрытия полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами;

- учет предусмотренных законодательством прав заинтересованных лиц, в том числе и работников общества, и поощрение активного сотрудничества общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест;

- обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

Представляется целесообразным дополнить рекомендуемые Кодексом корпоративного управления принципы корпоративного управления следующим принципом: обеспечение персональной ответственности руководящих работников общества за повышение его конкурентоспособности.

Апробация методических разработок на примере конкретного производственного предприятия

Изложенная выше концепция инновационно-инвестиционного развития производственного предприятия реализована ОАО «Казанский трест инженерно-строительных изыска -ний» (ОАО «КазТИСИ»).

ОАО «КазТИСИ» является предприятием, выполняющим весь комплекс работ от инженерных изысканий и проектирования до строительства и сдачи объекта под ключ. Предприятие ведет работы по всем видам инженерных изысканий для строительства, занимается комплексными геологическими изысканиями, разномасштабной топографической съемкой местности.

В основу деятельности ОАО «КазТИСИ» положена стратегия вертикальной интеграции с элементами диверсификации.

Наличие высококвалифицированных специалистов, современных геодезических инструментов, необходимого бурового оборудования, оснащенной лаборатории, геофизического и гидрологического оборудования позволяет в короткие сроки и с высоким качеством решать сложнейшие задачи при инженерных изысканиях.

Одним из важнейших принципов концепции инновационно-инвестиционного развития является внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий. В ОАО «КазТИСИ» разработкой и внедрением современного оборудования и прогрессивных технологий занимается ряд подразделений, в том числе лаборатория грунтов и подземных сооружений.

Результаты инновационной деятельности лаборатории грунтов и подземных вод совместно с другими подразделениями (службой качества, отделом инженерно-геодезических изысканий, отделом компьютерного обеспечения и др.) позволили не только обеспечить безопасность сооружений, но и повысить конкурентоспособность предприятия.

На основе принципов корпоративной культуры на данном предприятии разработан Кодекс корпоративного управления, в котором сформулированы требования к руководящим и исполнительным органам.

%

250 200 150 100 50 0

111,7 %

щ

100 % 130,5 % гШШ /о 125,6% 116,8%

-mm ill! ЯК ill! ■

2006

2007

2008

2009

2010 Год

Рис. 4. Темп роста объемов реализованной продукции ОАО «КазТИСИ»

Реализация концепции инновационно-инвестиционного развития в ОАО «КазТИСИ» позволила обеспечить его конкурентоспособность на региональном рынке, что подтверждается ростом объемов реализации продукции (рис. 4).

Свидетельством признания деятельности предприятия является также награждение его

дипломами и грамотами за успехи в области качества, включение в реестр Российской академии архитектуры строительных наук «Лучшая организация в области фундаментостроения». Это создает у работников уверенность в социальной защищенности и ведет к повышению конкурентоспособности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глухов, В.В. Стратегический менеджмент инновационной организации [Текст] : учеб. пособие / В.В. Глухов [и др.]. - 2-е изд. - М.: Гос. ун-т управления, 2009. - 387 с.

2. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2011. - 224 с.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [Текст] : утв. Госстроем, Мин-вом экономики, Мин-вом финансов и Госкомпромом РФ, № 7-12/47 от 31.03.1994 г.

4. Блех, Ю. Инновационные расчеты. Модели и методы! оценки инновационных проектов [Текст] / Ю. Блех, У. Гетце. - Калининград: Янтар. сказ, 1997. - 437 с.

5. Токарева, Е.А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка [Текст] / Е.А. Токарева. - СПб.: Наука, 2008. - 542 с.

6. Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении [Текст]: учеб. пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

7. Демиденко, Д. С. Оценка и управление стоимостью предприятия [Текст] / Д.С. Демиденко, Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева. - СПб.: Изд-во

Политехн. ун-та, 2008. - 448 с.

8. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон; пер. с англ. М. Павловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. -320 с.

9. Каплан, Р.С. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие систему показателей [Текст] / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон; пер. с англ. М. Павловой. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. - 416 с.

10. Тункель, И.Л. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности [Текст] : учеб. пособие / И.Л. Туккель, С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, С.А. Макаров. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 240 с.

11. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией [Текст] / под ред. И.В. Беликова. - М.: Эксмо, 2008. - 624 с.

12. Кодекс корпоративного поведения, утвержденный распоряжением ФКЦБ России № 421/р от 04.04.2002 г. // Вестник ФКЦБ России. - 2004. - № 4.

13. Бабкин, А.В. Инновационная система предприятия: состояние и перспективы развития [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». -2008. - № 4 (61). - С. 208-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.