Научная статья на тему 'Этапы управления затратами на основе добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия'

Этапы управления затратами на основе добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ЦЕПОЧКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна, Ключарева Наталья Сергеевна

Выполнен анализ существующих определений добавленной стоимости и предложено собственное, уточняющее, экономическое содержание понятия применительно к цепи поставок промышленного предприятия. Предложен алгоритм управления затратами на машиностроительном предприятии, основанный на контроледобавленной стоимости в его цепи поставок и обеспечивающий возможность принимать экономически обоснованные решения при текущем и стратегическом управлении предприятием, а также этапы его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of existing definitions of the added cost is made and own, specifying economic maintenance of concept with reference to a chain of deliveries of the industrial enterprise is offered. The algorithm of management by expenses at the machine-building enterprise, based on control of the added cost in its chain of deliveries and providing possibility to make economically well-founded decisions is offered at current and strategic operation of business, and also stages of its realization

Текст научной работы на тему «Этапы управления затратами на основе добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия»

- возможность учитывать параметры различной степени неопределенности;

- возможность получать количественные критерии развития на основе их качественных характеристик.

Предложенный подход выбора оптимальной стратегии предприятия на основе нечетких оценок представляет собой логическую схему, позволяю-

щую упорядочить поиск решения, сделать его более оперативным и корректным в условиях высокой сложности объекта и внешних связей. Данный подход не гарантирует абсолютно однозначных выводов, он является инструментом, дающим основу для определения общей политики и выделяющим возможные действия для достижения поставленных целей с наименьшими потерями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонов, А.А. Функции управления рисками в процессе реализации инвестиционных строительных проектов [Текст] : [дис. ... канд. экон. наук] / А. А. Артамонов. - СПб., 2003. - 114 с.

2. Гращенко, Н.Ю. Особенности управления сложными производственными системами в условиях неопределенности [Текст] / Н.Ю. Гращенко, В.Р. Окороков. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - 147 с.

УДК 338

О.Г. Кондратьева, Н.С. Ключарева

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В ЦЕПИ ПОСТАВОК МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных условиях важнейшей экономической категорией становится добавленная стоимость изделия, поэтому концепция управления добавленной стоимостью в цепи поставок на отечественных машиностроительных предприятиях обеспечит возможность достичь, прежде всего, четкого определения объектов управления в цепочке добавленной стоимости, а также получить достоверную и оперативную информацию о затратах всех уровней цепи поставок машиностроительного предприятия. Это позволит управлять затратами и принимать экономически обоснованные управленческие решения для повышения эффективности текущей деятельности предприятия и обеспечения его устойчивого развития на перспективу.

Понятие «добавленная стоимость» различными специалистами трактуется неоднозначно, в основном как часть собственных затрат и при-

быль, которые производитель добавляет к стоимости материалов (сырья, товаров, продуктов), приобретенных для создания нового изделия (услуги). В данной статье будем рассматривать добавленную стоимость как экономический результат совместной работы всех подразделений, который можно оценить в любой момент времени и на любом уровне цепи поставок машиностроительного предприятия.

Сравнительный анализ определений понятия «добавленная стоимость» представлен здесь в таблице.

Цепочка добавленной стоимости - это упорядоченное множество значений величины добавленной стоимости по центрам финансовой и экономической ответственности, осуществляющим контроль за потоком затрат в процессе создания, обслуживания и управления товарным потоком от уровня к уровню по цепи поставок машиностроительного предприятия с целью

Рис. 1. Общая классификация добавленной стоимости

Сравнительный анализ определений понятия добавленная стоимость

Автор определения Определение Преимущества Недостатки

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Удовлетворение потребителей - восприятие потребителями степени выполнения их требований Оценивает потребность или ожидание, которое установлено и выполнено в результате деятельности, добавляющей ценность Не расшифровывает сути понятий «добавленная ценность» и «добавленная стоимость», так как их применение не имеет значения для оценки сущности качества; вполне достаточно введения требования «удовлетворение потребителей» как степени выполнения их требований; эти понятия не имеют отношения к качеству

К. Маркс Труд, создающий новую стоимость, лишь возмещает стоимость, затраченную капиталистом на покупку рабочей силы. Когда же труд продолжается дальше указанного момента, он начинает производить излишек стоимости - прибавочную стоимость Прибавочная стоимость может возникнуть из товарного обращения. Ни покупка, ни продажа не создают прибавочной стоимости

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. Современный экономический словарь Добавленная стоимость -часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой На практике сложно определить значение добавленной стоимости, так как нет единого способа или формулы ее расчета

Некоммерческое партнерство содействия профессиональному росту специалистов в области экономики и финансов «Специалист + Квалификационный аттестат» (НП СКАТ) Добавленная стоимость -прирост стоимости, создаваемый на определенном предприятии в процессе производства товаров (работ, услуг) Включает в себя прибыль, оплату труда, амортизационные отчисления и другие элементы. На практике исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции и материалов, использованных для ее изготовления На практике сложно определить значение добавленной стоимости, так как нет единого способа или формулы ее расчета

Окончание таблицы

Автор определения Определение Преимущества Недостатки

О.Г. Кондратьева, Н.С. Ключарева Добавленная стоимость -затраты, обеспечивающие прирост стоимости товаров (работ, услуг), создаваемый в процессе их разработки, производства и продвижения в цепи поставок предприятия Можно оценить в любой момент времени, так как отражает реальное экономическое состояние предприятия на всех уровнях цепи поставок и фактическое удовлетворение требований потребителя

предоставления конечному потребителю определенного товара (услуги) в рамках заказа.

Необходимо учитывать, что каждый последующий уровень в цепочке добавленной стоимости машиностроительного предприятия увеличивает затраты по сравнению с предыдущим уровнем, но суммарная наращиваемая добавленная стоимость не должна превышать цену товара в оптимальном плане для потребителя, т. е. ту цену, которую он готов заплатить.

Для того, чтобы менеджеры предприятия имели возможность регулировать величину добавленной стоимости как на уровне опытно-конструкторских разработок и технологической подготовки производства, так и на уровне управления производством, необходимо создать механизм, четко контролирующий баланс платежеспособного спроса и уровня добавленной стоимости на единицу продукции во всей цепи поставок машиностроительного предприятия.

Проблема оценки величины и структуры добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия рассматривается как комплексная задача, результатом решения которой должно стать формирование возможных управляющих воздействий, способных изменить целевой показатель - добавленную стоимость. Нами предлагается алгоритм управления затратами на машиностроительном предприятии, основанный на контроле добавленной стоимости в его цепи поставок и обеспечивающий возможность принимать экономически обоснованные решения при текущем и стратегическом управлении предприятием. Суть алгоритма отражает рис. 2.

Для практического внедрения представленного алгоритма в организационной структуре аппарата управления машиностроительным предприятием предлагается организовать группу финансово-экономического планирования и контроля (ГФЭПиК) для эффективной работы системы контроллинга. Необходимо реализовать следующие этапы управления добавленной стоимостью в цепи поставок машиностроительного предприятия.

Этап 1. Формирование цепочки ценности для потребителя при производстве продукции и определение оптимальной цены продукции, которую готов заплатить потребитель. Добавленная ценность - это результат деятельности, оплачиваемой заказчиком и направленной на преобразование сырья и информации для того, чтобы приблизить продукт к запросам клиента. Анализ добавленной ценности включает в себя анализ каждого отдельного действия для определения его ценности для конечного потребителя. Каждое машиностроительное предприятие имеет пределы своего роста в удовлетворении запросов потребителей по качеству, количеству и другой производимой продукции. Рост за этими пределами ведет к увеличению добавленной стоимости в цепи поставок выше пределов цены, допустимой по условиям потребителя и самого предприятия. Для предприятия важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

1. Анализ опытно-конструкторских разработок

2. Анализ технологической подготовки производства

3. Анализ производства

Планирование добавленной стоимости

Добавленная стоимость, созданная в результате производственных процессов. Добавленная стоимость, созданная в результате обслуживающих процессов. Добавленная стоимость, созданная в результате интеллектуального труда.

Формирование бизнес-процессов и составление бюджета по исполнению заказа

Основное производство Вспомогательное производство и обслуживание

Службы ИТР_

Управление процессом производства продукции Управление величиной добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия

Анализ прохождения заказа на изготовление продукции

Оценка по внутренним контрольным показателям центров финансовой и экономической ответственности в системе бюджетирования

I

Исполнение заказа

I

Отгрузка продукции потребителю, последующая оплата и послепродажное обслуживание

Рис. 2. Блок-схема алгоритма управления добавленной стоимостью в цепи поставок машиностроительного предприятия

Этап 2 . Анализ структуры машиностроительного предприятия и преобразование ее в «мягкую» матричную структуру (при необходимости); создание системы контроллинга и группы финансово-экономического управления и контроля. Для машиностроительных предприятий наиболее характерной является линейно-функциональная организационная структура, которая до сих пор наиболее надежно обеспечивала достижение прежних целей. Для эффективного управления деятельностью машиностроительного предприятия сегодня необходима такая система управления, которая позволяла бы контролировать, отслеживать носители затрат, величину добавленной стоимости в цепи поставок и в случае возникновения отклонений принимать решения по контруправлению или пересмотру ранее установленных плановых показателей. Внедрение системы контроллинга и создание матричной структуры на предприятии объединяет и координирует все сферы менеджмента.

Этап 3 . Определение основных производственных процессов машиностроительного предприятия; формирование цепи поставок. На данном шаге необходимо определить основные процессы, характеризующие деятельность предприятия и связанные с потреблением ресурсов. Реализация данных процессов в цепи поставок машиностроительного предприятия приводит к созданию добавленной стоимости. Основная задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять «на входе» ресурсы и носители затрат, переработать их, создав добавленную стоимость, и «на выходе» выдать готовую продукцию. Двойственность целей (максимизация «выхода» производственного процесса и минимизация «входа») порождает конфликт между ними, и часто улучшение достижений одной из них приводит к ухудшению достижений другой. Поэтому все решения производственного менеджмента должны приниматься исходя из наличия двух конфликтующих целей и необходимости достижения баланса между ними.

Этап 4. Формирование цепочки добавленной стоимости машиностроительного предприятия; выделение центров финансово-экономической ответственности. Управление добавленной стоимостью по центрам финансово-экономической

ответственности (ЦФиЭО) строится на основе разделения полномочий, т. е. на основе индивидуальной или групповой ответственности менеджеров. Основные задачи управления цепочкой добавленной стоимости: своевременное и правильное отражение фактических затрат по соответствующим статьям калькуляции, выявление резервов их снижения; предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнения с существующими нормами, нормативами и сметами; предупреждение непроизводительных расходов и потерь; определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия.

Этап 5. Составление факторной модели; оценка ее коэффициентов; расчет добавленной стоимости (плановой); планирование основных контрольных показателей ЦФиЭО. Функция добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия определяется переменными параметрами - количеством заказываемого товара (д), его качеством (к) и ценой в оптимальном плане для потребителя (г). По своей сути экономико-математическая модель оценки чувствительности добавленной стоимости к формирующим ее носителям затрат представляет оптимальный план потребления для машиностроительного предприятия при имеющихся ограничениях. Производитель расплачивается за «производство» продукции в требуемом количестве и качестве увеличением добавленной стоимости в цепи поставок. При этом добавленная стоимость воспроизводства количества и качества не должна превышать оптимальную цену товара, которую готов заплатить потребитель, в противном случае не было бы смысла для машиностроительного предприятия заниматься воспроизводством количества и качества.

Необходимо построить и в результате корреляционного анализа оценить параметры эконо-метрической модели: М = т1 + т2 д + т3к + т4г.

Здесь М - добавленная стоимость в цепи поставок предприятия, т2, тз, т4 - коэффициенты, т1 - константа, д, к, г - затраты на обеспечение количества, качества и цены единицы продукции машиностроительного предприятия.

Для комплексной оценки и регулирования уровня добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия по центрам финансово-экономической ответственности необходимо рассчитать следующие показатели.

1) Добавленная стоимость г-го изделия в цепи поставок машиностроительного предприятия: М1 = т1 + ш2д + т3к + т&. Данные для расчета: ретроспектива по затратам предприятия на обеспечение количества, качества и оптимальную цену изделия для потребителя.

2) Добавленная стоимость ]-й группы изделий в цепи поставок машиностроительного предприятия - сумма добавленной стоимости, созданной при производстве изделий, входящих в группу Му = ХМ.

3) Стоимость входящего потока добавленной стоимости г-го ЦФЭО:

Мп ц = X |т'"},.

4) Стоимость выходящего потока добавленной стоимости -го ЦФЭО:

М""'у = X |т""'}г

5) Стоимость входящего потока добавленной стоимости на у-м уровне цепи поставок -суммируя стоимость входящего потока добавленной стоимости г-го ЦФЭО по всем строкам г, получим стоимость входящего потока добавленной стоимости для уровня у: Мпу = Х|М",■,},■.

6) Стоимость выходящего потока добавленной стоимости на у-м уровне цепи поставок -суммируя стоимость выходящего потока добавленной стоимости г-го ЦФЭО по всем строкам г, получим стоимость выходящего потока добавленной стоимости для уровня у: М""' у = XIМ""',у} .

7) Процент выполнения планового задания ЦФЭО - отношение фактической стоимости выходящего потока к плановой стоимости выходящего потока ЦФЭО : М""'у факт • 100/М""'у план .

8) Ценовая эластичность добавленной стоимости показывает, насколько изменится в процентном отношении величина добавленной стоимости при изменении цены товара в оптимальном плане для потребителя на 1 %: Ет = = ДМ / Д^.

Предложенные показатели анализируются по периодам деятельности, выявляются отклонения и причины этих отклонений. Мероприя-

тия по устранению отклонений в случае необходимости разрабатываются с использованием модели управления добавленной стоимостью на этапе текущего управления предприятием. Новизна системы показателей для комплексной оценки и регулирования добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия по ЦФиЭО заключается в переходе от традиционного анализа финансовых результатов за отчетный период и их сопоставления с аналогичными показателями прошлых лет к долгосрочному прогнозу цепочки добавленной стоимости и непрерывному мониторингу нефинансовых критериев (качество менеджмента, его способность реализовывать выбранную стратегию).

Показатель добавленной стоимости служит индикатором качества принятия управленческих решений: рост величины в цепочке добавленной стоимости характеризует неэффективное использование ресурсов и свидетельствует о превышении затрат предприятия над ценой товара, которую готов заплатить потребитель; нулевое значение характеризует определенного рода достижение, так как менеджеры предприятия фактически получили норму возврата, компенсирующую риск; снижение величины добавленной стоимости характеризует эффективное использование ресурсов и говорит о прибыльности реализуемого предприятием проекта.

Этап 6. Производство товара и постоянный мониторинг за величиной добавленной стоимости в целом и величиной контрольных показателей. Для эффективного производства и управления необходимо организовать единое для всех занятых в производственном процессе подразделений информационное пространство, в котором консолидируются сведения о проектируемой и производимой продукции, а также вся информация о процессе технической подготовки производства и изготовления. Осуществить это позволит комплексная автоматизация машиностроительного предприятия, которая не сводится к простому внедрению автоматизированных средств технологического оснащения, вычислительной техники и программного обеспечения с последующим ожиданием экономического эффекта, а позволяет решать широкий

круг управленческих, информационных и производственных задач.

Внедрение автоматизированной системы управления предприятием способствует получению информации о добавленной стоимости с любой степенью детализации на любом участке цепи поставок, при этом сокращаются сроки предъявления затрат в различных разрезах. Это очень важно, так как только оперативная и достоверная информация обо всех производственно-хозяйственных процессах по-

зволяет определить степень риска, связанную с резким изменением спроса на выпускаемую продукцию и цены, которую готов заплатить потребитель, а также провести оперативный анализ безубыточности предприятия, обосновать альтернативные решения для достижения максимальной эффективности работы предприятия, гарантирующей стабильное финансово-экономическое положение, перспективы развития и извлечение выгоды для общества, персонала и акционеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глухов, В.В. Производственный менеджмент. Анатомия резервов. Lean production [Текст] : учеб. пособие / В.В. Глухов, Е.С. Балашова. - СПб.: Лань, 2008. - 352 с.

2. Градов, А.П. Стратегия промышленного предприятия: структура, функции, процессы, внешняя среда [Текст] / А.П. Градов, И.В. Ильин, С.Б. Сулоева. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 551 с.

3. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. -660 с.

4. Кобзев, В.В. Методы и модели управления сетью поставок промышленных предприятий [Текст] / В.В. Кобзев, А.С. Кривченко. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2009. - 205 с.

УДК 658

Г.Ф. Савосин, Э.М. Косматов

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Одно из важнейших условий обеспечения конкурентоспособности производственного предприятия - использование стратегии инновационно-инвестиционного развития. Данная стратегия может быть успешно реализована лишь при наличии соответствующей системы мотивации. Теоретическим и практическим вопросам мотивации трудовой деятельности посвящено большое количество работ. Их подробный анализ представлен в монографии Е.А. Токаревой «Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка» [1]. Существуют различные формулировки понятия «мотивация»,

но в основном их содержание сводится к тому, что мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности для достижения определенных целей. Однако эффективность мотивации трудовой деятельности может быть обеспечена лишь в том случае, если подходить к формированию мотивации с позиций системного анализа. В данном случае речь идет об использовании понятия «система мотивации». В настоящее время общепринятое определение понятия «система мотивации» отсутствует. В частности, в [2] система мотивации трактуется как «осознанное применение мотивирующих факторов, направленное на удовлетворение потребностей работ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.