Научная статья на тему 'Управление добавленной стоимостью в цепи поставок Маши- ностроительного предприятия'

Управление добавленной стоимостью в цепи поставок Маши- ностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна, Кобзев Владимир Васильевич

Представлен цикл управления цепочкой добавленной стоимости машиностроительного предприятия, который позволяет использовать показатель «добавленная стоимость» для целей стратегического и текущего управления. Предложена экономико-математическая модель оценки чувствительности добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия к формирующим ее носителям затратSubmitted by cycle chain management value-added engineering companies, which allows the use of indicator «value added» for the purposes of strategic and ongoing management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна, Кобзев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление добавленной стоимостью в цепи поставок Маши- ностроительного предприятия»

^^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПуЗ^^^ УДК 621.711:658.5

О.Г. Кондратьева, В.В. Кобзев

Управление добавленной стоимостью

в цепи поставок машиностроительного предприятия

Сегодня машиностроение не единый комплекс, а разные корпорации с различными интересами, это во многом частный бизнес, который ориентирован на текущий платежеспособный спрос. Предприятиям сложно работать в таких условиях - они не знают долгосрочных перспектив и тенденций, будущего спроса и тарифов на свой товар, что заставляет их искать способы повышения эффективности своей деятельности с помощью различных концепций управления затратами.

Многие из современных концепций являются действенными инструментами в исследовании затрат, но предлагаемые в них методы трудно -реализуемы в отечественной хозяйственной среде из-за отсутствия необходимой информации, а также единой методологической основы и информационных моделей реорганизации существующих схем по управлению затратами на машиностроительном предприятии.

На практике менеджеры сталкиваются с проблемами, теоретические решения которых не рассматриваются вовсе или весьма схематичны, поэтому концепция «управление добавленной стоимостью в цепи поставок машиностроительного предприятия» позволит сформировать эффективный фундамент для принятия как оперативных, так и стратегических решений. Применение данной концепции на отечественных машиностроительных предприятиях вызовет пересмотр многих важных экономических понятий и наполнение их новым содержанием, в том числе и понятия «добавленная стоимость».

«Добавленная стоимость» различными специалистами трактуется неоднозначно: в основном ее определяют как прибыль, которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия или услуги. Очевидно, что при такой трактовке на практике возникает сложность

определения ее значения, потому что нет единого способа или формулы расчета величины добавленной стоимости, которая в данном случае зависит от вида отрасли, сезона, активности конкурентной борьбы, а также покупательского спроса.

Учитывая вышеизложенное, под добавленной стоимостью будем понимать затраты, возникающие в результате создания, обслуживания и управления цепью поставок машиностроительного предприятия. Добавленная стоимость является результатом совместной работы всех подразделений, который можно оценить в любой момент времени и на любом уровне данной цепи поставок.

Эффективно управлять добавленной стоимостью менеджерам позволит цикл управления цепочкой добавленной стоимости машиностроительного предприятия, представленный здесь схемой. Это даст возможность использовать данный показатель для целей как текущих, так и стратегических.

Реализовать данную концепцию можно при помощи выделения следующих основных этапов.

1. Определение цены товара (услуги) в оптимальном плане для потребителя.

На первом этапе определяется цена продукции, которую готов заплатить потребитель при условии необходимых количества и качества товара. Ее не следует понимать буквально, так как это условная цена, по которой «обмениваются», т. е. приводятся в сопоставимый вид количество, качество и затраты машиностроительного предприятия на воспроизводство.

2. Анализ носителей затрат - факторов и причин, непосредственно влияющих на величину добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия.

Важнейшим условием успеха будет внедрение цепочки добавленной стоимости, которая охватывает все внутренние и внешние аспекты деятельности машиностроительного предприятия.

Структура цикла управления цепочкой добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия

Цепочка добавленной стоимости - это упорядоченное линейное множество центров финансовой и экономической ответственности, осуществляющих контроль за потоком затрат, возникающим в процессе создания, обслуживания и управления потоком материальным от уровня к уровню по цепи поставок машиностроительного предприятия с целью предоставления конечному потребителю определенного товара (услуги) в рамках заказа.

Необходимо учитывать, что каждый последующий уровень в цепочке добавленной стоимости машиностроительного предприятия увеличивает затраты по сравнению с предыдущим, но суммарная наращиваемая добавленная стоимость не должна превышать цену товара в оптимальном плане для потребителя.

На данном этапе выявляются и анализируются «носители затрат», что позволяет сделать выводы о наличии резервов их снижения, а также правильно определить направления их оптимизации и принять конкретные управленческие

решения. В результате будут выявлены те носители затрат, которые неэффективно используются машиностроительным предприятием или от которых предприятие может отказаться без потери качества продукции и сокращения сроков реализации.

3. Разработка, выбор и реализация мероприятий, позволяющих центрам финансовой и экономической ответственности минимизировать добавленную стоимость в соответствии с оптимальной величиной цены товара, которую готов заплатить потребитель.

На данном этапе необходимо детализировать выявленные носители затрат для проведения дальнейшего анализа по этим трем основным направлениям.

Для того, чтобы менеджеры машиностроительного предприятия имели возможность регулировать величину добавленной стоимости как на уровне опытно-конструкторских разработок и технологической подготовки производства, так и на уровне управления производством, необхо-

^Научно-техническиеведомостцСПбГПУ^^

димо создать механизм, четко контролирующий баланс платежеспособного спроса и уровня затрат на единицу продукции во всей цепи поставок машиностроительного предприятия. Таким механизмом должна стать группа финансово-экономического управления, обеспечивающая сквозное регулирование всей цепочки добавленной стоимости.

При разработке плана мероприятий по корректировке добавленной стоимости важно правильно назначить ответственных за контроль за носителями затрат - менеджеров предприятия (начальников производственных подразделений, функциональных директоров), так как только они владеют технологией, управляют производством и другими бизнес-процессами, принимают решения в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Роль финансово-экономических служб заключается в установлении правил игры: в разработке классификаторов и справочников, внедрении управленческого учета и бюджетирования, а также предоставлении менеджерам информации для принятия решений. И самое главное в управлении затратами - участие и заинтересованность генерального директора предприятия: весь процесс управления должен проходить под его руководством.

4. Разработка модели управления цепочкой добавленной стоимости.

На данном этапе переходим к построению экономико-математической модели оценки чувствительности добавленной стоимости к формирующим ее носителям затрат, которая позволит определять, вклад какого фактора наиболее су-щественнен.

Основным будет предположение о существовании взаимосвязи между добавленной стоимостью, ценой, качеством и количеством товара. Логика здесь в том, что каждый из критериев определяет условия, при которых происходит снижение величины добавленной стоимости.

Предположим, что функция добавленной стоимости (далее - ДС) в цепи поставок машиностроительного предприятия определяется переменными параметрами: количеством заказываемого товара (д), его качеством (к) и ценой в оптимальном плане для потребителя (г).

Интегральная добавленная стоимость при этих условиях выражается аналитически: и(д, к, г).

Дифференциальная ДС или функция предельной добавленной стоимости (ДСП) в цепи поставок машиностроительного предприятия зависит от предельных (приростных) значений переменных u(Aq, Ak, Az).

Относительно ДСП сделано предположение об ее аддитивном и линейном характере. Представим ее в следующем виде:

u(Aq, Ak, Az) = aq ■Aq + ак ■Ak + аг -Az,

где аq, ak, az - предельные затраты на обеспечение количества, качества и цены единицы продукции машиностроительного предприятия

Очевидно, что для определения ДСП указанные предельные затраты должны быть известны и выражены в одинаковом измерении.

Для того, чтобы получить прибыль, машиностроительное предприятие стремится к минимизации ДСП при имеющихся ресурсных ограничениях и ограничениях на минимально допустимый уровень качества, количества и цены товара, устанавливаемых исходя из рыночных условий. Проблема оптимизации предельной добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия может быть представлена в следующем виде:

u(Aq, Ak, Az) ^ min;

mq - Aq + mk ■Ak + mz - Az < M;

q > q;

k > k; z > z; q, k, z > 0.

Здесь mq, mk, mz - нормы расходования добавленной стоимости на воспроизводство количества, качества и цены единицы товара.

После преобразования, отвечающего требованиям минимизации, получим эквивалентное условие:

u(Aq, Ak, Az) ^ min;

-mq - Aq - mk - Ak - mz • Az > —M;

q > q;

k > k; z > z; q, k, z > 0.

Здесь М - ограничения по имеющимся ресурсам в цепи поставок предприятия; q - минимальные

требования к количеству товара, к - к качеству товара, Г - к его ценности.

По своей сути сформулированная экономико-математическая модель оценки чувствительности добавленной стоимости к формирующим ее носителям затрат представляет оптимальный план потребления для машиностроительного предприятия при имеющихся ограничениях.

В рамках данного исследования менеджер предприятия может следующим образом сформулировать гипотезу корреляционного анализа: минимизация величины добавленной стоимости в цепи поставок является оправданной с экономической точки зрения.

В целях проверки данной гипотезы необходимо построить и в результате корреляционного анализа оценить параметры эконометрической модели:

М = т1 + т2 ц + т3 к + т4 г.

Здесь т2, т3, т4 - коэффициенты, т1 - константа.

Производитель расплачивается за «производство» количества и качества продукции увеличением добавленной стоимости в цепи поставок. При этом добавленная стоимость воспроизводства количества и качества не должна превышать оптимальную цену товара, которую готов заплатить потребитель, в противном случае не было бы смысла для машиностроительного предприятия заниматься воспроизводством количества и качества.

После того, как будут рассчитаны соответствующие параметры эконометрической модели на основе данных исследуемого предприятия, будет получено корреляционное, подкрепленное расчетами подтверждение возможности минимизации добавленной стоимости в цепи поставок промышленного предприятия с экономической точки зрения. Следует подчеркнуть, что данный результат не был получен ранее, и авторы в основном исходили из статистических наблюдений, не обоснованных какими-либо эконометри-ческими расчетами.

5. Реализация мероприятий по управлению цепочкой добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия.

В современной жизни важнейшей категорией становится добавленная стоимость изделия, поэтому создание системы управления данным показателем позволит достичь, прежде всего, четкого определения объектов управления в цепочке добавленной стоимости, получить достоверную и оперативную информацию о затратах всех уровней цепи поставок машиностроительного предприятия. Это позволит также определить степень риска, связанного с изменением спроса на выпускаемую продукцию, оптимальную цену товара для потребителя и, следовательно, границы безубыточности производства продукции, а в итоге -обосновать альтернативные решения для успешного проведения финансово-экономической политики с учетом всех потенциальных выгод.

список литературы

1. Глухов, В.В. Производственный менеджмент. Анатомия резервов. Lean production [Текст] : учеб. пособие / В. В. Глухов, Е.С. Балашова. - СПб.: Лань, 2008. - 352 с. - (Учебник для вузов. Специальная литература).

2. Градов, А.П. Стратегия промышленного предприятия: структура, функции, процессы, внешняя среда [Текст] / А.П. Градов, И.В. Ильин, С.Б. Сулоева. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 551 с.

3. Демиденко, Д.С. Оценка и управление стоимостью предприятия [Текст] / Д.С. Демиденко, Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2008. - 448 с.

4. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок

[Текст] / Д. А. Иванов. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2009. - 660 с.

5. Кобзев, В.В. Методы и модели управления сетью поставок промышленных предприятий [Текст] / В.В. Кобзев, А.С. Кривченко. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 205 с.

6. Новожилов, В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании [Текст] / В.В. Новожилов. - М.: Экономика, 1967. - 375 с.

7. Плышевский, Б. О промышленной политике [Текст] / Б. Плышевский // Экономист. - 2004. - № 9. - С. 3-16.

8. Райская, Н. Платежеспособный спрос и структурные изменения в промышленности [Текст] / Н. Райская // Экономист. - 2004. - № 2. - С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.