УДК. 371.1 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Потемкина Т.В.
В данной статье рассматривается один из аспектов проектирования систем оценки профессиональной деятельности учителя, определяющих концептуальные основы данного процесса. В центре внимания находятся принципы проектирования таких систем.
В статье представлен анализ подходов к отбору принципов при проектировании систем оценки научных, научно-педагогических кадров, раскрыты особенности формирования принципов проектирования систем оценки учителя. Так, в качестве принципов, расширяющих существующий перечень, введены следующие: принцип детерменированности системы оценки профессиональной деятельности учителя внешним и внутренним социокультурным факторам, оказывающим влияние на образовательную систему; принцип соответствия функции процесса оценки профессиональной деятельности учителя целям развития образовательной системы; принцип открытости оценочных мероприятий; принцип управляемости процесса оценки профессиональной деятельности учителя.
Статья адресована руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образования, ученым, занимающимися вопросами проектирования систем оценки качества.
Ключевые слова: принципы проектирования, система оценки
профессиональной деятельности учителя.
PRINCIPLES OF DESIGN OF SYSTEM OF AN ASSESSMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER
Potyomkin T.V.
In this article one of aspects of design of systems of an assessment of professional activity of the teacher, defining conceptual bases of this process is considered. In the center of attention there are principles of design of such systems.
In article the analysis of approaches to selection of principles at design of systems of an assessment of scientific, scientific and pedagogical shots is presented, features of formation of principles of design of systems of an assessment of the teacher are opened. So, as the principles expanding the existing list, the following is entered: a principle of determinancy of system of an assessment of professional activity of the teacher to the external and internal sociocultural factors influencing educational system; principle of compliance of function of process of an assessment of professional activity of the teacher to the purposes of development of educational system; principle of openness of estimated actions; principle of controllability of process of an assessment of professional activity of the teacher.
Article is addressed to heads of educational institutions, specialists of governing bodies of education, the scientists, prosecuting subjects of design of systems of an assessment of quality.
Keywords: design principles, system of an assessment of professional activity of the teacher.
Одним из этапов разработки методологических основ проектирования социальных систем является определение принципов их организации и функционирования.
В центре внимания данной статьи находятся вопрос разработки принципов проектирования систем оценки профессиональной деятельности учителя.
Актуальность проектирования данных систем связана с происходящими изменениями, связанными с формированием новых походов к управлению учреждением образования, внедрением различных форм и способов оценки качества образования, введением новых систем оплаты труда.
Рассматривая закономерности как одно из оснований в построении методологических систем, определим те из них, которые могу быть положены в основу принципов проектирования системы оценки профессиональной деятельности учителя.
К закономерностям проектирования данной системы можно отнести взаимосвязь между определением качества профессиональной деятельности учителя и эффективностью результатов функционирования образовательной системы; между оценкой профессионального развития учителей и прогнозами развития образовательной системы; между эффективностью управления образовательной системой и качеством оценки профессиональной деятельности учителей.
Итак, проектируемая система нацелена на решение вопросов управления образовательной системой, связанных с кадровым обеспечением процесса обучения, профессиональным развитием педагогов, повышением их социального статуса и т.п.
На основе выявленных закономерностей осуществлено определение принципов построения системы.
Необходимо отметить, что вопрос разработка принципов создания систем оценки профессиональной деятельности научно-педагогических и научных кадров находится в центре внимания ряда исследователей (Анохина С.Ю., Васильева Е.Ю., Сидорова И.И. и др.).
Анализ выявленных принципов дает возможность определить требования к построению данных систем.
Так, И.И.Сидорова, разрабатывая технологию создания системы оценки результатов деятельности научных работников, выделяет такие принципы, как принцип комплексности, принцип стадийности, принцип совмещения объективных и субъективных оценок, принцип непрерывности развития системы оценки, принципы согласованности основных элементов системы оценки и назначения объекта оценки, целей, поставленных перед объектом оценки, показателей и периода оценки [9, с.5-6].
Анохина С.Ю. к принципам проектирования системы оценивания педагогической деятельности относит принципы целостности, структурности, прогностичности и комплексности.
Васильева Е.Ю. принципами организации системы оценки качества деятельности научно-педагогических кадров считает следующие: «системность, комплексность, целенаправленность, систематичность, воспитывающий характер, объективность, научно обоснованный подход, конфиденциальность, гуманистическая направленность, эффективность, компетентность» [2, с.21].
Принцип целенаправленности определяется автором как «выбор и взаимосвязь всех составляющих оценки», детерменированных целью, «с которой планируется и осуществляется оценка» [2].
Следование принципу комплексности продиктовано необходимостью совместного оценивания «качества конечного продукта» и «методики, технологии проведения работ, условий в которых протекает деятельность коллектива» [9, с.6], либо «необходимостью полного (по возможности) охвата всех аспектов педагогической деятельности, подлежащих оценке» [2, с.181].
Принцип стадийности (Сидорова И.И..) или систематичности (Васильева Е.Ю.) определяет регулярность обращения к оценочным процедурам, что дает общее представление о качестве процесса, а также позволяет реализовывать задачи мотивации педагогов.
Принцип совмещения объективных и субъективных оценок определяет специфику проведения экспертизы предъявляемых результатов деятельности. Так, объективная оценка основана на частотности проводимых диагностических мероприятий, предусматривающих обработку банка статистических данных, субъективная - опирается на оценку отдельных экспертов и экспертных групп.
Оценка профессиональной деятельности носит также воспитывающий характер, поскольку «активизирует профессионально-личностное развитие, сознательное отношение преподавателей к своей профессиональной деятельности, стимулирует улучшение качества деятельности» [2,с.182].
Опора при проектировании на принцип непрерывности развития системы оценки связана с мнением о том, что методы оценки постоянно совершенствуются и это определенно влияет на устойчивость системы.
Выявленные в процессе анализа принципы проектирования можно рассматривать в качестве общих, применяемых к оценке профессиональной деятельности разных категорий работников социальной сферы.
В процессе анализа развития систем оценки работы учителя нами выявлен ряд принципов, которые отвечают целям проектирования системы оценки профессиональной деятельности именно учителя:
• Принцип детерменированности системы оценки профессиональной деятельности учителя внешним и внутренним социокультурным факторам, оказывающим влияние на образовательную систему.
• Принцип соответствия функции процесса оценки профессиональной деятельности учителя целям развития образовательной системы.
• Принцип открытости оценочных мероприятий.
• Принцип управляемости процесса оценки профессиональной деятельности учителя.
• Принцип объективности оценки результатов профессиональной деятельности учителя.
Рассмотрим, каким образом, следование данным принципам на этапе проектирования системы влияет на формирование его концептуальных основ.
Итак, принцип детерменированности системы оценки профессиональной деятельности учителя внешним и внутренним социокультурным факторам ориентирует разработчиков как в отборе содержания объекта оценки (собственно деятельности учителя), так и в структуре оценочных мероприятий на ту образовательную ситуацию, которая объективно сложилась в регионе, в отдельном городе, школе, связанной с реализацией программ развития субъектов Федерации, отдельных муниципалитетов, образовательных учреждений.
А.Л.Темницкий, исследуя проблему отражения категории социокультурности в различных социальных системах, указывает на такие аспекты реализации социокультурности в образовательных системах как инновационный поход в обучении, сохранение традиций и следование современным тенденциям развития образования. Так, например, социокультурная ситуация может быть продиктована сложившимися традициями в построении учебного процесса или в реализации региональных учебных программ.
К примеру, содержание деятельности учителя в гимназии требует от учителя наличия профессиональной компетентности в области реализации программ углубленного изучения предметов. В то же время в школах, в состав которых входят коррекционные классы, от учителя требуется знание особенностей реализации коррекционных программ и т.д.
Таким образом, с одной стороны, проектируемая система оценки детерминирована внутренними факторами, связанными со спецификой, особенностями существования образовательной системы.
С другой стороны, к внешним социокультурным особенностям, оказывающим в настоящее время влияние на работу учителя и ее оценку, можно отнести те изменения требований к подготовке выпускника школы,
которые связаны с усилением внимания к субъектной позиции учащегося, его готовности к построению жизненных планов, формированию ценностных ориентаций.
Социокультурными факторами также являются сложившиеся противоречия между требованиями к «системе образования с позиции постиндустриального общества (культурное) и аутсайдерским статусом учителя в обществе (социальное)»[10, с.88]. К примеру, столь стремительно вводимые в школьную практику изменения зачастую не учитывают готовность учителей к принятию этих изменений. Причем это не связано с неприятием новшеств, а скорее всего продиктовано общей логикой педагогической практики, определяющей поступательность процесса обучения, с длительностью процесса освоения новых профессионально-педагогических компетентностей, с необходимостью учитывать социально-экономическую ситуацию и т.д..
Принцип соответствия функции процесса оценки профессиональной деятельности учителя целям развития образовательной системы определяет те задачи процесса оценки, которые связаны с выработкой единых требований к ресурсам школы и направлены на выявление кадрового потенциала, подготовку педагогов к принятию решений освоения нового содержания профессиональной деятельности в соответствии со стратегическими векторами развития образовательного учреждения. Данное мнение перекликается с утверждением Н.К.Зотовой. В результате проведенного исследования исследователь пришел к выводу о том, что развитие учреждения связано непосредственно с развитием педагога, которое можно рассматривать как «разрушение прежних смысловых образований, создание новых, изменение степени присвоения прежних смысловых уровней» [4, с.19].
Принцип управляемости процесса оценки профессиональной деятельности учителя определяет цели включения данного процесса в управление образовательной системой.
«Управляемость» рассматривается как «способность системы определенным образом в заданном направлении и временных границах реагировать на сигналы управления или на управленческое воздействие» [8], а также как «качество управляющих и управляемых субъектов и связей между ними» [7, с.57].
На прямую зависимость управления развитием учреждения образования от оценки профессиональной деятельности педагогического корпуса указывает И.К.Гевлич. Проведенный исследователем анализ практического опыта позволяет сделать вывод о том, что « управление образовательным процессом в общеобразовательном учреждении осуществляется через управление деятельностью преподавательского корпуса» [2, с. 190]. При этом управление возможно только при условии объективной оценки работы педагогов, именно оценка направлена прежде всего на стимулирование профессиональной деятельности, его мотивации к личностно-профессиональному развитию.
Принцип реализации категории «управляемость» при проектировании системы оценки профессиональной деятельности учителя основан на характеристике управления как «процесса упорядочивания во времени и пространстве разнородной деятельности в единую координированную систему, ориентированную на определенный результат»[7, с.56].
Необходимость следования данному принципу определяется объектом оценки, в качестве которого выступает «профессиональная деятельность», и субъектом оценки, в роли которого выступает учитель. М.В.Рубцова, анализируя категорию «управляемость» в контексте развития социальных систем, приходит к выводу о наблюдаемых в последнее время тенденциях в изменении качества процесса управляемости. Эти изменения связаны прежде всего с переориентацией управления с объекта управления на субъект, поскольку именно субъект «порождает управляемость», обладая свободной волей. Таким образом, изменения объекта (профессиональной деятельности) возможно при условии целенаправленного влияния на субъект управления.
В ситуации оценки собственной профессиональной деятельности учитель выступает в роли субъекта управления, воздействие которого является, с одной стороны, результатом управленческих действий представителей администрации школы, с другой, целенаправленным процессом самоуправления, мотивированным потребностью учителя соответствовать новым требованиям, и, как следствие, возникновением профессиональной необходимости осваивать это новое.
Профессиональная необходимость может рассматриваться в этом случае как возникшее в результате профессиональной деятельности обстоятельство, требующее принятия определенных мер в аспекте предупреждения профессиональных неудач, а также разрешения проблем, возникших в процессе профессиональной деятельности.
В этом случае оценка направлена на выявление профессионального потенциала учителей в контексте аспектов развития учреждения.
Опорой при разработке системы оценки при этом будет являться ресурсный подход, который выступает в качестве одного подходов в построении моделей эффективного управления образовательным учреждением [Гевлич И.К. и др].
Принцип открытости оценочных мероприятий (сведения о целях, задачах и формах предъявления результатов профессиональной деятельности учителя, особенности организации экспертизы) реализуется с одной стороны, посредством привлечения в качестве экспертов представителей структур государственно-общественного управления в образовании, заинтересованных в совершенствовании системы образования как социального института, с другой - предполагает открытость содержания оценочных шкал, требований к материалам, способам проведения оценки, что дает возможность каждому учителю подготовиться в процедуре, представить материалы, адекватные заявленным требованиям.
Рассматривая открытость как антропокультурное основание формирования систем образования, Н.А.Пономарева присутствие данного явления в современном развивающемся образовательном пространстве связывает с тем, что «педагогическое сообщество все большей степени овладевает идеями открытости, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере» [ 6, с.14].
Вместе с тем потребность профессионального сообщества в открытости оценки деятельности учителя носит несколько односторонних характер. Так, «открытость» системы оценки педагоги связывают исключительно с открытой информацией о содержании критериев оценки, требований к оформлению результатов деятельности, форм проведения оценочных процедур. Проведенные опросы показали, что открытое предъявление результатов учителя соотносят только с демонстрацией профессиональных достижений, исключая присутствие любой информации, свидетельствующей о какой-либо профессиональной пассивности, неготовности к освоению новых личностнопрофессиональных компетентностей и т.д.
Принцип объективности при оценке результатов профессиональной деятельности.
Проблема объективности в социально-гуманитарных науках связана с «развитием критической рефлексии» [5, с.3]. Карпов В.П., анализируя процесс установления объективности при изучении явлений социального характера, указывает на очевидные трудности, с которыми сталкиваются эксперты при проведении оценочных действий при анализе социальных явлений. Так, по мнению исследователя, к наиболее уязвимым можно отнести такие параметры оценки, как «адекватность и надежность описания изучаемых объектов, глубина и всесторонность их объяснения, научная честность, непредвзятость, непредубежденность, критичность, отсутствие апологитичности» [5, с.8]. Закономерно в связи с этим, что объективность создается путем «отсеивания ситуативных и некомпетентностных суждений» [12,с. 11].
В контексте оценки профессиональной деятельности объективность связывают также с открытостью критериев, форм предъявления результатов профессиональной деятельности, на основании которых осуществляется оценка. Так, рассматривая перспективы использования профессионального портфолио как объективного и открытого инструмента диагностики результатов деятельности работников образования Т.Ю.Томенко, О.Н.Ипатова считают, что «оценка портфолио по заранее известным, открытым и согласованным критериям не может быть субъективной» [11, с.12 ].
Таким образом, принцип объективности определяет действия всех участников процесса оценивания как при разработке содержания процедур оценки, так и при реализации оценочных мероприятий.
В заключение следует сказать, что выявленные принципы создают основу проектирования системы оценки профессиональной деятельности учителя, которая определяет особенности ее функционирования:
проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя может являться одним из механизмов влияния на содержание образования, обусловленное необходимостью введения изменений;
оценка процесса профессионального развития педагогов определяется не только личными профессиональными интересами, но и задается целями развития образовательного учреждения;
опора на ресурсный подход способствует построению моделей эффективного управления образовательным учреждением;
процесс информационной открытости оценки и объективность оценки непосредственно связаны с доступностью к информационным ресурсам всех субъектов, включенных в организацию оценочных процедур, определяет действия всех участников процесса оценивания как при разработке содержания процедур оценки, так и при реализации оценочных мероприятий.
Список литературы
1. Анохина С. Ю. Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 145 с.
2. Васильева Е.Ю. Концепция системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе: Автореферат дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2005. 42 с.
3. Гевлич И.К. Управление развитием общеобразовательного
учреждения на основе комплексной оценки деятельности педагогического
корпуса // Вестник Астраханского государственного технического
университета. Серия: Управление. Вычислительная техника и информатика. 2011. № 2. С. 191-198.
4. Зотова Н.К. Развитие ценностно-смысловой сферы педагога как результат совершенствования системы управления образовательными учреждениями // Известия Волгоградского технического университета. 2005. №
4. С.18-19.
5. Карпов В.П. Проблема объективности социального знания:
Автореферат дис.. канд. философ. наук. Нижний Новгород, 1996,18 с.
6. Пономарева Н.А. Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании: Автореферат дис. канд. философ. наук. Омск, 2004, 20 с.
7. Рубцова М.В. Управляемость как основополагающая социологоуправленческая категория // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 53-57.
8. Сечко Н.Н. Роль кадрового менеджмента в инновационных процессах // Социологическая наука и современность. Материалы Международной конференции. Минск. 2002.
9. Сидорова И.И. Основные принципы разработки систем оценки результатов деятельности научных коллективов. М., 1981. 31 с.
10. Темницкий А.Л. Исследовательские возможности категории «социокулльтрность» // Социология. 2007. № 24. С. 81-101.
11. Томенко Т.Ю., Ипатова О.Н. Региональная модель оценивания профессиональной компетентности деятельности педагогических и руководящих работников при присвоении квалификационных категорий // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9. С. 10-13.
12. Шамильян О.И. Повышение объективности процедур педагогического диагностирования на основе квалиметрического анализа: Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2007. 26 с.
References
1. Anohina S. Ju. Organizacionno-pedagogicheskaja sistema ocenivanija pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelej vuza [Organizational and pedagogical system of estimation of pedagogical activity of teachers of higher education institution]. N. Novgorod, 2005. 145 p.
2. Vasil'eva E.Ju. Koncepcija sistemy ocenki kachestva dejatel'nosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava v vuze [The concept of system of an assessment of quality of activity of the faculty in higher education institution]. SPb., 2005. 42p.
3. Gevlich I.K. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Upravlenie. Vychislitel'naja tehnika i informatika, no. 2 (2011): 191-198.
4. Zotova N.K. Izvestija Volgogradskogo tehnicheskogo universiteta, no. 4 (2005): 18-19.
5. Karpov V.P. Problema ob'ektivnosti social'nogo znanija [Problem of objectivity of social knowledge]. Nizhnij Novgorod, 1996,18p.
6. Ponomareva N.A. Otkrytost' kak antropokul'turnoe osnovanie bytija i ee projavlenie v obrazovanii [Openness as the anthropocultural basis of life and its manifestation in education]. Omsk, 2004, 20 p.
7. Rubcova M.V. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 320 (2009): 53-57.
8. Sechko N.N. Rol' kadrovogo menedzhmenta v innovacionnyh processah [Materials of the International conference «Sociological science and present»]. Minsk. 2002.
9. Sidorova I.I. Osnovnye principy razrabotki sistem ocenki rezul'tatov dejatel'nosti nauchnyh kollektivov [Basic principles of development of systems of an assessment of results of activity of research teams]. M., 1981. 31 p.
10. Temnickij A.L. Sociologija, no. 24 (2007): 81-101.
11. Tomenko T.Ju., Ipatova O.N. Sredneeprofessional'noe obrazovanie, no. 9 (2008): 10-13.
12. Shamil'jan O.I. Povyshenie ob'ektivnosti procedur pedagogicheskogo diagnostirovanija na osnove kvalimetricheskogo analiza [Increase of objectivity of procedures of pedagogical diagnosing on the basis of the kvalimetrichesky analysis]. Rostov-na-Donu, 2007. 26p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Потемкина Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития руководителей образования
ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии
образования
ул. Погодинская, д.8, к.2, г. Москва, 119121, Россия potekinatv@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Potyomkin Tatyana Valerevna, candidate of the pedagogical sciences, the leading research assistant of laboratory of professional development of heads of formation
Institute of management offormation of the Russian Academy of Education 8/2, Pogodinsky str., Moscow, 119121, Russia potemkinatv@mail. ru
Рецензент:
Чечель Ирина Дмитриевна, д.п.н, профессор, зав.лабораторией
профессионального развития руководителей образования (ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования)