УДК 343.2 ББК 67
ПРИНЦИПЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
ЧАН ТХЙ ТУ АНЬ,
адъюнкт кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право. E-mail: tuanhtran126@gmail.com Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права С.В. Борисов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проводится научный анализ уголовной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних и принципов их реализация. Выявляются некоторые препятствия и ограничения при реализации уголовной политики в этой сфере. Даны рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства о концепции уголовной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних и направления деятельности связано-компетентных органов, обеспечивавших принципы их реализации.
Ключевые слова: уголовное право, принципы, уголовная ответственность несовершеннолетних, уголовная политика, противодействие преступности, наказание, ювенальная юстиция.
Annotation. In this article analysis of criminal policy in the sphere of combating juvenile crime and the principles of their implementation is carried out by scientific. The author shows some obstacles and constraints at realization of criminal policy in this area. Recommendations for improving the criminal law on the concept of criminal policy in the sphere of combating criminality of minors and directions of activity of related competent bodies, provide guidelines for their implementation.
Keywords. criminal law, principles, criminal responsibility of of minors, criminal policy, combating criminality, punishment, juvenile justice.
Уголовная политика, являлась одним из направлений государственной политики в сфере борьбы с преступностью, определяет задачи, содержание, формы деятельности государственных органов по противодействию преступным проявлениям различного характера, в том числе преступности несовершеннолетних. Основной базой формирования положений уголовной политики Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам в отношении несовершеннолетних является международно-правовые нормы и Конституция каждой страны. В этих правовых нормах принцип наилучшего обеспечения прав несовершеннолетних с предупреждением их преступности, формирование гуманных стандартов обращения с ними являются исходными требованиями к формированию и реализации любой политики в отношении данной категории лиц. Вместе с направлением на предупреждение преступности реализация уголовной по-
литики Российской Федерации и Социалистической республики Вьетнам в отношении несовершеннолетних предполагает создание надежного механизма правовой защиты интересов подростков, включающего нормы об уголовной ответственности последних за общественно опасные посягательства, нормы о защите их интересов, процессуальные нормы и систему соответствующих органов правоприменения.
Уголовная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних — это единая государственная концепция по противодействию преступности данных лиц, основной целью которой является реализация комплекса мер, направленных на всестороннее обеспечение прав и интересов несовершеннолетних нормами уголовного законодательства посредством гуманизации последнего; использования средств восстановительного правосудия в отношении подростков, совершивших преступления небольшой
или средней тяжести; максимального применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества [1].
В Социалистической Республике Вьетнам, уголовная политика в отношении несовершеннолетних рассматривается как основное стратегическое направление государства в законодательной деятельности и применении уголовного закона по делам несовершеннолетних, совершающих преступления, обеспечивающее стабильность системы уголовного права в целях усиления защиты прав и свобод подростков, интересов общества и государства в области уголовного права, а равно повышение эффективности профилактики и борьбы с преступностью данных лиц [2].
Как известно, на несовершеннолетних основное и значительное влияние оказывает их окружение. Они получают знания от семьи, друзей, школы и общества, которые влияют на формирование и развитие личности и личностных качеств несовершеннолетних. Если они живут в неблагоприятной среде, они легко впитывают вредные привычки, а также легко вовлекаются, подстрекаются к совершению правонарушений, в том числе преступлений. И наоборот, если несовершеннолетние живут в благоприятной среде, то они будут иметь условия, способствующие нормальному, всестороннему развитию их физических, психическо-духовных качеств, формированию здорового образа жизни, что помогает им стать полноценными членами общества. Так, по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, в дополнение к их личной ответственности, семья, школа и общество должны также нести большую ответственность. Это обусловлено тем, что обслуживание, образование и управление, касающиеся этой возрастной группы, могут иметь некоторые пробелы, состоящие в отсутствии необходимого внимания, что затрудняет предотвращение негативного влияния окружения на подростков. Вследствие этого уголовная политика, связанная противодействием преступности несовершеннолетних, как в России, так и во Вьетнаме основывается на принципе приоритета воспитательно-профилактических мер над карательными. Это означает максимальное обеспечение и защиту прав, законных интересов несовершеннолетних, применение минимальных средств правового воздействия (в том числе наиболее мягких мер наказания или без такового) на лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет.
В главе 10 раздела V УК РФ (статьи 87- 96) определяются правила, применимые к несовершеннолетним. В этой главе установлены нормы об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних с указанием на то, что при этом должны учитываться условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на них старших по возрасту лиц. Наря-
ду воспитательно-профилактическим направлением, в данной главе содержатся, и нормы об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (статьи 90, 91 УК РФ), и освобождении от наказания (ст. 92 УК РФ). Кроме того, необходимо отметить, что важной составляющей формирования и реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних являются нормативные акты судебной власти. В качестве составной части основ уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних следует признать ряд положений постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [3], от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [4]. В содержании этих положений выражены принцип защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего на всех стадиях рассмотрения уголовного дела и обеспечения воспитательного воздействия на него в ходе судебного разбирательства.
В УК СРВ 1999 г. предусмотрена отдельная глава, определяющая правила, применимые к несовершеннолетним (глава X, статьи 68- 77). Принципы рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетних определены в конкретной статье (ст. 69 УК СРВ) и состоят в следующем.
Во-первых, целью рассмотрения уголовного дела
0 преступлении, совершенном несовершеннолетним, является воспитание, помощь в исправлении его ошибок, нормальное развитие и содействие в становлении полноценным членом общества. Таким образом, во всех случаях расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних компетентные процессуальные органы должны проводить процедуру определения способности осознания несовершеннолетними характера общественной опасности совершенных деяний, причин и условий их совершения (п.
1 ст. 69 УК СРВ).
Во-вторых, условное освобождение от уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, шире, чем в отношении совершеннолетних. Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он одновременно соответствует следующим критериям: совершил преступление небольшой или средней тяжести; не причинил вред кому-то либо причинил небольшой вред; при совершении преступления имеются обстоятельства,
смягчающие наказание; его семья либо специализированные государственные органы осуществляют надзор за ним и его воспитывают.
В-третьих, условия привлечения к уголовной ответственности и применения наказания в отношении несовершеннолетних предусмотрены в пунктах 3 и 4 ст. 69 УК СРВ. Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних лиц и применение наказания к ним осуществляются только в случае необходимости и должны быть основаны на характере общественной опасности деяний, учитывать особенности личности и требования в области предупреждения преступности. В случае отсутствия необходимости применять какое-либо наказание к несовершеннолетнему, суд может применить меры судебного воспитания в коммуне, поселке, городе или в исправительном учреждении.
В- четвертых, в п. 5 ст. 69 УК СРВ предусмотрен принцип назначения несовершеннолетнему наказания, которое должно быть значительно меньше, чем наказание совершеннолетнего за совершение аналогичного преступления. При рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего суд должен ограничивать назначение наказания в виде лишения свободы и не может назначить пожизненное лишение свободы либо смертную казнь. Суд не может назначить несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет наказание в виде штрафа. Также им не назначается дополнительное наказание.
В-пятых, при рассмотрении уголовных дел в отношении данной категории лиц следует учитывать, что наличие судимости у несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцати лет, не является основанием для признания рецидива и опасного рецидива (ч. 6 ст. 69 УК СРВ).
Кроме того, в соответствии со статьей 5 совместного циркуляра № 01/20ШТТ1Л-У^ТС-ТА]ЧГОТС-ВСА-БТР-БЬВТВХН Верховной народной прокуратуры, Верховного народного суда, Министерства общественной безопасности, Судебного министерства, Министерства труда, инвалидов и по социальным вопросам, рекомендовано применение некоторых положений Уголовно-процессуального кодекса для несовершеннолетних участников процесса [5]: во время расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних, совершивших преступление, процессуальные органы должны учитывать принцип рассмотрения уголовного дела, определенный в ст. 69 УК СРВ. Особое внимание следует обратить на рассмотрение вопросов освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетнего, если он удовлетворяет критериям, предусмотренным в п. 2 ст. 69 УК СРВ, от чего зависит его передача под надзор родителей или лиц, их заменяю-
щих, либо специализированного государственного органа, воспитание, помощь в исправлении его ошибок, нормальное развитие и помощь в становлении полноценным членом общества.
Таким образом, при реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних специализированные органы ювенальной юстиции Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам должны применять следующие принципы: преимущество законных интересов, прав и свобод несовершеннолетнего; устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетним противоправных действий в целях предупреждения его негативного развития в будущем; поддержка государством семьи как основного института социализации несовершеннолетних; изъятие несовершеннолетнего из неблагоприятной среды и помещение в условия, способствующие его нормальному развитию; защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего на всех стадиях рассмотрения уголовного дела; обеспечение воспитательного воздействия на несовершеннолетнего в ходе судебного разбирательства; создание социальных служб по работе с несовершеннолетними и их ресоциализации.
Анализ практики реализации уголовной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних показывает, что эффективность исправительного воздействия на несовершеннолетних значительно повышается при применении к ним наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также оснований освобождения от уголовной ответственности, сопряженных с принудительными мерами воспитательного воздействия. С целью воспитания, помощи в исправления его ошибок, здорового развития и помощи в становлении полноценным членом общества, необходимо увеличивать значимость и ответственность семьи, школы и трудовых коллективов в обеспечении надлежащих условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Однако реализация данной концепции во Вьетнаме выражается в основном в формальных мерах при отсутствии комплексных профилактических мер воздействия, а также подготовленных специалистов.
Можно выделить и некоторые препятствия и ограничения при реализации уголовной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних: • недостаточная теоретическая обоснованность возможности их применения: в государстве официально не утверждена концепция уголовной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних в виде конкретного правового акта; отсутствие на государственном уровне целого комплекса нормативных правовых актов для формирования
ювенальной юстиции;
• следователи, прокуроры, судьи при проведении разбирательства в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, не уделяют необходимого внимания психологии, науке образования и деятельности по предупреждению преступности подростков;
• координация между органами, осуществляющими разбирательство по делам несовершеннолетних, ограничена, большинство таких дел рассматривается в рамках общих процедур при учете лишь отдельных особенностей разбирательства в отношении данной категории лиц.
Следовательно, на практике уполномоченные должностные лица еще не полностью исследуют характер личности подростков, причины, условия и обстоятельства совершения преступления; необходимость в применении мер пресечения. Есть случаи, когда несовершеннолетние, имея хорошие данные о личности, впервые совершившие преступление, проживающие по конкретному адресу, а также имеющие гарантию семьи, родителей, родственников, подвергаются мере пресечения в виде заключения под стражу, при этом не рассматривается возможность залога или другой более мягкой меры. Это нарушает права несовершеннолетних международно-правовой принцип, состоящий в том, что домашний арест, заключение под стражу или лишение свободы ребенка должно использоваться только в качестве крайней меры и в течение короткого необходимого срока.
По нашему мнению, в целях максимального обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, уменьшения вредного влияния на них мер принуждения, их эффективного воспитания, необходимо всесторонне совершенствовать систему теоретического обеспечения возможности реализации основных направлений уголовной политики в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет. Законодателю необходимо разработать и принять программный документ (нормативный правовой акт), в котором следует: отразить объективное состояние и тенденции развития преступности несовершеннолетних; выявить факторы, детерминирующие ее существование; с учетом международных стандартов в области обращения с подростками и в соответствии с требованиями правоприменительной практики определить основные идеи и принципы государственной политики; сформировать постоянное взаимодействие государственных и общественных структур при реализации комплекса мер, направленных на профилактику преступлений, совершаемых несовершеннолетними; представлять перспективы уголовной политики в отношении подростков.
Наряду с совершенствованием законодательства, государство должно способствовать формированию комплекса мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для системы
ювенальной юстиции. Целесообразно предусмотреть создание системы специализированных ювенальных судов по рассмотрению всех дел, связанных с несовершеннолетними. Мы полагаем, что должна развиваться и материально-правовая база для эффективного функционирования учреждений ювенальной юстиции в Российской Федерации и во Вьетнаме.
Необходимым считаем и улучшение координации между органами, осуществляющими разбирательство по делам несовершеннолетних, уполномоченными должностными лицами и социальными специалистами (педагогами, психологами, социологами, криминологами, и.т.д.). При производстве по делу несовершеннолетних уполномоченные лица должны совершенствовать профессиональную квалификацию путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам подростковой психологии, социологии, педагогики, криминологии.
Литература
1. Ткачев В. Н., «Проблемы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних», диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук, Ростов-на — Дону, 2007, С. 100.
2. Giao trinh Luat hinh su (Phan chung), nha xuat banDai hoc Quoc gia Ha Noi (tai xuat ban lan thu nhat, nam 2003), Ha Noi, nam 2001, trang 85. (Источник переводен автором: Уголовный Учебник (Общая часть), Изд-во Государственного университета Ханоя (первое издание, 2003 г.), Ханой, 2001, С. 85.)
3. Российская газета № 5405 от 11 февраля 2011 г.
4. Российская газета № 4276 от 24 января 2007 г.
5. Cong bao nuoc Cong hoa xa hoi chu nghla Viet Nam so 499+500, ngay 11 thang 9 nam 2011 (источник автором переводен: Бюлетень Социалистической Республики Вьетнам № 499+500, 11 сентября 2011.)
Reference
1. Tkachev V. N., «Problemy realizatsii ugolovnoi politiki v otnoshenii nesovershennoletnikh», dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora yuridicheskikh nauk, Rostov-na — Donu, 2007, S. 100.
2. Giao trinh Luat hinh su (Phan chung), nha xuat banDai hoc Quoc gia Ha Noi (tai xuat ban lan thu nhat, nam 2003), Ha Noi, nam 2001, trang 85. (Istochnik perevoden avtorom: Ugolovnyi Uchebnik (Obshchaya chast'), Izd-vo Gosudarstvennogo universiteta Khanoya (pervoe izdanie, 2003 g.), Khanoi, 2001, S. 85.)
3. Rossiiskaya gazeta № 5405 ot 11 fevralya 2011 g.
4. Rossiiskaya gazeta № 4276 ot 24 yanvarya 2007 g.
5. Cong bao nuoc Cong hoa xa hoi chu nghla Viet Nam so 499+500, ngay 11 thang 9 nam 2011 (istochnik avtorom perevoden: Byuleten' Sotsialisticheskoi Respubliki V'etnam № 499+500, 11 sentyabrya 2011.)