Научная статья на тему 'Принципы правового регулирования экономических отношений как условие достижения эффективности норм права'

Принципы правового регулирования экономических отношений как условие достижения эффективности норм права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1558
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ / PRINCIPLE OF LAW / THE LEGAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS / THE EFFECTIVENESS OF THE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Д. Ю.

В статье автор исходит из идеи, согласно которой правовое регулирование экономических отношений более эффективно, если оно будет опираться на принципы, учитывающие специфику экономических отношений, сложившихся в современной России. В числе таких принципов автор называет принцип законности, принцип недопустимости установления различий в процессе правового регулирования экономических отношений; принцип снижения транзакционных издержек, принцип обеспечения режима наибольшего благоприятствования частной экономической инициативе субъектов и некоторые другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author proceeds from the idea that the legal regulation of economic relations more efficiently if it is based on the principles that take into account the specifics of the economic relations prevailing in today’s Russia. Among such principles, the author refers to the principle of legality, the principle of the inadmissibility of establishing differences in the legal regulation of economic relations; the principle of reducing the transaction costs, the principle of most favored subjects of private economic initiative and some others.

Текст научной работы на тему «Принципы правового регулирования экономических отношений как условие достижения эффективности норм права»

УДК 340+330 № 2 (9) / 2016, с. 82-86

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА

Денис Юрьевич Тарасов

Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация E-mail: [email protected]

В статье автор исходит из идеи, согласно которой правовое регулирование экономических отношений более эффективно, если оно будет опираться на принципы, учитывающие специфику экономических отношений, сложившихся в современной России. В числе таких принципов автор называет принцип законности, принцип недопустимости установления различий в процессе правового регулирования экономических отношений; принцип снижения транзакционных издержек, принцип обеспечения режима наибольшего благоприятствования частной экономической инициативе субъектов и некоторые другие.

Ключевые слова: принцип права, правовое регулирование, экономические отношения, эффективность правовых норм.

PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS AS A CONDITION THE EFFECTIVENESS OF LAW

Denis Tarasov

Ural State Law University, Ekaterinburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The author proceeds from the idea that the legal regulation of economic relations more efficiently if it is based on the principles that take into account the specifics of the economic relations prevailing in today's Russia. Among such principles, the author refers to the principle of legality, the principle of the inadmissibility of establishing differences in the legal regulation of economic relations; the principle of reducing the transaction costs, the principle of most favored subjects of private economic initiative and some others.

Keywords: principle of law, the legal regulation of economic relations, the effectiveness of the law.

Известно, что специфика правового регулирования в условиях общественного строя, сложившегося в России и именуемого государственным капитализмом «с патерналистским обликом», достаточно очевидна.

Влияние элементов обществен ного строя на правовое регулирование экономических отношений весьма существенно. В связи с этим имеются все основания сделать вывод о том, что своеобразный общественный строй, сложившийся в России, требует от законодателя определенных подходов в правовом регулировании общественных отношений, особенно -при правовом регулировании экономических отношений.

Развитием данной темы, на наш взгляд, может служить обоснование необходимости

в правовом регулировании экономических отношений особого «набора» принципов. Соблюдение этих принципов законодателем способно, по нашему мнению, создать необходимые формально-юридические условия для результативного правового регулирования базисных отношений.

В отечественной и зарубежной юридической литературе правовым принципам уделено значительное внимание [1; 2; 3; 4; 5]. Как пишет М.Н. Марченко, «принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только отдельные нормы права, институты или отрасли права, но и вся система права» [6].

В некоторых случаях принципы правового регулирования прямо закрепляются

законодателем в тексте закона (кодекса). Например, в тексте Трудового кодекса РФ содержится статья 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», к которым российский законодатель отнес 19 принципов.

Судя по текстам федеральных законодательных актов, принципы права устанавливают основу, общие начала правовой регламентации, служат фундаментальной основой правового регулирования, являются основой и юридическими гарантиями эффективности правового регулирования.

Тем не менее, при всем многообразии подходов к правовому регулированию экономических отношений остается актуальной проблема принципов их правового регулирования.

Понятно, что такие принципы, будучи зафиксированы в праве, становятся экономическими нормами-принципами, влияющими на результативность действия права и собственно на развитие экономических отношений.

Научная традиция классифицирует принципы по сфере действия на общеправовые, свойственные всем отраслям права [1]; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей, отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли, и внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Особенность правовых принципов в том, что они носят характер абстракции (как и нормы права), именно поэтому принципы права всегда выражены в форме юридических предписаний [7]. Принципы права и принципы правового регулирования экономических отношений соотносятся как род и вид. В логике эти классы принципов - «принципы права» А и «принципы правового регулирования экономических отношений» В могут соответствующим образом выражены. Символическая запись выглядит следующим образом: В < А.

Принципы права имеют разную направленность - одни необходимы в правотворческой деятельности, другие определяют «лицо» правоприменительной деятельности, третьи - смысл и содержание правовой системы страны в целом. Таким образом, можно считать конструкцию «принципы права» синонимичной конструкции «принципы правового регулирования», ибо, по нашему мнению, форма их существования - едина, это нормы права, и цели также общие - установление правового порядка.

Далее нас будет интересовать та группа принципов правового регулирования, которая выполняет роль основополагающих и руководящих начал по отношению к регулируемым общественным отношениям в сфере экономики. Это правовые принципы, регулирующее влияние которых обеспечивает эффективность правового регулирования указанной сферы.

Основополагающее значение таких принципов заключается в том, чтобы не только определять главные направления правового упорядочения экономических отношений, но и способствовать повышению эффективности правовой регламентации. Это своего рода «сверхзадача» экономическо-правовой деятельности государства.

За счет чего принципы права могут увеличивать эффективность правового регулирования?

Потенциал повышения эффективности заложен в самой природе правовых принципов, регулирующих экономику. В силу своего общего направляющего характера в ходе реализации правовые принципы дополняются отдельными, развивающими эти принципы нормами, институтами права и отдельными законодательными актами. В результате достигается синергетический эффект правовой регламентации, превышающий обычный эффект правового регулирования, не усиленный действием принципов.

Например, в ст. 3 Налогового кодекса РФ установлен такой принцип, как принцип льготности налогообложения. Суть его в том, что налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

В развитие этого принципа, а также в целях обеспечения высоких темпов развития в ряде регионов, в некоторых российских территориях введен особый налоговый режим. Он выражается в том, что общие принципы налоговой политики, действующие в России, дополняются специальными нормами права. В результате для новых, создаваемых Дальнем Востоке, Забайкалье и Крыму предприятий создается система налоговых льгот и преференций1. В теории права этот процесс получил название льготной правовой политики [8]. Реализуя такую политику, Правительство РФ разработало проект закона о налоговых льготах для Дальнего Востока. Этим проектом будут внесены

' Российская газета. - 2014. - 30 мая.

поправки в Налоговый кодекс РФ (ст. 284 НК РФ), в соответствии с которыми будет установлена налоговая ставка, подлежащая зачислению в федеральный бюджет 0 процентов2. Таким образом, действие принципов Налогового кодекса РФ дополняется нормами текущего законодательства, в результате чего повышается эффективность норм, регулирующих важные сектора российской экономики.

При определении состава принципов становится понятно, что в силу своего общего направляющего правового содержания, они могут повышать эффективность не только в сфере экономики, но и других значимых сферах гражданского общества. Однако именно в сфере производства и распределения материальных благ роль нижепоименованных принципов особенно результативна.

По нашему мнению, к числу общеправовых принципов, чья работа повышает эффективность правового регулирования экономической сферы, следует отнести:

1) законность. Нарушения законности в экономике проявляют, судя по материалам научных исследований, тенденцию к дальнейшему количественному росту. Однако темпы прироста снизились и составляют 16-17% в год [9, с. 48]. Как пишут авторы, «своеобразие современной ситуации, характеризующей состоя н иеза кон ности в эконом и ке, проявляется и в том, что совершение правонарушения происходит на основе сращивания представителей частного сектора экономики и государственных структур» [9, с. 51]. По данным отчета Рпсехл^егЬоивесоорегз, 59% опрошенных российских компаний стали жертвами как минимум одного экономического преступления за последние 2 года. 63% опрошенных компаний сообщили, что их убытки от мошеннических действий превысили 1 млн долларов США, а 20% компаний потеряли более 10 млн долларов США по тем же самым причинам '. Именно поэтому законность в сфере экономической деятельности является важнейшим приоритетом государства и важным фактором, обеспечивающим рост экономики.

2) недопустимость установления различий в процессе правового регулирования экономических отношений и применении права в отношении экономических агентов;

3) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые объяв-

http://ppt.ru/news/118085 (дата обращения 11 сентября 2016 г.)

3 http://statistika.ru/law/2007/12/04/law_9671.html (дата обращения 11 августа 2016 г.)

лены высшей ценностью, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления;

4) снижение транзакционных издержек, которые несет государство, другие хозяйствующие субъекты в связи с заключением контрактов. Так, согласно теории Р. Коуза, при снижении транзакционных издержек резко снижаются затраты, повышается эффективность'1. Правовое регулирование должно нести в себе механизм снижения таких затрат, как затраты на информацию, процессы переговоров и контроль, затраты на услуги стороннихучастников рынка (юридические услуги, имидж-реклама и т. п.).

Механизм действия названного принципа заключается в том, что государство через правовые предписания предлагает такие общественные блага, как физическая защита, правозащита, защита от чрезвычайных ситуаций, соответствующий культурный, моральный и образовательный уровень населения, высокий уровень развития науки, информационной, транспортной и энергетической инфраструктуры, единую валютно-денеж-ную систему и т. д. Возможные транзакци-онные издержки экономического субъекта уменьшаются на величину общественных благ, которые потребляются в обществе;

5) обеспечение режима наибольшего благоприятствования частной экономической инициативе субъектов через создание соответствующей экономической стратегии государства.

По мнению Д.К. Частилина, необходимо создание такого механизма самоорганизации, основанного на взаимодействии политической и экономической систем, при наличии которого сумма усилий рядовых агентов была бы выше арифметической суммы усилий каждого отдельного участника [11]. Иначе говоря, эффективность экономической стратегии государства вытекает из эффекта синергии функционирования общественной системы. Именно эта синергия рассматривается как главный источник ресурсного обеспечения задач эффективности экономической стратегии государства;

4 Трансакция - это акт хозяйствующих субъектов по обмену товарами и различными видами деятельности, направленная на отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. См.: Кузьмин Е. А. Теоретическое и эмпирическое исследование трансакционных издержек в экономике: трансакциоемкость экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. №1. Том 13.2013. - С. 29-37.

6) обеспечение приоритета показателей качества жизни населения над макроэкономическими индикаторами. Традиционные индикаторы, используемые для оценки развития национальной экономики: валовой внутренний продукт, уровень официальной безработицы, профицит (дефицит) государственного бюджета, государственный долг, темп роста инвестиций в основной капитал, индекс реальных располагаемых денежных доходов населения, индекс потребительских цен и пр. должны отойти на второй план и уступить место таким показателям качества жизни, как уровень рождаемости и продолжительности жизни, ее естественного воспроизводства, удовлетворенность населения условиями жизни, справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность людей и нравственное состояние общества и др. Именно последние показатели служат объективных критерием эффективности правового регулирования;

7) равноправие в сочетании формальных правовых и неформальных этических норм при регулировании поведения экономических агентов. При этом важно соблюдать следующее условие: неформальные этические нормы в экономических отношениях должны, с одной сторон ы, быть согласова ны с прогрес-сивными правовыми нормами, закрепленными в нормативно-правовых документах, а с другой - противостоять устаревшим правовым нормам. Таким образом, неформальные этические нормы выступают в качестве специфического корректора действующих правовых норм, выполняющих регулятивные функции в экономической деятельности. Назовем согласованность формальных правовых и неформальных этических норм, удовлетворяющую приведенным выше требованиям, органической согласованностью;

8) социальная справедливость экономической политики. Соответствующие реформы должны осуществляться на основе гуманистической концепции «экономика для человека». Законодательство должно содержать требование, согласно которому на начальных стадиях реформирования жизненный уровень населения не ухудшался бы, а на последующих этапах- неуклонно возрастал. Как пишет Д. Роллз, «необходимо поместить социальный и экономический процесс в окружение соответствующих политических и правовых институтов. Без должной системы этих соответствующих институтов результат процесса распределения не будет справедливым» [12]. Таким образом, Д. Роллз совершенно верно увязывает в единое целое экономические

и правовые процессы, процессы распределения общественного богатства, которые должны быть построены на справедливых началах;

9) принцип системности правовой регламентации экономических отношений. Его содержание заключается в том, что нормы права должны быть адекватны существующему общественному строю страны, ценностям и менталитету субъектов права. Кроме того, принцип системности предполагает, что имеются критерии эффективности этих норм, имеются каналы обратной связи, по которым субъекты права могут сигнализировать о недостатках данной нормы или о причинах, препятствующих ее реализации, имеется механизм ответственности законодателя за «правовой вред», причиненный экономике вследствие ошибочных правовых решений. Кроме того, экономические правовые нормы, регулирующие сложные комплексы имущественных и иных экономических отношений, сами должны являть собой воплощенную системность, которая не исчерпывается привычной структурой: «гипотеза, диспозиция, санкция». На это нацеливает соответствующий принцип толкования права [13]. Речь должна идти о целостности, не сводимой к сумме структурных элементов правовой нормы. Целостность экономических норм права определяется существующими связями между ее структурными элементами, а также средой, регулируемой такими нормами. Возможно, это утверждение требует расширения сложившихся общеправовых, теоретических представлений о структуре норм права. Пока же ни экономисты, ни правоведы не могут отрицать тот реальный факт, который говорит о реальном переплетении экономических и межличностных отношений.

В экономической теории существует три вида суждений, которые не всегда принимаются во внимание юристами: «это этические нормы, логические (прагматические) нормы и эмпирические нормы. Первый вид норм представляет собой проявление этических воззрений, присущих автору, либо той культурной среде, в рамках которой создаются теории. Они касаются проблемы соотношения экономики и этики и определяют этическую значимость фактов. Второй вид норм логически выводится в рамках определенной теории и позволяет оценивать средства достижения определенных целей, их эффективность. Такие нормы определяют практическую значимость фактов» [14]. Третий вид нормы - «эмпирическая норма», с одной сто-

роны, не является специфическим явлением экономического знания, но такая норма может приобретать и оценочное содержание;

10) для успешной правовой регламентации в сфере экономики существенную роль играет принцип информационной полноты. На важную роль информации в нормах права уже обращалось внимание в юридической литературе [15]. В то же время, следует отметить, что принцип информационной полноты представляет собой доступность информации и ее исчерпывающий регулятивный характер. От соблюдения этого принципа напрямую зависит эффективность правового регулирования экономических отношений, поскольку юридическая информация имеет своей целью устранение «пустот» регламентации, снижение вероятности хаоса и беспорядка в экономических отношениях, что

достигается за счет «наполнения» правосознания субъектов необходимой правовой информацией о необходимом и дозволенном.

Активные общественные изменения, общественная динамика, обновление общественных отношений объективно требуют от законодателя жесткой увязки своевременного, актуального правового регулирования и полноты правовой информации.

Принцип информационной полноты реализуется в правотворческой деятельности государства и должен пронизывать весь механизм правового регулирования.

Таким образом, сказанное позволяет утверждать, что названные выше принципы позволяют, в случае своего правового воплощения, повысить эффективность правовой регламентации экономических отношений в современной России.

Примечания

1. Скурко Е. В. Принципы права. - М. : Ось-89, 2008.

2. Мосин С. А. Презумпции и принципы в конституционном праве. - М.: Юстицинформ. 2009.

3. Волков Г. А. Принципы земельного права России. - М. : Городец. 2005. - 336 с.

4. Essel R. Dillavou, Charles G. Howard. Principles of Business Law. Prentice Hall inc. - New York, 1948.

5. Humberto Avila. Theory of Legal Principles. Springer. Law series. 2007. XIV.

6. Теория государства и права : учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М. Зерцало, 2004. - С. 189.

7. Скурко Е. В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: теория и практика // Правоведение. - 2006. - № 2. - С. 55-61.

8. Морозова И.С. Теория правовых льгот : автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. - Саратов, 2007. -С. 14-18.

9. Ястребов В. Б., Викторов И. С., Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф. Законность в сфере экономики / Законность в Российской Федерации. - М. : Спарк, 1998.

10. Частилин Д. К. Самоорганизация мировой экономики: евразийский аспект. - М. : Экономика. 2006. - С. 78-90.

11. Роллз Д. Теория справедливости. - Новосибирск : Издательство Новосибирского университета,-1995.-С. 245.

12. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. - М. : Юриспруденция, 2011.

13. Чаплыгина И.Г. Виды экономических норм и ценностная нагруженость экономического знания // http: www.gsardanashvily.ru/Chaplygina 5.pdf. Последнее обращение: 12. 09. 2016.

14. Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. - М. : 1981. Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход : курс лекций. - СПб.: Юридический центр Пресс. 2003. 845 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.