1
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА
Аннотация.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
DOI: http://dx. doi. org/10.14420/ru.2019.2.6
Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, Главный редактор журнала «Право и современные государства», профессор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: boshno@yandex.ru.
В номере 6 за 2013 г. нашего журнала редакцией была презентована рубрика «Юриспруденция (легальная теория)», в которой публикуются фрагменты учебника профессора Бошно Светланы Владимировны. Учебник излагает основные положения теории государства и права как учебной дисциплины с намерением донести её содержание до представителей других типов правовых систем. Для обеспечения доступности данной категории читателей учебник издается на русском и английском языках. Ориентация на указанного читателя предопределила некоторые методологические и методические особенности изложения материала. В данной рубрике были опубликованы отдельные главы учебника. Продолжаем публикацию фрагментов учебника по Юриспруденции темой «Правообразование и правотворчество». Автор, разделяя указанные понятия, предлагает собственные дефиниции. Правообразование - это формирование правил общественного поведения в любых формах права. Правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов по разработке и принятию только одной формы права - нормативных правовых актов. При этом отмечается, что ценностно-ориентированное законодательство должно отражать общественные интересы и не транслировать узкогрупповые интересы как общественные. Несмотря на различие правообразования и правотворчества, автор говорит о возможности трансформации в нормативные правовые акты другие форм права. Исследуются следующие признаки правотворчества: 1)направлено на принятие, изменение или отмену нормативного правового акта, 2) осуществляется уполномоченным субъектом, 3) осуществляется в особой процедуре, 4) осуществляется в соответствии с правилами юридических техник.
Бошно С.В.
«Принципы правотворчества...»
2/2019
53
Ключевые слова: правообразование; правотворчество; законодательные органы;
представительные органы; издание нормативного правового акта; изменение нормативного правового акта; отмена нормативного правового акта; форма право; источник права; нормативный правовой акт; функции государства; аппарат государства.
Правотворческий процесс осуществляться на базе определённых принципов, определяющих существо, характерные черты и общее направление этого процесса, обеспечивающих единство системы нормативных правовых актов.
Принципы правотворческой деятельности, находятся в органической взаимосвязи друг с другом. Они взаимодействуют, обусловливают друг друга. Правотворчество является одной из функций государства, соответственно, общие принципы государственной деятельности, основы конституционной модели государства являются также основой правотворчества. Значительная часть принципов правотворчества является общеправовыми (гуманизм, законность). Эти общие идеи адаптируются для целей конкретной сферы общественных отношений, отрасли законодательства, государственных институтов. Имеются специальные принципы правотворчества, например, единство юридическое терминологии.
Правотворчество осуществляется на основе следующих принципов: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, эффективности, соответствие формы и содержания, приоритетность, экономия и др.
Основным принципом правотворческой деятельности является гуманизм - признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Установленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека не могут быть отменены либо нарушены законодательством. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).
Принцип законности является также общеправовым и означает требование соблюдения законов. Соответственно правотворчество должно быть законным как по процедуре, так и результату. Законы должны приниматься в легитимной процедуре, а сами законы - соответствовать Конституции и законам в соответствии с иерархией.
Законность предполагает определённую степень развития законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в той или иной сфере. Действующую нормативную базу правотворческой деятельности нельзя считать достаточной. Отсутствуют концептуальные, жизненно важные законы: «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О Федеральном Собрании (Парламенте)
Российской Федерации», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов». Правовое регулирование правотворчества неоднородно: при отсутствии базовых законов имеются законы по отдельным эпизодам правотворческой процедуры, например, об антикоррупционной экспертизе. Порядок принятия законов не урегулирован законом, при этом подзаконное правотворчество даже зарегулировано, очень детально описано в соответствующих по юридической силе документах.
Принцип демократизма в правотворчестве означает, что граждане принимают участие в подготовке и принятии правотворческих решений. Граждане в формах, установленных законодательством, принимают участие в принятии правотворческих процедур: подготовка и обсуждение проекта документа, голосование. Демократизм и гласность неотделимы друг от друга в правотворческой деятельности, т. к. предпосылкой и условием участия граждан в правотворчестве является наличие доступной достоверной информации о деятельности органов государственной власти, проектах документов. Проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах органов государственной власти для ознакомления и обсуждения гражданами. Большое значение имеет чёткое установление процедуры, в соответствии с которой производится учёт поступающих индивидуальных и коллективных замечаний и предложений, порядок их рассмотрения и использования при доработке законопроектов.
Принцип эффективности правотворчества означает, что правотворческие решения должны достигать определённой цели. Преамбула нормативного правового акта, как правило, декларирует цель документа. Нормы-цели и нормы-задачи также используются для раскрытия замысла законодателя. Эффективность правотворчества означает достижение нормативным актом именно той цели, для достижения которой он создавался. Достижение актом своей титульной цели свидетельствует об его эффективности. Контроль за эффективностью законодательства входит в процесс мониторинга.
Правотворческий процесс должен быть оперативным, но не суетливым.
Непостоянство законодательства затрудняет оценку его эффективности. Разумный период 3-5 лет работы нормативного правового акта даст возможность увидеть реальные результаты действия документа.
Принцип соответствия формы и содержания означает, что уполномоченный правотворческий орган должен издавать установленные для него виды нормативных актов по вопросам его компетенции. Форма (вид нормативного акта) должна соответствовать содержанию (регулировать вопросы, подведомственные данному правотворческому органу). Если орган уполномочен на издание нескольких видов нормативных правовых актов, то он или вышестоящий орган определяют какие формы актов он использует для решения тех или иных вопросов своей компетенции.
В федеративном государстве выбор формы документа и предмета правового регулирования должен соответствовать разделению предметов
Бошно С.В.
«Принципы правотворчества...»
2/2019
55
ведения между Федерацией и субъектами Федерации (см. ст. 71-73 Конституции РФ).
Для обеспечения соответствия формы и содержания необходимо учитывать деление нормативных правовых актов на законодательные и подзаконные. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения в общей форме, а подзаконные акты - развивают законодательный акт путём детализации.
Принцип приоритетности означает необходимость первоочередного рассмотрения законопроектов, регулирующих основы социальной, экономической и политической систем. Приоритетность означает определение первоочередных законов, а также определение последовательности принятия иных законов, исходя из интересов граждан, потребностей экономической, социальной и политической сфер. Планирование применяется в правотворческой практике. Так, Правительство имеет план законопроектных работ. Широко внедрилась практика издания дорожных карт, которые указывают плановые показатели: кто, когда и по какому поводу разработает и внесёт (примет) нормативный акт.
Принцип экономии в правотворческой деятельности означает необходимость сокращения до минимума количества актов по одному и тому же вопросу. Законов не должно быть чрезмерно много. В противном случае данная правовая форма обесценивается. Законы должны регулировать важные вопросы, их предмет должен быть значительным, значимым для большинства субъектов права.
Значительным дефектом правотворчества является повторение в нижестоящем документе акта более высокой юридической силы (дублирование). Дублирование норм увеличивает объём законодательства, но никак не сказывается на степени урегулированности общественных отношений.
Принцип научности обязывает законодателя принимать правовые решения на основе объективных закономерностей. Научная обоснованность правовых актов предполагает тщательный учёт экономических, социально-политических, экологических и других факторов развития определённой сферы жизнедеятельности, к которой относится предполагаемый законопроект. Научное, экспертное сопровождение правотворчества установлено законодательно. При органах государственной власти на постоянной основе работают научные консультативные советы. Научный анализ осуществляется отраслевыми институтами (по предмету правового регулирования), специализированными юридическими институтами (например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ).
Принцип единства юридической терминологии означает, что при использовании в нормативном тексте понятия всегда употреблялся один и тот же термин, а при обозначении разных, не совпадающих между собой понятий должны использоваться различные термины. Один термин - одно значение.
Наиболее последовательно принцип единства юридической терминологии должен проводиться в пределах одного и того же нормативного акта. Здесь терминологический разнобой становится уже существенным нарушением законодательной техники. Важно согласовывать применяемую в проектах терминологию с терминологией действующих актов, а также иных близких по содержанию готовящихся законопроектов. Лингвистическая неопределённость относится к коррупциогенным факторам.
Необходим единый глоссарий юридических терминов и последующее отслеживание специалистами правильности употребления терминов в проектах законодательных и иных нормативных актах в соответствии с ним.
Принципы правотворчества обеспечивают единство правовых процедур на всех уровнях: федеративном, субъектов РФ, местного самоуправления.
Библиографический список
1. Галузо В. Н. Систематизация законодательства в России: историко-пра-вовое исследование. М., 2009.
2. Карташов В. Н. Правотворческая практика субъектов Российской Федерации (некоторые проблемы законодательной технологии). Ярославль, 2007.
3. Кашанина Т. В. Юридическая техника. М., 2007.
4. Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: сб. ст. / под общ. ред. С. В. Полениной, В. М. Баранова и др. М., 2007.
5. Смирнов Л. В. Законодательная техника в современной России. М.; Тула, 2006.
6. Чухвичев Д. В. Законодательная техника. М., 2006.
7. Юридическая техника: учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / под ред. Т. Я. Хабриевой, Н. А. Власенко. М., 2009.