Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CONSTITUTIONAL LAW RESPONSIBILITY / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белякова (Казеко) Наталья Николаевна

В статье исследуются принципы права, предопределяющие содержание конституционно-правовой ответственности Федерального Собрания Российской Федерации, раскрывается их понятие и виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF LAW IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL LAW RESPONSIBILITY OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines principles of law, which determine the content of the constitutional law responsibility of the Federal Assembly of the Russian Federation, reveals their definition and types.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 342 БЕЛЯКОВА (КАЗЕКО) Наталья Николаевна,

ББК - 67 соискатель отдела конституционно-правовых исследований

aspirant18@yandex.ru

12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье исследуются принципы права, предопределяющие содержание конституционно-правовой ответственности Федерального Собрания Российской Федерации, раскрывается их понятие и виды.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, Федеральное Собрание Российской Федерации, принципы права.

BELYAKOVA (Kazeko) Natalya Nikolaevna,

applicant of department of constitutional and legal researches

aspirant18@yandex.ru

THE PRINCIPLES OF LAW IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL LAW RESPONSIBILITY OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary. The article examines principles of law, which determine the content of the constitutional law responsibility of the Federal Assembly of the Russian Federation, reveals their definition and types.

Keywords: constitutional law responsibility, the Federal Assembly of the Russian Federation, principles of law.

Основным системообразующим элементом в конструкции конституционно-правовой ответственности выступают принципы права.

Принципы права рассматриваются в двух аспектах: 1) как основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права; 2) как основополагающие, руководящие начала.

В первом понимании принцип — это основное, исходное положение, идея какой-нибудь теории, учения, мировоззрения; убеждение, взгляд на вещь; основная особенность в устройстве чего-нибудь [9, с. 595, 596]. Этот подход наиболее распространен (М.И. Байтин, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева и др.) [2, с. 4; 6, с. 79; 8, с. 22, 23]. По мнению В.Н. Хропанюка, принципы права — «основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни» [14, с. 213].

Есть еще один подход к определению принципов права — когда они понимаются как основополагающие, руководящие начала [1, с. 208; 15, с. 186] (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев). Начала - это как базис, основа регулирования и деятельности.

Таким образом, с одной стороны, принципы права выражают некие закономерности права в виде идей, руководящих начал, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов [7, 11].

Принципы права закрепляются в Конституции РФ и определяют природу и функциональное назначение позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности. Несоблюдение этих прин-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

ципов влечет за собой конституционно-правовую ответственность.

Как отмечает Г.А. Гаджиев, при применении норм о юридической ответственности в разных отраслях права необходимо учитывать не только нормы России об основных правах и свободах, но и конституционные принципы, имеющие непосредственное отношение к юридической ответственности [4].

Принципы права в системе норм, формирующих институт конституционно-правовой ответственности, можно было бы разграничить на общие, специальные и частные принципы.

Обобщенную классификацию первой категории — общих принципов права представила И.А. Умнова, выделившая тенденцию их конституционализации. Она пишет, что с точки зрения уровня конститу-ционализации и формально-юридической определенности общие принципы права можно разграничить на три основные группы: 1) конституционно-определенные принципы, 2) принципы права, основанные на конституционном обычае, 3) условно конституционные принципы [13, с. 29].

Все три группы принципов определяют критерии поведения как в позитивном, так и негативном контексте конституционно-правовой ответственности. Их соблюдение в системе позитивной ответственности подразумевает оценку правильности применения с точки зрения надлежащего использования при выборе видов и форм поведения в так называемых дискреционных нормах, когда полномочие или право подразумевает относительную свободу действий. В негативной ответственности неприменение или ненадлежащее применение данных принципов рассматривается в связке с нарушением конкретных правил поведения. Иначе говоря, отдельно от анализа традиционных норм права данный принцип как общая норма не рассматривается.

Аналогично ранее выделенной общей классификации принципов права в системе конституционно-правовой ответственности, применительно к деятельности Федерального Собрания данные принципы также можно было бы разграничить на общие, специальные и частные.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

Большинство общих принципов права конституционно-правовой ответственности Федерального Собрания закреплено в Конституции РФ, в то время как специальные и частные принципы регулируются федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Палаты Федерального Собрания, ответственные за законотворчество и реализующие иные полномочия, должны учитывать эти принципы. В частности, Государственная Дума, реализуя такие полномочия, предусмотренные в ст. 103 Конституции РФ, как решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, должна руководствоваться не только нормами Конституции РФ и действующих законов, но и общепризнанными принципами права. Аналогичным образом Совет Федерации, утверждая указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений, решая вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации и другие вопросы его ведения, должен руководствоваться принципами в интересах российского государства, общества и каждого человека.

Основные общие принципы конституционно-правовой ответственности Федерального Собрания РФ установлены в гл. 2 «Основы конституционного строя Российской Федерации» и в гл. 5 «Федеральное Собрание Российской Федерации». Они предопределяют статус российского парламента и характер его конституционно-правовой ответственности.

К ним относятся основополагающие принципы конституционного строя и правового государства: Россия - демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ); права человека — высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ); народный суверенитет Российской Федерации (ст. 3 Конституции РФ); государ-

ственный суверенитет Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ); Россия -социальное государство (ст. 7 Конституции РФ); конституционность (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); легальность (принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов в установленном порядке - ст. 104-108 Конституции РФ); легитимность (публичность деятельности Федерального Собрания РФ - ч. 3 ст. 15 Конституции РФ) и др.

Эти принципы предопределяют характер законодательной и иной деятельности российского парламента, их нарушение может служить основанием для такой конституционно-правовой ответственности, как признание Конституционным Судом РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов парламента неконституционными, наложение на них вето Президента РФ, признание неопубликованных законов и иных нормативных правовых актов официально не вступившими в силу и др.

Рассмотрим эту предопределенность на примере ряда принципов. Например, нарушение принципа легитимности российского парламента, связанного с несоблюдением принципов народного суверенитета и легитимности выборов, влечет за собой соответствующие меры конституционно-правовой ответственности.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти. Конституция РФ и федеральные законы предусматривают демократические процедуры выборов депутатов российского парламента. Приход к власти путем, не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам, является неконституционным и требует отмены всех решений, принятых нелегитимными представителями власти. Субъектом конституционно-правовой ответственности будет выступать незаконно сформированный орган либо лицо, узурпировавшее власть [10, с. 5]. В данном случае органом контроля будет выступать Конституционный Суд РФ либо сформированный впоследствии легитимный орган власти. Конституционно-правовой санкцией будет отмена незаконного акта Федерального Собрания РФ.

В определенной мере принцип легитимности раскрывается в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

При определении уполномоченного субъекта в полной мере проявляются принципы разделения властей и федерализма. Например, отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ может или Президент РФ, или законодательный орган государственной власти субъекта РФ.

Через принцип разделения властей, использование механизма сдержек и противовесов путем привлечения к конституционной ответственности ставятся важные политические задачи - оградить народ от злоупотребления властью со стороны какого-либо высшего органа государственной власти, обеспечить принципы конституционности (законности), эффективности, демократизма в реализации органами государственной власти их полномочий в интересах народа, государства, общества и человека. Вместе с тем не все нюансы такого механизма очевидны для отечественных конституционалистов-теоретиков и правоприменителей. Теоретические и практические споры ведутся как по понятию и содержанию, так и по природе установленных в Конституции Российской Федерации мер ответственности.

Наряду с принципами, непосредственно вытекающими из положений Конституции РФ, к конституционным принципам относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, признаваемые таковыми в силу положений ч. 4 ст. 15, ст. 17 и 55 Конституции РФ. В настоящее время Конституционный Суд РФ и другие российские суды активно применяют общепризнанные принципы международного и, в частности, европейского права, которые, как отмечает в своих исследованиях проф. И.А. Умнова, рассматриваются

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

правоприменителями как часть конституционного пространства [12, с. 18—26].

Данные принципы права, основанные, по справедливому замечанию И.А. Умно-вой, на конституционном обычае, лишь в некоторых государствах закрепляются в конституциях; в Российской Федерации конституционная природа данных принципов выводится Конституционным Судом РФ в процессе конституционного обоснования судебного решения или толкования конституционных норм. К таким принципам, нередко применяемым Конституционным Судом РФ при оценке конституционности деятельности Федерального Собрания и его палат, относятся, в частности, справедливость (социальная справедливость), субсидиарность, правовая определенность, пропорциональность (соразмерность и сбалансированность) и ряд других [13, с. 30].

Другие исследователи также все чаще заявляют о необходимости признания конституционных принципов, в том числе, для определения содержания конституционно-правовой ответственности. В частности, Г.А. Гаджиев отмечает, что в Конституции РФ нет уголовно-правовых, административно-правовых и других составов правонарушений, но в ней содержатся конституционные принципы, которые могут быть использованы для придания мерам юридической ответственности соразмерности, справедливости [4].

Практическое значение для определения содержания конституционно-правовой ответственности Федерального Собрания имеет и третья группа общих принципов, выделяемых И.А.Умновой, — условно конституционных, которые, как конституционные требования-критерии, вытекают из общего смысла права и конституции. К таковым отнесены, в частности, принципы разумности, объективности, обоснованности, эффективности, рациональности (рационализма), системности и вытекающей из нее интегративности, всесторонности, комплексности и полноты исследования и ряд других [13, с. 31]. Роль данных принципов значительна при определении оснований и мер конституционно-правовой ответственности Федерального Собра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

ния Конституционным Судом РФ и Президентом РФ.

На наш взгляд, злоупотребление правом может быть определено Конституционным Судом РФ как особенно негативная оценка неконституционного правотворчества Федерального Собрания РФ. Это может быть указано и в отдельном решении, и в Послании Конституционного Суда РФ. Средством, позволяющим преодолеть эти злоупотребления, являются определенные Конституционным Судом РФ принципы правового регулирования: справедливость, обоснованность, разумность, объективность и другие.

Вторая категория — специальных принципов, раскрывает систему ответственности во взаимоотношениях Федерального Собрания с другими субъектами публичных отношений: человеком (гражданином), Президентом РФ, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

В контексте взаимодействия Федерального Собрания и индивидов (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства) Конституция РФ устанавливает принципы, которые обязывают Федеральное Собрание принимать законы определенного содержания и иные правовые акты в сфере прав и свобод. Такие принципы можно, в свою очередь, также разделить на две группы.

Первая группа — это принципы, предопределяющие содержание законодательной (законов и иных правовых актов) и правоприменительной деятельности Федерального Собрания.

К ним относятся принципы обязательности официального доведения до всеобщего сведения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), гарантирования прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ); равноправия (ст. 19 Конституции РФ); принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ); равноправия мужчин и женщин (ч. 3 ст. 19 Конституции

РФ); запрета пропаганды или агитации, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29 Конституции РФ); запрета издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55 ч. 2 Конституции РФ); пользования правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ); установление ответственности в форме законов (гл. 3 Конституции РФ) и др.

Так, российский парламент не вправе принимать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта обязанность выводится из положения Конституции РФ: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Определить наличие этого деликта - прерогатива Конституционного Суда РФ, так как данный принцип закреплен в Конституции РФ. Кроме того, если толковать содержание ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в единстве с положениями ч. 1 ст. 55, то речь идет именно о правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ, которые называются основными: «...перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Научной и судебной практикой были выведены и другие принципы конституционно-правовой ответственности в законодательной и правоприменительной сфере, косвенным образом вытекающие из содержания конституционных норм: должно быть обеспечено соответствие мер конституционно-правовой ответственности требованиям справедливости и соразмерности; непрерывность публичной власти (при досрочном прекращении полномочий выборных органов или должностных лиц од-

новременно должны назначаться новые выборы) [5, с. 139; 3, с. 103] и др.

К этой группе можно также отнести принцип обеспеченности полномочий ресурсами. Данный принцип требует принятия федеральных законов, перераспределяющих полномочия от федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления с обеспечением соответствующими финансовыми средствами и материальными ресурсами.

Вторая группа - принципы, определяющие задачи по принятию конкретных законов: принцип отмены смертной казни (ст. 20 Конституции РФ); исключительно федерального законодательного ограничения прав (ч. 2 ст. 24, ст. 25, 29, ч. 3 55 Конституции РФ); исключительно законодательного регулирования условий и порядка использования конституционными правами и свободами (ст. 29, 37, 39, 40, 44, 47, 49, 50, 51, 52, 54, 57, 59 Конституции РФ); защита прав и свобод способами, не запрещенными законами (ст. 45 Конституции РФ).

Третья категория принципов конституционно-правовой ответственности - частные принципы, связанные с регулированием индивидуальных форм ответственности в структуре Федерального Собрания.

Например, применительно к парламентариям выделяются два основных частных принципа - депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Хотя эти принципы касаются статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, косвенным образом они связаны с деятельностью палат Федерального Собрания, определяющих ответственность парламентариев на основе этих принципов.

Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным: согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий - задержания, ареста или обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса, личного досмотра (за исключением случа-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

ев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). В случае совершения процессуальных действий (включая возбуждение уголовного дела) вне связи с осуществлением депутатских полномочий согласия палаты не требуется, однако оно необходимо для передачи дела в суд. Неприкосновенность парламентария распространяется и на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию (переписку). Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате, в том числе, после истечения срока полномочий; 2) материальное обеспечение депутатской деятельности — денежное вознаграждение, обязательное государственное личное и имущественное страхование, жилищно-бытовое, медицинское, пенсионное обеспечение и т. п.; по объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, а председатели палат и их заместители — соответственно к Председателю Правительства РФ и заместителю Председателя Правительства РФ.

Таким образом, принципы права играют важную роль в системе позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности Федерального Собрания и его палат. Они определяют содержание деятельности российского парламента в интересах государства, общества и каждого человека в рамках позитивной конституционной ответственности и служат основанием применения негативных мер воздействия в случае совершения конституционно-правового правонарушения.

Список литературы:

[1] Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2008.

[2] Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.

[3] Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. М.: Экс-мо, 2010.

[4]Гаджиев Г.А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Журнал российского права. 2014. № 1.

[5] Конституционное право Российской Федерации / Под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма; Инфра-М, 2010.

[6] Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М.: Юрид. лит., 1974.

[7] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000.

[8] Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6.

[9] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997.

[10] Сергеев А.Л. Конституционная ответственность в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1.

[11] Скурко Е.В. Принципы права. М., 2008.

[12] Умнова И.А. О современном понимании Конституции Российской Федерации в контексте доктрин конституционализма и судебной правоприменительной практики // Государство и право. 2014. № 11.

[13] Умнова И.А., Алешкова И.А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики: Монография. М.: РГУП, 2016.

[14] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008.

[15] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2001.

Spisok literatury:

[1] Alekseev S.S. Obshhaya teoriya prava. M.: Prospekt, 2008.

[2] Bajtin M.I. O principax i funkciyax prava: novy'e momenty' // Pravovedenie. 2000. № 3.

[3] Vasil'eva S.V., Vinogradov V.A., Mazaev V.D. Konstitucionnoe pravo Rossii. M.: E'ksmo, 2010.

[4] Gadzhiev G.A. Konstitucionny'e osnovy' yuridicheskoj otvetstvennosti i konstitucionno-pravovaya otvetstvennost' // Zhurnal rossij-skogo prava. 2014. № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

[5] Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. N.V. Vitruka. M.: Norma; Infra-M, 2010.

[6] Lazarev V.V. Probely' v prave i puti ix ustraneniya. M.: Yurid. lit., 1974.

[7] Lazarev V.V., Lipen' S.V. Teoriya gosu-darstva i prava. M.: Spark, 2000.

[8] Lukasheva E.A. Principy' socialisti-cheskogo prava // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1970. № 6.

[9] Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka: 80 000 slov i frazeologicheskix vy'razhenij. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1997.

[10] Sergeev A.L. Konstitucionnaya otvetst-

vennost' v Rossijskoj Federacii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2003. № 1.

[11] Skurko E.V. Principy' prava. M., 2008.

[12] Umnova I.A. O sovremennom ponimanii Konstitucii Rossijskoj Federacii v kontekste doktrin konstitucionalizma i sudebnoj pravoprimenitel'noj praktiki // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 11.

[13] Umnova I.A., Aleshkova I.A. Primenenie Konstitucii Rossijskoj Federacii sudami obshhej yurisdikcii: aktual'ny'e voprosy' teorii i praktiki: Monografiya. M.: RGUP, 2016.

[14] Xropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Interstil'; Omega-L, 2008.

[15] Cherdancev A.F. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Yurajt-M, 2001.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.