Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КЛАСТЕРА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ'

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КЛАСТЕРА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ПРИНЦИПЫ КЛАСТЕРА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корж Антон Сергеевич, Ткачук Людмила Тимофеевна

Рассматриваются перспективы построения кластера по переработке и утилизации отходов. Проводится взаимосвязь построения кластера по переработке отходов с таким понятием, как государственно-частное партнерство. Выделяются приоритетные задачи региональных и местных органов власти, которые заинтересованы в стимулировании и поддержке развития кластеров по переработке отходов. В статье описаны положительные аспекты создания данного кластера, его влияние на экологическую, инновационную, экономическую и социальную стороны развития региона. Приводятся основные принципы, на которых должен быть основан данный кластер. Определяются цели, которые призван решить кластер по переработке отходов, а также представлены задачи, которые необходимо решить для создания эффективной модели кластера по переработке и утилизации отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION PRINCIPLES OF THE STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL MODEL OF WASTES RECYCLING AND DISPOSAL CLUSTER

The article considers the prospect of the wastes recycling and disposal cluster construction. It shows a correlation of the wastes recycling and disposal cluster construction with such conception as public-private partnerships. The authors distinguish the priority tasks of regional and local authorities interested in promoting and supporting the development of the cluster for wastes recycling and disposal. Some positive aspects of the cluster creation and its influence on the environmental, innovation, economic and social sides of the region development are described. The article presents the basic principles which the wastes recycling and disposal cluster should be based on. The authors define the objectives, which are supposed to help in realizing the cluster for wastes recycling and disposal. In addition, the tasks are presented which must be solved to create an effective model of the described cluster.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КЛАСТЕРА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ»

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ (проект 15-03-00367а «Уровень человеческого потенциала и социальная ситуация в арктическом регионе как фактор развития ТЭК»).

Список литературы

1. Киричук С. М., Силин А. Н. Российский Север: экономическая роль и социальная ситуация // Вестник Челябинского гос-го унта. Философия. Социология. Культурология. Вып. 34, 2014. -№ 24 (353). - С. 10-12.

2. Конюхов В. Рыльков А. Защита Арктики — проблема нынешнего дня // Сибирское богатство. - 2014. - № 9. - С. 36.

3. Силин А. Н. Крайний Север: стратегия социально-экономического управления и проблемы ее реализации // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. - Вып. 11. - Совет Федерации, 2010. - С. 29-32.

4. Belonozhko M. L., Silin A. N. Environmental Situation and Conditions for Traditional Life Styles of Jndigenous Communities in the west Siberian North // Middle-East Journal of Scientific Research, 2014. - 21(6) - Р. 905-911.

5. Силин А. Н. Нефтегазовый Север: социальная ситуация и технологии ее регулирования. - М.: Инфра-М, 2013.-251 с.

6. Киричук С. М., Силин А. Н. Особенности туризма в северных регионах // Вестник Совета Федерации. - 2013. - N° 6-7 (115-116).-С. 83-87.

7. Тулохонов А. К. Арктика в новых геополитических реалиях. 12 ноября 2014 г.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/assignments/46136 от 29 июня 2014.

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru; журнал «Российские полярные исследования». - № 3 (17) - 2014.

Сведения об авторах

Киричук Степан Михайлович, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89852980791

Силин Анатолий Николаевич, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89199446020

Kirichuk S. M., Doctor of Sociology, professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone: 89852980791.

Silin A. N., Doctor of Sociology, professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone: 89199446020

УДК 338.1

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КЛАСТЕРА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

GENERATION PRINCIPLES OF THE STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL MODEL OF WASTES RECYCLING AND DISPOSAL CLUSTER

А. С. Корж, Л. Т. Ткачук

A. S. Korzh, L. T. Tkachuk

Ключевые слова: кластер; переработка; утилизация отходов; принципы кластера; инновации Key words: duster; wastes recycling and disposal; principles of cluster; innovation

Рассматриваются перспективы построения кластера по переработке и утилизации отходов. Проводится взаимосвязь построения кластера по переработке отходов с таким понятием, как государственно-частное партнерство. Выделяются приоритетные задачи региональных и местных органов власти, которые заинтересованы в стимулировании и поддержке развития кластеров по переработке отходов. В статье описаны положительные аспекты создания данного кластера, его влияние на экологическую, инновационную, экономическую и социальную стороны развития региона. Приводятся основные принципы, на которых должен быть основан данный кластер. Определяются цели, которые призван решить кластер по переработке отходов, а также представлены задачи, которые необходимо решить для создания эффективной модели кластера по переработке и утилизации отходов.

The article considers the prospect of the wastes recycling and disposal cluster construction. It shows a correlation of the wastes recycling and disposal cluster construction with such conception as public-private partnerships. The authors distinguish the priority tasks of regional and local authorities interested in promoting and supporting the development of the cluster for wastes recycling and disposal. Some positive aspects of the cluster creation and its influence on the environmental, innovation, economic and social sides of the region development are described.

The article presents the basic principles which the wastes recycling and disposal cluster should be based on. The authors define the objectives, which are supposed to help in realizing the cluster for wastes recycling and disposal. In addition, the tasks are presented which must be solved to create an effective model of the described cluster.

В условиях обострения проблемы нарастающих ресурсных ограничений, с которыми сталкивается Россия на пути устойчивого развития, и существенного усиления роли вторичных ресурсов как важнейших перспективных источников удовлетворения потребности в сырье особенно актуальной является тема обращения с отходами производства и потребления.

Загрязнение окружающей среды, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение, о чем свидетельствуют принятые на правительственном уровне документы: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до

2030 года» и государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы.

Об остроте проблемы можно судить по масштабам образования отходов производства и потребления в России и уровню их использования и обезвреживания (рисунок).

Рисунок. Динамика образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в РФ, млн т [2]

Уровень использования и утилизации отходов (%) по видам экономической деятельности продуцентов отходов представлен в таблице.

Уровень использования и утилизации отходов (%) по видам экономической деятельности продуцентов отходов

Вид экономической деятельности Продуценты отходов, %

2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 76,2 82,5 85,1 88,9 86,1

Добыча полезных ископаемых 42,7 46,8 47,1 45,9 37,3

Производство пищевых продуктов (включая напитки и табак) 16,0 20,8 24,1 31,2 36,6

Обработка древесины и производство изделий из дерева 70,5 90,6 71,8 73,0 81,1

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 85,3 82,5 88,5 82,0 87,6

Производство кокса и нефтепродуктов 33,3 64,7 64,7 38,1 33,3

Химическое производство 31,0 14,3 28,9 17,4 14,5

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 60,8 92,2 81,3 89,9 82,0

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 36,3 41,3 41,1 57,2 50,6

Производство транспортных средств и оборудования 36,0 54,5 40,6 28,0 38,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14,2 14,4 22,9 32,4 15,8

Транспорт и связь 53,5 38,8 67,6 77,4 115,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 44,8 178,3 10,9 221,9 216,7

Источник: составлено авторами на основании [1]

При этом развитие мировой экономики характеризуется прогрессирующим увеличением объемов потребления минерально-сырьевых ресурсов. За последние 35 лет использовано 80-85 % нефти и газа от общего объема добытых за весь исторический период. Объем использования других видов минерального сырья за эти годы вырос в 3-5 раз. Промышленно развитые страны, в которых проживает 16 % населения земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35 %, а потребляют более 55 % общемирового объема минерального сырья [2].

Эффективность использования природных ресурсов — важнейший экономический показатель любого государства. Но только от 4 до 7 % сырья после его добычи и переработки доходит до потребителя в виде конечного продукта. Поэтому, например, в странах Европейского сообщества, вопреки принципам

рыночной экономики, директивными методами установлены высокие цены на захоронение отходов на полигонах и обязательные для муниципалитетов показатели сбора и использования вторичного сырья. В России эти индикаторы крайне низки. По коммерчески ценным фракциям отходов (стекло, пластмасса, резина, макулатура) Россия намного отстает от ведущих стран мира. На наш взгляд, без изменения политики в отношении обращения с отходами и интенсивного развития высокотехнологичной индустрии переработки переход национальной и региональной экономики на инновационную модель представляется крайне затруднительным.

До наступления периода функционирования безотходных и экологически чистых технологий закономерна формирующаяся тенденция расширения сферы применения отходов производства и потребления, как возможность реализации ресурсосбережения и формирования промышленного воспроизводства ресурсов. Это влечет за собой потребности в ресурсовозвратных технологиях, принципиально новой технике для переработки вторичных ресурсов, новых механизмов поддержания конкурентоспособности при активном применении достижений науки на основе информационных технологий [3, 4].

Развитие российской и мировой науки обеспечивает потенциал инновационных разработок для использования отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов. Однако в связи с отсутствием эффективного практического механизма вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот их востребованность составляет не более 12 % [5].

В условиях вынужденного изменения приоритетов, обусловленных ограниченностью природных ресурсных возможностей, обострением эколого-социальных проблем и наличием инновационных разработок, раскрывающих возможности качественно нового восприятия отходов производства и потребления, необходима новая идеология управления ресурсами на инновационной основе [6].

На наш взгляд, стратегия развития инновационного предпринимательства предприятий по использованию, переработке и утилизации отходов (ПиУО) должна быть основана на принципах кластеризации и коммерциализации инноваций. Выделяя ключевые сущностные параметры кластерных объединений — отраслевую принадлежность и инновационную ориентированность, авторы определяют кластер ПиУО как неформальное объединение различных организаций (промышленных компаний, научно-исследовательских центров и лабораторий, кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов и пр.), позволяющее обеспечить непрерывность цикла «инновационные разработки по вовлечению отходов в промышленное производство» — «производство» — «использование». Кластер по ПиУО должен сыграть роль координационного центра, объединяющего кадровый, технологический, финансовый, инновационный потенциалы его основных участников, и способствовать развитию трансфера инноваций в данной сфере деятельности.

Создание подобного кластера требует высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений между предприятиями, осуществляющими свою деятельность по переработке и утилизации отходов, государственными (региональными) органами власти, муниципалитетами, научно-образовательными и общественными организациями. Взаимодействие и партнерские отношения субъектов кластера должны базироваться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), к основным из которых относятся: равенство интересов сторон и свобода выбора действий; стабильность ГЧП и одновременно возможность его изменения и адаптации; конкурентность; прозрачность и обратная связь; невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера; стимулирование и гарантии; возмездность [7].

Следует уточнить, что основной задачей местных органов власти в реализации стратегии развития инновационного предпринимательства предприятий по ПиУО является не столько финансовая поддержка инновационной деятельности отдельно взятых (социально значимых) предприятий, сколько стимулирование их интеграции с другими участниками, заинтересованными в развитии данного процесса. В качестве особенности инновационной и кластерной политики в сфере переработки и утилизации отходов должен быть выделен переход от точечной поддержки инновационно-ориентированных предприятий к созданию такой инновационной среды, которая бы стимулировала развитие этого направления предпринимательской деятельности.

Одной из приоритетных задач местных органов государственной и муниципальной власти, по нашему мнению, должно стать создание инновационной предпринимательской среды, способствующей развитию инновационно-ориентированных, высокотехнологичных предприятий по ПиУО, учитывая их высокую экологическую, экономическую и социальную значимость. Для решения данной задачи и активизации инновационного развития предприятий данного вида деятельности должны быть выработаны правовые основы, обеспечивающие льготное налогообложение, финансовое обеспечение и стимулирующие механизмы, способствующие активному развитию регионального кластера по ПиУО.

Основной целью деятельности территориального кластера по ПиУО должно стать создание условий для эффективного развития инновационно-ориентированных и высокотехнологичных предприятий по ПиУО при тесном взаимодействии научно-образовательных учреждений, органов государственной (региональной) власти и местного самоуправления, инвесторов, общественных организаций в интересах развития всех участников кластера.

Для осуществления данной цели следует решить следующие задачи:

• сформировать эффективную систему взаимодействия в форме государственно-частного партнерства и создать условия для установления договорных отношений между всеми участниками территориального кластера;

• разработать эффективную инвестиционную политику, способствующую активному привлечению отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечить реализацию совместных кластерных проектов (как показывает зарубежный опыт, при определенных условиях для инвесторов эта отрасль может стать достаточно привлекательной);

• сформировать единую инновационно-технологичную базу для производства продукции предприятий по ПиУО с учетом мировых и отечественных стандартов качества;

• создать условия для непрерывного роста уровня имеющихся технологий, расширения спектра имеющихся технологических возможностей и активного развития трансфера инноваций в рамках деятельности кластера;

• создать специальный фонд поощрения инноваций для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере переработки и утилизации отходов, при активном взаимодействии с государственными органами власти и местного самоуправления;

• сформировать благоприятную (привлекательную экономически и финансово) среду для развития инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса по ПиУО.

Целесообразно выделить основные принципы формирования кластера по ПиУО:

1. Принцип системности. Сущность данного принципа состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой кластер должен рассматриваться как большая и сложная система, и одновременно каждый участник кластера должен рассматриваться как элемент общей системы.

2. Принцип синергии (или кооперативный эффект). Принцип предполагает совместное, содружественное, взаимозависимое действие всех участников кластера, стремящихся получить максимальный эффект за счет своей целостности. Знания и усилия всех участников кластера по ПиУО могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются. В экономике слова «синергия» и «кооперация» часто выступают как синонимы, поэтому принцип синергии в деятельности кластера по ПиУО может иметь си-нергетический или кооперативный эффект.

3. Принцип независимости. Принцип, при котором все участники кластера сохраняют свободу и независимость финансовой и организационной деятельности. В то же время они могут делегировать ряд вопросов по координации деятельности на более высокий уровень (в данном случае Коллегиальному совету или Управляющей компании кластера).

4. Принцип конкуренции. Принцип, при котором входящие в состав кластера участники — производственные предприятия — могут конкурировать с субъектами внешней среды и между собой в рамках кластера.

5. Принцип обязательств. Принцип, согласно которому все участники кластера берут на себя обязательства по взаимодействию с другими участниками, сохраняя финансовую, организационно-правовую и производственно-технологическую самостоятельность.

6. Принцип информационной обеспеченности. Принцип предполагает, что все изменения в производстве, различных инновационных процессах могут быть доступны всем участникам кластера.

Взаимодействие хозяйствующих субъектов в кластере может потребовать единого органа координации деятельности в виде Коллегиального органа управления, сформированного на базе Центра развития кластера по ПиУО, который должен синхронизировать все функции развития его предприятий в единый процесс управления. Коллегиальный орган должен состоять из представителей основных участников кластера: представителей органов государственной региональной власти, местного самоуправления, представителей научно-образовательных учреждений, директоров производственных предприятий, общественных организаций. К функциям коллегиального органа следует отнести: рассмотрение и принятие стратегии (программы) развития кластера; принятие скоординированных управленческих решений по деятельности отдельно взятых предприятий и кластера в целом; изменение структуры кластера и т. д.

Формирование кластера по ПиУО позволит объединить усилия власти, науки и бизнеса в сфере ресурсосбережения за счет развития системы переработки отходов. Создание кластера при концентрации совокупных ресурсов (финансовых, человеческих, производственных, инновационных) обеспечит комплексный подход к решению задач улучшения экологической обстановки в области и может стать эффективным инструментом, способным положительно влиять на развитие экономики региона в целом. Особенность кластера по ПиУО заключается в его организационном механизме, где преобладают горизонтальные связи между его участниками над вертикальными.

Кластер по ПиУО имеет ряд преимуществ: наличие устойчивой системы распространения новых технологий, знаний, продукции — технологической сети, опирающейся на научную базу; возможность осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций; кластер позволит решить широкий спектр задач по укреплению конкурентоспособности предприятий и повышению инвестиционной привлекательности проектов ПиУО, развитию инфраструктуры, повышению занятости населения и увеличению налоговых поступлений в бюджеты областного и муниципального уровней.

Региональный кластер по ПиУО сможет способствовать решению существующих проблем в области развития процесса переработки отходов.

Список литературы

1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года.

2. Аналитический вестник. - № 12 (496).

3. Шилова Н. Н. Теория и методология формирования системы рационального использования промышленных отходов на предприятиях регионального инвестиционно-строительного комплекса: монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006. - 264 с.

4. Шилова Н. Н. К проблеме использования промышленных отходов в производстве строительных материалов // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 4 (12).

5. Официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/ innovation.htm

6. Шилова Н. Н. Мониторинг вторичных ресурсов как составной элемент экологической политики региона (на примере Иркутской области) // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2004. - N° 4 (41). - С. 39-45.

7. ГЧП теория и практика. Учебное пособие. Коллектив авторов В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев, А. В. Баженов, А. М. Воротников. - М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2010.

8. Государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг.

Сведения об авторах

Ткачук Людмила Тимофеевна, к. э. н., доцент, профессор кафедры «Экономическая теория и финансы», Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, тел. 89149011616, e-mail: tlt@mail.ru

Корж Антон Сергеевич, специалист отдела организации закупок ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», тел. 89501107921, e-mail: Anton19245@mail ru

Tkachuk L. T., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Economic theory and finances», National Research Irkutsk State Technical University, phone: 89149011616, e-mail: tlt@mail.ru

Korzh A. S., specialist of the «Department of procurement management», LLC «Taas-Yuryakh Neftegasdobycha» , phone: 89501107921, e-mail: Anton19245@mail. ru

УДК 622.279.5(211)

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

LAND RELATIONS AT DEVELOPMENT OF THE EXTREME NORTH OIL AND GAS FIELDS

И. Н. Кустышева, А. В. Кряхтунов

I. N. Kustуsheva, A. V. Kryakhtunov

Ключевые слова: земельные отношения; земельные участки; нефтегазовый объект; земельный кадастр; родовое угодье Key words: land relations; ground areas; oil and gas industry facility; land register; communal family land

Объектом исследований в данной статье являются земельные отношения при разработке и обустройстве нефтегазовых месторождений. В процессе формирования земельных участков под объекты нефтегазового комплекса в первую очередь рассматриваются экономические аспекты, хотя вопросы социологии и политики при взаимодействии с малочисленными народами Севера играют немаловажную роль, ведь защита жизнедеятельности коренного населения является одной из приоритетных задач государства.

In this article the land relations at oil and gas fields development and facilities construction are investigated. In the process of formation of ground areas for the petroleum complex facilities construction the first priority is given to consideration of economic aspects, although the social and political issues play an important role in establishment of relations with low-numbered peoples of the North, because the protection of local people life activity is one of the state priority challenges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.