Научная статья на тему 'Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проектирования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов'

Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проектирования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
570
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО / AN INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / ECONOMIC EFFICIENCY / ECOLOGICAL SAFETY / SECONDARY RESOURCES / PRODUCTION WASTES AND CONSUMPTION / PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT / THE SAVINGS OF RESOURCES / THE REFERENCE WITH A WASTE / STRATEGIC PLANNING / DESIGNING AND BUILDING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Цховребов Эдуард Станиславович

Введение. Представлен подход к разработке методологических основ, научно-методическому обоснованию правового регулирования, организационно-управленческих, экономических принципов размещения, проектирования инфраструктуры промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов. На сегодняшний день наша страна значительно отстает от ведущих европейских стран по эффективной реализации общемирового принципа 3R (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы). Одна из основных причин отсутствие экономически эффективной системы управления отходами и вторичными ресурсами. Данная проблема диктует необходимость поиска новых научно и практически обоснованных научно-методологических, методических подходов и решений к оптимальному планированию размещения и проектирования промышленно-транспортной инфраструктуры обращения с отходами, включая организацию управления, регулирования, учета, мониторинга и контроля сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, развитию методов ресурсосбережения. Материалы и методы. Для проведения научного исследования проанализированы: законодательная база, правовые акты, стандарты, методические рекомендации, проектная и нормативно-техническая документация в области обращения с отходами, опубликованные данные и материалы научных отечественных и зарубежных исследований по данной тематике. Методы научного исследования основываются на использовании факторного, сопоставительного, квалиметрического анализа, теории ограничений, экспертных методов оценки показателей. Результаты. Сформированы научно обоснованные предложения, методологические подходы к планированию мероприятий по развитию промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов. Выводы. Формирование научно-методологических и методических основ планирования размещения и проектирования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов должно быть взаимоувязано и включать все аспекты, связанные с технико-экономическим, экологическим, нормативно-правовым, организационно-управленческим обеспечением деятельности и созданием комплексной системы обращения с отходами и вторичными ресурсами в рамках курса на устойчивое развитие российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Цховребов Эдуард Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological and economic aspects of planning of placing and designing of industrial targets on processing, recyclings, to neutralisation of a waste

Introduction. Presented the approach to is working out of methodological bases, a scientifically-methodical substantiation of legal regulation, organizational-administrative, economic principles of placing, designing of an infrastructure of the industry on processing, recyclings, to neutralisation of a waste. For today our country considerably lags behind the leading European countries on effective realisation of a universal principle 3R (prevention of formation of a waste, a reuse, processing in secondary resources). One of principal causes absence of economically effective control system of a waste and secondary resources. Leaving at the present stage of development of Russia on one of the first places a problem of annually increasing volumes of a formed and buried industrial and household waste and directly the environmental contamination connected with it, accumulation of an ecological damage (harm) forms an actual problem of development of an industrially-transport infrastructure of the reference with a waste and secondary resources both at regional and inter-regional levels, and on the scale of all country. The given problem dictates necessity of search of the new scientifically and practically proved scientifically-methodological practically proved scientifically-methodological, methodical approaches and decisions to optimum planning of placing and designing of an industrially-transport infrastructure of the reference with a waste, including the organisation of management, regulation, the account, monitoring and the control of gathering, accumulation, transportation, processing, recycling, neutralisation of a waste, to development of methods of savings of resources and energy, to search of ways ecologically admissible, technically and technologically possible, economically expedient increase of level of taken secondary material resources from a waste. Materials and methods. As materials for carrying out of scientific research serve: legislative base, legal certificates, standards, methodical recommendations, design and the specifications and technical documentation in the field of the reference with a waste, the published data and materials of scientific domestic and foreign researches on the given subjects. Methods of scientific research are based on use factorial, comparative, kvalimetric the analysis, the theory of restrictions, expert methods of an estimation of indicators. Results. Scientifically proved offers, methodological approaches to planning of actions for industry development on processing, recycling, neutralisation of the waste. Conclusions. Formation of scientifically-methodological and methodical bases of planning of placing and designing of industrial targets on processing, recyclings, to neutralisation of a waste should be coordinated and include all aspects connected with technical and economic, ecological, is standard-legal, organizational-administrative maintenance of activity and creation of complex system of the reference with a waste and secondary resources within the limits of a course on a sustainable development of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проектирования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов»

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВА

УДК 502.504; 502.17; 628.54 DOI: 10.22227/1997-0935.2018.11.1326-1340

Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проектирования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

Э.С. Цховребов

Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (НИИ «ЦЭПП»),

141006, г. Мытищи, Олимпийский пр-т, д. 38

АННОТАЦИЯ

Введение. Представлен подход к разработке методологических основ, научно-методическому обоснованию правового регулирования, организационно-управленческих, экономических принципов размещения, проектирования инфраструктуры промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов.

На сегодняшний день наша страна значительно отстает от ведущих европейских стран по эффективной реализации общемирового принципа 3R (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы). Одна из основных причин — отсутствие экономически эффективной системы управления ео «о отходами и вторичными ресурсами. Данная проблема диктует необходимость поиска новых научно и практически

обоснованных научно-методологических, методических подходов и решений к оптимальному планированию размещения и проектирования промышленно-транспортной инфраструктуры обращения с отходами, включая организа-^ ^ цию управления, регулирования, учета, мониторинга и контроля сбора, накопления, транспортирования, обработки,

утилизации, обезвреживания отходов, развитию методов ресурсосбережения.

Материалы и методы. Для проведения научного исследования проанализированы: законодательная база, право> (А вые акты, стандарты, методические рекомендации, проектная и нормативно-техническая документация в области 2 — обращения с отходами, опубликованные данные и материалы научных отечественных и зарубежных исследований по данной тематике. Методы научного исследования основываются на использовании факторного, сопоставительного, (О ф квалиметрического анализа, теории ограничений, экспертных методов оценки показателей.

Результаты. Сформированы научно обоснованные предложения, методологические подходы к планированию ме-О — роприятий по развитию промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов.

I- ^ Выводы. Формирование научно-методологических и методических основ планирования размещения и проектиро-

вания промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов должно быть взаимоувязано и включать все аспекты, связанные с технико-экономическим, экологическим, нормативно-правовым, организационно-управленческим обеспечением деятельности и созданием комплексной системы обращения с отходами и вторичными ресурсами в рамках курса на устойчивое развитие российского государства.

с 'Ц

(Э ш КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промышленная инфраструктура, экономическая эффективность, экологическая безопас-

ен ^ ность, вторичные ресурсы, отходы производства и потребления, охрана окружающей среды, ресурсосбережение,

§ ¿3 обращение с отходами, стратегическое планирование, проектирование и строительство

со

4 °

о >> ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Цховребов Э.С. Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проекти-

см <л рования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13.

2 £ Вып. 11. С. 1326-1340. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.11.1326-1340

го

ф

ф ф с g

Т= ГО

Ecological and economic aspects of planning of placing and designing of industrial targets on processing, recyclings, to neutralisation of a waste

cn -

? O Eduard S. Tskhovrebov

^ ro Research Institute "Center for Environmental Industrial Policy" (EIPC),

¥2 38 Olympic avenue, Mytishchi, 141006, Russian Federation

0 -

£ ABSTRACT

Introduction. Presented the approach to is working out of methodological bases, a scientifically-methodical substantiation of

(j 3 legal regulation, organizational-administrative, economic principles of placing, designing of an infrastructure of the industry

^ 2 on processing, recyclings, to neutralisation of a waste. For today our country considerably lags behind the leading European

s g countries on effective realisation of a universal principle 3R (prevention of formation of a waste, a reuse, processing in

S ^ secondary resources). One of principal causes — absence of economically effective control system of a waste and secondary

X c resources. Leaving at the present stage of development of Russia on one of the first places a problem of annually increasing

U <A volumes of a formed and buried industrial and household waste and directly the environmental contamination connected

Ijq «j with it, accumulation of an ecological damage (harm) forms an actual problem of development of an industrially-transport

1326

© Э.С. Цховребов, 2018

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

infrastructure of the reference with a waste and secondary resources both at regional and inter-regional levels, and on the scale of all country. The given problem dictates necessity of search of the new scientifically and practically proved scientifically-methodological practically proved scientifically-methodological, methodical approaches and decisions to optimum planning of placing and designing of an industrially-transport infrastructure of the reference with a waste, including the organisation of management, regulation, the account, monitoring and the control of gathering, accumulation, transportation, processing, recycling, neutralisation of a waste, to development of methods of savings of resources and energy, to search of ways ecologically admissible, technically and technologically possible, economically expedient increase of level of taken secondary material resources from a waste.

Materials and methods. As materials for carrying out of scientific research serve: legislative base, legal certificates, standards, methodical recommendations, design and the specifications and technical documentation in the field of the reference with a waste, the published data and materials of scientific domestic and foreign researches on the given subjects. Methods of scientific research are based on use factorial, comparative, kvalimetric the analysis, the theory of restrictions, expert methods of an estimation of indicators.

Results. Scientifically proved offers, methodological approaches to planning of actions for industry development on processing, recycling, neutralisation of the waste.

Conclusions. Formation of scientifically-methodological and methodical bases of planning of placing and designing of industrial targets on processing, recyclings, to neutralisation of a waste should be coordinated and include all aspects connected with technical and economic, ecological, is standard-legal, organizational-administrative maintenance of activity and creation of complex system of the reference with a waste and secondary resources within the limits of a course on a sustainable development of the Russian state.

KEYWORDS: an industrial infrastructure, economic efficiency, ecological safety, secondary resources, production wastes and consumption, preservation of the environment, the savings of resources, the reference with a waste, strategic planning, designing and building

FOR CITATION: Tskhovrebov E.S. Ecological and economic aspects of planning of placing and designing of industrial targets on processing, recyclings, to neutralisation of a waste. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2018; 13(11):1326-1340. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.11.1326-1340

< DO

№ <D

t О

G Г S С

ВВЕДЕНИЕ

Государственные задачи в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды от негативного воздействия опасных отходов, экономного использования невозобновляемых природных ресурсов являются чрезвычайно актуальными в рамках реализации стратегического курса нашей страны на инновационное устойчивое развитие.

Одним из стратегических направлений на федеральном, региональном уровнях и в муниципальных образованиях становится формирование комплексной организационно-управленческой системы, обеспечивающей развитие рынка, государственную поддержку и экономическое стимулирование сбора и переработки отходов производства и потребления во вторичное сырье для последующего изготовления новой продукции, оказания различных услуг (ЖКХ, капитальный и текущий ремонт, транспорт и пр.), выполнения работ (в первую очередь, дорожное и транспортное строительство), генерирования тепловой и электрической энергии [1—4].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Создание эффективной комплексной системы управления и регулирования обращения с отходами регионального и межрегионального уровней

невозможно без полноценного технико-экономического и экологического обоснований размещения и проектирования инфраструктуры по обработке, утилизации и обезвреживанию промышленных и коммунальных отходов. Такое обоснование осуществляется как на предпроектной стадии инвестиционного процесса, так и на стадии проектирования объектов.

На актуальность и значимость данных аспектов, исходя из результатов проведенного сопоставительного анализа литературных источников по данной тематике, указывалось в работах ведущих ученых и специалистов в области экологической безопасности и обращения с отходами: Н.Г. Рыбаль-ского, В.В. Куценко, В.Н. Лопатина, Л.Я. Шубова, А.К. Голубина, М.Е. Ставровского, В.В. Девяткина, В.Г. Систера, А.Н. Мирного, Н.Ф. Абрамова, Х.Н. Никогосова, В.Г. Петрова и др. [9-13].

В первую очередь соответствующие требования должны быть закреплены в экологическом, земельном, градостроительном законодательстве. В Градостроительном кодексе целесообразно предусмотреть специальные требования к размещению и проектированию специфических предприятий от-ходопереработки, тесно связанных с ними объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, сбора отходов у хозяйствующих субъектов и населения.

Назрела острая необходимость внесения изменений в Положение о составе разделов проект-

о

0 CD CD

1 (/)

LT)

cd cd

С CD О

S ( t r

S t S SS

ns

e N S 3

y о

0 -en

1 Я S SS

По g i

CD CD CD —'

ü ü W Ы

s у с о e к

КЗ 10

о о

со во

о о

N N

к Ф

и 3 > (Л с «

оа я И

го

с

ф

Ф си С С

1= 'го

О ш

О ^

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со О со

4 ° о >> оо

см £

оо | " ф

■I 3

о. со

00 о СП о

от

2 го

ел д

СО Ъ _ ф

ф

и о

I: <Я

■I

5= i5

и <Л Ф ш

и >

ной документации и требования к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, в части сведений об обработке, утилизации отходов, использовании вторичных ресурсов при строительстве, реконструкции и эксплуатации таких предприятий, а также требованиям к объектам капитального строительства как инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, так и объектам машиностроительной технологической базы по выпуску инновационного отечественного оборудования, техники, машин и механизмов для обеспечения эффективного функционирования отходоперерабатывающей инфраструктуры.

В Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ должен быть закреплен понятийный аппарат, связанный с определением каждого вида объекта инфраструктуры по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, регламентированных в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р1, а не только экотехнопарков. Как следствие, необходим выпуск подзаконных актов, стандартов, технических регламентов, определяющих требования к размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, консервации данных промышленных объектов, использованию различных технологий и технологических схем, техники, оборудования.

Указанные требования целесообразно дифференцировать на градостроительные, технико-экономические, технологические, экологические, санитарно-гигиенические, а также в сфере пожарной и технической безопасности, охраны труда работающих.

В качестве дополняющих информационно-аналитическую базу отходоперерабатывающей отрасли необходимых документов представляется целесообразным выпуск:

• информационно-технических справочников (ИТС) в сфере обработки, утилизации, обезвреживания отходов, использования вторичных ресурсов;

• перечня промышленных объектов, эксплуатирующих в своей производственно-технологической схеме технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, действующие или возможные после технического перевооружения или модернизации для обработки отходов (разборки, сортировки, сепарации, изменению размеров: дро-

1 Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года : утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р.

блению, измельчению, прессованию, переплаву), использованию вторичного сырья в производственных процессах выпуска продукции, обезвреживанию (в первую очередь, термическому, например, теплоэнергетические предприятия, цементные заводы) — как потенциальных переработчиков отходов для создания и развития базовой национальной инфраструктуры промышленности по обработке, обезвреживанию, утилизации отходов;

• перечня хозяйствующих субъектов по выпуску оборудования, техники, машин и механизмов для эффективного функционирования отходоперераба-тывающей инфраструктуры;

• отраслевых перечней (каталогов) экологически безопасной продукции из вторичного сырья, реестров товаропроизводителей этой продукции, перечней производств, в которых осуществляется использование вторичных ресурсов.

Для качественной подготовки всех указанных выше документов, внесений изменений и дополнений в действующее законодательство необходима разработка многопланового полноценного научно-методического обоснования с формированием методологии (критериев, факторов, принципов, классификации и пр.) планирования и прогнозирования состава и количественных характеристик инфраструктуры объектов промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, требований к их размещению, проектированию, строительству и эксплуатации.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Указанные научно-исследовательские разработки проводятся на базе ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» с 2018 г. в рамках выполнения НИР «Научно-методическое сопровождение планирования мероприятий по развитию промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления» по заказу Минпромторга России (при руководящей роли департамента металлургии и материалов (Р.Г. Куприн) группой ученых и специалистов в данной сфере: Ф.Ф. Гаевым, А.К. Голубиным, С.И. Шкановым, под научным руководством главного научного сотрудника, к.э.н. Э.С. Цховребова, с использованием результатов научных исследований, опубликованных в трудах отечественных авторов [5-13], а также зарубежных ученых и специалистов [14-29].

Задачами научно-исследовательской работы явились разработка методических рекомендаций по формированию инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов в рамках механизма реализации Стратегии, а также выработка научно-обоснованных критериев и показателей оптимальности, значимости, приоритетности и оче-

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

редности мероприятии по развитию отходоперера-батывающей промышленности.

На первом этапе исследований в рамках понятийного аппарата объектов инфраструктуры, определенного в Стратегии, проведена классификация этих объектов по различным классификационным признакам, определенным с помощью экспертного и квалиметрического анализа. Экспертный анализ осуществлялся на основе письменного компетентного мнения руководителей и специалистов различных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, ассоциаций в сфере обращения с отходами, ученых, общественных деятелей, бизнес-сообщества в ходе широкого обсуждения мероприятий Плана по реализации Стратегии.

По результатам первого этапа научных исследований проведена классификация объектов инфраструктуры промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, принятая в Стратегии (рис. 1) по следующим признакам:

• форма организации и управления (кластер, технопарк, холдинг, группа компаний, отдельный хозяйствующий субъект (акционерное общество, ИП);

• источники финансирования (федеральный, региональный, местный бюджет, частное инвестирование, программы государственных корпораций, смешанное);

• территориальное расположение комплекса (субъект РФ, межрегиональный);

• вид деятельности по обращению с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, комплексный);

• технологические процессы обращения с отходами (разборка, сортировка, сепарация, изменение размеров, мойка, сушка, термическое обезвреживание, пиролиз, регенерация, нейтрализация, плазменная газификация и пр.);

• годовая производственная мощность;

• класс опасности принимаемых на переработку отходов;

• источники поступления отходов (население, ЖКХ, предприятия, смешанные);

• зона деятельности (муниципальное образование, регион, межрегиональный);

• характер деятельности (производственная, производственная совместно с учебной (подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов рабочих специальностей и технического персонала), производственная совместно с учебно-образовательной и научной);

• качественный и количественный результаты деятельности по обращению с отходами и вторичными ресурсами (выпуск продукции из вторсырья, оказание услуг, производство работ с использованием вторичного сырья, генерация энергии с применением вторичных энергетических ресурсов).

Классификация объектов инфраструктуры промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов по ряду признаков схематично представлена на рис. 2-4.

При планировании инфраструктуры первостепенным является определение ограничений, при которых ее размещение станет экологически недопустимым, технически невозможным или экономически нецелесообразным. По мнению автора,

< п

№ (D t О

з.Н G Г

о

0 CD CD

1 <J)

со

СП

o

сл

cd cd

n 9

n CD o

S ( t Г

s t S SS

ns

e N

s 3

y о

0 -

СП

1 Я S SS

По

CD CD CD —'

• w

W Ы

(Л У

с о [ к

Рис. 1. Промышленная инфраструктура по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов Fig. 1. Industrial infrastructure for treatment, recycling, disposal of waste

10 10 о о

Виды деятельности по обращению с отходами в системе инфраструктуры промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

Обработка

Многофункциональный сортировочный комплекс (МСК) — производственный объект, реализующий обработку поступающих отходов производства и потребления с дальнейшим формированием оптимальных раздельных

транспортных потоков обработанных отходов на объекты утилизации, обезвреживания, размещения

Мусоросортировочный комплекс (МСК ТКО) — производственный объект по обработке ТКО, позволяющий выделить из поступивших отходов вторичные ресурсы, а также отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации

Утилизация

Экотехнопарк в сфере технологий ресурсосбережения

и обращения с отходами — объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, обеспечивающий непрерывную переработку отходов производства и потребления и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной,

исследовательской и/или образовательной деятельности

Обезвреживание

Многофункциональный комплекс по промышленному обезвреживанию отходов — производственный объект, включающий комплекс специализированного технологического оборудования, машин, механизмов, установок по обработке и обезвреживанию отходов, функционирующих в оптимальном ресурсо-и энергосберегающем, экологически и технически безопасном режиме в целях уменьшения массы отходов,

изменения их состава, физических и химических свойств

Wiews of activity on waste management in the infrastructure system of the industry for the treatment, recycling, disposal of waste

Processing

Multifunctional sorting complex (MSC) — a production facility that implements the processing of

incoming production and consumption waste with the further formation of optimal separate transport flows of treated waste to the objects of utilization, neutralization, placement Waste sorting complex (WSC CSW) — production facility for the treatment of communal

solid waste, which allows to allocate secondaiy resources from the received waste, as well as waste that is not subject to further disposal

Utilization

Ecotechnopark in the field of technology resource saving and waste management — a complex of objects, united by energy and interdependent material and raw material flows and connections, including buildings and structures,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

technological and laboratory equipment used in the processing,

recycling and disposal of production and consumption waste, ensuring continuous processing of production and consumption waste and the production on their basis of industrial products, as well as the implementation of scientific, research and/or educational activities

Neutralization

Multifunctional complex for industrial waste disposal — production facility, including a complex of specialized technological equipment, machinery, machinery, waste treatment and disposal facilities, operating in optimal resource and energy saving, environmentally and technically safe mode in the waste mass reduction chains, changing their composition, physical and chemical properties

Рис. 2. Виды деятельности по обращению с отходами объектов инфраструктуры Fig. 2. Wiews of activity on waste management infrastructure

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

Мусоросортировочный комплекс (MCK)

Твердых коммунальных отходов (TKO)

Прием, обработка (очистка,

сортировка, сепарация, измельчение) только ТКО (от ЖКХ)

Мощность типового МСК ТКО — 100 тыс. тонн отходов в год

Зона действия — жилищно-коммунальный комплекс населенных пунктов

Оптимальное плечо охвата источников образования ТКО — до 30 км (автотранспорт)

Выходящая продукция — до 10 видов BMP для использования в качестве вторичного сырья

Многофункциональный

Прием, обработка коммунальных, промотходов 2-5 классов опасности

(в том числе КГМ, строительства и сноса)

Мощность типового многофункционального МСК — от 300 тыс. тонн отходов в год

Зона действия — промышленно-урбанизированн ые агломерации городов

Оптимальное плечо охвата

объектов — до 100 км с использованием авто-, ж/д и смешанных перевозок

Выходящая продукция — более 20 видов BMP для использования в качестве вторичного сырья

Waste sorting complex (WSC)

Reception, processing (cleaning, sorting, separation, grinding) only CSW (from housing and communal services)

Power of typical WSC CSW — 100 thousand tons of waste per year

Action area housing and communal complex of settlements

Optimal leverage for education sources CSW — up to 30 km (motor transport)

Output products — up to 10 types of BMP for use as secondary raw materials

Reception, treatment of communal, industrial waste of 2-5 hazard classes (including KGM, construction and demolition)

Power of typical multifunctional WSC — from 300 thousand tons of waste per year

Action area — industrial and urban agglomerations of cities

Optimal leverage for facilities — up to 100 km using road, rail and mixed traffic

Output products - more than 20 types of BMP for use as secondary raw materials

Рис. 3. Классификационные признаки различных видов мусоросортировочных комплексов Fig. 3. Classification signs of various types of waste sorting complexes

ui э

s у

с о

e к

to to о о

со во

о о

N N

> (Л

с и

gg M

S о H

о >> со

см <Л

z S

2 s

^ ! ÏS

U (Л Ф Ш

u >

Многофункциональный комплекс по промышленному обезвреживанию отходов (МКПО)

производственный объект, включающий в себя комплекс специализированного технологического оборудования, машин, механизмов, установок по обработке и обезвреживанию отходов, функционирующих в оптимальном ресурсо- и энергосберегающем, экологически и технически безопасном режиме в целях уменьшения массы отходов,

изменения их состава, физических и химических свойств

го £

^ ф ф ф ç g

1= '[?

О ш

о ^

со О to

Multifunctional complex for industrial waste disposal (MCIWD)

production facility, which includes a complex of specialized process equipment, machinery, mechanisms, waste treatment and disposal facilities operating in an optimal resource and energy saving, environmentally and technically safe mode, the goal is to reduce the mass of waste, change their composition, of physical and chemical properties

" ф

■I <3 Cl со

^ Щ

oo О en у

СП

? О

Z Го

(Л g

со Ъ

Рис. 4. Особенности функционирования многофункционального комплекса по промышленному обезвреживанию отходов

Fig. 4. Features of the functioning of a multifunctional complex for industrial waste disposal

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

при выявлении, обосновании и установлении ограничений в процессе прогнозирования и планирования размещения рассматриваемой промышленной инфраструктуры может быть вполне приемлемой и оптимальной теория ограничений, разработанная в 80-е годы прошлого века Э. Голдраттом, в основе которой лежит нахождение и управление ключевым ограничением системы, предопределяющим эффективность управленческих решений по организации системы в целом.

С учетом сопоставительного анализа нормативно-правовой базы сформулированы ограничения применительно к каждому объекту инфраструктуры по следующим факторам:

• законодательные, связанные с запретами и ограничениями, определяющие допустимость размещения, проектирования, строительства (санитарно-гигиенические, природоохранные, технические, градостроительные);

• территориальные, связанные с наличием/отсутствием возможностей размещения (климатологические, геопространственные, технологические);

• природно-социальные, связанные с наличием/ отсутствием возможности организации и устойчивого функционирования инфраструктуры (малонаселенность, наличие/отсутствие трудоспособного населения, уровень безработицы, обеспеченность квалифицированными кадрами, социальной и жилищной инфраструктурой, уровень заболеваемости и смертности), сюда же следует отнести угрозы возникновения чрезвычайных природных и техногенных ситуаций, дефицит питьевой, технической воды, продуктов питания;

• экономические, связанные с наличием/отсутствием экономической целесообразности реализации проектов размещения, планирования данной инфраструктуры (спрос на продукцию из вторсырья, качество вторичных ресурсов, рынки сбыта, уровень и соотношение цен на традиционные и вторичные ресурсы, платежеспособность населения, уровень и возможности развития малого и среднего бизнеса, состояние и перспективы развития промышленной, сельскохозяйственной, дорожной инфраструктуры региона, допустимая мощность, транспортная отдаленность (плечо транспортирования отходов и вторичных ресурсов)).

С использованием теории ограничений установлено, что ключевым ограничением при прогнозировании и планировании размещения инфраструктуры являются законодательные. Базовым нормативным ограничением служит невозможность размещения комплексов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов в пределах санитарной зоны охраны питьевых водоисточников и водопроводов, на землях лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, санитарно-за-щитной зоны населенных пунктов, водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос

водоемов, охранных зонах нефте- и газопроводов, подземных кабелей, ЛЭП, сельскохозяйственных и животноводческих угодьях с учетом требований экологического, санитарного законодательства, технических, противопожарных правил, норм, стандартов.

К этой группе ограничений отнесена невозможность использования некоторых видов отходов для утилизации, что диктует необходимость в создании дорогостоящей инфраструктуры по обезвреживанию ряда отходов. Это, в первую очередь, касается отходов 1-2-го класса опасности для окружающей среды. К таким отходам отнесены ртутьсодержащие, остатки растворителей, кислот, щелочей, синтетических клеевых и лакокрасочных материалов, гальваношламы, нефтесодержащие, асбестоцементная пыль, галогенированные и ряд других отходов. Данное ограничение регулируется экологическим законодательством, техническими стандартами и санитарно-гигиеническими нормами и правилами.

В рамках реализации научных исследований в соответствии с данной теорией, ограничение мощности инфраструктуры представляет собой ресурс, не обеспечивающий в необходимое время требуемый объем спроса и предложения, достаточный для полноценного функционирования системы. Ограничение рынка характеризуется недостаточным количеством объемов потребления вторичной продукции для поддержания эффективного и планомерного развития производственно-экономической системы отходоперерабатывающей инфраструктуры. Ограничение времени определяется временными сроками, интервалами, оперативностью реагирования системы на потребности рынка. При значительных затратах времени на принятие оптимальных организационно-управленческих, экономических и производственно-технических решений (нарушение сроков накопления отходов на комплексах их обработки, несоблюдение сроков поставки отходов на перерабатывающие станции или вторсырья напрямую потребителям и т.п.) ставится под угрозу функциональная способность организационно-управленческой системы выполнить взятые на себя договорные обязательства между хозяйствующими субъектами — объектами инфраструктуры, теряется результативность работы инфраструктуры и способность к развитию бизнеса.

Существенным ограничением системы становятся устойчивость (бесперебойность) и мощность (производительность) работы сортировочно-пере-рабатывающих комплексов, станций в условиях неравномерного поступления отходов, что напрямую будет предопределять впоследствии предложение и спрос на вторичное сырье, но уже с учетом потребностей и производственной мощности предприятий, выпускающих из них новую продукцию или генерирующих энергию. Большое значение в этом

< п

№ Ф £ О

з.Н ° Г

и С

о

о ф

ф

& (/) з ' со

со

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЛ

со со

с 9

О СО о

8 ( (Л г

§ Л 8 88

Пе

Ф 8

( 3

У О о -

ст>

& я 8 ° По

ф ф ф —'

• ы

I ы

(Л п

(Л у

с о

[ к

10 10 о о

со во

о о

N N

к ш

и 3 > (Л с «

оа я И

го с

Ф

Ф си С С

1= 'го

О ш

О ^

о

со О со

4 ° о >> со

см £

оо ■§ " ф

■I 3

о. со

^ Й СО о

От у

от

2 го СЯ с

СО Ъ _ ф

ф

и о

I: <Я

■I

5= i5

и <Л Ф ш

и >

процессе имеет состояние, качество и безопасность поступающих отходов, что предопределяет объем финансовых издержек на их обработку для доведения по нормативным требованиям до уровня востребованного вторичного сырья.

Экономическим ограничением являются также ценовая и тарифная политика. Транспортирование вторсырья для дальнейшего производства продукции из него увеличивает себестоимость продукции, вследствие чего в процессе реализации такая продукция имеет изначально более высокую стоимость, чем на складе предприятия-изготовителя. Поэтому немаловажным ограничением служит дальность перевозки отходов и вторсырья. Путем проведения факторного, сопоставительного (экспертного) анализа установлено, что максимальное экономически целесообразное плечо транспортировки отходов не превышает 25-30 км. Регулирование тарифов и цен становится важнейшим фактором преодоления экономических ограничений.

Предприятиям, выпускающим продукцию из вторичного сырья, должно быть экономически выгодно их приобретать. В противном случае рынок спроса и предложения такой вторичной продукции в силу экономических причин развиваться в нашей стране не будет. Своевременное выявление и снятие ограничений является базой обеспечения безопасного, оптимального, высокотехнологичного и экономически эффективного функционирования промышленности по обработке, утилизации отходов.

В рамках проведения анализа применения данной теории для достижения целей и задач исследования, можно констатировать, что ограничение — это не только показатель, блокирующий стремление системы к функционированию, оптимизации и результативности, но и фактор, который при научно и практически обоснованном воздействии на него существенно повысит эффективность системы в целом и выведет ее на новый качественный уровень. С помощью теории ограничений определяется системный подход к поиску и снятию ограничений, практически применимый при оптимальном планировании отходоперерабатывающей инфраструктуры.

В качестве такого подхода выработаны научно обоснованные предложения, вошедшие в Прогноз научно-технологического развития отрасли по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления, а также План мероприятий по реализации Стратегии.

Важнейшим стратегическим направлением в процессе формирования промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов служит не только создание новой инфраструктуры, но и обеспечение мер по модернизации, техническому перевооружению действующих предприятий, потенциально являющихся переработчиками отходов (заводы ЖБК, деревообрабатывающие комбинаты,

асфальтобетонные, цементные заводы и пр.). Такой подход с учетом проработки экономической целесообразности инвестиционных проектов позволит ликвидировать основные ограничения по мощности и рынку спроса, в силу отсутствия необходимости строительства новых сортировочно-перерабатыва-ющих комплексов, с организацией поставок вторичного строительного сырья и отходов напрямую товаропроизводителям.

Вторым стратегическим направлением служит кластеризация, концентрация, оптимизация действующей и потенциальной инфраструктуры в промышленный научно-технологический комплекс в виде инновационной организационно-правовой, управленческой и экономической структуры — экотех-нопарков в сфере технологий ресурсосбережения и обращения с отходами. Формирование сети эко-технопарков позволит реализовать политику инновационного развития регионов в части: ресурсосбережения (максимального вовлечения вторичных ресурсов из отходов в хозяйственный оборот, замещения вторичными ресурсами невозобновляемых природных ресурсов и сохранения стратегического потенциала: лесов, питьевых водоисточников, ценных полезных ископаемых), импортозамещения и диверсификации производства (с восстановлением, развитием и расширением отечественной машиностроительной и технологической базы), экологической безопасности и охраны окружающей среды, развития предпринимательской деятельности, роста производительности, механовооруженности труда, бюджетных налоговых и неналоговых поступлений, повышения научно-технического потенциала и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров.

Третьим стратегическим направлением является формирование пакета мер по государственной поддержке и экономическому стимулированию развития отходоперабатывающей отрасли. В рамках выбора приоритетных мер проведен системный анализ и классифицированы экономические показатели, влияющие на формирование, перспективное развитие инфраструктуры (табл. 1).

Систематизированная автором по результатам экспертного и квалиметрического анализа, классификация мер государственной поддержки и экономического стимулирования, приведена в табл. 2.

В качестве рекомендаций по результатам данной работы, предложенные автором методологические подходы, принципы и критерии, научно-методическое обоснование планирования и прогнозирования состава и количественных характеристик инфраструктуры объектов промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, требований к их размещению, проектированию, могут быть успешно использованы в процессе:

• корректировки документов территориального планирования, градостроительства, кадастрового

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

Табл. 1. Комплекс оцениваемых экономических показателей в процессе планирования отходоперерабатывающей инфраструктуры

Table. 1. The complex of estimated economic indicators in the planning process of waste processing infrastructure

Раздельный сбор / Separate gathering

Обработка / Processing

Утилизация, обезвреживание / Utilization, neutralization

Конечный этап обращения / The final stage of the handling

Капитальные вложения на оборудование, технику для организации системы раздельного сбора (тыс. руб). Текущие затраты на раздельный сбор отходов по видам, агрегатному состоянию, классу опасности.

Стоимость погрузочно-разгру-зочных работ.

Стоимость вторичных ресурсов, выделенных и реализованных на стадии раздельного сбора отходов (руб./т). Стоимость возвращенного в производство побочного продукта (возвратного сырья) /

Capital investments in equipment, equipment for the organization of the system of separate collection (thousand rubles). The current costs of separate waste collection by type, state of aggregation, hazard class. The cost of loading and unloading. The cost of secondary resources allocated and implemented at the stage of separate waste collection (rub/t). The cost of returning to the production of by-product (return of raw materials)

Капитальные вложения в строительство МСК, мусоро-перегрузок частных станций, парк автомобильной и погру-зочно-разгрузочной техники, устройств.

Эксплуатационные расходы на обработку 1 т различных отходов.

Стоимость транспортировки 1 т отходов на 1 км на МСК. вторсырья — на ПТК, не-утилизируемых отходов — на МКПО /

Capital investment in the construction of WSC, waste transfer stations, fleet of automotive and loading equipment, devices. The operating costs of processing 1 ton of various wastes. The cost of transporting 1 ton of waste per 1 km to WSC. Recycled materials — at the PTK, non-recyclable wastes — at the MCIWD

учета, а также программ и планов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — в рамках реализуемых органами государственной власти федерального и регионального уровня Плана мероприятий по реализации Стратегии в части оптимального размещения объектов инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления;

• корректировки и актуализации территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональных программ и нормативных правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления;

• разработки и актуализации прогнозов и программ развития промышленности по обработке,

Обезвреживание: Капитальные вложения в строительство МКПО (тыс. руб.). Эксплуатационные расходы на обезвреживание (руб./год). Стоимость производства и реализации 1 Гкал тепловой энергии (тыс. руб./1 Гкал). Утилизация:

Инвестиции в строительство ПТК или модернизацию действующего производства Эксплуатационные расходы на утилизацию (тыс. руб./год). Цена закупки 1 т вторсырья (руб.). Стоимость реализуемого вторсырья, продукции (тыс. руб.) /

Neutralization: Capital investments in the construction of the MCIWD (thousand rubles). Operational costs for decontamination (rubles / year)

The cost of production and sale of 1 Gcal of thermal energy (thousand rubles/1 Gcal). Recycling:

Investments in the construction of PTK or the modernization of existing production Operational costs for disposal (thousand rubles/year)

The purchase price of 1 ton of recyclable materials (rubles). Cost of recycled products, products (thousand rubles)

Тариф на захоронение неути-лизируемых, не подлежащих обезвреживанию отходов, полученных в результате обезвреживания шлаков. Платежи за НВОС. Затраты на эксплуатацию спецполигонов размещения таких отходов. Экономический ущерб. Налоги: имущественный, земельный /

Tariff for the disposal of non-recyclable, non-neutralizing waste from the disposal of slag. Payments for NVOS. The cost of operating a special polygons of disposal of such waste.

Economic damage Taxes: property, land

< DO

№ <D t О

э.н

M,

G Г

S С

о

0 CD CD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 m

з '

со

СП

o

утилизации, обезвреживанию отходов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

• формирования пакета мер государственной поддержки и экономических рычагов стимулирования хозяйственной деятельности в сфере обработки и утилизации отходов, использования вторичных ресурсов при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ, генерации энергии;

• разработке и актуализации Плана мероприятий по реализации Стратегии.

Результаты исследований, опубликованные в данной статье, целесообразно апробировать при формировании территориальных и региональных схем по обращению с отходами, разработке комплексных систем управления обращением с отходами в субъектах Российской Федерации.

cd cd

c 9

n CD o

g ( t "O

S t g g

ns

e N

r g

S 3

y о

0 -en

1 Я О о

n°3

CD CD CD —'

î?

ü " W Ы

s у с о î к

10 10 о о

Табл. 2. Классификация мер государственной поддержки и экономического стимулирования отходоперерабатывающей инфраструктуры

Table 2. Classification of measures of state support and economic incentives for waste processing infrastructure

Меры / Measures

Вид и целевое назначение / Type and purpose

Льготное кредитование/ Preferential crediting

• целевое — на инвестирование объектов инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов/

• targeted — investment in infrastructure facilities for the treatment, disposal and disposal of waste;

• беспроцентные или с низкими процентными ставками при условии возмещения банку некомпенсированных затрат по привлечению ресурсов для выдачи таких ссуд за счет средств органов, принимающих решение о привлечении кредитов для реализации инфраструктурных мероприятий /

• interest-free or with low interest rates, subject to reimbursement to the bank of uncompensated costs for raising resources for the issuance of such loans at the expense of the authorities that decide to raise loans for the implementation of infrastructure measures;

• предоставление государственных гарантий и поручительств при привлечении коммерческих кредитов /

• provision of state guarantees and guarantees for attracting commercial loans

CO CO

О о

N N

> (Л

с и

¿a м

S о H

Льготы по налогам и неналоговым поступлениям (включая скидки, освобождение) / Preferential on taxes and non-tax revenues (including discounts, exemption)

• по налогу на прибыль для предприятий сферы материального производства и услуг, инвестирующих в создание производств по обработке, утилизации вторичных материальных ресурсов, модернизацию или техническое перевооружение в данной области /

• on income tax for enterprises in the sphere of material production and services investing in the creation of production facilities for processing and utilization of secondary material resources, modernization or technical re-equipment in this area;

• по налогу на недвижимость и земельному налогу для производственно-заготовительных предприятий, пунктов сбора наиболее распространенных видов вторичного сырья, многофункциональных сортировочных комплексов, промышленного обезвреживания отходов, экотехнопарков /

• on real estate tax and land tax for production and procuring enterprises, collection points for the most common types of secondary raw materials, multifunctional sorting complexes, industrial disposal of waste, ecotechnopark;

• по транспортному налогу, дорожному сбору, тарифам на железнодорожные перевозки отходов, предназначенных для использования в качестве вторсырья /

• on transport tax, road collection, tariffs for rail transportation of waste intended for use as recyclable materials;

• налоговое дифференцирование по видам деятельности /

• tax differentiation by type of activity;

• по применению ускоренной амортизации основных фондов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в сфере использования вторичных ресурсов, снижения нормы амортизации для оборудования обработки, утилизации, обезвреживания отходов /

• the use of accelerated depreciation of fixed assets required for the implementation of investment projects in the use of secondary resources, reducing the depreciation rate for equipment processing, recycling, waste disposal

О >1

00 ■ —

CM £

z g

2 s

i ! ïs

U <Л Ф ф

а >

го

¡I

^ ф

ф ф g g

1= '<? О ш о ^

О

со О со

Субсидирование деятельности в сфере обработки, утилизации отходов / Subsidizing activities in the field of waste management

" Ф

■I <3

CL (Л

^ Щ

oo О от у

от

? О

Z Го

ел g

(Л Ъ

• стоимости транспортирования вторичных ресурсов от места образования, накопления, сбора до объектов их обработки, использования, а также маршрутной сети между ними, в рамках территориальных схем по обращению с отходами /

• the cost of transportation of secondary resources from the place of formation, accumulation, collection to the objects of their treatment, use, as well as the route network between them, within the framework of territorial schemes for waste management;

• производственных затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание отходов, внедряющим отечественные инновационные экологически безопасные ресурсосберегающие технологии, технику, оборудование из финансовых средств, формируемых из специальных отчислений в рамках системы расширенной ответственности производителей, средств экологического сбора;

• production costs to economic entities engaged in processing, recycling, disposal of waste, introducing domestic innovative environmentally friendly resource-saving technologies, equipment, equipment from financial resources, formed from special deductions within the framework of the system of extended responsibility of producers, environmental collection funds;

• хозяйствующих субъектов, осуществляющих сбор, обработку, утилизацию, обезвреживание «нерентабельных» групп отходов на возмещение, покрытие убытков как финансового результата от не приносящей доход деятельности /

• economic entities engaged in the collection, treatment, disposal, disposal of "unprofitable" waste groups for compensation, covering losses as a financial result from non-income-generating activities;

• компенсации части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации оборудования, техники в целях максимально возможной утилизации отходов строительства и сноса зданий, в том числе в рамках программ реновации и сноса ветхого жилья /

• compensation of part of the cost of implementing investment projects to modernize equipment and machinery in order to maximize the disposal of construction waste and the demolition of buildings, including as part of the renovation and demolition of dilapidated housing programs;

• части расходов на уплату процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры, производству отечественного оборудования (погашению процентных начислений по кредитам, полученным в российских кредитных организациях) /

• part of the cost of paying interest on loans for the implementation of complex investment projects for the creation of infrastructure, the production of domestic equipment (repayment of interest charges on loans received from Russian credit institutions);

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

Меры / Measures

Вид и целевое назначение / Type and purpose

Субсидирование деятельности в сфере обработки, утилизации отходов / Subsidizing activities in the field of waste management

• технического перевооружения предприятии с использованием отечественных технологии и оборудования для обработки, утилизации, обезвреживания отходов /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• technical re-equipment of enterprises using domestic technologies and equipment for processing, recycling, disposal of waste;

• части затрат на НИОКР в сфере обращения с отходами /

• part of the cost of research and development in the field of waste management

Администрирование, регулирование и стимулирование Administration, regulation and stimulation

• таможенное (таможенных пошлин, ставок на ввозимое иностранное оборудование, технику, машины, комплектующие) /

• customs (customs duties, rates for imported foreign equipment, equipment, machinery, components);

• формирование целевых заказов и закупок оборудования для развития отходоперабатывающей инфраструктуры у отечественных поставщиков /

• formation of target orders and procurement of equipment for the development of waste-processing infrastructure from domestic suppliers;

• снижение арендной платы для объектов инфраструктуры /

• rent reduction for infrastructure facilities;

• установление залоговой стоимости вторичного сырья в себестоимости отдельных видов продукции, товаров, изделий, в том числе тары и упаковки /

• establishment of the collateral value of secondary raw materials in the cost of certain types of products, goods, products, including packaging and packaging;

• установление нормативов использования вторичных ресурсов при производстве продукции, проведении работ, оказании услуг, получении энергоносителей /

• establishing standards for the use of secondary x resources in the production of goods, work, services, and energy carriers;

• регулирование цен на продукцию, изготовленную с использованием традиционного природного или вторичного сырья (например, цен, возмещающих производителю все затраты на производство продукции по ресурсосберегающим технологиям или из вторсырья; надбавок к ценам на энергосберегающие технологии, технику, оборудование по переработке отходов их производителям) /

• regulation of prices for products manufactured using traditional natural or secondary raw materials (for example, prices that reimburse the manufacturer for all costs of producing products using resource-saving technologies or from recycled materials; mark-ups on prices for energy-saving technologies, equipment, equipment for recycling their wastes to producers);

• формирование системы государственного и муниципального заказов и закупок для поддержки производства товаров, проведения работ и оказания услуг с использованием вторичных ресурсов /

• formation of a system of state and municipal orders and purchases to support the production of goods, work and the provision of services using secondary resources

ВЫВОДЫ

Эффективное отраслевое планирование развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления должно базироваться на научно обоснованных методологических подходах, принципах, критериях, приоритетах, позволяющих обеспечивать инновационный сценарий социально-экономиче-

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаков В.М., Цховребов Э.С. Правовые основы охраны окружающей среды. М. : МОФ МосУ МВД России, 2004. 100 с.

2. Цховребов Э.С. Правовые аспекты обеспечения экологической безопасности // ЭКОС. 2008. № 3. С. 13-19.

3. Цховребов Э.С. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте // М. : Космосин-форм, 1994. 354 с.

< п

№ (D

t о И

k к G Г

S С

о

0 ф ф

1 со

СП o

ского, экологического, промышленно-технологи-ческого и научно-технического развития России, межотраслевое, межведомственное и межсубъектное взаимодействие, оптимальное сочетание конкуренции, интеграции и кооперации хозяйствующих субъектов в системе создаваемой отрасли обработки, утилизации и обезвреживания отходов, учет всех интересов различных слоев российского общества.

со

cd

n g n

o

о ( t D

s t О О

n S

e N

D

t 3

У о

0 -

en

1

О О ПО

4. Гаврилов Е.В., Исаков В.М., Цховребов Э.С. Проблемы обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования // ЭКОС-информ. 2005. № 1. С. 17-21.

5. Куприн Р.Г., Цховребов Э.С., Ниязгулов У.Д. Правовое обеспечение и экономическое регулирование обращения с отходами и вторичными ресурсами // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 2. С. 62-70.

ф ф ф ^

Î?

ü w

I ы

s E

W у с о о к

10 10 о о

во во

о о

N N

К ш

U 3 > (Л

С И

öS м

in

го с

Ф

Ф Ф ç g

1= 'I? О ш

о ^

со О to

4 ° о >> со

см £ Z ig

оо §

CT ф

■I 3

о. оо

^ g

00 о СП у

от

Z Го 00 Ç

оо Ъ _ ф

ф

и о

с

Ig !

î= is

U 1Л

Ф Ш

u >

6. Цховребов Э.С., Куприн Р.Г., Ниязгулов У.Д. Научно-методологические подходы к созданию инновационной эконометрической модели обращения с отходами // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 2. С. 40-50.

7. Цховребов Э.С., Ниязгулов У.Д., Куприн Р.Г. Организация и планирование мероприятий по экологически безопасному обращению с чрезвычайно и высокоопасными отходами // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 3. С. 66-75.

8. Tshovrebov E., Velichko E., Shevchenko A. Methodological approaches to a substantiation resur-so — and energetically effective economic model of object of placing of a waste // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2017. Vol. 692. Pp. 1296-1305. DOI: 10.1007/978-3-319-70987-1_137

9. Шубов Л.Я., Голубин А.К., Девяткин В.В., По-гадаев С.В. Концепция управления твердыми бытовыми отходами. М. : ГУ НИЦПУРО. 2000. 72 с.

10. Голубин А.К., Клепацкая И.Е. Развитие рыночных отношений в системе обращения с отходами // Транспортное дело России. 2009. № 4. С. 104-106.

11. Шубов Л.Я., Ставровский М.Е., Шехи-рев Д.В. Технология отходов мегаполиса. Технологические процессы в сервисе. М. : Известия. 2002. 376 с.

12. НикитинГ.С., Осьмаков В.С., СкобелевД.О. «Зеленая» экономика. Совершенствование институциональной инфраструктуры // Компетентность. 2017. № 3 (144). С. 29-33.

13. Скобелев Д.О., Марьев В.А., Потапов Г.Г., Шубов Л.Я., Доронкина И.Г. Создание экотехно-парков — рациональный путь к развитию отрасли, комплексной переработки отходов и использованию вторичных ресурсов // Экология промышленного производства. 2018. № 2 (102). С. 7-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Robin Murray. Zero Waste. Greenpeace Environmental Trust, 2002.

15. Pistoia G., Wiaux J-P., Wolsky S.P. Used battery collection and recycling // Industrial chemistry library. Elsevier Science. 2001. Vol. 10. P. 384.

16. Rao S.R. Resource recovery and recycling from metallurgical wastes. Elsevier B.V., Oxford, UK. 2006. 558 р.

17. Seadon J.K. Integrated waste management — looking beyond the solid waste horizon // Waste man-

Поступила вpeдaкцuю 28 ceнmябpя 2018 г. Пpuняma в dopa6omamoM виде 10 oкmябpя 2018 г. Oдoбpeнa для публитции 31 oкmябpя 2018 г.

agement. 2006. No. 26 (12). Pp. 1327-1336. DOI: 10.1016/j.wasman.2006.04.009

18. Bani M.S., Rashid Z.A., Hamid K.H.K., Har-bawi M.E., Alias A.B., Aris M.J. The Development of decision support system for waste management: a review // World Academy of Science, Engineering and Technology. 2009. Vol. 37. Pp. 161-168.

19. Hauschild M. LCA in waste management: introduction to principle and method // Solid Waste Technology & Management. 2011. Vol. 1. Pp. 113-136.

20. Zaman A.U. A comprehensive review of the development of zero waste management: lessons learned and guidelines // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 91. Pp. 12-25. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.12.013

21. Tennant-WoodR. Going for zero: A comparative critical analysis of zero waste events in southern New South Wales // Australasian Journal of Environmental Management. 2003. Vol. 10 (1). Pp. 46-55. DOI: 10.1080/14486563.2003.10648572

22. Measuring the environmental impact of waste management system // Integrated solid waste management tools. University of Waterloo, Canada. April. 2004. P. 45.

23. Waste prevention in Europe — the status in 2014. EEA Report No. 6 2015 // European Environment Agency. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2015. P. 7.

24. Vehlow J. Municipal solid waste management in Germany // Waste Management. 1996. 16 (5-6). P. 367-374. DOI: 10.1016/s0956-053x(96)00081-5

25. Tartakowski Z., Blçdzki A.K. Polymer material recycling systems in Europe / Z. Tartakowski, A.K. Blçdzki // Conf. «POLYCOM-2000». Gomel, 2000. Pp. 17-20.

26. Waste Materials in Construction Wascon 2000 — Proceedings of the International Conference on the Science and Engineering of Recycling for Environmental Protection, Harrogate, England 31 May, 1-2 June 2000 / Amsterdam [etc.]: Pergamon, 2000. XII. 1049 p. DOI: 10.1016/s0713-2743(00)x8011-7

27. Municipal Solid Waste in the United States: 2004 Facts and Figures // US EPA Office of Solid Waste and Emergency Response. 2004. Pp. 150-160.

28. Material recycling — trends and perspectives / ed. S. Dimitris, D.S. Achilias. InTech. 2012. P. 406.

29. MaczulakA.E. Cleaning up the environment: Hazardous waste technology // Facts On File. 2009. 241 p.

Об авторе: Цховребов Эдуард Станиславович — кандидат экономических наук, доцент, Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (НИИ «ЦЭПП»), 141006, г. Мытищи, Олимпийский пр-т, д. 38, rebrovstanislav@rambler.ru.

Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проектирования промышленных

, , , е С.1326-1340

объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов

REFERENCЕS

1. Isakov V.M., Tskhovrebov E.S. Legal of a basis ofpreservation of the environment. Moscow, MOF MosU the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004; 100. (rus.).

2. Tskhovrebov E.S. Legal aspects of maintenance of ecological safety. ECOS. 2008; 3:13-19. (rus.).

3. Tskhovrebov E.S. Preservation on a railway transportation. Moscow, Space an inform. 1994; 354. (rus.).

4. Gavrilov E.V., Isakov V.M., Tskhovrebov E.S. Problem of maintenance of ecological safety in municipal union territory. ECOSinform. 2005; 1:17-21. (rus.).

5. Kuprin R.G., Tskhovrebov E.S., Niyazgu-lov U.D. Legal maintenance and economic regulation of the reference with a waste and secondary resources. Quality. Innovations. Formation. 2018; 2:62-70. (rus.).

6. Tskhovrebov E.S., Kuprin R.G., Niyazgu-lov U.D. Scientifically approaches to creation innovative econometric models of the reference with a waste. Quality. Innovations. Formation. 2018; 2:40-50. (rus.).

7. Tskhovrebov E.S., Niyazgulov U.D., Kuprin R.G. Organization and planning of actions for ecologically safe handling of extremely dangerous waste. Quality. Innovations. Formation. 2017; 3:66-75. DOI: 10.1007/978-3-319-70987-1_137 (rus.).

8. Tshovrebov E., Velichko E., Shevchenko A. Methodological approaches to a substantiation resurso-and energetically effective economic model of object of placing of a waste. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018; 692:1296-1305.

9. Shubov L.J., Golubin A.K., Devjatkin V.V., Pogadaev S.V. The management concept a firm household waste. Moscow, GUNITSPURO Publ., 2000; 72. (rus.).

10. Golubin A.K., Klepatskaya I.E. Development of market relations in the system of waste management. Transport business of Russia. 2009; 4:104-106. (rus.).

11. Shubov L.Ya., Stavrovskiy M.E., Shekh-irev D.V. Technology waste of the megacity. Technological processes in service. Moscow, Izvestiya Publ., 2002; 376. (rus.).

12. Nikitin G.S., Os'makov V.S., Skobelev D.O. "Green" economy. Improving the institutional infrastructure for creating conditions. Competence. 2017; 3 (144):9-33. (rus.).

13. Skobelev D.O., Maryev V.A, Potapov G.G., Shubov L.J., Doroncina I.G. Creation ecotehnopark -a rational way to development of branch of complex processing of a waste and uses of secondary resources. Industrial production Ecology. 2018; 2(102):7-21.

14. Robin Murray. Zero waste. Greenpeace Environmental Trust. 2002.

15. Pistoia G., Wiaux J-P., Wolsky S.P. Used battery collection and recycling. Industrial chemistry library. Elsevier Science. 2001; 10:384.

16. Rao S.R. Resource recovery and recycling from metallurgical wastes. Elsevier B.V., Oxford, UK. 2006; 558.

17. Seadon J.K. Integrated waste management-looking beyond the solid waste horizon. Waste management. 2006; 26(12):1327-1336. DOI: 10.1016/j. wasman.2006.04.009

18. Bani M.S., Rashid Z.A., Hamid K.H.K., Har-bawi M.E., Alias A.B., Aris M.J. The development of decision support system for waste management: a review. World Academy of Science, Engineering and Technology. 2009; 37:161-168.

19. Hauschild M., Barlaz M. LCA in waste management: introduction to principle and method. Solid Waste Technology & Management. 2011; 1:113-136.

20. Zaman A.U. A comprehensive review of the development of zero waste management: lessons learned and guidelines. Journal of Cleaner Production. 2015; 91:12-25. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.12.013

21. Tennant-Wood R. Going for zero: A comparative critical analysis of zero waste events in southern New South Wales. Australasian Journal of Environmental Management. 2003; 10(1):46-55. DOI: 10.1080/14486563.2003.10648572

22. Measuring the environmental impact of waste management system. Integrated solid waste management tools. University of Waterloo, Canada. April. 2004; 45.

23. Waste prevention in Europe - the status in 2014. EEA Report No. 6 2015. European Environment Agency. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2015; 7.

24. Vehlow J. Municipal solid waste management in Germany. Waste Management. 1996; 16(5-6):367-374. DOI: 10.1016/s0956-053x(96)00081-5

25. Tartakowski Z., Blçdzki A.K. Polymer material recycling systems in Europe / Z. Tartakowski, A.K. Blçdzki. Conf "POLYCOM-2000". Gomel. 2000; 17-20.

26. Waste materials in construction Wascon 2000.

Proceedings of the International Conference on the Science and Engineering of Recycling for Environmental Protection, Harrogate, England 31 May, 1-2 June 2000. Amsterdam, Pergamon, 2000; 12:1049. DOI: 10.1016/ s0713-2743(00)x8011-7

27. Municipal solid waste in the United States: 2004 facts and figures. US EPA Office of Solid Waste and Emergency Response. 2004; 150-160.

28. Material recycling — trends and perspectives / ed. S. Dimitris, D.S. Achilias. InTech. 2012; 406.

29. Maczulak A.E. Cleaning up the environment: hazardous waste technology facts on file. 2009; 241.

< DO

№ <D

t О

3 н

k I G Г

S С

о

0 CD CD

1 <J)

со

СП

o

СЛ

cd cd

c 9

n CD o

g (

t Г

S t g g

ns

e N

r g

S 3

y о

0 -en

1 Я О о ПО

CD CD CD "

î?

ü " W Ы

s у с о î к

10 10 о о

Received September 28, 2018

Adopted in a modified form on October 10, 2018

Approved for publication October 31, 2018

About the author: Eduard S. Tskhovrebov — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Research Institute "Center for Environmental Industrial Policy" (EIPC), 38 Olympic avenue, Mytishchi, 141006, Russian Federation, rebrovstanislav@rambler.ru.

eo to

o o

N N

H O U 3

> in

C M

m H

eg ^

0

0 0

c c

1= 'I?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O £

o ^ o ■CD O CD

4 °

o >> 00

CM £

oo ■§

■I <S

Cl oo

oo O

<g a

eg ? °

z Cg OO c OO T3 _ 0

0 u o

■S ^ ! is

U <A V 0

ta >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.