ЭКОНОМИКА
УДК 332.145
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ В РОССИИ ОТРАСЛИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ И ОБЕЗВРЕЖЕНИЮ
ОТХОДОВ
Н.П. Иватанова, И.А. Стоянова
Сложившаяся в нашей стране система обращения с отходами требует форсированного перехода от повсеместного складирования и небезопасного захоронения в пользу эффективно применяемых в мировой практике технологий ресурсосбережения, переработки, утилизации и обезвреживания таких отходов. Такой переход, учитывая территориальную специализацию российских производств и масштабы нашей страны, возможен при условии развития специальной отрасли по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Ключевые слова: отходы производства и потребления, управление потоками отходов, отрасль по переработке отходов,стимулирование развития природоподобных технологий, эколого-экономическая оценка.
Экономика Российской Федерации на современном этапе характеризуется крайне высоким уровнем потребления первичных природных ресурсов и образования отходов. Это вызвано, среди прочего, сырьевой направленностью экспорта и сравнительно низким уровнем технологического развития большинства обрабатывающих отраслей внутреннего производства, недостаточной проработкой экономико-правовых отношений, регулирующих возникновение и переработку потоков отходов.
Согласно данным, приведенным в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, свыше 30000 млн тонн отходов накоплено в результате предыдущей хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территории страны выявлено 340 особо опасных для окружающей среды
объектов,являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью более 17 млн человек. Ежегодно растет количество отходов, которые не вовлекаются в хозяйственный оборот, размещаются на полигонах и свалках, что приводит к порче и изъятию из оборота продуктивных сельскохозяйственных земель. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров.[2]
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2005 году в Российской Федерации зафиксировано образование порядка 3000 млн т отходов, в 2015 году - 5060 млн т, то есть показатель ежегодного образования отходов при весьма низких темпах производства (1,5-2 %) вырос на 69 % (рис. 1).
Рис. 1. Образование отходов производства и потребления, млн т
Наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых (91,9 % общего количества образующихся отходов в Российской Федерации за 2015 год), которые представлены в основном вскрышными, вмещающими породами и продуктами обогащения минерального сырья.Однако, по уровню экологической опасности отходов «лидируют» химическая и металлургическая отрасли.
На долю секторов экономики, не связанных с добычей полезных ископаемых, приходится порядка 9 % образующихся отходов, наиболее отходоемкими из которых являются: обрабатывающие производства 6-8 %, энергетика до двух процентов, сельское и лесное хозяйство и коммунальное хозяйство до одного процента (рис. 2).
Пространственная структура промышленного производства с
учетом отраслевой специализации во многом определяет специфику образования отходов и, соответственно, потенциал развития секторов новой отрасли промышленности по их утилизации [7].
Подавляющее большинство отходов IV - V классов опасности направляется на захоронение на полигоны или несанкционированные свалки.
ю и н а в
О
а
о
У
м щ
о
к
%
7,49% 5,59%
0,3% 0,33%
охота и лесное хозяйство, млн т
Обрабатывающие производства, млн т
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн т
Строительство, млн т
0,11% 0 05% 0,07% 0,09%
Транспорти связь, млн т
Предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, млн т
Добыча полезных ископаемых, млн т
2010 г.
24,1
280,1
68,0
11,1
4,3
2,9
3334,6
2015 г.
45,8
282,9
26,4
17,1
2,9
5,0
4653,0
Рис. 2. Образование отходов производства и потребления по видам экономической деятельности (млн т; % к общему объему образования
отходов)
В таблице отражено использование и обезвреживание отходов производства и потребления по классам опасности. Очевидно, что в основном положительно следует оценить «работу» с отходами IV -Vклассов опасности. Однако, статистика и более подробные данные о технологиях переработки отходов I -III классов опасности отсутствуют.
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления по классам опасности, млн т
Класс опасности 2010 г. 2015 г.
Всего отходов 1738,1 2685,1
в т.ч. !класса опасности 0,10 0,03
Пкласса опасности 0,43 0,35
Шкласса опасности 11,9 19,5
^класса опасности 71,1 73,9
Vкласса опасности 1654,6 2591,3
В настоящее время количество средних и крупных мусоросортировочных комплексов, имеющих необходимую разрешительную документацию, на территории России оценивается всего в 60 единиц. Значительно выше число мелких сортировочных предприятий производительностью от 50 тыс. т/год, не относящихся к объектам капитального строительства, использующих в основном ручную сортировку некоторых групп отходов. Такие предприятия в большинстве случаев создаются стихийно при объектах размещения отходов. Малый выход полезного сырья из отходов (около 5 %) характеризует «вторичное» производство, как малоэффективное, что обусловливает низкий уровень рентабельности производства, поскольку прибыль от реализации такого сырья не покрывает эксплуатационные расходы на сортировку отходов.
Общее количество отходов, поступающих на мусоросортировочные комплексы, по оценкам экспертов, составляет от 5 до 13 % объема образования. По данным статистической отчетности, общее количество отходов, поступающих на мусоросортировочные комплексы, составило в 2016 году 8,9 % от объема вывезенных с территории городских поселений твердых коммунальных отходов.
Результатом низкого уровня развития промышленной обработки твердых коммунальных отходов, включая их сортировку, наряду с отсутствием системы их раздельного сбора от населения является дефицит на рынке сырья из утильных фракций отходов.
Природоохранная политика стран Европейского союза, Японии и Соединенных Штатов Америки основана на принципах устойчивого развития, под которым понимается в первую очередь неправомерность действий, представляющих угрозу будущим поколениям. Достигнутый уровень мировой практики «борьбы» с отходами показывает, что основной эколого-экономический эффект в решении данной проблемы связан с их дальнейшим вовлечением в воспроизводственные процессы. [8]
Базельская конвенция и другие документы о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированная Российской Федерацией, обязывает «..принимать надлежащие меры по обеспечению сведения к минимуму образования отходов на территории стран с учетом социальных, технических и экономических аспектов» [1].
Так, в европейских странах - мировых лидерах по утилизации и обезвреживанию всех видов отходов - доля повторно используемых отходов составляет от 80 до 87 %, что существенно выше аналогичного показателя по России (в 2015 г. он составил 54,8 %), что может являться ориентиром для нашей экономики и основанием создания российской отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Рис. 3, 4 отражают динамику образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в РФ - всего и по видам экономической деятельности, млн т.
Рис. 3. Образование, использование и обезвреживание отходов производства и потребления, в том числе опасных, млн т
МЛН, I
11.9
4,1° <
19 Я 3S 10,1
1562,2 2473,3 124>4 134 ■ ó.S 1,9
шш ш
Сельское хозяйство, охота п лесное хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатываю щпе производство Производство II распределено е электр оэнер г ini, таза п воды Строительств о Транспорт и связь Предоставлен ие прочих коммунальны X, социальных и персональны х услуг
■ 2010 г 82,10% 46,80% 44,40° о 14,40% 90,90% 44,10% 141,30° о
■ 2015 г 82,90% 53,10% 47,30°о 23,10° о 39,70° о 168,90% 238,00° о
Рис. 4. Использование и обезвреживание отходов производства и потребления по видам экономической деятельности (% к объему образования по виду деятельности; млн т)
Что касается Российских проблем в этой сфере, следует отметить основные из них:
1. В законодательстве Российской Федерации отсутствует требование об обязательной обработке отходов перед осуществлением последующих операций по их утилизации, обезвреживанию и размещению, нечетко сформулирована ответственность за нарушение правил раздельного сбора отходов на производстве, порядок контроля и регулирования этих процессов. Это в значительной мере способствует утрате содержащихся в отходах утильных фракций для дальнейшего хозяйственного оборота, значительно усложняет и удорожает последующие процессы обработки, утилизации и обезвреживания.
В полной мере межотраслевое, межведомственное и межсубъектное взаимодействие в сфере управления, регулирования и организации деятельности в сфере ресурсосбережения, промышленной обработки, утилизации и обезвреживания отходов не отражены в законодательстве Российской Федерации.
2. За рамками регулирования и должного экологического контроля остается обращение отходов V класса опасности, которые составляют подавляющую часть всех образующихся отходов. Это затрудняет учет и контроль движения таких отходов и создает риски доступа на рынок услуг в данной сфере юридических лиц и предпринимателей, действующих с нарушениями финансового и налогового законодательства, а также требований по обращению с отходами.
3. Значительные проблемы при организации промышленной обработки, утилизации и обезвреживания отходов связаны с недостатком информации об отходах, в том числе об их составе, ресурсной ценности, возможностях производства из них товаров и других сведений. Не осуществляется систематизация данных о движении отходов в отраслях экономики по субъектам Российской Федерации, экономическим районам, промышленным кластерам. Отсутствуют данные об обработке отходов, о предприятиях по их утилизации и обезвреживанию, их территориальном расположении. Целесообразно введение новых форм федерального статистического наблюдения или дополнение существующих новыми наблюдениями в целях получения актуальной информации об обработке, утилизации и обезвреживании отходов. Отсутствует официальная статистическая информация по показателям, характеризующим развитие промышленности по производству оборудования, машин, агрегатов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
4. Нормирование в области обращения с отходами сводится лишь к констатации образования, движения и размещения опасных отходов на основе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как правило, никаких действенных регулятивно-
управленческих решений по ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, повышению эффективности деятельности в области обращения с отходами на основании данной документации не принимается.
5. Рост доли утилизируемых отходов сдерживается недостаточно функционирующей системой государственного и производственного контроля в сфере обращения с отходами, являющегося ключевым условием для эффективной организации последующих процессов их обработки, утилизации и обезвреживания, а также недостаточным развитием рынка и низким уровнем спроса на продукцию, произведенную с применением сырья, полученного из отходов.
6. Анализ текущего состояния управления потоками отходов показывает, что на территории многих субъектов Российской Федерации отсутствуют объекты индустриальной комплексной обработки, утилизации и обезвреживания отходов. Не уделяется внимание этой проблеме и при формировании региональной экологической политики в области обращения с отходами, при разработке территориальных схем по обращению с отходами. На федеральном уровне практически отсутствует межрегиональное и межотраслевое взаимодействие в области размещения и строительства промышленных объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
7. Текущий объем инвестиций в обеспечение производственной деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов крайне недостаточен для создания в России полноценной эффективной отрасли промышленности в этой сфере.
Согласно экспертным оценкам, динамика ввода в действие крупных промышленных объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов за последние 5 лет в целом имеет тенденцию к снижению. Ежегодно на всей территории России в эксплуатацию вводится 25 - 34 комплекса по утилизации отходов.
По отчетным данным регионов, в 2014 году в 54 субъектах Российской Федерации реализовывалось порядка 200 проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Создание систем обращения с отходами, предусматривающих строительство межпоселенческих (межмуниципальных) объектов инженерной инфраструктуры, включая размещение объектов перегрузки, сортировки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, осуществлялось лишь в 14 регионах из 85.
По данным Федерального агентства государственной статистики, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов, в 2016 году составили 8423 млн
рублей. Доля инвестиций в создание предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов не превышает 4 % общего объема средств, выделяемых на экологические мероприятия. Основная часть этих инвестиций расходуется на строительство и рекультивацию полигонов твердых коммунальных отходов.
Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном вовлечении отходов в хозяйственный оборот.
Основными причинами отставания Российской Федерации в реализации процессов обработки и дальнейшей утилизации промышленныхи бытовых отходов, по нашему мнению и оценкам товаропроизводителей, являются:
• технико-технологическая и экологическая «отсталость» большинства производственных процессов и связанная с этим высокая отходоемкость процессов получения готовой продукции;
• несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей процессы выхода и переработки отходов, прежде всего, на уровне их производителей;
• дефицит информации о свойствах и составе отходов, об имеющихся технологиях их переработки;
• недостаточная изученность и, как следствие, необъективная оценка потребительной стоимости, ценности, полезности большинства отходов, являющихся вторичным сырьем для производства пользующейся спросом продукции;
• отсутствие действенных экономико-правовых стимулов, мотивирующих руководителей предприятиями внедрять безотходные и малоотходные технологии;
• отсутствие налаженной системы сбора и сортировки отходов, при их делении на «деловые», подлежащие переработке, и бросовые, которые следует захоронить без ущерба окружающей среде и здоровью населения;
• высокие транспортные логистические и технологические затраты на переработку;
• нестабильный спрос на продукты переработки отходов;
• другие организационные, экономические и социальные факторы.
Для преодоленияэтих негативных тенденций и решения макро- микро-
эколого-экономических проблем предложено создание отрасли по переработке, утилизации и обезвреживанию твердых отходов в России и разработана стратегия ее развития.[1]
Общеизвестно, что устойчивость комплексной системы обращения с отходами, среди прочего, обеспечивается: развитием рынка вторичного сырья из утилизированных отходов (экономические рычаги), пресечением нелегального захоронения отходов (система контроля), применением принципа "загрязнитель платит" (экономико-правовые меры) [3,5].
292
Необходимыми первыми шагамифункционированияэтой отрасли, как единой организованной эффективной системы сбора (в жилом секторе и на предприятиях) и последующей переработки, утилизации и обезвреживанию отходов в промышленном масштабе, учитывая остроту проблемы и необходимость перехода к неоиндустриальному обществу, должны стать:
• разработка Кадастров отходов с детализацией их качества, потребительских по отраслям и регионам;
• создание информационного федерального Банка отходов производства и потребления;
• осуществление маркетингового поиска наилучших доступных технологий по переработке, вовлечениюподдающихся вторичной переработке отходов и их фракций в хозяйственный оборот и безопасному захоронению;
• оценка вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения экологически вредных производств и технологий, выявление территориальных зон повышенной экологической опасности;
• создание логистических схем для экономии транспортных затрат и выбора места сооружения новых заводов и комплексов по переработке отходов;
• формирование из числа ведущих специалистов специально уполномоченной группы независимых экспертов, осуществляющих оценку проектов управления потоками отходов и представляющих в управленческие министерские (отраслевые и региональные органы) заключения по проектам;
• социально-эколого-экономическая оценка и выбор наилучших вариантов и технологий переработки, утилизации и экологически безопасного захоронения отходов;
• организационное и экономическое сопровождение проектов разработки и внедрения новых отечественных технологий переработки и захоронения отходов;
• разработка механизмов ответственности за соблюдение экологических стандартов и социально значимых нормативов в области управления потоками отходов.
Для выполнения предложенных выше авторами первоочередных шагов новой отрасли, необходимо принять общепринятый и доказанный многими отечественными и зарубежными учеными порядок «установления приоритетов в управлении потоками отходов», регламентирующий использование таких возможностей, как:
• предотвращение образования отходов,
• повторное использование всех полезных фракций отходов,
• получение энергии из отходов,
• строго контролируемое сжигание,
• экологически безопасное захоронение неутилизируемых фракций.
Шкала приоритетов управленческих действий в отношении отходов
производства и потребления должна соответствовать ценностному подходу к ним, как к части природного капитала страны [4,6].
Таким образом, становление и развитие новой отрасли должно стать «драйвером» формирования природосберегающего, природоподоб-ного, экологически ориентированного производства, исключая финансовую и правовую безответственность управляющих структур и собственников.
Список литературы
1. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (рабочий вариант). М., 2017. 32с.
2. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2017.
3. Пешкова М.Х., Попов С.М., Стоянова И.А. Методические основы оценки емкости локальных рынков при организации производства продукции из горнопромышленных отходов // Горный журнал, 2017. № 4. С. 39-43.
4. Иватанова Н.П., Копылов А.Б. Обоснование эколого-экономической оценки природного капитала // Материалы 1-ой международной научно-практической интернет-конференции «Менеджмент, маркетинг, предпринимательство: содействие устойчивому развитию». 25-26 декабря 2014, Днепропетровск (Украина) - Коттбус (Германия). С. 21 - 23.
5. Иватанова Н.П., Стоянова И.А., Харченко В.А. Направления комплексного использования природных и техногенных месторождений. М.: МГГУ, 2006. 68 с.
6. Научные основы инновационной деятельности угольных предприятий по сохранению и восстановлению качества окружающей среды / Н.П. Иватанова, Б.З. Ле, И. А. Стоянова, И.В. Петров, Т.Б. Чан //Москва-Тула, Изд-во ТулГУ. 2016. 124с.
7. Иватанова Н.П., Копылов А.Б.,Стоянова И.А.Территориальные аспекты управления отходами в России // 13-я Международная конференция по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики. 2-3 ноября 2017, Тула-Донецк-Минск. Тула: Изд-воТулГУ. С.352-359.
8. Krynychna I.P., Hozhylo I.I., Kostenko V.O. Improvement of public administration in the sphere of solid household waste management // Аспекти публiчного управлшня. 2017. Т. 5. № 5-6 (43-44). С. 35-43.
Иватанова Наталья Петровна, д-р экон. наук, проф.,pechi-tula@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Стоянова Инна Анатольевна, д-р экон. наук, проф., mgoagn@mail.ru, Россия, Москва, Московский Институт Стали и Сплавов
294
ABOUT QUESTION OF FORMATTING INDUSTRY IN RUSSIA ON THE PROCESSING
AND UTILIZATION WASTES
N.P. Ivatanova,I. A.Stoyanova
The situation in our country system of waste management requires a forced transition from a widespread warehousing and unsafe burial in favor effectively applied in international practice technologies, resource efficiency, recycling, and disposal of such wastes. Such a shift, given the territorial scale and productions Russian specialization of our country, it is possible, subject to the development of the Special Branch on the processing, utilization and disposal of wastes of production and consumption.
Keywords: wastes of production and consumption, waste management, recycling industry, to stimulate the development ecological-economic evaluation of technologies.
Ivatanova Natalia Petrovna, Doctor of Econjvical Science, Professor, pechi-tula@, yandex ru, Russia, Tula, Tula State University,
Stoyanova Inna Anatolievna,Dr. Doctor of Econjvical Science, Professor, mgoagn@ mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Institute of Steel and Alloys
Reference
1. Strategy of development of the industry for processing, utilization and neutralization of production and consumption wastes for the period up to 2030 (working variant). M., 2017. 32s.
2. Strategy of ecological safety of the Russian Federation for the period up to 2025. M., 2017.
3. Peshkova M.Kh., Popov SM, Stoyanova I.A. Methodical bases of an estimation of capacity of the local markets at the organization of manufacture of production from mining waste // Mining magazine, 2017. № 4. With. 39-43.
4. Ivatanova NP, Kopylov AB Justification of the environmental and economic assessment of natural capital / / Materials of the 1st international scientific and practical Internet conference "Management, marketing, entrepreneurship: promoting sustainable development". December 25-26, 2014, Dnepropetrovsk (Ukraine) - Cottbus (Germany). C.21-23.
5. Ivatanova NP, Stoyanova IA, Kharchenko VA Directions of complex use of natural and technogenic deposits. Moscow: MGGU, 2006. 68 pp.
6. Scientific foundations of innovative activity of coal enterprises on preservation and restoration of environmental quality / N.P. Iwatanova, B.Z. Le, I.A. Stoyanova, I.V. Pe-trov, ^B. Chan // Moscow-Tula, Publishing house of Tula State University. 2016. 124c.
7. Ivatanova NP, Kopylov AB, Stoyanova IA Territorial aspects of waste management in Russia // 13th International Conference on Mining, Construction and Energy. November 2-3, 2017, Tula-Donetsk-Minsk. Tula: Publishing House of Tula State University. P.352-359.
8. Krynychna I.P., Hozhylo I.I., Kostenko V.O. Improvement of public administration in the sphere of solid household waste management // Aspect of public administration. 2017. T. 5. № 5-6 (43-44). Pp. 35-43