Научная статья на тему 'Принципы построения социального партнерства в профессиональном образовании'

Принципы построения социального партнерства в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSON-ORIENTED EDUCATION / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / OPENNESS OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / PRINCIPLES OF A SOCIAL PARTNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шобонов Николай Александрович, Смирнова Жанна Венедиктовна, Григорян Нуне Мартини

Одним из главных принципов современного профессионального образования является его открытость, то есть прозрачность целей и внедрение в сознание людей понятия о том, что качество жизни зависит от качества образования. Открытость современного образования достигается за счет социального партнерства. В статье рассматривается его многоаспектность и выделяется определение понятия «социальное партнерство». Выявляются уровни включенности каждой стороны в совместную деятельность. Рассматриваются принципы построения социального партнерства, без которых невозможно достигнуть прочности договора. Сюда относятся: принцип социальной справедливости и согласования интересов, законодательная закрепленность; ответственность партнеров; добровольность и равная выгода. Принципы являются частью каждого из уровней становления социального партнерства. Они выступают связующими звеньями как внутри каждого этапа, так и при переходе от одного этапа к другому. Отмечается законодательная основа для социального партнерства в сфере образования в России. Рассматривается несколько уровней партнерства, распределенных по нескольким принципам: по масштабу, по степени развития отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шобонов Николай Александрович, Смирнова Жанна Венедиктовна, Григорян Нуне Мартини

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL EDUCATION

One of the main principles of modern vocational education is its openness, that is, the transparency of goals and the introduction in the minds of people of the notion that the quality of life depends on the quality of education. The openness of modern education is achieved through social partnership. The article considers its multidimensionality and distinguishes the definition of the concept of "social partnership". The levels of involvement of each party in joint activities are revealed. The principles of building social partnership are considered, without which it is impossible to achieve the strength of the treaty. These include: the principle of social justice and the harmonization of interests, legislative permanence; responsibility of partners; voluntariness and equal benefit. Principles are part of each of the levels of the formation of social partnership. They act as links within each stage, and during the transition from one stage to another. The legislative basis for social partnership in the sphere of education in Russia is noted. Several levels of partnership are considered, distributed according to several principles: in scale, in the degree of development of relations.

Текст научной работы на тему «Принципы построения социального партнерства в профессиональном образовании»

мере необходимости. У педагога недостаточно сформировано представление о ценностных ориентациях, целевых установках профессиональной деятельности. Мотивом к проявлению творчества может стать чаще всего внешний стимул. Педагог в большей степени способен оценить результат своей деятельности, и, в меньшей степени - спрогнозировать свои возможности для самосовершенствования.

Педагог на высоком (достаточным) уровне умеет грамотно и обоснованно отбирать, анализировать и компоновать материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом возраста и уровня развития воспитанников. Кроме того, педагог отличается умением творчески перерабатывать необходимую информацию, осуществлять выбор программ, методик, технологий музыкальной образовательной деятельности в соответствии с основной образовательной программой ДОО. Педагог способен выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать их и свои собственные действия на занятии. Педагог осознает социальную значимость своей профессии. Характерным является высокая потребность в творческой самореализации. По результатам педагогической рефлексии умеет ставить задачи на перспективу, выбирать методы, приёмы, формы организации музыкальной деятельности.

Выводы. Таким образом, конструктивная компетенция музыкального руководителя ДОО является важным аспектом его творческой деятельности, поскольку способствует грамотной структуризации содержания образования, отбору необходимых методов, приёмов, организационных форм и дидактического материала, следовательно, может служить необходимым инструментом реализации его творческих идей и проектов. Авторская технология формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО имеет теоретическую и практическую значимость, служит эффективным средством повышения качества дополнительного профессионального образования. Технология может использоваться для совершенствования профессионального мастерства музыкальных руководителей в рамках курсов повышения квалификации, а также экстраполирована на профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов других профилей.

Литература:

1. Буренина, А. И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 1995. - 16 С.

2. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования; Под. ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М.: Народное образование, 2002. — С. 7-52.

3. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене // М.: Академия Москва, 1998. — 240 с.

4. Сергеева, Г. П. Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании: монография. - М., 2013. - 264 С.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6. Шикалова, Т. Н. Вдохновение: программа по развитию песенного творчества дошкольников / Т. Н. Шикалова ; - Ижевск: ИПКиПРПО УР, 2011. - 93 с.

7. Шикалова, Т. Н. Модель формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО как аспект повышения квалификации // Проблемы современного педагогического образования: Сб. научных трудов. - 2017.— Выпуск 56, часть VI. - Ялта, 2017. — С. 297-304.

8. Шикалова, Т. Н. Сущность конструктивной деятельности музыкального руководителя ДОО. // Проблемы современного педагогического образования: Сб. научных статей. — 2017. — Выпуск 55, часть VII. - Ялта, 2017. — С. 228 -237.

9. Яковлева, Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. -т. 12, № 5. - С. 94-97.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского, Павловский филиал (г. Павлово);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

студент Григорян Нуне Мартини

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Одним из главных принципов современного профессионального образования является его открытость, то есть прозрачность целей и внедрение в сознание людей понятия о том, что качество жизни зависит от качества образования. Открытость современного образования достигается за счет социального партнерства. В статье рассматривается его многоаспектность и выделяется определение понятия «социальное партнерство». Выявляются уровни включенности каждой стороны в совместную деятельность. Рассматриваются принципы построения социального партнерства, без которых невозможно достигнуть прочности договора. Сюда относятся: принцип социальной справедливости и согласования интересов, законодательная закрепленность; ответственность партнеров; добровольность и равная выгода.

Принципы являются частью каждого из уровней становления социального партнерства. Они выступают связующими звеньями как внутри каждого этапа, так и при переходе от одного этапа к другому.

Отмечается законодательная основа для социального партнерства в сфере образования в России. Рассматривается несколько уровней партнерства, распределенных по нескольким принципам: по масштабу, по степени развития отношений.

Ключевые слова: социальное партнерство, личностно-ориентированное образование, открытость образования, профессиональное образование, высшая школа, выпускник, принципы социального партнерства.

Annotation. One of the main principles of modern vocational education is its openness, that is, the transparency of goals and the introduction in the minds of people of the notion that the quality of life depends on the quality of education. The openness of modern education is achieved through social partnership. The article considers its multidimensionality and distinguishes the definition of the concept of "social partnership". The levels of involvement of each party in joint activities are revealed. The principles of building social partnership are considered, without which it is impossible to achieve the strength of the treaty. These include: the principle of social justice and the harmonization of interests, legislative permanence; responsibility of partners; voluntariness and equal benefit.

Principles are part of each of the levels of the formation of social partnership. They act as links within each stage, and during the transition from one stage to another.

The legislative basis for social partnership in the sphere of education in Russia is noted. Several levels of partnership are considered, distributed according to several principles: in scale, in the degree of development of relations.

Keywords: social partnership, person-oriented education, openness of education, vocational education, higher school, graduate, principles of a social partner.

Введение. Образование является основой экономического развития общества, выступает фактором социальной стабильности и источником роста интеллектуального ресурса. Как показывает практика, образовательные потребности населения возрастают с каждым годом, число претендентов на получение профессионального образования увеличивается. Поэтому развивается и образовательная инфраструктура, а именно, меняются формы управления, методические и исследовательские службы, содержание и методы образования подлежат обновлению, происходит смещение ориентира на индивидуальные потребности и возможности обучающихся. Особый уклон делается на соответствие качества обучения потребностям граждан и личности в частности. Это актуализирует развитие образования как открытой системы. По своей структуре и функциям эта система характеризуется взаимодействием с обществом.

Открытость предполагает прозрачность устанавливаемых целей, формирование в сознании людей понятия о том, что качество жизни неразрывно связано не только с качеством получаемого образования, но и с его доступностью, всеохватностью и объединением различных социальных групп для вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров.

Социальное партнёрство в образовании является очень актуальной темой на сегодняшний день, поскольку - это действенный механизм для привлечения большого количества людей в обсуждение и решение проблем в образовании. Только продуктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон обеспечит решение многих общественно значимых социальных проблем.

Формулировка цели статьи. Изучить процесс построения социального партнерства в профессиональном образовании. В этой связи необходимо рассмотреть аспекты социального партнерства, выявить уровни включенности сторон в развитие социального партнерства, объяснить принципы социального партнерства в сфере образования в России. Поскольку система социального партнерства имеет многоцелевой характер, это позволяет выстроить его на нескольких уровнях, поэтому необходимо выявить данные уровни становления партнерства.

Изложение основного материала статьи. Социальным партнерством называют систему договорных организационных и экономических отношений с привлечением органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальных образований и другими. Система социального партнерства будет способствовать развитию образования только с привлечением в нее образовательных организаций, которые осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля [1].

Одним из важнейших факторов формирования личности выпускника в высшей школе является создание необходимых условий в процессе подготовки, которые поспособствуют активизации самостоятельной работы студентов через придание ей профессиональной направленности. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода, студент не является пассивным слушателем, а активно преобразует получаемую информацию и трансформирует ее, осознает для применения в будущем на практике.

Термин «социальное партнерство» пришел в педагогику из других сфер и поэтому трактуется по-разному и имеет множество аспектов:

- механизм построения взаимоотношений среди государственных органов, представителей трудящихся и работодателей;

- является способом возможного взаимодействия, организованного среди различных социальных групп;

- выступает специфическим типом общественных отношений.

- механизм урегулирования общественных отношений;

- выступает объединением усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей;

- упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности;

- механизм для межсистемного урегулирования, управления при резком изменении роли государства, изменении типа взаимоотношений образования с внешней средой;

- инструмент, благодаря которому становится доступен консенсус при организации совместной деятельности представителей разных субъектов собственности, групп населения, обладающих определенными интересами [2].

Другими словами, в отечественно педагогике, база социально-педагогического партнерства - это диалогическое отношение социальных субъектов и обеспечение единства, гармонизации социальных структур, выработка единой стратегии образовательных действий [3].

Определяя социальное партнерство, необходимо рассмотреть его с учетом включенности каждой стороны в совместную деятельность. Выделяют несколько уровней:

- уровень подчиненного включения. Здесь одна из сторон выступает пассивным исполнителем, принимая все условия, выдвинутые другой стороной;

- разрешающее включение. На этом уровне одна сторона разрабатывает проект деятельности с учетом пожеланий другой стороны;

- согласованное включение. Этот уровень строится на совместном обсуждении инициативы одной из сторон с перспективой дальнейшей разработки обеими сторонами;

- инициирующее включение отличается активной позицией одной из сторон, в то время как другая сторона консультантом и координатором действий;

- высший уровень включения. Является самостоятельным обоюдным включением, где инициатива может быть выдвинута любой из сторон, идет обоюдная поддержка идеи, разрабатывается она и реализуется совместными усилиями с одинаковой ответственностью сторон за успешность результата [4].

Уровень включенности зависит от поставленных целей, которых стремятся достичь стороны и в зависимости от ситуации.

В построении социального партнерства в образовании следует учитывать следующие принципы:

- принцип социальной справедливости и согласования интересов. Для того чтобы избежать возможных конфликтов сторон, которые могут возникнуть из-за существующего социального расслоения необходимо достигнуть некоего равновесия, интересов всех групп;

- возникшие отношения должны быть закреплены на законодательном уровне. Только в этом случае стороны смогут избежать взаимных претензий и партнерство получит достаточную прочность;

- ответственность партнеров друг перед другом;

- принцип добровольности и равной выгодности [5].

При соблюдении данных принципов, интересы различных социальных групп, которые оказывают влияние на развитие образовательных процессов, и которые способны предложить эффективную стратегию развития образования, интегрируются в едином образовательном и информационном пространстве [6].

Законодательной основой для социального партнерства в сфере образования становятся закон «Об образовании в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ [7]. А правовой базой для организации социального партнерства на муниципальном уровне выступают ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов РФ, принятые в развитие указанных федеральных законов [8].

Система социального партнерства имеет многоцелевой характер, что позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

1. По принципу масштаба:

- партнерство, организованное внутри отдельно взятого коллектива образовательного учреждения;

- партнерство, состоящее внутри системы образования и прежде всего образованное с системами общегосударственного управления;

- партнерство с другими социальными институтами (исполнительная, законодательная, муниципальная власть, представители малого и среднего бизнеса [9].

2. На основе принципа развития отношений:

- начальный уровень предполагает знакомство сторон с целью ознакомления с информацией. При чем интересы должны быть согласованы в максимальной степени;

- на среднем уровне партнерства происходит активное сотрудничество для решения определенных задач, возникающих в образовании, совместными усилиями.

- на высшем уровне организовывается только эффективная совместная деятельность, где исходит взаимопонимание и взаимосодействие сторон для достижения общей единой цели [10].

Не важно, какой именно уровень, партнерство всегда имеет одну структуру, куда входит и содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Задача содержания показать суть того, по какому поводу разворачивается действие. Полноту содержания социально-педагогического партнерства можно определить, лишь распознав цель и задачи профессионального образовательного учреждения, а также тактику и стратегию его развития.

На взаимодействие партнеров влияет стиль. То, на сколько, продуктивен стиль, определяют следующие критерии:

- по характеру позиции и активности партнеров: «рядом с партнером»;

- по характеру выдвигаемых целей: совместная работа над выработкой ближайших и дальних целей;

- по характеру ответственности: все партнеры одинаково ответственны за полученный результат;

- по характеру отношений: атмосфера доброжелательности и доверия [11].

Формирование партнерства это особый процесс, который проходит несколько этапов развития.

На первом этапе происходит поиск общих точек соприкосновения и основных (опорных) позиций. К опорным позициям относят положительные стороны партнера или заинтересованность одной стороны другой.

Второй этап включает в себя накопление согласий. Это позволяет определить сферу и содержание взаимодействий сторон на основе взаимного интереса. Каждая сторона высказывает свою позицию, предъявляет свой интерес и раскрывает возможности для согласования позиций и определения уровня включенности в совместную деятельность [12].

На этапе взаимной адаптации открывается взаимопонимание и принятие интересов сторон.

Этап коррекции представляет собой совместную выработку правил взаимодействия и урегулирование интересов.

Во время перехода к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности, снижается уровень взаимного контроля и происходит повышение взаимной ответственности за результаты деятельности, произведённой сторонами, поскольку этот этап закреплен договорными отношениями. Этап характеризуется проявлением взаимопомощи, поддержки для сохранения положительного психологического

настроя сторон. Все конфликты носят конструктивный характер и разрешаются посредством согласования позиций обеих сторон.

Высшей ступенью партнерства выступает взаимодействие или сотрудничество. Этот этап характеризуется проявлением совместной творческой деятельности. Повышается и эффективность отношений, и совершенствуются стороны, находящиеся во взаимодействии.

Выводы. Мы установили сущность, уровни и принципы социального партнерства и выявили, что такая схема действия благоприятно сказывается как на развитии профессионального образования в целом, так и на становлении личности студента как высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельной творческой деятельности. Основной закон, на который опирается в России социальное партнерство является закон «Об образовании в Российской Федерации», а также социальное партнерство опирается на Гражданский кодекс. Без принципов законности, ответственности, добровольности и равной выгоды партнерство утратит свою значимость и перестанет функционировать. Как мы проследили, эти принципы являются частью каждого из уровней становления социального партнерства. Они являются связующими звеньями как внутри каждого этапа, так и при переходе от одного этапа к другому.

Литература:

1. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.

2. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 429-431.

3. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества / А.В. Гущин, Л.А. Льноградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.

4. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.

5. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

6. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

7. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

8. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.

9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.

11. Шобонов, Н. А. Трудовое образование сельских школьников / Н. А. Шобонов // Народное образование. 2009. - № 1. - С. 247-253.

12. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Zh.V., Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4650-4659.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология

УДК:37.03(045)

старший преподаватель Алаева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, старший преподаватель Дементьева Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Ардашкина Диана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП7

Аннотация. Проблема становления и развития психологической культуры личности на этапах школьного и вузовского обучения является одной из актуальных для современной педагогики и психологии. Статья посвящена изучению особенностей сформированности психологической культуры в единстве ее структурных компонентов у обучающихся разных возрастных групп. В исследовании использовался комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение когнитивного, ценностно-смыслового и практического компонентов психологической культуры личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами, психологами, студентами в ознакомительных целях при планировании и организации работы по формированию психологической культуры обучающихся на разных возрастных этапах.

Ключевые слова: психологическая культура личности, показатели сформированности психологической культуры, особенности развития психологической культуры на разных возрастных этапах.

Annotation. The problem of the formation and development of psychological personality culture at the stages of school and university education is one of the topical issues for modern pedagogy and psychology. The article is devoted to the study of the features of the formation of psychological culture in the unity of its structural components among students of different age groups. The study used a complex of psychodiagnostic techniques aimed at studying the cognitive, value-semantic and practical components of the psychological culture of the individual. The practical significance of the research is that the results can be used by educators, psychologists, students for informational purposes when planning and organizing work on the formation of the psychological culture of students at different age stages.

Keywords: psychological culture of personality, indices of the formation of psychological culture, features of the development of psychological culture at different age periods.

Введение. Современная система образования все больше ориентирована на создание условий для наиболее полного и всестороннего развития личности и последующую ее социализацию. Это и многое другое способствует сближению и интеграции педагогической и психологической наук, подчеркивает необходимость психологизации образовательного процесса, повышения уровня психологической грамотности и культуры на разных возрастных этапах.

Программа модернизации образования ставит перед образовательными учреждениями задачи формирования у подрастающего поколения современных жизненно необходимых ключевых компетенций (универсальные учебные действия, опыт самостоятельной работы, личная ответственность и др.), которые действительно становятся основными не только в образовании, но и в общественной жизни и практике. Каждая «ключевая компетенция», согласно результатам исследований (В. В. Семикин, Н. С. Глуханюк, Е. Е. Смирнова и др.), основывается на психологической составляющей - определенной системе психологических свойств, отражающих необходимый минимум знаний и умений, позволяющих достичь успехов в различных вариантах взаимодействия личности с миром, людьми и собой, что является показателем ее психологической грамотности, в частности, и психологической культуры в целом. Низкие показатели сформированности указанных характеристик выступают основной причиной возникающих болезненных состояний, стрессовых ситуаций, проблем в социальном взаимодействии между людьми и т.д. Именно поэтому важно иметь представление о сформированности психологической культуры личности на разных этапах ее становления.

Изложение основного материала статьи. Психологическая культура личности - междисциплинарный феномен, имеющий на сегодняшний день множество научных подходов и концепций, рассматривающих ее различные аспекты, уровни и составляющие (Л. Д. Демина, Н. И. Исаева, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков, Н. И. Обозов, К. М. Романов и др.). Так, психологическая культура личности активно анализируется в контексте проблем общекультурного развития человека (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков и др.), профессиональной подготовки и трудовой деятельности (И. П. Волков, Т. А. Ильина, Ф. Ш. Мухаметзянова и др.), трактуется как культура познания, общения и поведения (М. К. Тутушкина), связывается со способностью личности преодолевать невротические компоненты собственного внутреннего мира (А. Б. Орлов) и т. д. [1; 2; 3]. В контексте общего культурного развития человека она позволяет расширить возможности субъекта адекватно взаимодействовать с окружающим миром в ходе целенаправленных внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды) или саморазвития. О. И. Мотков определяет психологическую культуру личности как «комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений...», высокий уровень ее развития включает «систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [4, с. 7].

7 Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке ЮУрГГПУ «Формирование психологической культуры у участников образовательного процесса» (рег. № 2017-КНМ-08-02, дата рег.: 25.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.