Научная статья на тему 'Принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России'

Принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / СУПЕРСЕРВИСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / DIGITAL PUBLIC ADMINISTRATION / ELECTRONIC STATE AND MUNICIPAL SERVICES / SUPER SERVICES / RESULTS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковейчук Артем Васильевич

В рамках данной статьи рассмотрены принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России; цели и задачи органов государственной власти для реализации данной цифровой трансформации, а также ее влияние на социально-экономическое развитие государства. Актуальность проблемы развития механизмов цифрового государственного управления в России обусловлена необходимостью оптимизации и повышения эффективности качества государственного управления посредством реализации новых форм взаимодействия между гражданами и органами власти на различных уровнях и по самому широкому кругу вопросов. Автор описывает возможные варианты и направления реализации новых цифровых решений в системе регионального и муниципального управления, в том числе, межведомственного взаимодействия и формирования кадровых резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM IN MODERN RUSSIA

This article discusses the principles of construction and prospects for the development of digital public administration in modern Russia, the goals and objectives pursued by public authorities in realizing this digital transformation of their performing functions, planned results and assessing the impact on the socio-economic development of the state. The urgency of the problem of developing mechanisms of digital public administration in Russia is due to the need to optimize and improve the quality of public administration through the implementation of new forms of interaction between citizens and government at various levels and on a wide range of issues. Possible options and directions for the implementation of new digital solutions in the system of regional and municipal government, including in the system of interagency cooperation and the formation of personnel reserves, are described.

Текст научной работы на тему «Принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России»

актуальные социально-политические исследования

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-103-107 УДК 005.521:32(045)

Принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России

А. В. Маковейчук

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им . Н.И.Лобачевского,

Нижний Новгород, Россия https://orcid. огд/0000-0002-5511-3710

аннотация

В рамках данной статьи рассмотрены принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России; цели и задачи органов государственной власти для реализации данной цифровой трансформации, а также ее влияние на социально-экономическое развитие государства. Актуальность проблемы развития механизмов цифрового государственного управления в России обусловлена необходимостью оптимизации и повышения эффективности качества государственного управления посредством реализации новых форм взаимодействия между гражданами и органами власти на различных уровнях и по самому широкому кругу вопросов .Автор описывает возможные варианты и направления реализации новых цифровых решений в системе регионального и муниципального управления, в том числе, межведомственного взаимодействия и формирования кадровых резервов

Ключевые слова: цифровое государственное управление; электронные государственные и муниципальные сервисы; суперсервисы; управление по результатам

Для цитирования: Маковейчук А. В. Принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(3):103-107. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-103-107

original paper

Principles of Construction and Prospects of Development of the Digital Public Administration system in Modern Russia

A. V. Makoveychuk

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia

https://orcid. org/0000-0002-5511-3710

abstract

This article discusses the principles of construction and prospects for the development of digital public administration in modern Russia, the goals and objectives pursued by public authorities in realizing this digital transformation of their performing functions, planned results and assessing the impact on the socio-economic development of the state . The urgency of the problem of developing mechanisms of digital public administration in Russia is due to the need to optimize and improve the quality of public administration through the implementation of new forms of interaction between citizens and government at various levels and on a wide range of issues . Possible options and directions for the implementation of new digital solutions in the system of regional and municipal government, including in the system of interagency cooperation and the formation of personnel reserves, are described.

Keywords: digital public administration; electronic state and municipal services; super services; results management

For citation: Makoveychuk A. V. Principles of construction and prospects of development of the digital public administration system in modern Russia. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(3):103-107. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-103-107

© Маковейчук A.B., 2020

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос цифровизации системы государственного и муниципального управления в России можно разделить на два важных, на наш взгляд, направления:

1. Цифровизация и перевод в электронный формат ряда государственных функций, а именно — создание комплексной системы электронного документооборота, что и находит сегодня отражение в реализации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Здесь представляется важным дальнейшее развитие данной системы в части более глубокой интеграции федеральных и муниципальных структур, разветвления и повышения эффективности системы межведомственных взаимодействий, а также дальнейший отказ от бумажных носителей информации в пользу электронных с созданием защищенных баз данных.

2. Развитие рынка государственных и муниципальных услуг, расширение количества сервисов для помощи в разных жизненных ситуациях, предоставляемых в электронной и доступной для пользователя форме. Здесь актуальной становится проработка удобных для пользователя интерфейсов специальных сайтов, в том числе, дальнейшее развитие мобильных сервисов получения государственных и муниципальных услуг. Главным и достаточно успешным проектом в данном направлении следует назвать федеральный портал «Госуслуги», предоставляющий широкий спектр государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Перспективным направлением развития здесь является интеграции информации ряда социальных учреждений, таких как ЗАГСы (например, информации о рождении ребенка), медицинские учреждения (повсеместное создание индивидуальных цифровых медицинских карт), военные комиссариаты (в данном случае вопрос касается создания индивидуальных цифровых профилей военнообязанных граждан) и т.д. в имеющуюся единую систему «Госуслуг» и личные кабинеты пользователей с целью выстраивания индивидуальных траекторий обеспечения государственными и муниципальными услугами по самому широкому спектру жизненных ситуаций [1].

В последние два десятилетия мы можем наблюдать ускорение процессов децентрализации системы электронного управления за счет внедрения новых механизмов для комплексного

и индивидуализированного взаимодействия между гражданами и разного рода государственными структурами [2].

Появилось такие системы как «электронное правительство», «электронный муниципалитет», запускаются новые федеральные электронные сервисы и так называемые суперсервисы.

Важными направлениями развития технологий электронного правительства являются повышение эффективности функционирования системы органов государственного управления на местах (электронный муниципалитет), упрощение и ускорение реализации ряда административных процедур для населения. При грамотном планировании данной деятельности произойдет снижение экономических издержек и расходов на содержание органов государственной власти, и будет снят ряд дублирующих функций в них [3].

Из года в год заметно растет число граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Более того, согласно приведенному в таблице прогнозу, рынок данных услуг в России имеет высокий потенциал роста: как по количеству вовлеченных потребителей, так и по финансовому обеспечению данных процессов.

В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и в системообразующем документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» от 29.09.2018 обозначены приоритеты деятельности государственных органов управления по обеспечению прорывного научно-технологического развития страны на основе цифровых технологий (https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871/).

Цифровизация рассматривается как ключевой фактор производства во всех сферах социально-экономической деятельности,способствующий повышению конкурентоспособности страны, качественному преобразованию жизни граждан, обеспечивающий экономический рост и национальный суверенитет.

В 2019 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации дало активный старт федеральному проекту «Цифровое государственное управление», целью которого является предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и серви-

Таблица / Table

Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций, осуществляемых в цифровом

виде, с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями и финансирование данного направления с 2018 по 2024 г. / The share of digital interactions between citizens and commercial organizations with state (municipal) bodies and budget institutions

and the financing of this area from 2018 to 2024

год Доля взаимодействий граждан в цифровом виде, в % Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн руб.)

2018 20 0

2019 25 6764,00

2020 30 9722,00

2021 40 12 087,00

2022 50 18 408,00

2023 60 12 513,00

2024 70 9330,00

Источник /Source: Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) / Passport of the Federal project "Digital public administration" (approved by the Presidium of the Government Commission on digital development, the use of information technologies to improve the quality of life and business conditions. Protocol of 28.05.2019, No. 9) .

сам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Как заявлено в паспорте проекта, к 2024 г. планируется достичь следующих ключевых показателей:

• государственные (муниципальные) услуги предоставляются проактивно и онлайн, действуют 25 цифровых суперсервисов по жизненным ситуациям;

• 90% внутри- и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений автоматизировано;

• 60% граждан имеют цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью;

• доля электронного документооборота между органами государственной власти России и государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в общем объеме документооборота составляет 90% (https://digital.gov. ш/uploaded/Шes/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf).

Использование информационно-коммуникационных технологий, новых форм, методов и технологических решений в системе государственного управления создает новые условия и возможности для выстраивания диалоговой коммуникации и взаимодействия между органами государственной власти на местах

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИя

и населением той или иной территории. Это становится актуальным, прежде всего, с точки зрения организации эффективных механизмов реализации целей и задач государственного управления, формирования политики информационной открытости институтов власти и принципов человекоориентированного государственного менеджмента [4].

Вместе с тем функционал системы цифрового государственного управления на уровне муниципалитетов может иметь определенные расширения применения в части создания специальных платформ и условий для вовлечения активных граждан (прежде всего, городского населения, жителей крупных и средних городов) в развитие территорий, на которых они проживают [5].

Не всегда есть возможность провести оперативно общественные слушания одновременно сразу по многим направлениям, так как существуют временные и организационные ограничения. Запуск же специализированных сервисов и активная их популяризация и продвижение в городском информационном пространстве (названном, например, «моя земля», «Мой район», «Мой город» и т.д.) позволит подключить к процессу выработки решений и стратегий по развитию тех или иных территорий большее количество жителей того или иного населенного пункта. Каждый человек сможет почувствовать себя причастным к позитивным изменениям в общественном пространстве, принять участие в определении приоритетов развития территории и т.д.

В рамках реализации целей развития цифрового государственного управления как части комплексной системы построения цифрового государства перспективным направлением представляется внедрение программных ре-

шений, построенных на технологиях искусственного интеллекта.

К примеру, данные программные решения могут найти применение в сфере учета кадрового потенциала в системе регионального и муниципального управления, призванной автоматизировать процесс подборки кадров, сократив время на проведение проверок кандидатов и повышая качество соответствия кандидатов той или иной должностной позиции [6].

Цифровая трансформация государственного управления является не просто механизмом автоматизации и оптимизации отдельных процессов при осуществлении государственных функций (в том числе, при предоставлении государственных услуг), но и механизмом внедрения и использования тех или иных современных информационно-коммуникационных технологий в интересах обеспечения деятельности государственных органов.

Внедрение технологий цифрового государственного управления в России является важным направлением создания качественно новой системы, где профессиональные возможности человека, а также его личные характеристики (физические, умственные и т.д.) могут быть эффективно дополнены и найти свое наиболее эффективное приложение благодаря внедрению цифровых программных продуктов и технологий искусственного интеллекта в сферах обработки больших объемов информации, автоматизации межведомственных взаимодействий, оценке кадрового потенциала. Все это создает основы для перехода к новым условиям деятельности государственных органов с учетом ожиданий потребителей услуг и сервисов и в целом — в интересах гражданского общества [7].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бачило И. Л. Электронное правительство и инновации в области государственных функций и государственных услуг. Информационные ресурсы России. 2016:(1):13-17.

2. Латыпова Р. Т. Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства. Молодой ученый. 2016;(1):401-405.

3. Елисеев С. М. Цифровые технологии как фактор расширения информационного пространства современной политики. Информация-коммуникация-общество. 2017;(1):84-90.

4. Маковейчук А. В. Перспективы цифровизации политической сферы на региональном уровне в современной России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018;4(34):10-15.

5. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Ефремов А. А., Клочкова Е. Н., Талапина Э. В., Старцев Я. Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС; 2019. 114 с.

6. Копалкина Е. А., Юханов Н. С. Концептуальные основы исследования электронной демократии. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kontseptualnye-osnovy-issledovaniya-elektronnoy-demokratii.

7. Двинских Д. Ю., Дмитриева Н. Е., Жулин А. Б. и др. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2019. 43 с.

references

1. Bachilo I. L. E-government and innovations in the field of public functions and public services. Informatsionnye resursy Rossii. 2016:(1):13-17. (In Russ.).

2. Latypova R. T. Regulatory support of electronic government. Molodoi uchenyi. 2016;(1):401-405. URL: https://moluch.ru/archive/105/24730/ (accessed on 03.17.2020). (In Russ.).

3. Eliseev S. M. Digital technologies as a factor of expanding the information space of modern politics. Informatsiya-kommunikatsiya-obshchestvo. 2017;(1):84-90. (In Russ.).

4. Makoveychuk A. V. Prospects for digitalization of the political sphere at the regional level in modern Russia. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2018;4(34):10-15. (In Russ.).

5. The digital future of public administration by results. E. I. Dobrolyubova, V. N. Yuzhakov, A. A. Efremov, E. N. Klochkova, E. V. Talapina, Y. Yu. Startsev. Moscow: Publishing House «Delo» RANEPA; 2019. (In Russ.).

6. Kopalkina E. A., Yukhanov N. S. Conceptual basis for the study of e-democracy; 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-issledovaniya-elektronnoy-demokratii (accessed on 18.03.2020). (In Russ.).

7. The digital transformation of public administration: myths and reality. Report of International Scientific Conference on the Problems of Economic and Social Development, Moscow, April 9-12. 2019. D. U. Dvinsky, N. E. Dmitrieva, ed. National Research University "Higher School of Economics". Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2019. (In Russ.).

информация об авторе

Артем Васильевич Маковейчук — ведущий специалист отдела по связям с общественностью и он-лайн-образованию, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия makarti87@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Artem V. Makoveychuk — Leading Specialist, Department of Public Relations and Online Education, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia makarti87@yandex.ru

Статья поступила 24.03.2020; принята к публикации 15.04.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 24.03.2020; accepted for publication on 15.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.