ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ С ДЕВУШКАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND FEATURES OF HEALTH TRAINING IN WATER ENVIRONMENT WITH GIRLS AND WOMEN
Мосякина Юлия Эдуардовна
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Mosyakina Julia Eduardovna
student
Oryol state University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Использование широкого разнообразия средств аквааэробики оказывают положительное воздействие на организм женщин, их эмоциональное, психическое и физическое состояние. Для достижения более эффективного воздействия необходимо следовать ряду принципов водных тренировок. Оздоровительные занятия в воде с девушками и женщинами имеют свою специфику. Она определяется четырьмя группами факторов, оказывающих влияние на их эффективность: социальные, психологические, биологические и педагогические. Знание и учет возрастных периодов женщин и связанных с ними психологических изменений позволит грамотно выстраивать занятия и руководить женскими группами.
Abstract. The use of a wide variety of means of Aqua aerobics have a positive impact on the body of women, their emotional, mental and physical condition. To achieve a more effective impact, it is necessary to follow a number of principles of water training. Wellness classes in the water with girls and women have their own specifics. It is determined by four groups of factors that affect their effectiveness: social, psychological, biological and pedagogical. Knowing and taking into account the age periods of women and the psychological changes associated with them will allow you to competently build classes and lead women's groups.
Ключевые слова: аквааэробика, вода, женский организм, занятие, оздоровительная тренировка, педагогические принципы, упражнения.
Keywords: water aerobics, water, female body, occupation, health training, pedagogical principles, exercises.
Для восстановления, поддержания и повышения уровня психофизического здоровья широко используются средства оздоровительной физической культуры. Ее основными задачами являются: повышение функционального состояния организма и работоспособности, укрепление психики, улучшение физической подготовленности. Одним из действенных средств оздоровительной физической культуры являются занятия в водной среде. Для более выраженного оздоровительного эффекта физические упражнения в воде должны быть сопряжены с большим расходом энергии, равномерной
нагрузкой на все органы и системы организма, определенными периодичностью, длительностью занятий и интенсивностью нагрузки. Кроме физических упражнений вода используется как гигиеническое, оздоровительное и закаливающее средство. Гигиенические, оздоровительные и закаливающие эффекты происходят в процессе купания, омывания водой, применения ванн, гидромассажей, душей и т.д. Химические и гидродинамические свойства воды оказывают положительное влияние на деятельность центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудис-той и других систем организма человека. Плавательные двигательные действия вместе гидростатическим и гидродинамическим давлением, темпера-турой и химичес-ким составом воды оказывают положительное воздействие на психофизическое состояние.
Правильное использование всех перечисленных средств, как уже говорилось, оказывают положительное воздействие на организм человека. Но для достижения положительного влияния, следует соблюдать следующие принципы водных тренировок:
1. Как на суше, так и в воде следует объем и интенсивность физических нагрузок наращивать постепенно. Объем плавательной нагрузки для обладателей низкого начального уровня тренированности на каждом последующем занятии должен увеличиваться не более чем на 3%. При достижении высокого уровня тренированности объем нагрузки следует уменьшать. Плавательную нагрузку следует увеличивать постепенно, не переутомляя организм и давая ему адаптироваться к сложным заданиям. Процесс адаптации можно реализовывать следующими путями:
- увеличивать количество занятий в неделю от двух до пяти раз;
- продолжительность занятия увеличивать постепенно от 20 до до 60 минут и более;
- повышать моторную плотность занятий, т.е. время, затраченное на плавание разными стилями. На начальном этапе тренировок это время не должно превышать 40% от всего времени занятия, а по мере освоения техники плавания и адаптации организма к физическим нагрузкам, оно может составлять 80% от общего времени;
- интенсивность занятия повышать за счет увеличения скорости выполнения упражнений или проплывания дистанций, уменьшения времени отдыха, увеличения времени выполнения упражнений или длины про-плывания плавательных отрезков;
- постепенно добавлять новые средства занятий для задействования различных групп мышц, связок, суставов и органов, используемых в выполнении двигательных действий в воде;
- усложнять плавательные упражнения, используя различные способы плавания, приспособления для увеличения сопротивления воде, сочетать упражнения для рук с упражнениями для ног, туловища;
- учитывать степень подготовленности занимающихся, их само-
чувствие и варьировать в соответствии с ними построение занятий.
2. Использование в ходе занятий широкого разнообразия применяемых средств. Желаемого результата даже в ходе длительного плавания различными способами не всегда можно достичь. На достижение результата большое влияние оказывает психологическое состояние занимающихся. Поэтому в задачу педагога или тренера входит обязательная психологическая разгрузка учеников. Такого результата можно достичь посредством смены темпа, ритма, направления и амплитуды выполняемых упражнений. Кроме того, можно использовать различные поддерживающие средства, включать в тренировку беговые и прыжковые упражнения, упражнения из арсенала художественной гимнастики, приемы борьбы в воде. Обязательным компонентом в структуру водной тренировки должны входить упражнения на выносливость. Это могут быть проплывания отрезков от 300 до 1000 метров без остановки, силовые упражнения для крупных мышц (приседания на мелкой воде, подтягивания на бортике, поднимание ног из положения виса), плавание с вращением вокруг собственной оси, упражнения на растяжку.
3. Систематичность занятий - это залог успеха в развитии фактически всех групп мышц, органов и систем организма. Активный двигательный режим является эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей организма, тормозящим процесс старения и атрофии мышц. Принцип систематичности подразумевает последовательное проведение занятий в строго логическом порядке, усвоение правильной техники выполнения упражнений, взаимосвязанное и взаимообу-словленное приобретение знаний, умений и навыков. В основе принципа лежит постулат «От простого - к сложному, от известного - к неизвестному». Низкий уровень двигательной активности всегда вызывает целый ряд симптомов и жалоб. Даже фактически здоровые люди при недостатке движений начинают страдать головокружениями, болями в области сердца, нарушениями сна, повышенной нервно-эмоциональной возбудимостью и пр. Постепенное наращивание времени тренировок - это тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до самой старости.
4. Принцип сознательности а активности подразумевает четкое понимание человеком пользу тренировок в воде. Человек должен осмысленно осваивать теорию и практику плавательных упражнений и движений. При этом нужно проявлять высокую активность, инициативу и самостоятельность.
5. Принцип наглядности выражается в обучении людей на основе их чувственного восприятия реальных движений, способов их использования в оздоровительных целях. Наглядность в обучении техники водных упражнений необходима потому, что живое созерцание (зрительное, слуховое, осязательное и др.) всегда является началом всякого познания. В процессе проведения занятий в водной
среде, на основе ощущений и восприятий, возникают представления о технике работы рук, ног, дыхания. Наглядный показ упражнений тренером в сочетании с объяснением намного повышает эффективность обучения, способствует формированию представлений об изучаемом действии.
Оздоровительные занятия в воде с девушками и женщинами имеют свою специфику. Она определяется четырьмя группами факторов, оказывающих влияние на их эффективность: социальные, психологические, биологические и педагогические.
На социальную роль, статус женщины и ее самосознание большое влияние оказывают социокультурные компоненты. Это профессия, престижность работы, образование, возраст, состояние здоровья, физическое развитие, уровень личной свободы и др. Взаимосвязь этих компонентов определяет характер социальной позиции женщины. Интерес к оздоровительной физической культуре у женщин связывается с рядом причин:
- желанием улучшить состояние здоровья;
- необходимостью сформировать культуру тела и движений;
- желанием раскрыть личностный потенциал;
- повысить культурный уровень.
Современное понятие «нравственное здоровье» включает в себя систему ценностей, установок и мотивов человека, которое необходимо учитывать во время занятий с женщинами. В их системе ценностей сегодня продолжают сохраняться, с одной стороны, общечеловеческие ценности. С другой стороны - это ценности, формирующиеся в рамках корпоративных интересов и отдельных социальных групп.
Учет психологических факторов позволяет привлечь к занятиям большее количество женщин и девушек. Состояние душевного комфорта обеспечивает не только адекватную регуляцию поведения в обществе, но мотивирует женщин к желанию стать лучше. Это состояние обусловлено потребностями биологического и социального характера, а также возможностью их удовлетворения. Для девушек и женщин более привлекательными являются занятия под музыку, с использованием новых и разнообразных упражнений. Плавание входит в круг занятий, являющихся привлекательными для представительниц прекрасного пола. Типичными мотивами оздоровительным плаванием девушек (женщин) являются: оздоровление, улучшение внешнего вида (привлекательности), переключение на новую дея -тельность, развлечение и отдых, возможность заняться собой, новые знакомства с возможностью продолжения отношений за пределами бассейна, общение, улучшение физических кондиций, повышение работоспособности, эмоциональная разрядка и другие. Особенности психологии женщин заключаются противоречивости проявлений ини -циативности и статичности, новаторства и консерватизма, активности и формализма, стихийности и сознательности, индивидуализма и кол -лективизма, эмоциональности и индифферентности (Е.Ф. Рыбалко,
1990). Знание и учет возрастных периодов женщин и связанных с ними психологических изменений позволит грамотно выстраивать занятия и руководить женскими группами.
Биологические факторы включают в себя общефункциональные особенности женского организма, которые следует учитывать при построении тренировочного занятия. Такими особенностями являются возможность роста и временного значительного увеличения некоторых органов; скорость протекания восстановительных процессов; выносливость; гибкость и плавность движений (Е. Б. Сологуб, 1987; Л. П. Федоров, 1987; А. С. Солодков и др., 1999). Антропометрические особенности женщин во многом связаны с функцией материн -ства. Это откладывает отпечаток на особенности телосложения и деятельность многих органов и систем. К ним относятся:
- значительная длина позвоночного столба по отношению к росту;
- короткая и широкая грудная клетка;
- характерная постановка шейки бедра, что объясняет большую подвижность в тазобедренных суставах;
- особая конфигурация и размеры таза;
- округлые формы тела, обусловленные развитием подкожного жирового слоя, который в норме составляет 16-28 % веса тела;
- большие запасы жира и способность его использовать в качестве источника энергии, определяющие приспособляемость женщин к работе большой и умеренной мощности;
- периодичность ряда физиологических функций.
Необходимо также учитывать характерные специфические особенности деятельности мозга женщин: большая способность к переработке речевой информации; в возрасте 18-35 лет существует корреляционная зависимость между сенсорно-перцептивными, мнемическими, вербальноло-гическими, психомоторными и психовегетативными (эмоциональными) функциями. Умственная деятельность может их усиливать или ослаблять, ускорять или замедлять. По данным В. В. Фролькина (1988), до 25 лет функции организма развиваются и совершенствуются, а с 25 до 30 лет в них начинается обратный процесс (инволюция). Девушка периода полового созревания, периода расцвета женственности постепенно формируется в зрелую молодую женщину. Он длится до того времени, пока организм способен выполнять функцию материнства - воспроизведения рода: с 18 до 25 лет - молодой возраст; 26-40 лет - средний и 40-50 лет - «климактерический» период.
Связь обучения, развития и воспитания в процессе тренировок обеспечивает педагогический фактор. Любые занятия физической культурой включают в себя наряду с практическими заданиями, и теоретическую часть. Теория может быть представлена рекомендациями по правильному питанию, распорядку дня, организации двигательной активности, системам контроля и самоконтроля, методам
психофизической реабилитации и др. Исследованиями ученых доказано, что содержание оздоровительных занятий с девушками имеет следующие отличительные особенности:
- использование широкого разнообразия средств, методов и форм занятий с целью достижения высокого уровня физического и функционального состояния (динамического равновесия);
- соответствие содержания занятий функциональным резервам женс-кого организма, направлением и темпом адаптации;
- планомерность и систематичность занятий в соответствии с фа -зами ОМЦ, развитие специальных групп мышц диафрагмы, мышц брюшной стенки тазового дна, использование средств релаксации, восстановления и массажа;
- самостоятельность, активность и инициатива женщин сочетается с самонаблюдением, самооценкой, самоанализом и самопринуждением. Развитие качеств происходит при творческом сотрудничестве и одновременно доминирующем положении тренера;
- ведущими особенностями женской моторики являются относительно высокая выносливость к нагрузкам, активная гибкость.
Алгоритм построения занятий в водной среде включает:
- оценку уровня начального физического состояния и двигательной подготовленности женщин (владение способами плавания);
- выбор программы занятий и ее коррекцию;
- собственно занятия и оценка результата.
Физкультурно-оздоровительные занятия женщин обычно включают три стратегии: восстановление, сохранение, развитие и поддер -жание достигнутого уровня подготовленности. Построение занятий происходит в соответствии с вышеизложенными принципами. Резуль -тат водных тренировок связан с индивидуальными целями, мотивами и уровнем психофизической подготовленности женщин.
Литература
1. Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста / И. А. Большакова // М. : ФиС, 2005. - 265 с.
2. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 256 с.
3. Меньшуткина Т. Г. Плавание. Теория и методика оздоровительно-спортивных технологий базовых видов спорта : учебно-методическое пособие / Т. Г. Меньшуткина и др. - СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. - 118 с.
4. Меньшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами : монография. - СПб. : ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 192с.
5. Профит Э., Лопаз П. Аквааэробика «120 упражнений». - Ростов -на -Дону, 2007. - 180 с.
6. Федорова О. Н. Комплексное применение средств пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста:
автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Федорова. - СПб., 2012. - 26 с.
7. Шибалкина М. Г. Использование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием : Дис...канд. пед. наук. СПб, 1997. -200 с.
References
1. Bolshakov, I. A., Little Dolphin. Nontraditional methods of teaching swimming to preschool children /1. A. Bolshakova / / M.: FIS, 2005. - 265c.
2. Lawrence D. Aqua Aerobics. Exercises in water./. Moscow: fair PRESS, 2000. - 256C.
3. Menshutkina T. G. Swimming. Theory and methodology of health and sports technologies of basic sports: educational and methodical manual / T. G. Menshutkina et al. - St. Petersburg. : GAFK them. P. F. Lesgaft, 2002. - 118 p.
4. Menshutkina T. G. Theoretical and methodological basis for health and recreational work in swimming with women: Monograph / Spbgufk them. P. F. Lesgaft, 1999. - 192c.
5. Profit E., Lopaz P. Aqua Aerobics "120 exercises".- Rostov-on-don, 2007. - 180 p.
6. Fedorova O. N. Complex application of Pilates and Aqua aerobics in the classroom with women of the second period of adulthood: abstract. dis. Cand. PED. Sciences / O. N. Fedorova. - SPb., 2012. - 26 p.
7. Shybalkina M. G. Use of hydroaerobic during the lessons swimming: Dis...Cand. PED. sciences'. St. Petersburg, 1997. - 200C.