Научная статья на тему 'Принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн'

Принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / «ОТРАСЛЬ ДИЗАЙН» / КУЛЬТУРА ДОМА / ПРИНЦИПЫ / «BRANCH DESIGN» / THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / CULTURE OF THE HOUSE / PRINCIPLES / THE CONTRADICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерепаско С. В., Правдюк В. Н.

В статье рассматриваются принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн». Приводятся особенности сочетания в обучении дидактических и профессиональных принципов на примере дисциплины «Культура дома».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерепаско С. В., Правдюк В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PREPARATION OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING BRANCH «DESIGN»

In article principles of preparation of the teacher of vocational training on branch «design» are considered. Features of a combination in training of didactic and professional principles on a discipline example «Culture of the house» are resultedё

Текст научной работы на тему «Принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн»

С.В. ДЕРЕПАСКО, доцент кафедры домоведения и сервиса факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета

Тел. 8 (4862) 76-38-15

В.Н. ПРАВДЮК, доктор педагогических наук, декан факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета

Тел. 8 (4862) 76-12-06

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОТРАСЛЬ «ДИЗАЙН»

В статье рассматриваются принципы подготовки педагога профессионального обучения отрасль «Дизайн». Приводятся особенности сочетания в обучении дидактических и профессиональных принципов на примере дисциплины «Культура дома».

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, «отрасль дизайн», культура дома, принципы.

Актуальность подготовки будущего педагога профессионального обучения определяется в первую очередь доказательством исключительно важной роли начального и среднего профессионального образования для России как уникальных, находящихся в тесной, неразрывной взаимосвязи между собой ветвей профессионального образования, наиболее приближенных к реальному сектору экономики. Современная экономическая ситуация в России предъявляет высокие требования к качеству профессионального образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного ком -плекса страны.

В ходе исследования, проводимого на факультете технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета, нами выявлено противоречие между потребностью в целенаправленной эффективной подготовке будущего педагога профессионального обучения, в том числе бакалавра, ориентированного на обучение учащихся основам дизайна и традиционной системой подготовки.

Качества, необходимые педагогу профессионального обучения, специфичны, прежде всего, в силу уникальности требований, предъявляемых к этой специальности. Эта специфика учтена вузовскими учебными программами. В подготовке преподавателей используются педагогические технологии обучения и воспитания, методы воспитательной работы и частные методики обучения. В настоящее время на факультете готовят педагогов профессионального обучения специальность 050501 (по отраслям), в частности - дизайну с умениями и навыками проектирования, творческого констру-

_________ ирования и оформления. Подготовка педагога профессионального обучения осуществ-

© С.В. Дерепаско, В.Н. Правдюк

---------------------------------------------------------—

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ляется путем глубокой интеграции дисциплин пси-холого-педагогического и инженерно-технического компонентов образования, их взаимопроникновения и взаимообогащения, охватывает как, педагогические, так и производственные технологии.

Развивающийся в нашей стране рынок труда мастеров - дизайнеров требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности будущего специалиста к творческому труду, развитие у них профессиональной компетентности. Не смотря на внедрение в вузовскую подготовку бакалавров и магистров профессионального образования, будущий педагог профессионального обучения получает системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов: психолого-педагогической, отраслевой подготовки и подготовки по рабочей профессии.

В настоящее время в подготовке будущего педагога на факультете больше внимания уделяется научно-исследовательской, инновационной и иной творческой деятельности преподавателей и студентов. Это дает возможность идти в ногу с изменениями, происходящими в сфере профессионального образования, в основе которых лежит идея развития личности, подготовки специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, что обеспечивает профессиональную мобильность.

В целом, подготовка будущего педагога ведется на основе: политехнического подхода к формированию содержания технологической подготовки молодежи; ознакомлениЯ ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с применением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний; с методами освоения общетрудовыми умениями и навыками, с этикой трудовых отношений; овладения жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения; творческого и эстетического развития студентов; профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации молодежи.

Это позволило нам обратить внимание на основные принципы подготовки педагога профессионального обучения, которые предусмотрены в

разработанной модели подготовки педагога профессионального обучения по отрасли «Дизайн»: как общедидактические, так и общепрофессиональные, способствующие учитывать особенности личности студента к освоению выбранной педагогической профессии.

Основные общедидактические принципы: научность, последовательность, перспективность, связь теории с практикой, индивидуальность подхода, доступность, наглядность.

Принцип научности предполагает, прежде всего, строгий отбор научных сведений о культуре вообще и культуре труда, эстетической и дизайнерской культуре в частности. Студенты знакомятся с различными трудовыми процессами, технологиями, трудовыми действиями в дизайне. Они осваивают научные основы культуры современного дома, дизайна, создания комфортного интерьера жилища, ландшафтного дизайна, основы межличностных отношений и культуры общения с использованием вербальных и невербальных средств и др.

Обучение студентов проводится на научно обоснованном доступном для них материале, подтвержденном практикой. Принцип научности соблюдается преподавателями не только в сообщении новых знаний, но и в ходе проведения со студентами творческих и различных видов самостоятельной работы. При реализации принципа научности необходимо доводить знания до научных понятий, например: «домашний менеджемент», «высокая культура дома», «этика быта» и другие понятия, требующие конкретного осмысления, для более глубокого изучения учебного материала и расширения кругозора.

Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. В ходе учебного процесса преподавателю требуется использовать дополнительный материала, отражающий современные технологии в создании, например, индивидуального жилья в условиях города или села; материал, содержащий сведения об инновационных технологиях в области дизайна. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у студентов кон -цептуального видения окружающего пространства и создание его адекватного и реалистического образа в соответствии с социумом.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Принцип доступности преподаватель соблюдает как при сообщении новых знаний, так при формировании практических навыков. Он учитывается при организации экскурсий на выставки, предприятия, при планировании и проведении наблюдений, а также для организации самостоятельной творческой деятельности студентов. Содержание дисциплины «Культура дома», разработанной Дерепаско С.В., отвечает требованиям дидактики. Принцип доступности способствует формированию интереса студентов к объекту изучения, развитию его любознательности, творческой самостоятельной активности. Творчески выполненные курсовые работы, студенты используют при подготовке дипломных работ.

Принцип наглядности имеет место в процессе обучения на теоретических и практических занятиях, во внеаудиторной работе в мастерских, специализированных кабинетах, в исследовательской работе и на экскурсиях. Обучение проводится с демонстрацией натуральных объектов, с иллюстрацией цветных учебных таблиц, макетов и других наглядных пособий (схем, слайдов и т.п.). Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Наблюдения показали, что научные понятия и закономерности легче усваиваются студентами, если подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.д.

По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную, например, на занятиях по ландшафтному дизайну (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную - на занятиях домашнего и офисного дизайна (опыты и эксперименты), объемную (макеты, фигуры) - в обучении архитектурному дизайну, изобразительную (картины, фотографии, рисунки) на занятиях по рисунку, звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (графики, схемы, формулы) - в ходе изучения инженерной графики, словесную (образные словесные описания фактов и действий) - на всех видах занятий.

В дисциплине «Культура дома» имеется ряд разделов: «основные функциональные зоны жилого пространства», «цветовое оформление интерьера жилых помещений», «световой дизайн жилья»,

«текстиль в интерьере жилых помещений», «декоративное оформление жилого пространства» и другие, которые предъявляют особые требования к видам наглядностей, это: разнообразность экспозиций, письменный или аудио комментарий, эффективность, экономичность, целесообразность тех или иных решений, и другое. Такие разделы, например: «экология жилья», «флористика, фитодизайн, аромотерапия жилья» при подборе наглядного материала требуют сведений об окружающем жилище внешнем пространстве (городская или сельская зоны), о соответствии предложений проживающим в данном доме, об индивидуальных восприятиях, о соответствии чертам характера и многое другое.

В данном случае можно с уверенностью сказать, что будущий педагог профессионального обучения должен так владеть основами психологопедагогических знаний, чтобы с помощью наглядных пособий и наглядного материала он мог объяснить различные ситуации по проблеме изучаемой темы; умел развивать у своих учеников навыки абстрактного мышления, анализа и сопоставления.

Принцип последовательности, преемственности и систематичности обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, его сопоставимость и ценность. Считаем, что системный подход к обучению, способствовал четко подготовить учебный материал по дисциплине «Культура дома»: создан целостный учебно-методический комплекс по дисциплине, разработано учебное пособие «Культура дома» и разработан наглядный материал. При этом нам удалось вычленить в изучаемом материале ведущие понятия и категории, установить их связи с другими понятиями и категориями, раскрытия их генезиса. Так в ходе изучения дисциплины «Культура дома» у студентов формируются не только знания, умения и навыки, но и повышается интерес. В начале, они знакомятся с социальными и нравственными предпосылками здорового образа жизни, а в дальнейшем они осознанно воспринимают вербальные и невербальные средства общения и формирования межличностных отношений, приступая к детальному изучению оформле-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ния своего дома и поддержанию его в экологическом состоянии.

Принцип преемственности тесно связан с принципом последовательности и межпредметной связи. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит межпредметным связям. Считаем, что дисциплина «Культура дома» тесным образом связана с психологией, экологией, рисунком и живописью; а такие разделы, как «Флористика. Фитодизайн. Аромотерапия» - с основами биологии и медицинских знаний; изучение семейного бюджета экономических проблем семьи, структуры семейных доходов и расходов связаны с предварительным ознакомлением с основами экономических знаний, менеджементом и т.д. Межпредметные связи в обучении студентов имеют большое значение, в зависимости от курса, на котором проходят занятия, педагог учитывает уровень этих связей (низкий, средний и высокий), что позволяет ему правильно разработать конспект занятий и применять методы, способствующие осознанному восприятию новых знаний и активизировать их самостоятельную деятельность.

Одновременно с вышеназванными дидактическими принципами обучения мы учитываем и другие: перспективности, единства группового и индивидуального обучения, соответствия обучения индивидуальным особенностям, связи теории с практикой, оптимальности.

Кроме этого, обращаем внимание, что в нашей модели представлены общеспециализированные принципы - это группа принципов, отвечающих требованиям подготовки будущего педагога по отрасли дизайн: профессиональной направленности, интеграции и дифференциации в обучении дизайну, творческого воспитания, социально-адаптационный, коллективного сотрудничества, культуры дизайна, культуры окружающей среды. Кратко остановимся на некоторых из них.

Принцип профессиональной направленности в целом позволяет студентам разобраться в требованиях, предъявляемых к подготовке педагога профессионального обучения, его знаниям, умения и навыкам в области дизайна.

Принцип интеграции и дифференциации в обучении дизайну взаимодействует с дифференциацией образовательных предметов в вузе в соответствии со специальностью, который в свою очередь, предполагает правильное соотношение теоретического и практического обучения образо-

вательным дисциплинам. В нашем случае данный принцип полностью раскрывается в дисциплине «Культура дома».

Принцип творческого воспитания предусматривает хорошую постановку творческого развития в обучении, которое начинается с первого курса, когда студенты изучают «рисунок», «химию цвета», «физику цвета» и другие дисциплины. В нашем исследовании рассматривается творческое развитие на основе трудового воспитания студентов с одной стороны как будущего педагога профессионального обучении и, с другой, как дизайнера, где особенности его трудового воспитания тесно связаны с развитием творческого мастерства в дизайне. В ходе такого воспитания студенты получают знания по основам современной технологии и организации дизайнерской деятельности.

Принцип коллективного сотрудничества

способствует взаимосвязи вуза и профессионального учебного заведения. Будущие педагоги проходят свою педагогическую практику в профессиональных учебных заведениях. Там, как правило, они под руководством педагогов - наставников осваивают методы организации занятий с учащимися, но и проводят педагогический эксперимент. Хотим отметить, что союз: студент - преподаватель профессионального учебного заведения - учащиеся, позволяет студентам приобрести первый педагогический опыт и представить достойные творческие проекты, которые реализуются в их выпускных дипломных работах.

Принцип социально-адаптационный учитывается преподавателями вуза в процессе ознакомления студентов с будущей профессией. Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально. Поэтому очень важно этот принцип учитывать в курсе «Введение в специальность».

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что процесс подготовки будущего педагога профессионального образования по отрасли «дизайн» проводится на основе сочетания общедидактических и общепрофессиональных принципов, которые дополняют друг друга. Это позволяет проводить подготовку будущего педагога профессионального обучения так, чтобы оно носило целостный системный характер, в сочетании с отраслевой направленностью .

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Дерепаско С.В., Е.А. Бубнова Культура дома [Текст] / Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Орел: ОГУ, полиграфическая фирма «Картуш», 2009. - 143 с.

2. Дерепаско С.В., Федин Н.Л. Эстетика и дизайн офиса [Текст] / Учебно-методическое пособие. - Орел: ОГУ, полиграфическая комп. «Апрель-М», 2010. - 56 с.

3. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В. О подготовке специалистов на факультете технологии, предпринимательства и сервиса. [Текст] / Материалы XIV Международной конференции по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и вузе». конференции / Под ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: МИОО, 2008. - С. 421-423.

4. Правдюк В.Н. Особенности подготовки специалистов на факультете технологии предпринимательства и сервиса. [Текст] / Сборник статей преподавателей Орловского государственного университета. // Теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности ученых ОГУ: Ч. 2. - Орел, 2009. - С. 193-196.

6. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход / Педагогическое образование и наука № 4, 2002. - С. 4-9.

7. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шишянов и др. [Текст] / Педагогика: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 3-58.

S.V. DEREPASKO, V.N. PRAVDUK

PRINCIPLES OF PREPARATION OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

BRANCH «DESIGN»

In article principles of preparation of the teacher of vocational training on branch «design» are considered. Features of a combination in training of didactic and professional principles on a discipline example «Culture of the house» are resultede/

Key words: the teacher of vocational training, «branch design», culture of the house, principles, the contradiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.