образования раскрыты в работах А.А. Жайтаповой, М.М. Баймуханова, З.М. Садвакасовой, Р.С. Каренова и др.; проблемам профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений посвящены исследования Б.И. Канаева, С.К. Исламгуловой.
Однако, проводимые в этом направлении исследования больше касаются подготовки менеджеров для сферы общего и среднего образования и не учитывают специфику подготовки менеджеров образования высшей школы, что не позволяют говорить о новых подходах и результативности исследований.
Очевидно, что для понимания современного положения и состояния вуза, выстраивания и реализации приоритетов его развития нужны новые подходы, учитывающие происходящие перемены в высшем образовании. Анализ тенденций развития мирового образовательного пространства привел нас к необходимости использования мультидисциплинарного подхода к проектированию модели образовательного менеджмента высшей школы.
Обзор предшествующих научных исследований, проведенных в мире по исследуемой проблеме показал, что междисциплинарные исследования начали переживать подъем в середины 80-х гг в США, в странах Евросоюза, Японии, Канаде. Именно в этих странах впервые стали открываться мультидисциплинарные институты и исследовательские центры, создаваться научные коллективы.
Предпосылкой к развитию мультидисциплинар-ного подхода в области образовательного менеджмента стало появление дисциплин и отраслей знания, в которых уровень междисциплинарности исследований оказался много выше, чем в других. Наибольший динамизм и рост междисциплинарных исследований наблюдается в настоящее время в области менеджмента производственной деятельности, требующих мультидисциплинароного подхода, например, такой науки как менеджмент и производство. Если говорить о содержании образовательного менеджмента, то менеджмент относится к группе наук об обществе и поэтому подготовка менеджера для этой сферы должна быть мультидисциплинарной на основе интеграции целого ряда общественно-гуманитарных наук: социологии, экономики, права, психологии, медицины, педагогики и др.
Принимая во внимание современные тенденции и проблемы развития высшего образования, а также пони-
мая, что именно способность к обучению и развитию способствует обновлению и перестройке высшей школы, группой ученых-исследователей Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан был разработан проект «Создание системы послевузовской подготовки менеджеров образования высшей школы как механизма развития интеллектуального потенциала Республики Казахстан». Проект финансируется в рамках грантовой поддержки фундаментальных научно-исследовательских работ Комитета науки Министерства образования и науки РК и рассчитан на три года (2015-2017 гг). В реализации Проекта принимают участие кафедра управления образованием и кадрового менеджмента Российского государственного университета им. А.И. Герцена Трапицын С.Ю. и кафедра педагогики и этнопедагогики Казахского национального университета им. аль-Фараби.
Ключевая идея исследования состоит в том, что на основе мультидисциплинарного подхода, включающего социальные, экономические, правовые, психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности в современном вузе, будет создана принципиально новая модель системы послевузовской подготовки менеджеров образования высшей школы, включающая в себя системное качество как отечественного национального, так и общемирового образовательного пространства.
Список литературы
1. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг. - М.: Дело, 1992. - 702 с.
2. Ковалева А.И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе: дисс... д-ра эконом. Наук, М.,2003.- 370 с.
3. Курдюмова И.М. Подготовка кадров управления образования за рубежом // Педагогика. - 2002., .№3.-С.28-105.
4. Мукашева М. О механизмах обеспечения нового качества учебного процесса// Высшая школа Казахстан.-2006.-№3. С.30-35
5. Сенашенко В., Сенторов Н. Новые подходы к проблеме подготовки работников управления в сфере высшего профессионального образования // Вестник высшей школы. - 2001.- №12. - С.8-13.
6. Шамова Т.И, Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. -М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. - 319 с.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДИДАКТИЧЕСКОИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Киргинцева Наталья Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж
Иванов Сергей Александрович курсант ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж Ларин Анатолий Андреевич
ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности изучения и преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом военном вузе. Проанализирован педагогический потенциал дидактических средств, применяющихся в условиях дидак-
тической информационной среды. Выделены четыре основных принципа, в соответствии с которыми должны отбираться информационные ресурсы, обеспечивающие эффективное функционирование дидактической информационной среды кафедры иностранных языков. ABSTRACT
The paper deals with the peculiarities of foreign language learning and teaching at a military educational establishment. The didactic means ' educational potential is analyzed. We've selectedfour principles according to which information resources providing educational environment effective functioning should be chosen.
Ключевые слова: информационные ресурсы, военный вуз, дидактическая информационная среда.
Keywords: information resources, military educational establishment, educational environment.
В силу объективных изменений в обществе, происходящих в эпоху глобализации и интенсивных международных контактов, очевидной стала потребность в усилении лингвистической подготовки обучающихся образовательных учреждений высшего образования. Особенностью новых профессиональных образовательных программ, действующих в вузах Министерства Обороны РФ, является существенное усиление лингвистической подготовки слушателей и курсантов. Предполагается, что в результате освоения этих программ, выпускник будет обладать военно-профессиональными компетенциями в области иностранного языка, которые позволят ему поддерживать речевые контакты в мотивированных и немотивированных ситуациях общения в бытовой и социально-культурной сфере в формальной и неформальной обстановке и адекватно реагировать на проявление специфики речевого и неречевого поведения собеседника. Вышеуказанное определяется актуальность данной работы.
Одной из характерных черт дисциплины «Иностранный язык» является то, что, с одной стороны, преподавание иностранного языка в вузе углубляет знания по будущей специальности, поскольку при всех видах речевой деятельности по программе обучающийся получает (и самостоятельно приобретает) определенную информацию по профилю специальности [1]. С другой стороны, изучение тем, лексики будущей специальности позволяет значительно обогатить устную речь обучающихся, в том числе в избранной области профессиональной деятельности, порождает дополнительную заинтересованность и положительную мотивацию к изучению языка. Обучение происходит по формуле: «Профессия через иностранный язык. Иностранный язык через профессию» [2].
В современном образовательном процессе используется широкий диапазон методов и средств, направленных на развитие личности обучающихся, а также различных компетенций, в том числе, и в системе высшего профессионального образования. Однако не всегда чётко определено, что понимается под дидактическими средствами, а что под средствами обучения. Кроме того, не достаточно разработан вопрос о функциях дидактических средств. Всё это определяет актуальность данной работы.
Под дидактическими средствами чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, а также технические средства обучения. Однако нужно иметь в виду, что термин «средства обучения» имеют и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также управления и контроля [3].
Дидактические средства, как и другие компоненты дидактической среды, гетерогенны, и в связи с этим классифицируются по разным основаниям.
В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты, аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты, и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, компьютеры.
В соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель определяется со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, т.е. заботится об информационно-предметном обеспечении изучения дисциплины.
Исследователи [4] предлагают классификацию, включающую следующие шесть категорий:
1) учебники и другие печатные текстовые средства;
2) простые визуальные средства - оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты;
3) механические визуальные средства - диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;
4) аудиальные средства - проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;
5) аудиовизуальные средства - телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;
6) средства, автоматизирующие процессы обучения -тренажеры, лингафонные кабинеты, компьютеры, особенно последнего поколения - мультимедиа компьютеры, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.
С точки зрения реализации целей профессиональной компетенции в военном вузе наибольший интерес представляет технология, позволяющая задействовать дидактический потенциал средств, автоматизирующих процессы обучения. Они могут быть реализованы посредством дидактической информационной среды.
Под дидактической информационной средой (ДИС) в данном исследовании понимается информационная среда, включающая средства обучения и информацию научного и/или учебного характера, служащую цели формирования компонентов профессиональной компетенции.
ДИС должна соответствовать следующим требованиям:
1) содержать средства для осуществления всех этапов СО (целеполагание, планирование, контроль результатов);
2) обеспечивать оперативный и свободный доступ обучающихся к любым объемам дидактической информации;
3) включать средства для систематического отслеживания обучающимися текущих уровней самоактуализации и развития сферы саморегуляции. Дидактическая информационная среда призвана
выполнять следующие функции в системе профессионального образования:
- Способствовать эргономизации процесса профессиональной подготовки обучающихся;
- Служить своего рода информационной поддержкой процесса обучения;
- Обеспечивать субъектов образовательного процесса инструментами, позволяющими реализовы-вать определенные виды деятельности;
- Способствовать одновременно целостному и дискретному усвоению учебной информации. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста, что особенно важно для будующих авиационных специалистов.
Поскольку образовательные системы всегда незамкнуты и развиваются по «законам» синергетики, можно говорить о том, что представляется целесообразным сформировать, прежде всего, «ядро» дидактической информационной среды.
«Ядро» ДИС может быть также неоднородно и представлять собой сложную иерархическую структуру, включающую информационные поля трех типов:
• «гибкое» (модифицируемое) поле, существующее в виде специализированого сайта в сети Интернет;
• «частично-модифицируемое» (мобильное) поле, представленное информацией на переносных информационных носителях;
• «жесткое» (немодифицируемое, статическое) поле, существующее в виде книжных носителей информации (учебники, учебные пособия, конспекты лекций и т.п.).
Конкретное наполнение «ядра» ДИС - информационные ресурсы - должно определяться на научной основе, исходя из определенных принципов.
Принципы (от лат. «основа») - это базисные положения, определяющие содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Коменский Я.А. в своей «Великой дидактике» определил только два принципа: природосообразности и народности.
В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои «авторские» принципы, которых насчитывается несколько десятков.
Говоря о принципах отбора информационных ресурсов для дидактической информационной среды кафедры иностранных языков, следует подчеркнуть, что ведущим принципом будет выступать принцип научности, поскольку дидактическая информационная среда по иностранному языку призвана обеспечить развитие интеллектуальной компетенции наряду с коммуникативной.
Также, на наш взгляд, следует выделить принцип наглядности, поскольку дидактическая информационная среда также следует цели обеспечения эргономизации учебного процесса.
Далее, информационные ресурсы, отбираемые для формирования «ядра» ДИС должны способствовать комплексному развитию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. соответствовать принципу комплексности. Таким образом, в состав «ядра» ДИС по иностранному языку должны входить ресурсы, работающие на развитие как собственно лингвистической компетенции (фонетических, лексических, грамматических навыков), так и других компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Если ДИС реализуется преимущественно средствами современных информационных технологий, то следует говорить о соответствии отбираемых ресурсов принципу кросплатформенности. Это объясняется тем, что сегодня наряду с ОС Windows, которая традиционно широко применяется в нашей стране, всё большую популярность приобретают и другие операционные системы. Разрабатываемая ДИС и её ресурсы должны быть не критичны к операционной системе, под управлением которой будет работать компьютерная техника, предназначенная для применения в качестве дидактического средства.
И, наконец, очевидно, что в условиях непрофильного в языковом плане вуза, следует особое внимание обратить на принцип посильности в освоении содержания информационных ресурсов ДИС по иностранному языку.
Таким образом, можно выделить четыре основных принципа, в соответствии с которыми должны отбираться информационные ресурсы, обеспечивающие эффективное функционирование дидактической информационной среды кафедры иностранных языков. К ним относятся принципы научности, наглядности, комплексности, кросплат-форменности и посильности. Лишь с учетом всех выше-шеуказанных принципов, на наш взгляд, можно говорить об успешном применении в учебном процессе образовательной организации дидактических информационных сред.
Список литературы
1. Михеев А. И., Колотов В.Я. Особенности обучения иностранному языку в военном институте физической культуры/ Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 5 (27) 2007, 25 мая 2007. C. 47-53
2. Eyerer P., Hefer B. The Reformation of Technical Education through Project-orientated Education (Theoprax). Global J. of Engineering Education, 4,3, 2000. - Pp. 281 - 286.
3. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. Преподаватель высшей школы: педагогические основы дополнительной квалификации. Часть II. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. - 188 с.
ОПЫТ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПЕБЛИКЕ
КРЫМ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Гармонизация межэтнических отношений в современной школе является одной из серьезных проблем современного образовательного пространства. Педагоги знают, что расистские и ксенофобские установки ребенка и подростка чаще всего формируются под воздействием
Клишина О. С.
Д. и. н, профессор кафедры ЮНЕСКО ГА УО ВПО МИОО
взглядов значимых взрослых, которыми для ребенка являются как родители, так и учителя. А это значит, что установки на межэтническую толерантность, на диалог и бесконфликтное поведение могут и должны быть частью учебного и воспитательного процесса в школе.