специализированного текста со словарем; чтение без словаря и пересказ содержания прочитанного текста, рассказ тем страноведческого или профессионального характера. Цель -проверка конечных результатов обучения, выявления степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения английского языка. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у студентов проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку именно на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным учебной программой.
Совершенствование видов контроля - одна из самых спорных тем в в педагогике по проблемам обучения иностранному языку. Основное внимание здесь, как правило, уделяется разработке вопросов тестирования. Предлагаются различного рода тесты, направлены как на контроль знания отдельных языковых явлений, так и на комплексную проверку.
Последние являются наиболее эффективными при осуществлении итогового контроля, так как они представляют собой сложное задание, направленное на проверку знаний студентов на всех языковых уровнях (грамматика, лексика, фонетика, страноведение и т.д.).
Таким образом, «контроль, являясь условием для повышения качества образования, влияет на процесс овладения иностранным языком и помогает рационально оценить уровень сформированности знаний и умений студентов за определенный промежуток времени» [4, с. 23].
Список литературы
1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. - М.: Высшая школа, 1982. -373 с.
2. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка.// Социологические исследования, № 2, Февраль 2009. - 122-127 с.
3. Маслов В. И. Роль образования в современном мире.// Век глобализации. Выпуск №2(12)/2013. -83-92 с.
4. Табуева И.Н. Особенности организации контроля знаний студентов в неязыковом ВУЗе.// Сборник научных трудов Sworld. 2014, т.12. №3. - 92-97 с.
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Исаева Зауреш Абдразаковна
д. пед. наук, профессор Академии государственного управления РК, г. Астана
АННОТАЦИЯ
В статье на основе анализа тенденций развития высшего образования и инновационных изменениях высших учебных заведений поднимается проблема подготовки управленцев новой формации- менеджеров образования высшей школы, способных к эффективному управлению в новых условиях. В качестве ключевой идеи выдвигается необходимость мульдисциплинарного подхода к проектированию модели послевузовской подготовки менеджеров образования высшей школы.
Ключевые слова: высшее образование, управление высшей школой, инновационное развитие вузов, менеджер образования высшей школы, мультидисциплинарный подход в подготовке менеджеров образования высшей школы. ABSTRACT
This paper discusses an issue of training of managers of new world system, i.e. managers of higher education that are able to manage effectively in the context of modern conditions. This study is based on the analysis of trends and innovative changes that take place in higher education. A key idea of the paper is necessity of a multidisciplinary approach to designing of a model of post-graduate education for managers of higher education.
Keywords: higher education, higher education management, innovative development of universities, a manager of higher education, a multi-disciplinary approach to the training of managers of higher education.
Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться ее способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни людей.
Интеграция учебных заведений, создание международных образовательных программ и сетей отражают тенденцию к формированию интернационального образовательного пространства. Его отличают многоуровневость, многоступенчатость, гибкость, вариативность, открытость и поликультурность, непрерывность и учет региональных факторов.
Чтобы стать полноправным участником этого пространства, казахстанским вузам необходимо обеспечить свою конкурентоспособность на международном рынке, что вынуждает их к необходимости перехода из режима традиционного функционирования и воспроизводства налаженных программ, учебных планов и образовательных технологий в режим инновационного развития. Инновационное развитие вузов предполагает не только подготовку специалистов в соответствии с требованиями рынка, но и генерацию новых идей, разработку прорывных технологий, за счет внедрения передового международного опыта и повышения эффективности внутренних ресурсов.
На общую концепцию управления вузами оказывают влияние и процессы модернизации высшего профессионального образования, направленные на усиление роли национальной системы образования в социально-экономическом развитии страны, обеспечении экономического роста, социальной стабильности, развития института гражданского общества.
Требование профессионального подхода к управлению высшим образованием не могло не коснуться совершенствования административно-управленческих кадров в данной сфере. Процессы реформирования высшего образования в Республике Казахстан поставили новые задачи перед работниками системы управления высшей школы, востребовав целый ряд новых специальных знаний и навыков в контексте бурно развивающихся процессов децентрализации структуры управления, ее демократизации и информатизации управленческой деятельности.
В условиях инновационного развития вузов как никогда востребованы профессионалы, обладающие специальными знаниями, умеющие анализировать и прогнозировать стратегию развития вуза, содействовать эффективной ее реализации с целью повышения качества и конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг.
Очевидно, назрела необходимость в создания новой модели профессиональной подготовки управленцев-менеджеров образования высшей школы и соответствующей технологии их обучения в структуре послевузовской подготовки. Существующая же практика курсовой переподготовки и повышения квалификации административно-управленческих кадров высшей школы не обеспечивает этой задачи.
Предполагаемое исследование сфокусировано на менеджере как ключевой фигуре проблемного поля образовательного пространства вуза. Особенностью нашего исследования является интегральный взгляд на вузовского менеджера с позиции его места и роли в управлении инновационным развитием высшей школы.
Особенностью рассматриваемого нами объекта является высшая школа как сложный интегрированный институт, в котором имеют место различные аспекты управления: социальной, правовой, экономический, административной и др., которые связаны между собой в сложную интегрированную педагогическую систему. Главное, что определяет их назначение в вузе - это то, что все они, в конечном счете, должны быть направлены на осуществление ее ведущей общественной функции - развитие интеллектуального потенциала страны.
Анализ зарубежной литературы позволяет говорить о том, что существенный вклад в разработку интересующей нас проблемы внесли исследования Дугласа Б. Ривса, Дж. Марпл, Линды Ламберт, Ирвинга Бучена, Альберта Фейна, Сьюзен Салливан, Грейс Макэнти, Джозефа Мерфи, Аманды Дэтнау, Л.М. Макнила, Майкла Фуллана, Джоржда Дея, Джамила Салми, Майкла Барбера и др. В работах названных авторов на большом фактическом материале рассматриваются перспективы развития образовательного менеджмента в двадцать первом веке.
В целом зарубежные исследования, которые можно отнести к теоретической базе современного менеджмента образования, условно можно разделить на две части.
Одна из них включает работы, обращенные к проблемам оценки эффективности и качества образовательных организаций, к вопросам функционального управления школами и вузами, руководства педагогическими коллективами, взаимодействия учреждений образования
и социума, а также исследующие отдельные аспекты модернизации образования - введение стандартов, систем оценивания образовательных достижений, обеспечения качества и т.д. Эти исследования остаются в рамках внутренних проблем системы образования.
Проблематика более общего характера поднимается в работах, затрагивающих аспекты образовательной политики и стратегий развития образовательных систем, разграничения полномочиий и функциий управления, соотношения государственных и рыночных инструментов регулирования сферы образования, реструктуризации и модернизации систем управления образованием.
Вместе с тем, при очевидной ценности этих работ они не дают информации для понимания особенностей управления национальными системами образования, и, что особенно важно для проблематики нашего исследования, практически не содержат концептуальных положений и описаний практико-ориентированных моделей подготовки менеджеров образования высшей школы.
Следует, однако отметить, что в настоящее время во многих развитых странах мира такие модели подготовки менеджеров образования разработаны и достаточно успешно реализуются на практике (Институт образования, Торонто, Канада; Институт образования, Будапешт, Венгрия; Факультет образования Университета Монаш, в Мельбурне, Австралии, Национальный университет Сингапура, Лейстерский университет, Великобритания и др.).
Актуальными в последние годы становятся зарубежные исследования опыта по введению института академических советников, консультантов (advisers) в образовании и программ их подготовки.
Вместе с тем, следует отметить, что практически ни в одной стране мира подготовка менеджеров образования не оформилась в целостную систему непрерывного профессионального образования управленческих кадров.
Как свидетельствует анализ практики, в России произошли существенные подвижки в признании менеджера образования как особой профессии:
- разработан и внедрен в практику профессионального образования ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент, в рамках которого реализуются профили «Управление образованием»;
- появилось большое число центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации, существует устойчивый спрос на получение дополнительного образования в области менеджмента образования;
- осуществляется подготовка научных кадров высшей квалификации для проведения исследований в области менеджмента и обучения менеджменту;
- созданы профессиональные ассоциации и объединения менеджеров образования и др.
Однако, несмотря на то, что опыт других стран в области подготовки менеджеров образования весьма важен для понимания направлений исследования и развития практики, но сам по себе не может определить теоретико - методологические основы проектирования системы послевузовского образования менеджеров образования высшей школы в контексте вызовов 21 века, так как мировая практика концептуально разнообразна, по ряду вопросов принципиально противоречива, зависима от потенциала культурных, образовательных традиций стран.
В Казахстане, проблема подготовки менеджеров образования неоднократно поднималась такими учеными как Т.С. Садыков, Г.А. Уманов, Н.Д. Хмель, А.П. Сейте-шев,Н.А. Лебедева, А.А. Семченко; теории педагогического менеджмента и практики менеджмента организаций
образования раскрыты в работах А.А. Жайтаповой, М.М. Баймуханова, З.М. Садвакасовой, Р.С. Каренова и др.; проблемам профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений посвящены исследования Б.И. Канаева, С.К. Исламгуловой.
Однако, проводимые в этом направлении исследования больше касаются подготовки менеджеров для сферы общего и среднего образования и не учитывают специфику подготовки менеджеров образования высшей школы, что не позволяют говорить о новых подходах и результативности исследований.
Очевидно, что для понимания современного положения и состояния вуза, выстраивания и реализации приоритетов его развития нужны новые подходы, учитывающие происходящие перемены в высшем образовании. Анализ тенденций развития мирового образовательного пространства привел нас к необходимости использования мультидисциплинарного подхода к проектированию модели образовательного менеджмента высшей школы.
Обзор предшествующих научных исследований, проведенных в мире по исследуемой проблеме показал, что междисциплинарные исследования начали переживать подъем в середины 80-х гг в США, в странах Евросоюза, Японии, Канаде. Именно в этих странах впервые стали открываться мультидисциплинарные институты и исследовательские центры, создаваться научные коллективы.
Предпосылкой к развитию мультидисциплинар-ного подхода в области образовательного менеджмента стало появление дисциплин и отраслей знания, в которых уровень междисциплинарности исследований оказался много выше, чем в других. Наибольший динамизм и рост междисциплинарных исследований наблюдается в настоящее время в области менеджмента производственной деятельности, требующих мультидисциплинароного подхода, например, такой науки как менеджмент и производство. Если говорить о содержании образовательного менеджмента, то менеджмент относится к группе наук об обществе и поэтому подготовка менеджера для этой сферы должна быть мультидисциплинарной на основе интеграции целого ряда общественно-гуманитарных наук: социологии, экономики, права, психологии, медицины, педагогики и др.
Принимая во внимание современные тенденции и проблемы развития высшего образования, а также пони-
мая, что именно способность к обучению и развитию способствует обновлению и перестройке высшей школы, группой ученых-исследователей Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан был разработан проект «Создание системы послевузовской подготовки менеджеров образования высшей школы как механизма развития интеллектуального потенциала Республики Казахстан». Проект финансируется в рамках грантовой поддержки фундаментальных научно-исследовательских работ Комитета науки Министерства образования и науки РК и рассчитан на три года (2015-2017 гг). В реализации Проекта принимают участие кафедра управления образованием и кадрового менеджмента Российского государственного университета им. А.И. Герцена Трапицын С.Ю. и кафедра педагогики и этнопедагогики Казахского национального университета им. аль-Фараби.
Ключевая идея исследования состоит в том, что на основе мультидисциплинарного подхода, включающего социальные, экономические, правовые, психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности в современном вузе, будет создана принципиально новая модель системы послевузовской подготовки менеджеров образования высшей школы, включающая в себя системное качество как отечественного национального, так и общемирового образовательного пространства.
Список литературы
1. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг. - М.: Дело, 1992. - 702 с.
2. Ковалева А.И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе: дисс... д-ра эконом. Наук, М.,2003.- 370 с.
3. Курдюмова И.М. Подготовка кадров управления образования за рубежом // Педагогика. - 2002., .№3.-С.28-105.
4. Мукашева М. О механизмах обеспечения нового качества учебного процесса// Высшая школа Казах-стан.-2006.-№3. С.30-35
5. Сенашенко В., Сенторов Н. Новые подходы к проблеме подготовки работников управления в сфере высшего профессионального образования // Вестник высшей школы. - 2001.- №12. - С.8-13.
6. Шамова Т.И, Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. -М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. - 319 с.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДИДАКТИЧЕСКОИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Киргинцева Наталья Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж
Иванов Сергей Александрович курсант ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж Ларин Анатолий Андреевич
ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности изучения и преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом военном вузе. Проанализирован педагогический потенциал дидактических средств, применяющихся в условиях дидак-