Научная статья на тему 'К проблеме подготовки управленческих кадров'

К проблеме подготовки управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ / CONTENT OF MANAGEMENT EDUCATION / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьянчиков Андрей Валентинович

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования содержания и технологий подготовки менеджеров в российской высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татьянчиков Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the topical problems of improvement the content and technologies of training the managers in Russian higher education.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки управленческих кадров»

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

А. В. Татьянчиков

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования содержания и технологий подготовки менеджеров в российской высшей школе.

Ключевые слова: содержание подготовки менеджеров, технологии подготовки менеджеров

The article examines the topical problems of improvement the content and technologies of training the managers in Russian higher education.

Key words: content of management education, technologies of management education

Эффективность экономики почти полностью зависит от качества управления экономикой вообще и микрочастицами экономики - предприятиями, в частности. От наличия качественно подготовленных управленческих кадров зависит эффективность экономики в целом.

В современном обществе управление превратилось в самостоятельную, весьма специфическую отрасль человеческой деятельности, отличительной особенностью которой является то, что оно присутствует во всех иных отраслях. В этом смысле менеджмент обладает дуальной природой, поскольку выступает и как существенный элемент других видов деятельности, и как самостоятельная социальная технология, вид профессионального мастерства.

Процессы глобализации, технологическое перевооружение, вступление России в постиндустриальную стадию развития, мировой экономический кризис - все это привело к небывалому усилению конкурентной борьбы на мировых рынках, и неэффективное управление в таких условиях может оказаться фатальным для экономики и социальной системы страны.

Коммуникационная революция, возникновение сетевых систем управления изменили условия функционирования управленцев. Изменился управленческий инструментарий. Но и задачи, стоящие перед управленцами, тоже кардинально изменились. Зачастую необходимо управлять не подразделением, не предприятием, находящимся в каком-то конкретном населенном пункте. Теперь уже стало нормой, когда предприятие функционирует на удаленных площадках, в разных странах, на разных языках, в разных климатических условиях, часовых поясах, в разной социальной и интеллектуально -психологической атмосфере. Требования к менеджерам в таких условиях существенно возрастают.

Но насколько реальная потребность в современных специалистах управления удовлетворяется системой подготовки и вообще есть ли такая система?

Руководитель государственной корпорации «Ростехнологии» С. Че-мезов указывает, что российские управленцы существенно отстают по уровню квалификации от запросов

времени. И в связи с этим стоит задача сформировать новое поколение управленцев с системным и государственным мышлением, высококлассным и комплексным высшим образованием.

Заместитель директора Института проблем управления РАН по научной работе Дмитрий Новиков в интервью газете «Коммерсант» отмечает: «В России много интересных разработок на уровне фундаментальной науки, но крайне мало на уровне производственного воплощения, что очень плохо.. .здесь проблемой является отсутствие квалифицированных управленцев. Достаточно грамотных специалистов, но нет инновационных менеджеров». В комментариях к выступлению В. В. Путина 8.02.2008 на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» первый проректор СГТУ, директор департамента науки и инноваций д. э. н. Ваз-ген Атоян отмечает: «Необходимо создание национальной и региональных инновационных систем, но кто ее должен создавать - управленцы, начиная с правительства РФ, управленцы в субъектах федерации и ниже, включая предприятия? А есть у нас такие подготовленные управленцы? На мой взгляд, нет». Такой же точки зрения придерживается руководитель российского федерального Агентства по науке и инновациям Сергей Мазу-ренко.

Возникает закономерный вопрос, как подготовить таких управленцев, которые бы соответствовали требованиям времени.

В 90-е годы ХХ века, которые стали жестким испытанием и для экономики, и для системы образования, восполнения выбывающих кадров практически не происходило, а приходившие в данную сферу кадры готовились по программам вузов еще советского времени.

Потребность в управленцах нового типа уже тогда ощущалась весьма остро, и система подготовки управленческих кадров постепенно формировалась из того материала, которым располагала страна в 90-е годы.

В начале XXI века она приобрела следующую структуру:

1. Коммерческие вузы, готовящие менеджеров для коммерческих структур (как например, Тольяттинская академия управления);

2. Видоизмененные старые вузы с хорошей школой «советского» типа (РАЭ им. Г. В. Плеханова, МИУ - Государственный университет управления, РАНХ, РАГС);

3. Специализированные учебные заведения (ГУ-ВШЭ), а иногда просто отраслевые учебные программы (как, например, «программа подготовки управленческих кадров для муниципальных образований» при Министерстве регионального развития РФ);

4. Новые специализированные государственные, муниципальные и иные учебные заведения при региональных органах власти (Академия государственного и муниципального управления при Президенте РТ и т. п.);

5. Отделения и специальности «менеджмент организации» и «государственное и муниципальное управле-

ние» на экономических факультетах университетов и институтов;

6. Специализированные учебные заведения, готовящие управленцев по магистерским программам МВА и аналогичным в России. (Очень разного уровня и разного качества образования);

7. Президентская Программа подготовки управленческих кадров.

Уже из анализа этих программ подготовки и переподготовки управленческих кадров видно, что управленцы готовятся в нашей стране либо для системы государственного и муниципального управления, либо в экономической сфере - для управления предприятием. Главная проблема всей системы - академический характер подготовки при отсутствии возможности реального погружения в профессиональную среду.

Позитивно отличается в этом смысле и максимально приближена к искомой нашей модели подготовки специалистов управления Президентская программа.

Но в целом необходимо признать, что сегодня в России система подготовки управленческих кадров еще только формируется. Нет концепции. Не разработаны методологические и теоретические основы отбора и структурирования содержания образования. Нет даже терминологического единства. А главное не разработан сам процесс данного образования, его принципы и технологии. Одновременно следует отметить, что подходы к решению данной проблемы есть, весьма оригинальные. Например, бизнес-школа «Сколково» - «рублев-

ское» образование. Но сегодня качество образования в России у западных работодателей и коллег вызывает, мягко говоря, недоверие, то школа «Сколково» не снимает эту проблему, поскольку на данный момент не успела себя никак зарекомендовать на международном рынке бизнес-образования. Вызывает вопросы и экономическая целесообразность обучения в данной бизнес-школе, если цена обучения в ней (90 тысяч евро за курс Executive MBA) сопоставима с такими гигантами как INSEAD и LBS. [1,2]

Специфической чертой российской системы менеджмент-образования является то, что в подавляющем большинстве учебных заведений готовятся некие менеджеры вообще, а не управленцы для определенных отраслей, т. е. отсутствует специализация по направлениям экономики, социальной сферы.

Следует также отметить, что преподаватели, готовящие управленческих специалистов, являются либо выпускниками экономических вузов, либо экономических специальностей - экономическая кибернетика, экономическая география и т.д.. Менеджмент, управление традиционно считается специальностью, относящейся к экономическому блоку, однако, при подготовке менеджеров должны активно использоваться психологические науки и методики, педагогика и социальная психология.

Другим важным аспектом проблемы подготовки менеджеров, на наш взгляд, является ситуация перепроизводства специалистов. Подобно тому, как в 80-х годах ХХ века наблюдалось избыточное

количество выпускников инженерных специальностей (что, в конечном счете, привело к девальвации профессии инженера), так сегодня образовалась армия «юристов-экономистов». Образовательная система перемалывает огромное количество молодежи, по сути, не готовя молодых людей к реальной производственной жизни. Абитуриенты, приходящие в вуз чтобы получить популярную профессию менеджера не обладают элементарным жизненным, а тем более профессиональным опытом, и возможно, и не обладают личностными качествами для управления другими людьми.

В массовом порядке менеджеров готовили либо для торговли, либо для рекламы, сферы PR и самой популярной сферы - государственного и муниципального управления. Почти никто не учился, чтобы стать управляющим производством. Тем более не готовят специалистов, способных создавать проекты и реализовывать их, хотя курс управления проектами читается на всех управленческих специальностях.

Разработчиков бизнес-планов в избытке, но кто эти планы реализует?

Где профессиональные руководители проектов? Это или иностранцы, постоянно спотыкающиеся о российскую действительность, или уникальные единицы, обучившиеся на собственном непростом опыте. А ведь за границей профессия проджект-ме-неджера довольно распространенная, наряду со строителями, инженерами и врачами.

Справедливости ради надо сказать, что в педагогической науке и практи-

ке, особенно на уровне руководителей учебных заведений, эта проблема поставлена и анализируется. [3]

Разработаны учебные планы и программы конкретных учебных курсов по общим и специальным компетенциям будущих специалистов. Острую потребность в моделях выпускаемых специалистов по данной специальности чувствуют руководители вузов [3, с. 16]. Поскольку, только построив такие модели, можно учесть требования времени и рынка труда, имеющийся отечественный и зарубежный опыт, интегрировать инструментарий и специализацию, составляющую содержание образования.

В ГУ-ВШЭ такая работа по некоторым категориям специалистов началась, но, во-первых, она еще очень далека от завершения, во-вторых, такие модели, разрабатываемые в академической среде могут оказаться весьма далекими от потребностей рынка труда. А в третьих, она может устареть сразу же после своего завершения в связи с меняющимися условиями рынка. Так, несмотря на изменившуюся рыночную конъюнктуру, добывающие отрасли и энергетика продолжают притягивать абитуриентов, а отрасль производства строительных материалов, например, испытывает настоящий кадровый голод.

В определении запроса рынка труда по характеристикам требуемых специалистов выделяется несколько методик.

Некоторые исследователи используют общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), косвенно характеризую-

щий содержание признаков той или иной профессии.[4,5]

Используется также Государственный образовательный стандарт по специальности. Но ГОС отражает признаки тех, кого готовят вузы, а не тех, кого ждут работодатели. Более результативна методика использования должностных инструкций на предприятиях и, особенно, профессионального стандарта как основы для определения качеств и профессиональных навыков, которыми должен обладать специалист, нанимаемый на ту или иную должность.[6] К сожалению, таких профессиональных стандартов для целого ряда управленческих профессий просто нет.

На наш взгляд, самым информативным может быть прямое обращение к рынку труда посредством целевого социологического исследования в форме экспертного опроса. Такие попытки уже предпринимались в ВШЭ [7]. Но полученные данные описывали узкий круг специальностей и совсем не касались управленцев.

Представляется целесообразным провести исследование, которое бы позволило выделить главные профессиональные признаки, качества, компетенции, которые отличают человека, готового и способного управлять людьми и процессами, от просто прошедшего курс управленческих дисциплин. Респондентами в таком опросе должны выступить руководители предприятий, кадровых служб предприятий и особенно специалисты кадровых агентств и «хед-ханте-ры».

На основании результатов такого исследования необходимо разрабо-

тать идеальную компетентностью модель специалиста-управленца.

Научная дискуссия о необходимости применения компетентностно-го подхода широко развернулась в педагогическом сообществе и, видимо, должна продолжаться, но практика подготовки специалистов для экономики страны нуждается в разработке профессиональных стандартов и ком-петентностной модели подготовки управленцев экономической сферы.

На сегодняшний день в специальных исследованиях нуждаются выявление основных методологических подходов, теоретических основ системы подготовки управленческих кадров, разработка инновационных технологий обучения, исследования тех, которые заняли место в образовательном пространстве других стран.

Например, во всех бизнес-школах России и в абсолютном большинстве вузов знают о кейс-методе, в некоторых даже применяют. Основная масса мировых бизнес-школ и школ МВА применяет кейсы (т. е. препарированные случаи из практики бизнеса), написанные, разработанные специалистами Гарвардской и Стенфордской бизнес-школ. Возможно, они эффективны и достаточно универсальны. Но для российских менеджеров очень важно дать кейсы, созданные на основе российской бизнес-реальности, для использования в условиях российской деловой среды, для успешного противостояния агрессивным представителям конкурентных инокультурных экономик и для эффективного конкурентоспособного вхождения в международную деловую среду. Значит,

важно владеть методиками их составления, но еще важнее тому, кто их составляет, владеть реальным деловым, производственным опытом.

В связи со всем сказанным, существует актуальная педагогическая задача - на основе обобщения российского опыта подготовки менеджеров и изучения зарубежных систем управленческого образования разработать психолого-педагогическую модель подготовки менеджеров, наиболее отвечающих потребностям конкурентоспособной экономики России, выявить теоретико-методологические подходы и наиболее эффективные технологии.

Литература:

1. http://www. skolkovo. ru/

2. http://www. newsru. com/finance/ 23mar2007/shkola. html

3. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы высшего профессионального образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 9.

4. Пучков Л., Петров В. Сколько нужно инженеров для инновационной экономики? (Моделирование прогнозов) // Высшее образование в России. - 2008. - № 6.

5. Питухин Е. А., Гуртов В. А. Математическое моделирование динамических процессов в системе «экономика - рынок труда - профессиональное образование». - СПб., 2006. - 350 с.

6. Дьячков Ю. А., Корчагин Е. А. Профессиональный стандарт как основа специальной и практической подготовки студентов // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №4. - С51-59.

7. Спрос на рабочую силу - мнение работодателей. Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. -64 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ: ОПЫТ БРАТСКОГО ФИЛИАЛА ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСТИТЕТА

Большакова О. Н.

Сложившаяся ситуация на рынке современных образовательных услуг определяет новые приоритеты в подготовке кадров. Необходимо развивать новые стандарты образования, способствующие развитию человека как личности в процессе его обучения. Согласно современным подходам к профессиональному образованию, данным требованиям отвечает новая личностно ориентированная парадигма. Поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение в обучении.

Ключевые слова: профессиональное образование, метапрофессиональные качества, аутокомпетентность, самоактуализация, интенсификация, идентификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.