Киргинцева Н.С.
дидактическая информационная среда в системе языковой подготовки курсантов
высших военно-учебных заведений
Сегодня в условиях развития международных отношений, информатизации общества и образования наблюдается непрерывное повышение требований к выпускникам образовательных организации высшего образования, в том числе и военных. Современный специалист должен обладать системой профессиональных и общекультурных компетенций, позволяющих ему успешно функционировать в сфере избранной профессиональной деятельности, а также обеспечивающих возможность быстрой и относительно «безболезненной» переквалификации [1]. Все более востребованной становится сформированность у выпускников таких личностных характеристик, которые могли бы помочь им осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации, способов приобретения дополнительных навыков и квалификаций. В действующих сегодня Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего образования, в соответствии с которыми обучаются курсанты военных образовательных организаций, указанные компетенции и характеристики также находят своё воплощение. Одновременно, одной из особенностей инновационных процессов в сфере военного образования является «активная интеграция в него гражданских дисциплин, обеспечивающая возможность деятельности инженера за пределами военной сферы», что «требует углубленной подготовки обучающихся в военных вузах, большей целевой направленности на индивидуальные и личностные возможности обучающегося, специальных педагогических форм и методов их стимулирования» [4, С. 3].
Цель данной работы - обосновать возможность и необходимость применения дидактической информационной среды в системе языковой подготовки курсантов военно-технических образовательных организаций высшего образования.
Одно из наиболее значимых мест в структуре профессиональной компетенции военного специалиста в эпоху гуманизации знаний начинает занимать коммуникативная компетенция. Она, как известно, складывается из компетенций как в области родного, так и иностранного (преимущественно, английского) языков.
Именно к уровню владения английским языком как языком международного общения, использующимся как при проведении международных учений, так и сфере военно-технического общения, предъявляются особые требования. С 2011
года в военных учебных заведениях высшего образования обучение ведется по ФГОС, основанным на применении компетентностного подхода к подготовке обучающихся. Последний, как известно, предполагает формирование у будущих военных специалистов способности действовать в широком диапазоне сложных ситуаций, полностью осознавать последствия собственной деятельности и, что естественно, нести за них ответственность. Особенностью ориентированных на вышеупомянутые стандарты профессиональных образовательных программ является существенное усиление отдельных видов подготовки слушателей и курсантов [12], в том числе лингвистической. Предполагается, что в результате их освоения выпускник будет обладать военно-профессиональными компетенциями, которые позволят ему поддерживать речевые контакты в различных ситуациях общения в бытовой и социально-культурной сфере в формальной и неформальной обстановке и адекватно реагировать на проявление специфики речевого и неречевого поведения собеседника - представителя иной лингвокультуры. Хотя данные требования едины для всех военно-учебных заведений, для курсантов, обучающихся в образовательных организациях, не реализующих программы специальной языковой подготовки, они обретают особый смысл.
Необходимо уточнить, что одной из особенностей дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе является то, что, с одной стороны, она углубляет знания по будущей специальности, поскольку при всех видах речевой деятельности по программе обучающийся получает и самостоятельно приобретает определенную информацию по профилю специальности. С другой стороны, освоение лексико-семантического контента будущей специальности на иностранном языке позволяет обогатить устную речь обучающихся, в том числе в избранной области профессиональной деятельности, порождает дополнительную заинтересованность и положительную мотивацию к изучению языка [1]. Представляется логичным поддержать мнение П.С. Норкиной и О.И. Тараненко [13, С. 79], которые утверждают, что профессиональная иноязычная (коммуникативная) компетенция позволяет использовать иностранный язык, в том числе, и для целей самообразования. Как уже отмечалось выше, ориентация на активную позицию обучающихся в процессе их профессионально-личностного саморазвития является одной из наиболее характерных тенденций в системе современного высшего образования.
Нельзя, на наш взгляд, не согласиться с мнением Г.Н. Гузеевой [3], которая отмечает, что в современной ситуации «невозможно ограничивать формирование и развитие профессиональной компетентности будущих специалистов только средствами специальных дисциплин, так как они не обеспечивают развитие некоторых компетенций, например, коммуникативной, информационной, межкультурной и др.» Ссылаясь на диссертационные исследования [9, 14], автор предлагает задействовать потенциал дисциплин для гуманитарных дисциплин, и в частности, дисциплины «Иностранный язык», с целью формирования комплекса компетенций будущих специалистов [3].
В структуре профессиональной компетенции военных специалистов выде-
ляют [5] следующие компоненты: интеллектуальную, специальную, коммуникативную, психолого-педагогическую и аутопсихологическую компетенции. При этом, как отмечает автор работы [5, с. 77], «в условиях современного военно-технического вуза особое внимание следует уделить формированию интеллектуальной компетентности будущих специалистов». Она, как известно, формируется и развивается в процессе обучения и требует одновременного соразвития других компетенций.
Таким образом, развитие коммуникативной (в том числе, иноязычной) компетенции стимулирует развитие других компонентов профессиональной компетенции будущих военных специалистов. Очевидно, что и формирование и развитие коммуникативной компетенции не происходит изолировано. Соответственно, необходим системный подход к формированию и развитию всех компонентов профессиональной компетенции обучающихся в военных образовательных организациях.
Отметим, что, в процессе развития профессиональной компетенции как ин-тегративного конструкта в образовательной организации высшего образования в эпоху его гуманизации особое место играет её инновационная образовательная среда, одним из основных компонентов которой выступает дидактическая информационная среда. Хорошо известен тот факт, что учебная или дидактическая среда представляет собой часть естественной информационной среды, в которой происходит жизнедеятельность, развитие субъектов образовательного процесса. Стоит оговориться, что под субъектами образовательного процесса мы имеем в виду, прежде всего, обучающихся. От того, насколько среда соответствует их образовательным потребностям, насколько она способна их удовлетворить, зависит конечный «продукт» всей их учебно-познавательной деятельности.
Разработке теоретических оснований проектирования и сопровождения информационных сред, предназначенных для целей образования, посвящено значительное количество работ. В настоящее время достаточно часто встречаются такие термины как «информационное пространство», «единое образовательное пространство», «дидактическая компьютерная среда», «образовательная среда», «учебная среда», «дидактическая информационная среда», «виртуальная учебная среда», «развивающая образовательная среда», «информационно-образовательная метасреда». Они фигурируют в работах А.А. Андреева, С.К. Бондаревой, А.Я Данилюк, А.М. Короткова, Е.А. Локтюшиной, В.Ю. Лысковой, О.П. Оспенниковой, А.В. Петрова, Е.А. Ракитиной, В.И. Слободчикова, А.Г. Теслино-ва, И.Д. Фрумина, Ю.А. Шрейдера, В.А. Ясвина и др. Несмотря на достаточно длительную историю применения данных терминов, не ясна взаимосвязь вышеуказанных конструктов, что затрудняет построение единой методологической платформы для разработки моделей образовательных сред, в особенности, предназначенных для развития интеллектуальной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов.
Проведенный нами анализ позволил установить, что термин-метафора «информационное пространство» описывает явление наиболее общего поряд-
ка, тогда как понятия «информационно-образовательное пространство», «развивающая образовательная среда», «информационно-образовательная метасре-да» выполняют подчиненную по отношению к нему роль. Под дидактической информационной средой (ДИС), в свою очередь, понимается информационная среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуни-кационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующую формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста, как входящую в официально признанное и зафиксированное в виде учебных программ содержание обучения, так и дополнительную информацию дидактического характера [6]. При этом, «дидактическая компьютерная среда» представляет собой наиболее значимую, но не единственную подсистему данной среды.
Необходимо оговориться, что дидактические информационные среды всегда незамкнуты и представляют собой открытые неравновесные саморазвивающиеся системы, что позволяет применить к их проектированию, разработке и применению в образовательном процессе синергетический подход. В то же время, дидактическая информационная среда представляет собой и человеко-машинную (эргатическую) систему, что дает возможность применять к ней прак-сеологический и системотехнический подходы. В этой связи представляется целесообразным, прежде всего, формировать «ядро» дидактической информационной среды.
Исследования [7] показали, что «ядро» ДИС может быть также неоднородно и представлять собой сложную иерархическую структуру, включающую информационные поля трех типов: «гибкое» (модифицируемое) поле, существующее в виде специализированого сайта в сети Интернет или локальной сети образовательной организации; «частично-модифицируемое» (мобильное) поле, представленное информацией на переносных информационных носителях; «жесткое» (немодифицируемое, статическое) поле, существующее в виде книжных носителей информации (учебники, учебные пособия, конспекты лекций и т.п.). При этом «ядро» ДИС часто базируется на информационных технологиях, тогда как компьютер и его переферийные устройства выступают как средства физической реализации ДИС. Следует отметить, что, как показала практика, в условиях военной образовательной организации по объективным причинам не следует целиком полагаться на использование компьютеризированной субсреды. Внимание следует уделять развитию всех компонентов ДИС как системы.
Особое, принципиальное значение имеет тот факт, что, следуя тезису о необходимости использования коллаборативных и фасилитирующих технологий в современном образовательном процессе [2 , 10, 11], в разработке ресурсной составляющей и сопровождении дидактических информационных сред принимают участие как обучающие, так и обучающиеся. Таким образом, реализуется возможность совместной генерации знаний, что самым положительным образом сказывается на мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Так, например, практика показала, что наиболее продуктивны такие виды работы, как
совместная с курсантами разработка тестирующих программ, плакатов, стендов, аудио и видео материалов, а также электронных учебников. Курсанты, при этом, рассматриваются не как простые исполнители замысла преподавателя, а как активные творческие самоактуализируещиеся личности, участвующие в процессе разработки ресурсной составляющей ДИС наравне с преподавателями. Таким образом, не только повышается мотивация учебной деятельности (курсанты видят результаты своей работы, осознают её важность и необходимость), но и моделируется среда профессионального общения будущих военных специалистов, они учатся планировать, распределять ресурсы, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Еще один немаловажный момент - это типирование ДИС. Как показал анализ различных информационных источников, говоря о средах в образовании, авторы зачастую либо ограничивают их определенной предметной областью, либо, напротив, высказываются слишком общо, включая в понятие информационно-образовательной среды всё новые элементы. Проведенные исследования продемонстрировали, что «наиболее перспективным направлением в теории и практике создания образовательных сред в настоящее время является разработка адаптивных дидактических информационных сред, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования на протяжении всей жизни» [8, с. 80]. Адаптивность в данном случае затрагивает не только и не столько программно-аппаратную составляющую ДИС, сколько её ресурсную и организационную части. А поскольку как язык, так и процесс профессионально-личностного развития представляют собой динамично-развивающиеся, эволюционирующие системы, правомерно говорить о перспективности адаптивных дидактических информационных сред, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования на протяжении всей жизни.
Итак, представляется возможным сделать следующие выводы относительно применения ДИС в системе языковой подготовки курсантов военной образовательной организации высшего образования в эпоху его гуманизации:
• ДИС представляет собой один из основных элементов системы языковой подготовки в современной образовательной организации высшего образования (в том числе и военной). Она обеспечивает эффективное развитие всех компонентов профессиональной компетенции будущих специалистов, причем для военных специалистов выступает ресурсной базой и средством развития, прежде всего, интеллектуального компонента профессиональной компетенции;
• ДИС всегда незамкнута и представляет собой открытую неравновесную саморазвивающуюся систему. Поэтому она не может иметь окончательного варианта своего воплощения. Речь можно вести о разработке «ядра» ДИС, представленного тремя полевыми структурами: «жестким» (немодифицируемым), частично-модифицируемым и «гибким» (сайт в локальной или глобальной сети). Основными подходами, использующимися при проектировании и сопровождении ДИС, являются синергетический, праксеологический и системотехнический подходы;
• ДИС специально организована и основана на средствах инфокоммуника-ционных технологий, но не ограничивается ими;
• обучающийся с использованием ДИС рассматривается как самоактуализирующая личность, а применяемые в рамках данного подхода педагогические технологии актуализируют фасилитирующую функцию преподавателя;
• ДИС могут быть классифицированы как по уровням обучения или предметной области, так и по степени персонализации. Наиболее перспективным направлением в теории и практике создания образовательных сред в настоящее время является разработка адаптивных дидактических информационных сред, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования на протяжении всей жизни.
литература
1. Гладких, В.В. Развитие информационной культуры и профессиональной компетентности обучающихся иностранному языку в условиях модернизации высшего профессионального образования/ В.В. Гладких, Н.С. Киргинцева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9734 (дата обращения: 26.04.2016).
2. Голицына, И.А. Социально-педагогическая поддержка будущих офицеров как целевая функция преподавателя военного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 27.02.06/ Голицына Ирина Авенировна. - Ярославль, 2006. - 223 c.
3. Гузеева, Г.Н. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку как средство развития коммуникативной компетентности у студентов неязыковых специальностей вузов// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). Электронный ресурс. URL: http://emissia.org/offline/2010/1428.htm (дата обращения: 11.05.2016).
4. Дорохов, Д.В. Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вуза в процессе подготовки к инновационной деятельности вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 25.05.12/Дорохов Денис Владимирович - Краснодар, 2012. - 156 с.
5. Киргинцев, М.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 25.02.05/ Киргин-цев Михаил Викторович - Ставрополь, 2005. - 172 с.
6. Киргинцев, М.В., Киргинцева Н.С. Дидактическая информационная среда как фактор развития информационно-образовательной среды вуза// Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 26-28 февраля 2007 г.: В 2 ч. // Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. Ч. 1. 216 с. С. 187-189.
7. Киргинцева, Н.С. Саморегулируемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 26.12.03/ Киргинцева Наталья Сергеевна - Ставрополь, 2003. 192 с.
8. Киргинцева, Н.С. Современные тенденции в разработке образовательных сред на основе средств ИКТ/ Н.С. Киргинцева, С.А. Нечаев // Информатика и образование. 2013. № 3. С. 79-82.
9. Ковалева, Г.Н. Формирование коммуникативной компетентности у студентов вузов культуры и искусств в процессе интегрированного обучения риторике и этикету [Текст]: / Галина Николаевна Ковалева: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 20.12.06 / Галина Николаевна Ковалева - Москва, 2006. - 213 с.
10. Козина, О.В. Подготовка учителя к фасилитирующему общению средствами иностранного языка [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 16.12.04/ Козина Оксана Викторовна - Барнаул, 2004. 216 с.
11. Косова, Е.А. Создание учебно-методического обеспечения виртуальной кафедры на основе интеллектуальных коллаборативных технологий// Интеллектуальные системы и технологии. Научная сессия МИФИ, 2005. С. 166-167.
12. Материал Федерального Справочника: А.Э. Сердюков: Министр обороны Российской Федерации Военная школа России: состояние и перспективы развития // Электронный ресурс. URL: http://federalbook.ru/news/ analitics/12.11.2010-2.html (дата обращения: 18.01.13).
13. Норкина, П.С. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в подготовке инженеров XXI века/ П.С. Норкина, О.И. Тараненко// Вестник АГУ 2015. № 1. С. 77-81.
14. Шевченко, Е.М. Методическая система формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов в процессе обучения информатическим дисциплинам с применением компьютерных сетей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.12.06/ Шевченко Елена Михайловна - Волгоград, 2006. 197 с.