Научная статья на тему 'Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав'

Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ООН / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL RELATIONS / THE UNITED NATIONS / INTERNATIONAL LAW / HUMAN RIGHTS / ECONOMIC DEVELOPMENT / PEACE AND SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дханапала Джаянта

В выступлении раскрываются основные принципы и направления современной международной политики. Особое внимание уделяется роли Организации Объединенных Наций в глобальном развитии. Выявляются особенности международной политики в сферах мира и безопасности, прав человека, культуры, экологии. Подчеркивается значение международного права и совместно принятых международных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF THE UN AND THE POLITICS OF GREAT POWERS

The article describes the basic principles and directions of contemporary international politics. Special attention is paid to the role of the United Nations’ global development. Revealed features of international politics in the area of peace and security, human rights, culture and ecology. Stresses the importance of international law and international instruments adopted together.

Текст научной работы на тему «Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав»

Организация Объединенных Наций сегодня

Джаянта Дханапала

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И ПОЛИТИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ*

В выступлении раскрываются основные принципы и направления современной международной политики. Особое внимание уделяется роли Организации Объединенных Наций в глобальном развитии. Выявляются особенности международной политики в сферах мира и безопасности, прав человека, культуры, экологии. Подчеркивается значение международного права и совместно принятых международных документов.

Ключевые слова: международные отношения, ООН, международное право, права человека, экономическое развитие, мир и безопасность.

Я выражаю благодарность организаторам VI Всероссийского Конгресса политической науки за любезное приглашение к участию и выступлению в столь значимом мероприятии. От имени Пагуошского движения по науке и международным делам — лауреата Нобелевской премии мира в 1995 г. — я передаю мои поздравления и наилучшие пожелания успешного проведения Конгресса.

В 1945 г., когда победители во Второй мировой войне — США, СССР и Великобритания приняли решение создать преемника всемирной организации Лиге Наций, они оказались вовлечены в историческую авантюру на границе идеализма и реализма, создавая Организацию Объединенных Наций (ООН), которая сегодня просуществовала почти семь десятилетий.

ООН разрабатывала и продолжает разрабатывать международные нормы и правила с целью установления стабильной общепринятой и объединенной системы безопасности. Когда великие державы сотрудничают друг с другом на основе уважения и придерживаются этих норм, ООН имеет успех. Если этого не происходит, то проблемы охватывают все человечество. Пагуошское движение было создано на основе Манифеста Рассела—Эйнштейна 1955 г. и его знаменитого призыва «Помни, что ты принадлежишь к роду человеческому» (The Russell—Einstein Manifesto..., http://www.pugwash.org/about/manifesto. htm). ООН была основана именно с указанной целью.

* Выступление Джаянты Дханапалы на VI Всероссийском Конгрессе политологов 22 ноября 2012 года, Москва, МГИМО (У). © Джаянта Дханапала, 2013

Итак, переломным моментом в 1945 г. стало создание Организации Объединенных Наций, которая получила направленность на демократизацию международных отношений, и Устав, как мне кажется, является важным документом, в значительной мере отражающим слияние идеалистических устремлений человечества с прагматическими реалиями политической власти. В то время как в Преамбуле и Главе 1 Цели и Принципы Организации Объединенных Наций (Charter of the United Nations, http://www.un.org/en/documents/charter/) утверждаются благородные цели, такие как предотвращение войны, использование силы, равенство всех наций и значимость прав человека и международного права, Устав выступает в качестве пособия для реальной политики, через структуру Совета Безопасности и через норму, согласно которой пять постоянных членов обладают правом вето. Так вы получаете это уникальное сочетание демократизации международных отношений с сохранением реальной политики в самом Уставе, который формирует основное устройство глобального общества. И если вы посмотрите на Преамбулу со всей ее риторикой об избавлении грядущих поколений от бедствий войны, о возрождении веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, о создании условий, при которых справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров, должны быть защищены, о проявлении терпимости и мирном сосуществовании, то поймете, как это чрезвычайно важно. Но ключевой момент — это статья 2.4, в которой содержится конкретный отказ от применения силы (Ibid). Все члены ООН должны воздерживаться в международных отношениях от угрозы применения силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. И этот отказ от войны, как арбитра разногласий в международном сообществе, является основным способом, гуманизирующим международные отношения. Таким образом, мы заявляем о незаконности войны. Конечно, в дополнение к этому в 51-й статье Устава предусматривается использование самообороны со стороны суверенных государств и в соответствии с Главой 7 допускается коллективное применение силы во имя коллективных интересов международного мира и безопасности, но она должна быть санкционирована Советом Безопасности (Ibid). Исходя из вышесказанного, ООН не является пацифистской организацией. Это крайне прагматичная организация, соединяющая элементы реальной политики с высоким идеализмом, который дает индивидам и гражданским лицам, в частности, особое место и особую защиту.

Сегодня, помимо уже сказанного, для нас очень важен факт появления резолюции по деколонизации в 1960 году. Резолюция 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. (General Assembly-Fifteenth Session, http://www.

un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/1514(XV)) представляет собой знаковое событие, поскольку она осудила колониализм и порабощение одной группы людей другой. Как следствие этой резолюции ни колониализм, ни империализм, ни гегемония, следовательно, не признаны допустимыми в соответствии с Уставом ООН. Это привело к массовому политическому переформатированию мира с учетом освобождения за определенный период времени более чем 80 бывших колоний ("Decolonization", http://www.un.org/en/globalissues/ decolonization) и росту числа членов Организации Объединенных Наций до 193 ("UN at a Glance", http://www.un.org/en/aboutun/index. shtml) на настоящий момент. И еще в мире остаются 16 несамоуправляющихся территорий ("Decolonization", http://www.un.org/en/ globalissues/decolonization), которые подпадают под юрисдикцию ООН и находятся под мандатом ООН об опеке. В результате принятие резолюции в Генеральной Ассамблее стало одним из великих аспектов гуманизации Организации Объединенных Наций.

Мы тогда пришли к международному праву. Думаю, это очевидно, что международное право становится более эффективным при применении его всеми странами, большими или малыми, богатыми или бедными. О значимости международного права был подан сигнал в 1948 г. созданием Международного суда и тем фактом, что страны могут переносить свои споры в Международный суд, помимо права разрешения споров мирными средствами. Но в дополнение к этому международное право придало значимость легитимации настоящих действий. Вы больше не можете говорить о наличии нелегальных действий, принятых в международном сообществе. Страны по-прежнему пытаются оправдать свою позицию, ссылаясь на международные нормы, вне зависимости от того, насколько они не правы. Очевидно, одним из самых серьезных и вопиющих нарушений международного права было вторжение в Ирак в 2003 г., где без санкции Совета Безопасности США, Великобритания и их союзники должны были вторгнуться в Ирак с целью смены режима Саддама Хусейна. Как Кофи Аннан написал в своей недавней книге «Интервенции», «создание глобального соглашения "Ответственность по защите" было задумано для защиты основных прав человека, а не как лицензия на войну во имя мира» (Annan, Mousavizadeh, http://www.npr.org/books/ titles/160133799/interventions-a-life-in-war-and-peace).

Наряду с этим вопросом международного права позвольте перейти к правам человека и говорить о том, что Декларация прав человека, которая была принята в 1948 г. (The Universal Declaration of Human Rights, http://www.un.org/en/documents/udhr/index.shtml), была еще одной вехой, которая, я думаю, помогла поставить людей в центр международных отношений, и имела важное значение для личности

и прав личности во многих аспектах. Я думаю, это документ, который стоит внимательно перечитать ввиду его обширности и полноты охвата всех аспектов прав человека. Сегодня понятно, что на основе Декларации были сформулированы и другие соглашения. Есть также договорные органы, которые были созданы в рамках этих договоров, чтобы страны, которые ратифицировали договоры, выполняли свои обязательства. Институты Совета по правам человека и, конечно, Универсальный периодический обзор, которому подлежит каждая страна, будь то США, Россия или Шри-Ланка, также важны. Есть возможность для каждого индивида в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) обращаться в Женеву с жалобами на нарушения своим правительством прав человека. Это очень важные права, которые были даны гражданам каждой страны. Я думаю, вовлечение частных лиц расширяет сферу международных отношений.

И, как следствие этого, мы имеем окончание апартеида, что стало высокой планкой для Организации Объединенных Наций. В течение длительного времени существовал Комитет против апартеида, и поток международного общественного мнения был сильно зависим от прений в ООН, пока мы, наконец, не увидели того, что казалось когда-то незыблемым, — распада структуры апартеида, что привело к большей гуманизации международных отношений. Есть и другие специализированные учреждения ООН, такие как Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которые также внесли вклад в гуманизацию международных отношений. Стандарты работы, созданные МОТ, обеспечивают отсутствие эксплуатации труда. Имел место очень существенный фактор (в рамках ООН) о насилии в отношении женщин и детей. Существует резолюция 1325 (Resolution 1325, http://www.un.org/events/ res_1325e.pdf) Совета Безопасности, в которой говорится о женщинах и безопасности и всех связанных с этим аспектах, и сейчас в рамках ООН создается организация женщин во главе с бывшим президентом Чили, что является одним из основных направлений в гуманизации международных отношений.

Для перехода к законодательству о войне необходимо понять, что после Второй мировой войны, хотя у нас были Гаагские конвенции и до этого, в Нюрнберге и Токио проходили судебные процессы, которые помогли добиться продвижения вперед в вопросах законов о военных действиях. И, наконец, Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним от 1977 г. обозначили очень важные различия между военными и гражданскими лицами. Реальная политика будет сохраняться, но и останутся проблемы, связанные с осуществлением этих Женевских конвенций.

Мы наблюдали в последнее время мучительные события в Руанде и Сребренице, и были созданы специальные трибуналы для того, чтобы судить тех, кто виновен в нарушениях международного гуманитарного права. Другим большим достижением стал Римский статут, а также создание Международного уголовного суда, где за военные преступления, геноцид и преступления против человечности даже лидерам стран было предъявлено обвинение и следовало наказание. С тех пор как Римский статут начал работать, обеспечивается подотчетность и заканчивается безнаказанность.

В моей собственной сфере деятельности, т. е. в вопросах разоружения, мы видим устойчивый прогресс международных конвенций о запрещении оружия массового уничтожения. У нас были Конвенции о биологическом оружии и Конвенции о химическом оружии. Мы по-прежнему не имеем конвенции по ядерному оружию по понятным причинам, но мы ввели запрет на антигуманное оружие и право на регулирование неядерного вооружения, как это предусмотрено в Уставе. Благодаря замечательному сотрудничеству групп гражданского общества и отдельных стран у нас появились Конвенции о запрете мин. Договор о торговле оружием является следующим на повестке дня.

Также был достигнут прогресс в других областях, таких как кластерное оружие и т. д., еще многое предстоит сделать для того, чтобы попытаться запретить конкретные виды оружия, которые, очевидно негуманны. И есть оружие будущего, космическое оружие, кинетическое оружие, такое оружие, как беспилотные летательные аппараты, автономное оружие, где на поле боя отправляется робот, и он действует сам по себе, вероятно, убивая детей-школьников и женщин в погоне за войной или нападением, которое было начато. Так что вопрос о гуманизации международных отношений еще не закрыт.

Позвольте сказать несколько слов об экономическом развитии. Мы знаем, что после промышленной революции и рождения капитализма, особенно на Западе, имело место обожествление рыночной экономики и рыночных сил Адамом Смитом, Милтоном Фридманом, Чикагской школой и др., а ВВП стал единственным инструментом измерения экономического развития, пока не возникли новые понятия благодаря институтам Всемирного банка и Махбубу уль-Хаку. И в особенности программы развития ООН (ПРООН), в которой ежегодный Доклад о развитии человечества приобрел особое значение, а инвестиции в человеческие ресурсы, в здравоохранение, образование и более справедливое распределение доходов стали рассматриваться как критерии для оценки истинного человеческого развития. И, конечно, Индекс развития человеческого потенциала. И теперь мы прилагаем усилия, чтобы помочь глобальному Югу в дихотомии Север—Юг,

у нас есть Цели развития тысячелетия, которых мы надеемся достичь к 2015 г. У нас есть Глобальный договор, который распространяется на частный сектор для того, чтобы помочь в достижении некоторых целей человеческого развития. И у нас есть такое новое понятие, как «устойчивое развитие», которое взято из доклада Комиссии Брунт-ланд (Report of the World Commission..., http://www.un-documents.net/ our-common-future.pdf) и которое сегодня утверждено на конференции «Рио плюс 20», недавно состоявшейся в Рио-де-Жанейро. Изменение климата является еще одним способом, посредством которого мы пробуем расширить границы гуманизации международных отношений, пытаясь говорить о коллективной идентичности человека на этой планете, и остановить загрязнение озонового слоя и другие опасности, вызванные изменением климата. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая была создана под эгидой ООН, внесла в это свой вклад. И в сущности лозунг устойчивого развития — удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений реали-зовывать свои потребности, по моему мнению, является одним из самых важных вкладов, которые были сделаны.

Говоря о культурных взаимоотношениях, нельзя не признавать разнообразия в международном сообществе. Это факт, что к каждой культуре, будь то культура коренных народов или культура стран, которые представляют собой Организацию Объединенных Наций, должны относиться с уважением. Так, вместо тезиса о «столкновении цивилизаций» (Huntington, http://www.hks.harvard.edu/fs/pnorris/ Acrobat/Huntington_Clash.pdf), который был разработан профессором Гарвардского университета Сэмюэлем Хантингтоном, мы используем понятие «альянс цивилизаций», где примером являются Испания и Турция, две страны, на самом деле имевшие опыт альянса цивилизаций, когда турки-османы оставили богатое культурное наследие на юге Испании. На мой взгляд, особенно важно то, что признаются равенство культур и взаимная выгода от межкультурного обмена. Мы также видим развитие в области ИКТ, то, каким образом компьютерные технологии и телекоммуникации «сблизили» мир и сделали его более взаимозависимыми и глобализованным. Работа ЮНЕСКО не только привела нас к пониманию значимости других культур, но и обозначила ряд страниц мирового наследия, заставила нас ценить общее наследие человеческого рода.

Позвольте мне перейти к Концепции безопасности человечества, которая разработана на базе идеи устойчивого развития через соблюдение прав человека. Это действительно свобода от насилия и страха насилия, потому как если мы говорим о национальной безопасности после Вестфальского (1648) мира, то там государство явля-

лось основной ячейкой в международных отношениях, но существуют также и индивиды, и вопрос о безопасности личности подчеркивается Концепцией безопасности человечества, которая утверждает, что национальная безопасность и суверенитет страны могут быть хорошо защищены, но человек в то же время может быть незащищенным в личностном плане. Нам в идеале нужно стремиться к ситуации, в которой есть и национальная, и личная безопасность граждан данной страны. Таким образом, идея человеческой безопасности стала общепринятой. Был представлен доклад, опять же под эгидой Организации Объединенных Наций, под руководством двух сопредседателей — Садако Огаты, замечательной женщины из Японии, и Амартии Сена, известного экономиста из Индии, с более подробным описанием этого понятия (Ogata, Sen, 2003). Мнение Кофи Аннана по вопросам безопасности представлено следующим образом: «Не может быть развития без безопасности, а безопасности без развития, и ничто не может быть устойчивым без уважения прав человека и верховенства закона» (Annan, http://www.hsrgroup.org/docs/Publications/HS R20092010/20092010HumanSecurityReport-Foreword.pdf).

Сегодня, несмотря на то, что у нас есть концепция «ответственности по защите», которая направлена на дальнейшую гуманизацию международных отношений, мы имеем элементы реальной политики в ее применении. Почему мы говорим об ответственности по защите применительно к Ливии, а не к Бахрейну и Йемену? Зачем говорить об этом по отношению к Сирии, а не к другим странам? Четко прослеживаются пробелы. Насколько Устав ООН сочетает реальную политику и идеалистический аспект гуманизации международных отношений, настолько же в практике международных отношений еще есть этот диссонанс. Сохраняется школа политического реализма. Защиту Израилю предоставляют некоторые из великих держав в Совете Безопасности, которые обладают правом вето; все еще есть ядерное оружие, которое сосредоточивается в основном в США и России, — 95% из девятнадцати тысяч ядерных боеголовок принадлежат им, и около 100 млрд долл. США расходуются на ядерные боеголовки и их модернизацию в девяти странах. Есть также крупные банки, поддерживаемые многосторонними институтами, такими как МВФ и МБРР, во многом без учета реальных потребностей людей, и еще есть ситуации, в которых сила преобладает над правом.

Другим ярким примером, когда политика великих держав превосходит полномочия общей безопасности всех государств, является изменение климата. Сейчас на основании всех докладов Межправительственной группы экспертов по изменению климата очевидно, что проблема очень серьезная. Она затрагивает всех — не только Мальдивы, потому что они, вероятно, погибнут через несколько десятиле-

тий, или Бангладеш, где снова существенная часть страны может быть затоплена. В Арктике будет происходить постепенное потепление, что приведет к различным изменениям, хорошим и плохим. И в наших общих интересах как-то противостоять этому. Но есть страны, которые решили придерживаться привычного им образа жизни, без внесения необходимых коррективов, они не будут делать инвестиции в солнечную энергию, в энергию ветра и в другие возобновляемые виды энергии для того, чтобы помочь нам коллективно выйти из этой ситуации. Примеры истории показали нам, что экологические причины и факторы приводили к упадку цивилизации и, если мы не будем принимать это во внимание, то мы не сможем выйти из этой ситуации. Здесь могут быть временные решения, как недавний Киотский протокол, который не был ратифицирован Соединенными Штатами, могут быть и другие временные изменения, но решительные усилия по гуманизации нашего подхода к проблеме изменения климата вряд ли будут иметь успех на следующей неделе, когда встретятся мировые нации.

Итак, позвольте мне сказать, что, хотя мы сталкиваемся с ситуациями постепенного прогресса в сторону эффективного и достойного управления международными отношениями, элементы жесткой реальной политики остаются и сдерживают наше движение вперед. Сейчас это, конечно, может восприниматься некоторыми как защита национальных интересов. Но может ли национальный интерес рассматриваться в отрыве от интересов индивидов в национальных государствах? Это очень важный вопрос. Позвольте мне закончить цитатой моего любимого Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Дага Хаммаршельда, который однажды сказал: «Организация Объединенных Наций была создана не для того, чтобы привести нас в рай, а для того, чтобы спасти нас от ада».

ООН многого достигла, но гораздо больше еще предстоит сделать.

Спасибо.

Литература

Annan Kofi. Foreword, Human Security Report (Accessed 17 December 2012) // http:// www.hsrgroup.org/docs/Publications/HSR20092010/20092010HumanSecurityReport-Foreword.pdf

Annan Kofi and Mousavizadeh Nader. Interventions. A Life in War and Peace // http:// www.npr.org/books/titles/160133799/interventions-a-life-in-war-and-peace

Charter of the United Nations, United Nations (Accessed 15 December 2012) // http:// www.un.org/en/documents/charter/

"Decolonization" (Accessed 15 December 2012) // http://www.un.org/en/globalissues/ decolonization

General Assembly-Fifteenth Session, 1514(XV). Declaration on the granting of independence to colonial countries and peoples, pg 66 (Accessed 15 December 2012) // http:// www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/1514(XV)

Huntington Samuel P. Clash of Civilizations (Accessed 15 December 2012) // http:// www.hks.harvard.edu/fs/pnorris/Acrobat/Huntington_Clash.pdf

Ogata Sadako and Sen Amartya. Human Security Now, Commission on Human Security, UNOPS, New York, 2003, ISBN 0-9741108-0-9.

Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future, Oslo, 20 March 1987 (Accessed 15 December 2012) // http://www.un-documents.net/ our-common-future.pdf

Resolution 1325 (2000) Adopted by the Security Council at its 4213th meeting, on 31 October 2000 (Accessed 15 December 2012) // http://www.un.org/events/res_1325e.pdf

The Russell—Einstein Manifesto Issued in London, 9 July 1955 (Accessed 15 December 2012) // http://www.pugwash.org/about/manifesto.htm

The Universal Declaration of Human Rights (Accessed 15 December 2012) // http:// www.un.org/en/documents/udhr/index.shtml

"UN at a Glance" (Accessed 15 December 2012) // http://www.un.org/en/aboutun/ index.shtml

tfOfWfflKC. 2013. TOM 9. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.