Научная статья на тему 'Принципы организации микроцикла литии в службе святым благоверным князьям Борису и Глебу на 24 июля'

Принципы организации микроцикла литии в службе святым благоверным князьям Борису и Глебу на 24 июля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ / PRINCES BORIS AND GLEB / СЛУЖБА / SERVICE / ЛИТИЯ / ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ / LITURGICAL MANUSCRIPTS / LITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Мария Геннадьевна

В ходе исследования был выявлен и сопоставлен репертуар песнопений литии по 7 нотированным и 17 ненотированным источникам XV-XVII вв. из архивов Российской государственной библиотеки, библиотеки Академии наук, Российской национальной библиотеки. Предложены методы рассмотрения музыкальной организации литии как единого художественного целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of micro-cycle organization in the service for the Saints Boris and Gleb on July 24

Based on the sources from the 15-17th centuries (of which seven are notated and seventeen lack notation), kept at the Russian State Library, The Library of the Russian Academy of Sciences, and The National Library of Russia, the author determines the chant repertory for the lity memorial service. The author also proposes methods of analyzing the musical organization of this service as an artistically unified whole.

Текст научной работы на тему «Принципы организации микроцикла литии в службе святым благоверным князьям Борису и Глебу на 24 июля»

Мария Иванова

Принципы

организации микроцикла литии в службе святым благоверным князьям Борису и Глебу на 24 июля

В ходе исследования был выявлен и сопоставлен репертуар песнопений литии по 7 нотированным и 17 ненотированным источникам ХУ-ХУИ вв. из архивов Российской государственной библиотеки, библиотеки Академии наук, Российской национальной библиотеки. Предложены методы рассмотрения музыкальной организации литии как единого художественного целого.

Ключевые слова: князья Борис и Глеб, служба, лития, певческие рукописи.

Интерес исследователей-музыковедов к микроциклу литии формируется к концу XX в. Лития (от греч. — усердное моление) — первоначально означала моление вне храма. М. Н. Скабалланович сообщает о ней следующее:

Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением,

переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв 1

Включение микроцикла литии в певческие книги связано с принятием Иерусалимского устава на Руси в XV в.

Как отмечает Н. С. Серегина 2 в монографии, посвященной песнопениям русским святым в певческой книге стихирарь, по Иерусалимскому уставу на литии поется группа из двух или трех вариантно зависимых стихир и замыкающего славника.

Песнопения литии в рамках изучения службы рассматривались в работах О. П. Быковой 3 и Ю. В. Жилиной 4. Так, изучая песнопения праздника Пятидесятницы, О. П. Быкова говорит о связи песнопений литии с предшествующими им паремийными чтениями. Лития исследуемой ею службы не имеет «специальных» стихир. Изначально с XV в. в этом разделе службы звучали самогласные стихиры 4-го гласа на «Хвалитех...» утрени. В процессе церковных реформ середины XVII в. они были заменены на три стихиры 2-го гласа из микроцикла на «Господи, воззвах...» великой вечерни. По мнению исследователя, это изменение было связано с тем, что характерный локативный ряд литии (выход в особое пространство храма — притвор) находит вербальное воплощение в текстах стихир 2-го гласа: «Во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира...», «Во дворех Твоих Господи».

Ю. В. Жилина отмечает, что стихиры на литии службы Сретению Господню — самый протяженный микроцикл стихир службы (девять песнопений), которые звучат в чинопоследовании вскоре после чтения паремий. Тексты песнопений включают аллюзии на ветхозаветные чтения. Стихиры литии объединяются в цикл общим содержанием и лексикой, благодаря обновлению которой происходит развитие; также они имеют опосредованные связи с другими песнопениями службы. Музыкальная организация микроцикла литии, в первую очередь гласовая композиция,

1 Скабалланович М. Толковый типикон. Ч. II. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2004. С. 585.

2 Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги Х^ХК вв. «Стихирарь месячный». СПб. : РИИИ, 1994.

3 Быкова О. П. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы. Дисс... канд. иск. СПб. : Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2001.

4 Жилина Ю. В. Песнопения из службы Сретения Господня в русской певческой традиции Х!-ХХ вв. Дисс... канд. иск. СПб.43: Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2008.

строится на принципе симметрии и периодичности, что будет реализо-вываться и в роспевах стихир, хотя каждой из них присущ свой принцип организации музыкального текста. Музыкально-поэтической кульминацией цикла является славник на литии.

Об особой значимости литии говорит Н. В. Рамазанова 5. Исследователь впервые обращает внимание на формирование и способы организации этого цикла в Стихираре «Дьячее око» 1580-х гг. из собрания РНБ Кир.-Бел. 586/843, так как его отличительной особенностью является систематическая фиксация стихир и славников на литии, которых могло быть от двух до восьми. Причем в стихирах мог использоваться как один глас, так и несколько (до шести гласов). Лития не была строго регламентирована по времени. Это позволяло мастеропевцам расширить традиционные рамки микроцикла и использовать необходимое количество песнопений в конкретном богослужении, руководствоваться внутренней логикой гласовой композиции службы.

Обратимся к песнопениям литии в службе святым Борису и Глебу на 24 июля, ранее специально не рассматривавшимся. Песнопения, которые имеют ремарку «в литию», «лития», первоначально появляются в не-нотированных рукописях XV в., что связано с принятием Иерусалимского устава. Нотированные списки с этой ремаркой известны с конца XVI в.

Чтобы установить время, когда стал формироваться состав песнопений литии Борису и Глебу, рассмотрим ненотированные рукописи, в которых ремарка «лития» появляется раньше. Нами было просмотрено 30 рукописей из собраний РНБ и РГБ 6 XV-XVII вв., среди которых Апостол толковый с прибавлениями, минеи служебные на июль, минеи праздничные (трефологии), сборники избранных служб. По нашим наблюдениям, в не-нотированных рукописях XV-XVII вв. а) микроцикл литии может отсутствовать, б) есть песнопения с ремаркой «лития», в) стихиры, обычно входящие в микроцикл литии, могут быть в рукописи расположены в другом разделе службы.

Таким образом, ремарка «лития», «в литию» встретилась нам только в семнадцати рукописях 7. Из них четыре датируются XV в., одиннадцать рукописей — XVI в. и две — началом XVII в. (табл. 1).

5 Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII веков. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004.

6 Российская государственная библиотека.

7 Ненотированные рукописи, в которые не вошли песнопения с ремаркой «лития»: РНБ Соф. 209 (минея месячная на июль) XV в., РНБ Соф. 361 минея месячная на июль) XV в., РГБ Ф. 304Л.578 (минея на июль) XV в., РНБ Кир.-Бел. 327/544 (минея служебная на июль) XV-XVI вв., РГБ Ф. 304Л.613 (трефолог) конец XV — начало XVI вв., РГБ Ф. 304Л.582 (минея на июль) 1-я пол. XVI в., РГБ ф. 173Л.475 (минея праздничная на январь —

№ Шифр рукописи Наименование рукописи Датировка

1 РГБ Ф. 304. I. 116 Апостол толковый с прибавлениями, л. 426, 426 об. XV в.

2 РГБ Ф. 304. I. 577 Минея (июль) л. 173 об., 184, 184 об. XV в.

3 РНБ Соф 362 Минея (июль) л. 206-209 конец XV в.

4 РНБ Соф. 363 Минея (июль) л. 250-251 об. конец XV в.

5 РГБ Ф. 304. I. 580 Минея (июль) л. 243об. — 244 об. 1509 г.

6 РГБ Ф. 304. I. 597 Службы избранные л. 286 об., 287. 1511 г.

7 РГБ Ф. 304. I. 599 Службы из разных месяцев. л. 130 об.— 133 начало XVI в.

8 РГБ Ф. 304. I. 569 Минея (июнь, июль) л. 405-406 1-я пол. XVI в.

9 РГБ Ф. 304. I. 646 Сборник богослужебный л. 362-363 1-я пол. XVI в.

10 РГБ Ф. 304. I. 570 Минея (июнь, июль) л. 191 об., 192 XVI в.

11 РГБ Ф. 304. I. 571 Минея (июнь, июль) л. 307, 307 об. XVI в.

12 РГБ Ф. 304. I. 583 Минея (июль) л. 353-354 об. XVI в.

13 РГБ Ф. 304. I. 614 Трефолог л. 147, 147 об. XVI в.

14 РГБ Ф. 304. I. 620 Трефолог л. 412, 412 об. XVI в.

15 РГБ Ф. 304. I. 623 Трефолог л. 498, 498 об. XVI в.

16 РНБ Погод. 431 Минея праздничная на март — январь л. 221-222 Нач. XVII в.

17 РНБ Кир.-Бел. 391/648 Минея (июль) л. 226 об. — 228 1611 г.

Табл. 1

Результаты изучения песнопений литии по ненотированным рукописям представлены в таблице 2. В ней песнопения располагаются в порядке их хронологического появления в рукописях от XV до XVII вв. и не отражают порядок фиксации песнопений в них (столбцы по вертикали). Кроме того, таблица показывает, как часто представлено каждое песнопение.

август) XVI в., РНБ Солов. 525/544 (минея служебная) XVI в., РГБ Ф. 304X615 (трефо-лог) XVI в., РГБ Ф. 304X653 (сборник) XVI в., РНБ Тит. 662 (минея на июль) XVI в., РНБ Солов. 541/560 (минея праздничная на май — август) конец XVI в., РГБ Ф. 304X585 (минея на июль) конец XVI — начало XVII вв.

В пергаменной рукописи XV в. из собрания РНБ Соф. 209 встречаются песнопения, которые в других рукописях входят в состав литии. На л. 217 об.—218 об. после стихир на «Хвалитех...» с ремаркой «ины стихиры, глас 6, самогласны» приведены следующие поэтические тексты: «Днесь верных собори...», «Иже на земли ангела...», «Радостно вси празднуем днесь...» и «Придете новокрещении...» 8-го гласа.

В минее месячной на июль XV в. (РНБ Соф. 361) записаны три самогласных стихиры 6-го гласа «Днесь верных собори...», «Иже на земли ангела...», «Радостно вси празднуем днесь...», но они имеют указание: «На стих [овне] стихиры святым».

№ Инципит I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII

1 «Земное царство...», 4 + + + +

2 «Земля освятися кровию вашею...», 4. + + + + + + + + +

3 «Радостию вси празднуим...», 5 + + + + + + + + + +

4 «Радостно вси празднуимо», 6. + + + + + + +

5 «Днесь верных собори...», 6 + + + + + + + + +

6 «Иже на земли ангела...», 6 + + + + + + + + + +

7 «Придете новокрещении...», 8 + +

8 «Плотескую богатяща...», 8 + +

9 «Днесь верных собори праздник составим...», 4. +

10 «Аще и земнаго царствия...», 4. + + + + +

11 «Придете восхвалим...», 2 +

12 «Приидете целомудрия любцы...», 2 +

13 «От честна и свята кореня израстоше...», 2 +

14 «Заповеди Господня делы исполняюща...», 2 +

15 «Приидете лик составльше...», 6 +

Табл. 2

В ненотированных рукописях для микроцикла литии нами выявлено суммарно 15 песнопений. Однако в каждой рукописи этот состав индивидуален, нет ни одного списка, в котором встретились бы все эти песнопения. Выяснилось, что нет ни одного песнопения, которое можно считать

представляющим литию во всех списках. Таким образом, лития в неноти-рованных списках отличается неустойчивостью состава.

Из таблицы 2 мы видим, что в XV в. формируются две самые краткие подборки из трех песнопений. Первая из стихир «Земное царство...» и «Земля освятися кровию вашею...» 4-го гласа и славника «Радостию вси празднуим...» 5-го гласа. Такой состав литии известен нам в четырех списках 8. В XVI в. первая стихира в этой подборке заменяется на стихиру также 4-го гласа «Аще и земнаго царствия...» 9.

Вторую подборку, сформировавшуюся также в XV в., составляют три стихиры 6-го гласа: «Днесь верных собори...», «Иже на земли ангела...» и «Радостно вси празднуимо...» 10, выявленные нами в трех списках. Отметим, что стихира «Иже на земли ангела...», по образцу которой составлена стихира в честь Бориса и Глеба, входит в корпус самых древних песнопений певческого цикла преподобному Антонию Великому. Как отмечает А. С. Бельшова ", в XV-XVI вв. эта стихира входит во многие службы русским святым без изменения текста и роспева.

Вторая подборка, выявленная нами, может расширяться до четырех песнопений за счет прибавления стихиры «Придете новокрещении... » 8-го гласа или славника «Плотескую богатяща...» ^ 8-го гласа. В сборнике Служб из разных месяцев ° начала XVI в. записано пять песнопений на литии. Стихира 4-го гласа «Днесь верных собори праздник составим...» встретилась единственный раз. Отметим, что стихиры «Иже на земли ангела...», «Радостно вси празднуим днесь...» имеют указание на 4-й глас, хотя во всех остальных рукописях они 6-го гласа.

Наибольшее количество песнопений в микроцикле литии (а именно девять) зафиксировано только в минее на июль ы начала XVII в. (1611 г.) из собрания РНБ Кир.-Бел. 391/648. Из них пять песнопений встречаются

8 РГБ Ф. 304.1.116 (Апостол толковый с прибавлениями, XV в.), РГБ Ф. 304.1.580 (минея на июль,1509 г.), РГБ Ф. 304.1.597 (службы избранные, 1511 г.), РГБ Ф. 304.1.646 (сборник богослужебный, 1-я пол. XVI в.).

9 РГБ Ф. 304X570 (минея на июнь, июль, XVI в.) и РГБ Ф. 304X614 (трефолог, XVI в.) и РГБ Ф. 304X620 (трефолог, XVI в.), РГБ Ф. 304X623. В трефологах есть указание, что стихиры 4-го гласа «самогласны».

ю РНБ Соф. 363 (минея на июль, конец XV в.), РГБ Ф. 304X569 (минея на июнь, июль, 1-я пол. XVI в), РГБ Ф. 304X571 (минея на июнь, июль XVI в.).

11 Бельшова А. С. Стихира преподобному Антонию Великому «Иже на земли ангела...»

в древнерусской гимнографии // Труды отдела древнерусской литературы / Академия

наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; отв. ред. Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 2009. Т. 60. С. 39-50.

12 РНБ Соф. 362 (минея на июль, конец XV в.).

13 РГБ Ф. 304X599 (службы из разных месяцев, XVI в.)

14 РНБ Кир.-Бел. 391/648 (минея на июль, 1611 г.).

и в других списках в первой и второй подборке, а четыре стихиры известны нам только в этом списке

Таким образом, в ненотированных рукописях в микроцикле литии из пятнадцати возможных песнопений минимально фиксируется три, а максимально — девять. Из пятнадцати песнопений в рукописях XV в. четыре стихиры созданы специально для этого микроцикла, два песнопения являются древнейшими («Придете новокрещении... » и «Плотескую богатяща...» 8-го гласа), а песнопения «Иже на земли ангела...» " и «Днесь верных собори...» 6-го гласа могут располагаться в другой части службы.

В целом состав песнопений литии подвижен и неустойчив. Предпочтение отдается четным гласам (2, 4, 6, 8), кроме славника 5-го гласа «Радос-тию вси празднуимо...». Но даже обозначение гласа для некоторых песнопений может меняться.

Итак, песнопения литии святым Борису и Глебу в службе на 24 июля представляют собой составной (мозаичный) 17 микроцикл, в который входят как оригинальные, созданные специально для него, так и древнейшие песнопения. Неустойчивость и подвижность состава песнопений литии связана, скорее всего, с тем, что она не являлась обязательной частью службы, на что указывает следующая ремарка: «Аще изволит настоятель литию пети ино стихиры писаны на 1-м часе» 1®.

Обратимся к нотированным рукописям. В рукописях XV в. песнопения с ремаркой «лития» нами не выявлены, тем более что в нотированных списках этого времени фиксируются, как правило, только три славника в честь Бориса и Глеба. На данный момент было обнаружено семь ноти-рованных списков с ремаркой «лития», «в литию», которые фиксируются с конца XVI в. (табл. 3).

'5 Песнопения на подобен «Даст знамение», обычно 4-го гласа, встречаются на стиховне великой вечерни, в рукописи указан 2-й глас и «Приидете лик составльше...» 6-го гласа.

'6 Например, в рукописи РГБ Ф. 304. I. 614 эта стихира указана на л. 156 об. не в разделе литии, а после великого славословия и отпуста. Ремарка: «Таж дается и масло братии. поем стихиры самогласны, глас 6. Иже на земли ангела».

'7 О принципе «мозаичности» майской службы на перенесение мощей святителя Николая Мирликийского говорит В. И. Легких в книге: Легких В. И. Службы на представление и перенесение мощей святителя Николая Мирликийского в славянской рукописной традиции XII — начала XVII вв. М. ; СПб. 2011. С. 113.

18 В минее на июль XV в. РГБ Ф. 304Л.577 на л. 173 об. Т. е. даны только инципиты стихир. На л. 184 «<...> И отпуст. Таж дается святое масло братии. И поем. Стихиры самогласн[ы] ». Далее следует поэтический текст стихир «Иже на земли ангела...», «Радостно вси празднуим...».

№ Шифр рукописи Наименование рукописи Датировка

I РНБ Кир.-Бел. 586/843 Стихирарь «Дьячье око...» л. 545 об., 546, 661, 661 об. 1588-1591 гг.

II БАН Строган. 44 Стихирарь «Дьячье око...» л. 800, 800 об., 822, 822 об. 1589-1598 гг.

III РНБ Кир.-Бел. 665/922 Рукопись инока Христофора, л. 358-361 XVII в., 1604 г.

IV БАН Целепи 20 Праздники с дополнениями, л. 387-389 вторая треть XVII в.

V РГБ Ф. 304. I. 449 Сборник, л. 143-144 XVII в. (до 1644 г.)

VI БАН Каликин. 69 Стихирарь, л. 472 об. 1-я пол. XVII в.

VII РГБ Ф. 379 (собр. Разумовского), № 66 Стихирарь «Дьячье око...», л. 378 об.— 381 50-е гг. XVII в.

Табл. 3

Суммарно в списках конца XVI — начала XVII в. в чине литии выявлено

" 19

двенадцать песнопений 19.

№ Инципит I II III IV V VI VII

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 «Аще и земнаго царствия...», 4. + +* + + +

2 «Земля освятися кровию вашею...», 4. + + + +

3 «Богом избрании людие...», 8. + + +

4 «Плотескую богатяща...», 8. + + + + +

5 «Днесь созывает нас...», 6. +

6 «Радостию вси празднуимо...», 5. + + + + +

7 «Зря корабля напрасно приставающа...», 6 + +

8 «Возописта со слезами...», 6 + +

9 «Придете лико составлеше...», 6 +

10 «Побежаемо желанием будущихо...», 6 + +

11 «Рака идеже лежате...», 8 +

12 «Днесь убо сошедошеся...», 6 +

Табл. 4

19 «Аще и земнаго царствия...» 4-го гласа, «Земля освятися кровию вашею...» 4-го гласа, «Богом избрании людие...» 8-го гласа, «Плотескую боготяща...» 8-го гласа, «Зря корабля напрасно приставающа...» 6-го гласа, «Возописта со слезами...» 6-го гласа, «Радостно вси празднуимо...» 5-го гласа, «Днесь созывает нас...» 6-го гласа, «Днесь убо сошедоше-ся...» 6-го гласа, «Придете лико составлеше...» 6-го гласа, «Побежаеми желанием буду-щихо...» 6-го гласа, «Рака идеже лежате...» 8-го гласа.

Как видно из таблицы 4, к устойчивым песнопениям литии можно отнести стихиры 4-го гласа «Аще и земнаго царствия...» и «Земля освятися кровию вашею...», «Плотескую богатяща...», «Радостию вси празднуи-мо...». В качестве славника могло выступать три песнопения: или «Пло-тескую богатяща... » 8-го гласа, или «Побежаемо желанием будущихо... » 6-го гласа, но предпочтение отдавалось «Радостию вси празднуимо... » 5-го гласа. Это единственное песнопение в микроцикле литии нечетного гласа, которое выступало ярким музыкальным контрастом по отношению к другим песнопениям. Так, в певческом сборнике XVII в. из собрания РГБ Ф. 304. I. 449 фиксируется только славник 5-го гласа «Радостию вси празднуимо...».

Из двенадцати нотированных песнопений литии минимальное количество в рукописи — одно, максимальное — восемь. Все песнопения литии «самогласные», то есть имеют индивидуальный роспев, предпочтение отдается четным гласам (4, 6, 8), в качестве интонационного контраста как кульминация выступает песнопение 5-го гласа. Нет ни одного песнопения, представляющего литию во всех нотированных списках . Таким образом, микроцикл литии в нотированных рукописях также «мозаичен», составлен из разных песнопений. Среди них заимствованные из других разделов службы и «оригинальные», специально созданные для литии.

Сопоставим состав песнопений микроцикла литии по ненотирован-ным и нотированным источникам (таблица 5). Хотя суммарное количество фиксирующихся в них песнопений близко (12 и 15 соответственно), состав отличается. Общими в микроцикле литии для нотированных и ненотированных списков являются только пять песнопений. Среди них «Плотескую богатяща...», известное с XII в., появившиеся в неноти-рованных рукописях в XV в. три песнопения «Земля освятися кровию вашею...», «Радостию вси празднуимо...», «Придете лик составлеше...» и в XVI в. «Аще и земнаго царствия...».

20 Наиболее устойчиво в нотированных рукописях фиксируются следующие песнопения: «Аще и земнаго царствия...», «Земля освятися кровию вашею...», «Плотескую богатяща...», «Радостию вси празднуимо...», которые записаны в пяти списках из семи. «Богом избрании людие... » встретилась в трех списках. «Возописта со слезами...», «Зря корабля напрасно приставающа...», «Днесь убо сошедошеся... » выписаны в двух списках. Только один раз встречается стихира «Днесь созывает нас...».

№ Ненотированные рукописи Нотированные рукописи

1 «Земное царство...», 4

2 «Земля освятися кровию вашею...», 4. «Земля освятися кровию вашею...», 4.

3 «Радостию вси празднуимо...», 5 «Радостию вси празднуимо...», 5.

4 «Радостно вси празднуимо...», 6.

5 «Днесь верных собори...», 6

6 «Иже на земли ангела...», 6

7 «Придете новокрещении...», 8

8 «Плотескую богатяща...», 8. «Плотескую богатяща...», 8.

9 «Днесь верных собори праздник составим...», 4.

10 «Аще и земнаго царствия...», 4. «Аще и земнаго царствия...», 4.

11 «Придете восхвалим...», 2 (?)

12 «Приидете целомудрия любцы...», 2

13 «От честна и свята кореня израстоше...», 2

14 «Заповеди Господня делы исполняюща...», 2

15 «Приидете лик составлеше...», 6 «Придете лико составлеше...», 6

16 «Богом избрании людие...», 8.

17 «Зря корабля напрасно приставающа...», 6

18 «Возописта со слезами...», 6

19 «Побежаемо желанием будущихо...», 6

20 «Днесь созывает нас...», 6.

21 «Рака идеже лежате...», 8

22 «Днесь убо сошедошеся...», 6

Табл. 5

Сопоставление нотированных и ненотированных источников показало, что состав песнопений, гласовая последовательность в них не совпадает. Например, в ненотированном списке может быть изменен глас песнопения, так стихира «Придете восхвалим...» имеет указание на 2-й глас, тогда как в нотированных рукописях она распета только 6-м гласом.

Н. В. Рамазанова, О. П. Быкова, Ю. В. Жилина отмечают особую художественную организацию литии, которая проявляется и в службе Борису и Глебу на 24 июля. Об этом свидетельствует и то, что в микроцикле

литии в службе благоверным князям в нотированных рукописях роспев-щик выбирает необходимые ему песнопения и располагает их в соответствии со своим замыслом, выстраивает гласовую драматургию.

Основной состав песнопений, характерный для литии, представлен в рукописи из собрания РНБ Кир.-Бел. 586/843, которая является самым ранним из известных нам нотированных списков, содержащих ремарку «лития». В него входит пять песнопений. Отметим, что три первые стихиры литии записаны в службе на 24 июля только в виде инципитов с отсылкой к службе на 2 мая. Кроме того, есть ремарка, что как «Ина слава...» выступает песнопение «Днесь созывает нас...» 6-го гласа из службы Димитрию Солунскому на 26 октября. Как отмечает Н. В. Рамазанова, заимствование песнопения для литии из другой службы было характерно для этой рукописи.

Отсылка к песнопению из службы великомученику показывает также, что события русской истории включаются в общехристианскую, причем выбор песнопения из службы св. Димитрию не случаен. В «Сказании о Борисе и Глебе» есть слова, уподобляющие русских святых солунскому чудотворцу: «...Защищаете свое отечество и помогаете так же, как и великий Димитрий своему отечеству» 2\ Город Вышгород, где был построен храм в честь Бориса и Глеба и происходили чудеса от мощей святых, сравнивается с греческим городом Салоники (по-старославянски — Солунь), в который были перенесены мощи св. Димитрия; «...второй Солунь явился в Русской земле, исцеляющий безвозмездно... » 22.

Песнопения образуют пары, что подчеркивается гласовой драматургией (последовательностью чередования гласов), и дополняют друг друга по содержанию: 4-4-8-8-6.

№ Инципит Глас

1 «Аще и земнаго царствия...» 4

2 «Земля освятися кровию вашею...» 4

3 «Богом избрании людие...» 8

4 «Плотескую богатяща...» 8

5 «Днесь созывают нас...» 6

Табл. 6

21 Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1 XI-XII век. СПб. : Наука, 1997. С. 349.

22 Там же.

Рассмотрим список из собрания РНБ Кир.— Бел. 665/922 (1604 г.), так как это авторская рукопись инока Христофора, которая отличается индивидуальным составом песнопений и оригинальной музыкально-поэтической композицией. В микроцикл литии здесь входят семь песнопений, два из них («Придете лик составлеше...» и «Рака идеже лежат...») включены в литию только в этом нотированном списке, тогда как в других рукописях они находятся в другом разделе службы.

Рассмотрим гласовую драматургию литии в списке РНБ Кир.— Бел. 665/922: 6-6-6-5-6-8-8.

№ Инципит Глас

1 «Зря корабля напрасно приставающа...» 6

2 «Возописта со слезами...» 6

3 «Придете лико составлеше...» 6

4 «Радостию вси празднуимо...» 5

5 «Побежаемо желанием будущихо...» 6

6 «Рака идеже лежате...» 8

7 «Плотескую богатяща...» 8, 4, 8

Табл. 7

Последовательность гласов образует композицию с центральной симметрией (песнопение 5-го гласа). В качестве славника инок Христофор выбирает самое протяженное песнопение «Плотескую богатяща...». Как известно 23, это древнейшее песнопение сначала было многогласником, и, хотя с XV в. оно стало распеваться только 8-м гласом, роспевщик возвращается к древней традиции, но интерпретирует ее по-своему, сопоставляя 8-й и 4-й гласы, чередование которых образует троегласник. Таким образом, в славнике также повторяется принцип, используемый для организации микроцикла литии (композиция с центральной симметрией). Причем смена гласа происходит на словах «и небесное царество имущее чюдотворита беспрестани». Здесь нет противопоставления земного и не-

23 Серегина Н. С. Из истории русской гимнографии домонгольского периода (по материалам певческой книги Стихирарь минейный) // Музыкальная культура средневековья: Теория. Практика. Традиция. Л., 1988. С. 62-77. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам певческой книги Х1-Х1Х вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. С. 75-101. Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотскоую богатяща» — выдающийся образец древнерусского певческого искусства // Музыкальная культура Средневековья. М., 1992[1991]. Вып. 2. С. 12-14.

бесного царства, которое присутствует в стихире 4-го гласа «Аще и зем-наго царствия...», поскольку эта стихира не была включена иноком Христофором в литию.

Самый полный список из собрания РГБ Ф. 379 (собр. Разумовского) № 66, 50-х гг. XVII в. состоит из 8 песнопений и имеет следующую последовательность гласов: 4-4-8-8-6-6-5-6.

№ Инципит Глас

1 «Аще и земнаго царствия...» 4

2 «Земля освятися кровию вашею...» 4

3 «Богом избрании людие...» 8

4 «Плотескую богатяща...» 8

5 «Зря корабля напрасно приставающа...» 6

6 «Возописта со слезами...» 6

7 «Радостию вси празднуимо...» 5

8 «Днесь убо сошедошеся...» 6

Табл. 8

Мы видим, что здесь предпочтение отдано четным гласам, все они встречаются минимум два раза, подчеркивая двоичность, бинарность, парность, которая характерна для службы святым Борису и Глебу и проявляется на разных уровнях. Контрастом и своеобразной кульминацией становится единственное песнопение 5-го гласа.

Хотя в каждом списке песнопения литии располагаются в индивидуальном порядке, по-разному развертывая и раскрывая перед нами события, можно выделить несколько общих принципов, на которых строится музыкально-поэтическая композиция микроцикла литии:

• Принцип конверсии, который базируется на постоянной смене старого и нового;

• Принцип бинарности, двоичности;

• Принцип тождества и контраста.

При анализе поэтических текстов, входящих в микроцикл литии, можно выделить следующие главные идеи («сюжеты») песнопений:

1) Противопоставление земного и небесного царства;

2) Сопоставление событий русской истории с библейскими событиями. Например, появляется антитеза «Христос — новый Каин»;

3) Жертва как подвиг святых;

4) Принятие новых христианских ценностей (новопросвещенность русского народа);

5) Заступничество за отечество;

6) Воплощение идеи рода.

Приведем наиболее яркие примеры воплощения идеи рода:

Песнеми хвалящее хвалам достоинаго ревнителя великому Конс-тянтитину самодержца Владимира <...> от него же две светиле произыдоста Борисо со Глебомо их же не терпя богомерскии братоненавистник. («Днесь убо сошедошеся...», 6 глас)

Антитеза Борис и Глеб — Святополк «святая благородество» — «врагъ» «сосуда чистая» — «мучителя вамо» «и убиицу брата» («Плотескую богатяща...», 8 глас)

«прекрасеная два брата Борисе и Глебе» — «брате Святополче» («Зря корабля напрасно приставающа...», 6 глас) «святая мученика Борисе и Глебе» — «ко брату же и врагу своему

Святополку»

(«Возописта со слезами...», 6 глас)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечали Н. В. Рамазанова, Ю. В. Жилина на примерах других служб, микроцикл литии связан с предшествующими паремийными чтениями, которые в службе Борису и Глебу особые, оригинальные, отражающие исторические события. Также песнопения литии связаны с анонимным сказанием Борису и Глебу 24.

Песнопения объединяются в единый микроцикл с помощью следующих приемов и принципов:

• разворачивание смысла («сюжета») в определенной, выбранной рос-певщиком логике;

• гласовая драматургия;

• повторение некоторых значимых (ключевых) слов во всех песнопениях;

• «высвечивание» смысла при помощи музыкальных средств (значимые слова распеваются тайнозамкненными оборотами);

24 Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1 Х1-Х11 век. СПб. : Наука, 1997.

• принцип тождества и контраста, проявляющийся и в поэтическом, и в музыкальном тексте;

• принцип бинарности, двоичности, парности.

Микроцикл литии в службе Борису и Глебу на 24 июля представляет собой мозаичный (составной) цикл, который не был жестко регламентирован. Распевщик мог свободно реализовывать свой замысел, по-своему расставлять смысловые акценты, выбирать такую композицию, в которой во всей полноте могли раскрыться главные идеи праздника.

Литература

1. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 Ш-Ш! век. 543 с.

2. Бельшова А. С. Стихира преподобному Антонию Великому «Иже на земли ангела» в древнерусской гимнографии. // Труды отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; отв. ред. Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 2009. Т. 60. С. 39-50.

3. Быкова О. П. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы. Дисс. канд. иск. СПб. : Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2001.

4. Жилина Ю. В. Песнопения из службы Сретения Господня в русской певческой традиции XI-XX вв. Дисс. канд. иск. СПб. : Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2008.

5. Легких В. И. Службы на представление и перенесение мощей святителя Николая Мирликийского в славянской рукописной традиции XII — начала XVII вв. М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2011. 220 с.

6. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XV!-XV!! веков. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. 468 с.

7. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб. : РИИИ, 1994. 469 с.

8. Скабалланович М. Толковый типикон. М. : изд-во Сретенского монастыря, 2004. Ч. II. 678 с.

Список сокращений.

БАН — Библиотека Академии наук

Каликин.—собрание рукописей Ф. А. Каликина БАН

Кир.-Бел.—собрание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря РНБ

Погод.—собрание рукописей М. П. Погодина РНБ

РГБ — Российская государственная библиотека

РНБ — Российская национальная библиотека

Соф.— собрание рукописей Софийской новгородской библиотеки РНБ Строг.— собрание рукописей графов Строгановых БАН ТСЛ — собрание рукописей Троице-Сергиевой Лавры РГБ Целепи — собрание рукописей Л. Я. Целепи БАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.