А.В. Кравченко
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Анализ научных исследований в области методологии физической культуры и спорта позволяет выделить современные направления и ведущие подходы: на общеметодологическом уровне работы философов ВТ. Афанасьева, Б.С. Гершунско-го, В.В. Краевского, В.В. Попова; педагогов С.И. Архангельского, ЮЖ. Бабанского, ГА. Бордовского, В.С. Ильина, В.С. Леднева, МЛ. Скаткина, В.А. Сластенина, разрабатывающих теоретические аспекты обучения студентов, целостности учебно-воспитательного процесса в высшей школе; психологов: Л.С. Выготского, . . , . . , . . ,
,
студентами в области физического воспитания.
Теоретико-методологическая основой формирования у студентов навыка ор- :
♦ Принцип потребности и целесообразности, который обеспечивает обоснование необходимости формирования навыка будущего учителя в организации физкультурной и оздоровительной работы с учащимися в учебное время в качестве учителя начальных классов и учителя предметника, а также во внеклассной работе и во внешкольной деятельности в качестве классного руководителя. Формирование навыка организации работы является составным элементов в профессиональном становлении будущего учителя. В практической деятельности учителя реализация данных принципов осуществляется посредством удовлетворения потребности со стороны учащихся в такой организации и возможностей учителя организовать дея;
учителя организации физкультурно-оздоровительной работы и способностью учащихся воспринимать физические нагрузки.
♦ Принцип эффективности и оптимальности организации физкультурнооздоровительной работы заключается в умении со стороны учителя выбора вида
, , процессе выполнения физических нагрузок. Органическое сочетание физических нагрузок с физиологическим состоянием учащихся представляется оптимальным при условии положительного влияния на состояние здоровья ученика и повышения .
♦
,
.
♦ Принцип достаточности, раскрывающий уровень знаний, структурнокомпонентный состав и объем содержания сформированности навыка организации физкультурно-оздоровительной работы студента.
Для повышения эффективности формирования навыка организации и прове- -курсы: для студентов первых курсов - <Шичная гигиена студента», «Физические упражнения и их комплексы», вторых курсов - «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися в школе», «Подвижные
, ». совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания педагог Е.Н.Литвинов, рассматривая особенности подготовки учителя
Раздел VII. Проблемы образования
к решению задач по эффективному развитию двигательных качеств у школьников, на основе результатов исследований, рекомендует «а уроках по легкой атлетике объем скоростных упражнений должен быть в пределах 0,7-1,2%,силовых -4,4-6,3 %,скоростно-силовых -2,5-3,1 %, на выносливость -16-26 % «чистого» времени» [1,45].
Педагоги ГА. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова отмечают, что для развития двигательных и морально-волевых качеств учащихся в современной школе в процессе занятий физической культурой являются спортивные игры. Рассматривают методику обучения учащихся игре в баскетбол, волейбол, лыжной подготов-
,
основе важнейших дидактических принципов: сознательность и активность, наглядность и доступность, систематичности и последовательности, прочности и индивидуализации. Основными задачами учебно-воспитательного процесса являются укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию организма; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков» [2,3].
Перед работниками физической культуры и спорта педагогических вузов ста:
воспитания и спорта; обеспечить студентам занятия физкультурно-
оздоровительной деятельностью в учебное и во внеучебное время в соответствие
;
занятия физической культурой для укрепления здоровья и предупреждения заболе-, -
;
-
.
Основными формами физкультурно-оздоровительной работы со студентами педагогического вуза в контексте профессиональной подготовки учителей для общеобразовательных школ являются: учебные занятия по физическому воспитанию в соответствие с ГОС по специальности, утренняя гимнастика, физкультурная пауза на уроках, уроки физической культуры, секции по видам спорта, группы оздоровления, группы повышения общефизической подготовки, группы корригирую- , -, , , -, -, . навыка организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися обеспе-:
культурой; вырабатывание мотива занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью; формирование теоретических знаний физического воспитания, умений и навыков организации и проведения спортивных мероприятий с учащимися; изучение форм организации самостоятельных занятий учащихся физической культурой; пропаганда и агитация за здоровый образ жизни учащихся. Опытно-
20 -курсов на восьми факультетах Таганрогского Государственного педагогического ( ). 4400 , -
го курса составляло - 2319 человек. Цель исследования: проследить динамику со-
стояния здоровья студентов и определить пути оптимальной организации занятий в педагогическом институте [3].
Важным показателем уровня развития физической культуры и спорта в институте является участие и успешность выступления спортсменов на соревновани-. 2004
11 . 2004 -
дителем областного военно-спортивного фестиваля среди вузов Ростовской области. Мужская команда института по гандболу стала двукратным чемпионом Ростов-2005 .
победителем городских и межвузовских соревнований Южного Федерального ок. 2005 -
ни Б.И. Пахомкина, завоевали кубок «^саваха» и приняли участие на Международном чемпионате высших учебных заведений Европы в г. Роттердаме (Нидерланды), где заняли 7 место из 18 футбольных команд.
Заключение. Понимание сущности физической культуры, ее роли и места в системе педагогического образования позволяет адекватно определить ценностные и целевые ориентации, которые включают: утверждение в сознании каждого студента здорового образа жизни, как основополагающее его профессионального ста, , ; физической культурой и спортом заключается в предметно-ценностном содержа,
воспитания, обеспечивающих проявлению и развитию способностей студентов, необходимых в их будущей педагогической деятельности; повышение уровня активности, коммуникабельности и уверенности поведения» улучшение жизненного тону, .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лите иное ЕМ. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания // Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь.: Изд-во ПГПИ, 1986. - 96 с.
2. Урок физкультуры в современной школе. Под ред. ГА. Баландина. - М.: Советский спорт, 2002. - 160 с.
3. Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования. Труды Международной научнопрактической конференции. 18-20 апреля 2006г. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО
, 2006. - 604 .
..
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Идеи философской и педагогической антропологии (А. Бердяев, В Л. Зинчен-, . . ), - -ставителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А. Амо-нашвили, А. Маслоу, В .А. Сухомлинский, Э. Фромм), публикации о возможностях и условиях использования личностно ориентированного подхода в педагогической ( . . , . . , . . , . . ), -учные положения о сущности становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (Б.З. Вульфов, В.А. Караковский, С.Д. Поляков, . . ) -