Научная статья на тему 'Принципы организации деятельности издательских организаций'

Принципы организации деятельности издательских организаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
505
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PUBLISHING / УЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / RECORD PRODUCTION COST IN COSTS / ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блинов Олег Анатольевич, Ризванова Фаина Фалахетдиновна

Рассмотрены основные принципы организации системы деятельности издательских организаций во взаимосвязи с отраслевыми особенностями. Представлены факторы, влияющие на возможность внедрения системы управленческого учета в организации, занимающиеся издательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of organization publisher

In the article the basic principles of the system of publishing organizations, in conjunction with industry characteristics. Presents the factors influencing on the possibility of introducing a system of management accounting in organizations publishing.

Текст научной работы на тему «Принципы организации деятельности издательских организаций»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 655.4/.5

О.А. Блинов, Ф.Ф. Ризванова

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассмотрены основные принципы организации системы деятельности издательских организаций во взаимосвязи с отраслевыми особенностями. Представлены факторы, влияющие на возможность внедрения системы управленческого учета в организации, занимающиеся издательской деятельностью.

Ключевые слова: управленческий учет, издательская деятельность, учет себестоимости продукции, затрат.

Основой для деятельности издательских организаций, многочисленных агентств по распространению периодических печатных изданий является Закон «О средствах массовой информации» (СМИ) от 27.12.1991 г. № 2124-1. Согласно действующей на сегодняшний день редакции закона от 01.09.2013 г. в Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации и не подлежат ограничениям: поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации. В законе даются определения таким ключевым для издательской деятельности понятиям, как:

1) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

2) средства массовой информации - периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень и иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

4) продукция средств массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания;

5) распространение продукции средства массовой информации - продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания и иные способы распространения;

6) специализированные средства массовой информации - такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

© Блинов О.А., Ризванова Ф.Ф., 2013

7) редакция средств массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

8) главный редактор - лицо (независимо от наименования должности), возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

9) журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

10) издатель - издательство или иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации;

11) распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции средств массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Согласно Закону о СМИ, редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Она может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве: учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Редакцией руководит главный редактор, осуществляющий свои полномочия на основе Закона о СМИ, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Он представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами и в суде. Также он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Как и во всех отраслях, в деятельности издательских организаций свои особенности, одна из главных: выпуск печатной продукции производится только в соответствии с поступившими предварительными заказами. Как правило, издательства привлекают для распространения сторонние организации, такие как специализированные подписные агентства. Распространителями являются специализированные агентства подписки, почтовые отделения связи или коммерческие организации, оказывающие услуги как по сбору заказов, так и по доставке печатных изданий подписчикам. Отношения между распространителем и подписчиком (юридическим или физическим лицом, выписывающим печатные издания для своих нужд, за исключением коммерческого использования) оформляются договором подписки. Распространителем может выступить как само издательство, так и агентство. В договоре подписки обязательно указывается цена подписки на один экземпляр издания, стоимость услуг по оформлению и исполнению подписки, а также доставке периодических изданий, если она предусмотрена договором.

Подписка на периодические печатные издания, как правило, рассчитана на полугодие или год, и все денежные средства, полученные издательством до выхода тиража, от подписчиков или агентств подписки, являются авансом. Так как согласно п. 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки (что следует из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом);

б) сумма выручки может быть определена;

в) есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Присутствует она в том случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Поэтому, руководствуясь положением, предоплату за подписку не включают в доходы и до отгрузки продукции учитывают на субсчете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» «Авансы полученные».

И только после передачи подписчикам тиража печатного издания предоплату признают как выручку от реализации продукции.

Если же издательства осуществляют подписку через специализированные организации (агентства), отношения сторон регулируются агентским договором, согласно которому агентство выступает в качестве распространителя периодических изданий и обязуется вести подписку по поручению издательства, действуя за счет этого издательства от имени издательства или от своего имени. За услуги по оформлению и исполнению договора подписки агентство получает вознаграждение, как правило, это процент от стоимости подписки или фиксированная сумма за каждый экземпляр, согласно агентскому договору в сроки, установленные в нем. После окончания подписного периода агентство представляет издательству отчет и переводит денежные средства, полученные от подписчиков.

Форма отчета агента не является регламентированной, поэтому она разрабатывается издательством и содержит наименование издания, периодичность выпуска, стоимость подписки и размер вознаграждения. На основании этого документа издательство (редакция) передает агентству печатные издания для последующей доставки подписчикам.

В налоговом учете полученный доход от распространения тиража через специализированные организации рассматривается как доход от реализации. Признается в момент поступления денежных средств от агентств на расчетный счет издательства (редакции). Агентства, как правило, удерживают свое вознаграждения из сумм, полученных от подписчиков, перечисляемых агентством на расчетный счет издательству. Но в доходы издательства включается вся стоимость оформленной агентством подписки (на основании отчета агента), издательства имеют право включить в расходы выплаченные вознаграждения, согласно полученным от агентов отчетам.

Также необходимо учесть порядок выставления НДС агентом, так как в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» в строке 2 указывают - полное или сокращенное наименование продавца - юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя. При составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указывается полное или сокращенное наименование продавца - юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; агент обязан указывать в качестве продавца непосредственно издательскую организацию или редакцию, а себя указывать в графе грузоотправителя, но на практике многие агентства по распространению столкнулись с трудностями. Например, когда заключены договоры со многими издательствами, при передаче подписчику счета-фактуры за текущий месяц, в котором могут быть указаны большим перечнем издания, полученные от разных издательств (редакций), очень трудоемкой может стать задача выделения изданий разных редакций в отдельные счета-фактуры. Но несоблюдение этого правила может грозить подписчикам отказом налоговых органов принять к вычету оплаченный ими НДС за подписные периодические изда-

ния. Агентам это грозит включением выставленного НДС в счетах-фактурах, оформленных не в соответствии с новыми правилам, к оплате в бюджет как полученного с реализации.

На сегодняшний день актуальным для издательских организаций является как введение управленческого учета в структуру предприятия, так и разработка рекомендаций, методических разъяснений по вопросам оптимального формирования себестоимости выпускаемых периодичных печатных изданий. Разработанные рекомендации могли бы послужить основой для планирования будущих затрат, так как редакциям необходимо спрогнозировать цену издания, с учетом возможных изменений экономической ситуации, на будущий временной период: от полугода до года вперед. Поэтому внедрение и последующее применение в работе издательских организаций системы управленческого учета необходимо по экономическим факторам, влияющим на деятельность субъекта, так как от правильного прогноза, принятия тех или иных управленческих решений зависит стабильность и эффективность работы всей производственной системы предприятия.

Список литературы

1. Гулина, А.А. Особенности учета затрат в издательствах / А.А. Гулина // Главбух. Прил. «Учет в производстве». - 2006. - № 1.

2. Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 № 2124-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/smi/42_2.html#p295.

3. Николаева, К.С. Издательская деятельность / К.С. Николаева // Упрощенка : электрон. журн. - 2007. -

№ 7.

4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124837/?frame=1#p35.

SUMMARY

O.A. Blinov, F.F. Rizvanova

Principles of organization publisher

In the article the basic principles of the system of publishing organizations, in conjunction with industry characteristics. Presents the factors influencing on the possibility of introducing a system of management accounting in organizations publishing.

Key words: management accounting, publishing, record production cost in costs.

УДК 657.1:338.24 Р.Р. Зарыпов, О.А. Блинов

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЗЕРНОВОДСТВЕ

Существенное повышение эффективности производства, оставаясь одной из самых и сложных задач сельского хозяйства, улучшение качества зерна и снижение его себестоимости могут быть достигнуты на основе модернизации сельскохозяйственной отрасли, расширения посевных площадей и увеличения урожайности зерновых культур.

Ключевые слова: управленческий учет, зерновые культуры, эффективность производства, сельское хозяйство, посевная площадь.

Создание современной материально-технической базы посредством обновления средств производства и использования прогрессивных технологий может способствовать существенному росту объемов производства зерна в сельскохозяйственных организациях и

© Зарыпов Р.Р., Блинов О.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.