Научная статья на тему 'Учет продаж издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора'

Учет продаж издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСТВО / ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / МОРАЛЬНО УСТАРЕВШАЯ ПРОДУКЦИЯ / ДОГОВОР КОМИССИИ / ДОГОВОР МЕНЫ / ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева О. В.

Предмет и тема. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по продажам издательской продукции зависит от условий используемого издательством гражданско-правового договора с конечным покупателем или распространителем книжной и газетно-журнальной продукции (посредником). Момент признания продаж и используемые при этом счета для учета списания себестоимости готовой продукции и расчетов с покупателями (посредниками) определяются видом договора (купля-продажа, комиссия, мена). Цели и задачи. Разработка методологии отражения в учете операций по продажам издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора с покупателями. Методология. Использованы методы экспертного анализа нормативных документов в области гражданского права, бухгалтерского и налогового учета. Результаты. Описаны специфические признаки наиболее широко используемых на практике договоров комиссии, купли-продажи и мены в соответствии с действующим гражданским законодательством; разработана методология отражения в бухгалтерском учете операций по продаже книжной и газетно-журнальной продукции в зависимости от вида применяемого договора; проанализирована специфика налогообложения операций по продаже издательской продукции со ссылками на статьи действующего налогового законодательства, разъяснительные письма Минфина России и сложившуюся арбитражную практику. Выводы и значимость. По результатам проведенного экспертного анализа документов в области гражданского права, бухгалтерского учета и налогообложения определены базовые принципы методологии отражения в учете операций по продаже издательской продукции: при использовании договора комиссии, перехода права собственности на издательскую продукцию в момент отгрузки не происходит, и потому она учитывается у продавца на балансовом счете 45 «Товары отгруженные», а у покупателя на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а расчеты с комиссионером ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; при использовании договора купли-продажи момент отгрузки издательской продукции покупателю совпадает с моментом перехода права собственности на нее, что влечет применение стандартной схемы учета продаж с использованием счета 90 «Продажи», а расчеты с покупателями ведутся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; при использовании договора мены до момента отгрузки собственной продукции издательство учитывает полученные материально-вещественные ценности на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а продукцию, отгруженную до встречного исполнения второй стороной своих обязательств, на балансовом счете 45 «Товары отгруженные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет продаж издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора»

ISSN 2311-942Х (Online) ISSN 2079-6781 (Print)

УЧЕТ ПРОДАЖ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ИСПОЛЬЗУЕМОГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА

Ольга Владимировна ДМИТРИЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация

Проблемы учета

История статьи:

Принята 11.01.2017 Одобрена 13.01.2017

Ключевые слова: издательство, готовая продукция, морально устаревшая продукция, договор комиссии, договор мены, договор купли-продажи

Аннотация

Предмет и тема. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по продажам издательской продукции зависит от условий используемого издательством гражданско-правового договора с конечным покупателем или распространителем книжной и газетно-журнальной продукции (посредником). Момент признания продаж и используемые при этом счета для учета списания себестоимости готовой продукции и расчетов с покупателями (посредниками) определяются видом договора (купля-продажа, комиссия, мена). Цели и задачи. Разработка методологии отражения в учете операций по продажам издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора с покупателями.

Методология. Использованы методы экспертного анализа нормативных документов в области гражданского права, бухгалтерского и налогового учета.

Результаты. Описаны специфические признаки наиболее широко используемых на практике договоров комиссии, купли-продажи и мены в соответствии с действующим гражданским законодательством; разработана методология отражения в бухгалтерском учете операций по продаже книжной и газетно-журнальной продукции в зависимости от вида применяемого договора; проанализирована специфика налогообложения операций по продаже издательской продукции со ссылками на статьи действующего налогового законодательства, разъяснительные письма Минфина России и сложившуюся арбитражную практику. Выводы и значимость. По результатам проведенного экспертного анализа документов в области гражданского права, бухгалтерского учета и налогообложения определены базовые принципы методологии отражения в учете операций по продаже издательской продукции: при использовании договора комиссии, перехода права собственности на издательскую продукцию в момент отгрузки не происходит, и потому она учитывается у продавца на балансовом

счете 45 «Товары отгруженные», а у покупателя - на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а расчеты с комиссионером ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; при использовании договора купли-продажи момент отгрузки издательской продукции покупателю совпадает с моментом перехода права собственности на нее, что влечет применение стандартной схемы учета продаж с использованием счета 90 «Продажи», а расчеты с покупателями ведутся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; при использовании договора мены до момента отгрузки собственной продукции издательство учитывает полученные материально-вещественные ценности на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а продукцию, отгруженную до встречного исполнения второй стороной своих обязательств, - на балансовом счете 45 «Товары отгруженные».

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Порядок отражения в учете издательства операций по продажам определяется видом заключаемого издательством договора с конечными покупателями или оптовыми распространителями книжной и газетно-журнальной продукции.

Наиболее распространенными в настоящее время видами гражданско-правовых договоров, используемых для оформления продажи издательской продукции, являются: договор комиссии; договор купли-продажа (розничной купли-продажи или поставки); договор мены.

В настоящее время широкое распространение при реализации издательской продукции получило использование договоров комиссии в связи с наличием фактора быстрого морального устаревания издательской продукции и нежеланием организаций-распространителей принимать на себя связанные с этим риски. Рассмотрим наиболее существенные аспекты договора комиссии, установленные главой 51 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

При заключении договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой

стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Функции комиссионера может выполнять книжный магазин, оптовая компания-дистрибьютор или другое издательство.

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Комитент уплачивает комиссионеру установленное договором вознаграждение. Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных при исполнении договора расходов. Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.

Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В случае когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента. При этом комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

По исполнении договора комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае

отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Таким образом, в случае заключения договора комиссии момент отгрузки издательской продукции не совпадает с моментом перехода права собственности на нее (то есть с моментом реализации), поэтому себестоимость отгруженной в адрес комитента издательской продукции отражается на счете 45 «Товары отгруженные» следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 45 «Товары отгруженные»;

Кредит счета 43 «Готовая продукция».

Передача издательской продукции комиссионеру сопровождается оформлением накладной.

В учете комиссионера полученная издательская продукция отражается на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», так как перехода права собственности от издательства к комиссионеру на переданную для продажи издательскую продукцию не происходит [2].

При получении отчета комиссионера о реализации продукции покупателю для издательства наступает момент реализации издательской продукции, и производится следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 76.6 «Расчеты с комиссионером»;

Кредит счета 90.1 «Выручка».

Себестоимость реализованной издательской продукции списывается в учете проводкой:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»;

Кредит счета 45 «Товары отгруженные».

С суммы выручки от реализации продукции издательством исчисляется налог на добавленную стоимость, который отражается в учете следующей записью:

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При этом в адрес комиссионера издательством оформляется счет-фактура с последующей его регистрацией в Книге продаж.

При документальном оформлении своих взаимоотношений с комиссионером издательствам в настоящее время целесообразно обратить

внимание на письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры» [3].

В данном письме содержится рекомендация о применении в бухгалте рской практике универсального передаточного документа (УПД) и его примерная форма, содержащая все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов, а также обоснование легитимности применения данного документа для отражения различных фактов хозяйственной жизни без появления каких-либо налоговых рисков.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации [4].

При этом глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [5] не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. В соответствии с письмом Минфина России от 09.02.2012 № 03-07-15/17 [6] указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом.

Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком [4]. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) [4].

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [7] предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни. В статье 9 Закона № 402-ФЗ установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.

Таким образом, в настоящее время любой хозяйствующий субъе кт, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписывае мых в целях исполне ния законодательства по налогам и сборам. Такое объединение при соблюдении требований Закона № 402-ФЗ [7] и главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации [4] не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

При этом предложение ФНС России формы универсального передаточного документа не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ [7] форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и ф о рмы сче та- фактур ы , ус тано вле нно й непосредственно постановлением Правительства РФ № 1137 [5].

Отметим, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации [4] обложение налогом на добавленную стоимость (НДС) производится по ставке 10% для следующих видов издательской продукции:

• печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

• книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера издания.

Под периодическим печатным изданием эротического характера в соответствии с положениями статьи 37 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [8] понимается периодическое издание, которое в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу.

Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10% утвержден постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 [9].

Большинство включенных в перечень позиций представляет собой печатные издания:

• газета печатная;

• периодические и продолжающиеся печатные издания (журналы, сборники, бюллетени);

• книжная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой (книги и брошюры, перечисленные в ОКП под кодом 95 3000);

• комплектные печатные издания, сформированные из газетных и (или) периодических (продолжающихся) изданий.

К электронным изданиям в перечне относятся периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени) (кроме изданий рекламного характера) информационных агентств в электронном виде, распространяемые ими на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи (код ОКП 95 8100).

При этом издательству необходимо подтвердить соответствие выпущенной продукции указанному перечню соответствующей справкой от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

При отсутствии данной справки обложение издательской продукции НДС должно производиться по ставке 18% (см. письмо ФНС от 02.06.2005 № 03-4-03/925/28) [10].

В случае выпуска периодического печатного издания, для которого электронное приложение (диск) является неотъемлемой частью (поименован в содержании журнала, реализуется в единой индивидуальной упаковке вместе с журналом и отдельно не продается, его содержание неразрывно связано с содержанием журнала и его стоимость отдельно от журнала не установлена), издательством правомерно использование ставки НДС по такому изданию в размере 10% (см. постановление ФАС Московского округа от 12.08.2003 № КА-А40/4614-03).

Если же электронный носитель информации не является неотъемлемой частью льготного печатного издания, а поставляется с ним в комплекте, формируя новый товар со своим номенклатурным номером, то применение ставки НДС 10% неправомерно, даже если именно такая ставка соответствует и подтверждена справкой по печатному изданию. В таком случае продается новый товар - комплект, облагаемый НДС в размере 18% (см. письмо Минфина России от 13.04.2005 № 03-04-05/11) [11].

В соответствии с письмом Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/297 [12] операции по реализации периодических печатных изданий с вложенными в них компьютерными дисками, распространяемыми в рекламных целях, также не льготируются и облагаются НДС по ставке 18%.

Причитающееся комиссионеру в соответствии с у с л о в и я м и з а к л ю ч е н н о г о д о г о в о р а вознаграждение отражается в бухгалтерском учете издательства проводкой:

Дебет счета 44 «Расходы на продажу»;

Кредит счета 76.6 «Расчеты с комиссионером (агентом)».

На сумму комиссионного вознаграждения издательству необходимо получить от посредника счет-фактуру, который регистрируется в Книге покупок.

Посреднические услуги в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации [4] облагаются НДС по ставке 18%:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Кредит счета 76.6 «Расчеты с комиссионером (агентом)».

В случае реализации издательской продукции на комиссионных началах возможен возврат остатков нереализованной продукции комиссионером.

Подобный возврат оформляется накладными, которые являются основанием для оприходования нереализованной продукции на склад издательства и осуществления в учете следующей бухгалтерской записи:

Дебет счета 43 «Готовая продукция»;

Кредит счета 45 «Товары отгруженные».

В случае применения договоров купли-продажи (поставки и розничной купли-продажи), существенные особенности которых определены главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], моментом реализации издательской продукции считается факт ее отгрузки (отпуска) покупателю, что позволяет издательству в учете операций по реализации использовать непосредственно счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [2]:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 90.1 «Выручка».

Одновременно производится списание себестоимости реализованной продукции проводкой:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»;

Кредит счета 43 «Готовая продукция»,

и начисление налога на добавленную стоимость проводкой:

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Сделки, осуществляемые на основании договоров купли-продажи, оформляются выпиской товарных документов (накладных) и счетов-фактур.

Е с л и д о г о в о р о м к у п л и - п р о д а ж и предусматривается получение издательством авансовых платежей от покупателя, то в учете при

получении сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) производится следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»;

Кредит счета 62.2 «Расчеты с покупателями и заказчиками (авансы полученные)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации [4] полученные издательствами от покупателей суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) являются объектом обложения НДС. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 171 Налогового кодекса Российской Федерации Законом № 224-ФЗ от 26.11.2008 [13], суммы перечисленной предварительной оплаты (частичной оплаты) подлежат вычету у покупателя издательской продукции. Поэтому на сумму поступившей предварительной оплаты (частичной оплаты) счет-фактура выписывается издательством в двух экземплярах с последующей ее передачей покупателю, регистрируется в Книге продаж с составлением корреспонденции:

Дебет счета 76.10 «НДС по авансам полученным»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Полученные издательством от покупателей суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок подлежат зачету на дату продажи продукции (работ, услуг), а уплаченный с суммы полученной предоплаты НДС предъявляется к вычету с обязательной регистрацией ранее оформленного на сумму полученной предоплаты счета-фактуры в Книге покупок издательства:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 76.10 «НДС по авансам полученным».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При осуществлении реализации издательской продукции по договору купли-продажи в современных условиях широко применяются скидки, которые представляют собой уменьшение начальной цены товара, подлежащего продаже в соответствии с заключенным между продавцом и покупателем договором. Порядок предоставления скидки и ее размер в зависимости от объема или суммы закупки, сроков оплаты, условий поставки определяется условиями договора купли-продажи.

Наибольшее распространение в настоящее время получили скидки, предоставляемые покупателю при приобретении товаров одного наименования в определенном количестве или товаров одного или нескольких наименований на заранее определенную сумму, а также за скорейшую оплату проданных товаров [2]. Форма предоставления скидки при этом может быть стоимостной (в виде уменьшения цены товара) и натуральной (в виде отпуска дополнительных единиц товара бесплатно).

С точки зрения порядка отражения скидок в учете издательства наиболее простым случаем является продажа издательской продукции в рамках разовой операции купли-продажи в количестве или на сумму, предусматривающей предоставление покупателю скидки. В этой ситуации предоставление скидки в учете издательства не отражается, так как совершившийся акт купли-продажи отражается у издательства уже по цене с учетом скидки.

Если же по условиям договора оптовая закупка издательской продукции происходит в течение нескольких отчетных периодов и покупатель получает скидку только после того, как объем закупки достигнет обусловленного размера, то издательство отразит предоставление скидки в учете лишь тогда, когда завершится исполнение договора и объем закупки достигнет необходимого размера.

Корреспонденция счетов, сделанная методом «красное сторно», будет иметь вид:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 91.2 «Прочие доходы».

Корректировка суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет после предоставления покупателю скидки, будет также производиться методом «красное сторно»:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Сторнировочная проводка по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» приводит к уменьшению задолженности покупателя до фактических размеров с учетом предоставленной скидки, которая и будет перечислена покупателем в установленные

договором сроки, что будет отражено в учете издательства проводкой:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»;

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Предоставляя скидки, издательство должно учитывать требования статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей принципы определения цены товаров для целей налогообложения. Налоговые органы вправе проверять соответствие применяемых цен рыночным в следующих случаях:

- при сделках между связанными сторонами;

- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени;

- по товарообменным (бартерным) операциям;

- при совершении внешнеторговых сделок.

Во всех остальных случаях установленные сторонами в договоре цены считаются рыночными и доказывать обратное должны налоговые органы в суде.

В соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации при формировании рыночных цен учитываются скидки, предоставляемые несвязанным сторонам, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Сумма скидок, предоставленных издательством покупателю при соблюдении указанных условий

уменьшает выручку как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета. В этой связи налоговой базой для исчисления НДС будет являться фактическая цена реализации издательской продукции независимо от размеров предоставленной скидки.

Предоставление скидок также уменьшает доход издательства для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьями 253 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации [4].

Одним из вариантов реализации издательской продукции является ее обмен на продукцию (товары) другой организации в соответствии с договором мены. Рассмотрим наиболее существенные аспекты договора мены, установленные главой 31 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

В случае заключения договора мены каждая из сторон является одновременно и продавцом товаров, которые она должна передать, и покупателем товаров, которые она должны принять взамен.

Заключение договора мены предполагает равноценность полученных товаров: в противном случае сторона, передающая товар, цена которого ниже цены получаемого взамен товара, обязана возместить разницу в ценах.

Отметим, что заключение договора мены возможно только в отношении имущества, имеющего материально-вещественную форму. Нельзя обменивать издательскую продукцию или товары на работы/ услуги, оказываемые другой организацией: это вступает в противоречие с положениями статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

В соответствии с пунктом 6.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [14] выручка от передачи имущества по договору мены отражается в учете исходя из стоимости полученного имущества. При этом обороты по реализации отгруженных ценностей отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» в учете издательства только при условии, что организация-контрагент тоже выполнила свои обязательства по отгрузке.

В противном случае отгруженные ценности учитываются по дебету балансового счета 45 «Товары отгруженные» до момента исполнения второй стороной своих обязательств.

Стоимость поступивших по договору мены товаров отражается в учете издательства при

условии, что оно уже исполнило свои обязательства по договору мены и отгрузило полагающееся имущество в адрес организации-контрагента.

В противном случае стоимость полученного имущества учитывается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», так как право собственности на это имущество перейдет к издательству только после того, как оно отгрузит имущество в адрес другой стороны [2].

Книжная продукция и продукция СМИ обладает такой существенной характеристикой, как способность к быстрому моральному устареванию. Морально устаревшая издательская продукция может быть реализована издательством по цене ее возможного использования (с существенной уценкой или по цене макулатуры). Реализация морально устаревшей издательской продукции по цене возможного использования в бухгалтерском учете рассматривается в качестве доходов от обычных видов деятельности издательства и отражается по кредиту счета 90.1 «Выручка»:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 90.1 «Выручка».

Списание ее себестоимости производится типовой бухгалтерской записью:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»;

Кредит счета 43 «Готовая продукция».

Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к уплате в бюджет при реализации морально устаревшей издательской продукции по цене ее возможного использования, отражается в бухгалтерском учете издательства типовой корреспонденцией:

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Финансовый результат (убыток) от реализации морально устаревшей издательской продукции по цене макулатуры подлежит отражению в бухгалтерском учете издательства в п о л н о м о б ъ е м е .

Однако для целей налогообложения прибыли учет потерь в виде стоимости морально устаревшей издательской продукции и расходов на ее списание и утилизацию должен быть организован иначе.

В соответствии с пунктом 44 статьи 264 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации [4] потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид и морально устаревшей продукции средств массовой информации и книжной продукции, а также расходы на ее списание и утилизацию признаются для це ле й налогообложения в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.

Список литературы

При этом расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:

• для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;

• для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;

• для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Дмитриева О.В. Особенности учета и экономического анализа деятельности издательства. М.: ИНФРА-М, 2016.

3. Письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

6. Письмо Минфина России от 09.02.2012 № 3-07-15/17.

7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 02-ФЗ «О бухгалтерском учете».

8. Закон РФ от 27.12.1991 № 124-1 «О средствах массовой информации».

9. Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 «О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов».

10. Письмо ФНС России от 02.06.2005 № 03-4-03/925/28 «О применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость».

11. Письмо Минфина России от 13.04.2005 № 03-04-05/11.

12. Письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/297.

13. Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Часть первую, Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

14. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.