ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ГЕРОГОГИКЕ
© Звягинцев М.В.*
Новокузнецкий филиал институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
В работе выявляются принципы, которые необходимы для обучения пожилых людей, определяются методологические подходы, концептуальная модель образования, которые могли бы быть применены в герогогике.
В течении последних десятилетий XX в. ив начале XXI в. человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Во второй половине XX в. средняя продолжительность жизни увеличилась на 20 лет, а к середине XXI в. прогнозируется ее увеличение еще на 10 лет. Доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет дл 20 %, а процесс старения человечества ускоряется. Изменение демографического баланса в обществе ведет к перераспределению ресурсов между представителями различных поколений, поскольку пожилые граждане нуждаются в обеспечении и обслуживании, а количество трудоспособного населения сокращается. Эти процессы ведут к изменению экономических, политических и культурных стратегий развития общества в XXI в. Человеческий потенциал, воплощенный в запасе знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей, становиться ключевым ресурсом, который определяет жизненный уровень населения и конкурентоспособности на глобальном рынке [7].
Результатом исследования геронтологов стало опровержение стереотипных представлений о неизбежности и необратимости ухудшения здоровья и функционального состояния с возрастом, а так же о сокращении социальных связей и активности. В наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением ее качества, включающим в себя значительные возможности [2, 4].
В современном инновационном пространстве, мы придаем особую значимость развитию человеческих ресурсов, человеческого капитала в науке, образовании, культуре. Мы так же соглашаемся с методологическими идеями П. Бурдье, согласно которым в современном обществе несправедливое отношение к старикам является мощной дискриминационной силой и проявляет себя как комплексное, но латентное явление в историческом, социальном, психологическом и идеологическом измерении, которое конста-
* Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук.
тирует не только дискриминационный статус пожилых людей, но м в целом воспитывает дискриминационную установку по отношению к слабому [1].
Для нас представляют интерес идеи теории интегрированной старости, в контексте которой понятия социальной инклюзии, активизации жизненных ресурсов в позднем возрасте актуализируют обращение к возможностям непрерывного образования: Д. Баттерсби, Ф. Гленденнинг, П. Ол-ман, Э. Смит, П. Таунсенд, М. Формоза, П. Фрейре, К. Эстес [6].
В настоящее время инновационным является анализ динамики сферы образования, ее переосмысления в сферу социальных услуг, отражающей интересы пожилых потребителей. Построение модели образовательной деятельности с учетом особенностей пожилого возраста, целостной картины социального и индивидуального опыта пожилых людей, первоначального осмысления и репрезентации исходных целей, их динамики, задач, специфики ресурсных возможностей в продолжении образования осуществляется нами в соответствии с идеями: О. Ахматовой, Ф. Березина, К. Булановой, А. Гаккеля, А. Даринского, Н. Зининой, С. Змеева, Л. Киселевой, Г. Крайг, Е. Кубрякова, X. Леве, К. Линча, Ж.Ф. Лиотара, В. Михайловой-Лукашевой, С. Никитиной, А. Орлова, Ф. Пегеллера, Л. Пэнто, Е. Рыбалко, Б. Самоловчева, Э. Сепира, Э. Смита, Т. ТенХаве, Л. Туроса, М. Формоса, Э. Харке, У Чейфа, Н. Шанского, В. Шевчука [2, 3].
В настоящее время ключевые принципы обучения взрослых в целом разработаны и включают в себя следующие положения [5]:
- основным видом учебной работы взрослых становится самостоятельное обучение;
- организация работы должна выстраиваться на паритетных началах и включать в себя планирование, реализацию и оценивание процесса обучения;
- одним из источников обучения является собственный опыт обучающегося, его саморефлексия;
- индивидуальный подход к обучающемуся, включающий учет индивидуальных потребностей, целей, мотивации обучения, основан на опыте, уровне подготовки;
- системность обучения (соотнесение целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов);
- контекстность обучения (ориентация на достижение жизненно важных целей в контексте пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий);
- актуализация результатов обучения (незамедлительное использование приобретенных образовательных ресурсов);
- элективность обучения (предоставление творческой свободы в выборе образовательного наполнения и оценивании результатов);
- развитие образовательных потребностей (оценивается реальная степень освоения учебного материала, определяется минимум, необхо-
димый для достижения поставленной цели. Процесс обучения строится с установкой на формирование потребностей в приобретении новых знаний, умений, навыков).
Однако, принципы обучения пожилых людей, методологические подходы и парадигма образования в герогогике окончательно не определены и требуют дополнительной проработки.
Целью нашего исследования: является выявление педагогических условий к успешному обучению пожилых людей.
Выдвинутая цель, позволила сформулировать задачи исследования:
1. определить парадигму образования пожилых людей;
2. выявить методологические подходы к обучению пожилых людей;
3. определить принципы обучения пожилых людей.
Из основных видов парадигм обучения: Традиционалистско-консерва-тивная (Знаниевая парадигма), Технократическая парадигма, Бихевиористская (Поведенческая, Рационалистская) парадигма, актуальной для герогоги-ки будет являться Гуманистическая (Феноменологическая) парадигма. Ведь она как нельзя лучше подходит для обучения пожилых людей ведьв центре внимания - развитие человека, его индивидуальные потребности, межличностное отношение. Ядром парадигмы является гуманистический подход, помощь в личностном росте внимание к потребностям человека. Данная парадигма помогает в саморазвитии и в самореализации, она помогает пожилым людям определить свое место в жизни, переосмыслить накопленный жизненный опыт и поставить перед собой цели, которых они хотят достичь.
Обучение пожилых людей должны строиться на следующих методологических подходах: Личностный подход - признание личности, как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, не допущение сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача обучения с точки зрения этого подхода - создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала; Деятелъностный подход. Деятельность - это основа, средство и условие развитие личности. Целесообразное преобразование мира. Человек развивается в деятельности (интеллектуальной, физической, нравственной и др.). Задача педагога - целеполагание (постановка целей) деятельности, ее планирование, организация, выявление полученных результатов; Культурологический подход, основанием этого подхода является аксиология -учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системой ценностей. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека. Задача педагога - приобщение к культурному потоку, принятие современных культурных ценностей, толерантного отношения к ним; Этнопедагогический подход обучение с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ведь
пожилые люди являются носителями культурных традиций, норм и правил в пределах своего место проживания. Они владеют знаниями о различных народных праздниках, приметах, являются носителями обычаев.
Исходя из парадигмы обучения и методологических подходов, мы можем определить принципы обучения пожилых людей, они в общем будут совпадать с приведенными выше принципами обучения взрослых, но имеющим некоторые особенности: 1) Ориентация на индивидуальные психофизические особенности пожилых обучаемых, применение этого принципа на практике поможет подобрать методы обучения, наиболее адекватные их индивидуальному потенциалу. Обучающийся не должен стать неуспевающим, если направление обучения соответствует его склонностям, а темп обучения не будет превышать его возможностей воспринимать, перерабатывать и запоминать информацию. 2) В процессе обучения необходима ориентация на собственный опыт, знания, умения и навыки обучающегося. Это поможет наладить эмоциональный контакт ме^ду пожилым учеником и преподавателем. 3) Обучение целесообразно проводить в группе, которая является устойчивой по своему составу, а так же использовать индивидуальное обучение в форме: консультирования, индивидуальных занятий, использования индивидуальных заданий. Иногда необходимо использовать и другие формы обучения, объединение различных групп для выполнения общих заданий. 4) Системность обучения: логичное сочетание целей, содержания, форм, методов, средств обучения. Для обучения пожилых людей, данный принцип должен быть одним из ключевых, т.к. он способствует ориентации образования на индивидуальные особенности обучающегося. 5) Контекстность и актуальность обучения. Обучение должно отвечать на запросы индивидуума в данный момент времени, знания должны быть легко применимы на практике в данный момент времени. 6) Элективность обучения: у пожилых людей должна быть свобода выбора курсов обучения, это будет способствовать сохранению мотивации на обучение, возврат к активной жизненной позиции, способствовать улучшению взаимодействия пожилого человека и общества. 7) Развитие образовательных потребностей. В пожилом возрасте потребности в образовании необходимо корректировать, и помогать в этом должен педагог. Педагогу необходимо совместно с обучающимся простраивать образовательную траекторию таким образом, чтобы знания получаемые пожилым человеком были бы не только значимы для него, но и для социального окружения. От знаний для человека к знаниям для общества.
Проведя данный анализ, мы можем сделать вывод, что одним из перспективных, на наш взгляд, методов обучения пожилых людей может стать модульное обучение, а так же классическая классно-урочная система, естественно адаптированная для обучения пожилых людей.
Исходя из всего выше изложенного мы можем сделать несколько выводов:
1. специфика обучения пожилых людей должна проявляться во всем: от парадигмы обучения, через методологические подходы и принципы обучения к методам обучения;
2. хотя пожилой возраст и считается возрастом «отхода от дел», однако в этом возрасте психофизиологические показатели организма находятся еще на достаточно высоком уровне и это необходимо использовать для обучения пожилых людей, ведь они могут приносить пользу обществу и в столь преклонном возрасте;
3. передачу знаний педагогу необходимо делать так, чтобы образовательная траектория пожилого человека была социально значимой и одобрялась окружающими, а так же поддерживалась органами самоуправления.
Список литературы:
1. Бурдье П. Начала / Пер. с франц. Н.А. Шматко. - M.: Socio-Logos, 1994. - 228 с.
2. Греллер М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Психология старости и старения / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 260.
3. Даринский А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 61-64.
4. Демографические, физиологические и биохимические аспекты старения / Под ред. Г.Г. Гацко. - Минск: Наука и техника. - 1976. - 224 с.
5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. - 1998. -№7. - С. 42-45.
6. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
7. Чеканова Э.Е. Социальные процессы старения: структуралистко-констуктивистский анализ. - Саратов: Научная книга, 2004. - 312 с.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В ПЕДАГОГИКЕ
© Золотая И.Г.*
Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор
В статье рассматривается общая классификация инноваций и классификация инноваций в педагогике.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки классификации инновации по ряду основополагающих признаков. Более того, такая классификация необходима для установления значимости того или иного
* Учитель математики, соискатель.