Научная статья на тему 'Э. Е. Чеканова социальные процессы старения: структуралистско-конструктивистский анализ'

Э. Е. Чеканова социальные процессы старения: структуралистско-конструктивистский анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евсеева Я. В.

Чеканова Э.Е. Социальные процессы старения: структуралистско-конструктивистский анализ // Научная книга. Саратов, 2004. 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Э. Е. Чеканова социальные процессы старения: структуралистско-конструктивистский анализ»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.Е. Чеканова

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СТАРЕНИЯ: СТРУКТУРАЛИСТСКО-КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ*

Во введении автор рассматривает различные подходы к проблеме старения. Здесь представлены, например, психоаналитическая модель цикла жизни Э.Эриксона и его последователей, а также социально-антропологические и историко-этнографические теории возраста М.Мид, Б.Малиновского, Й.Хейзинги. Кроме того, рассматриваются концепция индивидуального жизненного цикла Б.Ньюгартена, идея возраста как социально сконструированного понятия (Р.Ленуар и др.) и работы о взаимоотношениях между самоидентификацией и социальной идентификацией (П.Таунсенд, А.Уолкер).

Увидеть широкую геронтологическую перспективу позволяют, прежде всего, этнографические и демографические исследования старения.

В частности, представления о динамике населения в первобытную эпоху формируются следующим образом. Одним из источников этих знаний выступают существующие в современном мире архаические культуры, обычаи которых сохранились с доисторических времен. Второй - и основной - пласт значений составляют данные, получаемые в ходе археологических раскопок и подвергаемые затем демографически-антропологической интерпретации.

Чеканова Э.Е. Социальные процессы старения: структуралистско-конструктивистский анализ // Научная книга. - Саратов, 2004. - 312 с.

27

Однако подобные данные не всегда адекватно отражают действительность. Прежде всего, это касается сведений, полученных на основе изучения древних захоронений. Было доказано, что многие молодые мужчины гибли во время военных действий, и хоронили их на месте сражения, а не в могильнике племени. Что касается стариков, то их, как и детей, из-за нехватки пищи сознательно умерщвляли. Тем самым в лице старших членов общины племена лишались источника трансляции знаний и традиций. Изменение положения стариков связывают с эпохой изобретения огня, когда конкуренция в доступе к пище ослабела и больше не было необходимости убивать кого бы то ни было из членов племени. Продолжительность жизни достигала 25-26 лет, в среднем составляя 20 лет.

В античной древности максимальная продолжительность жизни составляла уже 30 и более лет.

В средневековую эпоху появляется достоверный источник знаний о продолжительности жизни - церковная регистрация смерти прихожан. С XV в. указывается возраст знати, а с XVI в.- возраст всех умерших. Постепенно смерть в пожилом возрасте становится более частой, чем детская смерть. Возраст знати в данный период достигал 50-55 лет.

К этому времени относятся размышления многих европейских писателей о возрасте и старости. Например, Данте Алигьери (1265-1321) в произведении «Пир» называет апогеем человеческой жизни 35 лет, 45 лет он считает началом старости, а 70 лет - поздней старостью. Творчество французского поэта Эсташа Дешана (ок. 1346 - ок. 1407) характеризует также и гендерную ситуацию общества его времени. В частности, в «Зеркале брака» («Le miroir de marriage») он утверждает, что женщина стареет в 30 лет, мужчина - в 50 лет, а 60-летний возраст - это предел продолжительности человеческой жизни. При этом старые люди описываются им как немощные, падшие духом, нелепые и уродливые.

В XVII в. появляются первые теории смертности. О факторах смертности размышляет Граунт, проводивший сравнительный анализ смертей в Лондоне и сельских местностях Англии. А в XVIII в. ставится вопрос о причинах большей или меньшей жизнеспособности населения и о способах продления жизни.

В эпоху Просвещения и особенно в эпоху модерна - как представляется, с улучшением гигиенических условий жизни -28

средняя продолжительность жизни значительно повышается. Описываются все более распространенные случаи, когда люди достигали возраста 80 и более лет.

Наблюдается рост числа концепций, исследующих вопросы смертности и продолжительности жизни населения. Особняком среди этих теорий стоит точка зрения Томаса Мальтуса, который видел важнейшую причину смертности в поощрении браков и, следовательно, в повышении рождаемости.

Период с 1840 по 1965 г. получает название демографической революции. Значительно увеличилась как общая численность населения на планете, так и средняя продолжительность жизни: смертность к началу этого периода оказалась самой низкой за всю историю человечества, и все еще действовали нормы, обеспечивавшие высокую рождаемость (ограничение применения противозачаточных средств, запрет на аборты, а в ряде стран - и на разводы). С началом Первой мировой войны рост продолжительности жизни несколько замедлился, но во второй половине 40-х - начале 50-х годов, в том числе в связи с появлением медикаментов нового поколения, этот процесс возобновился.

Одним из основных факторов, характеризующих современную демографическую ситуацию, является старение населения. К «стареющим» относят государства с долей пожилых людей (определяемых ныне как люди старше 65 лет) не менее 7% населения. Таковы большинство высокоразвитых государств (страны Европейского союза, США, Канада, Австралия, Япония и др.). «Стареющим» государством является и Россия.

Старение населения в современном мире происходит по двум направлениям. Это, во-первых, так называемое «старение снизу», т.е. увеличение количества пожилых людей за счет спада рождаемости. Во-вторых, имеет место и «старение сверху» - рост количества пожилых благодаря сокращению смертности в старшем возрасте. Последний показатель, собственно, и отражает как таковое положение старшего поколения на нынешнем этапе.

На протяжении XX в. различные ученые высказывали идеи о том, в каком возрасте начинается старость. Назывались цифры от 50 до 60 лет, а возраст после 70 лет характеризовался как поздняя старость. Можно заметить, что эти представления достаточно

29

субъективны и не отличаются однородностью - таковыми они остаются и до сих пор.

Формальные границы пожилого возраста были определены на Международном семинаре ВОЗ в 1963 г. и имеют следующий вид: пожилой возраст - 60-74 года, старческий возраст - 75-89 лет и, наконец, возраст долгожителей - 90 лет и старше.

Понимание возраста и отношение к людям старшего возраста зависят от исторической эпохи и характерной для нее социокультурной ситуации. На современном этапе формируется представление о пожилых как особой возрастной группе, и в соответствии с этим строится социальная политика, у которой появляется отдельное, ориентированное на человекосбережение, геронтологическое направление. Пожилым посвящают свои работы ученые разных специальностей - социологи, социальные антропологи, этнографы, демографы, историки. Междисциплинарные исследования осуществляются в области социальной геронтологии. Пожилой возраст рассматривается в связи с вопросами межпоколенных отношений, социально-ролевых и брачно-семейных стратегий.

В отношении динамики статуса пожилого человека существует два основных подхода.

В соответствии с ревизионистским подходом в настоящее время, в большей мере, чем когда-либо прежде в истории, пожилые люди социально защищены и материально обеспечены. Они имеют разного рода льготы, и государство предписывает их работающим детям заботиться о них.

Согласно же ретроспективному подходу, для периода, предшествующего модернизации, была характерна геронтократия, в рамках которой старшее поколение являлось носителем экономического и культурного капитала, а дети и внуки испытывали к ним уважение. В то время как теперь значительная часть остального общества считает, что содержание этой все увеличивающейся нетрудоспособной группы населения является серьезной нагрузкой на работающее население; кроме того, в культурном отношении пожилые представляются консервативными и несклонными к инновациям.

В рамках данного подхода, называемого также модернизаци-онным, динамика положения людей старшего возраста рассматривается, прежде всего, в связи с их брачно-семейным статусом. Например, на рубеже ХУП-ХУШ вв. в США продолжительность жизни 30

женщин составляла 52 года, а последнего ребенка женщина рожала в 40 лет и позже. Из этого можно сделать вывод, что отдельного пожилого возраста, отличного от среднего, не существовало. Затем, с ограничением репродуктивного периода молодым возрастом, взрослые дети стали все чаще отселяться от родителей - в результате стало формироваться понятие «пожилой возраст», а старшее поколение становилось все более изолированным и маргинальным.

Следует отметить, что многие ученые высказываются против модернизационной концепции. В соответствии с их данными и в период до модернизации люди старшего возраста испытывали экономические трудности и не всегда обладали высоким статусом. А в ряде незападных обществ модернизация вообще не оказала существенного влияния на характер родственных отношений. В целом же в настоящее время, в том числе на Западе, положение пожилых может быть самым различным - от обеспеченного и общественно значимого до маргинального в социальном и экономическом отношении. Индивидуальные условия жизни пожилых людей значительно варьируются - в зависимости от их пола, этнической принадлежности и социального слоя, к которому они относятся.

В первой половине XX в. проблемы старости и старения становятся объектом изучения академической медицины. В 19451950 гг. в Европе в медицинской науке появляется такая дисциплина, как геронтология, рассматривающая старение как процесс физиологического износа и нарастания социальной изоляции.

Г.Крайг выявила два основных подхода к пониманию старения. Это теория запрограммированного старения (или теория заведенных часов) и, с другой стороны, различные стохастические концепции, в соответствии с которыми старение происходит вследствие случайных повреждений организма извне либо изнутри. (Внутренние повреждения могут вызываться, например, нестабильностью свободных радикалов.)

По мнению автора книги, наиболее распространенный образ пожилого человека сформирован именно медициной. Это образ больного, нуждающегося в постоянном врачебном контроле. В системе официальной медицины пожилые оказываются во власти отношений господства-подчинения. И воспринимаемая в качестве носителя авторитетного знания медицина формирует не только как таковые условия жизни пожилых, но и мнение последних о самих

31

себе. Тем самым поддерживается не здоровое, а патологическое старение, сконцентрированное вокруг проблем со здоровьем.

Со временем проблемы, связанные с пожилыми людьми, оказываются в фокусе исследований социально-гуманитарных наук. В частности, в середине 80-х годов отмечается всплеск интереса к людям старшего возраста в исторической науке. В социологии одним из первых направлений в изучении проблемы старения стал структурный функционализм. Кроме того, внимание исследователей привлекают проблемы особенностей старения в различных социальных группах.

Продолжительность жизни постоянно растет, и в целом вместе с тем растет и благосостояние. Согласно результатам исследования, проведенного в Сиднее, большинство из участвовавших в опросе 1050 людей в возрасте старше 60 лет ощущают себя здоровыми, дееспособными людьми. Это подтверждает мысль о том, что каждое новое поколение пожилых живет в среднем дольше и активнее, чем предыдущее. При этом именно неиссякаемость желаний удлиняет, по мнению В.В.Фролькиса, срок жизни людей старшего возраста.

Постепенно меняется социальная политика в отношении пожилых. Это изменение характеризуется тремя основными тенденциями. Во-первых, статус пожилых закрепляется, и они получают право на льготы и дотации, связанные именно с их возрастом, -пенсионные выплаты, иные виды финансовой поддержки. Во-вторых, развивается рынок услуг, ориентированных на предоставление пожилым возможностей для отдыха, развития творческих способностей и т. д. В качестве третьего, наиболее перспективного направления выступает такая стратегия, в соответствии с которой социальная политика по отношению к пожилым и оказываемые им услуги будут варьироваться в зависимости от изменения их собственных потребностей.

С возрастом меняется представление человека о себе и о своем статусе в обществе. В частности, с выходом на пенсию меняется его образ жизни, выполняемые им функции и вменяемые ему роли. Вместе с тем во многих странах пенсионный порог постепенно увеличивается, а в ряде стран, например в Японии, нормативный возраст выхода на пенсию вообще отменен - и пожилые люди могут работать до тех пор, пока испытывают в этом потребность. Тем са-32

мым у пожилого человека остаются привычные межличностные связи, и он практически может сохранять прежним свой образ жизни. Известная формула «детство - учеба, взрослость - работа, старость - покой» в настоящее время подлежит пересмотру. Сам ее автор Р.Хавайюрст утверждает, что на практике человек вынужден работать в любом возрасте. (Речь здесь идет и о продолжении непосредственно профессиональной деятельности, и о домашнем труде, и об общественной работе.)

В жизни пожилых людей подчас возникает напряженность между ощущением внутренней молодости и биологическим старением. Одним из путей разрешения этой ситуации является как можно более длительное поддержание хорошей физической формы. Однако, не отрицая такую установку, многие пожилые люди осознают свой возрастной статус, что, впрочем, не означает для них прекращения периода активной жизни. Например, в США и Австралии некоторые пенсионеры живут коммунами и сознательно дистанцируются от более молодых людей: появление на их территории посторонних людей, особенно моложе 50 лет, является нежелательным. Коммуны оборудованы спортивными площадками и центрами искусств и ремесел. Все это, по представлению членов таких сообществ, способствует самореализации пожилых людей.

Одной из форм обособленного проживания пожилых по-прежнему является семья. В соответствии с исследованиями Е.Фрииза % пожилых семей на Западе живут отдельно от детей, хотя 80% из них детей имеют. Поддерживая друг друга, пожилые супруги в меньшей степени, чем одинокие пожилые люди, испытывают потребность в помощи социальных служб. В результате пожилые семьи дистанцируются от социальных групп и институтов, сосредотачиваясь на собственном изолированном существовании и поиске личностно ориентированных интересов.

Пожилые люди с прекращением профессиональной деятельности как бы переходят из сферы производства в сферу потребления, они становятся активными потребителями различных продуктов и услуг - от помощи социального работника до товаров, обеспечивающих здоровый образ жизни, от путешествий и посещения салонов красоты до службы знакомств в Интернете.

О росте интереса к проблемам пожилых людей в современном мире свидетельствует становление такой области знания, как герого-

33

гика, т.е. наука об обучении пожилых. Первые теории обучения взрослых, или андрогогики, возникали на Западе в 20-е годы XX в. В течение длительного времени обучение взрослых означало либо повышение квалификации, либо компенсаторное образование, в рамках которого человек получал знания, чаще общеобразовательного характера, которые не смог по тем или иным причинам получить в системе школьного обучения. В 80-е годы минувшего века возникла система «непрерывного образования»; она была детально разработана специалистами ЮНЕСКО и нормативно закреплена.

В настоящее время постулаты андрогогики и герогогики, как ее наиболее интенсивно развивающейся ветви, состоят в следующем.

Желательно, чтобы образование осуществлялось на протяжении всей жизни. Оно должно не только преследовать утилитарные цели, но и способствовать непрерывному развитию личности.

У герогогики, как отрасли андрогогики, есть ряд особенностей. В среднем у пожилых скорость реакции ниже, чем у более молодых людей. Но при должной мотивации их работа может быть значительно эффективнее, что определяется их опытом и сосредоточенностью. Тесты показывают, что с возрастом человеку требуется все меньше контроля извне в организации собственной деятельности, поэтому 60-70-летние люди проявляют большую самостоятельность в обучении, чем даже 40-летние.

В целом становление герогогики является важным аспектом современной культуры пожилого возраста. По наблюдениям Э.Д.Смита, автора книги «Стареть можно красиво» (М., 1995), обучение в старшем возрасте - это наиболее эффективный способ тренировки психических функций. Продолжая обучение, человек продлевает сроки своей самореализации, в том числе профессиональной.

С тех пор как в середине XIX в., когда политики и экономисты задались вопросом: «Что делать со стариками, которые больше ни на что не годятся?», положение пожилых людей в обществе значительно изменилось. В настоящее время в общественном мнении все еще превалирует образ пожилого человека как больного, обремененного заботами и находящегося без средств к существованию. Тем самым для многих молодых людей пожилые воплощают в себе то, что страшит их самих в отдаленной перспективе. При этом, начиная с 50-х годов, благодаря повышению уровня жизни в целом и в том числе пенсий, пожилые стали более независимы в финансо-34

вом отношении и уже могли позволить себе более или менее комфортные условия.

Существенно повысился и статус пожилых людей в глазах окружающих, и не только благодаря их богатому жизненному опыту. Предприниматели, привлекавшие пожилых к рекламе своих товаров, отметили повышение спроса на их продукцию. Выяснилось, что реклама из уст пожилых вызывала у покупателей больше доверия, поскольку те ассоциировались в их представлении с опытностью, мудростью, ответственностью. Кроме того, во многих западных странах существуют специальные программы под юрисдикцией правительства и общественных организаций по противостоянию эйджизму (дискриминации по отношению к пожилым) и формированию позитивного образа пожилого человека в обществе.

По мнению автора книги, на современном этапе важно осмыслить стереотипы, существующие в обществе относительно пожилых людей, а также осознать, в какой мере их собственный внутренний образ сформирован этими стереотипами - и постараться преодолеть их прежде всего посредством обретения равного с представителями других возрастных групп социального статуса, что возможно лишь при условии достижения обществом более высокого уровня развития свободы и демократии.

Я.В.Евсеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.