Научная статья на тему 'К проблеме педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста'

К проблеме педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение / досуг / досуговая деятельность / пожилой возраст / герогогика / герогогика досуга

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колик Г.

Статья посвящена проблемам педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of the pedagogical escorting of the ageing people"s leisure activities.

Текст научной работы на тему «К проблеме педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста»

К проблеме педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста

Г. Колик

К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности СПбГУКИ. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. А. Новикова

Статья посвящена проблемам педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста.

The article is devoted to the problems of the pedagogical escorting of the ageing peoples leisure activities.

Демографические реалии современного мира: рост численности людей пожилого возраста и увеличение продолжительности жизни, а также эволюция научных взглядов, которая привела к изменению финалист -ской парадигмы отношения к старости на акмеистскую, обусловили необходимость разработки методологических основ геро-гогики, науки о воспитании пожилых и старых людей, находящейся на этапе формирования и становления.

Педагогика традиционно рассматривала пожилых и старых людей только в качестве воспитателей, и то, что они нуждаются в педагогическом сопровождении и могут выступать в качестве объекта воспитания и развития, принадлежит к числу инноваций. Проблема педагогического сопровождения людей пожилого возраста долж-на решаться сегодня в контексте разработки новых направлений педагогики - акмео-логии, андрогогики и герогогики.

Актуальность педагогического сопровождения людей пожилого возраста в условиях досуга обусловлена тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности: из-за раннего прекращения трудовой деятельности из нее могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании, что приводит к значительному увеличению объема досуга.

Культурно-досуговая деятельность, с ее огромным багажом форм и методов куль-

турного развития личности и социализирующего воздействия на нее, способна опти-мизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности.

Развитие герогогики досуга как нового направления науки должно происходить на основе единства культурологического и педагогического подходов к решению проблем индивидуально-личностного развития в социальном контексте, обозначенных ин-тегративной наукой геронтологией.

Основная задача развития личности в пожилом возрасте - адаптация к двум одновременно протекающим процессам: индивидуальному возрастному развитию и развитию общества. Социально желательным, а потому и оптимальным результатом процесса адаптации является социально-культурная интеграция, представляющая собой процесс «взаимоприспособления личности и социальной среды»1, который происходит при условии оптимизации среды жизнедеятельности и усилий субъекта, направленных на включение в социум и культуру. Синтез культурологического и педагогического подходов в рамках герогогики досуга позволяет добиться этого результата путем осуществления параллельных процессов изменения личности и социокультурной среды. Поэтому активизация адаптационно-развивающих усилий пожилых людей - одна из задач педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития в условиях досуга.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Согласно определению Ж. В. Хозиной2, активизация «может рассматриваться как содействие личному культурному росту тех, кого стимулируют быть самостоятельными и полноправными в реализации собственных сил, вовлечение в активную (а не пассивную) позицию по отношению к культурной жизни общества, повышение интереса, степени заинтересованности и участия в социальной жизни через средства культуры, искусства, спорта, рекреации».

Активизация людей пожилого возраста в сфере досуга представляет собой педагогическое воздействие, направленное на изменение досугового поведения. Его результат - преодоление инерции досугового поведения с целью включения пожилого человека в куль-турно-досуговую деятельность для обеспечение непрерывности процессов социализации, инкультурации и самореализации.

Досуговое поведение человека определяется развитием такого качества личности, как досуговая компетентность, которое можно определить как совокупность знаний, умений и навыков, а также личностной си-стемы ценностных ориентаций, позволяющих рационально использовать свободное время посредством социально одобряемой деятельности, обеспечивающей отдых, органично совмещенный с разносторонним развитием личности. Именно уровень досуговой компетентности человека определяет, станет свободное время полезным и ценным ресурсом, умело использованным в пожилом возрасте, или обузой и тяжелым бременем.

Результаты исследования, выполненного Г. Нимрод3 в Еврейском университете в Иерусалиме, целью которого было изучение связи между различными моделями досугового поведения и уровнем удовлетворенности жизнью, свидетельствуют о том, что влияние качества досуга на удовлетворенность жизнью исключительно велико и даже превосходит влияние таких факторов, как состояние здоровья и уровень дохода.

Изменение досугового поведения пожилого человека через трансформацию пассивной позиции в активную по отношению

к культуре общества требует высокого уровня компетентности в выборе методов педагогического сопровождения.

Отличительной особенностью герогоги-ки является то, что ее объектом является пожилой человек, обладающий определенным жизненным опытом, зрелостью, экономической независимостью, высоким уровнем самосознания.

Поэтому педагогическое сопровождение человека в пожилом возрасте представ -ляет собой процесс, характеризующийся целенаправленностью и последовательностью, предполагающий применение диагностических, коррекционных и развивающих средств, построенный на неформальном, основанном на взаимном уважении и совместной работе взаимодействии специалиста и пожилого человека.

При организации процесса педагогического сопровождения следует учитывать следующие закономерности: особенности развития человека в позднем возрасте; неоднородность индивидуальных проявлений процесса старения; возможную необходимость медицинского ухода и социального обслуживания.

В соответствии с этим можно выделить следующие базовые принципы педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста:

• дифференция, обусловленная тем, что люди пожилого возраста - особая группа населения, обладающая отличными от других возрастных групп физиологическими и социально-психологическими характеристиками, которые являются следствием процесса старения;

• индивидуализация, обусловленная неравномерностью возрастных изменений, что предопределяет неоднородность их ин-дивидуальных проявлений;

• комплексность, поскольку развитие в позднем возрасте включает биологические и социально-психологические изменения, педагогическое вмешательство, направленное на активизацию, должно осуществляться в комплексе с медицинским и социальным обслуживанием;

1 10

• равноправного партнерства - принцип, предполагающий, что пожилой человек и его семья являются равноправными партнерами и участниками процесса организации досуга. Право свободного выбора, жизненный опыт, включающий навыки самовоспитания и самоорганизации, а также жизненная компетентность являются основанием для нахождения равновесия между внешним воздействием и самовоспитанием. Динамика отношений между органи-

заторами досуга и индивидуумом должна происходить в направлении от опеки к партнерству;

• актуализация результатов - принцип, предполагающий немедленное применение приобретенных качеств, знаний, умений и навыков.

Соблюдение данных принципов является одним из условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение, соответствующее особенностям людей пожилого возраста.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шамсутдиноеа Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. СПб., 2002.

2 Хозина Ж. В. Социально-культурная активация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма (на примере Великобритании): Автореф.дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000.

3 Старение в Израиле: достижения и проблемы: Материалы 15 конгресса Союза геронтологов Израиля, 24-25 декабря 2003 г. Тель-Авив: Ортра, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.