Научная статья на тему 'Сущность и специфика социокультурной активности пожилых людей'

Сущность и специфика социокультурной активности пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1033
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ / STRUCTURE AND FUNCTIONS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ / NATURE AND SPECIFICS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Мария Александровна

Раскрыто содержание понятия социокультурная активность как термин производный от философско-социальных понятий активность и социальная активность. Дана обобщенная характеристика социокультурной активности личности. Особое внимание уделено сущности и специфике социально-культурной активности пожилых людей. В статье также затронута проблема развития социально-культурной активности пожилого человека на современном этапе развития общества. Данная проблема недостаточно изучена и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND SPECIFICS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF ELDERLY PEOPLE

The article reveals the content of the concept of “socio-cultural activity” as a term derived from philosophical and social concepts of “activity” and “social activity”. It gives a generalized description of the social and cultural activity of a person. Particular attention is paid to the nature and specifics of socio-cultural activity of elderly people. The article also treats the problem of old people socio-cultural activity stimulation at the present stage of society development. This problem is poorly understood and requires further research.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика социокультурной активности пожилых людей»

ориентированных некоммерческих организаций: закон Иркутской области от 8.04.2011 г. № 37-03 // Ведомости ЗС Иркутской области. 2011. № 32. Т. 1.

6. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области: закон Ярославской области от 6.12.2012 г. № 56-з // Документ-Регион. 2012. 11 декабря.

7. О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области: закон Орловской области от 1.12.2011 г. № 1306-03 // Орловская правда. 2011. 3 декабря.

8. Об утверждении Положения об оказании имущественной

поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории Ангарского муниципального образования: решение Думы Ангарского МО от 29.03.2013 г. № 328-50-рД // Ангарские ведомости. 2013. № 19.

9. Об утверждении порядка ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в городе Шелехове: постановление администрации города Шелехова от 24.10.2011 г. № 469па // Шеле-ховский вестник. 2011. № 42.

10. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.altairegion22.ru/gov/administra-йопЛзр/гедиеБЬ'пко/ (24 февр. 2015).

УДК 316

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ © М.А. Михайлова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрыто содержание понятия социокультурная активность как термин производный от философско-социальных понятий активность и социальная активность. Дана обобщенная характеристика социокультурной активности личности. Особое внимание уделено сущности и специфике социально-культурной активности пожилых людей. В статье также затронута проблема развития социально-культурной активности пожилого человека на современном этапе развития общества. Данная проблема недостаточно изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: активность; социальная активность; социокультурная активность; структура и функции социокультурной активности; сущность и специфика социокультурной активности; пожилые люди.

NATURE AND SPECIFICS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF ELDERLY PEOPLE M.A. Mikhailova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article reveals the content of the concept of "socio-cultural activity" as a term derived from philosophical and social concepts of "activity" and "social activity". It gives a generalized description of the social an d cultural activity of a person. Particular attention is paid to the nature and specifics of socio-cultural activity of elderly people. The article also treats the problem of old people socio-cultural activity stimulation at the present stage of society development. This problem is poorly understood and requires further research.

Keywords: activity; social activity; socio-cultural activity; structure and functions of socio-cultural activity; nature and specifics of socio-cultural activity.

Понятие социально-культурной активности личности, её сущность и специфика находят отражение в трудах таких исследователей, как Е.А. Ануфриев [5], Г.С. Головлёва [8], Ж.В. Хозина [21], В.Д. Шапиро [24], Н.В. Шарковская [25-28], Е.В. Щанина [29] и др. Анализ этих и других работ позволяет считать данный вопрос актуальным, требующим дальнейшего изучения и систематизации научных знаний в данной области.

Трактовка понятия социокультурная активность осуществляется в науке через последовательное рассмотрение терминов активность и социальная активность .

Во многих справочных изданиях активность описана как общая категория, особое свойство всех живых систем, их специфическая характеристика и показатель уровня деятельности. Общая активность определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия

человека со средой [15, 16, 18, 19]. Активность личности характеризуется как значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели. То есть активность понимается и как деятельность, и как качество личности, выражающее степень интенсивности её деятельности [1].

Выделяют две подсистемы активности:

1) внутреннюю, связанную с основными типологическими свойствами, с качествами личности (направленность, целеустремлённость);

2) внешнюю, которая характеризует динамику поведения личности, интенсивность ее деятельности и является своеобразной энергетической мерой [2].

Социальная активность исследуется Е.М. Канда-линой [10] как устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие человека с социальной средой, осуществляющееся в

1Михайлова Мария Александровна, аспирант, тел.: 89041177883, e-mail: [email protected] Mikhailova Maria, Postgraduate, tel.: 89041177883, e-mail: [email protected]

процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Данное свойство успешно развивается в социокультурной деятельности.

По мнению Е.Г. Семёновой [14], одним из путей решения задачи развития социальной активности является включение пожилых людей в социокультурную деятельность.

Социальная активность рассматривается как сложный процесс овладения социокультурными ценностями во взаимодействии с окружающим миром, проявляющийся в единстве когнитивного, мотиваци-онно-ценностного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.

Например, Е.В. Щанина [29] связывает социальную активность пожилых людей с выполнением повседневной работы, а также удовлетворением различного рода интересов. Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества при условии, что им сопутствует материальное обеспечение, соответствующее реальному прожиточному минимуму. Е.В. Щаниной показано, что социальная активность пожилых людей зависит от субъективных (личностные качества отдельного человека, его уровень образования, мотивация и жизненная позиция) и объективных (отношение общества к пожилым людям, совершенствование социального управления, согласование интересов и действий различных социальных институтов) факторов.

Активизация социального поведения пожилых людей позволит затормозить и смягчить процесс старения.

Н.В. Шарковская [25-28] разработала целостную концепцию социально-культурной активности личности, в рамках которой определены ее типология, закономерности формирования, обосновано предназначение данного явления в понятийном аппарате социально-культурной деятельности, создан тезаурус структурно-функционального подхода к пониманию сути социально-культурной активности личности.

Так, автор выделяет следующие разновидности субъектов по типу их социально-культурной активности:

1) субъекты с идентично высокой степенью социально-культурной инициативности и исполнительности;

2) субъекты с превалированием социально-культурной инициативности;

3)субъекты с преобладанием социально-культурной исполнительности;

4) субъекты с имплицитно определенной степенью социально-культурной исполнительности [25].

Исследователем сделан вывод, что от типологических особенностей зависит, будет ли выбранное личностью пространство социально-культурной деятельности пространством её культурного совершенствования или, напротив, потребительского отношения к досугу, вызывающим внутренние барьеры ак-

тивности и, соответственно, снижающим уровень ее формирования в учреждениях культуры и образования [25].

Н.В. Шарковская [26] рассматривает структуру социально-культурной активности личности в виде единства элементов в композиционной сети основных связей: функционирующих, генетических, трансформационных, то есть с точки зрения конкретного способа взаимоотношений данных элементов, причем рассматриваемая структура вбирает в себя как элементы («духовные потребности», «любительский интерес», «цель», «культурные ценности»), так и целостные свойства («общественные средства», «досуговая деятельность», «просоциальные действия», «культурно-типовые ситуации»), характеризующие её ядро и внешнюю часть. Динамичность структуры прослежена автором на примере связей функционирования, несущих ключевую «нагрузку» по перераспределению соотношения разнотипных по своему внутреннему составу элементов, а в целом по качественному воспроизведению психолого-педагогического состояния в рамках социально-исторического времени [26].

Также Н.В. Шарковской выделены закономерности формирования социально-культурной активности, посредством которых исследованы взаимные связи между личностью и наиболее значимыми событиями в культурной жизни общества, степень разнообразия которых детерминирована её переменными: социально-культурной инициативностью и социально-культурной исполнительностью [28].

Кроме того, автором обозначены функции социально-культурной активности личности, а именно:

1) прямые функции:

• функции социокультурной интеграции личности с субъектами социальных общностей и формаций: социальная организация досуга; регуляция социальных взаимоотношений в системе «специалисты социокультурной сферы - участники досуговой деятельности»;

• функции социально-культурной активности личности, гарантирующие реализацию ведущих общественных средств социально-культурной деятельности: адаптация к социально-педагогическим условиям осуществления культурной деятельности; добровольное участие в социальном покровительстве и благотворительности; информационное ориентирование о содержательном аспекте ведущих сфер социально-культурной деятельности; рекреативная направленность на восприятие общекультурных стандартов до-суговой деятельности; межличностная коммуникация в психолого-педагогическом пространстве социокультурных институтов; культуротворчество в виде результата возмещения социальных проектов;

• функциональные части - виды выраженности социально-культурной активности личности: познавательная, спортивная, художественная, экологическая.

2) опосредованные функции: развивающая, ори-ентационная, мобилизационная, культуротворческая и др., имеющие свой спектр предназначения в культурной деятельности [27].

В.С. Попов [12] трактует социально-культурную активность как личностное и управленческое качество, детерминированное установками позитивного восприятия социально-культурной деятельности, что проявляется в ценностно-обогащённой гражданской позиции, самостоятельной социально-культурной деятельности, адекватной самооценке себя как равноправного участника, способного инициировать актуальные, востребованные обществом социокультурные проекты, обеспечивающие эффективную социализацию. Само же формирование социально-культурной активности автор рассматривает как педагогической процесс, предполагающий последовательное включение личности в реальные и моделируемые проблемные ситуации и социально-культурные условия [12].

Тем самым, важнейшими характеристиками социально-культурной активности являются добровольность, инициативность, нравственная мотивированность, преобразующий, творческий характер, обусловленность жизненным опытом личности. При этом показателями социально-культурной активности выступают интенсивность, бескорыстность, направленность, регулярность, значимость для субъекта, его творческое отношение и устойчивый интерес к социально-культурной деятельности, стремление к саморазвитию, а также статус субъекта в структуре досуго-вой общности.

Развитие социально-культурной активности пожилого человека основывается на стимулировании его участия в социальном творчестве и поэтапном включении субъекта с различным уровнем активности в полезную, социально значимую деятельность посредством следующего: формирования умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга; вовлечения в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками; использования возможностей культурно-досуговой деятельности в целях саморазвития; создания благоприятных условий для реализации социальных инициатив.

В качестве наиболее эффективных факторов, стимулирующих социокультурную активность пожилого человека, позиционировано ролевое разделение обязанностей, позволяющих пожилым людям овладеть опытом организаторской, управленческой работы, повысить сознательность.

Социально-культурная деятельность, по мнению В.И. Андреева [3], призвана обеспечить условия для успешной социализации людей пожилого возраста в процессе деятельности, реализацию ими своих способностей, возможностей и интересов.

Многочисленные исследования ученых (П.А. Га-зимагомедовой [7], М.А. Горина [9], Т.З. Козловой [11], Ю.А. Стрельцова [17], В.Л. Хайкиной [20], Д.В. Шам-сутдиновой [23] и др.) свидетельствуют о наличии у пожилых людей сильной мотивации к удовлетворению их познавательной и творческой активности. Творчество возвращает пожилому человеку радость жизни, оптимизм, позволяет выстраивать перспективы, исследовать собственные возможности.

Преклонный возраст оказывается очень плодотворным для становления и развития разнообразных интересов и увлечений - интеллектуальных, художественных, религиозных, общественных и т.п. Это обусловлено тем, что у пожилого человека появляется достаточное количество свободного времени, прежде всего, за счёт того, что человек отходит от привычно выполняемых социальных функций и ролей и может в большей степени сосредоточиться на самом себе.

В центре внимания оказывается одно избранное занятие или область деятельности, которая доставляет наибольшую радость и удовлетворение.

В зрелые годы жизни человек может найти для себя новые ценности, так как никакой возраст не является слишком поздним для развития нереализованных способностей и талантов. Обусловленная этими способностями активность заполняет свободное время деятельностью, как нельзя более адекватной способностям и увлечениям пожилого человека, при этом он может развивать как давние способности и увлечения, так и новые. Такая деятельность внутренне обусловлена, не связана с каким-либо принуждением, самоподчинением человека или с занятием, не удовлетворяющим субъекта.

Активности людей преклонного возраста во многом способствует и придаёт значимости имеющийся жизненный опыт, понимаемый как совокупность накопленных с течением времени знаний (запас информации), а также комплекс личностных качеств, обуславливающих равновесие эмоциональной и мо-тивационной сферы и способствующих лучшему пониманию внутреннего мира пожилого человека, для которого характерны глубина мышления, рефлексивность, взвешенное поведение (минимизация неосторожных и рискованных поступков), «здоровая любознательность», преобладание интереса к событию над участием в нём.

В процессе деятельности пожилые люди применяют те же знания, умения и навыки (профессиональные компетентности), что и молодые, но помимо этого они пользуются накопленным опытом, значительным количеством информации творчески осмысленной, переработанной, интериоризированной, что кристаллизует интеллектуальные способности пожилого человека. С возрастом замедляется процесс усвоения новых знаний и информации, что снижает генерирование новых идей, но, с другой стороны, со временем могут возникнуть уникальные неповторимые творческие ассоциации [4].

Для развития активности и деятельности в зрелом возрасте необходимы внешние и внутренние стимулы, позволяющие пожилому человеку найти в себе и проявить смелость, независимость, способность противостоять доминирующим негативным тенденциям, настроениям, потерям, недомоганиям, а иногда и стереотипам общественного восприятия творческих проявлений человека преклонных лет.

Социальная активность пожилых людей определяется их личностными и возрастными особенностями, характером и содержанием досуговой деятельно-

сти, способствует творческому выполнению адекватных возрасту функций, а также участию в создании социальных инноваций.

Большинство авторов подчёркивают поэтапность, многоступенчатость и многоуровневость данного процесса. Выдвинута концепция поэтапного развития социально-культурной активности личности, отражающая процесс стимулирования инициативы и самодеятельности в агитационно-пропагандистской, художественно-творческой, общественно-организаторской деятельности и обеспечивающая последовательное преобразование объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества. Развитие социально-культурной активности пожилого человека основывается на стимулировании его участия в социальном творчестве и поэтапном включении пенсионеров с различным уровнем активности в полезную, социально-значимую деятельность посредством следующего: формирования умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга; вовлечения в интеллектуально насыщенное по содер-

жанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками; использования возможностей культурно-досуговой деятельности в целях саморазвития; создания благоприятных условий для реализации социальных инициатив.

Итак, социально-культурная активность пожилых людей рассматривается как целенаправленная, многоплановая преобразовательно-коммуникативная, интеллектуально насыщенная по содержанию и эмоционально привлекательная по форме деятельность, связанная с приобретением новых социальных компетенций, социально значимых качеств и ценностных ориентаций, самореализацией и самосовершенствованием личности.

Специфика социально-культурной активности пожилых людей связана с комплексной реализацией их индивидуального опыта, интересов, возможностей и инициатив на основе добровольной, самостоятельной, нравственно мотивированной, преобразующей, творческой социально значимой деятельности.

Статья поступила 10.03.2015 г.

Библиографический список

1. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М.: Академия, 2003. С. 177-182.

2. Алексеева Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: автореф. дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.01. М., 1997. 41 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. В 2 кн. Казань: КГУ, 1996. Кн. 1. 552 с.

4. Анисимков В.М. Мировоззрение и социальная активность личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Свердловск, 1990. 18 с.

5. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. 287 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 487 с.

7. Газимагомедова П.А. Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей: на материале Республики Дагестан: дис. ... канд. педагог. наук. 13.00.01. Махачкала, 2006. 149 с.

8. Головлёва Г.С. Формирование социально-культурной активности пожилых людей в полустационарных учреждениях социальной защиты: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. Казань, 2006. 223 с.

9. Горин М.А. Развитие социальной активности лиц пожилого возраста средствами социально-культурной деятельности в условиях сельского клуба // Культура и образование. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01 /1302 (04 янв.2014).

10. Кандалина Е.М. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности педагогического колледжа: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. Челябинск, 2005. 179 с.

11. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 46-49.

12. Попов B.C. Формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. М., 2011. 177 с.

13. Романенко Л.П. Педагогические условия развития соци-

ально-культурной активности трудящихся в клубе: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. Л., 1984. 231 с.

14. Семёнова Е.Г. Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. Челябинск, 2010. 187 с.

15. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. Минск, 1991. 528 с.

16. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Гришанов и др. Минск: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

17. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 1. С. 76-85.

18. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

19. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

20. Хайкин В.Л. Феномен активности в развитии личности: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.13. М., 2001. 413 с.

21. Хозина Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма: на примере Великобритании: дис. . канд. педагог. наук: 13.00.05. М., 2000. 175 с.

22. Шалимова Д.В. Формирование социальной активности будущих специалистов в воспитательной среде вуза: дис. . канд. педагог. наук: 13.00.01. Кемерово, 2010. 278 с.

23. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. 256 с.

24. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983. 133 с.

25. Шарковская Н.В. К вопросу о типологии социально-культурной активности как качества личности // Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16 мая 2007 г.). М.: Изд-во МГУКИ, 2007. С. 153-155.

26. Шарковская Н.В. Структурные компоненты социально-культурной активности личности // Созидательная миссия культуры: сб. науч. ст. М.: Изд-во МГУКИ, 2007. С. 5-9.

27. Шарковская Н.В. Сущность понятия «социально-культурная активность»: феноменологический аспект // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. науч. ст. / ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во Пер-

шина, 2009. С. 22-29.

28. Шарковская Н.В. Сущность социально-культурной активности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 174-178.

29. Щанина Е.В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе: региональный аспект: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.04. Пенза, 2006. 160 с.

УДК 334.021+336.1

РАСШИРЕННАЯ КАТЕГОРИЯ «ПУБЛИЧНЫЙ КОМПАРАТОР» В ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

© М.Ю. Мишланова1

Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрены социальные функции и публичные обязательства государства и, соответственно, актуальность исследований в данной сфере. Изучены методы оценки эффективности инвестиционно-строительных проектов с позиции публичной эффективности и методологические проблемы. Предложено понятие расширенного публичного компаратора и разработаны подходы в отношении эффективности инвестиционно-строительных проектов в целом. Предложены методы оценки публичной составляющей с позиций стейкхолдерской теории. Ключевые слова: публичные обязательства; инвестиционно-строительный проект; публичный компаратор; стейкхолдер.

EXTENDED CATEGORY OF "PUBLIC COMPARATOR" IN INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS

EVALUATION

M.Yu. Mishlanova

Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia

Consideration is given to social functions and public obligations of state and the relevance of research in this field is justified. The methods of investment and construction project efficiency assessment are studied from the viewpoint of public efficiency. Methodological problems are discussed. The concept of extended public comparator is proposed and approaches to the general evaluation of investment and construction project efficiency are developed. The methods to assess a public component in terms of the stakeholder theory are proposed. Keywords: public obligations; investment and construction project; public comparator; stakeholder.

Утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в комплексе других мероприятий включает оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств. Следует подчеркнуть, что опыт антикризисного управления 2008-2009 гг. также включал среди основных приоритетов следующий - публичные обязательства государства перед населением должны выполняться в полном объеме. Поэтому радикальное совершенствование системы государственного управления в условиях современных вызовов должно иметь достижение общественно-полезных задач публично-правовых образований, повышение качества и доступность публичных услуг.

Однако в настоящее время имеет место несовершенство института публичных обязательств, нет окончательной определенности с моделью обеспечения социальных функций государства. Конституция РФ, определяя правовое положение личности, на основе

Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта 1966 г. провозгласила такие права, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на труд и отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на благоприятную окружающую среду и др. Перечень основных социальных прав, определенных в Конституции РФ, не может считаться исчерпывающим и, кроме того, на сегодняшний день не существует ни концепции, ни практических рекомендаций осуществления указанных прав. Поэтому любые исследования в области обеспечения публичных обязательств в настоящее время являются актуальными.

Исполнение государством публичных обязательств в обеспечении различных прав прямо или косвенно базируется на основополагающей функции строительства - расширенном воспроизводстве и качественном обновлении производственных и непроизводственных основных фондов, то есть создании материальных условий обеспечения прав. Базовый системный элемент инвестиционно-строительной деятельности - инвестиционно-строительный проект -

1Мишланова Марина Юрьевна, кандидат технических наук, профессор кафедры экономики управления в строительстве, тел.: 84992874919, *3127, e-mail: [email protected]

Mishlanova Marina, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management Economy in Construction, tel.: 84992874919, *3127, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.