Научная статья на тему 'Генезис отношения к стареющему обществу и формы его поддержки'

Генезис отношения к стареющему обществу и формы его поддержки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОКОЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис отношения к стареющему обществу и формы его поддержки»

8. Темницкий А.Л. Исследование групповой сплоченности / А.Л. Темницкий. - М., 2000. -

210 с.

9. Перевалов В.Ф., Малека Ю.Н. Ключ к успеху - сплочение коллектива // Вестник границы

России. - М., 1996. - № 9. - 154 с.

10. Проблемы групповой сплоченности. - М.: МГУ,1979. - 324 с.

11. Журнова П.К. Расчет коэффициента сплоченности коллектива / П.К. Журнова. - 2006. - №

8. - 82 с.

Г.М. Коновалова

генезис отношения к стареющему обществу и формы его поддержки

Ключевые слова: стареющее общество, жизнедеятельность, взаимоотношения, поколения, социальная защита.

С развитием общества возникли социальные проблемы, в частности проблема старения. Она выражалась в том, какую позицию занимало общество по отношению к престарелым людям, какое фактическое место занимала эта возрастная группа в сообществе.

В первобытной среде старые люди не умирали естественной смертью. У кочевников, стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. Дикие племена, существовавшие за счет охоты, умерщвляли соплеменников, которые не могли участвовать в охоте. Византийский писатель-историк VI века Прокопий Кесарийский отмечает, что в германских племенах также убивали престарелых людей. На вопрос, когда перестали умерщвлять престарелых, нельзя ответить даже приблизительно: угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом. У разных народов оно наступало в различные периоды истории. Американский антрополог и этнограф XIX века Л.Г. Морган, исследователь жизни индейцев, разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикость, варварство и цивилизация.

Многочисленные этнографические работы западноевропейских и американских ученых, повествующие о том, как поступали с состарившимися людьми первобытные эскимосы, японцы, австралийские туземцы, индейцы навахо, конголезские племена, позволяют сделать вывод, что условия жизни стареющего населения всегда прочно зависели от социально-культурного развития общества. Можно сказать, что физически слабым стареющим людям требуется больше экономических затрат. Важную роль способно сыграть имущественное положение стареющего индивида и его общественная значимость, а также система социальных ценностей. В зависимости от того, как то или иное общество поступает со стареющими людьми, оно обнажает свои принципы и цели.

К факторам, детерминирующим условия жизни стареющих людей и отношение к ним общества, и в частности родственников, этнологи относят социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В примитивных обществах стареющий индивид воспринимается как иной со всей двусмысленностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверхчеловек, и идол, и ненужная изношенная вещь. Многие традиции примитивных обществ

© Коновалова Г.М., 2013

могут показаться жестокими и безнравственными, однако при их анализе необходимо основываться на культурных особенностях и ценностных системах данных обществ. Этнологи считают, что умерщвление престарелых происходило под влиянием непосредственно культурных традиций общества.

В оседлых обществах с развитой структурой стареющее население символизирует непрерывность своей истории и стабильность социально-культурных особенностей. Поддержка и уважение со стороны молодой возрастной группы может рассматриваться как превентивная мера. Молодые люди стремятся гарантировать аналогичное общественное положение в будущем.

Следует подчеркнуть, что в эпоху умерщвления людей преклонного возраста средняя продолжительность жизни была очень низкой. Явления долголетия в сегодняшнем понимании этого слова первобытные не знали. Не было его во времена палеолита, немногочисленны были старики среди неандертальцев. В бронзовом и раннем железном веках на территории современной Греции средний возраст составлял не более 30 лет. Первобытные общества были без пожилых людей. Возраст, с которым мы сегодня связываем начало старости, является более поздним феноменом. Предполагается, что возраста 50 лет, а потом 60 лет люди стали достигать в небольшом числе только с наступлением эпохи цивилизации.

Со временем по мере улучшения бытовых условий формируется новая более гуманная мораль. Стариков не только перестают уничтожать, но они становятся предметом почитания и уважения со стороны младших поколений. Такая перемена в отношении к старикам, в свою очередь, привела к еще большим изменениям. Многие исследователи считают, что для ранних периодов цивилизации был характерен высокий престиж старых людей. Английский психолог Д.Б. Бромли утверждает, что старость составляла тот период в жизни человека, в котором он получал выгоду от багажа прожитых лет. Старый человек пользовался уважением как наиболее богатый личным опытом хранитель давних традиций, толкователь мистерий, воспитатель людей, как живой свидетель прошлого, которое со всех точек зрения было выше настоящего.

Наибольшим вниманием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (в Древней Элладе и античном Риме). Здесь на долгие времена устанавливается геронтократия, выражением чего является возрастной ценз, необходимый для того, чтобы занять верхние этажи социальной иерархии. В Афинах и Спарте членом ареопага мог стать гражданин, достигший, по меньшей мере, 60 лет. Как пример геронтократии называют также Венецианскую республику: на высшие должности там назначали только престарелых людей.

Среди привилегий старости решающим был уже другой фактор - присущая этому возрасту мудрость. Сократ ценил беседы со старыми людьми: из бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. Как Платон, так и Аристотель говорили, что править должны старые люди. Легендарный греческий законодатель Солон заполнял высшие судебные инстанции старыми людьми. В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования - суровый климат, недостаток ресурсов, бедность определяли маргинальное положение стариков, обреченных на голодную смерть.

В обществах, испытавших влияние западных культур и переживающих переходный период от традиционных обычаев к христианской этике, признается декларативная власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного об-

раза жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые, возглавляющие переселения и военные действия. В небогатых племенах (например, сибирские чукчи) старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обусловливает престиж стариков и социальную стабильность. Анализ исторических исследований показывает, что старики могли играть заметную роль в стабильных, организованных обществах с институализированной собственностью, тогда как в обществах, раздираемых противоречиями, верх брали молодые.

Аристотель, подробно изучавший проблемы старости, считал, что опыт стариков способствует не прогрессивному развитию, а бесконечным повторениям. В некоторой степени церковь внесла позитивный вклад в решение проблемы старости, создавая госпитали и дома для престарелых, поддерживая больных и одиноких. Технический прогресс XVIII века обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами -материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.

В XIX веке европейские общества претерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции и урбанизации произошел демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 340 млн, и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения. Сохранившийся престиж старости стал рушиться. Положение большинства старых людей значительно ухудшилось. XX век унаследовал стереотипический образ старика, сформировавшийся в ходе исторического развития. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшается во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации.

Вытесненные с рынка рабочей силы, стареющие люди становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть стареющего общества лишена достойных средств существования, что вынуждает их часто обращаться в органы социальной защиты. Австрийские ученые X. Хофф и Э. Рингель характеризуют эту ситуацию следующим образом: «Объективная картина настоящего положения дел заставляет, к сожалению, утверждать, что положение пожилого человека становится все более трудным... Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, сегодня исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям». Враждебные чувства по отношению к старым людям или геронтофобия (от греч. gerontos - старик, phobos - боязнь) [5; 7] пришли к нам из далекого прошлого. Несомненным доказательством выводов австрийских ученых являются многочисленные самоубийства стариков. Ситуация усугубляется эмоциональным состоянием старых людей. Теряя друзей, они переживают одиночество, утрачивают внимание окружающих. Французский социолог А. Сови видит в геронтофобии явление в высшей степени небезопасное. Он считает, что в определенных условиях, которые сегодня трудно предугадать, молодая возрастная группа может счесть стареющую группу ненужным балластом.

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция положения стареющего общества не шла в одном направлении, были периоды почитания и достойного уважения к старым людям, и периоды безразличия или даже вражды по отношению к престарелым. Что касается рассмотрения положения и форм поддержки стареющего Российского общества, было установлено, что они уходят в глубину веков. В период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных людях. Общинно-родовая форма помощи

оказывалась наименее незащищенным членам общности, каковыми в основном являлись стареющие индивиды.

«Институт старцев» появляется не сразу. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Отношение к старикам такое же, как и к детям. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», живущих совершенно другой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид - узаконенное убийство ребенка - довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений как в западной, так и отечественной истории и существовал не только в отношении детей, но и стариков.

Формы поддержки стареющего человека были различны. Там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стареющих индивидов был специальный отвод им земель по решению общества. До принятия христианства на Руси существовали и другие формы помощи, но все они связаны с институтом старцев. К примеру, вариантом ухода на тот свет был добровольный уход из общины. Пожилые индивиды, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе неприхотливые жилища и существовали за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, по данным исследователей, вплоть до XV века, о чем имеются свидетельства в новгородских писцовых книгах.

Как уже отмечалось, старики и дети относились к одной социально-возрастной группе. Типология старых и малых в некоторых случаях определялась по признаку «сиротства» (явление, когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота - это беспомощный, одинокий, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери.

Таким образом, на Руси формировались различные формы помощи старикам и детям. Общинно-родовые формы помощи и защиты данной слабо защищенной категории постепенно видоизменялись и заложили основу для государственного подхода в решении социальных проблем детей и престарелых. Итак, осознание необходимости помощи престарелым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гуманное отношение и позитивное общественное мнение, минимальная законодательная база, определенный практический опыт - все это было заложено еще в далеком прошлом. В связи с этим отечественной практикой накоплен определенный опыт социальной помощи данной категории, нуждающийся в обобщении и систематизации.

Многочисленные исследования позволили выделить основные тенденции в становлении и развитии института социальной защиты пожилых людей в России. Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения стареющего общества в России.

На первом этапе происходит зарождение социальной помощи в древних славянских общинах. Основные праформы социальной помощи престарелым начинают складываться именно в древнейший период славянской истории, когда формируется практика поддержки на основе общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи старикам, вдовам и детям. В этот же период возникает явление «помогающего» субъекта, динамика развития которого предполагает ряд стадий. От института приймачества у южных славян, который являлся прообразом современного усыновления детей-сирот, до попечения престарелых людей и «нарядов миром» как носителей различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся. Одной из форм поддержки немощных престарелых являлась общинная мирская помощь,

когда старики переходили из дома в дом на кормление. Одинокому индивиду могли назначать опекунов. Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели поддержки нуждающихся людей.

На втором этапе в период с Х века до конца XVII века начинает складываться государственная политика защиты престарелых, которая базируется на христианской парадигме социальной защиты стариков и детей, основанной на философии любви к ближнему человеку. Происходит законодательное регламентирование поддержки и помощи престарелым людям (Устав князя Владимира 996 г., Русская Правда 1072 г. и другие документы). Происходит наделение стариков соответствующими правами, расширяются субъекты помощи (князья, церковь, монастыри), появляются новые ведомства, благотворительные учреждения, оформляются первые теоретические подходы к решениям социальных проблем старости («Поучение Владимира Мономаха» XI в., Изборник 1076 г.), зарождается и развивается частная благотворительность. По мере становления и развития Российского государства объективно расширяется и контингент пожилого сообщества, людей, нуждающихся в помощи, которые к концу XVIII в. представлены следующими категориями: одинокие и немощные престарелые, вдовы с детьми, больные и инвалиды, нищие.

Таким образом, начиная с XI века, на Руси разрушаются родо-племенные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся престарелых. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюта. В народе вызывают глубокое восхищение и уважение преподобный Серафим Саровский, старец Амвросий, преподобный Сергий Радонежский и другие. Они учили словом и делом относиться уважительно к людям, заботиться о стариках и детях. В городах устраивались «убоги и божьи дома» для немощных старцев и больных, стали появляться и другие закрытые заведения. Первое исторически документированное богоугодное заведение для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславском Троицком монастыре в конце XII века. Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни. В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц не считая малых.

Третий этап, с начала XVIII века до середины XIX века, включает зарождение государственных форм призрения, открытие первых социальных учреждений. Петр I создал государственную систему призрения, выделил категории нуждающихся людей, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность. Немощные старики определялись в дома святейшего патриарха (1701 г.) и московские богадельни (1710 г.). С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен [7]. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

На четвертом этапе с конца 40-х годов XIX века до начала XX века социальная защита престарелых людей приобретает все более организованный и массовый характер. Исследование практики социальной защиты стареющего общества в дореволюционной России показало, что отечественная история социальной защиты престарелых людей складывалась по двум направлениям: общественно-государственному и церковному. Причем государственные учреждения преобладали до XIX века. В начале XIX века стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные сообщества.

В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции.

Призрение немощных людей полностью находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет государства. В конце XIX века по всей стране были открыты сотни богаделен, в которые принимались престарелые и неспособные к труду лица всех сословий, не имеющие собственных средств существования. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.

Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты. В 1891 г. для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское городское управление располагало десятью богадельнями и убежищами на 2 тыс. 170 кроватей. Из них три богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу и функционировали, спустя продолжительное время после их открытия [1; 3].

В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11 тыс. 400 благотворительных учреждений. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения стариков, положительное отношение к благотворительности [7]. В конце XIX в. начинает создаваться и постепенно развиваться сеть благотворительных заведений, общественных организаций защиты престарелых («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.).

В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:

- государственное призрение;

- земская общественная помощь;

- частная благотворительность.

Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов:

- церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам и безнадзорным детям, уступает функции общественно-государственным социальным организациям;

- государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования и осуществления функции призрения с помощью общественных благотворительных инициатив, а так же органов местного самоуправления;

- негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми людьми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах.

Таким образом, анализ развития института социальной защиты стареющего общества показал, что она имеет многовековую историю. Анализируя труды ученых, опыт работы социальных служб для престарелых XIX-начала XX вв., можно сделать вывод, что социальная защита пожилых людей в Российской империи имела определенную тео-

ретическую базу и практический опыт. В начале XX века совершенствуются механизмы социальной помощи престарелым людям, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения, которые продолжают развиваться на современном этапе.

Но в современном обществе становится актуальной проблема безразличного отношения к пожилому населению. В XXI веке заметно обострилась проблема межпоколенных взаимодействий. Основными факторами, вызывающими конфликт между поколениями, можно назвать следующие:

- обесценивание старости в глазах молодого поколения;

- передача собственности по наследству;

- поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;

- вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;

- дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей;

- увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Межпоколенная проблема существовала всегда, однако ее содержание, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном российском обществе имеет место трансформация нравственных ценностей, когда отношение младших возрастных групп к старшему поколению движется в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Это привело к тому, что поколение старших оказалось брошенным, лишенным поддержки, сопереживания и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву.

Отношение общества к старшему поколению - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Общество столкнулось с проблемой старого возраста и странным парадоксом - возникли проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни.

Первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями является семья. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально-экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях. Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста.

В этом плане интересными представляются исследования И.И. Лихницкой, А.И. Рубакина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженской, В.Д. Шапиро. Все они выделяют факторы, вли-

яющие на социальный статус пожилых людей: разрушение патриархального клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовом сознании. При всем многообразии исследований геронтологической проблематики общим является констатация неправомерно низкого статуса пожилых людей. Необходим поиск механизмов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста и требований, налагаемых на них окружением.

Рассматривая генезис отношения к стареющим индивидам, формы поддержки стареющего общества на различных этапах становления и развития, современную обстановку межпоколенных отношений в Российском обществе можно сделать вывод, что формирование современных форм поддержки стареющего населения должно основываться на богатом опыте прошлого и с помощью традиционных социально-культурных ценностей.

Библиографический список

1. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России / В.Г. Бобровников. -Волгоград: Политехник, 2010. - С. 31.

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2000. - С. 118.

3. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права / В.Г. Графский. - М.: 2007. - С. 73

4. Джунусов М.С. Достоинства человека и опасность их превращения в недостатки // Российский журнал социальной работы. - 2001. - № 2. - С. 32.

5. Елютина М.Э. Социальная геронтология: учеб. пособ. / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. -М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 17.

6. История государства и права зарубежных стран: учебник / Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. - Ч. I, II. -Москва. 2010. - С. 75.

7. Мельников В.П. История социальной работы в России: учеб. пособ. / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М., 2010. - С. 23.

8. Сокольков А.Е. Заболеваемость и смертность в истории человечества / А.Е. Сокольков. -Челябинск, 1995.- С. 21.

9. Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни / Б.Ц. Урланис. - М., 1978. - С. 312.

Н.Л. Крицкая

инновационное развитие как предмет конфуцианской философии

Ключевые слова: китайская цивилизация, менталитет, историческая традиция, инновации, социальное управление, идеальное государство.

История Китая продолжается непрерывно от эпохи неолита вплоть до наших дней и насчитывает, по крайней мере, семь тысяч лет. Китайская цивилизация - одна из древ© Крицкая Н.Л., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.