УДК 355
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ВОЕННО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А. Е. СНЕСАРЕВА
© 2021 М. П. Воропаев
ст. преподаватель кафедры военно-политической работы е-таИ:тк6993037@уапёех. ги
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(г. Воронеж)
Охарактеризована совокупность принципов обучения А. Е. Снесарева как результата педагогического опыта; определено их место и роль как структурного компонента военно-дидактической концепции; показана актуальность его идей в сравнительно-сопоставительном анализе современных дидактических теорий.
Ключевые слова: педагогический опыт, принципы, принципы обучения, дифференциация принципов, военно-дидактическая концепция, классификация принципов обучения.
LEARNING PRINCIPLES AS A COMPONENT MILITARY-DIDACTIC CONCEPT OF A. E. SNESAREV
© 2021 M. P. Voropaev
Senior lecturer of the Department of Military and Political Work e-mail:[email protected]
Military Educational and Scientific Center of Air Force N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy, Voronezh,
The article describes the set of principles of A. E. Snesarev's teaching as a result of his pedagogical experience; defines their place and role as a structural component of his military-didactic concept; shows the relevance of his ideas in the comparative analysis of modern didactic theories.
Keywords: pedagogical experience, principles, principles of teaching, differentiation of principles, military-didactic concept, classification of teaching principles.
Современный этап развития высшего военного образования определяется модернизацией военной организации государства и социальным заказом российского общества подготовки военных кадров к профессиональной деятельности в условиях современных требований к безопасности общества и государства. Накопленный педагогический опыт поколений отечественных военных педагогов является источником и основой реформирования и развития отечественного военного образования.
Разработка и реализация новых подходов к содержанию и организации образовательного процесса в высшей военной школе на основе требований компетентностной парадигмы? закрепленной в нормативных документах (Федеральные
государственные образовательные стандарты), взаимосвязаны с теоретико-методологическим обоснованием структурно-функциональных компонентов современных педагогических теорий.
Научная задача выявления, реализации актуальных идей историко-педагогического опыта является значимой в решении современных педагогических проблем, определяющих направления модернизации образования в целом и военного образования в частности. Особый интерес представляет историко-педагогический опыт отечественных военачальников, ученых, управленцев.
Данные аспекты нашли отражение в опыте и личности А. Е. Снесарева. Андрей Евгеньевич Снесарев - ученый и педагог первой трети XX в., деятельность, опыт и идеи которого требуют современного системного анализа для реализации и совершенствования современной теории и практики. Научные исследования в области математики, геополитики, востоковедения, этнопсихологии, этнопедагогики, военного искусства, а также педагогический и военный опыт А. Е. Снесарева, накопленный в течение всей его жизни через различные виды деятельности в мирное, военное и революционное время, и позволяют сегодня выделить содержательные теоритические и практические структурные компоненты в формировании целостной концепции для высшей военной школы.
В настоящее время отечественная педагогическая наука представлена дидактическими теориями: высшей школы (О. Г. Гребенюка, Т. Б. Гребенюк, В. А. Ситарова и т.д.), высшей военной школы (О. Ю. Ефремова, В. Г. Михайловского, А. П. Шарухина).
Методами исследования [Просветова 2018: 45-133] дидактических теорий явились: структурно-функциональный анализ, позволивший выявить классификацию принципов обучения; ретроспективный анализ историко-педагогического опыта А. Е. Снесарева, определивший совокупность принципов обучения его военно-дидактической концепции; методы сравнения и сопоставления, результатом которых явилось выделение общего и особенного в принципах обучения.
Категория «принципы» (П) является компонентом педагогической теории и практики. Функции данного компонента в научной теории заключаются в организации знания и методов. В педагогической науке и практике принципы обучения (ПО) являются руководящими положениями, определяющими деятельность педагога включающие в себя внутреннее содержание занятия, форму организации, методы, применяемые на занятии на основании поставленных целей.
В. А. Ситаров рассматривает ПО как основу управления учебной деятельностью через общие положения, определяющие связь и взаимодействие между «условиями, средствами и результатами» данного процесса. Он классифицирует ПО на методологические (философские), сущность которых заключается в парадигме и стратегии образования; научные, затрагивающие содержание образования и осуществление образовательного процесса; психологические, описывающие индивидуально-групповые эмоциональные компоненты личности и коллектива; дидактические, характеризующие правила организации получения знаний, навыков, умений [Ситаров 2016].
О. Г. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ПО представляют как систему законов, положений, правил, обеспечивающих достижение целей обучения; теоретические требования к деятельности педагога, организации образовательного процесса. Авторы выделяют следующие группы ПО: группа знаний, формируемых на конкретных предметах обучения, умении использовать знания; группа принципов, отвечающих за эффективность образовательного процесса; группа принципов, регулирующая развитие морально-психологической сферы. По мнению авторов, реализация данных
принципов в организации и осуществлении педагогического процесса содействует повышению его общего уровня и целостности [Гребенюк 2018].
В военно-педагогической теории авторский коллектив под руководством О. Ю. Ефремова, характеризует ПО как руководящую норму, положение, общее требование к содержанию, формам и методикам организации процесса обучения, обусловленным его целью и закономерностями. Авторы выделяют следующие наиболее важные, по их мнению, принципы военной дидактики, адаптированные к управлению процессом воинского обучения и отражающие социальную направленность этого процесса: «социальной обусловленности обучения военнослужащих; научности обучения военнослужащих; практической направленности обучения военнослужащих, связи обучения с жизнью, с практикой строительства и развития Вооруженных Сил; наглядности в обучении; доступности и высокого уровня трудности обучения; сознательности, активности и самостоятельности военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога; систематичности, последовательности и комплексности в обучении; прочности усвоения в обучении, прочности результатов обучения и развития познавательных сил военнослужащих; коллективизма и индивидуального подхода к обучению военнослужащих, рационального сочетания коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения; гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих» [Военная педагогика 2017: 161].
В. Г. Михайловский, разделяет мнение авторского коллектива О. Ю. Ефремова по определению категории ПО, отмечает, что в военно-педагогическом процессе ПО не только тесно взаимосвязаны с принцами воспитания, но и дополняют друг друга.
А. П. Шарухин, рассматривая вопросы военной дидактики, не дает определение ПО и их классификацию. К данному компоненту военно-педагогической теории он относит: «принцип целостности дидактической системы; принцип целенаправленности (учить тому, что необходимо в служебной и боевой деятельности); принцип соответствия содержания целям и задачам подготовки военнослужащих, выводам и рекомендациям науки; принцип гуманитарного подхода к организации обучения; принцип сознательности, активности и самостоятельности обучающихся; принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип непрерывности обучения (обучение в течение всей службы); принцип достижения прочных результатов обучения; принцип обеспечения высокой культуры педагогической деятельности; принцип оптимального выбора организационных форм, методов и технологий обучения; принцип создания профессионально направленной учебной среды; принцип фундаментализации обучения» [Шарухин 2017: 258].
Сравнительно-функциональный анализ современных педагогических, военно-педагогических теорий позволил выделить общее и особенное. Общие принципы обучения (инвариантные, присущие всем педагогическим, военно-педагогическим теориям) можно характеризовать по группам: первая группа - методологические (философские - концепции и стратегии образования); вторая группа - научные (содержание и организация образовательного процесса); третья группа -психологические (определяющие взаимосвязь процесса обучения и его субъектов); четвертая группа - дидактические (внутренняя связь компонентов и результата процесса обучения).
Особенными ПО являются: в методолого-дидактической теории - общенаучные принципы: детерминизма, соответствия, дополнительности, симметрии; в военно-дидактической теории - социально-педагогические принципы (социальная обусловленность обучения; соответствие содержания и организации обучения
тенденциям современного развития военной науки и техники; практическая направленность обучения; непрерывность обучения), дидактические принципы (творческая самостоятельность при опоре на самообразование; единство учебной и исследовательской деятельности).
В целом анализ современных педагогических, военно-педагогических теорий, сравнение и сопоставление их основных компонентов позволили выявить соответствие современной научной парадигме, включающей цель и задачи, принципы, содержание, методы, формы и функции обучения.
Источниками формирования военно-дидактической концепции А. Е. Снесарева в целом и принципов обучения как ее системного компонента явился педагогический опыт, который формировался в рамках четырех основных периодов.
Начало было положено педагогической деятельностью А. Е. Снесарева в качестве домашнего репетитора по математике и иностранным языкам во время обучения на физико-математическом факультете Московского университета. Этот период хронологически определен нами с 1885 по 1888 год. Именно в эти годы начинается формироваться его педагогический опыт, включавший как общепедагогическое знание (принципы индивидуальной и личностной направленности, преемственности и доступности), так и предметное знание (математика, иностранные языки).
В течение второго периода (1888-1914 гг.) обогащение педагогического опыта А. Е. Снесарева осуществлялось через расширение общепедагогического знания (преподавание в средних и высших учебных заведениях) и профессионально-педагогического (преподавание в среднеспециальных военных учебных заведениях), а также углубление предметного знания (математика, иностранные языки) и овладение военно-профессиональными знаниями (преподавание дисциплин «Военная география», «Военная статистика», «Военная администрация»), а также умениями и навыками проектирования учебных дисциплин и организации их изучения в процессе обучения.
В этот период А. Е. Снесарев преподает арифметику в Ташкентской подготовительной школе, математику в Ташкентском ремесленном училище. Будучи переведенным командованием в Санкт-Петербург, А. Е. Снесарев преподает военную географию в Николаевском кавалерийском, Петербургском и Павловском пехотных училищах. Наряду с этим его педагогическая деятельность связана с преподаванием военной администрации и военной статистики в Санкт-Петербургской Восточной академии Министерства торговли и промышленности.
Содержательно в компоненте ПО педагогический опыт А. Е. Снесарева расширялся (возраст обучающихся, уровень образованности) педагогическими принципами (научность, доступность, наглядность, последовательность и систематичность, активность и сознательность в обучении, индивидуальный и дифференцированный подход), профессионально-педагогическими принципами (связь теории с практикой, прикладная направленность обучения).
Особенностью формирования педагогического опыта А. Е. Снесарева в третий период (1914-1917 гг.) являются условия военного времени (Первая мировая война). Его военно-профессиональная деятельность как командира частей и соединений Юго-западного фронта необходимо включала военно-педагогическую деятельность по обучению и воспитанию подчиненных в условиях реальных боев, революционных событий, спровоцировавших развал армии. Содержательными компонентами ПО в этот период являются: педагогические (наглядность, систематичность, последовательность и преемственность), социально-педагогические (социальная обусловленность, связь теории с практикой, сознательность), профессионально-педагогические (практическая направленность, воспитывающий характер обучения) принципы.
Четвертый период (1918-1937 гг.) - советский, спецификой которого является формирование «нового» педагогического опыта А. Е. Снесарева в условиях новой общественно-государственной системы (социалистической). Аналогов данного педагогического опыта не было в мире, так как педагогический опыт был обусловлен необходимостью реализации реформирования педагогической науки и практики на основе новой методологии (диалектико-материалистической) как условия достижения амбициозных общественно-государственных задач.
С 1919 по 1921 год А. Е. Снесарев возглавлял Академию Генерального штаба РККА. С назначением М. Н. Тухачевского в 1921 г. начальником Военной академии РККА А. Е. Снесарев переходит на должность профессора цикла «географии и статистики» и становится руководителем Восточного отделения академии, совмещая педагогическую и административную деятельность. В этот же период А. Е. Снесарев поддержал идею командующего Туркестанским фронтом М. В. Фрунзе о создании военного факультета при Туркестанском народном университете, активно участвуя в организации кафедр факультета и преподавая дисциплины «Стратегия», «Философия войны» и «Военная география Средней Азии». С 1921 по 1926 год он также являлся военным руководителем Института Востоковедения имени Н. Н. Нариманова. В 1926 г. А. Е. Снесарев назначается профессором Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Содержательно педагогический опыт расширялся принципами диалектико-материалистической педагогики (социальной педагогики) и «нового воспитания» (социального воспитания): связь школы (военной школы) с жизнью; взаимосвязь образования с новой (социалистической) системой организации трудовой деятельности как условие личностного развития; принцип современности (знание современных явлений, процессов, людей как условия их преобразования и совершенствования); принцип демократизации образования, определяющей роль и место общественных и политических объединений, деятельность органов самоуправления в учреждениях образования, в том числе в военных учебных заведениях; принцип самодеятельности, обусловливающий роль и место самостоятельной работы в процессе обучения как условия формирования субъектного опыта обучающихся и условия их личностного развития.
Вместе с этим проведенный ретроспективный анализ педагогического, военно-педагогического опыта А. Е. Снесарева, его военно-педагогических работ, дневниковых записей, рукописей, последующий за этим сравнительно-сопоставительный и сравнительно-функциональный анализ его целостной военно-педагогической концепции и современных педагогических, военно-педагогических теорий позволили выявить в его концепции принципы обучения, которые, с одной стороны, были обусловлены целью и задачами обучения, а с другой стороны, основывались на закономерностях (сущее) и определяющие (должное) отбор содержания и организацию процесса обучения (методы, формы).
Принципы обучения, обоснованные в его военно-дидактической концепции, реализованные в его педагогической, военно-педагогической, социально-педагогической деятельности и отраженные в его педагогическом, военно-педагогическом, социально-педагогическом опыте, можно классифицировать по критерию приоритетной функции на четыре группы принципов: методологические (социальной обусловленности обучения, современности, демократизации), определяющие условия и факторы развития военно-педагогической теории и практики; педагогические (гуманизма, научности, наглядности, доступности, постепенности и последовательности, систематичности), определяющие результат процесса обучения; психологические, социально-психологические принципы (индивидуально-
дифференцированный подход, самодеятельности), обусловливающие взаимосвязь структурных компонентов процесса обучения с его субъектами и определяющие их личностное развитие; профессионально-педагогические (военно-профессиональная направленность обучения, обучение на высоком уровне трудности, практическая направленность обучения), отражающие взаимосвязь военно-профессиональной деятельности по предназначению и военно-профессиональной подготовке; социально-педагогические (принцип связи обучения с жизнью, связи производительного труда с обучением), обусловливающие учет в процессе обучения этнопедагогического опыта -традиций обучения и воспитания, преобладающих видов деятельности и связанных с ними знаний, умений и навыков; этнопсихологического менталитета, этнических особенностей мышления, стереотипов поведения.
В рамках военно-профессиональной деятельности А. Е. Снесарева были выработаны и сформированы принципы обучения. Принципы обучения
A. Е. Снесарева, являясь продуктом его опыта, стали основой для формирования содержательного компонента остальных структурных компонентов его военно-дидактической концепции. Актуальными принципами обучения в военно-педагогической концепции А. Е. Снесарева, утерянными к настоящему времени в военной педагогике и соответствующими современным перспективам социокультурной направленности развития Российской общественного-государственной системы и Вооруженных сил Российской Федерации как ее подсистемы, а также современной научной парадигме и современной образовательной парадигме (компетентностной), являются: методологические (современности), психолого-педагогические (самодеятельности - самостоятельной работы), социально-педагогические принципы в полном объеме содержательных характеристик, представленных в результатах исследования.
Библиографический список
Военная дидактика : учебник. 2-е издание, исправленное и дополненное / под редакцией В. Г. Михайловского. - Москва : МО РФ, 2010. - 503 с. - Текст : непосредственный.
Военная педагогика : учебник. 2-е издание, исправленное и дополненное / под редакцией О. Ю. Ефремова. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 640 с. - Текст : непосредственный.
Ганин, А. В. Повседневная жизнь генштабистов при Ленине и Троцком. 2-е издание, исправленное / А. В. Ганин. - Москва : Кучково поле, 2017. - 680 с. -Текст : непосредственный.
Гребенюк, О. С. Теория обучения : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2018. - 319 с. - Текст : непосредственный.
Просветова, Т. С. Методология и методы научно-педагогических исследований / Т. С. Просветова. - Воронеж : Научная книга, 2018. - 208 с. - Текст : непосредственный.
Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров /
B. А. Ситаров. - Москва : Юрайт, 2016. - 447 с. - Текст : непосредственный.
Снесарев, А. Е. Дневник: 1916-1917. / Подг. текста, предисл. и указат. А. А. Комиссаровой, вступ. В. К. Белозерова. - Москва : Кучково поле, 2014. - 672 с. -Текст : непосредственный.
Снесарев, А. Е. Индия как главный фактор в среднеазиатском вопросе. Избранные статьи. / сост. А. А. Снесарев, предисл. Л. Г. Ивашова. - Москва : Кучково поле, 2017. - 400 с. - Текст : непосредственный.
Снесарев, А. Е. Письма с фронта. 1914-1917. / А. Е. Снесарев. - Москва : Кучково поле, 2012. - 459 с. - Текст : непосредственный.
Снесарев, А. Е. Философия войны / А. Е. Снесарев. - Москва : Ломоносовъ, 2013. - 288 с. - Текст : непосредственный.
Шарухин, А. П. Военная педагогика / А. П. Шарухин. - Санкт-Петербург : Питер; 2017. - 664 с. - Текст : непосредственный.