Научная статья на тему 'Принципы налогообложения по законодательству Республики Казахстан'

Принципы налогообложения по законодательству Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жусупов Алпысбай Дюсембаевич

В настоящей статье определены принципы, идеи и положения построения налоговых систем, носящих всеобщий характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы налогообложения по законодательству Республики Казахстан»

II

Жусупов Алпысбай Дюсембаевич,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

принципы налогообложения по законодательству

республики Казахстан

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налог - это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежаще правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенные сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения [1, ст. 35].

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц в государственный бюджет. То есть изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов.

такие взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; субъекты рынка, владельцы капитала. При этом сам платеж определенной суммы денежных средств в виде налога - есть внешнее проявление экономических связей участников воспроизводственного процесса и государства. А в их основе лежат экономические отношения. Таким образом, экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода и юридических лиц и граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач [2, с. 19].

Как известно, созданная стоимость ВВП под-

вергается распределению, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю. Распределительные процессы выражаются в стоимостной форме, в результате которой каждый участник общественного производства получает свою долю. Государство, в силу своей власти вправе изымать часть дохода юридических и физических лиц на основании определенных норм. Такое изъятие осуществляется с помощью налогов. Термин «налог» в переводе с английского означает «такс», т.е. такса, доля государства, подлежащая обязательному взносу. Таким образом, если финансы участвуют в распределительном процессе в целом, то налоги выражают более ограниченную сферу распределительных отношений, являются перераспределительными.

Часть национального дохода, мобилизованная принудительно в форме налогов, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее безэквивалентное движение стоимости (от налогоплательщика к государству), то есть здесь отсутствует купля-продажа. Итак, среди экономических категорий налоги характеризуются наличием специфических черт финансов: денежный характер, распределительный характер, являются разновидностью финансовых ресурсов, имеют одностороннее движение стоимости.

Из многообразия определений налога следует лишь один вывод - он характеризуется всего лишь как практическая форма движения денежных средств от товаропроизводителя к государству. Это одностороннее толкование содержания понятия «налог». Действительно, на поверхности экономической реальности налог воспринимается как принудительное изъятие средств государством у их создателей. Обусловлено это тем, что

возникновение и функционирование налогов, как экономического явления, обязано существованию государства. Публичная власть постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах для осуществления своей деятельности. Эта потребность государства обеспечивается универсальным способом мобилизации средств, всегда применяемой в отношениях власти и простых граждан, то есть посредством налогов.

Введение публичной властью налогов для поддержания своего существования квалифицирует налоги как разновидность государственных доходов.

Следует отметить, что государственные доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частноправового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государственными землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. в другую группу входят доходы публично-правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы.

Пошлины взимаются в качестве специального вознаграждения за определенную деятельность государственных органов и на содержание этих органов. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены для обеспечения общих нужд государства.

Первоначально налоги взимались в виде различных натуральных податей, дани. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму. В частности, одним из первых денежных налогов был подушный налог на всех граждан в Древнем Риме во втором веке н.э., который назывался «трибут».

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц в государственный бюджет. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов. В процессе такого изъятия происходит движение денежной формы стоимости от юридических и физических лиц государству, которое характеризуется возникновением экономических (в данном случае финансовых) отношений.

Между тем, налоги относятся к системе финансовых отношений, этим определяется их

общее содержание. Кроме того, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством.

Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги - есть специфическая форма производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, по налоговой базе, сфере действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:

1) постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения [3, с. 272].

Первая из этих черт реализуется в форме широкомасштабных или налоговых реформ, введением новых налогов, изменением налоговой базы, соотношением различных видов налогов, манипуляциями с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределением налогового бремени.

Что касается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории. тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Понятие «функция» широко применяется в научной и практической деятельности. Дословно, в переводе с латинского языка, «функция» означает «исполнение» или «совершение». Основной функцией налогов является фискальная, с ее помощью происходит формирование государственных денежных фондов, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Фискальная функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наи-

менее обеспеченных социальных слоев населения. Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Это означает, что фискальная функция обуславливает действие регулирующей функции. Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов, оказывают воздействие на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Распределительная функция налогов проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентами. Налоги выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так, как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения и спокойствие граждан.

В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения [4, с. 5].

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно

определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объединенных в четыре группы (финансовая, экономико-хозяйственная, этическая, принцип налогового администрирования) [5, с. 17].

таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы, как государства, так и налогоплательщиков [6, с. 17].

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в ХУШ-Х1Х вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений (экономические принципы, организационные принципы налогообложения, юридические принципы налогообложения) [7, с. 172].

В построении мировых налоговых систем эти аспекты, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное

налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

В экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика. Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например, принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Не ограничиваясь данным перечнем принципов, добавим принцип исключения двойного налогообложения и принцип стабильности налогового законодательства. Исходя их вышесказанного, национальная налоговая система, построенная в соответствии с требованиями общенаучных принципов, правилами построения налоговыми системами, принципов, отражающих специфику развития экономики республики, станет двигателем развития рыночных отношений. Совокупность принципов налогообложения казахстанской налоговой системы состоит из классических, экономико-функциональных и организационно-правовых принципов [8, с. 54-67].

В соответствии с этим, в любом государстве разрабатываются так называемые современные принципы налогообложения. В Республике Казахстан таковыми можно определить:

1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

Принцип обязательности налогообложения. Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.

Принцип определенности налогообложения. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [9, с. 301].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует отметить, что налоговая система Республики Казахстан включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения. Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных Налоговым кодексом, все налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Список литературы

1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1998. - 25 с.

2. Мамыров Н.К. Основы предпринимательства. - Алматы: Экономика, 1997 - 458 с.

3. Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения. - Алматы: НОРМА-К, 2002. - 392 с.

4. А. Смит Исследования о природе и прочих богатствах народа. Переизд. в 1999 г. - М.: Норма, 199.

5. Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 399 с.

6. Заяц Н.Е. Теория налогов: учеб. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 220 с.

7. Соколов А.А. Теория налогов. - М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. - 506 с.

8. Мусинов С.М. Налоги с населения Республики Казахстан. - Алматы: Жет жаргы, 2000. - 127 с.

9. Омирбаев С.М. Бюджетная система Республики Казахстан. Учебник для вузов. - Астана: ИД «Сарыарка», 2007. - 488 с.

Мацалада салъщ саласында жалпы сипатты салъщ ЖYйелерiнiц цагидаттары, идеялары мен цалыптастыру ережелерi аныцталган.

TYuiH свздер: салыц, салыц салу, салыц салудыц цагидаттары.

В настоящей статье определены принципы, идеи и положения построения налоговых систем, носящих всеобщий характер.

Ключевые слова: налог, налогообложение, принципы налогообложения.

This article sets out the principles, ideas and positions of the tax systems in the tax area and bearing universal character.

Keywords: tax, taxation, taxation principles.

Алпысбай ДYЙсембайyлы ЖYсiпов,

КР Зац шыгару институты конституциялыщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк бас^ару бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

^азакстан Республикасынын заннамасы бойынша салык салу к^идаттары

Жусупов Алпысбай Дюсембаевич,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Принципы налогообложения по законодательству Республики Казахстан

Zhusupov Alpysbai Dysembaevich,

chief research fellow of Department of the constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Taxation principles by the legislation of the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.