Научная статья на тему 'Принципы международной экономической интеграции'

Принципы международной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
2821
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / НОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА / ECONOMIC LEGAL REGULATIONS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ / INTERNATIONAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Нелля Андреевна

В статье рассматриваются общепризнанные принципы международного экономического права, которые оказывают значительное влияние на все отрасли современного международного права, поскольку являются основным началом всех других норм, вырабатываемых государствами в сфере международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефремова Нелля Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of the international economic integration

The article highlights universally recognised principles in international economic law that deeply influence all branches of contemporary international law due to the fact that they are the basis of all other legal regulations that are elaborated by states in the field of international relations.

Текст научной работы на тему «Принципы международной экономической интеграции»

Н.А. Ефремова

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В статье рассматриваются общепризнанные принципы международного экономического права, которые оказывают значительное влияние на все отрасли современного международного права, поскольку являются основным началом всех других норм, вырабатываемых государствами в сфере международных отношений.

Ключевые слова: экономическая интеграция, нормы экономического права, международные принципы.

Современная система международного права в значительной мере ориентирована на обеспечение интеграционных процессов в экономической сфере отношений. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. именно интеграционные процессы стали одной из характерных примет времени. Основу их качественного состояния определили прежде всего процессы экономического характера, протекающие в условиях борьбы противоречивых тенденций глобализации и регионализации. Неуклонно возрастающий экономический потенциал регионов на протяжении многих десятилетий, а то и веков остававшихся устойчиво депрессивными (латиноамериканский, азиатско-тихоокеанский, центрально-азиатский, регион бассейна Индийского океана и др.), в значительной мере меняет привычную картину мира. Процессы глобализации мировой экономики сопровождаются регионализацией - экономическим сближением государств, в первую очередь по территориальному признаку. Экономический регионализм проявляется в двух основных формах: экономическом сотрудничестве и региональной экономической

© Ефремова Н.А., 2012

интеграции. Посредством правовых механизмов экономического регионализма государства формируют центры экономической силы на основе международного права. При этом правовые формы, используемые государствами для достижения целей экономической интеграции, значительно различаются. И это объяснимо, так как начался процесс объединения не только по территориальному признаку, но и по заинтересованности государств в сотрудничестве.

Процессы добровольного объединения государств в различные блоки, союзы, лиги и другие формы, имеющие различную правовую природу, организационно-правовые выражения и особенности их внутренних и международно-правовых статусов некоторые отечественные авторы увязывают со стремлением сохранения суверенитета государств1.

Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью начал формироваться в начале 50-х годов XX в. Этот принцип нашел отражение в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 523 (VI) от 12 января 1952 г. и 626 (VII) от 21 декабря 1952 г., а в последующем получил развитие в Резолюциях ГА ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. и 3171/ XXVIII от 17 декабря 1973 г. Так, в Резолюции ГА ООН 626 (VII) от 21 декабря 1952 г. указывалось на «право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно эксплуатировать их»2. Этот принцип нашел отражение в таких международных актах, как Принципы международных торговых отношений и торговой политики 1964 г.3, Декларация об установлении нового международного экономического порядка 1974 г.4, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.5 .

Роль принципов международного права для экономического сотрудничества, в том числе закрепленных в Уставе ООН, такая же как в праве в целом. Общепризнанные принципы оказывают значительное влияние на все отрасли современного международного права, поскольку они являются основным началом всех других норм, вырабатываемых государствами в сфере международных отношений.

Общая теория права основные принципы права относит к основополагающим положениям права, основным его началам, определяющим общую направленность правового регулирования общественных отношений6. Каждый из принципов получает свою конкретизацию и развитие в нормах любой отрасли права. Отраслевые принципы воплощены в какой-либо одной отрасли права или в межотраслевых нормах права.

Международное экономическое право - сравнительно молодая отрасль международного права. Здесь следует подчеркнуть бесспорную заслугу советского ученого В.М. Корецкого7, который отстаивал преимущественное значение принципов международного публичного права, в отличие от других ученых, относящих отношения в рассматриваемой сфере отношений к «международному публичному гражданскому праву» (И.С. Перетерский). И конечно, здесь нельзя не отметить, что в 1967 г. Г.И. Тункин, говоря о расширении объема норм международного права, касающихся торговых и других экономических отношений между государствами, высказал мнение, что этот процесс ведет к формированию международного экономического права8.

Основные принципы современного международного права определяются как его общепризнанные нормы, имеющие наибольшее значение для решения главных проблем международных отношений, обладающие высшей юридической силой jus cogens. Они закреплены в Уставе ООН, а также в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами9. Рассматривая проблемы международного экономического права и конкретно одного из его институтов - право экономической интеграции, нельзя не отметить, что Устав ООН исходит из того, что экономическая и политическая необходимость сотрудничества государств породила необходимость закрепления этого положения в виде принципа.

Следует подчеркнуть, что в Декларации 1970 г. из семи принципов экономическому сотрудничеству государств посвящено четыре принципа.

Во-первых, это принцип государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом, в п. «с» которого закреплена обязанность государства «осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, торговой и других областях» в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Далее этот принцип обязывает государства «сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах». Во-вторых, принцип равноправия и самоопределения народов, который предполагает, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне и осуществлять свое экономическое развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. В-третьих, принцип суверенного равенства государств подразумевает, что «независимо от различий экономического» и другого

характера «каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы. В-четвертых, в соответствии с принципом добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом, каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из данного права и обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, из международных договоров». Как об одном из направлений сотрудничества между государствами - экономическом сотрудничестве - говорится в IX принципе Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.»10 .

С расширением экономических отношений между государствами некоторые авторы значительно расширили и конкретизировали принципы применительно к этим отношениям. Так, В.М. Шумилов делает это за счет специальных принципов, а именно - принципа экономической недискриминации, принципа предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации, принципа предоставления национального режима и др. Он называет их «принципы-методы»11. Конечно, нельзя отрицать того факта, что международные экономические отношения строятся на специальных принципах. Однако, на наш взгляд, принципы международного экономического права составляют некую совокупность принципов, которые можно разделить на юридически обязательные для всех государств (jus cogens) и договорные. Принципы, закрепленные в Декларации 1970 г. подтверждают обязанность государств сотрудничать с целью содействия международной экономической стабильности и осуществлять свои международные экономические отношения в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Именно эти принципы являются императивной основой регулирования экономических отношений государств. Что касается договорных принципов, а именно принципов национального режима, режима наибольшего благоприятствования и преференционального режима12, они являются правовой основой при создании таких экономических интеграционных объединений как таможенный союз, зоны свободной торговли, общий рынок, экономический союз. В интеграционных объединениях договорные принципы, дополняя обязательные принципы, конкретизируют их либо в учредительном договоре, либо в договорах с третьими государствами.

Исключительно важное значение имеет соблюдение принципов экономического сотрудничества в регулировании международ-

ных экономических отношений. Как представляется, принципы международного права, обладая предельно обобщенным широким содержанием, устанавливают рамки взаимоотношений государств, что не всегда достаточно для регулирования конкретных международных экономических отношений. Создание конкретизирующих эти принципы норм всегда составляло правовую обязанность государств, что привело к принятию ряда договоров, а также нашло отражение в документах, принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН и ЮНКТАД, а наиболее полно - в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.

Необходимо отметить, что в истории развития международного права проблеме «основных прав и обязанностей государств» уделяется много внимания, в том числе и Комиссией международного права предпринимались многочисленные попытки сформулировать их в едином документе. Однако эти попытки не увенчались успехом. В.М. Корецкий в свое время отмечал две линии в разрешении этой проблемы -реакционную и демократическую13.

Концепция нового экономического порядка оказала определенное влияние на международное экономическое право. Именно Декларация и Хартия послужили началом установления системы преференций для развивающихся стран, что нашло отражение в системе ГАТТ (1947-1994 гг.), что позволило профессору Г.К. Дмитриевой рассматривать эту систему как сложившийся международно-правовой обычай14. С этим нельзя не согласиться, так как формирование обычной нормы проходит две стадии: процесс opinion juris, а затем это положение должно быть формально юридически закреплено.

Таким образом, в 50 - начале 70-х годов ХХ в. формируются международно-правовые принципы экономической интеграции государств, что способствовало ее развитию в общемировом масштабе. Однако следует отметить, что наиболее комплексный и активный характер экономическая интеграция приобретает на региональном уровне. Особенно интенсивно интеграционные процессы протекали (и протекают) в Европе.

В настоящее время международная экономическая интеграция является одним из важнейших и определяющих факторов развития национальных экономик в разных регионах мира.

Усилению интеграционных процессов способствует во-первых, достигнутый уровень и степень международной специализации и разделения труда; во-вторых, географическое месторасположение государств, участвующих в интеграционном объединении, наличие

между ними общих границ и исторически сложившихся экономических связей; в-третьих, общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области экономического развития; в-четвертых, достаточно близкие по уровню социально-экономические условия; в-пятых, сходство национального законодательства, регулирующего вопросы внешнеэкономических отношений.

Интеграционные объединения, включающие в себя национальные хозяйства государств-участников, отличаются более развитым взаимным разделением труда, образованием единых механизмов регулирования экономики, более тесным сотрудничеством не только в экономической сфере, но и в других областях общественной жизни, проведением согласованной межгосударственной экономической и социальной политики и т. д.

Международная экономическая интеграция способствует, прежде всего, вхождению государства в мировое экономическое сообщество. Однако усиление интеграционных тенденций в области международных экономических отношений не может не затрагивать и иные сферы международной и внутригосударственной жизни. Интеграция способствует развитию практики межгосударственных соглашений, формированию координирующих институтов и механизмов, созданию структур и органов нового типа, выработке согласованной системы международных норм регулирования экономических отношений, применению унифицированных экономических рычагов и инструментов. Нельзя не отметить влияния экономической интеграции на развитие международного права в целом. Но она также активно влияет на национальные правовые системы, на политику государств в социальной сфере, в области культуры и т. д. Можно сказать, что экономическая интеграция способствует интеграции политической, правовой, социальной, культурной и т. п.

Процессы, проходящие в области экономической интеграции как в региональном, так и в общемировом масштабе, показывают необходимость дальнейшего развития их международно-правового регулирования. Формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, единого валютно-финансового и экономического пространства не может осуществляться без создания единой правовой базы, т. е. без образования единой системы правового регулирования экономических и финансовых отношений между государствами - участниками интеграционного объединения.

Предпосылкой для выработки эффективной государственной стратегии в сфере экономической и социальной интеграции долж-

на быть соответствующая государственно-правовая политика, направленная на обеспечение интеграции. В ее основе должны лежать современные подходы, ориентированные на унификацию и интеграцию правовых систем с учетом особенностей права, морально-правовых ценностей и традиций различных государств, их исторического развития. Необходим и политико-правовой анализ, и анализ с позиции теории международного права мировых интеграционных процессов в области экономики.

Современный мир шел к интеграции через несколько этапов. Экономический кризис 1974-1975 гг. обнаружил внутреннюю слабость относительно замкнутых экономик послевоенного мира. Особенно это относилось к развивающимся странам. В этот период из общего числа азиатских государств стала выделяться группа «новых индустриальных стран», которые смогли в условиях кризиса заложить основы современного промышленного производства, тем самым создав предпосылки индустриализации развивающегося мира и перехода в стадию постиндустриального общества развитых стран Запада.

В 1980-е годы прошлого столетия, после сокращения прямого политического воздействия США на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, активизируется деятельность Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в Европе активизируется деятельность Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

ЕЭС воздействует на выработку единой экономической и финансовой политики. Предпосылки этому были заложены после отхода мирового экономического сообщества от Бреттон-Вудской системы и ввода плавающих валютных курсов. В это же время был образован Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Конец 1980-х годов, отмеченный распадом социалистического содружества и дезинтеграцией Советского Союза, как казалось сначала, открывал перспективы однополярного мира. Но очень скоро стало ясно, что это не так. Стремительный экономический рост Китая и Индии, подъем экономики в России и ряде стран Латинской Америки, формирование Европейского союза - все это позволило иначе оценить тенденции экономических процессов и значение формирующихся интеграционных образований.

Качественно новые явления, проявившиеся в сфере экономики, дополняются аналогичными и столь же стремительно развивающимися процессами в области социальной, политической и правовой интеграции, что позволило говорить о глобализации как о едином комплексном явлении. Диалектически взаимосвязанными с про-

цессами глобализации оказались процессы регионализации, предполагающие формирование систем регулирования интеграционных процессов на уровне ряда наиболее тесно взаимосвязанных государств. При этом в складывающихся интеграционных группировках просматриваются разноскоростные интеграционные экономические процессы, что еще более усложняет процессы объединения.

Специалисты ВТО различают несколько организационно-правовых уровней интеграции, в зависимости от степени вовлечения экономик государств-участников между собой, которая постепенно возрастает: это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и единое экономическое пространство.

Гармонизация и унификация норм права, которая имеет место в любой из форм интеграционных объединений, нацеленная на регулирование внешнеэкономической деятельности государств-членов, является важной международно-правовой предпосылкой, обеспечивающей возможность экономической интеграции государств. Их общей основой выступает правовая интеграция, которая выражается в гармонизации национальных правовых интересов различными способами и методами, при этом не представляя собой процесса или результата полной идентификации данных правопо-рядков15.

Как правило, институциональным органам экономического союза передается некоторая часть суверенных прав, осуществляемых самим государством до вступления в объединение государств-участников, т. е. институциональные органы экономического союза приобретают полномочия, не свойственные международным экономическим организациям. В зрелых формах экономического союза, таком как Европейский союз, кроме прочих полномочий имеет место полная координация валютной политики, образование общих валютных резервов, общего центрального банка и введение единой валюты, т. е. валютного союза.

В современном мире все больше находят распространение формы правового регулирования международных экономических отношений посредством создания международных организаций и различных интеграционных объединений. Многосторонние и двусторонние договоры как средства обеспечения взаимных торгово-экономических отношений государств также сохраняют свое значение, особенно в сфере унификации норм договорного права, в основу которых заложены как общие, так и специальные принципы международного права.

Роль международного права в интеграционных процессах определяется как характером объекта интеграции, так и особенностями действующих на момент интеграции условий экономического сотрудничества. При этом речь идет о международном праве как средстве интеграции и, в качестве ее предпосылки, об интеграционных процессах, происходящих в рамках правовых систем посредством их гармонизации и унификации16. Глобализация международного права различных государств на основе единых принципов требует, прежде всего, формирования идентичной правовой системы в рамках регионов. Создание региональных систем права возможно станет эффективным шагом на пути к глобальному правовому пространству.

Примечания

См. Капустин А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. М. 2000; Основы права Европейского союза / Под ред. С.Ю. Кашкина М., 1997; Исламова Г.Р. Таможенный союз: Теория опыт, практика. М., 1998; Топорнин Б.Н. Европейское право. М.: Норма, 2007.

Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на седьмой сессии. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1952. С. 22.

Менжинский В.И., Шаповалов И.В. Разработка в ООН правовых принципов международного торгового сотрудничества / В.И. Менжинский, И.В. Шаповалов // Правоведение. 1969. № 3. С. 102-109.

Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на шестой специальной сессии. 9 апреля - 2 мая 1974 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Шестая специальная сессия. Дополнение № 1 (А/9559). Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1974. С. 3-5.

Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 135-145. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 1974. С. 378. Корецкий В.М. Очерки международного хозяйственного права. Народнш ко-мкар1ят осв1тп УССР // Труды кафедры «Проблемы современного права» и Правового факультета Харьковского института народного хозяйства. Харьков, 1928. № 4. 133 с.

Тункин Г.И. Идеологическая борьба и международное право. М.: Международные отношения, 1967. С. 117.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М.: Бек, 1996. С. 4-7.

_

3

4

8

10 Там же.

11 Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 164-165.

12 Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права: Учебник. М.: Теис, 1994. 109 с.; Ефремова Н.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2007.

13 Корецкий В.М. Проблема «основных прав и обязанностей государств» в международном праве. Практикум по международному праву. М.: СЕМП, 1958, 1959. С. 85.

14 Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 2007. С. 410.

15 См. Егоров А.В. Право и международные отношения. Правовая интеграция и ее содержание // Государство и право. 2004. № 6. С. 75.

16 См.: Егоров А.В. Указ. соч. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.