Научная статья на тему 'Принципы международного права и христианская доктрина: соотношение и влияние'

Принципы международного права и христианская доктрина: соотношение и влияние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / БИБЛИЯ / ПРИНЦИПЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / СВЕТСКИЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Созонтов Александр Александрович

Статья посвящена рассмотрению принципов международного права в свете христианской доктрины. Исследуется закрепление этих принципов в связи со становлением христианства как мировой религии. Анализируется влияние христианства на построение международных отношений. Подчеркивается важность осознанного, невынужденного следования этим принципам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы международного права и христианская доктрина: соотношение и влияние»

А. А. созонтов*

принципы международного права и христианская доктрина: соотношение и влияние

Статья посвящена рассмотрению принципов международного права в свете христианской доктрины. Исследуется закрепление этих принципов в связи со становлением христианства как мировой религии. Анализируется влияние христианства на построение международных отношений. Подчеркивается важность осознанного, невынужденного следования этим принципам.

Ключевые слова: христианство, Библия, принципы, международное право, Организация Объединенных Наций, межгосударственное право, светские правовые нормы, религиозные нормы

The paper is devoted to consideration of principles of international law in light of the Christian doctrine. Fastening of these principles in connection with fastening of a Christianity as global religion is researched. Influence of Christian mentality on construction of the international attitudes is analyzed. Importance realized, not compelled following to these principles is headlined.

Key words: Christianity, Bible, principles, international law, the United Nations, interstate law, the secular rules of law, religious norms

Наивно полагать, что сегодняшние принципы международного права впервые были закреплены в Библии. Они зафиксированы еще в договорах между правителями месопо-тамских городов 4—3 тыс. до н. э. и в знаменитом договоре хеттского царя Хаттушиля с Рамсесом II (середина 2 тыс. до н. э.). Позже развивалось понятие правосубъектности (субъектами международного права признавались уже не отдельные государи, а полисы или римский народ в целом, затем — «цивилизованные народы»), но единство государственных и религиозных институтов оставалось неизменным.

С распространением христианства отношения между церковью и государством претерпели коренные изменения. Новый Завет провозгласил: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Матфея. 22:21).

Однако когда христианство стало государственной религией, то проблема его отношения к светским правовым нормам приобрела иной смысл. Христиане долгое время (до V—VI вв. н. э.) видели в императоре высшего понтифика, для них он по-прежнему объединял в себе светскую и духовную власть. Верующим требовалось объяснить, что государственное управление не следует смешивать с церковью. Отцам и учителям церкви было ясно, что не государство находится в церкви, а церковь в государстве. Над императором нет никого, кроме Бога, который его поставил. У этих понятий разные векторы развития. Государство служит для выстраивания взаимоотношений и развития в основном материальных сфер. Вопросы же веры затрагивают дух и душу человека, направляют его к размышлениям о Боге, его месте в жизни, вопросам спасения. Отсюда следует, что их предназначение различно. Вместе с тем народ, не имеющий церкви, уязвим.

* Созонтов Александр Александрович — студент Института прокуратуры Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: [email protected].

Этапы проникновения христианства в международные отношения

Воздействие Нового Завета (и Библии в целом) на теорию и практику международных отношений европейских государств и Византии, а затем других народов стало со временем очень важным для всего мира. Хронологически можно выделить четыре основных периода:

1) У—ЖМ вв.: время утверждения христианства в качестве государственной религии. В области международного права еще сохранялись национальные и племенные обычаи, а также влияние прежних, языческих обрядов (форма и содержание договоров, способы их обеспечения);

2) 1Х/Х—XVII вв.: господство в Европе христианского мировоззрения, оказывавшего решающее влияние на все стороны жизни, в том числе на политическую и международно-правовую. Это влияние осуществлялось прямо (главным образом через постановления сначала поместных, а затем вселенских соборов1) и косвенно — через посредство других институтов;

3) XVIII — середина XX в.: влияние религии и церкви на международное право резко падает, а их прямое воздействие (за исключением отношений с Папским престолом) практически прекращается. Причин множество, они неравнозначны. В идеологическом плане это прежде всего кризис католицизма и последствия Реформации; широкое распространение материалистического мировоззрения, идеологии Просвещения и атеизма. В политическом смысле — формирование национальных государств и национальных церквей, нередко прямо зависевших от светской власти;

4) вторая половина ХХ в. — наши дни: возрождение и укрепление авторитета религии и церкви (конечно, не только христианской). Это связано с существенными изменениями в политике самой церкви (экуменическое движение, поддержка национально-освободительной борьбы), а также с формированием нового типа мышления2.

Именно в четвертый период происходит формирование нового политического и правового мышления вообще и в международных отношениях и международном праве в частности. Чтобы уяснить роль Нового Завета в этом процессе, нужно сравнить его заповеди и положения с основными принципами нового международного права. Ведь именно здесь в наиболее концентрированной форме выражены те процессы и тенденции, которые дают основание говорить о существенном отличии современного международного права от международного права позапрошлого века и даже первой половины прошлого. Основные принципы — это своеобразный «костяк» международного права.

Принципы международного права

Декларация о принципах международного права 1970 г. выделяет семь принципов:

1) обязанность государств воздерживаться от угрозы силой и ее применения в случаях, не совместимых с целями ООН;

2) разрешение споров мирным путем;

3) принцип равноправия и самоопределения народов;

4) принцип суверенного равенства государств;

5) принцип сотрудничества;

6) принцип добросовестного выполнения международных договоров и соглашений;

7) невмешательство во внутренние дела другого государства3.

1 Грабарь В. Э. Вселенские соборы XI —XII вв. как органы международного общения // Вопр. истории. 1945. № 3—4. С. 86.

2 Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. С. 3.

3 Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (24 октября 1970 г.) // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии: сб. Нью-Йорк, 1970. С. 151—155.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. насчитывает десять принципов, к указанным выше добавлены:

8) нерушимость границ;

9) территориальная целостность государств;

10) уважение прав человека и основных свобод1.

Также некоторые теоретики международного права считают справедливым дополнить этот перечень принципом мирного сосуществования.

В статье я рассмотрю основные принципы международного права в контексте Священного Писания2.

Принципы неприменения силы или угрозы силой, разрешения споров мирным путем

«Каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов» (Декларация о принципах международного права).

В Ветхом Завете признается обоснованность войны, она не противоречит вере (но не просто кровопролитие, бесполезное и бессмысленное, а защита своего народа и занятие территорий, принадлежащих ему по «обетованию Божьему»): «И сказал Господь Моисею, говоря: отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну. И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона» (Числа. 31:1—7,12).

Совершенно иначе подходит к вопросам войны Новый Завет. Несмотря на содержащиеся в нем противоречия, которые не остались незамеченными отцами и учителями церкви, бесспорно, что его основная идея — ненасилие, а следовательно, и отрицательное отношение к войне: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божи-ими» (Матфея. 5:9); «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Луки. 6:27—29); «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Бо-жию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам. 12:17—20).

1 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 544—589.

2 Библия: синодальный перевод (Ветхий и Новый завет). 2002.

Идея ненасилия оказалась одной из наиболее сложных для ранних христиан, так как согласно римским законам уклонение от военной службы относилось к числу тягчайших государственных преступлений. Но уже в !У—У вв. эта трудность была преодолена. Августин Блаженный и другие пришли к выводу, что проповедь ненасилия носит лишь моральный и личностный характер, прежде всего религиозный. Поэтому она не должна и не может приходить в противоречие с идеей подчинения верующих светской власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению... И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Римлянам. 13:1—5).

Такая трактовка была практически единственно возможной. В дальнейшем она неоднократно приводила к трагическим последствиям, но это уже другое дело и относится не к вопросам веры, а к практической деятельности отдельных церквей. Не следует забывать, что христианство, во всяком случае начиная с Аквитанского (989 г.) и Нарбонн-ского (990 г.) соборов, неоднократно предпринимало усилия по гуманизации войны1.

К тому же в самом Новом Завете содержатся примеры того, что принятие христианства не означало отказа от военной службы: «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деяния. 10:1—2).

В наши дни агрессивная война признается морально и юридически недопустимой. Ныне общепризнанно, что «никакие соображения любого характера, будь то политического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность» (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.).

Как видим, новое международное право тоже не исключает войну полностью. Но оно существенно ограничивает возможность ее ведения, допуская лишь ответ на насилие в порядке самообороны или коллективных действий против агрессора. Ведущие теоретики христианства не могли не признать, что полный отказ от войны не есть прямое требование Нового Завета.

Принцип равноправия и самоопределения народов и принцип суверенного равенства государств

«В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава... Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера» (Декларация о принципах международного права).

Говоря о принципе равноправия и самоопределения народов, а также принципе суверенного равенства государств в свете Библии, я хочу их объединить.

Если рассматривать Новый Завет, мы не увидим конкретного закрепления суверенного равенства государств и самоопределения народов, скорее речь идет о единстве в вере: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам. 3:11); «Здесь нет различия

Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. История международного права. М., 1990. С. 63—65, 78.

между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Римлянам. 10:12—13).

Международное право лишь в Декларации 1970 г. провозгласило, что все народы имеют право свободно определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, все государства пользуются суверенным равенством и имеют одинаковые права и обязанности. Это и означает, что все они юридически равны. Ранее никто личную свободу и равенство не отождествлял со свободой и равенством государств. Но такой подход основывался на совершенно справедливом тезисе о том, что по сути принцип равенства носит не только личностный, но и всеобщий политический и правовой характер. Ныне он из формально-юридического стал юридически реализуемым.

Принцип сотрудничества

«Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия» (Декларация о принципах международного права).

Как и при рассмотрении проблемы равенства, мы сталкиваемся здесь с тем, что Новый Завет опережает международное право. При этом для Библии характерно преобладание более глубокого в моральном, политическом и юридическом смыслах понятия солидарности, которое трактуется в различных ситуациях: «Братолюбие между вами да пребывает» (Евреям. 13:1); «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (2 Петра. 3:8—12).

Библия не раз обращает наше внимание на факт единства в мыслях, желаниях, намерениях. Сотрудничество является плодотворным только тогда, когда обе стороны хотят этого и заинтересованы. Когда сотрудничество строится на понятиях «надо» или «должен», ничего хорошего не получается, поскольку это не выбор самого государства и его населения, а лишь необходимость. Рано или поздно такое состояние перерастет во всеобщее недовольство.

Принцип добросовестного выполнения международных договоров и соглашений

«Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются» (Заключительный акт СБСЕ).

Данный принцип также вытекает из положений Библии: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» (Матфея. 5:33); «Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» (Второзаконие. 23:23); «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благо-

волит к глупым: что обещал, исполни» (Екклесиаста. 5:3); «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Псалтырь. 137:2).

Учитывая эти отрывки Священного Писания, я делаю вывод о том, что сам Бог следит за исполнением Своего слова, поэтому человеку тем более необходимо выполнять свои обещания.

Государства же должны исполнять международные обязательства, что имеет еще большее значение, поскольку касается как граждан этих стран, так и мирового сообщества. Независимо от сферы международного права, к которой относится договор, субъекты соглашения рассчитывают, что другие стороны будут исполнять его.

Немаловажным является и тот факт, что неисполнение договора или соглашения затрагивает интересы населения. За «грехи» власть имущих расплачивается народ, который на деле не выражает своего мнения по тому или иному вопросу, но в случае применения определенных санкций другими добросовестными государствами (ограничения экономического характера и т. д.) страдать и «пожинать плоды» ошибочных решений будет именно он.

Принцип невмешательства во внутренние дела другого государства

«Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений. Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода» (Декларация о принципах международного права).

Каждое государство обладает суверенитетом и соответственно независимостью. Человек был сотворен Богом со свободной совестью и волей, как следствие, он волен сам выбирать то, как будет себя вести. Эти признаки свойственны и государству. Народ сам выбирает то государство, в котором живет, в случае недовольства может воспользоваться установленными международным правом законными путями выражения своего мнения и реформирования государства.

Государство прежде всего лоббирует свои интересы и проводит в связи с этим свою экономическую, социальную, идеологическую политику. Иногда в государствах совершаются международные преступления (геноцид, экоцид, апартеид и т. д.), тогда международное сообщество вправе реагировать, но в рамках, установленных конвенциями, международными договорами и Уставом ООН.

Принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника» (Заключительный акт СБСЕ).

Одним из основных признаков суверенного государства является наличие территории, которая имеет четкие границы, устанавливаемые нормами международного права, т. е. пространства, на которое распространяется его юрисдикция.

«Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь Бог твой дает тебе во владение» (Второзаконие. 19:14); «Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою» (Притчи. 23:10—11); «Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь» (Второзаконие. 27:17).

В настоящее время большинство государственных границ установлены соглашениями между сторонами и не вызывают каких-либо споров. Уходят в прошлое насильственные методы завладения чужими территориями: военный захват, деколонизация, слияние существующих государств, цессия территории, аннексия части государственной территории. Сегодня подобные действия преследуются как международные преступления. Поэтому в случае возникновения разногласий государства обязаны решать этот вопрос на дипломатическом уровне (мирно), а не путем захвата и военных операций. В случае нарушения этого требования государства имеют право самозащиты в рамках, установленных международными договорами и конвенциями.

Принцип уважения прав и основных свобод человека

«Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития. В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести» (Заключительный акт СБСЕ).

Хотя международное право логичнее называть межгосударственным, хочется обратить внимание на то, что, какие бы высокие цели и принципы ни разрабатывались, центром должны оставаться и остаются права и свободы человека.

Люди — это основные субъекты отношений, ведь само государство имеет представительство не само по себе, а в виде общности человеческого рода. Библия ставит человека в центр всего мироздания, поэтому Бог особо заостряет внимание на отношениях между людьми: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход. 20:16—17); «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Я Господь. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит. 19:13—18); «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притчи. 14:21); «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея. 22:37—40).

Вся Библия просто «пропитана» вопросами прав, свобод и обязанностей человека. Господь также говорит о том, что будет наказывать тех, кто их нарушает (но возможны и ограничения): «Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского» (Исаия. 13:11—12); «По-

сему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь» (Иеремия. 23:2).

Мир среди людей порождает мир на международной арене. Государства должны понять ценность каждого человека, лозунг «Цель оправдывает средства» не должен подлежать применению, так как ценно не общество, а прежде всего конкретная личность. Хотя доктрина международного права гласит, что все права равны, представляется, что мы должны особо «ревновать» о праве на жизнь (запрещение абортов, эвтаназии и смертной казни). Если сравнить государства, которые не имеют огромных запасов ресурсов, но обеспечивают достойную жизнь своих граждан, и государства, имеющие запасы, но ущемляющие своих жителей, то можно увидеть, что первые развиты гораздо лучше.

I I-О ш т

0

ш Т

1 ш

с!

>

I-

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.