12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
УДК 341.221.25/.28 К.И. ПОЛЯКОВ
аспирант, кафедра международного и международного частного права, Орловский государственный университет
Е-mail: [email protected] В.А. НИКИФОРОВ
доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой международного и международного частного права, Орловский государственный университет E.mail: [email protected]
UDC 341.221.25/.28 K.I.POLYAKOV
Graduate student, Department of International and International Private Law, Orel State University E-mail: [email protected] V.A. NIKIFOROV
Doctor of Law, Professor, head of the Department of international and private international law, Orel State
University
Email: [email protected]
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА PRINCIPLES OF THE INTERNATIONAL SEA LAW
В статье формулируются доктрины правовой природы морского права, также указываются принципы морского права. На основании изученных законов, конвенций и доктрин в статье дается перечень главных и общих принципов международного права и отраслевых принципов международного морского права. На примере глобальной правовой системы отражена концепция образования и природа регулирования общественных отношений при помощи принципов морского права.
Ключевые слова: принцип, юрисдикция, статус, режим, морские пространства, морской порт.
In the course of the study in this article doctrines of the legal nature of law of the sea are formed, also the principles and problems are identified. Based on the study of the Law, conventions and doctrines the article reflects list of the main and general principles of international law and branch principles of international law of the sea. On the example of the global legal system the concept offormation and the nature of regulation ofpublic relations due to principles of maritime law reflected.
Keywords: principle of jurisdiction, status, mode, sea space, sea port.
Одна из особенностей международного морского права состоит в том, что оно в значительной степени сформировалось из обычных норм. Если во всех внутренних системах права значение обычая постоянно снижалось, то в международном морском праве этот источник традиционно играл и продолжает играть существенную роль. Как известно, именно в договорном морском праве под влиянием научно-технического прогресса чаще всего возникают новые проблемы, требующие правового регулирования на универсальной основе, и обычай является основным способом создания новых юридически обязательных правил поведения государств. В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН обычай определяется как «доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы». Таким образом, отправной точкой, первым составным элементом обычая является практика. Обычное право - это продукт практики, устанавливающий принципы регулирования международно-правовых отношений. Международное морское право является отраслью международного права, которое представляет собой совокупность согласованных международным сообществом принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между
субъектами международного права по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях. Как указывал А. Д. Мовчан, в доктрине международного права в последнее время стали появляться такие понятия, как «основные отраслевые принципы» и «принцип отрасли» общего международного права.[4] Для определения юридической природы происхождения принципов, необходимо понять, что это такое и откуда они берутся. В первую очередь с точки зрения дуалистической доктрины взаимодействия правовых систем, принципы из области международного морского права, которыми руководствуется прибрежные государства или государства, не имеющие выхода к морю, выражаются посредством имплементации в своей национальной правовой регламентации закона в соответствии с общепризнанными принципами, закрепленными в конвенциальной форме. В дальнейшем такие общепризнанные принципы устанавливают для морских пространств международно-правовые режимы, то есть пространства приобретают свой режим или статус. Для концентрации в области системного представления природы принципов международного морского права стоит сказать про понимание правового режима и статуса, по сути результата таковых «принципов» - правового явления, отвечающего сегод-
© К.И. Поляков, В.А. Никифоров © K.I.Polyakov, V.A. Nikiforov
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015
няшним общественным отношениям в области морской деятельности. Отечественные ученые обращают внимание на важность различия таких результативных понятий, как «правовой режим» и «статус». [2] Понятие «правовой режим» связано с совокупностью прав и обязанностей государств по использованию данного морского пространства. Что касается статуса пространства, то здесь речь идет о подчиненности этого пространства суверенитету или только юрисдикции прибрежного государства^]
Итак, определяя природу принципов международного морского права, можно сказать, что таковые являются совокупностью общепризнанных временем в понимании обычая, обыкновения международного договора, учредительного международного договора, порядка, определяющего права или обязанности субъекта, выраженные по форме статуса или режима. Приведем пример работы таковых в конвенционном предоставлении, основные принципы которого в первую очередь защищают суверенитет государственных территорий, а также говорит об открытости моря и всеобщем наследии человечества. Таким образом, в Конвенции ООН об отрытом море 1958 г. изначально закладываются условия императивного соблюдения в случае присоединения подписания и ратификации. Также в конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 году, еще на этапах ее формирования на первых слушаниях 1958 года в систему закладывали принципы, приведенные в конвенции ООН об открытом море 1958 г., тем самым подчеркивая аспект обязательности соблюдения таковых, в том числе и на суверенной территории государства. Итак, говоря о природе принципов морского права, необходимо отметить, что направлены они в первую очередь на регулирование юрисдикции прибрежного государства в отношении внутренних вод и территориального моря. Следует понимать совокупность правомочий органов управления прибрежного государства в связи с осуществлением ими исполнительной и распорядительной деятельности в отношении иностранных судов. Пределы таких ограничений, например, - в области административной юрисдикции, где действует принцип полной компетенции власти прибрежного государства, и изъятия из него совершенно невозможны, так как они противоречили бы самой идее суверенитета прибрежного государства. В данном случае имеются в виду акватория порта, земельные границы сухопутной территории порта и прилежащих портовых сооружений. То есть, находясь в водах, подпадающих под юрисдикцию иностранного государства, любое судно обязано выполнять все изданные прибрежным государством правила и предписания административно-правового характера, осуществляемые в целях защиты своих экономических интересов, обеспечения безопасности плавания, санитарной охраны и т.п. Но несмотря на то, что административная юрисдикция имеет, казалось бы, сугубо внутренний характер, условия ее осуществления над иностранными судами предусматриваются рядом международных соглашений, посредством общих прин-
ципов режима наибольшего благоприятствования или установления национального режима. Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года; Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года; Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года, Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
А.П. Мовчан к числу основных принципов международного морского права относит: свободу открытого моря, сохранение и рациональное использование морских живых ресурсов, свободу морских научных исследований, охрану морской среды, использование Мирового океана в мирных целях. [5] Следует добавить сюда еще один принцип, который находится в настоящее время в процессе формирования. Речь идет о принципе управления морскими живыми ресурсами. [6] В морском праве также применяют общие принципы международного права. 1) Итак, в использовании источников, определяющих те или иные принципы, стоит отметить принцип мирного сосуществования. Статья 1 Устава ООН обязывает «поддерживать международный мир и безопасность» и «развивать дружественные отношения между нациями». Действие этого принципа находит отражение и в деятельности ВМФ, он лежит в основе взаимоотношений между военными кораблями разных флагов в процессе использования ими морей и океанов в мирное время. Военные корабли рассматриваются в международном праве как специальные органы своих государств, действующие по уполномочию верховной власти. 2) Принцип уважения государственного суверенитета. Руководствуясь этим принципом, военные корабли должны уважать установленные государствами морские границы, ширину территориальных вод, правила плавания в них. Военные корабли одного государства не могут навязывать свою волю кораблям другого государства. 3) Принцип равноправия государств. В силу принципа суверенного равенства и равноправия государств любые действия в лице его правомочных органов или представителей пользуются иммунитетом. Основываясь на этом принципе, военные корабли всех флагов как специальные органы своих государств обладают иммунитетом, они равноправны и в их законную деятельность недопустимо никакое вмешательство каких-либо органов или властей других государств. 4) Принцип ненападения. В силу этого принципа военные корабли при происшествиях в Мировом океане не должны прибегать к оружию, если нет акта вооруженной агрессии или преднамеренного нападения. В то же время при умышленном использовании противной стороной оружия каждый военный корабль имеет право на самооборону. 5) Принцип мирного разрешения международных споров. Споры, возникающие между государствами и их органами, например, военными кораблями в процессе использования ими морских пространств, также подлежат разрешению
1Z.GG.GG - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 1Z.GG.GG - SCIENCE OF LAW
мирными средствами.6) Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. В силу этого принципа военные корабли одного государства не могут препятствовать законным действиям военных кораблей другого государства в Мировом океане.
Вступая во взаимоотношения друг с другом, военные корабли разных флагов не должны допускать действий, которые бы рассматривались как помехи действиям кораблей другого государства (например, при слежении, поиске, сопровождении). Вернемся к области морского права, которая имеет свои специфические принципы, и расширим их перечень: принцип свободы открытого моря; принцип свободы мореплавания; принцип свободы воздухоплавания; принцип свободы морских промыслов; принцип свободы прокладывать кабели и трубопроводы; принцип свободы научных исследований; принцип установления территориальных вод; принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов; принцип мирного использования морского дна и др. Из перечисленных важным, по мнению В.Т. Батычко, является следующий: принцип свободы открытого моря - все государства обладают равными правами по использованию открытого моря. [1] Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 г.
Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету» (ст. 89); оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его. Свобода открытого моря включает в себя: свободу судоходства; свободу полётов; свободу прокладки трубопроводов и кабелей; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу
рыболовства; свободу научных исследований. Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях. Дополнительно отметим принцип исключительной юрисдикции государства флага, который означает, что государство обладает полным контролем над судном, принадлежащим или зарегистрированным в государстве. Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда: судно занимается пиратством; судно занимается работорговлей; судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио-и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может: государство флага судна; государство регистрации вещательной установки; государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание; любое государство, где могут приниматься передачи; любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи. А также кроме тех случаев: если судно не имеет национальности (плывёт без флага); судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
Таким образом, принципы международного морского права являются весьма сложной системой взаимодействующих норм, обычаев и обыкновений, в том числе всего международного права, направленные на установление прав и обязанностей субъектов, создающих такие международные правовые явления.
Библиографический список
1. БатычкоВ.Т. Международное право. Таганрог, 2011.
2. Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. 2001. C. 66-109.
3. Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим, основные проблемы, статут. 2007.
4. Мовчан А.П. Международное морское право. (Основные положения). Учеб. пос. М., 1997.
5. Мовчан А.П. Международный правопорядок. 2003.
6. Спивакова Т. И. Принцип управления морскими живыми ресурсами -формирующийся принцип международного морского права. «Российский ежегодник международного права, 1992», «Россия-Нева», С.-П., 1994. C. 100-116.
References
1. Baticko V.T. International law. Taganrog. 2011.
2. KovalevA.A. Modern international maritime law and practice.2001. Pp.66-109.
3. Kolodkin A.L. Oceans international legal regime major problems. 2007.
4. Movchan.A.P. International maritime law. (Basic Provisions). Textbook.M.,1997.
5. Movchan.A.P. International legal order. 2003.
6. Spivakova T.I. Principle of management of marine living resources - the forming principle of international law of the sea. In the "Russian Yearbook of International Law, 1992", "Russia-Neva",S-P.,1994. Pp.100-116.