ЭКОНОМИКА ECONOMICS
DOI: 10.12731/2070-7568-2016-6-112-127 УДК 339.5
принципы
международного экономического права
как инструмент регулирования международной торговли
Ильина О.В., Михайлова Г.В.
В статье рассмотрены основополагающие принципы международного права, на основании которых функционирует система международной торговли и заключаются международные контракты (договоры). Основа, на которой строятся эти принципы - рыночные отношения. Однако в настоящее время эта основа подвергаются сильному воздействию со стороны политических интересов отдельных государства. В этих условиях большое значение имеет понимание сущности тех рыночных принципов, на которых основывается международная торговля.
В статье дано подробное описание принципов функционирования международной торговли. Дан детальный анализ механизма реализации каждого из этих принципов. Описана международная нормативная база, отражающая эти принципы.
Ключевые слова: международное право; принципы; международная торговля; свобода торговли; либерализация; национальный рынок; взаимность; выгода; недискриминация; преференции.
principles of international economic law as an implement for international commerce regulation
Ilina O.V., Mikhaylova G.V.
This article presents the principles of international law which serve as a base for the system of international trade and contracting. The basis of these principles is market relations. However now this basis is under a strong influence from the political interests of different countries. In this situation it is very important to understand the nature of market principles that serve a basis for international trade.
The paper contains a detailed description of principles of international trade. An analysis of the mechanism of implementation of each principle is given. International legal acts reflecting these principles are described.
Keywords: international law; principles; international trade; freedom of trade; international market; liberalization; mutuality; profit; nondiscrimina-tion; preferences.
Развитие торговли между государствами вне зависимости от их вхождения или нет в различные экономические союзы невозможно без соблюдения единых принципов [1-6]. Основа, на которой строятся эти принципы - рыночные отношения [10]. В последнее время, однако, ведущая роль рыночных отношений как базы для функционирования механизма международной торговли, несколько размывается за счет воздействия политических факторов [7-9, 11, 12, 16].
Можно выделить основные принципы международного экономического права в сфере международной торговли. Это:
- право на участие в торговле;
- либерализация торговли;
- защита национального рынка;
- свобода транзита;
- взаимность;
- взаимная выгода;
- недискриминация;
- наибольшее благоприятствование;
- преференции для отдельных категорий стран.
Каждый из перечисленных принципов построен не только на имеющихся у государства правах, но и тех обязанностях, которые возникают у него в связи с получением таких прав [6].
Рассмотрим перечисленные принципы.
Право участия в торговле. Этот принцип достаточно часто в практике международной торговли называют принципом «свободы торговли».
Этот основополагающий принцип был провозглашён рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.
Принцип предполагает, что мировая торговля выступает фактором развития мирных отношений между государствами и её расширение способствует укреплению мира, установлению дружественных отношений между государствами.
Что же конкретно означает принцип «свободы торговли»? Это, прежде всего, права, которыми обладает любое государство:
- право на участие в международной торговле ;
- право беспрепятственно заключать любые двусторонние, многосторонние договоры в международной торговле;
- право объединяться и входить в международные организации;
- право пользоваться выгодами (часто весьма ощутимыми) от международной торговли.
Но, помимо прав, принцип «свободы торговли» предполагает и ряд обязанностей, которые принимают на себя государства. Это:
- обязанность развивать взаимную торговлю, при этом не нанося ущерба торговым интересам других государств;
- обязанность учитывать степень интегрированное™ и взаимозависимости государств в международной торговле;
- обязанность соблюдения принципов международного права и адаптации принимаемых внутри государства с целью укрепления принципа универсальности внутреннего и международного права;
- обязанность не устанавливать норм внутреннего права, способных оказать негативное влияние на развитие международной торговли;
- обязанность обеспечить добросовестную, честную конкуренцию;
- обязанность развивать и укреплять многостороннюю международную торговлю.
Сочетание прав и обязанностей для любого государства при определении принципа «свободы торговли» означает прямое юридическое обоснование его действий.
Принцип либерализации торговли. Как уже было сказано, речь идёт о либерализации международной торговли.
Этот принцип был сформулирован в рамках положений Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и далее в рамках системы Всемирной торговой организации (ВТО) [2].
Этот принцип означает, прежде всего, обязанности государств:
- устранять препятствия в международной торговле. Это означает, что государства не должны устанавливать запреты и ограничения на экспорт/импорт. Исключение составляет введение пошлин, налогов, сборов. В документах ВТО дано достаточно расплывчатое определение «.. .не применять ограничения, не совместимые с правом ВТО и устранять ограничения, противоречащие праву ВТО» [3, 14];
- обязанность снижать уровень таможенного обложения ввозимых иностранных товаров и не применять к ввозимым иностранным товарам ставки внутреннего налогообложения, имеющие протекционистский или дискриминационный характер. Иными словами, ввозимые иностранные товары должны облагаться налогами и ставками, установленными на внутреннем рынке страны.
В свою очередь, принцип либерализации торговли означает право государства:
- на встречное снижение ставок таможенных пошлин другим государством, т.е. принцип взаимности;
- право требовать устранения незаконных запретов и ограничений. Следует подчеркнуть, что это право предполагает именно «требовать», а не обращаться с просьбами. А в случае, если требования не удовлетворяются, государство получает право на принятие контрмер [13];
- право на участие в разработке и принятии мер с целью устранения препятствий в международной торговле.
Именно принцип либерализации торговли в последнее время в значительной степени оказывается под воздействием не экономических, а политических причин, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере действовать этому принципу в провозглашённом виде.
Принцип защиты национального рынка. Этот принцип также делится на права и обязанности государства. И они взаимосвязаны.
Права:
- государство имеет право защищать свою экономику и свой внутренний рынок не только посредством применения инструментов таможенно-тарифного регулирования - основное, но и с помощью мер нетарифного регулирования, однако на основаниях и в пределах, разрешённых в рамках ВТО [13, 17];
- государство имеет право применять меры, направленные на защиту национальной экономики в целом, национальных производителей от ущерба, который может быть нанесён чрезмерными поставками по импорту или импорта товаров, заведомо субсидируемыми государством в стране экспортёра [15];
- право на применение антидемпинговых мер и компенсационных мер. Это право вытекает из предыдущего положения, т.к. это право применения конкретных мер.
Обязанности:
- государство не должно применять любые защитные, антидемпинговые, компенсационные меры произвольно;
- государство не должно целенаправленно осуществлять субсидирование производства товаров, предназначенных для экспорта.
Рассмотренные принцип в значительной степени связан с состоянием и развитием экономики государства.
Принцип свободы транзита. Этот принцип означает право на свободу транзита через территорию государства, при этом транзитные товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и сборов. Однако, такое право возникает у государства, если между ним и государством транзита заключено соответствующее соглашение. Российская Федерация, обладая значительной территорией и транспортной инфраструктурой, оказывает услуги по транзиту товаров. Законодательством, как в рамках РФ, так и в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предусмотрена «таможенная процедура таможенного транзита».
Принцип предоставления национального режима. Этот принцип основан исключительно на возникающих обязанностях государства:
- государство обязано предоставить товарам и (или) лицам иностранного происхождения на внутреннем рынке тот же режим, что и отечественным товарам и лицам. Это означает применение к иностранным товарам и лицам внутренние законы государства, подзаконные акты, налогообложение, финансовые, административные, транспортные меры, регулирующие внутреннюю торговлю;
- государство обязано обеспечить внутренний национальный режим иностранным товарам и лицам на всей своей территории. Это может означать, в частности, что вероятность прихода иностранного капитала в административно-территориальные образования, где развита система местных налогов, весьма маловероятна.
Принцип взаимности. Этот принцип применительно к международной торговле часто используется с применением терминологии принцип «материальной», «эффективной» взаимности.
Именно этот принцип в международном праве интерпретируется двояко:
- с одной стороны, как равенство в правах и обязанностях государств-партнёров, т.е. идентичность, взаимообусловленность прав и обязанностей в правоотношениях, возникающих при проведении экспортно-импортных операций. В праве такое равенство называют «формальной взаимностью». Примером такого права является предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);
- с другой стороны, как равенство (в источниках по международному праву применяются термины «симметрия», «адекватность») результатов реализации прав и обязанностей, выгод, условий, таможенных режимов, в отношении взаимного доступа товаров и лиц национальные внутренние рынки государств-партнёров. Это, как правило, означает «материальную» взаимность, которая может проявляться, например, в требовании, чтобы взаимопредоставляемые режимы наибольшего благоприятствования были равнозначны или по перечню товаров или по уровню таможенного обложения товаров.
Широкое распространение принцип «материальной» взаимности в рамках ВТО получил при согласовании таможенных уступок. В этом случае государства-партнёры в рамках многосторонних переговоров достигают соглашений о размерах снижения уровней таможенных пошлин на те группы товаров, которые представляют взаимный интерес и, как правило, определяются заранее. Или, напротив, договариваются не поднимать тарифные ставки на них. В случае, если какому-то конкретному государству необходимо поднять уже согласованный и действующий уровень таможенной ставки, то это государство снова должно вступить в переговоры со своими прежними государствами-партнёрами, а также главным поставщиком данного товара (группы товаров) и при этом предложить им равноценную уступку по другому товару (группе товаров).
По своей сути принцип взаимности может проявляться и как принцип «эффективной взаимности». В частности, при вступлении в ВТО и подписываясь под ГАТТ, государство автоматически приобретает право на все уступки, содержащиеся в перечнях, приложенных к ГАТТ, а поэтому это государство взамен должно предложить «эффективную взаимность», что означает, прежде всего, снижение ставок внутреннего таможенного тарифа или какую-то другую равную эффективную меру.
Принцип взаимной выгоды. Этот принцип провозглашён посредством принятых в разное время документов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как «Расширение экономических отношений между Востоком и Западом на основе взаимности», «Международная торговля должна быть взаимовыгодной» и др.
Это принцип, прежде всего, означает право каждого государства:
- на взаимный учёт интересов при решении вопросов в области международной торговле;
- возможность пользоваться выгодами от международной торговли, при этом степень своей выгоды государство вправе определять самостоятельно.
И этот принцип имеет вторую сторону - обязанности государства, в частности:
- получать и обеспечивать свою выгоду при соблюдении принципов и норм международного права;
- учитывать интересы других стран при проведении любой деятельности на внешнем рынке и, в частности, в международной торговле;
- не применять в международной торговле принудительные меры, направленные на получение выгоды в одностороннем порядке или направленные на ущемление прав другого государства (государств);
- не увязывать оказание экономической помощи развивающимся или слабо развитым странам с требованиями политического характера.
В целом принцип взаимной выгоды не всегда сводится к получению материальной выгоды. Взаимовыгодность взаимоотношений между государствами проявляется и оценивается, как правило, в комплексе.
Принцип недискриминации в международной торговле. Этот принцип широко освещён в международных документах Принципах ЮНКТАД, Хартии экономических прав и обязанностей государств, документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и др.
Этот принцип предполагает права государства:
- не подвергаться дискриминации, в полной мере пользоваться общим для всех режимом доступа товаров на рынки других государств, а также условиями деятельности физических (юридических) лиц;
- предоставить иностранным товарам, иностранным физическим (юридическим) лицам другого государства (государства-партнёра) более благоприятные условия по сравнению с общими, но при этом недискриминационными режимами;
- на защиту его внутреннего рынка от завоза товаров из других государств, наносящих ущерб экономике в целом или отдельной отрасли. И, как вынужденная необходимость принятия законных мер ограничительного характера к товарам, физическим (юридическим) лицам другого государства без каких-либо различий.
Действие этого принципа влечёт за собой обязанности государства:
- не применять к товарам, физическим (юридическим) лицам другого государства менее благоприятный режим, чем к товарам, физическим (юридическим) лицам любого третьего государства и не допускать различий между ними в ущерб конкретному отдельному государству (государствам). Это также означает, что государство не имеет право выдвигать другому государству какие-либо дополнительные условия, ущемляющие деятельность на своей территории;
- в случае правомерного введения и применения ограничений использовать их недискриминационно;
- развивающиеся страны не имеют право подвергать дискриминации развитые страны независимо от характера их экономики.
Действие рассматриваемого принципа в международной торговле в современном мире ослабляется в связи, прежде всего, с происходящими интеграционными процессами.
Принцип наибольшего благоприятствования. Этот принцип вытекает из ГАТТ, документов ВТО, подтверждается принципами ЮНКТАД, Хартией экономических прав и обязанностей государств, актах СБСЕ и других документов.
Как правило, заключаемые международные двусторонние договоры в области международной торговли, строятся именно с учётом этого принципа.
Этот принцип напрямую связан и является продолжением принципов взаимности, недискриминации.
Принцип наибольшего благоприятствования в практике воплощён в режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Главная цель - уравнять условия международной торговли для государств, их товаров и физических (юридических) лиц.
Однако, в соответствии с нормами международного права, действие РНБ в области международной торговли не распространяется на:
- преимущества, предоставляемые товарам, физическим (юридическим) лицам в рамках приграничной торговли;
- преимущества для развивающихся стран в соответствии с особыми преференциями для них;
- преимущества, предоставляемые в рамках экономических интеграционных объединений государств.
Рассмотрим конкретно содержание этого принципа.
РНБ означает право государства:
- на максимально благоприятные ставки таможенного тарифа в отношении своих товаров на таможенной территории другого государства;
- на максимально благоприятные ставки сборов в связи с проведением экспортно-импортных операций, транзита;
- не предоставлять государствам-бенефициарам в силу действия РНБ те преференциальные ставки, сборы и другие преимущества, которые действуют в приграничной торговле, в торговле с развивающимися странами в соответствии с особыми преференциями для них, а также в отношении государств, не имеющих выходов к морю, которые вытекают из членства в экономических интеграционных объединениях;
- предоставлять третьим государствам максимально благоприятные условия не только в таможенно-тарифной сфере, но и в более широком круге взаимоотношений.
Принцип преференций для развивающихся стран. Этот принцип провозглашён в Принципах ЮНКТАД, закрепляет ГАТТ, другие документы в рамках ВТО, Хартии экономических прав и обязанностей государств, Белградском договоре о глобальной системе торговых преференций [1-6] и др.
Принцип предусматривает право развивающихся стран:
- на специальные (особо льготные) ставки таможенного тарифа и другие преференции (преимущества) в отношении товаров, завозимых на рынки развитых стран без условия предоставления встречного возмещения;
- не предоставлять развитым странам те преференции, которые практикуются во взаимной торговле между самими развивающимися странами;
- на применение субсидий с целью развития внутреннего производства и в целом социально-экономического положения своего государства.
Возникающие обязанности развивающейся страны состоят в том, что:
- она не имеет права подвергать дискриминации развитые государства;
- по мере своего успешного экономического развития во всё большей степени брать на себя экономические обязательства, характерные для развитых государств в международной торговле.
Этот принцип интересен ещё тем, что помимо прав и обязанностей самих развивающихся стран, включает права и обязанности развитых стран в отношении развивающихся стран:
- развитые страны имеют право постепенно отменять действующие преференции по мере успешного развития экономики того или иного конкретного развивающегося государства;
- развитые страны обязаны снижать или даже отменять пошлины на товары, поступающие из развивающихся стран без встречного возмещения - это обязательство.
Активное участие любого государства в международной торговле, особенно в условиях интеграции и глобализации, невозможно без соблюдения международных правовых норм. Заключаемые договоры (контракты) строятся на принципах международного экономического права, что позволяет сторонам договора (контракта) стать равноценными его участниками.
Список литературы
1. Белградский договор о глобальной системе торговых преференций, 1988.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ТАТТЮАТТ), Марракеш, 1994.
3. Документы ВТО.
4. Заключительный акт СБСЕ, 1975.
5. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1959, 1960, 1962, 1966.
6. Хартия экономических прав и обязанностей государств, 1974.
7. Булатова А.А. Эволюция методик замещения ассортимента торговыми сетями в условиях продовольственного эмбарго // Региональные агроси-стемы: экономика и социология. 2015. № 2.
8. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 38-47.
9. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. Включение отечественной экономики в глобальные цепочки создания стоимости: созидательный потенциал и риски // Российский экономический журнал. 2016. № 2. С. 19-34.
10. Жилинкова И.Н. Перспективы развития предприятий малого бизнеса сферы услуг в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2012. № 6. С. 463-470.
11. Захарова Е.В. Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 92-94.
12. Захарова Е.В., Майер М.В. Санкции против России. Анализ влияния экономического кризиса на розничную торговлю // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. С. 22-27.
13. Ильина О.В. Оценка обоснованности применения паратарифных методов, как инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 72-83.
14. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Особенности государственного регулирования внешней торговли услугами в новых экономических условиях, задаваемых правилами ВТО // В мире научных открытий. 2015. № 5. С. 127-142.
15. Кириллова Т.В. Демпинг и конкуренция на внешнеторговом рынке // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 1. С. 21-27.
16. Котляров И.Д. Риски международного аутсорсинга в области нефтесерви-са // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 12. С. 43-48.
17. Михайлова Г.В. Количественные ограничения и запреты в международной торговле // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 62-72.
References
1. Belgradskiy dogovor o global'noy sisteme torgovykh preferentsiy [Belgrade agreement on the global system of trade preferences], 1988.
2. General'noe soglashenie po tarifam i torgovle (GATT) [General agreement on tariffs and trade], Marrakech, 1994.
3. Dokumenty VTO [Acts of World Trade Organization].
4. Zaklyuchitel'nyy akt SBSE [Final act of the Council for Security and Cooperation in Europe], 1975.
5. Rezolyutsii General'noy Assamblei OON [Resolutions of the General Assembly of the United Nations Organization], 1959, 1960, 1962, 1966.
6. Khartiya ekonomicheskikh prav i obyazannostey gosudarstv [Charter of the economic rights and obligations of states], 1974.
7. Bulatova A.A. Evolyutsiya metodik zameshcheniya assortimenta tor-govymi setyami v usloviyakh prodovol'stvennogo embargo [Evolution of methods of replacement of product range used by retail networks under food embargo]. Regional'nye agrosistemy: ekonomika i sotsiologiya, 2015, no 2.
8. Vertakova Yu.V., Plotnikov V.A. Importozameshchenie: teoreticheskie osnovy i perspektivy realizatsii v Rossii [Substitution of import: theoretical principles and possibility of implementation in Russia]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no 11, рp. 38-47.
9. Dement'yev V.E., Ustyuzhanina E.V. Vklyuchenie otechestvennoy ekonomi-ki v global'nye tsepochki sozdaniya stoimosti: sozidate'nyy potentsial i riski [Inclusion of Russian economy into global value chains: potential and risks]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2016, no 2, рp. 19-34.
10. Zhilinkova I.N. Perspektivy razvitiya predpriyatiy malogo biznesa sfery uslug v usloviyakh globalizatsii [Prospects of development of small compa-
nies of service industry in situation of globalization], Ekonomika i predprini-matel'stvo, 2012, no 6, pp. 463-470.
11. Zakharova E.V. Vazhnost' innovatsionnogo importozameshcheniya v uslovi-yakh mezhdunarodnykh sanktsiy protiv rossiyskoy ekonomiki [Importance of innovation-based substitution of import in situation of international sanctions against Russian economy], Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika ipravo, 2014, no 12, pp. 92-94.
12. Zakharova E.V., Mayer M.V. Sanktsii protiv Rossii. Analiz vliyaniya ekonomi-cheskogo krizisa na roznichnuyu torgovlyu [Sanctions against Russia. Influence of the economic crisis on the retail trade]. NauchnyyzhurnalNIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment, 2015, no 3, pp. 22-27.
13. Il'yina O.V. Otsenka obosnovannosti primeneniya paratarifnykh metodov, kak instrumenta gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatel'nosti [Evaluation of adequacy of implementation of paratariff methods as a tool of state regulation of international trade]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo, 2014, no 12, pp. 72-83.
14. Il'yina O.V., Mikhaylova G.V. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya vneshney torgovli uslugami v novykh ekonomicheskikh usloviyakh, zadavae-mykh pravilami VTO [Specific features of state regulation of international trade of services in new economic situation regulated by WTO rules]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2015, no 5, pp. 127-142.
15. Kirillova T.V. Demping i konkurentsiya na vneshnetorgovom rynke [Dumping and competition on the global market]. Problemy ekonomiki i upravleniya v torgovle ipromyshlennosti, 2015, no 1, pp. 21-27.
16. Kotliarov I.D. Riski mezhdunarodnogo autsorsinga v oblasti nefteservisa [Risks of international outsourcing in the field of oil service]. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom, 2015, no 12, pp. 43-48.
17. Mikhaylova G.V. Kolichestvennye ogranicheniya i zaprety v mezhdunarod-noy torgovle [Quantity limitations and interdictions in international trade]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo, 2014, no 12, pp. 62-72.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Ильина Ольга Владимировна, директор Высшей школы товароведения и сервиса Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
ул. Политехническая, 29, г. Санкт-Петербург, 195251, Российская
Федерация
Михайлова Галина Витальевна, доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
ул. Политехническая, 29, г. Санкт-Петербург, 195251, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Ilina Olga Vladimirovna, Director of the Graduate School of Commodities and Service Director, Associate Professor, Cand. Sc. (Economics)
Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University 29, Politekhnicheskaya Str., St. Petersburg, 195251, Russian Federation
Mihailova Galina Vitalyevna, Associate Professor, Graduate School of Interior and Foreign Commerce
Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University