Научная статья на тему 'Принципы Концепции стратегического развития России в ХХI веке и тактика общества и власти на начальном этапе реализации Концепции'

Принципы Концепции стратегического развития России в ХХI веке и тактика общества и власти на начальном этапе реализации Концепции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы Концепции стратегического развития России в ХХI веке и тактика общества и власти на начальном этапе реализации Концепции»

(нанофотоника, это большая часть наноматериалов и нанооборудования, электротехническая промышленность), требуется стратегия динамического наверстывания и опережающей коммерциализации результатов НИОКР. Последние при реализации любых стратегиях должны получить должную государственную поддержку, необходимую для увеличения интенсивности и результативности научных исследований и разработок.

Отсутствие серьезных положительных сдвигов в улучшении качества экономического развития в России свидетельствует о неэффективности избранного механизма преобразований и о необходимости создания новой модели развития. При этом концепция государственного регулирования качества экономического развития России должна учитывать как национальные особенности и интересы, так и тенденции мировой экономики и обеспечивать новое качество экономики путем определения новых приоритетов и сочетаний факторов экономической модернизации.

Для России главным направлением развития, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой, низкоматериало- и энергоемкой продукции, производство которой требует вложения более высококвалифицированного труда и инноваций. Стратегической целью в развитии «новой экономики» России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании инновационных технологий, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что проблема выбора модели стратегического развития страны, адекватной требованиям как инновационной доминанты, так и эколого-ресурсным ограничениям, предполагает радикальное совершенствование, улучшение организационно-мобилизационной работы на всех уровнях государства и народного хозяйства. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики, благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, повышение качества государственного регулирования, значительного укрепления, роста государственного сектора экономики, подъема трудовой, творческой и предпринимательской активности людей. Для обеспечения качественного экономического роста необходимы не только радикальные перемены в экономической политике, но и в самой идеологии экономических преобразований: качественный экономический рост должен стать приоритетной задачей теории и экономической политики; должна быть выработана и реализована государственная программа роста экономики на основе ее модернизации с соответствующим реальным ресурсным обеспечением.

Ластовецкий Л.Е.

К.т.н., с.н.с. НИИ НПО «Луч», Подольск

lastovetsky.pkso@podolsk.ru

ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ХХ1 ВЕКЕ И ТАКТИКА ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

1. Введение

В статье обосновывается необходимость реформирования избирательной и партийной системы на основе принципов предложенной Концепции стратегического развития России (КСРР)1. Поскольку после первой публикации политической части Концепции - Концепции народовластия - прошло уже более 10 лет2, появилась необходимость в уточнении формулировок отдельных принципов. Поэтому ниже каждый принцип Концепции народовластия дается в уточненной, по возможности, строгой формулировке правового документа, а также сопровождается необходимым комментарием. В скобках указан номер принципа, принятый в упомянутой выше ссылке. В комментарии даётся дополненное обоснование принципа, предлагается возможный способ его практической реализации. Возможный процесс практической реализации КСРР разбивается на этапы. Рассматривается тактика реализации КСРР на начальном (подготовительном) этапе. Формулируются выводы.

В статье приняты следующие определения:

Политический строй современного государства - государственное устройство, основой которого являются принципы избирательной и партийной системы, обеспечивающие интересы либо абсолютного меньшинства, либо абсолютного большинства граждан государства.

Концепция стратегического развития государства - необходимое и достаточное единство социально-экономических и политических принципов, обеспечивающих поступательное прогрессивное развитие государства в

1 Только все вместе мы сможем возродить силу и славу России (Второе открытое письмо Подольского клуба социалистической ориентации Президенту России В.В. Путину) // Подольский рабочий. 2004. - № 17637, 6 апреля; Ластовецкий Л.Е., Гончаренко С.С. Только все вместе мы сможем возродить силу и славу России (Концепция стратегического развития России в XXI веке) // Материалы Всероссийской научной конференции «Стратегии России в историческом и мировом пространстве» (Москва, 5 июня 2009 г.) - М.: Научный эксперт, 2009. - С. 741-748.

2 Ластовецкий Л.Е. Народовластие и социализм (классовый подход) // Россия и мир. Информационный экспресс-бюллетень для депутатов Государственной думы - М.: Фракция КПРФ, 1996. - № 90(224). - С. 5-9; Ластовецкий Л.Е. Народовластие и социализм // Диалог. 1997, № 2. - С. 50-53.

обозримый исторический период времени, начиная с момента принятия концепции. (Для России - это ответ на актуальный вопрос: «Куда идти России?»).

Концепция народовластия - необходимое и достаточное единство политических принципов Концепции стратегического развития, обеспечивающих установление народовластия.

Народовластие - политический строй в интересах абсолютного большинства граждан государства.

Субъект власти - избранный депутат, начальник, судья.

Аппарат власти - субъекты власти и сформированная органами власти администрация органа власти.

2. Избирательная система России: её недостатки и пути реформирования

Остановимся на действующих нормах избирательной системы РФ и практике выборов государственной и муниципальной власти1 в контексте с Всеобщей Декларацией прав человека2, марксистской теорией государства3, практикой социалистического строительства в Советском Союзе4.

Сравнительный анализ показывает, что принципиальными являются следующие недостатки избирательной системы РФ:

1. Действующая Конституция РФ противоречит Всеобщей Декларации прав человека ООН:

1.1. В ней нет статьи - аналога п. 3 ст. 21 Декларации ООН - о всеобщем и равном избирательном праве. То есть это право прямо в Конституции РФ не записано. Таким образом, оно не отнесено к Конституционному праву и может произвольно трактоваться властью в принимаемых ею федеральных неконституционных законах.

1.2. В ней отрицается ст. 29 Декларации ООН, в части обязанностей каждого человека перед обществом, тем, что обязанность участвовать в избрании органов власти относится к неприоритетной (второстепенной) обязанности.

2. Действующая в РФ избирательная система и соответствующие федеральные законы:

- способствуют господству антинаучных (волюнтаристских) методов управления государством;

- не обеспечивают всеобщего и равного избирательного права в России;

- не содержат механизмов реализации ст. 3 и ст. 7 Конституции РФ и установления в России народовластия, т.к. ни в одном ФЗ не определены концептуальные политические и социально-экономические принципы стратегического развития России, в том числе принципы Концепции народовластия;

- не обеспечивают отбор в кандидаты в органы власти наиболее способных, по уровню своего интеллекта, знаний, опыта и здоровья, граждан РФ;

- допускают использование кандидатами собственных финансовых средств в избирательной кампании и тем самым запускают механизм дискриминации кандидатов по имущественному положению, что противоречит статье 19 Конституции РФ;

- не содержат действенного механизма контроля деятельности субъектов власти избирателями и их отзыва, в случае необходимости;

- не обеспечивают ответственности судебной власти перед населением, способствуя тем самым расползанию коррупции и правового нигилизма во все органы государственной власти и местного самоуправления;

- не способствуют повышению эффективности партийной системы, не инициируют разработки продуктивной для государства тактики политической борьбы.

Следствием этих недостатков являются провалы власти в политике и экономике последних лет, свидетельствующие о том, что некомпетентность, безнравственность, безответственность субъектов всех уровней власти принимает лавинообразный неконтролируемый характер, угрожающий безопасности населения и государства.

Перечисленные противоречия, недостатки и их следствия могут быть устранены лишь реформированием избирательной и партийной систем на основе принципов предложенной Концепции народовластия.

3. Принципы Концепции народовластия, как основа альтернативной избирательной и партийной системы России, их обоснование и методы реализации5

3.1. Принцип 1(9): «Установление подлинно всеобщего и подлинно равного избирательного права при тайном голосовании и всеобщей обязанности участия в голосовании».

Ни формально, ни практически всеобщего и равного избирательного права в современной России нет. В Конституции РФ оно не записано. И Федеральным законом « Об основных гарантиях,..»6 всеобщее активное избирательное право (т.е. участие в голосовании) отменяется статьёй 3 этого закона. Отменяется, вопреки тому, что общество никогда не добивалось отмены участия в голосовании, а упорно боролось за всеобщее и равное избирательное право,

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы...» от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ.

2 Всеобщая Декларация прав человека ООН от 19 декабря 1948 года.

3 Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения в 3-х т. Т. 2. - М.: Политиздат, 1983; Ленин В.И. Государство и революция/ Избр. произведения в 4-х т. Т. 2. - М.: Политиздат, 1986.

4 Сталин И.В. О проекте Конституции Союза ССР // Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое. - М.: Госполитиздат, 1952.

5 Ластовецкий Л.Е. Последний шанс России (Манифест сторонников народовластия). - Подольск; Москва: Группа МФЦ, 2003. - 44 с.

6 Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав.» от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ.

и не для того, чтобы этим правом не пользоваться. В результате российские законы признают легитимными выборы состоявшимися при участии в голосовании 25% избирателей, а в муниципальных выборах - при любой явке избирателей.

Отмена всеобщей обязанности участия в голосовании не способствует консолидации народа и власти даже в пределах избирательного округа. Например, если в выборах разного уровня участвует 26-51% избирателей, то при 10 кандидатах в округе во власть могут пройти кандидаты, получившие поддержку лишь 1,5-3% избирателей округа.

Отстранение граждан государства от участия в голосовании и в формировании органов власти не менее опасно для общества, чем отстранение от прохождения обязательной воинской службы. Ведь чем меньше процент участия граждан в голосовании, тем больше шансов у меньшинства (не исключая и преступного) навязать свою волю большинству.

Вывод: действия (или бездействие) государственной власти, препятствующие осуществлению всеобщего активного избирательного права противоречат нормам декларации ООН, не способствуют консолидации общества и угрожают безопасности России.

Таким образом, чтобы право на деле стало всеобщим, необходимо узаконить обязанность гражданина пользоваться этим правом, т.е. обязанность участия в голосовании считать одной из приоритетных обязанностей гражданина в соответствии со статьей 29 Декларации ООН, которая гласит: «Каждый (выделено мной. - Л.Л.Е.) человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

3.2. Принцип 2(10): «Выборность всех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Формирование администрации органов власти - на основе конкурсной системы подбора и расстановки кадров в РФ».

В целях обеспечения наибольшей эффективности органов власти в любую из трёх властей необходим отбор самых способных и высоконравственных граждан РФ, независимо от их партийной принадлежности. Это может быть обеспечено обязательной выборностью всех ее трех ветвей в рамках избирательной и партийной систем соответствующих указанным требованиям.

Функционально и по численности органы представительной законодательной власти должны представлять пропорционально все имеющие право голоса социальные слои общества, т.е. быть моделью зрелого общества. Только тогда голосование депутатов в органах законодательной власти будет моделью всенародного референдума.

Исполнительная власть готовит на профессиональном уровне проекты законов и подзаконных актов, обеспечивающих высокую эффективность экономики, внешней и внутренней политики и организует их исполнение. Поэтому важна выборность исполнительной власти, которая обеспечивается, например, тем, что исполнительная власть формируется из числа избранных депутатов представительного законодательного органа, либо избирается по второму бюллетеню вместе с избранием законодательной власти.

Судебная власть - аппарат власти, состоящий из профессионалов-юристов и трактующий Законы и подзаконные акты. Судебная власть - подотчетна только народу и поэтому должна быть избираема так же, как и законодательная. Судья не может быть отстранен от должности без воли на то выбравших его избирателей.

Поскольку администрация органов власти готовит и рассматривает проекты законодательных и других правовых актов, то не менее важен объективный отбор в администрацию также специалистов высокой квалификации. Эту задачу может решить создание, по аналогии с избирательной системой, современной государственной конкурсной системы с принятием соответствующих федеральных законов.

3.3. Принцип 3(11): «Разграничение полномочий всех уровней законодательной и исполнительной власти на основе:

- самоуправления низшего уровня власти, передачи, в пределах субъекта федерации, необеспеченных и невыполнимых полномочий от более низкого уровня власти более высокому уровню;

- права низшего уровня власти на федеральную и региональную законодательную инициативу;

- передачи, в пределах федерации, выполнимых субъектом федерации полномочий от федерального уровня власти субъекту федерации;

- равенства субъектов федерации, организованных как по территориальному, так и по национальному признаку;

- решения национального вопроса в субъектах федерации, организованных по национальному признаку, через учреждение в них двухпалатных представительных органов законодательной власти, в которых вторая палата - Совет национальностей - решает вопросы гармоничного развития и равноправия наций».

Этим принципом обеспечивается простор для инициативы снизу, исключение мелочной опеки сверху в пределах субъекта федерации; в то же время, исключаются тенденции суверенизации субъектов федерации, опасные для целостности федеративного государства. Известен опыт децентрализации управления экономикой и создания совнархозов в СССР в 1957-1965 гг.1

Создание Советов национальностей в автономных национальных территориях - субъектах Российской федерации будет, в частности, способствовать росту доверия и взаимопонимания между гражданами разных национальностей, защите прав граждан некоренной национальности (например, возвращению русскоязычных беженцев в Чеченскую Республику), изжитию сепаратистских тенденций (например, в Республике Татарстан) и укреплению федеративного устройства России. Этим самым, в частности, может быть успешно решена проблема стабилизации социально-экономической и политической системы в республиках северного Кавказа.

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.), т. 7. - М., 1971; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.), т. 8. - М., 1972.

3.4. Принцип 4(12): «Выборность субъектов исполнительной власти (начальников) - от начальника первичной трудовой ячейки до руководителя министерства и предприятия (концерна, холдинга, ФГУП, АО); избрание их по одномандатным производственным избирательным округам».

Выборность субъектов исполнительной власти (начальников) - это по своей сути конкурсный отбор в трудовых коллективах наиболее компетентных и высоконравственных специалистов в качестве кандидатов в органы исполнительной власти.

Выборы осуществляются трудовыми коллективами предприятий. Организуют и проводят выборы виртуальные Советы трудовых коллективов, Советы отраслей и ведомств. В зависимости от уровня власти, избирателями являются либо все члены трудового коллектива, либо представители трудовых коллективов (выборщики). Избирательный округ может включать в себя одно предприятие или объединение предприятий. Статус окружного собрания может быть присвоен, например, конференции выборщиков.

Известен опыт проведения выборов руководителей всех уровней на предприятиях СССР в 80-х годах1.

3.5. Принцип 5(13): «Избрание субъектов законодательной власти исключительно по одномандатным территориальным избирательным округам с указанием партийности кандидата в избирательном бюллетене».

Этим самым обеспечивается контроль избирателей за отбором кандидатов в депутаты, а затем и над избранными депутатами, независимо от их партийной принадлежности. Такой контроль невозможен при выборах по партийным спискам.

3.6. Принцип 6(14): «Признание права на самовыдвижение в качестве претендента на вакансию кандидата неотъемлемым конституционным правом каждого гражданина РФ, имеющего право голоса. Утверждение в законодательстве статуса претендента на вакансию кандидата».

Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. Самовыдвижение реализуется правом гражданина на участие в конкурсе претендентов на вакансии кандидатов. Таким образом, к участникам выборного процесса добавляется претендент со своим законным статусом и цепочка действующих лиц в избирательной кампании, в отличие от общепринятой, становится такой: претендент - кандидат - субъект власти.

Благодаря этому будет раскована инициатива каждого гражданина при выдвижении кандидатов, что облегчит доступ к власти истинно скромным, и порядочным, и компетентным гражданам, дефицит которых в аппарате власти остро ощущается обществом.

Этим самым будет также поставлен барьер т.н. «аппаратным играм», расцветшим в СССР на стадии деградации советской власти, когда на деле в верхах утверждались преимущественно преданные личностям, а не идее и делу, кандидаты, после чего запускался безотказный аппаратный механизм «выдвижения коллективом». Опасные для общества «аппаратные игры» в современной модификации по сей день живут и процветают в профсоюзах и в политических партиях РФ.

3.7. Принцип 7(15): «Конкурсное выдвижение не менее двух кандидатов на основе результатов тестирования качества программ и способностей претендентов на вакансию кандидата. Выдвижение кандидатов в более высокий уровень власти преимущественно из числа избранных субъектов власти ближайшего низшего уровня».

Конкурсное выдвижение кандидатов должно осуществляться из числа претендентов на вакансию кандидата, по результатам тестирования качества программы и уровня способностей претендента (уровней компетентности, нравственности, интеллекта, здоровья).

Действующая система подписных листов порочна тем, что не отражают истинного выбора подписанта, легализует покупку голосов, способствует опасному для общества продвижению во власть неспособных карьеристов, идущих во власть для решения своих личных проблем.

Система денежных залогов противоречит ст. 9 Конституции РФ, т.к. создаёт преимущества для олигархии и ее лоббистов.

Тестирование здоровья и интеллекта ставит барьер дискриминации по возрасту и отстранению от власти умудренного опытом и профессиональным знанием старшего поколения.

Чем выше уровень власти, тем более высоким требованиям должен удовлетворять кандидат. Поэтому является естественным процесс отбора кандидатов из числа избранных субъектов власти ближайшего низшего уровня.

Переход к системе тестирования претендентов в кандидаты позволяет также разумно ограничить число кандидатов на вакансию сверху.

Современное состояние информатики и насыщенность общества ПЭВМ, мировой опыт тестирования при подборе кадров, позволяют внедрить и непрерывно совершенствовать научную систему тестирования в выборных кампаниях. Результаты тестирования должны быть опубликованы для сведения избирателей. Воля избирателя - принять свое собственное решение при голосовании.

При реализации этого принципа, избрание Президента РФ осуществляется Федеральным Собранием из числа членов Федерального Собрания.

3.8. Принцип 8(16): «Обеспечение в выборной кампании безусловного равенства избирательного права всем кандидатам: равных условий и равных финансовых затрат на агитацию и пропаганду на основе финансирования выборов исключительно из общественного фонда».

Равные права и условия на стадии выдвижения обеспечиваются при реализации принципов 6 и 7 Концепции.

1 Закон СССР от 30.06.1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. - № 9,

ст. 214.

Финансовые затраты на избирательную кампанию в округе должны осуществляться только из общего фонда, которым распоряжается окружная комиссия равномерно в интересах всех кандидатов. Использование личных финансовых средств кандидатом допускается только на стадии формирования общего фонда.

Окружная комиссия организует выпуск и одновременное распространение информационно-агитационных материалов, организует и проводит совместную встречу всех кандидатов с избирателями округа или с их полномочными представителями, организует трансляцию и ретрансляции встречи по радио и телевидению.

3.9. Принцип 9(17): «Формирование в одномандатном округе окружных конференций (собраний) представителей избирателей, имеющих фиксированный персональный состав и следующие полномочия на весь период избрания субъекта власти:

- заслушивание, обсуждение, оценка программ кандидатов и публикация результатов оценки;

- обсуждение, утверждение и публикация наказа субъекту власти;

- заслушивание и публикация ежегодных отчетов субъекта власти о выполнении своей программы, наказа избирателей и голосование по вотуму доверия субъекту власти ».

Этим принципом реализуется механизм регулярного контроля избирателями деятельности своего субъекта власти и начала процедуры его отзыва, если такое решение примет окружная конференция (собрание).

Формироваться состав окружных конференций может из избранных субъектов власти всех более низких уровней власти.

Рассматриваемый принцип распространяется на все уровни субъектов власти от депутата местного самоуправления и главы муниципального образования до Президента и Председателя Правительства РФ. В последнем случае функции окружной конференции выполняют, соответственно, Федеральное Собрание и Государственная Дума РФ. При этом Президент выступает перед Федеральным Собранием не с посланием, а с ежегодным отчетом о результатах своей деятельности. После его отчета решается вопрос о доверии избранному Президенту.

3.10. Принцип 10(18): «Наделение окружных конференций (собраний) неотъемлемым правом на инициативу по отзыву субъекта власти».

Постановление окружной конференции (собрания) о проведении процедуры отзыва депутата (начальника) является окончательным.

Процедура отзыва заключается в проведении в округе повторных выборов. При этом субъект власти, по которому принято решение об отзыве, в обязательном порядке включается в список кандидатов. Таким образом, волеизъявление избирателей по отзыву депутата (начальника) является решающим и определяется по результату повторных выборов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.11. Принцип 11(19): «Ограничение числа политических партий до двух - четырёх партий при обеспечении:

- единого для всех партий Устава при полном соответствии норм внутрипартийной жизни принципам настоящей Концепции народовластия;

- включения в программы всех партий общей для них Концепции стратегического развития России (КСРР);

- признания главной целью конкурентной борьбы между партиями принятие властью наилучшей тактики реализации каждого принципа КСРР и достижение наилучших результатов при его реализации.

Не может быть в разумном обществе, как и у «витязя на распутье», более 4-х виртуальных альтернативных путей реализации каждого принципа Концепции стратегического развития государства. Эти четыре тактики - программные цели и задачи, соответственно, также четырёх политических партий.

4. Особенности предлагаемого реформирования партийной системы

Остановимся подробнее на анализе последнего, 11-го, принципа Концепции народовластия.

Как известно, главной целью деятельности политических партий является практическая реализация действующей Конституции и в первую очередь ее статей, определяющих основы конституционного строя. При этом всё общество, политические партии подчиняют свою деятельность претворению в жизнь национальной идеи. Сегодня такой, объединяющей всё общество, национальной идеей РФ может служить девиз «Все вместе возродим силу и славу России!».

Однако, партийная система, действующая сегодня, является тормозом поступательного движения вперед, к реализации национальной идеи. Партийная система не способствует жизненно-необходимой для России консолидации общества, консолидации общества и власти, не способствует принятию оптимальных и эффективных, основанных на научной теории, стратегических и тактических решений.

Поэтому необходимо существенное реформирование действующей партийной системы. В соответствии с этим может быть, на указанном выше принципе 11, построена виртуальная модель оптимальной партийной системы России в обозримом будущем. Её отличительные особенности следующие:

1. Законодательством РФ вводится в практику проведение периодических межпартийных научно-практических конференций для принятия научно-обоснованных документов общих и обязательных для всех политических партий.

2. Избранный Президент организует разработку проекта текста Концепции стратегического развития России и проводит межпартийную научно-практическую конференцию для принятия на ней текста согласованной между всеми партиями Концепции и последующего придания ей статуса федерального закона.

3. В таком же порядке принимается новый закон о политических партиях, которым впервые регламентируются типовые тексты программы и устава политической партии.

3.1. Обязательными разделами типовой программы партии при этом являются:

3.1.1. Концепция стратегического развития России, принятая Федеральным Собранием.

3.1.2. Партийная программа практической реализации каждого принципа КСРР, принятая съездом каждой политической партии.

3.2. Типовой текст устава партии - единый для всех партий, при полном соответствии норм внутрипартийной жизни принципам Концепции народовластия, обеспечивающим в партии власть партийной массы.

5. Этапы и ожидаемые результаты реформирования политического строя и социально-

экономической системы на основе принципов Концепции стратегического развития России

Принятие Концепции народовластия, как политической части предлагаемой КСРР, и реформа партийной системы - необходимый первый (подготовительный) этап реализации предлагаемой КСРР.

Последующие этапы, это:

- этап реформирования избирательной системы РФ на принципах Концепции народовластия;

- этап реформирования социально-экономической системы на принципах КСРР;

- этап практической реализации принципов КСРР;

- этап стабилизации политического строя и устойчивого развития государства.

Реформирование впервые обеспечит:

- организацию управления государством на научной основе;

- резкое повышение качества и эффективности управления за счёт конкурсного отбора во власть самых компетентных и высоконравственных представителей народа (депутатов, начальников, судей на всех уровнях представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти) независимо от их партийной принадлежности ;

- регулярный эффективный общественный контроль власти народом и персональную ответственность власти перед избирателями на основе действенной системы отзыва депутатов, начальников и судей; только таким способом можно победить коррупцию и правовой нигилизм;

- прозрачность, сопоставимость и понятность для рядового избирателя программ политических партий;

- подъём политической активности граждан и чувства ответственности каждого гражданина за судьбу государства и укрепление на этой основе судьбоносного морально-политического единства общества и единства власти и народа.

Что касается прогнозирования сроков реализации этапов и их эффективности, то они прямо связаны с уровнем политической и экономической грамотности избирателей, с уровнем патриотического воспитания населения. Чем выше эти уровни, тем меньше времени необходимо для того, чтобы эффективно заработали реформированные избирательная и партийная системы. Приблизительно можно сказать, что на такое организованное властью просвещение и воспитание не потребуется времени больше, чем суммарное время на обучение в школе и ВУЗе, т.е. порядка 15 лет.

6. Выводы

1. Проведенным анализом вскрыты и обозначены недостатки действующей избирательной и партийной систем РФ.

2. Показано, что действующая избирательная и партийная система находятся в противоречии со ст. 3 Конституции РФ.

3. Обоснована необходимость реформирования политического строя, предложена Концепция народовластия, указывающая пути реформирования политического строя.

4. Формулировка известных принципов Концепции народовластия1 уточнена и дополнена такими новыми положениями, как:

- превращение, ставшей классической в избирательной системе, диады «кандидат - субъект власти» в триаду «претендент в кандидаты - кандидат - субъект власти»;

- дополнение действующего законодательства РФ об избирательной системе Федеральным законом о конкурсной системе подбора и расстановки кадров;

- радикальное реформирование партийной системы, введение законом типовых для всех политических партий текстов устава и программы;

- избрание в субъектах РФ, организованных по национальному признаку, представительных Советов национальностей.

5. Определены основные этапы практической реализации принципов КСРР, дана характеристика начального (подготовительного) этапа и эвристическая оценка возможных сроков достижения максимальной эффективности практических результатов.

1 Ластовецкий Л.Е. Народовластие и социализм // Диалог. 1997. - № 2. - С. 50-53; Ластовецкий Л.Е. Последний шанс России (Манифест сторонников народовластия). - Подольск; Москва: Группа МФЦ, 2003. - 44 с.

Лось В.А.

д.филос.н., профессор РАГС

ИННОВАЦИОННО-МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

К началу второго десятилетия XXI в. Россия оказалась в непростой ситуации. С одной стороны, сложившаяся после распада СССР социально-экономическая модель развития не только обеспечивает современные потребности страны, но и создает основу для реализации крупных проектов ближайшего будущего. С другой стороны, многое и не удалось: экономический рост не вышел на планируемые масштабы, в целом сохраняется ресурсная ориентация экономики и др. Не случайно принятая стратегия развития страны до 2020 г. подвергается корректировке.

При этом усиливается несоответствие между ростом потребностей социума и возможностями их удовлетворения на основе традиционного использования национального природно-ресурсного потенциала. Поэтому позитивные национальные перспективы связываются с отказом от «сырьевой экономики» и выходом на уровень «инновационной модернизации».

Модернизация - развитие всех элементов системы любого уровня на основе инноваций, затрагивающих базисные направления человеческой деятельности (экономические, социальные, технологические, экологические, информационные, прогностические и т.п.). И в этом смысле инновационно-модернизационный процесс - форма исторического динамизма мировой цивилизации.

Модернизация как синоним эволюции «стартовала» на Древнем Востоке. Именно его научные и технологические достижения, попав в уникальные античные условия, дали «семена», из которых произросли базисные элементы цивилизации западноевропейского типа. Еще в раннем Средневековье арабская цивилизация выказывала свое превосходство перед европейской культурой. Однако уже развивающаяся алхимия, ставшая одним из оснований экспериментального естествознания, продемонстрировала реальные преимущества западного инновационного динамизма.

Западная цивилизация, опираясь на протестантский «дух капитализма», постепенно выходила на уровень «первого круга» модернизации как перехода от средневековой модели развития к переменам Нового времени. При этом в качестве «ядра» модернизации выступают инновации - новшества, затрагивающие не только технологические или экономические, но и политические, социокультурные и др. сферы деятельности социума.

Генезис европейской модернизации связывается с английской промышленной революцией ХУП-ХУШ вв. Историки (Дж. Неф, Ф. Бродель и др.) показали, что в ее основе - инновации системного характера. А именно:

- трансформации национальной политической структуры (изменение соотношения королевской власти, «старого» и «нового» дворянства);

- динамизм внутреннего рынка (создание машинного производства, переход от древесного к каменному углю; совершенствование финансово-денежной системы и др.);

- реальное повышение статуса науки (ее представители - Р. Бойль, Дж. Локк, И. Ньютон и др. - участвуют в принятии государственных решений);

- расширение внешнего рынка (торговая и политическая экспансия английской социально-экономической модели).

В результате Англия становится лидирующей промышленной страной Европы. Парадокс заключается в том, что еще к середине XVI в. Британские острова с технико-экономической точки зрения отставали от других европейских стран.

«Английское чудо» модернизации находит объяснение в активной инновационной политике - адаптация немецких технологий мануфактурных производств и горных работ, французских текстильных и итальянских стекольных производств и др. Лишь в конце XVIII в. реализовался проект парового двигателя (Дж. Уатт), ставшего универсальным инструментом промышленного динамизма.

При этом отчетливо проявлялась специфика национальной модернизации. Выделим два, по крайней мере, ее элемента.

Во-первых, масштабность мануфактурного производства с использованием значительного количества рабочей силы: обезземеленные крестьяне («огораживание») становились «винтиками» в крупных горнодобывающих, кораблестроительных, оружейных областях промышленности и т.п. И, во-вторых, масштабное использование каменного угля -«визитной карточки» английской модернизации, что позволило преодолеть надвигающийся «дровяной кризис».

Вместе с тем выявляются противоречия модернизации. Экономический рост обусловливает подъем благосостояния населения, расширение его возрастающих потребностей, что ведет к опасному дефициту продовольственного потенциала (теория Т. Мальтуса возникла именно в период английского экономического процветания). При этом стремительно ухудшается урбанизированная среда обитания (рост эпидемий, знаменитый английский смог и др.).

Какие выводы можно было бы сделать из исторического опыта английской модернизации?

1. Модернизация - эволюционный феномен, включающий как предпосылки (исторические, политические, экономические, социальные и т.п.), так и собственно модернизационный процесс.

2. Инновации в их системном качестве выступают в качества эпицентра модернизации.

3. Технико-технологическое основание модернизации - в виде парового двигателя и мануфактурного производства.

4. Инновационно-модернизационный процесс - неуклонная ориентация национального развития, игнорирование которой ослабляет статус нации в мировой динамике.

Исторический образец английской модернизации в той или иной мере, учитывая национальную специфику, реализовывался как в странах Западной Европы, и в Новом свете. Ее обязательные атрибуты: социальные революции -Великая Французская революция (1789), провозгласившая общеевропейские принципы прав человека и гражданина; американская революция (1776), освободившая Северную Америку от зависимости от Британской Империи, давшая толчок основанию Соединенные Штаты Америки. А также промышленный прогресс, динамизм развития науки, подъем культуры. И если в XVIII-XIX вв. Западная Европа выступала в качестве непререкаемого центра «инновационной модернизации», то к началу XX в., а особенно в его второй половине, таковым центром становятся США.

Именно к середине XX в. формируется «второй круг» модернизации западного типа, технико-производственной основой которой выступает процесс автоматизации всех, практически, сфер деятельности и существования социума. В результате автоматизации повышается «степень освобождения» человека от рутинных функций в системе хозяйственной деятельности. При этом предполагается существенное увеличение ее эффективности.

Социальные потрясения XX в., и прежде всего две мировые войны, закончившиеся «холодной войной», едва не перешедшую в «горячую войну», способствовали расширению такой формы модернизации, когда инновации приобретали отчетливо выраженную военную направленность (атомная энергетика, космические исследования и др.). Вместе с тем даже «научные отходы» мировых военно-промышленных центров давали результаты, оказывающие стимулирующие воздействие на динамику развития цивилизации. Научно-техническая революция (НТР), случившаяся к этому времени, есть процесс, в рамках которого инновации системы «наука-техника-технология» (при определяющей роли научного знания) создают основания динамичной модернизации социума.

Индустриальное общество, опирающееся на инновационную модернизацию промышленного производства, органично трансформируется в общество постиндустриального типа. Это - «третий круг» модернизации западного типа, формирующейся на рубеже XX-XXI вв., в основе которой инновации в области науки и образования, высокая степень креативности субъекта деятельности, использующего возможные мировые потоки информации. Компьютеризация всех сфер деятельности человека и социума - базисная характеристика постиндустриального общества.

Совокупный анализ «трех кругов» западноевропейской модернизации (вестернизации) позволяет попытаться сформулировать ее фундаментальные особенности. А именно:

- временная интенсивность, когда темпы перехода от одного «круга» к другому неуклонно ускоряются;

- органическая имманентность - формы и методы инновационной модернизации формировались в процессе исторического динамизма;

- абсолютизация западноцентризма, т. е. вестернизация предстает в качестве наиболее эффективного механизма развития цивилизации;

- гуманистическая ориентация, в соответствии которой удовлетворение всесторонних потребностей человека выступает в качестве целевой мировоззренческой установки;

- динамичная инновационность, когда стремление к изменениям во всех сферах человеческой деятельности становится одной из определяющих сущностей как индивидуума, так и социума в целом.

Вместе с тем выделяются базисные противоречия вестернизации. Отметим некоторые из них:

- экспансия потребительства, когда «раскручивание» человеческих потребностей выступает самоцелью динамики экономического механизма;

- экофобность, в соответствии с которой биосфера исторически рассматривается преимущественно как источник ресурсопотребления; обусловливает реальную остроту конфликта между абсолютизацией роста социальных потребностей и относительной ограниченностью природно-ресурсного потенциала цивилизации.

Со второй половины XX в. становится очевидным (особенно после первого доклада Римского клуба, 1972) следующее: исторически сложившиеся формы вестернизации нуждаются в инновационной модернизации, чтобы остановить «вхождение» цивилизации в состояние «экологического коллапса». Анализ различных позитивных конструкций будущего («нулевое развитие», «органический рост», «экоразвитие» и др.) завершилось принятием стратегии устойчивого развития (1992) как стратегической модели цивилизации XXI в.

Западные страны, особенно государства Европейского Союза, сравнительно эффективно реализуют процессы модернизации, исходя из стереотипов устойчивого развития, т. е. баланса экономических, экологических и социокультурных механизмов динамики социума. Как, однако, принципы вестернизации «работают» в развивающихся странах, где уже не одно десятилетие мучительно идет поиск эффективных моделей национального динамизма?

Сущность модернизации развивающихся стран заключается в том, что большинство из них, учитывая в той или иной мере опыт вестернизации, должно было бы в исторически сравнительно короткие сроки, преодолев колониальную отсталость, используя преимущественно национальный природно-ресурсный и человеческий потенциал, войти в качестве равноправных партнеров в мировую экономическую систему.

С начала 60-х годов в рамках ООН в течение трех десятилетий реализовывались «декады развития», в рамках которых воплощались программы преодоления отсталости развивающихся стран. В сущности, в той или иной мере реализовывались две принципиальные стратегии инновационной модернизации.

1. Модернизация «догоняющего» типа, когда страны - акцепторы воспринимают опыт (организационный, экономический, технологический и др.) стран - доноров при их активной поддержке. «Зеленая революция» в Индии 6070-х годов показала, с одной стороны, эффективность этой стратегии (быстрое повышение производительности аграрного сектора); а с другой стороны, выявила негативные последствия (зависимость от западных технологий, трудности их адаптации к национальным условиям, экологическая деградация почвы и др.).

2. Модернизация по принципу «опора на собственные силы», в соответствии с которым национальная стратегия развития исходит преимущественно из опыта национальных традиций и условий. Позднее возникло представление о

принципе «коллективной опоры» (например, имея в виду объединение стран-экспортеров нефти) на собственные силы. В современной КНДР этот принцип связывается с «идеей Чучхе».

Очевидно, однако, что наиболее эффективна для развивающихся стран «комбинированная» модель модернизации, когда методы вестернизации переносятся в национальные условия, в максимально возможной степени учитывая при этом национально-региональную специфику. Именно в этом отгадка «японского чуда», китайского успеха, индийского динамизма и т.п.

Глобализация ускоряет процессы модернизации развивающихся стран (высокая скорость обмена информацией, технологиями и др.). И хотя по-прежнему именно волны вестернизации выносят на «берег» развивающихся стран инновации, тем не менее, их эффективная ассимиляция становится основой технико-экономического динамизма «азиатских тигров», исходящих из принципов «национальной модернизации».

При этом вместе с инновационной модернизацией «новые индустриальные страны» приобретают и негативные атрибуты вестернизации (или американизации). А именно: тенденции к культурной унификации, изменению традиционных потребительских стереотипов, обострению национальной социально-экологической ситуации и др.

Большинство из них ориентировано на то, чтобы перспективная национальная модернизация учитывала современные целевые установки цивилизации, которые вырабатываются в рамках мировой стратегии устойчивого развития (УР). При этом предполагается разработка и реализация национальной стратегии УР. Например, в стратегии устойчивого развития Японии акцентируется внимание на сохранении биологического разнообразия национальной флоры и фауны. Стратегия устойчивого развития КНР носит интегральный характер, ориентируясь на переход от индустриального к постиндустриальному обществу (наукоемкость производства, сокращение потребления ресурсов, уменьшение загрязнения биосферы и т.п.). Тем самым инновационная модернизация является основой реализации национальных стратегий устойчивого развития. Проблема заключается не столько в их разработке, сколько - в целенаправленной реализации.

Для России стремление к модернизации является имманентной исторической задачей, в реализации которой выделяется несколько основных этапов. А именно:

- «петровский» период, связанный с реформами (в армии, государственном строительстве, образовании и др.), имевшими четкую вестернизационную направленность;

- «александровский» период, обусловленный реформами Александра II (отмена крепостного права; земская, судебная, военная, образовательные реформы и др.), ориентированные на учет и использование национальной специфики;

- «сталинский» период, модернизация всех сторон деятельности социума (индустриализация, коллективизация и культурная революция), заложившая основания «советской империи»;

- «хрущевский» период, связанный с попытками определенной либерализации хозяйственного механизма для повышения его эффективности в условиях расширяющейся «холодной войны» и гонки вооружений;

- «горбачевский» период, обусловленный перестройкой, в рамках которой модернизация советской модели предполагалась за счет ее демократизации, ускорения научно-технического развития;

- «ельцинский» период, когда в рамках включения механизма «шоковой терапии» ставилась задача предельного разрушения советской экономической системы и формирования рыночных отношений вестернизационного типа;

- «путинский» период, ориентированный на инновационную модернизацию, исходящую из баланса государственных и рыночных механизмов производственно-хозяйственной деятельности.

При всех очевидных различиях (исторических, концептуальных, социальных и т.п.) выделенных периодов модернизации для них характерны определенные общие элементы. Выделим лишь три из них.

Во-первых, преобладание модернизации «догоняющего» типа. В наибольшей степени это выражается в рамках «хрущевского» периода («догнать и перегнать Америку»). Во-вторых, милитаристская направленность особенно характерная для преобладающей части советского периода модернизации. В-третьих, целенаправленная политика ее реализации, приобретающая подчас жесткий (и жестокий) характер, особенно в «петровский» и «сталинский» периоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модернизация в условиях России начала XXI в. имеет свои особенности. Отметим некоторые из ее направлений.

1.Формирование инновационной инфраструктуры. В ее основе - экономика инновационного типа, базисный ресурс которой опирается на современный научно-информационный потенциал. Речь идет о создании механизмов управления модернизацией российской экономикой на основе инноваций.

Это предполагает:

- выход на лидирующий уровень не только в прикладных областях (нанотехнологии, авиакосмическая техника, атомная и водородная энергетика, рациональное природопользование и др.), но и в фундаментальных науках (теоретическая физика, эволюционная химия, математика и т.п.);

- повышение доли высокотехнологического сектора и затрат на исследования и разработки;

- создание как новых научных центров (Сколково), так и повышение степени эффективности уже сложившихся региональных научных центров (Дубна, Троицк и др.).

- повышение степени экономической свободы

2. Инновационная ориентация политической модели, включающая:

- государственное регулирование национальной экономики при активном подключении рыночных механизмов;

- общественную поддержку государственной инновационной политики и расширение демократических механизмов принятия решений в сфере науки;

- повышение социального статуса ученого, когда на рынке труда высокие рейтинги будут не только у гувернантки или домработницы (как в сегодняшней России), но и программисты или сетевые администраторы (как в современных США).

3. Выход на уровень евразийской стратегической модели развития. С этим связывается:

- предельный учет мирового опыта инновационно-модернизационной динамики и национальных возможностей (гибридный «народный автомобиль»);

- высокий уровень государственного управления, когда не только «запускается», но и стимулируется в той или иной мере инновационный процесс;

- сохранение национальной идентичности и традиционных социокультурных ценностей в условиях глобальных трансформаций.

По существу, инновационно-модернизационная модель, которая вырабатывается в современной России, есть адаптация мировой стратегии устойчивого развития (УР) к национальным условиям. Преодоление «ресурсной зависимости» и выход на уровень «инновационной экономики» - суть стратегии УР, ориентированной на сохранение равновесия системы «человек-социум-биосфера» и обеспечение потребностей социума предвидимого будущего.

В начале второй декады XXI в. Россия, как сказочный богатырь, оказывается на перекрестке трех дорог: 1. направо - путь вестернизации, который выявил не только свою эффективность, но и историческую и концептуальную ограниченность; 2. налево - путь по традиционной модели ресурсной экономики будет «работать» до сохранения востребованности национального природно-ресурсного потенциала на мировом рынке, т.е. инновационной замены органических ресурсов; 3. прямо - путь инновационно-модернизационный (устойчивого развития).

Итак, отвергнув вестернизационный и инерционный сценарии, Россия к 2020 году реализует инновационную модель развития, исходящую из доминирующей динамики научных исследований и разработок, вкладывания в человеческий капитал и т.п. Целевая установка социума исходит не из идеи догоняющего развития, а стратегии лидерства. Решается задача формирования новых субъектов развития, сочетающих стереотипы потребления с идеями свободы и справедливости. Именно новая элита ориентируется на реализацию стратегии российского лидерства в мировой системе.

Выделяются риски и ограничения (противоречия), затрудняющие решение этой задачи. Отметим некоторые из них.

Геополитические противоречия. Неустойчивость военно-политической ситуации на южных границах (Грузия, Южная Осетия, Абхазия); осложнение украинских взаимоотношений («севастопольский синдром»). Опасность исламского экстремизма; усиление китайского внешнеполитического воздействия.

Социально-политические противоречия. Преобладание авторитарно-бюрократической модели управления, отказ от демократических ценностей. Сравнительно низкая (по сравнению с частным бизнесом) эффективность государственного управления. Снижение инвестиционной привлекательности страны, интенсификация оттока капитала.

Технико-технологические противоречия. Результаты фундаментальных исследований, выводя национальную науку на передовой уровень, вместе с тем не получают соответствующей реализации в прикладной сфере. Более того, некоторые области фундаментального знания (например, нанотехнологии), которые были связаны со значительными капиталовложениями, не получили адекватной практической отдачи.

Природно-ресурсные противоречия. Разведанные запасы энергоносителей (нефть, газ) близки к выработке; при этом новые месторождения не обладают необходимой мощностью. Традиционный ресурсный потенциал утрачивает свое коммерческое значение, ибо все более активно и масштабно используется альтернативная энергетика.

Экологические противоречия. Экономический динамизм без адекватной природоохранной деятельности оборачивается обострением биосферной напряженности. Все большая часть ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных) направляется в экологическую сферу, чтобы обеспечить биологическое выживание человека.

Человеческие противоречия. С трудом преодолевается демографический кризис. И, тем не менее, сравнительно низкие демографические характеристики не позволяют в полной мере рассчитывать на национальные трудовые ресурсы. Усиливается миграционный поток, что осложняет этнополитическую ситуацию в стране.

Однако эффективная внутренняя и внешняя политика создает предпосылки и условия для реального преодоления в той или иной мере отмеченных выше рисков и ограничений. На национальном уровне удается:

- объединить значительную часть социума в решении проблемы возрождения России;

- сохранить сравнительно высокие темпы экономического роста (несколько превышающие показатели западных стран), обеспечивающие решение поставленных как тактических, так и стратегических задач социально-экономического развития;

- модернизировать производственно-техническую базу на основе высоких технологий и энергосберегающей стратегии;

- устранить диспропорции в развитии отдельных регионов, создав условия для их динамического развития;

- обеспечить интеграцию в мировую экономическую систему в качестве равноправного партнера развитых

стран;

- повысить качество жизни, выйдя на социально-экономический и социокультурный уровень, приближающийся к соответствующим характеристикам ведущих промышленных государств;

- сформировать средний класс (более 50% населения), ставший основой стабильности национального развития;

- сохранить статус России в качестве великой державы.

К 2012 году Россия принимает национальную инновационно-модернизационную стратегию устойчивого развития. Тем самым российский социум обретает интегрирующую целевую установку, ориентированную на позитивное будущее в третьем тысячелетии.

Список литературы

1. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. - М., 1992.

2. Белоусов Д.Р., Фролов И.Э. Долгосрочный научно-технологический прогноз: методологии построения, контуры технологического будущего, сценарии развития.// Форсайт. - М., 2008. - № 3.

3. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года). - М.: Минэкономразвития, 2010 (проект).

4. Лось В.А. Основания глобализации. - М.: РАГС, 2010.

5. Межуев В.М. Ценности и современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. - М., 2009. -№ 1.

6. Мицек С.А. Россия: вступление в кризис, кризис, выход из кризиса // Вестник общественного мнения. - М., 2009. - № 1.

7. Россия XXI века: образ желаемого завтра. - М.: ИНСОР, 2010.

8. Симония Н.А. Уроки китайских и южнокорейских реформ // Вестник РАН. - М., 1998. - № 8.

9. Социокультурные особенности российской модернизации. Материалы круглого стола. - М.: ИНСОР, 2009.

10. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / Отв. ред. В.Г. Федотова. - М.: ИФ РАН, 2002.

11. Яковлева А. Силиконовая долина в России: насколько это реально? // Менеджмент инноваций. - М., 2010. - № 3.

Малашенко В.П.

д.э.н., профессор Старооскольского технологического института (филиала) МИСиС Аксёнов Д.В.

аспирант Старооскольского технологического института (филиала) МИСиС

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Как это начиналось. 24 ноября 1994 года первый заместитель Председателя Госкомимущества России П.П. Мостовой в своём докладе Председателю Госдумы И.П. Рыбкину отметил, что 30 июня 1994 года в России завершилась чековая приватизация и, что «главными ее результатами явились создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления реального рынка ценных бумаг». И подчеркнул, - «приватизационный чек предоставил каждому гражданину Российской Федерации реальное право на получение доли государственной собственности».

Напомним. Выдача приватизационных чеков производилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», согласно которому каждый гражданин Российской Федерации получал право на один приватизационный чек номинальной стоимостью 10 тысяч рублей. Через систему Всероссийских чековых аукционов были проданы предприятия электроэнергетики (на 7,4), топливной промышленности (на 23,5), черной металлургии (на 12,2), цветной металлургии и обработки цветных металлов (на 5,1), химической промышленности (на 3,2), нефтехимической промышленности (на 0,8), автомобильной промышленности (10,6), транспорта (2,3), легкой промышленности (102). Все цифры в миллиардах рублей.

Суммарная стоимость уставного капитала предприятий вышеперечисленных отраслей составила 488,59 млрд. руб. Целью чековых аукционов было не заработать на них как можно больше денег, а как говорилось в преамбуле Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», приватизация осуществлялась «в целях создания эффективной, социально ориентированной экономики». А итогом приватизации, что настойчиво вбивалось в головы граждан, должно было стать появление на бывших государственных и муниципальных предприятиях «эффективных собственников». В приватизацию было вложено 148 585 030 ваучеров на общую сумму почти 1,5 триллиона рублей.

Чтобы справедливо оценить действия руководителей приватизации, необходимо привести обращение председателя Госкомимущества А.Б. Чубайса напечатанное 29 сентября 1992 года в газете «Известия», в котором он довольно внятно пояснял, что такое приватизация. «За долгие годы наше государство сосредоточило в своих руках практически всё национальное богатство, созданное поколениями людей. Вся собственность на средства производства принадлежала ему и эксплуатировалось крайне неэффективно. Прикрываясь идеологической доктриной «общенародной собственности», государственно-партийный аппарат растрачивал захваченные им ресурсы на помпезные и нелепые проекты, на подкрепление выгодного ему сознательного искажения действительности, требовавшего якобы жертв во имя создания оборонного щита и на поддержание марионеточных режимов в других странах. Это разоряло не только само государство, не только его промышленность и сельское хозяйство, но и всех его граждан.

На самом деле право на владение и распоряжение собственностью и ресурсами, по определению, должно принадлежать людям, усердием и трудом которых они добываются и создаются. Это не какая-то очередная милость государства или уступка действующего от его лица аппарата - это только восстановление исторической справедливости, возвращение к нормальному ходу вещей. Естественное человеческое право эффективно хозяйствовать на своём предприятии восстанавливается путём передачи государственной собственности гражданам России - приватизации». Да-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.