Научная статья на тему 'Принципы комфортного пространства в детских лагерях отдыха'

Принципы комфортного пространства в детских лагерях отдыха Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / архитектура детских лагерей / лагерь / детский лагерь / комфорт / комфортное пространство / принципы / принципы формирования пространства / architecture / architecture of children‘s camps / camp / children‘s camp / comfort / comfortable space / principles / principles of space formation

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горбацкая Ксения Сергеевна

В работе рассматриваются основные принципы, которые должны учитываться при проектировании пространства в детских лагерях. Для достижения комфортного пространства в лагерях в работе проведен анализ существующих детских зон отдыха, на основании которого выводятся основные принципы в детских лагерях: многофункциональность, органическая геометрия, промежуточное пространство, региональная идентичность, интеграция с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Горбацкая Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of comfortable space in children‘s recreation camps

The paper examines the fundamental principles that should be considered when designing spaces in children‘s camps. In order to achieve a comfortable environment in the camps, an analysis of existing children‘s recreational areas was conducted, based on which the main principles in children‘s camps were derived: multifunctionality, organic geometry, intermediate space, regional identity, and integration with nature.

Текст научной работы на тему «Принципы комфортного пространства в детских лагерях отдыха»

Архитектура / Architecture ^ш

УДК 721.012; 721.011 DOI 10.25628/UNIIP.2023.59.4.009

ГОРБАЦКАЯ К. С.

Принципы комфортного пространства в детских лагерях отдыха

В работе рассматриваются основные принципы, которые должны учитываться при проектировании пространства в детских лагерях. Для достижения комфортного пространства в лагерях в работе проведен анализ существующих детских зон отдыха, на основании которого выводятся основные принципы в детских лагерях: многофункциональность, органическая геометрия, промежуточное пространство, региональная идентичность, интеграция с природой.

Ключевые слова: архитектура, архитектура детских лагерей, лагерь, детский лагерь, комфорт, комфортное пространство, принципы, принципы формирования пространства.

Gorbatskaya K. S.

Principles of comfortable space in children's recreation camps

The paper examines the fundamental principles that should be considered when designing spaces in children's camps. In order to achieve a comfortable environment in the camps, an analysis of existing children's recreational areas was conducted, based on which the main principles in children's camps were derived: multifunctionality, organic geometry, intermediate space, regional identity, and integration with nature.

Keywords: architecture, architecture of children's camps, camp, children's camp, comfort, comfortable space, principles, principles of space formation.

Горбацкая

Ксения

Сергеевна

студент, Институт строительства и архитектуры, Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail: gov.ekb@rambler.ru

Введение

Одной из главных архитектурных проблем детских лагерей в России является их устаревшее состояние. Многие такие лагеря построены десятилетия назад и не соответствуют современным требованиям к безопасности и комфорту проживания детей. Фонд детских лагерей по всей России находится в упадке и является не только малофункциональным, но и опасным для детей. Советские архитекторы создавали детские лагеря как учреждения, обеспечивающие культурный, спортивный, интеллектуальный рост и развитие творческого потенциала детского населения. Но в современном обществе они не выполняют свои функции в полной мере [2].

Данные по количеству детских лагерей в России за последние годы свидетельствуют о тенденции их сокращения. Согласно информации, представленной Министерством науки и высшего образования РФ [12], в 2018 г. в России функционировало около 10 тыс. детских оздоровительных лагерей, а в 2021 г. число лагерей сократилось до 7,5 тыс.

В ряде детских лагерей недостаточно развита инфраструктура и услуги для организации полноценного отдыха и образования. Часто отсутствуют спортивные площадки, бассейны, современное оборудование для проведения занятий и мероприятий. Еще одной проблемой является недостаточная доступность локаций для детей с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидов. Требуется модернизация и реконструкция существующих детских лагерей, а также строительство новых, более современных и комфортабельных объектов.

Архитектура детских лагерей является одним из важных аспектов создания комфортного пространства для детей. Архитектурные решения, такие как развитость инфраструктуры, правильная организация жилых и общественных помещений, зон отдыха и развлечений, спортивных площадок и детских площадок, а также их функциональность и удобство использования зон лагеря, применение различных материалов и декоративных элементов должны соответствовать потребностям и возрастным особенностям детей. Нужно учитывать принципы эргономики и доступности при проектировании детских лагерей. Например, двери, окна, мебель и другие элементы должны быть спроектированы с учетом роста, физических возможностей и потребностей детей разного возраста. В этом и заключается основная задача архитектора.

Методология работы

Исследование строится как анализ генеральных планов и архитектурных решений существующих отечественных и зарубежных лагерей. Данный подход перекликается с подходом П. В. Стратия, который проводит исторический анализ проектирования детских лагерей отдыха [9].

№ Этап Особенности Период

1 I Появление детских колоний, «лагерей» на дому на время работы родителей в городе 1861-1885 гг.

2 II Строения были достаточно простыми и скромными. Часто использовались деревянные постройки, которые включали спальные палатки или бараки, столовые, административные здания и другие необходимые сооружения. Важные аспекты архитектуры — удобство, функциональность и простота 1925-1930 гг.

3 III Развитие инфраструктуры лагерей. Появление современных зданий из более прочных и долговечных материалов. Вместо палаток и бараков появились кирпичные или деревянные спальные корпуса с комфортабельными номерами и удобствами. Строились спортивные сооружения, залы, медицинские пункты, административные здания и другие объекты, необходимые для полноценного функционирования лагеря 1930-1940 гг.

4 Военное время, разрушение детских лагерей, появление шефских баз и госпиталей 1941-1945 гг.

5 Послевоенное время. Возращение довоенного состояния 1945-1960 гг.

6 Улучшение условий проживания. В спальных корпусах появились отдельные комнаты или каюты с удобствами, кровати с матрацами, шкафы и другие предметы мебели. Территория озеленялась, создавались ухоженные парки, спортивные площадки и зоны отдыха 1960-1990 гг.

7 IV Разнообразие архитектурных стилей. Некоторые лагеря имели современные конструкции из стекла и металла, другие — использовали элементы национальной или региональной архитектуры 1991-2004 гг.

8 Фокус на экологии и устойчивости. Строительство осуществляется с использованием экологически чистых материалов, внедряются энергоэффективные технологии, архитектура лагерей интегрируется в природную среду 2005-2015 гг.

Исследовательский процесс основывается на типологическом и сравнительном анализе. Первый позволяет определить основные типы детских лагерей, их особенности и требования к комфортному пространству в каждом случае. Сравнительный анализ использован для выявления лучших практик и оптимальных решений в создании комфортного пространства. Это поможет определить наилучшие подходы и методы, которые могут быть применены в конкретном контексте и с учетом специфики каждого лагеря.

В итоге предложены практические рекомендации по проектированию и организации детских лагерей, которые помогут создавать комфортное и безопасное пространство для отдыха и развития детей.

Первые исследования детских лагерей

Основным источником для сопоставления отечественного и зарубежного опыта организации детских лагерей послужили работы К. А. Фе-доренко [11], в которых отмечается роль детских оздоровительных лагерей в меняющейся системе российского образования, и М. И. Должен-ковой [3], рассматривающей опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в зарубежных лагерях. Специалисты отмечают роль детских лагерей, но не обращают внимания на их архитектурные достоинства. За последние 20 лет инфраструктура детского и юношеского отдыха не модернизировалась. Детские лагеря сейчас находятся на стадии удовлетворения базовых

потребностей и лишь единичные направлены в сторону детского отдыха.

История возникновения детских лагерей

Для того, чтобы полноценно понимать тенденции изменений в системе детских лагерей и потребности детей, можно изучить историю первых детских лагерей с 1885 по 1915 г. В этот период активно развиваются скаутские движения. Появляется первое функционально-планировочное зонирование: спальные корпуса, столовые, спортивные площадки и общественные места.

В 1916-1940 гг. на фоне разработки нормативно-технических регламентов возникают оздоровительно-реабилитационные, научные, туристическо-экскурсионные детские лагеря. В СССР этот период славится появлением детского лагеря-санатория «Артек» [10]. Изначально это был палаточный лагерь, но с 1930 г. в нем уже есть спальные корпуса и гостевые домики га-лерейного типа с выходом к морю, эксплуатируемая кровля, столовая, прогулочные и спортивные площадки, корпуса для персонала. «Артек» состоял из шести частей, органично вписанных в рельеф. Простые функциональные формы, открытые галереи и лестницы, легкие навесы, солнцезащитные устройства, замощенные цветными плитами кровли — все это в сочетании с подобранным масштабом и пропорциями, цветом и использованием декоративных элементов создавало образ лагеря.

В 1940-1949 гг. большинство детских лагерей в СССР прекратили свою

деятельность. В послевоенное время многие санатории становятся детскими домами. В 1950-1980 гг. пионерские лагеря становятся основой детского летнего отдыха. В период перестройки и до настоящего времени число детских лагерей сокращается.

В развитии содержания деятельности лагерей, когда они сложились в определенную систему, можно выделить этапы (Таблица 1).

Детские лагеря в СССР создавались и поддерживались различными организациями, включая школы, профсоюзы, пионерские и другие общественные организации. Важным аспектом детских лагерей была их доступность для широких слоев населения.

Определение принципов организации комфортного пространства

Обобщив имеющийся материал по лагерям, автор статьи выводит принципы: многофункциональность, органическая геометрия, промежуточное пространство, региональная идентичность, интеграция с природой. Основой выведения послужили архитектурные решения существующих отечественных и зарубежных лагерей. В силу ограниченности типологии дополнительно рассматриваются образовательные учреждения, реализованные с начала 2015 г., которые имеют факторы устойчивой архитектуры.

Первым принципом является многофункциональность, при этом функции должны взаимодействовать между собой. Такой подход делает жизнь детей более комфортной. Второй принцип — органическая гео-

Таблица 2. Принцип многофункциональности в архитектуре детских лагерей. Автор К. С. Горбацкая

Название лагеря

Изображения

Комментарий

Средняя школа

Lumit Art.

Куопио,

Финляндия

(Lukkaroinen

Architects)

Гибкие планировочные решения. В основе внутреннего пространства — разнонаправленная сцена с раздвижными стенами, которая может одновременно открываться в трех направлениях: спортивный зал, ресторан и центральный зрительный зал

Технологическая интеграция. Многофункциональный театральный зал школы «Черный ящик», специальные помещения для обучения музыке и танцевальные залы

Дошкольное учреждение Kincang. Шаосин, Китай (LYCS

Architecture)

Модульность и масштабируемость. В классных комнатах есть зона для занятий, комната для сна, питейная комната, гардероб и туалеты. Мебель в зоне занятий можно свободно перемещать или переставлять, чтобы приспособиться к различным сценариям обучения

Детский лагерь Hello wood. Венгрия

Устойчивость и переработка. Использование натуральных и перерабатываемых материалов

Таблица 3. Принцип органической геометрии в архитектуре детских лагерей. Автор К. С. Горбацкая

Название лагеря

Изображения

Комментарий

Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Сочи, Россия (Архитектурное бюро «Студия 44»)

Биомиметика. Пластичные обтекаемые формы сферической и эллипсовидной конфигурации. Обтекаемый абрис зданий скрадывает их истинные габариты

Brant lake

camp.

Штат

Нью-Йорк, США

Естественные материалы. В выборе материалов используются естественные элементы, такие как дерево, камень, стекло, волокна

Образовательный комплекс «Точка будущего». Иркутск, Россия (проектное бюро UNK)

Поток и движение. Концептуальное решение «умной школы» в Иркутске — богатая образовательная среда с плавным переходом между внутренним и внешним пространствами. Школьная жизнь будет протекать не только в специально выделенных помещениях, но и в открытых зонах внутри и вокруг зданий

метрия. Реализация принципа делает пространство похожим на клетку живого организма: застройка состоит из нескольких слоев разной плотности и разных типов зданий, а разнообразие отделки и декоративных элементов создает из простых по форме живую среду [1]. Промежуточное пространство —

третий принцип. Использование пространств, расположенных между внутренними и внешними средами здания для создания переходных зон и улучшения взаимодействия между ними. Промежуточные пространства могут иметь различные формы, размеры и функции. Четвертым принципом является региональная иден-

тичность. Этот принцип стремится отразить и сохранить уникальные культурные, исторические, климатические и географические особенности региона, в котором строится здание. Наконец, пятый принцип — это интеграция с природой. Нужно снизить отрицательное воздействие на окружающую природу и создать устойчивые и приятные для жизни и работы пространства.

Рассмотрим применение каждого принципа в создании пространства детских лагерей.

Принцип многофункциональности в архитектуре включает в себя:

1 Гибкие планировочные решения. Планировочные решения зданий могут быть адаптированы и изменены в соответствии с возрастными потребностями, учебными направлениями и потребностью в досуговых пространствах. Использование раздвижных стен, модульных конструкций, мобильной мебели и других гибких элементов, позволяющих менять конфигурацию пространства.

2 Модульность и масштабируемость. Проектирование зданий с использованием модульных систем, которые позволяют их масштабировать и изменять в зависимости от положения солнца в течение дня, количества учащихся и проводимых мероприятий в пространстве. Модульность позволяет добавлять или удалять части здания в зависимости от изменяющихся требований и ресурсов.

3 Технологическая интеграция. Использование современных технологий и систем управления зданием, которые позволяют контролировать и изменять освещение, климатические условия, разделение пространств.

4 Устойчивость и переработка. Использование экологически устойчивых материалов и систем строительства позволяет улучшить энергоэффективность и снизить негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, здания должны быть спроектированы с учетом возможности переработки и повторного использования материалов в будущем. Это способствует устойчивому развитию и сокращению отходов строительства.

Принцип органической геометрии в архитектуре предполагает такие решения, как:

1 Биомиметика: использование органических кривых, спиралей, повторяющихся паттернов или текстур, которые можно наблюдать в растениях, животных или геологических образованиях.

2 Естественные материалы: материалы могут обладать органической

Таблица 4. Принцип промежуточного пространства в архитектуре детских лагерей. Автор К. С. Горбацкая

Название лагеря

Частная школа

Quantum.

Астана,

Казахстан

(Архитектурное

бюро Atrium)

Детский лагерь

«Солнечный».

Гурзуф, Россия

(проектный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

институт

«Арена»)

Изображения

Комментарий

Атриумы и фойе. Основное общественное пространство в центральном объеме — многофункциональный атриум, который с помощью эргономичного амфитеатра совмещает задачи зоны отдыха и форума — места для проведения собраний или творческих мероприятий

Патио и террасы. У каждого корпуса, таким образом, появляется площадка для общих сборов, а функцию небольших двориков берут на себя озелененные террасы

Переходные зоны и галереи. Четыре корпуса соединяются между собой «мембранами» — сложной системой из переходов и лестниц, которая служит горизонтальным и вертикальным коммуникационным ядром, а также местом для отдыха и мероприятий. Это решение уподобляет здание «острову расходящихся тропок»: из любой точки можно попасть в любую другую множеством путей, а переплетение лестниц и мостиков напоминает лабиринт

Таблица 5. Принцип региональной идентичности в архитектуре детских лагерей. Автор К. С. Горбацкая

Название лагеря

Детский лагерь Brant lake camp. Штат Нью-Йорк, США

Детский лагерь «Парус». Владивосток, Россия (арх. мастерская И. Б. Малькова)

Детский лагерь «Артек». Ялта, Россия

Изображения

Комментарий

Уникальные архитектурные детали. Жилые и общественные корпуса выполнены в стиле «скаутских» лагерей. Применение в декоре элементов скаутских движений

Архитектурные стили и формы. Авторская концепция лежит в русле брежневского модернизма, при строительстве комплексов на природе отдававшего предпочтение не рассеянной павильонной застройке, а сгущению всех функций в нескольких крупных объемах

Социокультурный контекст. На территории находятся множество памятников. У каждого корпуса есть площадка для построения линейки — традиция, которая заложилась с появления первых пионерских лагерей

текстурой и цветом, придавая зданиям естественное ощущение.

3 Поток и движение: органическая геометрия учитывает движение детей внутри и вокруг здания.

Принцип промежуточного пространства в архитектуре реализуется через:

1 Атриумы и фойе, которые служат как внутренние переходные зоны между входом и основными помещениями здания. Создают пространство, которое визуально и физически связывает внутреннюю и внешнюю среду, предоставляя место для встреч, ожидания и организации активностей.

2 Патио и террасы: патио и террасы являются промежуточными пространствами, которые находятся между внутренними помещениями и открытыми пространствами. Они предоставляют удобную и комфортную область для отдыха, релаксации и социального взаимодействия, расширяя функциональность и доступность здания.

3 Переходные зоны и галереи: переходные зоны и галереи могут быть использованы для связи различных функциональных зон или помещений в здании. Они создают плавный переход и позволяют детям перемещаться между различными областями, предоставляя при этом пространство для выставок, художественных инсталляций или других интерактивных элементов.

Принцип региональной идентичности в архитектуре включает в себя решения относительно:

1 Архитектурных стилей и форм. Здания могут быть проектированы в соответствии с традиционными архитектурными стилями и формами, характерными для региона. Дети будут в большей степени углубляться в историю и развитие данного региона.

2 Уникальных архитектурных деталей, которые отражают историю, наследие и характер региона. Это могут быть элементы резьбы, орнамента, традиционных узоров или символики, которые придают зданию уникальность и связь с регионом.

3 Социокультурного контекста. Здания должны быть спроектированы с учетом потребностей, ценностей и обычаев местного сообщества.

Принцип интеграции с природой в архитектуре включает в себя:

1 Оптимальное использование природного освещения: использование больших окон, фасадов с высокой пропускной способностью света. Это не только снижает энергопотребление, но и создает приятные условия пребывания внутри здания.

2 Зеленые кровли и стены: интеграция зеленых кровель и стен позволяет использовать вертикальные и горизонтальные поверхности здания для создания живых растительных покрытий. Зеленые кровли и стены способствуют сохранению биоразнообразия, улучшают качество воздуха, снижают температуру внутри

и вокруг здания, обладают эстетической привлекательностью.

3 Устойчивые ландшафтные решения: принцип интеграции с природой включает создание устойчивых ландшафтных решений, которые соответствуют принципам сохранения природы и минимизации воздействия на окружающую среду.

Таблица 6. Принцип интеграции с природой в архитектуре детских лагерей. Автор К. С. Горбацкая

Название лагеря

Сколковский институт науки и технологий. Сколково, Россия (арх. бюро Herzog & de Meuron)

Дошкольное учреждение Kincang. Шаосин, Китай (LYCS

Architecture)

Изображения

Комментарий

Оптимальное использование природного освещения. Университетские кольца и блоки облицованы ребрами, которые контролируют дневной свет и объединяют фасады, придавая им общую текстуру и глубину. Для оптимизации дневного света блоки ориентированы с востока на запад

Зеленые кровли и стены. Пространства для занятий на крышах являются скромным продолжением мероприятий на свежем воздухе с первого этажа, выступая в качестве альтернативного места в случае изменения погоды, времени или местоположения

Устойчивые ландшафтные решения. Зелень проходит через дворы и пространство второго этажа, образуя непрерывные травяные склоны, которые дают детям ощущение окружения и безопасности. Они могут бегать по траве, играть в прятки в травяных туннелях и кататься с горки

Заключение

Совокупность архитектурных принципов, таких как многофункциональность, органическая геометрия, промежуточное пространство, региональная идентичность, интеграция с природой и устойчивые ландшафтные решения, способствует созданию устойчивой, функциональной и гармоничной архитектуры. Сочетание этих принципов создает архитектуру, которая не только функциональна и эстетически привлекательна, но и комфортна и способствует созданию устойчивой среды и улучшению качества учебных и социальных процессов детей. Устойчивая архитектура, основанная на этих принципах, помогает создать здания и пространства, которые соответствуют потребностям современного общества, учитывая при этом взаимодействие с окружающей средой и природой.

Список использованной литературы

[1] Возможности архитектуры: семь принципов: сб. материалов междунар. онлайн-конф. «Евромедиа» (25.11.2020 г.) / редкол.: А. А. Асадов. — URL: https://vestnikstroy.ru/ articles / architecture / andrey-asadov-vozmozhnosti-arkhitektury-sem-printsipov / ?ysclid=loe1vou17323017274 (дата обращения: 18.06.2023).

[2] Денисенко А. А., Марченко М. Н. Взаимосвязь дизайна и нравственного воспитания школьников // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр., Краснодар, 24-27 апр. 2017 г. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. — С. 177-181.

[3] Долженкова М. И., Апажихо-ва Н. В. Опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североевропейских лагерях // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. — 2017. — № 5 (169). — С. 68-75.

[4] МДЦ «Артек». — URL: https:// artek.org/ (дата обращения: 22.06.2023).

[5] Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске. — URL: https://archi.ru/projects/ world /15318 / obrazovatelnyi-kompleks-tochka-buduschego-v-irkutske (дата обращения: 22.06.2023).

[6] Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». — URL: https://archi.ru/projects/ russia / 14368/ obrazovatelnyi-centr-dlya-odarennykh-detei-sirius (дата обращения: 22.06.2023).

[7] Солнце, воздух и вода. — URL: https://archi.ru/russia/ 97893/ solnce-vozdukh-i-voda (дата обращения: 22.06.2023).

[8] Спальные корпуса дружины «Парус» во Всероссийском дет-

ском центре «Океан» во Владивостоке. — URL: https:// prorus.ru / projects / spalnye-korpusa-druzhiny-parus-vo-vserossijskom-detskom-centre-okean-vo-vladivostoke/ ?ysclid=lj8j400xs2994941613 (дата обращения: 22.06.2023).

[9] Стратий П. В., Глаголева Д. А., Серов А. В. История возникновения и проектирования детских лагерей отдыха // Архитектура и современные информационные технологии. — 2019. — № 2 (47). — С. 122-134.

[10] URL: https://marhi.ru/AMIT/20 19/2kvart19/PDF/08_stratij.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

[11] Федоренко К. А., Денисов А. А., Чунихина Л. В., Гаран Е. Ю. Роль детских лагерей в условиях модернизации системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — № 6 (63). — С. 38-45.

[12] Частная школа QUANTUM. — URL: https://archi.ru/projects/ world/18222/chastnaya-shkola-quantum (дата обращения: 22.06.2023).

[13] Число детских и подростковых летних оздоровительных учреждений. — URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/37314? ysclid=loe3yss06q392892351 (дата обращения: 12.04.2023).

[14] Hello Wood Festival. — URL: https://hellowood.eu/ (дата обращения: 18.06.2023).

[15] Kincang Modern Pre-School/LYCS Architecture. — URL: https://www.archdaily. com/995802/kincang-modern-pre-school-lycs-architecture (дата обращения: 22.06.2023).

[16] Lumit Art High School/ Lukkaroinen Architects. — URL: https://www.archdaily.com / 998030/lumit-art-high-school-lukkairoinen-architects/ (дата обращения: 22.06.2023).

[17] Skolkovo Institute of Science and Technology/Herzog & de Meuron. — URL: https://www. archdaily.com/905951/ skolkovo-institute-of-science-and-technology-herzog-and-de-meuron (дата обращения: 22.06.2023).

References

[1] Vozmozhnosti arhitektury: sem' principov: sb. materialov mezhdunar. onlajn-konf.

«Evromedia» (25.11.2020 g.) / redkol.: A. A. Asadov. — URL: https://vestnikstroy.ru / articles /architecture /andrey-

asadov-vozmozhnosti- [12] Chastnaya shkola QUANTUM. —

arkhitektury-sem-printsipov / URL: https://archi.ru/projects/

?ysclid=loe1vou17323017274 world/18222/chastnaya-shkola-

(data obrashcheniya: 18.06.2023). quantum (data obrashcheniya:

[2] Denisenko A. A., Marchen- 22.06.2023).

ko M. N. Vzaimosvyaz' dizaj- [13] Chislo detskih i podrostkovyh

na i nravstvennogo vospitaniya letnih ozdorovitel'nyh

shkol'nikov // Dizajn i arhitektura: uchrezhdenij. — URL: https://

sintez teorii i praktiki: sb. nauch. tr., www.fedstat.ru/indicator/37314?

Krasnodar, 24-27 apr. 2017 g. — ysclid=loe3yss06q392892351

Krasnodar: Kuban. gos. un-t, (data obrashcheniya: 12.04.2023).

2017. — S. 177-181. [14] Hello Wood Festival. — URL:

[3] Dolzhenkova M. I., Apazhi- https://hellowood.eu/ (data hova N. V. Opyt organizacii obrashcheniya: 18.06.2023). letnego ozdorovitel'nogo otdyha [15] Kincang Modern Pre-podrostkov v evropejskih School/LYCS Architecture. — i severoevropejskih lageryah // URL: https://www.archdaily. Vestn. Tambov. un-ta. Ser.: com/995802/kincang-modern-Gumanitarnye nauki. — 2017. — pre-school-lycs-architecture (data № 5 (169). — S. 68-75. obrashcheniya: 22.06.2023).

[4] MDC «Artek». — URL: https:// [16] Lumit Art High School/ artek.org/ (data obrashcheniya: Lukkaroinen Architects. — URL: 22.06.2023). https://www.archdaily.com /

[5] Obrazovatel'nyj kompleks «Tochka 998030/lumit-art-high-school-budushchego» v Irkutske. — lukkairoinen-architects/ (data URL: https://archi.ru/projects/ obrashcheniya: 22.06.2023). world /15318/obrazovatelnyi- [17] Skolkovo Institute of Science kompleks-tochka-buduschego- and Technology/Herzog & de v-irkutske (data obrashcheniya: Meuron. — URL: https://www. 22.06.2023). archdaily.com/905951/skolkovo-

[6] Obrazovatel'nyj centr dlya institute-of-science-and-odarennyh detej «Sirius». — technology-herzog-and-de-URL: https://archi.ru/projects/ meuron (data obrashcheniya: russia/ 14368/obrazovatelnyi- 22.06.2023). centr-dlya-odarennykh-detei-

sirius (data obrashcheniya: Статья поступила в редакцию

22.06.2023). 31.08.2023.

[7] Solnce, vozduh i voda. — Опубликована 30.12.2023. URL: https://archi.ru/russia/

97893/solnce-vozdukh-i-voda Gorbatskaya Ksenia S.

(data obrashcheniya: 22.06.2023). Student, Institute of construction and

[8] Spal'nye korpusa druzhiny architecture, Ural Federal University «Parus» vo Vserossijskom named after the first President detskom centre «Okean» of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), vo Vladivostoke. — URL: https:// Yekaterinburg, Russian Federation prorus.ru / projects / spalnye- e-mail: gov.ekb@rambler.ru korpusa-druzhiny-parus-vo-vserossijskom-detskom-centre-okean-vo-vladivostoke/ ?ysclid=lj8j400xs2994941613

(data obrashcheniya: 22.06.2023).

[9] Stratij P. V., Glagoleva D. A., Serov A. V. Istoriya voznik-noveniya i proektirovaniya detskih lagerej otdyha // Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. — 2019. — № 2 (47). — S. 122-134.

[10] URL: https://marhi.ru/AMIT/20 19/2kvart19/PDF/08_stratij.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[11] Fedorenko K. A., Denisov A. A., Chunihina L. V., Garan E. Yu. Rol' detskih lagerej v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2019. — № 6 (63). — S. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.