Научная статья на тему 'Принципы исследования публицистики на современном этапе'

Принципы исследования публицистики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7450
1561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминский Петр Петрович

Публицистика трактуется как тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором высказывания. Публицистический дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения. Писательская публицистика переходное явление, объединяющее публицистичность и художественность как способы мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of research of publicism at the present stage

The publicism is treated as type of the statement in which such property of thinking and a communicative situation as publistry, i.e. direct expression of idea by the author's statement is as much as possible developed. Publicistic diskurs, representing a version rhetorical, it's pragmatic and directed on achievement of concrete effect of suggestion, belief or prompting. Literary publicism the transitive phenomenon uniting publistry and artistry as ways of thinking.

Текст научной работы на тему «Принципы исследования публицистики на современном этапе»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 82.0

П.П. Каминский

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Публицистика трактуется как тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором высказывания. Публицистический дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения. Писательская публицистика - переходное явление, объединяющее публицистичность и художественность как способы мышления.

Публицистика понимается в современной теории предельно широко. Исследователи не находят единого основания для определения предмета и природы публицистики. Одновременно с этим не выработано понимание публицистичности и представление о соотношении этих понятий. Все это указывает на чрезвычайную сложность и многоаспектность рассматриваемого явления: «.. .Не очень-то ясно <...>, что же оно такое: публицистика и что же оно такое: публицистичность» [1. С. 209]. Отсутствие общепризнанного, унифицированного понятийного аппарата делает ключевой проблему установления границ предмета исследования и критериев его выделения.

Наибольшее количество отечественных работ по теории публицистики было написано в советскую эпоху, когда публицистика напрямую связывалась с идеологией правящей партии. Это серьезно дискредитировало само понятие публицистики в журналистской науке постсоветской России, когда теория публицистики практически не разрабатывалась [2]. Вместе с тем теоретические результаты, накопленные в теории публицистики советского периода, представляются ценными и на современном этапе развития науки.

Подавляющее большинство теоретических концепций основывается на закреплении за публицистикой особого предмета изображения. Им признается общественная и политическая жизнь. Вырабатывая такое понимание предметной области публицистики, теоретики исходят из этимологии термина: «риЬНеш» (лат.) - «общественный». Так, В.И. Здоровега считает публицистикой «все публичные выступления на актуальные общественно-политические темы» [3. С. 14].

Основанием других теоретических построений становится характеристика публицистики через категорию деятельности. З. В. Сенук характеризует публицистику как способ общественной деятельности, осуществляемый творческими методами и с использованием каналов массовой коммуникации: «Творческая деятельность субъекта по созданию особых публицистических образов посредством различных знаковых систем, с целью актуализации в обществе той или иной идеологии» [4. С. 10]. Публицистика участвует в

формировании политической культуры, оказывает мощное влияние на процессы социального регулирования и политической социализации. Она существует в сфере политики и генетически связана с идеологией; социальные идеалы продуцируются публицистикой и транслируются в ходе массовой коммуникации.

Публицистика может рассматриваться через систему социальных функций - как род творчества, направленный на непрерывное воздействие на общественное мнение: средства и способы убеждающего влияния публицистического слова, различные виды обосновывающей аргументации и т.д. [5-7]. В этом аспекте публицистика характеризуется как одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации, инструмент социального управления и организации [8, 9]. В теоретической концепции Е.П. Прохорова понятие публицистики определяется через категорию реального адресата. Монография «Искусство публицистики» утверждает идею строго детерминированной соотнесенности публицистики с ее контрагентом - общественным мнением: «.творческая специфика публицистики <...> впрямую зависит от ее социального призвания - принимать непосредственное участие в жизни общественного мнения» [10. С. 27]. Автор публицистического произведения выступает как его представитель; содержание публицистических текстов выражает общепризнанные смыслы и значения.

Родообразующей характеристикой публицистики в концепции Ю. Суровцева является не предмет или функция, а особый способ изображения. С точки зрения критика, предмет публицистики чрезвычайно многообразен и не сводится «ни к «политике», ни к «экономике», ни к «быту», ни к сфере «морали» [1. С. 217]. Важная категория, выделяемая Ю. Суровцевым, -публицистичность. Она понимается как «тип социального поведения в литературе» (М. Горький), позиция автора, его самоопределение в мире, способ освоения действительности. В соответствии с этим публицистика представляет собой тип творческой деятельности, подразумевающий открытое, не опосредованное авторское слово и прямой контакт с аудиторией в выражении своих мыслей.

М.С. Черепахов представляет комплексный подход к исследованию публицистики. В его концепции публицистика называется одним из трех самостоятельных видов познания действительности - «родов литературы», наряду с научной (научно-популярной) и художественной. Выделять публицистику в особый род литературы исследователю позволяет специфика ее предмета, содержания и функций, методов познания и формы. Чтобы определить предмет публицистики, ученый выявляет ее отличия от других сфер познания жизни - науки и искусства. Задачей науки является поиск объективной истины. Художественная литература служит целям эстетического познания жизни и человека. Кардинальное качество публицистики составляет «политическое постижение действительности, осуществляемое в агитационно-пропагандистских целях и имеющее своим конечным следствием воздействие на организацию социального поведения масс» [11. С. 27].

Понятия «публицистика» и «журналистика» часто использовались как синонимы в журналистской науке советского периода [12-18]. То есть

публицистика понималась, во-первых, как деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через печать, радио и телевидение, во-вторых, как вся совокупность творческих материалов газетной и журнальной периодики. В.М. Горохов рассматривает публицистику как высший род журналистики. Признаками публицистики, по сравнению с информационной журналистикой, называются ярко выраженное авторское начало, концептуализм, масштабность выводов и обобщений, истолкования проблем жизни общества: «Публицистическое произведение более широко и объемно захватывает жизненный материал и, отображая факт общественно-политической деятельности, развивает политическую идею применительно к более широкому кругу духовных ценностей» [19. С. 23]. В работах М.С. Черепахова, В.В. Ученовой и других теоретиков публицистики журналистика понимается как система средств массовой информации и область существования публицистики: «Сказать «публицистика и журналистика» все равно что сказать «художественная литература и книга, журнал» [11. С. 52]. В основном работы по теории публицистики такого рода ориентированы на практическую сферу. Широко представлены пособия-практикумы для пишущих газетных публицистов. В теории журналистики исследуются методология публицистического творчества, закономерности творческого процесса публициста [20, 21]. Отдельные аспекты публицистики рассматриваются политологией: социальное бытие публицистики, универсальные закономерности ее функционирования, механизмы влияния на массовое сознание.

Публицистика характеризуется и как часть литературного творчества, полноценное эстетическое явление. Главным образом это касается жанра очерка. Распространено мнение об очерке («человековедческая» публицистика) как об эпическом жанре художественной литературы (Е. Журбина, В. Канторович и др.). Г.Я. Солганик не дифференцирует роды словесного творчества как формы познания действительности, говоря о публицистике как о своеобразной «разновидности словесного искусства» [22. С. 5]. А. Рубашкин полагает, что «резких границ между искусством и неискусством не существует» - публицистика расширяет круг художественно-эстетического освоения действительности писателем [23. С. 357—358]. Н.И. Глушков не считает очерк исключительно жанром публицистики [24-26]. Теоретиков публицистика интересует и как определенная тенденция в литературном процессе, и как важная сторона творчества того или иного художника - писательская публицистика и публицистичность в художественной прозе. В лингвистике изучается язык и стиль публицистики.

Очевидно, теоретические основания, используемые в современных концепциях публицистики, не дают полного представления о природе публицистики и публицистичности. Исследователи обращаются к разным аспектам явления публицистики, в то время как публицистика представляет собой многоаспектный феномен, не имеет строго определенного предмета и может потенциально охватывать все явления действительности. Несовершенство теории заставляет обратиться к проблеме генезиса публицистики. В.В. Уче-нова и другие исследователи прослеживают истоки публицистики в риторике

[27-30]. М.М. Бахтин характеризует журналистику как «современную риторику» [31. С. 354].

Публицистика - это тип дискурса, вербально оформляющий и выражающий такое свойство мышления, как публицистичность. Она проявляется в любых дискурсах (научном, эстетическом и т.д.) и даже в невербальных формах (изобразительное искусство, фотография, кинематограф и т.д.). При этом публицистичность стремится к обособлению, тяготеет к созданию собственного автономного дискурса, в котором бы получило максимальные возможности для своего выражения - воплощается в особом виде текстов. Исторически это обособление происходит в речевой практике. Предмет публицистики - реальность во всем многообразии. Но в силу риторических истоков в публицистике генетически, а позднее и исторически формируются предметные зоны предпочтений: идеология, политика, общественная деятельность и т. д.

Публицистичность - свойство мышления автора публицистического произведения, который отождествляет себя с неким корпоративным целым, выступает не сам по себе, а от лица какой-либо общности (коллектива единомышленников, социальной группы, общества в целом). Автор находится в отношениях взаимозависимости с адресатом: «Адресат может быть непосредственным участником-собеседником бытового диалога, может быть дифференцированным коллективом специалистов какой-нибудь специальной области культурного общения, может быть более или менее дифференцированной публикой, народом, современниками, единомышленниками, противниками и врагами, подчиненным и начальником, низшим, высшим, близким, чужим и т. п.; он может быть и совершенно неопределенным, неконкретизи-рованным другим» [32. С. 275]. Следуя этой логике, адресатом художественного дискурса можно называть недифференцированного другого, научного -узкий круг специалистов, публицистического - дифференцированную в зависимости от предмета и обстоятельств коммуникации общность людей (социальная группа, общество и выражаемое им общественное мнение), выступающую объектом риторического воздействия.

Риторический дискурс имеет строго ограниченные и определенные цели. Он выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения. С этой целью риторика использует арсенал языковых средств всех возможных типов дискурсов. Выбор зависит от функциональной уместности в данном коммуникативном акте: «Уместность определяет силу воздействия речи, то есть лежит в основе ее убедительности. <. > Слово растворяется в своей функциональности, но быть функциональным значит быть убедительным» [33. С. 57]. Язык для риторики является не формой, а действием, определяя прагматическую природу этого вида речи. Риторический дискурс неоднороден и присутствует в знаковых системах, свойственных всем типам мышления: научному, художественному, юридическому и т. д.

Ц. Тодоров выделяет 4 этапа развития риторики. На первом, «доцицеро-новском» этапе риторика развивается как техника внушения и убеждения в условиях античной демократии. Установление авторитарных режимов правления и ограничение демократических прав и свобод граждан приводит

к первому кризису риторики и изменению ее содержания. Этот период длится около 1800 лет, от Цицерона до Фонтанье. Отсутствие цели убедить собеседника превращает риторику в собрание фигур. На смену «орудийной» концепции риторики приходит орнаментальная, на первый план выдвигается не функциональный аспект дискурса, а неутилитарный аспект формы высказывания: «... риторика превращается в теорию речи, которой восхищаются как таковой и ради нее самой» [Там же. С. 64]. Утверждение преимущества мысли перед словом в доктрине христианства приводит к отрицанию риторики, моральному осуждению риторических приемов. Однако благодаря этому риторика сохраняется как набор правил высказывания: «Наличие системы ценностей, обязательных для всего общества, отменяет свободу слова, но сохраняет его регламентацию. Факторы, которые привели красноречие (а с ним и риторику) к упадку, в то же время способствовали его сохранению» [Там же. С. 74— 75]. Второй, еще более тяжелый кризис риторики, с точки зрения Ц. Тодорова, приходится на эпоху романтизма (конец XVIII в.): признание законности наслаждения языком как таковым приводит к устранению необходимости регламентации риторического дискурса, исчезновению потребности в риторике. Четвертая эра риторики - современная эпоха массовой коммуникации. Ученый констатирует возвращение прагматического красноречия в сфере политики: «Сегодня власть находится на кончике языка: слово - скорее то, что сходит с экрана, чем звучащее на собраниях и заседаниях, - снова стало действенным оружием» [Там же. С. 78].

С точки зрения отечественной науки (В.В. Ученова, З.В. Сенук и др.), полноценное развитие публицистики начинается на рубеже Нового времени, с появлением средства массового тиражирования - печатного станка. С тех пор публицистика становится центром общественно-политической жизни в переходные периоды истории. Формирование предпосылок публицистики в русской культуре относится к эпохе Древней Руси: ораторское искусство, полемика воинствующих церковников, политические обличения летописцев, сатирический и исторический фольклор. Н.И. Глушков видит зачатки жанра очерка уже в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», хождениях и житиях святых [24].

Таким образом, публицистика может быть рассмотрена как сложный жанр речевого высказывания, складывающийся по мере развития организованного культурного общения и обладающий устойчивыми характеристиками: тематическое содержание, стиль, композиция, целевая установка (М. М. Бахтин). Это позволяет использовать семиотический подход, рассматривать феномен публицистики как факт коммуникации и определенную знаковую систему.

Семиология изучает два плана отношений, в которых существует знак: 1) отношения между знаком и предметом (референция); 2) отношения между говорящим и слушающим. В ходе коммуникативной связи «под воздействием знаков в уме слушающего возникает переживаемый смысл, обитающий в уме говорящего» [33. С. 33]. Говорящий в акте коммуникации продуцирует знаки, транслирующие смысл вовне. Отдельные сообщения организуются и становятся понятными через соотнесение с кодом («.Код - это структура, представленная в виде модели, выступающая как основополагающее правило при

формировании ряда конкретных сообщений, которые именно благодаря этому и обретают способность быть сообщаемыми. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего» [34. С. 67]). Адресат высказывания декодирует и воспринимает транслируемый смысл. Этот процесс в публицистике имеет свои особенности.

Публицистичность порождает особый тип убедительности. Если «.эстетическое сообщение открыто разнообразным наслаивающимся друг на друга толкованиям» [Там же. С. 88], то научный и публицистический дискурс, напротив, исключают многообразие интерпретаций, предполагая единственное, наиболее полное и адекватное истолкование сообщения адресатом. В научном дискурсе это достигается использованием универсального, общепринятого в научном сообществе семантического кода. В публицистическом дискурсе такая единая знаковая система отсутствует. Публицистическое высказывание направлено на носителей разнообразных кодов, функционирует в разных коммуникативных обстоятельствах. Публицист, как и ритор, учитывает «все то, с чем так или иначе знаком адресат и та социальная группа, которой он принадлежит, системы его психологических ожиданий, все его интеллектуальные навыки, жизненный опыт, нравственные принципы» [Там же. С. 108]. Адресат является моментом, трансградиентным автору; волевая установка автора существует в активном ценностном контексте читателя, который и организует архитектонику публицистического высказывания.

Публицистическое высказывание предполагает совпадение предпосылок мышления и навыков суждения говорящего и адресата, обеспечивающее бесспорность аргументации. Как утверждает М.И. Стюфляева, «в публицистике связь «автор - читатель» устанавливается напрямую, минуя промежуточные звенья, необходимые художественной литературе» [35. С. 75, 79]. Публицистический дискурс обладает особой диалогичностью, когда ответные реакции адресата запрограммированы и предполагаются в высказывании. Он содержит возможность «внутримонологической диалогизации», полемический потенциал, предусматривающий «отражение читательского мнения в повествовании от лица автора путем вторжения в его монолог диалогических элементов» [Там же. С. 89]. Кроме того, автор-публицист может «обнародовать» приемы своего творчества, делая процесс познания жизни и человека открытым.

Автор в публицистике занимает позицию редуцированного отстранения (Ю. Тынянов), непосредственно выражен как личность оценивающая. Содержание публицистического высказывания тяготеет к опредмеченности в этических определениях, выражает определенное ценностное отношение к чему-либо. Мысль, чистая познавательно-моральная оценка полностью совпадает с автором, выражена напрямую и ориентирована на навыки суждения и способ мышления адресата. Персонаж жанра очерка не трансградиентен автору, что превращает эстетическое событие в этическое: «Когда герой и автор совпадают или оказываются рядом друг с другом перед лицом общей ценности или друг против друга как враги, кончается эстетическое событие и начинается этическое» [36. С. 49]. При этом автор присутствует в публицистическом тексте «не как объективное надындивидуальное мнение»: «Осо-

бенность публицистики заключается в том, что в ней автор практически идентичен личности публициста» [35. С. 76].

Логику публицистического высказывания, направленного на убеждение, определяет нередуцированный аналитизм. Аналитическое начало детерминирует доминирование в публицистическом высказывании логико-понятийных форм, что сближает публицистическое высказывание с научным. Однако, в отличие от научного дискурса, аналитизм публицистики не регламентирован универсальным кодом и входит в логику высказывания в соответствии с конкретными коммуникативными задачами.

В силу функциональности слова собственно публицистических текстов в них могут использоваться средства художественной выразительности, свойственные эстетическому дискурсу. Сложное взаимодействие образных и логических структур в рамках публицистического произведения является камнем преткновения в теории публицистики, основанием для выяснения сходства и различий между публицистикой и беллетристикой. С другой стороны, это приводит к бессистемности классификации жанров публицистики. Теоретики разграничивают аналитико-социологическую (трактатную, деловую) и художественную (эссеистскую, очерковую) публицистику (Е.П. Прохоров, М.И. Стюфляева, Ю. Суровцев и др.).

Канал распространения публицистического произведения (газета, журнал, теле-, радиопрограмма, книга и т.п.) оценивается исследователями как особый публицистический метатекст: «Газетный очерк выступает не отдельно, не сам по себе, а «в политическом концепте газеты», являясь частью газетного листа, решая вместе с другими материалами общие задачи номера» [37. С. 7]. Публицистика входит в метатекст СМИ наряду с художественными, научными, административно-деловыми и юридическими материалами [28. С. 9]. Метатекст СМИ является важным коммуникативным обстоятельством каждого конкретного публицистического высказывания, определяя его особенности.

Писательская публицистика представляет собой переходное явление, в котором соединяются публицистическое и художественное мышление. Как и публицистика в целом, писательская публицистика - чрезвычайно многообразное явление: «Писатель может выступать в мире mass media не обязательно как публицист-художник, а как аналитик-журналист, <...> и это вовсе не унижает его авторского достоинства» [1. С. 211]. Писательская публицистика - выражение прямого слова художника, тип творчества, предшествующий художественному или следующий за ним как авторский комментарий эстетики художественных текстов, выражение позиции по самым разным вопросам действительности. Писательская публицистика может тяготеть и к рассказу (фабульное повествование, яркая изобразительность), и к аналитической статье. На писательскую публицистику воздействуют особенности метатекста канала и типа СМИ, где художник выступает как публицист (расчетная аудитория, функциональная направленность, жанровые модели, тематика и проблематика, позиция, периодичность, метрический объем, потенциально допустимый объем публикации и другие типологические характеристики издания). Различными будут писательские публицистические выступления, опубликованные

в общественно-политической газете, литературно-художественном журнале, и высказывания на радио или телевидении.

Таким образом, любое исследование публицистики на современном этапе должно содержать понимание: 1) многообразия предмета публицистики; 2) особенностей коммуникативной ситуации; 3) специфики адресата и адресанта публицистического высказывания; 4) своеобразия создаваемого дискурса; 5) модуса публицистического высказывания. Публицистика представляет собой тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором высказывания. Публицистический дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения. Писательская публицистика - переходное явление, объединяющее публицистичность и художественность как способы мышления. В понятие публицистики поэтому должны включаться не только простые жанры (статья, комментарий, интервью, зарисовка), но и жанры критической статьи, очерка, поскольку элементы художественного детерминированы в них самой логикой развертывания публицистического дискурса.

Литература

1. Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности // Знамя. 1986. №4. С. 208-224.

2. Основные понятия теории журналистики: (Новые подходы к проблеме) / И.Д. Фомичева, Е.П. Прохоров, Г. Пёршка, Г.В. Лазутина, И.М. Дзялошинский, И.М. Фролова; Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 207 с.

3. ЗдоровегаВ.И. Слово тоже есть дело. М., 1979.

4. Сенук З.В. Публицистика как фактор развития политической культуры: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 1993. 18 с.

5. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики: (Основы теории). Киев: Вищ. шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986. 174 с.

6. Фоминых В.Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналистского текста. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. 124 с.

7. Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. 119 с.

8. Корконосенко С.Г. Социальное управление и печать: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ле-нингр. гос. ун-та, 1989. 83 с.

9. Новопашин А.П. Коммуникация и власть. Тюмень: Мандр и К°, 2004. 136 с.

10. Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1984. 360 с.

11. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1973. 267 с.

12. Прохоров Е.П. Публицистическое обозрение: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. унта, 1963. 35 с.

13. Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 60 с.

14. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: (Очерк, фельетон). М.: Мысль, 1969. 399 с.

15. Газетные жанры. 2-е изд., перераб. М.: Политиздат, 1976. 176 с. (Библиотечка журналиста).

16. Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 69 с.

17. Информационные жанры газетной публицистики: Хрестоматия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 296 с.

18. Колосов Г.В., Кройчик Л.Е., Худякова Э.А. Корреспонденция - жанр публицистики: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 131 с.

19. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества: (Пресса и публицистика). М.: Мысль, 1975. 187 с.

20. Прохоров Е.П. Методологические основы публицистического творчества // Методы журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 8-19.

21. ЧерепаховМ.С. Таинства мастерства публициста. М.: Мысль, 1989. 150 с. (В творческой мастерской журналиста).

22. Солганик Г.Я. Публицистика как искусство слова // Поэтика публицистики: Сборник. М., 1990.

23. Рубашкин А. Прямая речь: О советской писательской публицистике. 2-е изд., доп. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд., 1987. 400 с.

24. ГлушковН.И. Очерк в русской литературе. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1966.

76 с.

25. Глушков Н.И. Очерковые формы в советской литературе. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1969. 223 с.

26. Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1979. 215 с.

27. Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики: Лекции по курсу «Теория и практика партийно-советской печати». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 75 с.

28. Ученова В.В. Публицистика и политика. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1979. 271 с.

29. Ученова В.В. От вековых корней: Становление публицистики в русской культуре. М.: Сов. Россия, 1985. 176 с.

30. Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 211 с.

31. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочарова; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.

32. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

33. Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги. Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.

34. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.

35. СтюфляеваМ.И. Образные ресурсы публицистики. М.: Мысль, 1982. 176 с.

36. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.

37. Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. М.: Мысль, 1983. 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.