Научная статья на тему 'Принципы исполнительного производства'

Принципы исполнительного производства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4704
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы исполнительного производства»

8 См.: Беркович Е.Ф. Законность — конституционный принцип местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2004.

9 См.: Савицкий В.А. Регулирование ответственности в сфере местного самоуправления // Конституци-

см.: Васильев в.и. шестое самоуправление: Учеб. и науч.-практ. пособие. м., 1999. с. 445.

11 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 50. Ст. 4943.

12 Там же. 1999. № 42. Ст. 5005.

13 См..: Российская газета. 2004. 6 марта.

14 См.: Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. М., 2004. С. 73.

15 См.: Устав Челябинской области от 13 апреля 1995 г. (с изм. от 24 апр. 2001 г.).

16 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 41. Ст. 3969.

17 См.: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2002. С.30.

ТРУДОВОЕ ПРАВО,

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

С.Е. Ильин

Принципы исполнительного производства

Сущность исполнительного производства проявляется и в его принципах, т.е. тех положениях, началах, идеях, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование принудительного исполнения судебных постановлений и актов других органов.

Принципам права придается большое значение как в правовой науке, так и в правоприменительной практике. Практически ни одно постановление Конституционного Суда РФ не обходится без указания на те или иные принципы, из которых исходил суд, принимая то или иное решение1. Правовые принципы определяются как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание2.

Принципы взаимообусловлены правовыми нормами, т.е. они носят нормативный характер. «Нормативный» означает содержащий нормы права, а «руководящие» — такие, которыми следует руководствоваться3.

Анализ исполнительного производства показывает, что исследование его принципов — весьма важная задача, поскольку позволяет раскрыть особенности этого вида государственной деятельности, содержание работы органов принудительного исполнения, ответить на вопрос о том, каким должно быть сегодняшнее исполнительное производство в государстве.

Принципы исполнительного производства — это нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, которыми следует руководствоваться в сфере принудительного исполнения судебных постановлений и постановлений других органов .

Полагаем, что принципами исполнительного производства могут быть те, которые закреплены в федеральном исполнительном законодательстве.

Принцип принудительного исполнения судебных актов и актов других органов службой судебных приставов как специально уполномоченным государственным органом. Федеральный закон называется «Об исполнительном производстве», однако он в основном регулирует принудительное исполнение судебных постановлений и постановлений других органов. Об этом прямо говорится в ст. 1, 3, 4 и других статьях федерального закона. В ст. 3 сказано, что принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на службу судебных приставов, в которой в соответ-

ствии со ст. 3 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Принцип добровольного исполнения судебных актов и актов других органов. Это очень важный принцип. В.В. Ярков считает, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не регулирует порядок добровольного исполнения должником обязанностей, возложенных на него актами различных юрисдикционных органов. Ведь любое лицо, которое обязано, например, в соответствии с решением суда уплатить взыскателю определенную денежную сумму, передать имущество, вправе сделать это добровольно, в согласованные с взыскателем сроки. Добровольное исполнение предписания исполнительного документа выгодно для должника, поскольку не связано с возмещением затрат по организации и проведению процедуры исполнительного производства. Необходимость в принудительном исполнении появляется только в случае, если вне рамок исполнительного производства должник отказывается исполнить требования судебного либо иного юрисдикционного акта.

С этим нельзя согласиться. Выше отмечалось, что закон называется «Об исполнительном производстве», но не «О принудительном производстве», а в ст. 9 этого закона установлено, что вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства еще не означает возможности принудительного исполнения решений. В постановлении судебного пристава-исполнителя устанавливается срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать пяти дней. Только по истечении указанного срока происходит принудительное исполнение с взысканием с должника исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Таким образом, закон регулирует и порядок добровольного исполнения судебных постановлений и актов других органов. Как отмечается в теории права, правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым.

Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение — это условие существования законности и правопорядка5.

Принцип обязательности требований судебного пристава-исполнителя заключается в том, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные указанным законом и иными федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Принцип безусловного возбуждения исполнительного производства только судебным приставом-исполнителем. Он закреплен в ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и означает, что другие органы в Российской Федерации, кроме судебных приставов-исполнителей, не вправе возбуждать исполнительное производство.

Так, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, одновременно выносят постановление о наложении штрафа и направляют его для принудительного исполнения в интересах взыскателя — государства (подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»).

Принцип применения мер принудительного исполнения только по основаниям, установленным федеральным законом. Данный принцип означает, что применение

мер принудительного взыскания осуществляется не произвольно, а только по тем основаниям, которые указаны именно в федеральном законе.

В ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывается на последовательность юридических действий, совершение которых приводит к началу принудительного исполнения:

1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;

2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

Статья 45 названного закона устанавливает меры принудительного исполнения:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Например, КоАП РФ устанавливает, что постановление о возмездном изъятии или конфискации оружия и боевых припасов исполняется органами внутренних дел (ст. 30.9).

Принцип ответственности за неисполнение исполнительного документа и законных требований судебного пристава-исполнителя. Этот принцип закреплен в ст. 73, 85-87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Он состоит, во-первых, в том, что в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, он в соответствии со ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве» выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда и назначает ему новый срок для исполнения.

При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается.

При повторном неисполнении без уважительных причин исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении к административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, гражданина или должностного лица, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ.

Во-вторых, неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения судом на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа в размере 50 процентов от суммы, подлежащей взысканию.

В-третьих, за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о

доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление.

Постановление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Принцип защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий. Указанный принцип закреплен в ст. 90-93 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и означает, что, во-первых, на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

Во-вторых, взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

В-третьих, в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.

И в-четвертых, в случае неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа, в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Примечания

1 См.: Исполнительное производство в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации / Сост. В.Ф. Кузнецов. Челябинск, 2000.

2 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 1. С. 98; Семенов В.М. Принципы советского гражданского процессуального права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1965. С. 5; Он же. Конституционные принципы судопроизводства. М., 1982. С. 11; Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. С. 55; Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. Красноярск, 1985. С. 68.

3 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 141; Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве . С. 58.

4 См.: Кузнецов В.Ф. Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов и постановлений других органов. М., 2003. С. 29.

5 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 2002. С. 306.

В.И. Попов

Спор, дискуссия, полемика, юридический диалог

Спор применительно к данной теме — это: «1) словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту. Вести с. Ученые споры. 2) Взаимное притязание на владение чем-нибудь»1. В переносном смысле спор — это поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи), состязание или соперничество. Спор пронизывает социальную жизнь. На семинарских, практических занятиях студенты спорят друг с другом и преподавателем. Члены коллектива, группы также спорят между собой, подчиненные — с руководителем, который отстаивает свою позицию, с коллегами, находящимися на одной ступени иерархии (горизонтальные отношения). Споры, связанные с применением юридических норм, включаются в сферу правового регулирования общественных отношений. Так, международный спор — это «формально признанное разногласие субъектов международного права, возникающее по вопросу факта или права. Может быть двусторонним или многосторонним, возникать в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства и т.д. Должны решаться мирными средствами»2.

В трудовом праве зафиксированы понятия индивидуального и коллективного трудовых споров: «Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров» (ст. 381 ТК РФ); «Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях» (ст. 398 ТК РФ).

Споры общественного и политического характера разгораются в Г осударственной Думе, на страницах печати, по радио и телевидению.

В процессе ведения спора в явном или скрытом замаскированном виде проявляется противоречие между спорящими сторонами. В.Н. Скобелкин отмечает, что наименования «спор», «конфликт», «разногласие» условны и принципиального значения не имеют. Предметом рассмотрения является не спор, конфликт или разногласие, а требование работников о восстановлении нарушенного права или об установлении или изменении условий труда»3.

Существует мнение, что вполне допустимо использование термина «конфликт» для обозначения некоего общественного явления, в юридической литературе — как синонима слова «спор», но не в текстах нормативных актов.

Понятия индивидуального и коллективного трудового спора регламентированы Трудовым кодексом РФ. Трудовой спор определяется как неурегулированное разногла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.