Научная статья на тему 'Принципы интеграции инфокоммуникационных технологий в условиях формирования методической компетенции лингвиста-преподавателя'

Принципы интеграции инфокоммуникационных технологий в условиях формирования методической компетенции лингвиста-преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ЭРГОНОМИКА / ВАЛЕОЛОГИЯ / INTEGRATION / PRINCIPLES OF INTEGRATION / METHODIC COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / EFFICIENCY / OPTIMALITY / ERGONOMICS / VALEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются подходы к проблеме интеграции ИКТ в процессе обучения иностранным языкам. Приводится собственно определение интеграции ИКТ, а также рассматриваются принципы, на которых она строится. Данный процесс исследуется с позиции эффективности процесса обучения, что является принципиальной позицией формирования методической компетенции лингвистапреподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломтева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the integration of IT in a foreign language teaching process. The definition of the integration of IT is given, its principles are defined. The integration of IT is correlated with the idea of efficiency and is put into basis of a methodic competence of a foreign language teacher.

Текст научной работы на тему «Принципы интеграции инфокоммуникационных технологий в условиях формирования методической компетенции лингвиста-преподавателя»

79(2)/2012 Г*

Вестник Ставропольского государственного университета ¡ff^j

Фил ол ОГПЧЕСКПЕ ИНУКИ

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИНГВИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Т. Н. Ломтева

INTEGRATION PRINCIPLES OF INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN CONDITIONS OF LINGUIST-INSTRUCTOR'S METHODOLOGICAL COMPETENCE DEVELOPMENT

Lomteva T. N.

The article is devoted to the integration of IT in a foreign language teaching process. The definition of the integration of IT is given, its principles are defined. The integration of IT is correlated with the idea of efficiency and is put into basis of a methodic competence of a foreign language teacher.

Key words: integration, principles of integration, methodic competence, information technology, efficiency, optimality, ergonomics, valeology.

В статье рассматриваются подходы к проблеме интеграции ИКТ в процессе обучения иностранным языкам. Приводится собственно определение интеграции ИКТ, а также рассматриваются принципыI, на которых она строится. Данный процесс исследуется с позиции эффективности процесса обучения, что является принципиальной позицией формирования методической компетенции лингвиста- преподавателя.

Ключевые слова: интеграция, принципыi интеграции, методическая компетенция, информационная технология, эффективность, оптимальность, эргономика, валеология.

УДК 371.12

Повышение эффективности дидактической системы является отправной точкой и целью внесения изменений в элементы данной системы. Введение нового инструмента деятельности, которым являются инфокоммуникационные технологии, в учебную деятельность также подчиняется обозначенной цели. Необходимость дополнения и изменения содержания элементов структуры учебного процесса вызвана противоречием между потребностями образования в информационном обществе и результатами образования. Информационное общество характеризуется процессами, способствующими не только ускорению научно-технического процесса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей возможность развития творческого потенциала каждого индивида.

Современный педагог не всегда обладает достаточным уровнем информационно-технологической культуры, чтобы воспользоваться ресурсами электронных учебников, энциклопедий, тренажеров. Педагогу необходим иной алгоритм проведения занятия с тщательно выверенными дидактическими приемами использования инфо-коммуникационных технологий. По нашему мнению, именно методическая компетенция в составе профессиональной компетентности педагога ответственна за организацию методически верного занятия, отвечающего современным требованиям его построения с применением инфо-коммуникационных технологий. Грамотная их интеграция с традиционными средствами, таким образом, является основой методической подготовки лингвиста-преподавателя в современных условиях.

Применение средств инфокоммуникацион-ных технологий влечет за собой изменение эрго-

ы

ШТ. Н. Ломтева

Принципы интеграции инфокоммуникационных технологий в условиях формирования.

номических, физиолого-гигиенических аспектов деятельности специалистов любой профессии. Прежняя концепция образования не соответствует требованиям общества, которому необходим специалист с новым типом мышления, высоким уровнем информационной культуры и профессиональной подготовки, характеризующийся творческим мышлением, готовностью к осуществлению профессиональной деятельности, активной жизненной позицией.

Введение инфокоммуникационных технологий позволяет избавиться от выполнения ряда операций рутинного характера, позволяя сосредоточиться не на процессе достижения заданной цели, что часто приводит к ограниченности восприятия действительности, а на эффективном использовании предоставляемых условий. Последнее позволяет применять творчество, развивать ответственность за принятые решения, гибкость и открытость, необходимые современному специалисту. Кроме того, интеграция инфокоммуникационных средств в учебный процесс видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, замещает одни функции другими, смещает вектор деятельности на самостоятельную добычу и интерпретацию информации, продуцирование собственного знания при сохранении работоспособности и минимальных затратах умственных, физических и моральных сил.

В педагогической литературе имеются публикации, в которых раскрываются педагогический, дидактический и методический аспекты проблемы интеграции: З. А. Малькова, Н. Д. Ни-кадров, Б. С. Гершунский, В. С. Шубинский (влияние интеграции на развитие педагогической науки); А. П. Беляева, В. Н. Федоров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова (влияние процессов интеграции, происходящих в науке, на обучение); Ю. С. Тюнников (методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе); В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасов (перестройка педагогического мышления на основе идей интеграции); В. Ф. Моргун (исследование взаимоперехода между интеграцией и дифференциацией образования, методов обучения и воспитания).

Слово «интеграция» латинского происхождения. В его основе дефиниция «integratio», что означает восстановление, восполнение, в переводе - объединение в целое каких-либо частей, элементов. В общенаучном смысле под термином «интеграция» понимается: 1) понятие, означающее состояние связности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к та-

кому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации (7, с. 14). Важно подчеркнуть, что философы в интеграцию включают как сам процесс взаимосвязи каких-либо компонентов, так и конечный результат достижения их целостности. Интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившихся систем (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов (2).

При рассмотрении генетического механизма педагогической интеграции целесообразно принять во внимание то, что «интеграция подразумевает совместимость различных форм и систем обучения, которая обеспечивала бы его преемственность и более эффективные, комплексные решения методологического обеспечения» (2). Вслед за А. Н. Панфиловым, мы исходим из того, что «любая педагогическая интеграция состоится только в том случае, если получившееся целостное образование обладает новыми качественными характеристиками, не содержащимися в интегрируемых подсистемах. Интеграция оправдана лишь в том случае, если продукт интеграции больше продуктов интегрируемых подсистем» (7, с. 14). Данная точка зрения согласуется с положением, согласно которому «... интеграция -не эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов (целей, содержания, методов, форм и т. д.). Это открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей» (2).

Выделяют не только интеграцию различных видов деятельности (внешнюю), но и интеграцию компонентов внутри одного вида деятельности, внутри одной науки, внутри одной дисциплины (внутреннюю) (3, с. 40). Так, внутри образовательного процесса возможны и описаны следующие виды интеграции:

- интеграция содержания;

- интеграция форм и методов обучения;

- интеграция средств обучения;

- институциональная интеграция;

- интеграция подходов к подготовке будущего специалиста и др.

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

Таким образом, интеграция средств инфокоммуникационных технологий в учебный процесс относится к внутренней интеграции, а точнее, - интеграции средств обучения. В традициях философского понимания термина «интеграция» определим рассматриваемое явление как процесс и результат целостной педагогически целесообразной взаимосвязи и взаимодействия средств инфокоммуникационных технологий и традиционных средств обучения для достижения эффективности обучения в соответствии с современными требованиями информационного общества к подготовке будущих специалистов.

Историческое развитие деятельности в новых условиях связано с новыми целями образования, изменениями не только в содержании, но и в процессуально-технических аспектах обучения. Интеграцию средств инфокоммуникационных технологий (как результат и средство данных изменений) целесообразно осуществлять на основе следующих принципов, выделенных нами на основе системного и деятельностного подходов, которые правомерно могут быть интерпретированы как предпосылки существования и осуществления данной интеграции и как средство ее объяснения. Согласно системному подходу, принципы внешней интеграции - интеграции образования - могут быть применены и к внутренней, к отдельным ее компонентам, в частности к интеграции средств инфокоммуникацион-ных технологий. Так, А. Я. Данилюк выделил принцип интеграции и дифференциации, антропоцентрический и культуросообразный принципы интеграции образования. Три принципа интеграции оптимально определяют образование в его фундаментальных отношениях: принцип единства интеграции и дифференциации выражает способ самоорганизации образования; принцип антропоцентризма определяет положение учащегося и педагога в интегральной системе; принцип культуросообразности характеризует отношение образования к его культурному окружению (4).

Рассмотрим данные принципы применительно к внутреннему виду интеграции средств обучения. Однако требуются и специфические принципы, отражающие особенности интеграции непосредственно на уровне средств обучения. Как вытекает из определения интеграции инфо-коммуникационных технологий, одной из целей и основанием последней является достижение эффективности обучения. Насыщение науки все большим количеством знаний различного происхождения ставит перед обучением задачу принятия мер, дающих возможность обеспечить синте-

тическое восприятие данных знаний. К числу таких мер и относят интеграцию инфокоммуни-кационных технологий, а также применение методов, предусматривающих привитие навыков к самостоятельному получению знаний с помощью этих технологий. Эффективность тесно связана с идеей оптимизации условий обучения, т. е. достижения наивысших результатов при наиболее экономичных затратах времени и сил. Отсюда -учет эргономических и санитарно-гигиенических норм при работе с инфокоммуникационными технологиями. Таким образом, определим принципы интеграции инфокоммуникационных технологий:

- принцип единства интеграции и дифференциации;

- принцип антропоцентричности;

- принцип культуросообразности;

- принцип эффективности;

- принцип учета эргономичных и валео-логических аспектов.

Принцип единства интеграции и дифференциации. «Процессы интеграции и дифференциации - это единый взаимодополняющий диалектический процесс ... отношения между интеграцией и дифференциацией те же, что и отношения единства и частей этого единства» (9, с. 153). Определение интеграции приводит к отождествлению данного понятия с такими категориями, как «соединение», «слияние», «объединение» без уточнения внутренней связи между интегрируемыми элементами в пределах нового образования, что вызывает процесс неуправляемой дифференциации (4). Целое обязательно предполагает определенное взаимодействие частей, наличие их упорядоченной, согласованной связи.

Интеграция инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс предполагает увеличение количества составляющих его элементов, умножение внешних и внутренних связей, появление новых функций, т. е. дифференциацию. Без познания связи между ними невозможно выделение и анализ совокупности свойств и закономерностей, им не присущих в разобщенном виде. Так, использование инфокоммуника-ционных технологий для демонстрации статических изображений ведет к слиянию нового средства с традиционным наглядным (плакат, таблица, картинка). Но организация самостоятельного поиска учащимися информации и ее анализа в сети Интернет или с помощью обучающей программы с использованием диаграмм и таблиц в качестве отчетного материала уже предполагает выделение функций каждого из средств, их соотношение и роль в развитии учащегося.

ы

ШТ. Н. Ломтева

Принципы интеграции инфокоммуникационных технологий в условиях формирования.

Таким образом, рассматриваемый процесс есть не просто слияние двух систем (традиционных средств и инфокоммуникационных технологий), но и обязательное выделение новых элементов (дифференциация), а также описание внутренних связей между ними и традиционными элементами в складывающейся качественно новой системе образования, отвечающей требованиям современного общества.

Принцип антропоцентричности предполагает не внешнюю по отношению к учащемуся интеграцию, а учет его собственной активности. При таком подходе приобретаемые учащимся знания становятся средством самоорганизации мышления учащегося. При системной интеграции средств инфокоммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку знания каждой из предметных областей из абсолютного образца и результата, существующих изолированно, превращаются, с одной стороны, в материал и формы развития сознания учащегося и, с другой стороны, - в средство самостоятельного получения учащимися знаний из смежной области. В условиях информатизации и компьютеризации общества образовательный процесс ориентируется на «развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации» (6, с. 15).

Принцип культуросообразности. Современное образование в целом все более приобретает культуросообразный характер. Культура является для образования моделью-образом, в соответствии с которым оно самоорганизуется, выдвигаются на первый план педагогические ценности духовности, диалога, со-бытийности и др. (4). Информатизация общества как глобальный социальный и культурный процесс в первую очередь оказывает влияние на доминирующий вид деятельности (сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации), осуществляемой на основе новых средств. Главным ресурсом информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях, становится человек, способный приобретать знания, творчески их применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний (6, с. 9). Для подготовки такого человека нужна новая система образования, ориентированная на опережающее развитие индивидуума. Инфокоммуникационные технологии как элемент культуры непосредственно влияют на человека-носителя данной

культуры. В частности, в настоящее время учителя уже начальной школы указывают на изменения репрезентативной системы школьников: наиболее развитой под влиянием компьютеров становится визуальная система, а кинестическая и аудиальная, доминировавшие до этого, отходят на задний план. Указанные изменения указывают на важность учета в образовании факта появления инфокоммуникационных технологий в качестве элемента культуры. Одновременно широкие мультимедийные возможности предоставления информации инфокоммуникационными технологиями позволяют «вернуться» к истинной природе младших школьников и широко задействовать аудиальную (звук) и кинестическую (движения) репрезентативные системы в различных соотношениях.

Таким образом, образование и само может выступать в качестве модели культуры, «как та автономная область, в которой концентрируются и воспроизводятся в малом масштабе основные процессы, происходящие, происходившие и ожидаемые в культуре» (4).

Принцип эффективности. С принципом ан-тропоцентричности тесно связан принцип эффективности. «Операторская» (1) деятельность преподавателя направлена не на передачу сведений (в новых условиях это оказывается малоэффективным и не имеющим смысла), а на эффективное проектирование работы участников процесса обучения. «Эффективный» в толковых словарях определяется как «действенный» (10), «предназначенный для выполнения полезной работы, производительный» (5). Особое внимание в настоящее время уделяется тому, что «эффективный» - это не просто «приводящий к определенным результатам», данное понятие рассматривается как отношение достигнутого результата к затраченным ресурсам. Под эффективностью дидактической системы будем понимать ее способность преобразовывать расходуемые участниками системы ресурсы в значимые для них результаты. Интеграция средств инфо-коммуникационных технологий представляется интеллектуальным средством решения педагогических проблем повышения эффективности дидактической системы благодаря своим дидактическим возможностям (обратная связь, визуализация, моделирование, интерпретация информации, автоматизация процессов информационно-поисковой деятельности, организационного управления и контроля).

Чем выше такие показатели, как количество информации, предоставляемой учащимся для переработки, способов ее предоставления, каче-

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ство межпредметных связей, усиление роли самостоятельной работы для извлечения знаний и, как следствие, возрастание нагрузки на учащегося, тем острее стоят проблемы появления новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности участников образовательного процесса, разумного расходования времени учителей и учащихся в этих условиях, сохранения их здоровья при внедрении инфокоммуникацион-ных технологий. Это требует пересмотра процесса обучения и достижения его эффективности с точки зрения его оптимизации, т. е. выбора наилучшего, наиболее благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т. п. и благодаря этому является одним из решений проблемы увеличения эффективности как отношения результативности к ресурсоемкости.

Принцип учета эргономичных и валеологи-ческих аспектов. Центральным показателем эффективности дидактической системы является работоспособность обучающегося, которая определяется как наибольшая эффективность деятельности при такой максимальной степени напряжения ресурсов (свойств, качеств, действий обучающегося), которая не приводит к ухудшению уровня здоровья. Работоспособность можно разделить на два основных вида: профессиональную (определяется эргономическим обеспечением образовательного процесса) и общую (обеспечивается за счет валеологических технологий) (1).

Обеспечением эффективности педагогической деятельности педагога и учебной деятельности учащегося в системе «педагог - учащийся - учебная среда» занимается педагогическая эргономика. Педагог и учащийся рассматриваются как носители деятельности, а учебная среда имеет интегральную функцию. Таким образом, важнейшим признаком педагогической эргономики является неразрывность человеческого фактора и факторов учебной среды, а выявление особенностей этого синтеза определяет сущность педагогической эргономики как отрасли педагогической науки. Педагогическая эргономика оперирует комплексными критериями оптимальности, так как они учитывают ее сущность, отражают степень эффективности системы (точность, надежность, производительность) и соответствие психофизиологии человека (безопасность для здоровья педагога и учащегося, уровень напряженности и усталости, эмоциональное воздействие на процесс деятельности педагога и учащегося). Критерии учитывают взаимосвязанное влияние на педагога и учащихся психофизиологических, физиологических, антропометриче-

ских и гигиенических факторов, которые определяются соответствующими параметрами учебной среды.

Интеграция инфокоммуникационных технологий в учебный процесс должна непременно осуществляться с учетом эргономических факторов: определение места участников педагогического процесса, каналов их взаимодействия в новой инфокоммуникационной среде, распределение функций между участниками педагогического процесса; качество и количество средств деятельности и потоков информации в системе; условия учебной среды (рабочие места, средства инфокоммуникационных технологий, учебные пособия и т. п.); основные показатели и критерии качества деятельности; организация и управление системой, контроль; динамика развития системы. Факторы эргономического обеспечения образовательного процесса реализуются по четырем основным направлениям:

- эргономичность рабочего места обучающегося (интерфейс, система отображения информации, органы управления и т. д.);

- обитаемость (факторы образовательной среды: шум, освещенность, уровень электромагнитной загрязненности и т. п.);

- управление функциональным состоянием обучающегося (оценка, прогноз и коррекция);

- непрерывное обучение (воспитание профессионала) (1).

Общая работоспособность определяется уровнем здоровья. Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами предусматривается педагогической валеологией, в которой определены два направления:

1. Педагогические аспекты валеологиче-ского образования.

2. Валеологические основы общего образования.

Анализ существующих валеологических методов интегральной оценки уровня здоровья позволяет разделить их на 2 группы:

- методы, оценивающие текущее состояние, уровень функционирования обучающегося, которые в основном отражают специфику и степень реакции организма на внешнюю нагрузку или в ее отсутствии;

- методы, оценивающие уровень развития обучающегося, которые отражают уровень его здоровья (1).

Динамика валеологически важных качеств человека (формирование, развитие, сохранение) и их иерархической структуры является объектом управления (оценка, прогноз, коррекция) для

Т. Н. Ломтева

Принципы интеграции инфокоммуникационных технологий в условиях формирования.

валеологии в образовательном процессе, особенно это актуально в условиях интеграции инфо-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Педагогическая валеология оценивает в первую очередь санитарно-гигиенические нормы при непрерывной работе со средствами инфо-коммуникационных технологий, а также плотность учебной работы в условиях интенсификации, изменений в структуре мыслительной деятельности, развития межпредметных связей, гипертекста и т.д.

Сочетание валеологических и эргономических подходов позволяет создать модель интеграции средств инфокоммуникационных технологий в учебный процесс на основе оптимизации работоспособности обучающихся в современном

образовательном процессе, выделив два главных приоритета: обеспечение необходимой эффективности деятельности и сохранение и развитие уровня здоровья участников образовательного процесса.

По мнению А. Я. Данилюка, «в образовании накоплен достаточный опыт, позволяющий педагогике подняться до системного, концептуального, мыслящего рассмотрения интегративных процессов» (4).

В данной статье нами предпринята попытка описания основополагающих принципов интеграции инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, выделенных нами на основе системного и деятельностного подходов как основы методической подготовки лингвиста-преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдаркин Е. К., Пахомов Н. В. Валеология и эргономика - две основные части процесса оптимизации образовательного процесса. URL: http:// valeo.sfedu.ru/ conference3/ thesis4.html

2. Алимова Т. М. Интегративный подход к проблеме качества высшего профессионального образования. URL: http:// www. pglu.ru/lib/publications/University_Reading/200 8/X/uch_2008_X_00035.pdf

3. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996.

4. Данилюк А. Я. Три принципа интеграции образования. URL: http://rspu. edu. ru/ univer-sity/publish/schools/2/6. html

5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. URL: http:// files.zipsites.ru /books /slovari /pdf_efremova/31abuk.pdf

6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова / под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008.

7. Панфилов А. Н. Интеграция педагогического и психологического знания как основа профессионально-педагогической подготовки учителя: метод. пособие. - Елабуга, 2001.

8. Раченко И. П. Интегративная педагогика: орг.-метод. пособие. - Ч. 1. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998.

9. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. -М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.

10. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. URL: http:// www.dict.t-mm.ru/ usha-kov/ye/yefi. html

Об авторе

Ломтева Татьяна Николаевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук профессор кафедры английского языка, декан факультета ро-мано-германских языков. Сфера научных интересов - методическая компетенция, проектировочная компетенция лингвиста-преподавателя, интеграция инфокоммуникационных технологий в учебный процесс в профессиональном лингвистическом образовании. drgl @ stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.