Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы применения инфокоммуникационных технологий в преподавании иностранных языков'

Теоретико-методологические основы применения инфокоммуникационных технологий в преподавании иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Татьяна Николаевна, Каменский Михаил Васильевич

Рассмотрены теоретико-методологические принципы и технологии модернизации процесса изучения иностранных языков студентами высшей школы. Предлагается экономически оправданная технология реализации свободного программного обеспечения в сфере российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломтева Татьяна Николаевна, Каменский Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors discuss the theoretical and methodological principles and technologies used in modernization of the process of teaching foreign languages in higher education institutions and propose the way of introducing free software in the Russian education system.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы применения инфокоммуникационных технологий в преподавании иностранных языков»

m

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИНУКИ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Т. Н. Ломтева, М. В. Каменский

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Lomteva T. N., Kamensky M. V.

The authors discuss the theoretical and methodological principles and technologies used in modernization of the process of teaching foreign languages in higher education institutions and propose the way of introducing free software in the Russian education system.

Key words: methodology, foreign languages, information and communications technology.

Рассмотрены теоретико-методологические принципы и технологии модернизации процесса изучения иностранных языков студентами высшей школы. Предлагается экономически оправданная технология реализации свободного программного обеспечения в сфере российского образования.

Ключевые слова: методика, иностранные языки, инфокоммуникационные технологии.

УДК 378:81-13:811

Применение современных информационно-коммуникационных технологий студентами в процессе обучения профессиональному владению иностранным языком представляет собой такой уровень интеграции обучения языку как специальности, который позволяет совершенствовать не только коммуникативные умения, но и информационно-технические навыки.

Вместе с тем, использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранных языков в вузе предполагает изменение роли, функций преподавателей и усложнение преподавательской деятельности в целом. Тесное взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных инфоком-муникационных технологий требует от преподавателя знания как педагогических, так и специальных технических навыков и опыта работы с современными техническими средствами.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика и т. п., помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения студентов с учетом их способностей, уровня обученно-сти и склонностей. При работе с компьютерными технологиями роль педагога - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. При этом отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Элемент коллективной работы и коммуникации упрощает обсуждение насущных вопросов, способствует рождению новых идей и инновационных решений. В ходе такого вида работы у студентов развивается творческое воображение, выявляется творческий потенциал, открываются новые возможности усовершенствования навыков чтения и письма.

Одновременно применение современных информационных технологий в обучении иностранному языку существенно облегчает процесс введения и автоматизации языкового материала. Коммуникационные технологии, такие как Интернет, электронная почта, электронный пейджинг, видеоконференции и т.п., обеспечивают доступ к практически неисчерпаемой базе самых разнообразных профессионально и личностно значимых данных по специальности и позволяют максимально приблизить учебное иноязычное общение к реальному, то есть обеспечить обучение в контексте, поскольку именно на основе моделирования формируются и закрепляются навыки профессионального владения иностранным языком.

Информационные технологии могут интегрироваться в курс иностранного языка в следующих трех основных форматах:

1) технологически расширенном (TELL - Technology-Enhanced

Language Learning),

2) компьютерном (CALL - ComputerAssisted Language Learning) и

3) смешанном (BL - Blended Learning).

В первых двух форматах технологии являются методической основой обучения, а смешанный формат предполагает их использование в качестве дополнения к основному учебному материалу. В любом из перечисленных выше форматов выбор и использование информационных технологий в обучении осуществляются преподавателем в соответствии с методом, целью и задачами курса и занятия.

Согласно теории конструктивизма, «научение происходит в процессе сооружения знания» (4, с. 591). Следовательно, задача преподавателя - поставить перед обучаемыми задачу и снабдить их инструментари-

ем для ее решения, т. е. информационными технологиями.

На сегодняшний день доступными являются:

1) пакеты офисных программ и приложений, в первую очередь, Microsoft Office и его свободно распространяемый аналог OpenOffice (текстовый редактор Microsoft Word/OpenOffice.org Writer, электронные таблицы Microsoft Excel/OpenOffice.org Calc, компьютерные слайд-презентации Microsoft PowerPoint/OpenOffice.org Impress, а также ряд макросов и клише, позволяющих создавать документы определенного формата);

2) цифровое фото и видео;

3) электронная почта (включая рассылки и т. п.);

4) Интернет-ресурсы (СДО Прометей, Yahoo, Google и т. д.).

Однако следует учитывать то, что в аудиторной практике преподавания иностранного языка доступ к перечисленным выше технологиям весьма ограничен. Кроме того, предельно минимизированное время, отведенное на аудиторную работу, практически исключает возможность аудиторного использования этих технологий, поэтому представляется рациональным осуществление этого вида учебной деятельности за пределами аудиторной работы, т. е. в ходе самостоятельной работы студентов.

Операционные технологии в самостоятельной работе студентов могут использоваться для:

1) подготовки устных презентаций (информационных, тематических, ролевых);

2) подготовки аудиовизуальных материалов (постеров, видеоклипов, аудиокли-пов, буклетов и т. п.);

3) подготовки образцов документов, используемых в ходе учебного общения/ролевой игры, например, визитных карточек, резюме и т. п. (2, 251-253).

В ходе обучения иностранному языку преподаватель, увязывая направления использования операционных технологий с учебными, лингводидактическими и педагогическими задачами, решаемыми в ходе отдельных занятий, должен следовать ряду педагогических, методических и эргономи-

т

ческих принципов. Если педагогические и эргономические принципы, в целом, совпадают с общими педагогическими и эргономическими принципами использования технологий в обучении, то методические принципы отличаются определенным своеобразием:

1) принцип лингводидактической сообразности: внедряемая операционная технология должна соответствовать решаемым лингводидактическим задачам;

2) принцип мотивированного использования: используемая операционная технология должна быть действительно необходима для решения стоящих задач;

3) принцип дозированного использования: разумное и обоснованное использование операционной технологии;

4) принцип профессиональной достоверности: созданный при помощи операционных технологий материал должен соответствовать общепринятым нормам профессиональной коммуникации;

5) принцип программируемой свободы выбора: согласно этому принципу, на определенном этапе обучения студентам предоставляется возможность самим выбирать наиболее оптимальные для данного вида работы технологии;

6) принцип обратной связи: подготовленные студентами задания должны обсуждаться и при необходимости корректироваться;

7) принцип предварения коммуникации: самостоятельная работа по курсу изучения иностранного языка с использованием операционных технологий должна предшествовать коммуникативной практике обучаемых. Так, после изучения образцов резюме и проработки аудио- и видеоматериалов, представляющих, например, собеседование при приеме на работу, а также рекомендаций по подготовке и проведению таких собеседований и участию в них в качестве соискателя, студентам можно предложить самостоятельно - с использованием соответствующего программного обеспечения (Microsoft Publisher, ResuMail It! и т.п.) - подготовить собственное резюме на иностранном языке (2, с. 49-53).

Перечисленные выше методические принципы хорошо реализуются в организации самостоятельной работы студентов по овладению иностранным языком, где использование операционных технологий позволяет не только разнообразить формы домашних заданий, но и активно внедрять в самостоятельную работу групповые формы деятельности обучаемых.

Следовательно, в современных условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:

- увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;

- отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода;

- увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Перечисленные возможности сегодня предоставляет проектная форма учебной деятельности в виде применения Интернет-технологий на уроке.

Следовательно, современные информационные и коммуникационные технологии, способствуя развитию индивидуальных образовательных траекторий, позволяя в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений, приводят к пересмотру принципов и методов учебного взаимодействия, существенно изменяют их.

Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентиро-ванного подхода в обучении иностранным языкам, основной принцип которого гласит: в центре обучения находится обучаемый, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Предлагая обучаемым выполнить то или иное технологически обеспеченное домашнее задание, преподаватель должен учитывать и тот факт, что студенты неодинаково владеют различными технологиями, а также то, что не все студенты имеют доступ к некоторым из них.

В этой связи, сравнивая тенденции в использовании инфокоммуникационных тех-

нологий в обучении иностранным языкам в России и за рубежом, хотелось бы отметить, что инфокоммуникационные технологии, используемые в России в ходе обучения иностранным языкам, идентичны либо аналогичны инфокоммуникационным технологиям, применяемым за рубежом, поскольку данные технологии изначально разрабатывались за рубежом и позднее были адаптированы для системы российского образования.

Вместе с тем, существенным различием в использовании инфокоммуникационных технологий в России и за рубежом является доступность инфокоммуникационных технологий для преподавателей и студентов, а также степень их интеграции в учебный процесс. В ведущих университетах Европы и США обучение иностранному языку построено на высокой степени интеграции ин-фокоммуникационных технологий в учебный процесс, на обеспечении постоянного доступа студентов к цифровым образовательным технологиям и ресурсам сети Интернет (электронная почта, электронные словари, образовательные блоги, ■даЫ, видеоконференции, виртуальные миры и др.). В российском образовании использование инфокоммуникационных технологий в педагогическом процессе в целом и при обучении иностранным языкам, в частности, зачастую ограничено как в силу экономических причин (отсутствие необходимой материально-технической базы для организации и эффективного широкого использования цифровых технологий в образовательном процессе), так и в силу организационных причин (недостаточный уровень подготовки кадров в части использования, обслуживания и администрирования компьютерных систем, использующих образовательные ин-фокоммуникационные технологии).

В силу вышесказанного одной из значимых западных тенденций в сфере использования новых информационных технологий в образовании, заслуживающих внимания в условиях российского образования, является использование свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях, в том числе в высших учебных заведениях.

В России за последние несколько лет значительно возросли требования к лицензированию программного обеспечения. Необходимость борьбы с пиратством возрастает, если учесть стремление России вступить в ВТО, ведь рынка программного обеспечения в нашей стране практически не существует, а наладить его просто необходимо. В связи с отмеченными тенденциями актуальным представляется вопрос о том, какие существуют альтернативы применению проприетарного программного обеспечения (программного обеспечения, поставляемого компанией Microsoft и другими производителями программных продуктов) (1, с. 1-2). За долгие годы технологии Microsoft стали настолько привычными, что отказ от них часто сопоставим с отказом от использования компьютерных технологий в целом. К сожалению, словосочетания «компьютерные технологии» и «технологии Microsoft» стали в России практически синонимами.

Наиболее остро указанный вопрос встает в сфере российского образования, как школьного, так и высшего, так как необходимость обеспечения большого количества компьютерных аудиторий программными продуктами сопряжена со значительными материальными затратами на закупку как системных, так и прикладных программ, при этом цены на лицензии Майкрософт и других производителей программного обеспечения достаточно высоки.

Экономически оправданной альтернативой применению проприетарных программных продуктов является использование свободного программного обеспечения, ставшее в настоящее время мировой тенденцией. Образовательные, коммерческие и государственные структуры в Европе и США активно переходят на свободное программное обеспечение (open source).

Open source (от англ. «открытый источник», «открытый исходный текст программы») - идеологическое движение, продвигающее идею бесплатного программного обеспечения, являющегося экономически оправданной альтернативой применению проприетарных программных продуктов.

т

Решения, построенные на принципах open source, могут свободно использоваться и распространяться с соблюдением правил так называемой Универсальной общественной лицензии GNU (GPL - General Public License). Наиболее яркими примерами использования лицензии GNU GPL являются операционная система Linux и проекты GNU.

За последние несколько лет Linux сделал огромные шаги в развитии, и был признан самой быстроразвивающейся операционной системой в мире. В период с 2000 по 2009 год проблема совместимости Linux с аппаратным обеспечением компьютера была практически сведена на «нет». На Linux были переведены государственные учреждения многих стран, в том числе Китая, Кубы, нескольких штатов США. На использование Linux и/или прикладного свободного программного обеспечения частично или полностью переходят некоторые крупные западные образовательные учреждения высшего профессионального образования, например классический университет Acadia (Канада), Калифорнийский университет в г. Беркли (США), университет HeinrichHeine (Германия), Билефельдский политехнический университет (Германия) и др. К Linux также обратились и многие крупные компании, разрабатывающие аппаратное и программное обеспечение для ПК, такие как IBM, Nvidia, Hewlett-Packard, Corel, Oracle, AMD, Google и многие другие, что привело к выходу огромного количества аналогов Windows-программ для Linux. Также в настоящее время созданы эмуляторы, т. е. специальные программы, которые позволяют использовать Windows-программы в Linux. Большинство Linux-программ имеют полноценную поддержку форматов файлов своих аналогов для Windows, в том числе и офисный пакет OpenOffice.Org, который практически полностью совместим с Microsoft Office. Все это дает возможность перевода компьютерных систем на платформу Linux без особых проблем, которые могли бы возникнуть несколько лет назад.

Свободное программное обеспечение имеет ряд преимуществ по сравнению с проприетарными программными продукта-

ми и его использование в российской образовательной сфере представляется актуальным. Основные преимущества работы со свободным программным обеспечением таковы:

- возможность использования, копирования, тиражирования, распространения без противоречия правовым нормам;

- свободный доступ к программному коду, что позволяет обмениваться идеями и стимулирует творчество;

- существование достаточного количества свободного программного обеспечения для выполнения различных, в том числе образовательных, задач, распространяемого на основе свободных лицензий;

- возможность запуска приложений с других платформ, в том числе Windows, в случае отсутствия полноценных аналогов среди свободного программного обеспечения;

- простота локализации приложений, наличие поддержки локализованного интерфейса на множестве языков.

Особенно важно отметить, что преимущества открытого программного обеспечения не сводятся только к финансовой экономии и соблюдению законности, то есть к противопоставлению бесплатного открытого и нелегально используемого коммерческого обеспечения. Речь идет и о коррекции инфо-коммуникационной парадигмы образования с привнесением акцентов на развитие и творческое использование программного обеспечения (1, с. 1). Используя свободные программные продукты, и обучающий, и обучаемые получают операционную систему и полный набор офисных и прикладных программ различной направленности. На данный момент вполне возможно обеспечить выполнение существующих вузовских программ на базе свободно распространяемого программного обеспечения, при этом использование свободного программного обеспечения не только не противоречит существующему педагогическому опыту, но и обогащает его благодаря новому взгляду на современные информационные технологии, воспитывает у студентов дух уважения к закону и интеллектуальной собственности.

В то же время в России в настоящее время существует ряд проблем внедрения

открытого программного обеспечения в широкую образовательную практику. К ним относятся:

- ориентация методического обеспечения на проприетарное программное обеспечение и, как следствие, необходимость коррекции не только содержания, но частично и структуры учебных курсов;

- недостаточная квалификация технического персонала в области администрирования систем на основе свободного программного обеспечения;

- недостаточная квалификация преподавателей и студентов в части использования свободного программного обеспечения и работы в открытых операционных системах.

Представляется целесообразным предпринять следующие меры для частичного разрешения отмеченных проблем:

- необходимо проанализировать задачи, поставленные перед студентами в ходе учебного процесса, определить, с помощью какого коммерческого программного обеспечения они выполняются, и произвести поиск аналогов среди открытого программного обеспечения;

- в случае отсутствия свободных аналогов проприетарного ПО рассмотреть возможность запуска имеющегося в наличии коммерческого ПО в открытых операционных системах посредством эмуляции;

- разработать методические рекомендации преподавателям для перехода с коммерческого на свободное программное обеспечение в преподавании иностранного языка;

- разработать электронную информационно-справочную систему для адаптации студентов и преподавателей к работе в новой операционной среде.

Итак, интеграция современных информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания иностранного языка предполагает не только использование преподавателем обучающих и инструментальных технологий, но и использование студентами операционных технологий. При этом по мере продвижения по курсу студенты получают все большую самостоятельность в выборе операционных технологий для тех или иных целей, что усиливает креативный компонент в выполнении заданий и позитивно сказывается на обучении в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Береснев А. Д., Бутакова Л. В. Использование открытого программного обеспечения в образовании // Телематика 2006: материалы XIII Всероссийской научно-методической конференции. — СПб., 2006.

2. Колесников А. А., Шерстюкова Е. В., Пере-сыпкин А. П. Интернет-технологии как средства обучения иностранным языкам в межкультурном аспекте // Лингвистика: традиции и современность: материалы Международной научной конференции. — Ростов-н/Д.: ИПО ПИЮФУ, 2009. — С. 127-129.

3. Лось Е. М. Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку (на примере Коломенского филиала ЕАОИ) // Актуальные проблемы коммуникации и культуры: материалы Международного сборника научных трудов. — М.; Пятигорск, 2009. — С. 245—256.

4. Слободина Т. И. Принципы интеграции обучающих технологий в профессионально-ориентированный курс иностранного языка

// Образовательные технологии: научно-технический журнал. — 2006. — № 4.

5. Lieberman A. Practices that support teacher development // Phi Delta Kappa Educational Foundation. - 1995. - № 8.

6. Pfaffenberger B. "Linux in Higher Education: Open Source, Open Minds, Social Justice " (Analysis of digital media licensing and its implications for traditions and values of free intellectual exchange in science, scholarship, and university teaching) // Linux Journal. 2000.

Об авторах

Ломтева Татьяна Николаевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, декан факультета романо-германских языков. Сфера научных интересов - андрагогические основы вузовского образования как методологический регулятив реализации компетентностно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке лингвистов. drgl @ stavsu.ru

Т. Н. Ломтева, М. В. Каменский

Теоретико-методологические основы применения инфокоммуникационных технологий...

Каменский Михаил Васильевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации. Сфера

научных интересов - когнитивная лингвистика, социолингвистика, межкультурная коммуникация, программирование. 81ау(1еу@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.