Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ МИРЕ XXI ВЕКА: РОССИЯ И КИТАЙ'

ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ МИРЕ XXI ВЕКА: РОССИЯ И КИТАЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна, Чжэн Фусюэ

В последние десятилетия, особенно после глобального кризиса 2008 года, предпринимательство и инновации стали одними из основных концепций в сфере бизнеса и политики на уровне развития государства, так и общемировом. Актуальность данного феномена возросла, поскольку предпринимательство все чаще ассоциируется со способностью создавать новые продукты или услуги, вводить новшества, и все больше исследований показывают, что существует взаимосвязь между предпринимательством, инновациями и экономическим развитием. В последнее время значительное внимание уделяется роли инновационных предпринимателей в ускорении экономического роста государства, поскольку считается, что инновационные предприниматели - это те люди и компании, которым удается преобразовать инновационные идеи в пользующиеся большим спросом продукты, услуги или технологии. Они являются драйверами позитивных количественных и качественных изменений в экономике. Тенденции развития инновационного предпринимательства привлекают внимание государств практически всех стран. В России наблюдается огромный интерес к инновационным стартапам, на государственном уровне предпринимаются меры для их успешного внедрения, создаются специальные проекты и программы. В Китае к этой концепции подходят с особым вниманием, поскольку китайское правительство считает, что именно инновации являются ключом к поступательному росту экономики страны, обеспечивая синергию работы государственных органов, предпринимателей и других заинтересованных сторон, а также различные элементы. инициировать сектор инновационного предпринимательства. В статье исследуются основные принципы инновационного предпринимательства в контексте их применения в практике как российских, так и китайских предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN DIGITAL WORLD OF THE XXI CENTURY: RUSSIA AND CHINA

In recent decades, especially after the global crisis of 2008, entrepreneurship and innovation have become one of the main concepts in the field of business and politics at the level of state development and worldwide. The relevance of this phenomenon has increased as entrepreneurship is increasingly associated with the ability to create new products or services, to innovate, and more and more studies show that there is a relationship between entrepreneurship, innovation, and economic development. Recently, much attention has been paid to the role of innovative entrepreneurs in accelerating the economic growth of the state, since it is believed that innovative entrepreneurs are those people and companies that manage to transform innovative ideas into high-demand products, services, or technologies. They are the drivers of positive quantitative and qualitative changes in the economy. Trends in the development of innovative entrepreneurship attract the attention of states in almost all countries. In Russia, there is a huge interest in innovative start-ups, measures are being taken at the state level for their successful implementation, special projects and programs are being created. In China, this concept is approached with special attention, since the Chinese government believes that it is an innovation that is the key to the progressive growth of the country's economy, providing synergy between the work of government agencies, entrepreneurs, and other stakeholders, as well as various elements. initiate a sector of innovative entrepreneurship. The article examines the basic principles of innovative entrepreneurship in the context of their application in the practice of both Russian and Chinese entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ МИРЕ XXI ВЕКА: РОССИЯ И КИТАЙ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

V7TK" ЧЧП'ПГИ О ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 J JU .UU4-. У |(сс) (jjCS) TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOr 10 26140/anie-2021-1004-0040 fc^»ÏWiM(https://creativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ МИРЕ XXI ВЕКА: РОССИЯ И КИТАЙ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7724-6994 AuthorID: 379603 ResearcherID: E-3887-2016 ORCID: 0000-0001-8055-8597

МАСЮК Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: masyukn@gmail.com)

SPIN: 8216-0035 AuthorID: 331006 ResearcherID: E-4006-2016 ORCID: 0000-0002-2512-4769

БУШУЕВА Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в Иваново (153004, Россия, Иваново, Дзержинского, 53, e-mail: bush.mar@yandx.ru) ORCID: 0000-0002-5417-5055

ЧЖЭН Фусюэ, аспирант кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41,e-mail: 550454696@mail.ru) Аннотация. В последние десятилетия, особенно после глобального кризиса 2008 года, предпринимательство и инновации стали одними из основных концепций в сфере бизнеса и политики на уровне развития государства, так и общемировом. Актуальность данного феномена возросла, поскольку предпринимательство все чаще ассоциируется со способностью создавать новые продукты или услуги, вводить новшества, и все больше исследований показывают, что существует взаимосвязь между предпринимательством, инновациями и экономическим развитием. В последнее время значительное внимание уделяется роли инновационных предпринимателей в ускорении экономического роста государства, поскольку считается, что инновационные предприниматели - это те люди и компании, которым удается преобразовать инновационные идеи в пользующиеся большим спросом продукты, услуги или технологии. Они являются драйверами позитивных количественных и качественных изменений в экономике. Тенденции развития инновационного предпринимательства привлекают внимание государств практически всех стран. В России наблюдается огромный интерес к инновационным стартапам, на государственном уровне предпринимаются меры для их успешного внедрения, создаются специальные проекты и программы. В Китае к этой концепции подходят с особым вниманием, поскольку китайское правительство считает, что именно инновации являются ключом к поступательному росту экономики страны, обеспечивая синергию работы государственных органов, предпринимателей и других заинтересованных сторон, а также различные элементы. инициировать сектор инновационного предпринимательства. В статье исследуются основные принципы инновационного предпринимательства в контексте их применения в практике как российских, так и китайских предпринимателей.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, технологическое развитие, инновационное развитие, цифровизация, информатизация, технологизация.

PRINCIPLES OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN DIGITAL WORLD OF THE XXI CENTURY: RUSSIA AND CHINA

© The Author(s) 2021

MASYUK Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of Economics and Management Department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41,e-mail: masyukn@gmail.com) BUSHUEVA Marina Aleksandrovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of Economics Department Russian Economic University by G.V. Plekhanova, branch in Ivanovo (153004, Ivanovo, Dzerzhinsky str., 53, e-mail: bush.mar@yandx.ru) ZHENG Fuxue, postgraduate student of Economics and Management Department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: 550454696@mail.ru) Abstract. In recent decades, especially after the global crisis of 2008, entrepreneurship and innovation have become one of the main concepts in the field of business and politics at the level of state development and worldwide. The relevance of this phenomenon has increased as entrepreneurship is increasingly associated with the ability to create new products or services, to innovate, and more and more studies show that there is a relationship between entrepreneurship, innovation, and economic development. Recently, much attention has been paid to the role of innovative entrepreneurs in accelerating the economic growth of the state, since it is believed that innovative entrepreneurs are those people and companies that manage to transform innovative ideas into high-demand products, services, or technologies. They are the drivers of positive quantitative and qualitative changes in the economy. Trends in the development of innovative entrepreneurship attract the attention of states in almost all countries. In Russia, there is a huge interest in innovative start-ups, measures are being taken at the state level for their successful implementation, special projects and programs are being created. In China, this concept is approached with special attention, since the Chinese government believes that it is an innovation that is the key to the progressive growth of the country's economy, providing synergy between the work of government agencies, entrepreneurs, and other stakeholders, as well as various elements. initiate a sector of innovative entrepreneurship. The article examines the basic principles of innovative entrepreneurship in the context of their application in the practice of both Russian and Chinese

entrepreneurs._

Keywords: innovation, innovative entrepreneurship, technological development, innovative development, digitaliza-tion, informatization, technologization.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами.

Глобализация и постепенный процесс перехода к парадигме экономики знаний, как к источнику конкурентоспособности, сделали многие традиционные инструменты государственного развития менее эффективными. Так, традиционная экономико-политическая система больше не может гарантировать высоких темпов роста и занятости, что, конечно же, не может быть априори имплементировано для всех экономик мира. Напротив, инновация, как единица нового развития множества систем в мире - от социально-экономических до промышленных, привлекает в настоящее время внимание экспертов на разных правительственных уровнях - от местного до наднационального. Однако стоит заметить, что инновация, как феномен, не может обособленно повлиять на качественное и количественное изменение, поэтому необходимо создавать инновационную синергию с этим концептом, одним из которых является инновационное предпринимательство. Сейчас инновационное предпринимательство - это явление, которое становится все более важным не только для локального, но и общеглобального развития, что стало заметно особенно в последнее десятилетие XX века. Существует множество примеров успешных инноваций, исходящих от предприятий, которые революционизировали целые отрасли, продолжая это делать. Более того, именно инновационное предпринимательство, как один из важнейших концептов развития в XXI веке, приобретает сейчас новое, практически трансцендентное, значение в экономике знаний, поскольку оно служит ключевым механизмом, с помощью которого знания могут стать триггером трансформации мира в условиях цифровых трансформаций.

По мнению многих авторов, инновационное предпринимательство в настоящий момент стало служить инструментом экономического роста во многих странах [1]. Цифровизация, как один из элементов глобальных преобразований, позволяет трансформировать бизнес-модель инновационных предпринимательских структур [2], становясь импульсом для дальнейшего развития в различных сферах, таких как сегмент искусственного интеллекта, биотехнологий и фармацевтики, формируя обновленную общенациональную модель инновационного развития. предпринимательство.

Авторы Орёл А.А. и Зайцев А.А [3]. считают, что именно анализируемый феномен может стать основой устойчивого развития общемирового пространства, что коррелирует с Целями устойчивого развития от Организации Объединенных Наций, цель которых - формулировка универсальных целей, отвечающих насущным экологическим, политическим и экономическим проблемам, стоящих перед мировой общественностью [4]. Оно отвечает этим целям потому, что в то время, когда политики объединяют усилия для восстановления роста и преодоления глобального экономического и финансового кризиса 2008 и 2020 гг., особое внимание нужно уделить инновационному предпринимательству, поскольку оно играет важную роль в содействии экономического роста, созданию рабочих мест и сокращению бедности, а также помогает решить ключевые социальные проблемы, которые и приведут мир к новому будущему. В целом, под инновационным предпринимательством понимается, опираясь на работу Passaro R., Scandurra G. и Thomas A., устранение напряженности на рынках за счет использования и принятия инновационных идей, разрабатываемых на разных уровнях, и единицей такого предпринимательства является инновация [5], которая, представляет собой производство и использование продукта или услуги с добавленной стоимостью в экономической

и социальной сферах. Помимо этого, авторы видят в инновации процесс обновления и расширения продуктов, услуг и рынков с опорой на разработку новых методов производства и создание новых систем управления.

В настоящее время, безусловно, не все страны отличаются одинаковым уровнем развития сегмента инновационного предпринимательства. Сравнение России и Китая в этом контексте пока не в пользу России, хотя обе страны встали на путь взаимовыгодного цифрового сотрудничества [6]. В РФ необоснованно высокие затраты бюджета на престижные объекты при явном недофинансировании базовой инфраструктуры. В то же время в КНР идет широкомасштабное строительство дорог, аэропортов, глубоководных морских портов, электростанций. В Китае лучше финансируется система образования, которая в большей степени включена в международное сотрудничество. Число международных научных публикаций и патентов Китая более чем в пять раз превышает число аналогичных российских работ. Еще одно отличие - разрыв между обещаниями и реальностью. В России реализация анонсируемых проектов крайне низка, тогда как промышленная политика Китая в большей степени ориентирована на достижение результата, в том числе и на рост технологичности собственного производства. Несмотря на наличие в РФ различных институтов и механизмов развития - создание специальных экономических зон, кластеров, технопарков, государственных корпораций, венчурных фондов, не происходит самого главного - новые технологии внедряются в отечественное производство крайне медленно [7].

Китай, благодаря инновациям и анализируемому концепту, значительно увеличил темпы собственного экономического роста, продолжая это делать. Более того, как заметил Dytchwald 2., будущее развития Китая основывается только на инновациях, в связи с чем страна за последнее десятилетие XXI века значительно продвигалась в позициях Глобального инновационного индекса, достигнув в 2020 году 14 места [8], в то время как в 2010 году Китай занял лишь 43 место [9], что указывает на значительный позитивный скачок для развития страны в этом аспекте. Многие исследователи также считают, как, например, Юань Хуэй [9] и Ю. Чжаохуэй [10], что инновационное предпринимательство стало отправной точкой «золотого периода развития» Китая, который приведет Китайскую Народную Республику (КНР) к трансформации всех сфер в стране. Также можно сказать, что Китай начал быстрый переход к новой фазе экономического развития, основанной на высокотехнологичном производстве и национальных передовых технологиях, благодаря масштабированию инновационной системы за счет привлечения малых и средних предприятий в предпринимательский цикл. Стоит также заметить, что инновационное предпринимательство сейчас основано на цифровой трансформации [цифровизации], ставшей центром внимания предпринимателей, как отметили Ли Хуан, Цуй Ханг и Ше Цунго, поскольку многие компании, исследовательские институты, эксперты и ученые теперь ставят во главу развития инновацию, чтобы обеспечить собственному предприятию органичный и устойчивый рост [11]. Помимо этого, в концепте инновационного предпринимательства, в особенности в Китае, определяющей единицей развития [как на уровне государства, так и организации] стали информация и данные, которые Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственного совета в 2020 году впервые включил в качестве ключевого источника общегосударственного развития, что влияет и на модернизацию предприятий в поле цифровизации в XXI веке.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

По мнению многих экспертов, как, например, Юань Хуэй, именно цифровизация является триггером для инновационного развития предприятий. Так, он называет этот процесс «генетической модификацией» бизнеса, подразумевая важность и неизбежность цифровой трансформации предприятий для повышения конкурентоспособности [9]. Данная трансформация сопровождается внедрением разнообразных информационных технологий, повышая уровень производственной и интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, позволяет избежать «слепой трансформации», которая может и не привести к технологическому прорыву. Того же мнения придерживается и Чжан Хайсу, отметивший в своей работе превалирование во множестве китайских компаний стремление к постоянной инверсии в сфере цифрового развития, что создает новые точки роста, образуя вместе с этим обновленную бизнес-модель. Помимо этого, автор выделяет три принципа инновационного предпринимательства, которым должны следовать организации, желающие преуспеть в процессе инновационной трансформации бизнеса [12]:.

1.Слежение за дифференциацией продукта [продукт должен быть многофункциональным и отвечать требованиям современного рынка];

2.Масштаб инвестиций в инвестиционные проекты;

3.Рентабельность инвестиций в инновационные проекты.

Тем не менее, многие исследователи задаются планомерным вопросом: «Что является драйвером инновационного предпринимательства в условиях цифровизации в XXI веке в КНР?» Одним из ответов может послужить работа Yin Z., Gong X., Guo P. и Wu T., которые подчеркнули, что полномасштабное развитие инновационного предпринимательства в Китае обязано сегменту мобильных платежей, как первичному фактору, который изменил отношение к риску, предоставил каналы для распространения информации и облегчил парадигму кредитования [13]. Помимо этого, опираясь на работу Хуан Шуай и Ли Цянь, можно сказать, что внедрение мобильных платежей значительно ускорило развитие имплементации цифровых технологий, повлияв на сегмент традиционной торговли, породив новые форматы и торговые модели, сформировав значительный импульс для продолжения цифровизации в стране, открывая беспрецедентные возможности для развития инновационного предпринимательства [14].

Более того, как заметил Hansen В., инновационное предпринимательство позволило увеличить объем социальных инвестиций, что стало одной из причин развития, согласно которой в КНР предпринимательством стало невероятно популярной формой занятости местного населения. Еще одним принципом инновационного предпринимательства в Китае является политика продвижения «массового предпринимательства и инноваций для всех» [15]. Данная политика является важной экономической стратегией центрального правительства, направленной на поощрение предпринимательских начал и местных инноваций на всех уровнях общества в КНР, как заметили Ahlstrom D., Yang X., Wang L. И Wu C. [16]. Так, во время Национальной конференции по науке, технологиям и инновациям в 2016 году, правительство Китая провозгласило национальную стратегию, связанную с инновационным развитием. В рамках Национальной стратегии инновационного развития и 13-го пятилетнего плана научно-технических инноваций китайское правительство сформировало стратегический план будущих научно-технических инноваций во всех сферах общества и определило стратегическую цель на уровне государства - сделать Китай страной, в большей степени, ориентированной на инновации в разнообразных сферах, как, например, информационные технологии, медицина, биотехнологии и др., а не идти по пути

подражания зарубежным инновационным моделям, как это было раньше. Тем не менее, инновационное предпринимательство является сложным и многофакторным концептом, содержащим в себе множество структурных элементов, одним из которых являются принципы инновационного предпринимательства, что и является проблемной сферой, необходимой к рассмотрению в работе.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является представление принципов инновационного предпринимательства в России и Китае с опорой на имплементацию процесса развития цифровизации в сегмент предпринимательства в XXI веке.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области инноваций и предпринимательства. Основными методами при проведении данного исследования являлись методы сравнительного и ситуационного анализа и ситуационного подхода., а также изучение современного спектра цифровых технологий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Опираясь на государственную политику по продвижению инноваций, китайское правительство обеспечило и обеспечивает стране постоянный экономический рост благодаря влиянию парадигмы инновационного предпринимательства. Если посмотреть на список For-tune-500 по рейтингу самых крупных компаний, то 124 компании [на 2020 год] из этого списка принадлежат Китаю. Среди них находятся такие, как Sinopec Group [2 место], State Grid [3 место], China National Petroleum [4 место], Ping An Insurance [21 место], Huawei Investment & Holding [49 место], China Mobile Construction [65 место] и др. [17] Также примечательно, что количество компаний из Китая в этом списке ежегодно увеличивается. К примеру, в 2015 году их было 100, в 2017 - 109, в 2019 году - 119 и в 2020 году 124 соответственно. Из российских предприятий в этом списке находятся Газпром [55 место], Лукойл [57 место], Роснефть [76] место, Сбербанк [240 место].

Возвращаясь к Китаю, помимо этого, также можно сказать, что по статистике Всемирного банка, китайские компании находятся в топ-27 стран по миру в отношении развития предпринимательских инициатив в сегменте «Технологические инновации», а еще предпринимательство в КНР является одним из наиболее желаемых карьерных путей в стране [18]. Развитию парадигмы инновационного предпринимательства в КРН, помимо этого, способствует достаточно высокий уровень Индекса предпринимательской уверенности, опираясь на данные Организации экономического сотрудничества и развития [19].

Тем не менее, концепт инновационного предпринимательства в Китае развивается не по хаотичному сценарию, и ему присущи некоторые элементы упорядочивания, выражающиеся в определенных принципах.

1. Принцип имплементации цифровых бизнес-моделей. Чжан Лянлян и Чен Чжи считают, что инновационное предпринимательство в КНР развивается, по большему счету, благодаря цифровизации бизнес-моделей предприятий, которая заключается не только в привлечении и использовании собственных инновационных ресурсов, но также возможно благодаря «захвату» сторонних инноваций, создавая своеобразную технолого-циф-ровую бизнес-синергию [20].

2. Принцип интеграции инновационных технологий. Помимо этого, можно говорить и о глубокой интеграции разного рода информационных технологий в бизнес-модели функционирования компаний, как, например, искусственный интеллект (англ. AI), «большие данные»,

блокчейн, а также другие интегрированные технологии. Однако, особенностью ведения бизнеса в Китае в анализируемом аспекте является еще и то, что многие предприятия быстро привлекают в свою деятельность венчурный капитал благодаря тому, что в центре их деятельности стоят инновации. Вместе с этим нельзя нивелировать и такой общий фактор, как «оцифровка» бизнеса, являющийся структурным элементом цифровизации бизнес-модели для повышения конкурентоспособности согласно исследованию Хань Синя [21]. Опираясь на работу Ян Донга, можно еще сказать и то, что цифрови-зация, как современный феномен технолого-управлен-ческого развития, стимулирует инновационное развитие предприятий [22].

3. Принцип производства инновационных продуктов и услуг. Оцифровка способствует дальнейшему включению инноваций в производимые продукты и услуги. В условиях конкуренции компании должны прогнозировать развитие продуктов и услуг, отчего руководители должны получать быструю обратную связь для проведения корректировок в соответствии с потребностями рынка, в общем, и клиентов, в частности. Более того, сочетание цифровых технологий со структурой продукта или услуги позволит сделать его более дигитализированным, связанным с Интернетом, что повышает ценность продукта или услуги.

4. Принцип инновационного управления. Оцифровка стимулирует дальнейшее включений инноваций в управ-ленческо-производственные процессы предприятия. Благодаря беспрецедентному развитию информационных технологий и включению их во все бизнес-процессы предприятий, в них могут участвовать разные участники независимо от географической локации. Оцифровка бизнес-модели предприятия инновационной направленности позволяет легко и быстро внедрять итеративные организационные процессы, что имеет куда большую ценность, чем организационные процессы централизованного [негибкого] управления.

5. Принцип управления идеями. Цифровая бизнес-модель также способствует улучшению процессов генерации идей, проектированию, тестированию, логистики и др. в контексте функционирования предприятия.

6. Принцип организационных инноваций. Оцифровка стимулирует появление и имплементацию организационных инноваций. Оцифровка бизнес-модели организаций с инновационной направленностью позволяет компаниям делать акцент на концепциях создания стоимости на основе услуг, учитывая, что это путь к постиндустриальному обществу. Одним из таких направлений является аутсорсинг, широко используемый за рубежом и приобретающий все большее распространение в России [23].

7. Принцип обновления инфраструктуры. Новая цифровая инфраструктура включает в себя сети 5G, искусственный интеллект, центры обработки больших данных, промышленный интернет, междугородние скоростные железные дороги, городской рельсовый транспорт, а также технологии сверхвысокого напряжения и зарядные станции для автомобилей на новых источниках энергии. Новая инфраструктура подразделяется на три больших типа: информационная инфраструктура, конвергентная инфраструктура («умный транспорт», «умная энергия» и т. д.) и инновационная инфраструктура («инновационные инкубаторы»). Ядро новой инфраструктуры составляют базовые станции 5G, дата-центры, серверы, автомобили на новых видах энергии и производственные цепочки, связанные с этими технологиями. Все это - основа для промышленного интернета, «интернета вещей» (1оТ) и «интернета транспортных средств» (IoV).

С популяризацией цифровых технологий в современных организациях в КНР изменилась и организационная модель управления, как заметил Сюй Мэн, Чэнь Цзинь и Ли Цзясюэ, и у руководителей таких компаний сформировалось «цифровое мышление», позволяющее транс-

формировать организацию с помощью двух стратегий [24,25]:

а) организация может внедрить определенного рода цифровые технологии для поддержания конкурентоспособности на рынке и больше не изменять собственную бизнес-модель;

б) организация постоянно внедряет новые цифровые технологии, постоянно изменяя собственную бизнес-модель.

Понятно, что самые инновационные предприятия, как правило, выбирают вторую стратегию.

8. Принцип ориентации на искусственный интеллект. Еще одним принципом инновационного предпринимательства в Китае можно назвать центровку бизнеса на развитие технологий искусственного интеллекта. Опираясь на доклад Deloitte, необходимо сказать, что именно сегмент искусственного интеллекта получает большое распространение в бизнес-среде китайских компаний, который используется как для создания инновационных продуктов, так и услуг [26], что подтвердили в своей работе Li J., Liu Z. и Zhou J. [27] Еще в 2017 году бывший CEO компании Alphabet Эрик Шмидт сказал, что к 2020 году Китай по развитию технологий AI будет на одном уровне с США, к 2025 - превзойдет этот уровень, а к 2030 году КНР станет доминирующей фигурой на рынке искусственного интеллекта во всем мире. Также развитие данного принципа можно посмотреть на примере научных исследований в сфере искусственного интеллекта: если в 1997 году количество научных работ в этой сфере было 1,086 единиц, то в 2019 г. это число превысило уже 37 тыс. [28] Более того, Li D., Tong T.W. и Xiao Y. отметили, что в этом сегменте [инновации в AI] Китай занимает передовые позиции уже несколько лет, значительно оставив позади США и др. страны [29]. Помимо этого, авторы Arenal A., Armuna C., Feijob C., Ramos S., Xu Z. и Moreno A. подчеркнули, что в Китае AI стоит во главе множества компаний, связанных с инновационным предпринимательством, причем вся эта синергичная парадигма функционирует на трех элементах [30]:

а) университеты, в которых преподаются IT-специальности;

б) различные институциональные организации;

в) прочие элементы, соединяющие две верхних структуры.

Для того, чтобы обеспечить дальнейший рост сегменту искусственного интеллекта в коллаборации с предприятиями и прочими институциональными структурами, правительство КНР выпустило план по развитию сектора AI на 2018-2020 гг. с возможностью дальнейшей пролонгации, желая достичь прорыва в следующих областях [28].

а) транспортные средства: разработка обновленной цифровой архитектуры автомобиля, смарт-чипы для машин, создание аппаратной и алгоритмической платформы для дальнейшей интеллектуализации транспортных средств и др.;

б) сервисные роботы: усиление уровня интеллекта в бытовых сервисных системах, развитие трехмерного позиционирования изображений, расширение возможностей интерфейса «человек-компьютер», использование хирургических роботов в клинической медицине и др.;

в) беспилотные летательные аппараты: дальнейшее развитие в технологиях связи, позиционирования и навигации, улучшение мониторинга и управления с помощью высокоинтегрированных специализированных микросхем и других составных частей;

г) системы идентификации видеоизображений: поддержка биотехнологий в контексте цифровизации, разработка биометрически проверенных удостоверений личности, а также систем поиска по изображению;

д) голосовые интерактивные системы: развитие фреймворков распознавания речи нового поколения, внедрение систем персонализированного распознавания

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 23Q9-1762; e-ISSN: 2712-S4S2

речи и др.

Наряду с вышеприведенной областью еще одним направлением инновационного предпринимательства в КНР можно назвать сильный упор на сегмент биотехнологий и фармацевтики. Так, к примеру, Zhang J.Z. и Ellis S. в своем исследовании отметили, что сейчас в Китае виден бум этих отраслей на фоне государственной поддержки правительства из-за признания, что биотехнологии решают играющую роль в здоровье человека на фоне ухудшающегося климата, что побуждает китайских студентов возвращаться домой из-за границы после обучения, попутно привлекая дополнительное финансирование и инвестиции [31,32]. Помимо этого, недавняя реформа регулирования Национального управления медицинских и фармацевтических продуктов КНР стала тригерром для развития биотехнологической промышленности, продвигая вперед клинические испытания множества препаратов и услуг, а также регистрацию инновационных лекарств, которые должны помочь справиться с онкологией и неврологическими заболеваниями разного характера. Среди таких инновационных компаний, как отметил Liu A., можно назвать CStone Pharmaceuticals, Harbour BioMed, Hua Medicine, I-Mab Biopharma, Innovent Biologies, Junshi Biosciences, Legend Biotech, Zai Lab и др., способствующие дальнейшему развитию рынков [33].

9. Принцип инновационного обучения и коучинга. Ко-учинг для руководителей инновационных предприятий - это индивидуальный интерактивный процесс между профессионалом среднего или высшего уровня (коучи) и сертифицированным коучем. Общая цель - дать возможность подопечному достичь быстрых и продолжительных результатов, которые наиболее ценны для него / нее и компании.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Действительно, можно сказать, как отметила Steiber A., в течение многих лет экономика Китая была известна, в основном, дешевым контрактным производством и имитацией зарубежных товаров, однако со второго десятилетия XXI века КНР превратился из страны-«копировальщика» в страну «создающую», поставив во главе процесс внедрения инноваций как на государственном, так и на уровне предпринимательства. Ключевые факторы данного изменения включают в себя крупномасштабные инвестиции в науку, образование и инфраструктуру, а также политические реформы, которые открыли экономику для сил свободного рынка [34]. Более того, китайское правительство само поддерживает развитие инноваций, в особенности в сфере предпринимательства. Помимо этого, можно отметить, что китайские предприятия извлекают выгоду из быстрорастущего внутреннего рынка, который создает спрос на инновационные товары, позволяя экспериментировать с сектором товаров и услуг.

В целом, предпринимательство всегда играет важную роль в стимулировании инноваций, экономического роста и благосостояния, помимо его влияния на создание рабочих мест, однако уровень развития инновационного предпринимательства в Китае позволило стране сделать беспрецедентно большой скачок в отношении собственного развития, что произошло благодаря «оцифровке» предпринимательства. Также можно отметить, что предприниматели в КНР стали не просто использовать инновационные технологии, а они начали преобразовывать бизнес-модели, взаимодействуя по-новому с клиентами, технологически-управленческими операциями, стратегиями и другими бизнес-моделями, и эти бизнес-модели начали адаптироваться к изменениям в технологической среде, что обуславливает значительную конкурентоспособность китайских компаний. Обращаясь к работе Дунхэн Ли, Шупэн Хуан и Лянсун Фань, а также Чжу Тяньюань, можно также сказать, что в настоящее время, учитывая стратегическое развертывание экономики Китая, основанное на инновациях, и выход её на второе ме-

сто, инновационное предпринимательство будет играть дальнейшую основополагающую роль для неизбежной социально-экономической и промышленной трансформации страны, создавая новые возможности для количественных и качественных изменений [35,36].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновации и предпринимательство считаются одними из основных драйверов экономического роста в текущем сценарии общемирового развития. Комбинация предпринимательства и инноваций приводит к феномену инновационного предпринимательства - появляются компании, основанные на новых инновационных идеях, призванные изменить мир. Стоит отметить, что инновации создают основу для новых рабочих мест, роста производительности и модернизированных предприятий, из-за которых конкуренция становится жесткой, а это добавление конкуренции заставляет продолжать внедрять инновации, в противном случае предприятия могут уйти с рынка, или их продукция превратится в товар. Страны с инновационной экономикой более производительны, устойчивы, легче адаптируются к изменениям и лучше способны поддерживать более высокий уровень жизни. И одной из таких стран является Китай, хотя по многим аспектам Россия занимает более высокие позиции.

Можно с уверенностью сказать, что стремительный экономический рост позволил КНР стать одним из ключевых игроков мировой экономики, и правительство Китая добилось этого, последовательно реализуя инновационную стратегию развития национальной экономики, проведя имплементацию этого с начала XXI века, и успех этой стратегии очевиден, поскольку к концу первого десятилетия XXI века Китай стал одним из лидеров в плане инновационного предпринимательства. Более того, в современных бизнес-секторах [как в Китае, так и в мировом контексте] инновационная идея рассматривается как ключевой продукт при дифференциации со способностью генерировать нечто новое и создавать рынок, обладая силой трансформировать отрасль, тогда как предпринимательство часто ассоциируется с истинной неопределенностью, особенно когда оно включает в себя привнесение новой идеи бизнесу. В Китае экономика стремительно меняется в сторону устойчивого градуального роста благодаря не только непосредственному включению инноваций в управленческо-производствен-ные процессы, но также и изменениям бизнес-модели компаний, учитывая их оцифровку. Подобная оцифровка, а также упор на такие сегменты, как искусственный интеллект и «биотехнологии + фармацевтика», позволяет китайским компаниям встать на путь долгосрочного успешного выживания и конкурентоспособности, постепенно становясь всё более сильной экономикой в границах страны.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления

В качестве варианта направления дальнейшего исследования с учетом этой статьи предлагается проанализировать деятельность китайских компаний в контексте развития технологии искусственного интеллекта как одного из направлений инновационного предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова, О.Е. Инновационное предпринимательство в России: тренды, инструменты и потенциал развития: монография. М.-Бер-лин: Директ-Медиа, 2019. 126 с.

2. Масюк Н.Н., Чжэн Ф. Технологические инновации в бизнес-модели компании HUAWEI//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т.9. №3(32). С. 260-264.

3. Орёл А.А., Зайцев А.А. Инновационное предпринимательство как основа обеспечения устойчивого развития // Сборник трудов национальной научно-практической конференции с зарубежным участием. 2020. С. 256-262.

4. Background on the goals / URL: https://www1.undp.org/content/ oslo-governance-centre/en/home/sustainable-development-goals/back-ground.html (дата обращения 10.07.2021).

5. Passaro R., Scandurra G., Thomas A. 2017. The Emergence of Innovative Entrepreneurship: Beyond the Intention. Investigating the Participants in an Academic SUC // International Journal of Innovation and Technology Management 14(5):1-22.

6. Masyuk, N.N., Kiryanov A.E., Zhao Chen. Russia and China in the Global Digital Space; Opportunities for Cooperation // Proceedings of the 34nd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Madrid, Spam, 13-14 November, 2019. pp. 4288-4297.

7. Сравнение с Китаем не в пользу России /URL: https://www.ng.ru/ economics/2018-10-03/4_compare.html (дата обращения 12.6.2021).

8. Dychtwald Z. (2021). China's New Innovation Advantage / URL:https://hbr. org/2021/05/chinas-new-innovation-advantage (дата обращения 10.07.2021).

9. The Global Innovation Index 2011 /URL: https://www. wipo.int/edocs/ pubdocs/en/economics/gii/gii 2011.pdf (дата обращения 10.07.2021).

9. Ш.±ШШ^птШ*п£Ш®.±М±Ж202и02):6-9.

10.

а,2020,(05):28-29.

11. ■ ШМ ■

ШШ±ШШШ,2021(04):25-29.

12ЖМШ. ФЯМ-1

Ш ■ 2019^4Й160® 007®.

13. Yin Z., Ging X., Guo P., Wu T. (2019). What Drives Entrepreneur-ship in Digital Economy? Evidence from China // Economic Modelling 82:66-73.

I5SA,2020,(11):24-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Hansen B. (2019). The digital revolution — digital entrepreneurship and transformation in Beijing // Small Enterprise Research 26(1):36-54.

16. Ahlstrom D., Yang X., Wang L., Wu C. (2018). A global perspective of entrepreneurship and innovation in China // Multinational Business Review 26(4):302-318.

17. Global 500: China /URL: https://fortune.com/global500/2020/ search/?fg500_country=China (дата обращения 10.07.2021).

18. Innovation, Technology and Entrepreneurship: A Data Exploration /URL: https://tcdata360.worldbank.org/stories/tech-entrepreneurship/ (дата обращения 10.07.2021).

19. Business confidence index (BCI) /URL:https://data.oecd.org/ leadind/business-confidence-index-bci.htm (дата обращения 10.07.2021).

20. iü ■ fes. «ЙФ

Я,2019,(08):43-45.

21. 38.ШШа^^{Ь$Шя?Ш.АЕВШ,2020^7й60,® 002ЖШН.

2 2. »íftiaffli^^^iss. Kf^iü

S,2021,(01):42#®1ffi.

23. Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Брагина З.В., Сильченко В.В. Модели комплексного аутсорсинга в текстильном кластере в условиях цифровизации //Известия вузов. Технология текстильной промышленности (Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Teknologiya Tek-stil'noiPromyshlennosti). 2019. №3(381). С. 25-32.

24.

484ffi):54-60.

25.И $6i.t?«STfiiSSi.iI^ISi ^,2020,(Z1):®5#®2-3ffi.

26. Rising Innovation in China /URL: https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/cn/Documents/innovation/deloitte-cn-innova-tion-china-innovation-ecosystem-report-en-191101.pdf (дата обращения 10.07.2021).

27. Li J., Liu Z., Zhou J. (2020). How to become the chosen one in the artificial intelligence market: the evidence from China // International Journal of Technology Management. 84(1-2).

28. Chinese government outlines AI ambitions through 2020 /URL: https://www.jaist.ac.jp/~bao/AI/0therAIstrategies/Translation_%020Chi-nese%20government%20outlines%20AI%20ambitions%20through%20 2020.pdf (дата обращения 10.07.2021).

29. Li D., Tong TW., Xiao Y. Is China Emerging as the Global Leader in AI? /URL: https://hbr. org/2021/02/is-china-emerging-as-the-global-leader-in-ai (дата обращения 10.07.2021).

30. Arenal A., Armuna C., Feijob C., Ramos S., Xu Z., Moreno A. (2020). Innovation ecosystems theory revisited: The case of artificial intelligence in China // Telecommunications Policy 44(6):19-29.

31. Zhang JZ. 2020. The Emergence and Transformation of China in Biotechnology // Biotechnology Entrepreneurship (Second Edition) 567582.

32. Ellis S. (2018). Biotech booms in China //Nature 552(7688).

33. Liu A. 10 biotechs to know in China /URL:https://www.fierce-pharma.com/special-report/10-biotechs-to-know-china (дата обращения 10.07.2021).

34. Steiber A. China: An Innovation Country? /URL: https://link. springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-67489-6_5 (дата обращения 10.07.2021).

ЙГЙ,2020^06):15-20. ;п,2001,(09):31-35.

Статья поступила в редакцию 09.09.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.